местного ординария. На последней, 12-й сессии (16 марта 1517) присутствовали папа Лев X и 110 католич. прелатов, в т. ч. 18 кардиналов. За неск. дней до этой сессии, 13 марта, в верхней капелле папского дворца заседала конгрегация, принявшая решения о завершении Собора и о повестке дня последней сессии. Перед этим возник спор между Пьетро Уррьесом, еп. Сиракузским, являвшимся представителем испанского короля на Л. С., и Аквилейским патриархом Марино Гримани о том, кто из них должен занимать более почетное место. Присутствовавшие на конгрегации кардиналы приняли решение, что участники будут рассаживаться в произвольном порядке, по мере того как они заполнят капеллу. На 12-й сессии были подтверждены принятые еще папами Гонорием III (1216-1227) и Бонифацием VIII (1294-1303) постановления о запрете подвергать разграблению дворцы кардиналов во время выборов папы: таков был обычай рим. толпы, нападавшей, несмотря на наличие вооруженной охраны, на жилище кандидата в понтифики при первых слухах, в т. ч. и ложных, о том, что этот кардинал избран на Папский престол. В конституции «Constituti iuxta verbum prophetae», которую зачитал патриарх Марино Гримани, папа подвел итоги Л. С. Среди результатов Собора были названы установление мира между христианскими государями, преодоление раскола в Римской курии и в Церкви, преобразования в курии и упразднение Буржской Прагматической санкции. Этой же конституцией объявлялся сбор налогов для крестового похода против турок. Затем большинством голосов было принято решение о завершении Л. С., несмотря на то что некоторые его участники полагали, что соборные заседания следует продолжить. Итоги Л. С. длился 5 лет. Через неск. месяцев после его завершения выступление Мартина Лютера положило начало Реформации. Расколы и смуты в католич. Церкви бывали и раньше, проводились и преобразования, но на этот раз ожидавшие католич. мир потрясения были как никогда тяжелыми. На Л. С. удалось утвердить первенство папы Римского в Церкви и преодолеть угрозы со стороны концилиаризма (позднее они уже не возникали). Примирение с франц. королем и урегулирование отношений с католич. Церковью во Франции были достигнуты путем существенных уступок, реформы же внутри церковной орг-ции оказались непоследовательными и не привели к существенным результатам. Кроме того, на Л. С. отсутствовали большинство неитальянских епископов, так что его статус как вселенского подвергался сомнению. Обновлением католич. Церкви занимался уже Тридентский Собор (1545-1563) во время успешного развития Реформации и распространения протестантизма в странах Сев. Европы.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

При Л. продолжил работу V Латеранский Собор (1513-1517), были приняты его основные декреты; начиная с 6-й сессии (апр. 1513) папа возглавлял соборные заседания. Решения Собора были направлены на преодоление раскола в Церкви, внутренние церковные реформы и борьбу с неверными. Папе удалось закрепить свое верховенство над Соборами и добиться отмены Буржской Прагматической санкции, но это было сделано ценой существенных уступок французскому королю, в т. ч. по сбору десятины. В связи с попытками организовать крестовый поход против турок похожие уступки были сделаны и др. европейским монархам, которым было предложено заключить всеобщий мир и объединиться в борьбе против мусульман. Папа оказывал финансовую помощь рыцарям-госпитальерам, содействовал завоеваниям португ. кор. Мануэля I на Востоке, признав их законность, в 1513 г. поручил кард. Фоме (Тамашу) Бакоцу , папскому легату в Центр. и Вост. Европе, организацию крестового похода против турок (в Венгрии деятельность францисканцев-обсервантов, занимавшихся проповедью крестового похода, привела к крупному крестьянскому восстанию; многие из проповедников перешли на сторону восставших и стали их идейными вождями), однако поход против турок организовать не удалось из-за разногласий между главами европ. держав. В ходе V Латеранского Собора был принят ряд важных решений, оформленных затем папскими буллами: осуждению подверглись представления, опровергающие бессмертие души, и идеи о возможности сосуществования 2 различных истин, которые познаются с помощью философии и веры; была введена церковная цензура для всех печатных книг; определены права и обязанности духовных лиц, в т. ч. кардиналов. Часть постановлений Собора касалась нищенствующих орденов и их взаимоотношений с местными епископами; были сформулированы правила чтения проповедей; одобрена деятельность благотворительных ломбардов (monti di pietà). Уже после Собора папа официально разделил францисканский орден на 2 ветви: обсервантов и конвентуалов, положив конец внутренним распрям в ордене (булла «Ite vos» от 29 мая 1517). Буллой «Accepimus nuper» от 18 мая 1521 г. Л. закрепил каноническое положение духовенства вост. обряда и признал законными обычаи Вост. Церквей (причастие под двумя видами, брак священников и т. д.). Он одобрил деятельность светского благотворительного братства Божественной любви, содержавшего больницы для бедных.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

Именно они легли в основу Буржской прагматической санкции (1438), ознаменовавшей собой появление национальной галликанской Церкви. Также было отправлено посольство в Германию. Нем. курфюрсты на рейхстаге во Франкфурте (1438) заявили о своей нейтральной позиции в конфликте Б. С. с папой. Однако на рейхстаге в Майнце они поддержали декреты Собора о церковной реформе (т. н. Mainzer Akzeptation, 1439). 16 мая 1439 г. был опубликован самый известный декрет Б. С., получивший название «Tres veritates» (Три истины), представляющий собой наиболее радикальное воплощение на практике идей Соборного движения. 3 положения декрета Констанцского Собора «Haec sancta» провозглашались в нем догматами веры: признано верховенство Собора как представительства всей Церкви над папой; папа не может перенести Собор в др. место, отсрочить или распустить его; тот, кто не повинуется этим 2 догматам, объявлялся еретиком. Декрет был осужден и запрещен папской буллой «Moyses vir Dei» от 4 сент. 1439 г. Однако, руководствуясь «Tres veritates», Б. С. низложил Евгения IV, виновного в симонии, еретика, клятвопреступника и схизматика, и избрал папой под именем Феликса V герц. Савойского Амедея VIII. Появление антипапы грозило новым расколом католич. Церкви, однако в отличие от схизмы 1378-1417 гг. светские государи в большинстве своем не поддержали Феликса V. Новый герм. имп. Фридрих III, франц. кор. Карл VII и др. правители Европы встали на сторону Евгения IV; на стороне Б. С. и антипапы были герцог Савойский (сын Феликса V) и швейцарцы. Нем. курфюрсты попытались использовать Б. С. в своих политических интересах. Добиваясь большей независимости от Рима, стремясь ограничить вмешательство папы в процесс назначения прелатов на вакантные должности и распределения бенефициев в Германии, выступая за отмену аннатов и проведение церковной реформы, они угрожали поддержать Б. С. и Феликса V. Между представителями императора (Э. С. Пикколомини, буд. папа Пий II ), папы (богослов Николай Кузанский ) и курфюрстов начались переговоры, решившие судьбу Б. С. В 1447 г. было достигнуто соглашение с курфюрстами. Имперские чины признали Евгения IV законным папой (впосл. Фридрих III, а затем имперские князья заключили отдельные договоры с Римской курией). В свою очередь папа вынужден был согласиться на созыв нового Собора в Германии и признать декреты Констанцского Собора о регулярности созыва «вселенских» Соборов и их верховенстве над папой. В ходе переговоров с участниками Б. С. было достигнуто соглашение о том, что Феликс V на почетных условиях (ему был предложен сан кардинала) отрекается от папского престола (7 апр. 1449), а новый папа Николай V был признан Б. С. законным преемником Феликса V. 25 апр. 1449 г. Б. С., проводивший с 1447 г. заседания в Лозанне, принял решение о своем закрытии. Фактическая неудача Б. С. в проведении реформы католич. Церкви (его декреты не были официально признаны Римским престолом) стала впосл. одной из предпосылок Реформации .

http://pravenc.ru/text/77358.html

Неудовлетворительность результатов, достигнутых на Костницком соборе, побуждала ревнителей реформы настаивать на созвании нового Вселенского собора. После значительного противодействия со стороны папистической партии собор наконец собрался в Базеле в 1431 году. Находясь под влиянием нецриязненной папству немецкой партии, Базельский собор, подобно Костницкому, начал свои действия довольно энергично: предположено было решительно ограничить папскую власть, многочисленность и злоупотребления папских соборов, и поставить значение Вселенского собора выше папы. Но папа Евгений IV, как скоро увидел, что собор принимает неблагоприятное для него направление, отозвал оттуда большую часть своих итальянских и других приверженных к нему епископов и открыл свой собор (1438 г.) в Ферраре, потом во Флоренции, которому также предположено было придать значение Вселенского, и особенный авторитет мнимым соединением с греческою церковью. Базельский Собор всячески отстаивал самостоятельность своих действий против интриг папы. Члены Базельского Собора, заочно низложили Евгения IV, и избрали на его место своего папу Феликса V. Но этого нового папу нигде не хотели признавать. Между тем Евгений IV мало по малу переманивал на свою сторону одного за другим из влиятельнейших членов собора. Ему удалось привлечь к себе и главных вождей реформаторской партии, ученых итальянцев Энее Сильвия Никколомини и Николая Кузу. Собор мало по малу терял всякое значение, и наконец сам собою закрылся в 1443 г., подчинившись преемнику Евгениеву, Николаю V. Этим и закончились в XV веке благородные попытки лучших людей католицизма исправить церковные злоупотребления посредством соборов. Попытки эти, при известном строе западных понятий и западной церковной жизни, не имели почти никакого успеха. Папская партия одержала верх. Только во Франции, при Карле VII, – на Буржском национальном соборе постановлено было ограничить папское влияние на местную церковь (преимущественно на избрание епископов и церковные сборы) так называемою прагматическою санкциею, составленною в смысле определений костницкого и базельского соборов (1438 г.). Впрочем папы долго оспаривали законность этой прагматической санкции, не желая терять своего влияния на галликанскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Учреждения в период XI–XIII вв. Королевская власть при Капетингах. Её полномочия. Почему она перестала быть избирательной? – Система уделов. – Curia regis, её состав и компетенция при первых Капетингах. Её постепенное изменение: происхождение парламентов центрального и провинциальных, magnum consilium, счётная палата, гене- —45— ральные штаты. – Управление провинциальное: превоты, бальи enquesteurs – visiteurs. – Финансовые и военные системы королей XI–XIII вв. Период столетней войны. Главная причина столетней войны и её главные результаты. – Представители династии Валуа. – Классы общества во время столетней войны. – Генеральные штаты в этом периоде. Штаты 1355, 1357, 1439 и 1484 гг. – Усиление королевской власти в период столетней войны. – Отношения к Риму. Буржская прагматическая санкция. Перемены в учреждениях. Налоговая и военная системы. Период возрождения (первая половина XVI в.). Экономическое возрождение Европы в начале XVI в. Увеличение производства, прилив металлов. Брожение умов. – Политика королей первой половины XVI в. Походы в Италию, придворная жизнь. Мирная борьба королей с аристократией. Вторая половина XVI в. – эпоха религиозных войн. Причина этих войн: королевская власть, феодальное дворянство, буржуазия и народ накануне реформации. Кальвинизм во Франции. Борьба лиги католической с гугенотами. Смута в умах: сочинения Готмана, Ланге и др. – Вступление на престол Бурбонов в лице Генриха IV. Умиротворение страны: борьба с губернаторами, городами; Нантский эдикт. Смерть Генриха IV. Анархия в малолетство Людовика XIII. Ришелье. Его политика в отношении к гугенотам, дворянству, парламенту. Теории верховной власти. Реформы в центральном управлении: министры, государственный совет. – Интенданты. – Фронда – парламентская, дворянская и народная. Превращения экономические и сословные, подготовившие переворот конца XVIII века. Положение крестьян в 14 и 15 вв. Обстоятельства столетней войны и чёрная смерть половины XIV в., как ускорители разложения феодализма в сфере отношений экономических.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1528 г., 21 марта - осудил учение Мартина Лютера и принял неск. постановлений, касавшихся реформы клира. 1584 г., сент.- одобрены и утверждены постановления Тридентского Собора . Лит.: Martin A. Monographie de la cathédrale des Bourges. P., 1841; Hardy G. , Gandilhon A. Bourges et les abbayes et châteaux du Berry. P., 1926; Gandilhon A. Bourges//DHGE. T. 10. Col. 178-211; Laugardière M. , de. Histoire de l " Église de Bourges avant Charlemagne. P.; Bourges, 1951; St. Étienne de Bourges/Introd. de R. Gauchery. [P.], 1959; Wollasch J. Königtum, Adel und Klöster im Berry während des 10. Jh.//Neue Forschungen über Cluny und die Cluniacenser. Freiburg, 1959. S. 17-165; Dupuis R. Le grand siècle du Bourges, 1870-1970. P., 1970; Kaiser R. Bischofherrschaft zwischen Königtum und Fürstenmacht//Pariser hist. Stud. 1981. Bd. 17. S. 521-531; Devaily G. Bourges//LexMA. Bd. 2. Sp. 510-515 [Bibliogr.]; Kay R. The Council of Bourges, 1225: A Documentary History. Aldershot; Burlington, 2002. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии ДОЛЬ г. в Бретани (совр. Доль-де-Бретань, деп. Иль и Вилен, Франция), епископская кафедра с сер. IX в. по 1795 г. БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ГАЛЛИКАНИЗМ совокупность церковных, политических и правовых доктрин в XIII-XIX вв., обосновывавших особое положение франц. католич. Церкви по отношению к папству ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЛУРД город во франц. Пиренеях (деп. В. Пиренеи), место явления Пресв. Девы, почитаемое Римско-католической Церковью, центр католич. паломничества

http://pravenc.ru/text/153657.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ [франц. Pragmatique Sanction de Bourges; полное название «Прагматическая санкция Карла VII о власти Вселенских Соборов, о праве издавать бенефиции, о выборах, об апелляциях, об отправлении Божественной службы»], акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж , согласно к-рому были признаны и текстуально воспроизведены решения Констанцского и Базельского Соборов о приоритете церковных Соборов над властью папы Римского и учрежден статус автономии Церкви во Франции от папского престола. Католич. Церковь во Франции официально получила название и статус «галликанской». Действие Б. П. с. распространялось на территорию королевского домена, в состав к-рого не входили земли Бретани, Дофине, Прованса, Бургундии и оккупированной англичанами Нормандии (эти земли оставались под управлением Римской курии). Подписание Б. П. с. стало результатом активного участия франц. духовенства в Соборном движении , конфликта франц. кор. Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII , смерть к-рого позволила франц. королю отделиться от Рима, признав власть созданного и поддержанного им церковного престола в Авиньоне (см. статьи Авиньонское пленение пап , Схизма в католической Церкви ). Попытки оформить право монарха на вмешательство в дела духовенства неоднократно предпринимались в кон. XIV - нач. XV в. (указы 1385, 1389, 1406, 1407, 1418 гг.), причем в нач. XV в., в условиях Столетней войны (1337-1453), вопрос о статусе франц. Церкви затрагивал национальные интересы. В 1438 г. вопрос об изменении статуса католич. Церкви во Франции был решен в обход папы Римского Евгения IV , позднее это решение было одобрено зависевшим от франц. короля авиньонским антипапой Феликсом V . Согласно Б. П. с., автономия галликанской Церкви слагалась из прав духовенства на выборы прелатов (за папой, лишенным возможности назначать церковных иерархов во Франции, было сохранено право утверждать решения франц. духовенства), на раздачу бенефициев и на согласование аннатов (денежные суммы могли выплачиваться папе Римскому только с согласия духовенства, что фактически означало освобождение от аннатов). Б. П. с. лишала папу права вознаграждать прелатов по особому распоряжению. В судебной сфере галликанская Церковь была подчинена Парижскому парламенту, высшему судебному учреждению во Франции, он брал на себя полномочия посредника между франц. духовенством и папским престолом, определял допустимость обращения в Римскую курию, сохранившую функции апелляционного суда. Гарантом церковной автономии выступал монарх, к-рый мог рекомендовать (а фактически навязывать) своих кандидатов на церковные кафедры и созывать Соборы франц. духовенства. В целом учреждение статуса автономии галликанской Церкви от Рима под покровительством франц. монархии является итогом политики, направленной на расширение прерогатив королевской власти.

http://pravenc.ru/text/153659.html

отстранил папу, a 25 июня 1439 г., на тридцать четвертом заседании, объявил его «устраненным, низложенным, лишенным прав и низвергнутым» как возмутителя спокойствия Церкви, симониста и клятвопреступника, неисправимого, отошедшего от веры, раскольника и упорствующего еретика (Eugenium fuisse et esse notorium et manifestum contumacem, violatorem assiduum atque contemptorem sacrorum canonum synodalium, pacis et unitatis Ecclesiae Dei perturbatorem notorium (...) simoniacum, perjurum, incorrigibilem, schismaticum, a fide devium, pertinacem haereticum, dilapidatorem jurium et bonorum ecclesiae, inutilem et damnosum ad administrationem romani pontificii). До этого, на тридцать третьем заседании, собравшиеся снова торжественно объявили о высшей власти соборов, отвергли право папы откладывать или переносить Вселенский собор, а тех, кто утверждает обратное, объявили еретиками. 2. XVII Вселенский собор Католической церкви (Базель-Феррара- Флоренция-Рим): конец концилиаристского движения Тем временем 8 января 1438 г. открылся собор в Ферраре, с каждым днем становившийся многолюднее. Он начался с осуждения Базельского собора и приступил к изучению возможности объединения Западной и Восточных церквей, прежде всего – догматических препятствий к этому объединению (главным образом, вопросы о Filioque, о чистилище, о верховенстве папы Римского во Вселенской церкви, о Евхаристии). Французский король Карл VII встал на сторону папы, хотя летом 1438 г. на Поместном соборе в Бурже, по сути, были приняты реформы, предложенные Базельским собором: буржская Прагматическая санкция подтверждала высшую власть соборов и их созыв раз в десять лет, упраздняла аннаты и право первых плодов, устанавливала назначение на крупные бенефиции посредством выборов и ограничивала количество кардиналов двадцатью четырьмя. Эти постановления стали основой галликанских свобод. Немецкие князья и церковные деятели либо были нейтральны, либо поддерживали Базельский собор, и только новый римский король Фридрих III встал на сторону Евгения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, оппозиция отдельных лиц, целых соборов и стран не развенчала папства и не сдвинула папской системы с её средневековых основ. Умы, в течение нескольких столетий подавляемые папством, оказались неспособными отречься от него. Наряду с противниками папского абсолютизма везде и всегда находились ревностные его приверженцы в роде Торквемады, Антония Розелла, Александра Елпидиуса. И в то время как противники были разделяемы национальным соперничеством, вследствие чего и великие реформационные соборы в действительности оказались бессильными для нанесения папству смертельного удара, защитники легко могли сплотиться около папского трона. Уже контр-базельский собор, собор ферраро-флорентийский, поддержанный искавшими политической помощи у Запада греками и перебежчиками из Базеля, сильно поднимает пошатнувшийся папский авторитет, употребляя относительно папской власти такие выражения, которые папистам не трудно было истолковать в смысле признания папского абсолютизма. В декрете флорентийского собора, между прочим, объявлялось – «определяем, что апостольский престол и римский первосвященник обладают приматством над целым миром, что римский первосвященник есть преемник блаженного Петра, князя апостолов, что он есть истинный викарий Христа, глава всей церкви, отец и учитель всех христиан что он получил от Господа нашего Иисуса Христа в лице блаженного Петра полную власть пасти, господствовать и управлять вселенскою церковью» 1721 ... Далее, пятый латеранский собор 1722 , на котором, правда, присутствовало всего около 50 епископов и притом итальянских, но который тем не менее был объявлен папами вселенским, в качестве догмата провозглашает такое положение: «папа имеет полный авторитет и неограниченную власть над соборами, он может по своему изволению созывать их, закрывать и распускать» 1723 . Вместе с тем путём выгодных конкордатов с Германией и Францией папам удастся ограничить (в 1448 г.) решения майнцкого рейхстага 1724 и устранить (в 1517 г.) буржскую прагматическую санкцию 1725 . На тридентском же соборе епископат разных стран католичества, устрашённый реформацией, по-видимому совсем забывает идеи XV века. Собор передаёт свои декреты на папское утверждение 1726 и решительно признаёт папское верховенство, объявляя, что «summus pontifex simpliciter et absolute est supra ecclesiam universam et supra consilium generale» 1727 . Затем в XIX столетии папство снова пролагает путь для могучего влияния на католический мир, утраченного во многих государствах в XVII, XVIII и начале XIX вв.; после первой французской революции приводит в послушание себе романские, а после революции 1848 года – германские народности 1728 . Во второй половине этого столетия ему удаётся даже сделать окончательное завершение к своей системе. На Ватиканском соборе (1870 г.) папа провозглашается непогрешимым).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

В это время определили свое отношение к конфликту и влиятельнейшие католические страны: Франция и Германия, причем они стали в общем на сторону базельцев (Буржское собрание и «прагматическая санкция» 7. VII. 1438 и примирительный «нейтралитет» Германии, Майнский рейхстаг 26. III. 1439 с принятием реформационных базельских декретов, наконец, хлопоты всех зап. стран об устройстве нового общего собора). Во всяком случае о признании Флорент. собора не было и речи, и папа оставался изолированным вместе с завлеченными им греками. При этом глубоком расколе западной церкви смешно и фальшиво звучали речи об унии. В 32 засед. 16 мая 1439 г., как бы в предупреждение соответствующих определений Флорентийского собора, было еще раз определено, что veritates fidei catholicae суть: 1) вселенский собор выше папы; 2) папа не может ни перенести, ни отменить, ни распустить вселенского собора, 3) отрицающий это есть еретик (Hefele, VII, 778–9), а в 34 заседании 25 июня 1439 г. папа был объявлен низложенным по суду. Таким обр., в то время как во Флоренции подписывалась уния с греками, базельским собором, представлявшем, во всяком случае, значительную часть зап. церкви, во-первых, вовсе отвергались полномочия папы и его собора, и, во-вторых, догматически отвергалось, как ересь, учение о первенстве папы, провозглашенное на Флорентийском соборе. И это то, даже в свое время оспариваемое, Флорентийское определение было воскрешено в наши дни Ватиканским собором и вошло в качестве основания в его определение. 60 Оно составлено в очень неточных, образных и не чуждых двусмысленности выражениях 61 , и было навязано грекам уже в конце долгого собора, без достаточного обсуждения. Характерно, что Иоанн Рагузский в ответе Виссариону признавал власть папы над епископами как своими викариями, ибо ап. Петр якобы поставлял по местам патриархов, митрополитов и епископов, причем ссылался в доказательство на подложное псевдоисидорово место из Анаклета, а закончил ссылкой опять-таки на подложный текст 6 канона I Ник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009