7 перевод τρων τινν. 8 традиции, повествующей о Дионисе-пожирателе змей, не осталось. Может быть, намек на какие-нибудь вакхические или сабазийские мистерии, ср. Арноб . 5, 19. 21; Клим. Алекс. Увещ . II, 16, 2. Змеи были атрибутом Диониса с самого его рождения; ручных змей носили с собой менады (ср. Еврип. Вакх . 99–104 и Плут. Жизнеоп. Алекс . 2). Глава 11 1 эпитет употребляет Клим. Алекс . ( Увещ . II, 32, 4), говоря об Аполлоне и Дафне. 2 У LXX (где слово εμβς и однокоренные встречаются впервые в греч. языке) и позднейших христианских (в т. ч. Иустина) и классических авторов слово «блуждать» получило отрицательную коннотацию (ср. рус. «блудить») (см. у Корсунского, 259), что хорошо объясняет с филологической точки зрения заключительную сентенцию этого § в сирийском тексте. Что Диана – прелюбодейка, прямо утверждал Амвр . О девст . III, 2, 6 (рус. пер. с. 52–3). 5 Иуст . 1 Ап . 27; Татиан 8; Афинаг. Прош . 26; и др. Глава 12 1 египтян были классическим объектом всякого рода насмешек со стороны античных авторов, ср. напр. 15-ю сатиру Ювенала или Иосиф Флав. Прот . Апиона 2, 7(86). 13(139). Как замечает Alp., Аристид опровергает здесь египетскую религию, как бы уклоняясь в сторону от плана сочинения, с целью еще более подчеркнуть неразумие греков (ниже, гл. 13), заблуждавшихся ничуть не менее египтян (ср. Цицер . О прир. бог . 3, 15(39) 16(40); Клим. Алекс. Увещ . II, 39, 6). Автор повести, изменив классификацию Аристида, придал ей более логической стройности, сообразуясь к тому же с характером романа (см. в Предисловии). S , возможно, сохранило оригинальное чтение. Ср. Рим 1, 22 сл.; Феоф. Авт . 1, 10; Прор. Сивилл 3, 28; Афан. Против язычн . 9. 2 Плутарху ( Об Из. и Оз . 15), гроб с телом Озириса был прибит волнами к Библосу. Греч, текст лексически схож с произведением Плутарха. Возможно, S является переработкой G , либо, если S верно передает Аристида, апологет не заботился о мифологической точности, заостряя внимание только на фактах смерти и т.п. «богов», хотя миф об Изиде был широко известен – ср. Афинаг . Прош . 22; Мин . Фел . 21.3; Лактан . Epit . 23.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

I,  31; познание Бога – источник (закваска) жизни II, 32. Боги – существуют ли они III, 3; VI, 2; число богов III, 5; имена богов III, 4, 5; боги великие I, 53; III, 29; небесные III, 29; VII, 3, 25; боги воздуха (aerii) II, 41; боги Мира I, 63; подземные VII, 10, 20; низшие II, 3; III, 29; добрые VII, 23; злые VII, 23; благоприятствующие (dexteri) IV,  23; неблагоприятствующие (laevi) IV, 5, 19, 21; охраняющие (tutelatores) III, 24; покровители искусств и различных занятий III, 23–27; сирийские I, 36; требийские III, 44; боги из людей III, 39; IV, 29; одноименные боги IV, 13, 17; признание нескольких богов и богинь за одно божество III, 33–35; различные и противоречивые представления о богах III, 29–32, 37 – 44; аллегорическое объяснение сказаний о богах V,  1–7; различие богов по полам III, 6–11; безнравственные и позорные поступки, приписываемые богам III, 27, 28; IV, 22–28, 33–35; V, 6, 7, 9, II,  18, 20–22, 28, 29; боги обитают в статуях VI, 17–20 и являют в них свое присутствие VI, 8; гнев на христиан и враждебное отношение к ним I, 17, 25, 26, 28; если боги существуют, то они обязаны своим происхождением и своими божественными свойствами Богу I, 28; II, 35, 36; IV, 19; истинные боги не могут гневаться и испытывать страстные возбуждения I, 17–19, 23; IV, 37; VI, 2; VII, 5, и др. Борода философов и Эскулапа VI, 21. Браки трех родов у римлян IV, 20. Бромий IV, 22. Брундизий (Бриндизи) г. II, 12. Букуры б. I, 36. Бурн (?) б. IV, 9. Бута V, 18. Вакх см. Либер. Вакханалии V, 19. Валериан (Корнелий) VI, 7. Валерий Антийский V, 1. Валерий понтифик V, 7. Варваризмы II, 6; в христианских писаниях I, 59. Варрон см. Теренций Варрон. Венера I, 36; II, 70; III, 6, 26, 27, 33; IV, 7, 17, 25, 27, 29, 35; V, 41, 43, 45; VI, 3, 6, 12, 23, 25; VII, 33; четыре Венеры IV, 15; Венера воинская IV, 7; Кипрская V, 18; Киферская IV, 24; Книдская VI, 13, 22. Венки, гирлянды и цветы для богов VII, 32. Вера – господство ее во всех человеческих делах II, 8; вера в авторитет философов и в их предположения вместо знания истины II, 9, 10; вера в то, что имеет божественный авторитет II, 11, 78; доказательства истинности христианской веры II, 4, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Константинополь. VI.] Мчч. Сергий и Вакх. Икона. Константинополь. VI в. Происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае. Привезены епископом Порфирием (Успенским) в музей КДА. Музей Варвары и Богдана Ханенко. Киев. Файл 9986.jpg:   Размер: 1200x792, 0.95 MPix, 237 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (141) , (2) . Описание: Монастырь св.Сергия и Вакха в Маалюле уникальная икона XIII века святых мучеников до разрушения. Она была уничтожена боевиками в одном из древнейших в мире православных монастырей, расположенном в сирийском городе Маалюли. Файл 34007.jpg:   Размер: 700x490, 0.34 MPix, 59 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (67) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2870-photo

Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет иметь добычу за то, что предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем» (53:1–12).   Кондак, глас 2: Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие богопроповедниче, всем изъяснил еси вочеловечение Господне, возгласив велегласно концем: се Дева во чреве приимет. Страдание святого мученика Христофора О сем преславном мученике [ 1 ] рассказывают нечто странное и необыкновенное, будто он имел песью голову и происходил из страны людоедов [ 2 ]. Когда одним комитом [ 3 ] он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» — таково было его первое имя, — а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору [ 4 ], и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою [ 5 ], причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора. Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин — блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет иметь добычу за то, что предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем» (53:1–12). Кондак, глас 2: Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие богопроповедниче, всем изъяснил еси вочеловечение Господне, возгласив велегласно концем: се Дева во чреве приимет. Страдание святого мученика Христофора О сем преславном мученике рассказывают нечто странное и необыкновенное, будто он имел песью голову и происходил из страны людоедов Когда одним комитом он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» — таково было его первое имя, — а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора. Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин — блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   Ах, справедливая жалоба! Сожаления и плача достойный глас! «Сыновей родила и возвысила, они же отверглись меня. Слушай, небо, и внимай, земля! Сыны», мать свою отвергнувшие, христиане, Церкви Христовой не слушают, христиане, отвергшиеся сатаны и всех дел его, снова к делам его обращаются. Жалостное дело, слушатели, да и страшное! Поскольку кто Церкви не слушает, тот, по слову Христову, как «язычник и мытарь» (Мф 18:17). И опять повторяю: кто Церкви не слушает, тот не сын Церкви. Кто не сын Церкви, тому Христос не Пастырь. Кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца. Кто не Христова овца, тот напрасно ожидает вечной жизни. Потому что Христос-Пастырь только Своим овцам обещает жизнь вечную: «Овцы Мои, — говорит, — слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» (Ин 10:27—28).    Вот, слушатели, к чему приводит бесчинное празднование масленицы! Да и само празднование масленицы выше описанным образом есть дело языческое. Был у язычников ложный бог, изобретатель всякого пьяного питья, по-гречески называемый Вакх, или Дионисий, по-римски Ливер, по-египетски Осирис. Этому скверному божку язычники учредили особенные ежегодные праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалиями. Они эти праздники во всяких бесчиниях, играх, пьянствах и скверностях проводили. Смотрите, не так ли и христиане масленицу проводят, да и прочие празднуют праздники? Не для чего в полдень свет показывать, сами видите.    А я еще подтверждаю, что тот, кто масленицу в вышеописанных бесчиниях провождает, тот явным преступником Церкви бывает, и как бы упорно против нее стоит, и показывает себя недостойным и имени христианского.    Знаете вы, слушатели, какими масленица или сырная седмица ограждена днями? Какое ее начало и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь святая творит воспоминание Страшного Суда Христова, чтобы в страх и чувство нас привести. Тогда Евангелие святое проповедует, что «придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25:31). Придет Тот Судья Страшный, Который «сердца и утробы испытывает», от гнева и ярости Которого вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму перейдет, и луна не даст света своего, звезды небесные спадут, горы растают, и самый ад поколеблется. Тогда скажут горам: «Падите на нас, и холмам: покройте нас от лица Сидящего на Престоле, и от гнева Агнца» (Лк. 23:30; Откр 6:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 5 1–7. Песнь о неблагодарном винограднике и его судье. 8–10. Седмикратное горе на ненасытных приобретателей недвижимого имения, 11–17. на преданных пирам, 18–19. на неверующих насмешников, 20. на не признающих различия между добром и злом, 21. на гордых, 22. на пьяниц, 23. и на нарушителей справедливости. 24–30. Угроза нечестивому израильскому народу нашествием далекого чужого могучего народа. Ис.5:1–7 . Пророк выступает здесь как лирический поэт, но его песнь заключает в себе истину вполне трагического характера. Пророк поет о деле своего возлюбленного Господа, который насадил свой виноградник, т. е. избранный народ в прекрасном месте и даровал ему все условия благополучного существования. Однако этот виноградник принес не прекрасный виноград, а дурные, негодные к употреблению в пищу ягоды. Слушатели этой притчи – песни должны сами сказать, что Всевышний вправе сделать с таким виноградником. Но так как слушатели не могут признать себя виновными, то Сам Господь определяет Своему винограднику или, что тоже, иудеям, их будущую судьбу, которая обещает быть очень печальной. Ис.5:1 . Во­с­по­ю Возлюблен­ному моему песнь Возлюблен­ного моего о винограднике Его. У Возлюблен­ного моего был виноградник на вершине утучнен­ной горы, «Воспою» с евр. «я начинаю петь о моем Друге: это – песнь о Его любви к Своему винограднику». Пророк хочет изобразить отношение своего друга (как образно называется здесь Сам Сущий) к Его винограднику, как нередко называется в Писании народ избранный (ср. Ис.3:14 ; Иер.2:21 ; Иер.12:10 ; Мф.21:33 ). Виноградник этот был разведен на самой удобной почве – на выступах горы, наиболее открытых для действия солнечных лучей. «Вакх любит открытые холмы», – говорит Виргилий, (Георг. II, 113). Ис.5:2 . и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и по­стро­ил башню по­среди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он при­несет добрые грозды, а он при­нес дикие ягоды. «И Он обнес его оградою» – точнее с евр. окопал или вскопал для посадки черенков виноградных лоз.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово в семнадцатую неделю по Пятидесятнице и в царский день. «Темже изыдите из среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся» ( 2Кор.6:17 ). Св. апостол Павел, как вы слышали, братие, в сегодняшнем апостольском чтении, предостерегает коринфских христиан от увлечения языческими суевериями и обычаями. Это были христиане новообращённые, недавно покинувшие язычество. Но окружённые со всех сторон язычниками в жизни семейной и общественной и, неизбежно входя в соприкосновение с ними по житейским делам, они на каждом шагу подвергались опасности заразиться нечистотой язычества, его суевериями, его гнусными пороками, которые однако не были строго осуждаемы, даже совсем не были осуждаемы язычниками, ибо сами боги их были безнравственные существа. Сатурн, пожирающий своих детей, Юпитер, опозоривший себя супружескою неверностью, Вакх – бог пьянства и разгула, Венера – богиня распутства, Меркурий – бог торговых обманов и воровства – чему доброму могли научить язычника? Распутство было даже одною из принадлежностей чествования иных богов, находило притон в их капищах. Христианство противоположно язычеству в религиозном и нравственном отношении. Христиане со времени крещения прервали всякую связь с язычеством, ибо отреклись от диавола и всех дел его и всего служения ему под видом служения богам и сочетались со Христом, вступили в неразрывный союз с Ним, как своим Царём и Богом. С целью убедить новообращённых коринфских христиан, чтобы они помнили всё это и чуждались всего языческого, апостол говорит им: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тмою? Какое согласие между Христом и велиаром (диаволом)? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго», – прибавляет апостол, давая понять им, что, если бы кто из них принял участие в чём-либо языческом, выходило бы то же, как если бы кто взял языческого идола и поставил в христианском храме. В подтверждение того, что христиане действительно суть храмы Божии, апостол применяет к ним далее обетование Господа, данное сынам Израиля: «Вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут моим народом» ( Лев.26:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Второй Вакх - сын Юпитера и Семелы, Фивейский, Вакх-завоеватель. Формы его уже более Греческие. Он выражает первоначальную идею Греков об этом божестве, и к первому Вакху не имеет никакого отношения, кроме преемственного последования за ним в мифологическом развитии. Третий Вакх - Иакх Элевзинских таинств: это символ таинственного слияния почитания Вакха с почитанием Цереры. Ионн принимаёт его за сына второго Вакха и Нимфы Авры. Другие называют его сыном Юпитера и Цереры, или Прозерпины. Этот Иакх являлся в шестой день Элевзинских таинств: Δινυσος π τ μας, - как говорит Свидас при слове αχος. Из всего этого видно, что таинства Вакха в глубокой древности смешиваемы и соединяемы были с таинствами Цереры, как соединяются и самые идеи, выражаемые этими божествами. Все три явления Вакха содержат в себе одну основную мысль - мысль о божестве, которое облагодетельствовало род человеческий полезными изобретениями - земледелием и виноделием. К этой мысли принадлежат все аттрибуты Вакха и все сказания. Так, по Диодору Сицилийскому, Вакх сын Юпитера и Цереры: это эмблема дождя и земли. Титаны растерзывают его, т.е. земледельцы (чада земли, Титаны) выдавливают сок из зрелого винограда. Сказания прибавляют, что члены Вакха были положены в кипяток: это означает вскипяченный виноградный сок, для большей его крепости. Разбросанные члены Вакха, возвращение его к жизни и в первобытное состояние заботами Цереры: не ясно ли этим выражается весеннее возрождение винограда из недр земли? Плутарх видит в мифе Вакха производительную силу природы: от этого божества произошло все, что существует, посредством всем i рного деятеля - огня: отсюда смешение Вакха с Аполлоном. Изменения этого божества означают развитие различных сил и существ вселенной. Платон, в Кратиле, говорит, что все различные сказания о Вакхе составляют только внешнюю сторону его религиозного почитания, и что в его таинствах скрывается внутренняя, глубокая идея. Полагают, что Вакх олицетворял солнце и видимое его течение по знакам зодиака, был символом плодотворной силы земли, и ему приписывают, как и Церере, изобретение земледелия. Вакх Дионисос носил имя фанис , светлый; а это подает повод к заключению, что и Митра древних Персов, которого Греки смешивали с солнцем, был тот же Вакх.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

И здесь все фигуры - эмблемы Вакха: Фавны, Эгипаны, Силен - обыкновенная его свита. В эстетическом отношении эта группа удивительна. Признаюсь, я только теперь, пристально рассматривая ее, убедился, что гениальный художник и в хладный мрамор может вдохнуть жизнь. Как ясно выражены здесь все страсти! Как все фигуры связаны между собою и составляют одно целое! Какая гибкость, ловкость и мягкость в их членах и во всем теле! На боковой правой стороне горельефа представлен Вакх-старец, с опрокинутою кружкою в одной руке и с тирсом в другой. Может быть, это Силен, воспитатель Вакха, в противоположность Пану, держащему на руках Вакха-младенца. Возле старца стоит Вакханка спокойная, и другая с лирою в руке, к нему обращенная лицом, и Фавн, играющий на свирелях. В ногах у них жертвенник с козлиною головой. Фигур четыре. Вакх представляется и в виде старца, для означения того, что неумеренное употребление вина преждевременно приводит к нам старость. Я сказал, что можно принимать этого старца за Силена; но Вакханка, спокойная и бесстрастная, склоняет на сторону первого объяснения. Козел - обыкновенное жертвоприношение Вакху, потому что это животное любит отпрыски виноградных лоз. Сверх того, древние из козлиных кож приготовляли мехи, в которых сохранялось вино. Наконец на передней стороне горельефа главное лицо Вакх, спокойный, увенчанный миртом и виноградом, облеченный в жреческое одеяние и препоясанный, с тирсом в левой руке и с опрокинутою кружкою в правой: это Вакх таинств, или Иакх. Возле него справа Фавн, с свирелью в руке, и Силен - полуоблеченные. Из-за них видны две фигуры, - женская и мужская. Внизу возлежит женщина, облокотившаяся на подножие с головою Силена, с вьющимися по плечам волосами, с повязкою на голове, почтительно взирающая на Вакха. У ног его барс, смирно стоящий. Слева, близ Вакха, распростерт по земле на львиной коже пьяный Геркулес: эмблема того, что и необыкновенная сила телесная сокрушается вином и уничтожается перед разумом и чистотою душевною. Булава выпала у него из рук. С изумлением смотрят на него Фавн и два Эгипана, старый и молодой, призывающий к этому зрелищу товарища своего, отворотившегося от него и пиющего из сосуда, который поднес ему Фавн. Под ними голова Силена. Всех фигур на этой стороне горельефа десять.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010