Под давлением герм. кор. Сигизмунда (31 мая 1433 Е. короновал его в Риме как императора) и др. государей буллой «Dudum sacrum» от 15 дек. 1433 г. папа отменил роспуск Собора, признав как сам Собор, так и принятые на нем решения, и направил на его заседания легатов. Но это не привело к завершению конфликта. В 1433-1436 гг. на Соборе был принят ряд декретов по реформе католич. Церкви: о возобновлении регулярного проведения провинциальных и диоцезальных Соборов, против симонии, об ограничении прав апеллировать к папскому суду. 9 июня 1435 г. Собор вотировал отмену налогов, взимаемых в пользу папской курии (см. Аннаты ). Из-за того что часть этих декретов ограничивала власть папы, они так и не были официально признаны Римской курией, но нашли применение в национальных Церквах (так, 7 июля 1438, опираясь на решения Базельского Собора, франц. кор. Карл VII издал Буржскую прагматическую санкцию , где утверждались приоритет церковных Соборов над властью папы и автономия галликанской Церкви). В 1434 г., в ходе Ломбардских войн, миланский герц. Филиппо Мария Висконти вторгся в Папскую область, т. к. Е. принял сторону его соперников - Венеции и Флоренции. Е. призвал на помощь кондотьера Франческо Сфорца, передав ему власть в Анконской марке. 29 мая 1434 г. в Риме при поддержке рода Колонна вспыхнуло восстание и была провозглашена республика. Ночью 4 июня 1434 г. папа, переодевшись бенедиктинским монахом, был вынужден бежать из охваченного беспорядками Рима в Пизу, а затем во Флоренцию, где его резиденцией стал бенедиктинский мон-рь Санта-Мария Новелла. В апр. 1436 г. папа переехал в Болонью. Между тем папский кондотьер Джованни Вителлески отвоевал большую часть Папской области, в авг. того же года был разрушен оплот рода Колонна - крепость Палестрина. В сент. 1437 г. Е. объявил о переводе заседаний Собора в подконтрольную ему Феррару. Хотя участники Базельского Собора отказались это сделать (за что папа отлучил их), часть католич. иерархов, имп. Фридрих III и ряд зап. государей признали Собор в Ферраре (Е. открыл заседания Собора 8 янв. 1438). Главным вопросом на Соборе должно было стать заключение унии между Зап. и Вост. Церквами. Успеху папы содействовали его длительные переговоры с визант. имп. Иоанном VIII Палеологом и К-польскими иерархами об объединительном Соборе. Первоначально этот Собор планировали созвать в К-поле, но папе, обещавшему Византийской империи помощь Запада в борьбе с османской экспансией, удалось убедить имп. Иоанна VIII и К-польского патриарха Иосифа II прибыть в Италию. В состав греч. делегации вошли также представители Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского патриархов, митр. Киевский грек Исидор , митр. Никейский Виссарион , послы и митрополиты Трапезундской империи, Грузии, Валахии, др. правосл. гос-в. Грекам была обещана (и впосл. оказана) материальная помощь для прибытия в Италию и пребывания в стране, фактически визант. делегация оказалась в финансовой зависимости от папской курии.

http://pravenc.ru/text/187009.html

духовенством. В 1440 г. Собор в Б. признал папу Евгения IV, но отказался аннулировать Прагматическую санкцию, дававшую клирикам право свободного выбора епископа. Но уже Людовик XI, воспользовавшись разногласиями среди членов соборного капитула, назначил архиепископом своего духовника Пьера Кадуэ. Так же поступил Людовик XII, назначив в 1505 г. архиепископом Б. своего незаконнорожденного сына Мишеля де Бюси. Тем не менее капитул Б. резко восстал против Болонского конкордата 1516 г., фактически передававшего права назначения епископа в руки короля, и в 1520 г. вопреки желанию кор. Франциска I избрал архиепископом Франциска де Бюэй. Король отказался признать это избрание и конфисковал имущество архиеп-ства, но это не изменило решение соборного капитула, поддерживавшего избранного им архиепископа. После его смерти (1525) лишь вмешательство папы Климента VII заставило буржских каноников принять ставленника Луизы Савойской Франциска де Турнона , с этого времени соборный капитул потерял контроль над выборами архиепископа. Распространение протестантизма в Б. связывается с деятельностью в 20-х гг. XVI в. духовника кор. Маргариты Наваррской Мишеля д " Аранда. При кор. Генрихе II в 6 населенных пунктах архиеп-ства, в т. ч. в Б., существовали протестант. церкви. В 1562 г., узнав о захвате Орлеана гугенотами во главе с принцем Конде, католики Б. организовали ополчение. Однако в том же году протестантская армия гр. Монтгомери захватила город, разграбив резиденцию архиепископа и частично кафедральный собор. Управляющим в Б. был оставлен Жан д " Анже, по приказу к-рого было разграблено и закрыто аббатство св. Сульпиция. После подхода к Б. королевских войск и бегства д " Анже в Орлеан в 1563 г. католики Б. наложили на побежденных гугенотов контрибуцию за причиненный ущерб церковной собственности. После возобновления боевых действий между католиками и гугенотами, в 1567 г., группа гасконцев, шедшая на соединение с армией гугенотов принца Конде и адмирала Г. Колиньи , разгромила неск. католич.

http://pravenc.ru/text/153657.html

25. А в Галлии, в Марсельской провинции, распространилась болезнь, о которой я часто упоминал. Области Анжера, Нанта и Ле-Мана постиг страшный голод. Ведь это было началом болезней 1782 , о которых сказал Господь в Евангелии: «И будут глады и моры и землетрясения по местам 1783 ; и восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса на небе, чтобы прельстить избранных» 1784 . Совершенно похожее произошло и ныне. Так, одного человека из Буржской области, как он сам впоследствии рассказывал, когда он пришел в лес, чтобы срубить деревья, нужные ему для какого-то дела, облепил рой мух, отчего в течение двух лет он был безумен; из этого можно уразуметь, что порча эта исходила от диавола. После этого тот человек прошел соседние города и дошел до Арльской провинции, и там, облачившись в шкуру, молился, как святой. И, искушая его, враг рода человеческого наделил его даром прорицания. После того, все глубже погрязая в великом грехе, он переменил место. Покинув упомянутую провинцию, он пришел в город Жаволь, называя себя великим и не боясь объявить себя даже Христом 1785 . С ним была некая женщина, которую он выдавал за сестру и велел называть ее Марией. К нему стекалось множество народа, привозя с собой недужных, которым он возвращал здоровье своим прикосновением. Все те, кто к нему приходил, приносили ему золото, серебро и одежду. Он же, дабы легче совратить их, отдавал все это бедным. Распростершись на земле, он ревностно молился вместе с той женщиной, а поднявшись, понуждал стоявших вокруг него вновь поклоняться ему. Ибо он предсказывал будущее и предвещал одним болезни, другим несчастья, немногим грядущее спасение. Однако все это он совершал диавольскими ухищрениями и, не ведаю каким, волшебством. Совратил же он великое множество народа, и не только людей довольно простых, но даже служителей церкви. Последовало же за ним более трех тысяч. Между тем он начал раздевать и грабить некоторых из тех, кто встречался ему на пути; однако награбленное он раздавал неимущим. Он угрожал смертью епископам и горожанам 1786 за то, что они отказывались поклоняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Левнаст, архидиакон буржский, из-за бельма лишился зрения. Хотя он ходил по многим врачам, он никак не мог восстановить зрение. И тогда он пришел к базилике блаженного Мартина. Там он, постоянно постясь и моля вернуть ему зрение, пробыл два или три месяца. Когда же наступил праздник, глаза его прояснились, и он начал видеть. Однако, вернувшись домой, он позвал одного иудея, который поставил ему на лопатки пиявки для того, чтобы лучше видели глаза. Но как только ему спустили кровь, он опять ослеп. Когда это случилось, он снова вернулся к святому храму. И там он вновь оставался долгое время, но зрение так и не восстановилось. Я полагаю, что это ему не было даровано из-за его грехов. Как говорит Господь: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» 687 ; и еще: «...вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 688 . В самом деле, он оставался бы здоровым, если бы, помимо божественной силы, не воспользовался помощью иудея. Ведь апостол об этом напоминает и объясняет в таких словах: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Что общего между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» 689 . Посему пример этот да научит каждого христианина, чтобы он, если сподобился небесного исцеления, не прибегал бы к земному врачеванию. 7. Но следует упомянуть и о том, кто и какие мужи были призваны в этом году ко Господу. Я считаю великими и угодными Богу таких людей, которых он призвал с нашей земли к себе в рай. Именно так ушел из мира благословенный пресвитер Сенох, который жил в Type. Родом же был он тейфал 690 . Став клириком в Турской области, он удалился в келью, которую сам построил в древних стенах. Собрав монахов, он восстановил давно разрушенную часовню. Он же сотворил множество чудес над болящими, о чем мы написали в книге его жития 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Вскоре после Собора Н. послал в Западнофранкское королевство легата Арсения, еп. Орте, к-рый должен был способствовать восстановлению Ротада на епископской кафедре. Арсений доставил кор. Карлу Лысому, архиеп. Гинкмару и др. адресатам послания Н. об оправдании Ротада. В июле 865 г. папский легат встретился с Карлом Лысым, к-рый признал Ротада законным епископом Суасона. Архиеп. Гинкмар, недовольный исходом дела, записал в анналах, что Ротад был низложен в соответствии с канонами, тогда как Н. действовал «не по правилам, злоупотребив своей властью» (non regulariter, sed potentialiter - Annales Bertiniani. 1883. P. 76). 3. После решения дела Ротада противостояние Н. и Гинкмара Реймсского было связано с вопросом о восстановлении в правах клириков, рукоположенных архиеп. Эббоном и отстраненных от служения по указанию Гинкмара. Решение Суасонского Собора 853 г. о непризнании таинств, совершённых Эббоном, было одобрено папой Бенедиктом III (в 855 - Ep. 59a), а затем, по просьбе Гинкмара, и Н. (28 апр. 863 - Ep. 59). Вероятно, от Ротада Суасонского, противника решений Собора, понтифик лучше узнал обстоятельства дела и решил пересмотреть приговор. В посланиях кор. Карлу Лысому, Гинкмару Реймсскому и архиепископам Тура и Вьенны Н. потребовал заново расследовать дело Вульфада и др. клириков, рукоположенных Эббоном; в случае апелляции обвиняемых к Папскому престолу дело должно было рассматриваться в Риме (3 апр. 866 - Ep. 73-76). Понтифика поддержал Карл Лысый, заинтересованный в оправдательном приговоре: король благоволил своему придворному клирику Вульфаду и назначил его на Буржскую архиепископскую кафедру после кончины архиеп. Родульфа. Впосл. король попросил Н. дать согласие на епископское рукоположение Вульфада, но, не дождавшись ответа понтифика, велел рукоположить его во епископа и передал ему Буржскую кафедру. Н. выразил неудовольствие преждевременными, по его мнению, распоряжениями короля (29 авг. 866 - Ep. 77; ср.: Ep. 79), но не стал их оспаривать. На созванном по указанию Н.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Г. был одним из первых, кто высказали сомнения в подлинности Исидоровых декреталий (см. Лжеисидоровы декреталии ), утверждавших неограниченную власть папы в назначении и смещении епископов и созыве Соборов. Нем. ученый Ф. В. Вассершлебен в сер. XIX в. выдвинул версию о создании Лжеисидоровых декреталий в Реймсе, к-рая в наст. время считается устаревшей. По мнению исследователя, поводом к созданию этого свода послужил конфликт вокруг рукоположений и назначений на церковные должности Вульфада (впосл. еп. Буржского) и др. клириков, проведенных архиеп. Эбоном. После низложения Эбона и назначения на Реймсскую кафедру Г. встал вопрос о действительности рукоположений, совершенных низложенным архиеп. Эбоном. Дела этих клириков разбирались на неск. Соборах под рук. Г. Лжеисидоровы декреталии, как предположил Вассершлебен, были составлены сторонниками Эбона (в документах большое внимание уделялось усложнению процесса обвинения епископов и ограничению власти архиепископа), но умело использованы Г. и обращены против низложенного архиепископа и его ставленников. По др. версии, Г. сам содействовал распространению декреталий в Западнофранкском королевстве, сославшись на них в трактате 852 г. и подтвердив нек-рые их положения на Соборе в Кьерзи (857). В 866 г. недовольство папы вызвали действия Г. против назначенного Эбоном еп. Вульфада Буржского, пользовавшегося влиянием при дворе. В 868 г. спор о полномочиях архиепископа и положениях Лжеисидоровых декреталий возник между Г. и его племянником Гинкмаром, еп. Ланским. В 869 г. Г. поддержал попытку Карла Лысого захватить Лотарингию, однако впосл. неоднократно выступал против его имперской политики и Итальянских походов (875, 877). В 876 г. Г. возражал против создания папского вик-ства для Галлии и Германии, во главе к-рого был поставлен Ансегиз Сансский, видя в этом угрозу своему положению примаса Галлии. После смерти Карла Лысого (877) Г. стал фактически регентом Западнофранкского королевства, содействовал переходу короны к Людовику II Заике, провел его коронацию. В 879 г. вмешался в борьбу за трон между сыновьями Людовика - Людовиком III и Карломаном. После вторжения норманнов Г. вынужден был бежать из Реймса в Эперне, где скончался.

http://pravenc.ru/text/165017.html

—51— XVIII. Папа Лев всё это и подобное называет „именами без дела, которое установил Христос“. Но основным началом наших отцов было, напротив, всё относить к власти Господа, открытой в Священном Писании . Посему они отсекали обряды, установленные и прибавленные людьми, даже оный известнейший обряд держать книгу Евангелий над главой поставляемого епископа, когда изливается благословение и возлагаются руки, что теперь обще и Латинянам и Восточным 1506 , хотя древней Римской церкви неизвестно. Итак, одной материей пользовались отцы наши в напечатлении характера, именно возложением рук, одной материей в передаче власти всенародно служить и применять власть над стадом, каждому из них вверенным, именно вручением Библии или Евангелий, которое, кажется, приняли из обряда вводить в должность нового епископа (ex ritu novum episcopum inaugurandi) и подобных обрядов; так в понтификале остаётся вручение Евангелий по даровании перстня епископу. Прочие же обряды, как вручение орудий и украшений, благословение и помазание рук и головы, с последующими молитвами, в более недавнее время установленные и в древний Римский чиновник перенесённые большей частью от других народов и, преимущественно, из Галлии, с полным правом они отсекли. Простертие орудий, как довольно известно, проистекло из формул низших чинов и неизвестно было понтификалам до XI века, в каковое время в первый раз упоминается писателями. После того, как совершено преобразование в этом, отпала и новая формула „прими власть приносить жертву Богу и совершать миссу (или, „миссы“ —52— как в римском понтификале) за живых и умерших“ и проч. Молитва для благословения рук и прежде XVI века могла быть и произносима и опускаема по воле епископа. Помазание имеет Галликанское и Британское происхождение, а не Римское. Ибо не только его нет в книгах „Leoniano“ и „Gelasiano“, но и в чинах VIII и IX Мабиллона и в чинах „Св. Аманда“, которые, кажется, представляют обычай VIII–IX веков. Далее, в IX веке папа Николай I пишет в 874 г. Рудольфу Буржскому, что в Римской церкви не помазуются маслом руки пресвитеров или диаконов 1507 . Первый, кто упоминает нечто таковое, есть Гильдас Британский 1508 . Подобное может быть сказано о помазании головы, которое ясно проистекло из подражания посвящению Ааронову, как и многое иное, и в первый раз явилось в IX или X веке вне Рима, как может быть выведено из Амалярия (de eccl. off. 11:14) и ваших понтификалов 1509 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

P. 194-196, 200-201; подробнее см.: Gillis M. B. Heresy and Dissent in the Carolingian Empire: The Case of Gottschalk of Orbais. Oxf.; N. Y., 2017. P. 212-216). Конфликт Н. и архиеп. Гинкмара Реймсского был во многом связан с политической борьбой в Западнофранкском королевстве. Хотя Н. осуждал Гинкмара за властолюбие и склонность к интригам (Ep. 111), он с уважением относился к архиепископу. В свою очередь Гинкмар выражал недовольство вмешательством Н. в дела Реймсской митрополии и оспаривал мн. решения понтифика. Однако он не отрицал высшую церковную юрисдикцию папы Римского и был готов оказывать Н. поддержку в тех случаях, когда это не затрагивало интересы архиепископа. Гинкмар был вынужден согласиться с восстановлением в правах Ротада Суасонского и клириков Эббона, однако ему удалось сохранить не только авторитет среди западнофранк. епископов, но и политическое влияние. 4. Как правило, отношения Н. и епископов были связаны с запросами, жалобами и апелляциями, поступавшими в Рим. Мн. послания Н. содержат ответы на вопросы епископов. Так, архиеп. Венилон Сансский и его епископы-суффраганы спрашивали понтифика о том, как следовало поступить с выжившим из ума епископом (Ep. 103); еп. Ратольд Страсбургский - о том, какое покаяние следовало назначить человеку, убившему свою мать (Ep. 139); архиепископы Ардуик Безансонский и Родульф Буржский задавали Н. вопросы, относившиеся к церковной дисциплине и богослужению (Ep. 117, 123). Среди постоянных адресатов Н. был архиеп. Адон Вьеннский, к-рый пользовался доверием понтифика; Н. неоднократно консультировал Адона по вопросам дисциплины и канонического права, извещал его о важнейших событиях церковной жизни (Ep. 18, 25, 32, 39, 76, 106, 118, 147). В 867 г. папа Римский подтвердил полномочия Адона как митрополита Вьеннской провинции и подчинил ему архиепископскую кафедру Тарантеза, которая пользовалась самостоятельностью начиная с рубежа VIII и IX вв. (Ep. 153; ср. подложную привилегию: Ep. 170); впосл. папа Иоанн VIII отменил это решение (MGH.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Сам Эригена тесно связывает происхождение названного произведения с именем Вульфада, впоследствии архиепископа Буржского (†  876, 1 апр.), человека, обладавшего, по-видимому, высокими умственными и нравственными качествами 181 . В заключении сочинения, посвящая свой труд прежде всего имени самого Бога, Эригена затем подносит и вручает его для Испытания и исправления «возлюбленнейшему о Христе брату» Вульфаду и именно как своему сотруднику в занятиях мудростью (ип studiis sapientiae coperatori). «Ибо, – говорит автор, – (труд этот) М начат был вследствие твоих убеждений, и до конца доведен, каким бы то ни было образом, благодаря твоему живому участию». Предоставляя право Вульфаду напомнить о том, что могло остаться, вопреки обещанию, неразъясненным, при множестве и важности затронутых в сочинении предметов, он обещает потом представить со своей стороны нужные разъяснения. Относительно же того, что уже вредложено в сочинении, просит Вульфада, при его высоком уме (acutissima intelligentia), быть своим защитником, если не пред теми, которые не способны беспристрастно относиться к делу, то по крайней мере пред друзьями и искателями истины 182 . Неизвестны какиелибо дальнейшие подробности о дружеских отношениях философа к Вульфаду, в чем именно выражалось содействие последнего ученым и литературным занятиям его и какое значение вообще имела для него эта дружба, равно как неизвестно и то, пришлось ли ему сделать дополнительные разъяснения к главному своему произведению 183 . Так как Эригена называет в своем сочинении Вульфада только «братом», между тем последний в 866 был уже епископом, то 866 год и может быть признан за terminus ad quem написания сочинения. За приблизительный terminus a quo можно с вероятностью считать время окончания перевода творений Дионисия (и Максима) ввиду того, что цитаты из них в этом сочинении обыкновенно буквально сходны с соответствующими местами его собственного перевода. Время и обстоятельства происхождения прочих произведений Эригены неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

В 1585 году Сикст V наследовал Григорию XIII. Генрих III снова жаловался папе на иезуитов и повторил свою прежнюю просьбу о том, чтобы все настоятели иезуитских обителей во Франции были французы и, чтобы ни один иезуит не смел вмешиваться в политические дела, но снова ничего не добился. Однако, заметив, что орден теряет во мнении не только Генриха III, но и других королей, опасающихся иезуитских интриг, Аквавива написал к Клоду Матье, бывшему снова на пути в Рим, чтобы он не выезжал из Лоретты, где находился в тот момент. Отец Саммье был заключен в обитель в Льеже (Люттихе); но Эдмонд Гэй, Коммолет, настоятель парижской обители профессов, Руллье, ректор Буржской коллегии, Варад, Гюиньяр, Гере и много других иезуитов были не менее фанатичны, чем их собратья, которых отправили в изгнание лишь для видимости и, потому что они уж слишком скомпрометировали орден. Генерал одобрял политическое поведение своих иезуитов, но желал с их стороны больше осторожности; ему хотелось, чтобы во главе движения стояли люди, приверженные ордену, но не иезуиты, что было и, вообще, согласно образу действий ордена при трудных и щекотливых обстоятельствах. Таким образом, можно было, именно, пользоваться удачей, но ничем не рисковать, если результат интриг бывал неблагоприятен. Как искусный политик, Сикст V не желал поощрять Лигу, но оказал ей громадную услугу своей буллой от 10 сентября 1585 года, которой отлучал от Церкви короля Наваррского и принца Конде, как обратившихся к расколу, и лишал их всех их владений и прав, преимущественно же, права на престолонаследие во Франции. Оба эти молодые принца во время варфоломеевской резни приняли католичество. Так как они возвратились к прежнему вероисповеданию, лишь только получили некоторую свободу, то Сикст V назвал их обратившимися к расколу и применил к ним, как к таковым, правила католического устава. Генрих III бросил Лигу и соединился с королем Наваррским, своим законным наследником. С тех пор, на него смотрели, как на виновника ересей. Отцу Оже, его духовнику, было приказано покинуть его. Генрих писал к папе и к Аквавиве, прося оставить ему его иезуита; эта просьба была притворно исполнена, но Оже заговорил о необходимости временной отлучки, уехал в Италию и поселился в Комо, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002   003     004    005    006