На следующем конклаве (27-30 авг. 1464) 14 голосами из 19 кард. П. Барбо был избран папой Римским. 16 сент. 1464 г. в базилике св. Петра состоялась папская коронация; ее совершил кард. Родриго Борджа (папа Римский Александр VI в 1492-1503). Перед избранием П. кардиналами были согласованы условия (капитуляции), к-рые должен был выполнить буд. понтифик: организовать крестовый поход против турок, в 1453 г. захвативших К-поль, в ближайшие 3 года созвать Вселенский Собор, не назначать новых кардиналов без согласия коллегии. Однако сразу после избрания, после консультаций с юристами и знатоками канонического права, в т. ч. с А. де Барбатиа (ок. 1400-1479) и Т. де Лелли (1428-1466), папе удалось значительно смягчить капитуляции и добиться их подписания в исправленном виде почти всеми кардиналами. Прежде всего изменения затронули вопрос о скорейшем созыве Собора, к-рый оставался болезненным для пап Римских, видевших в идеях Соборного движения угрозу своей власти (следующий Собор католич. Церкви состоялся лишь в нач. XVI в.- см. Латеранский V Собор ). Выполнение обязательства, связанного с крестовым походом, зависело от взаимоотношений Папского престола с европ. правителями. Франц. кор. Людовик XI (1461-1483) в собственных интересах придерживался уклончивой политики, то упраздняя, то возобновляя действие Буржской Прагматической санкции (1438), ограничивавшей права папства во Франции (см. Галликанизм ); иногда он шел навстречу понтифику, иногда сближался с его противниками. С еще одним возможным лидером крестового похода, чеш. кор. Йиржи Подебрадом (1458-1471), поддерживавшим умеренных гуситов, отношения П. испортились настолько, что в дек. 1466 г. Йиржи Подебрад был отлучен от Церкви и против него при поддержке папы Римского выступил венг. кор. Матьяш I Хуньяди (Матвей Корвин; 1458-1490). В итоге участие Рима при П. в противостоянии Османской империи ограничилось дипломатическими усилиями и выплатой небольшой субсидии албан. кн. Георгию Кастриоту (Скандербегу), после смерти к-рого в 1468 г. турки завладели большей частью Албании и о-вом Эвбея (1470). Попытки привлечь к антитур. союзу вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича (1462-1505) путем его женитьбы на воспитывавшейся при папском дворе Софии (Зое) Палеолог , племяннице последнего визант. имп. Константина XI Палеолога (1449-1453), были прерваны смертью понтифика и продолжились при его преемнике, папе Римском Сиксте IV (1471-1484).

http://pravenc.ru/text/2578525.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ [франц. Concordat de Bologne], соглашение между франц. кор. Франциском I и папой Римским Львом X , определившее взаимоотношения короля и папы с галликанской (т. е. независимой франц.) Церковью после отмены Буржской Прагматической санкции . Подписан 18 авг. 1516 г. в г. Болонья. Б. к. завершил пересмотр церковной политики, начатый франц. кор. Людовиком XI и ускоренный внешнеполитическими интересами франц. монархии: успех в Итальянских войнах (1494-1559) связывался прежде всего с франко-рим. договором, что побуждало к диалогу с папой как одним из инициаторов антифранц. коалиций. Смерть папы Римского Юлия II (1513), при к-ром франко-рим. отношения переросли в открытую вражду (см. также Латеранский V Собор ), и избрание папой Льва X изменили франц. политику Рима: изоляция Франции способствовала усилению Испании на Апеннинском п-ове и нарушала баланс сил в сфере политического влияния папы в Италии. К этому надо добавить военные успехи нового франц. кор. Франциска I (победа при Мариньяно и взятие Милана в 1515). В дек. 1515 г. состоялись переговоры в Болонье о судьбе Прагматической санкции: Франциск I приказал считать ее недействительной. Выработка новых принципов отношений Рима и галликанской Церкви, нашедших отражение в Б. к., была поручена канцлеру А. Дюпра и кард. Пьетро Альпо д " Ареццо. Согласно Б. к., право инвеституры было поделено между франц. королем и папой Римским. Франц. монарх должен был назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности (кафедра могла оставаться вакантной до 6 месяцев), за собой папа оставил утверждение избранных на церковные кафедры, причем ему принадлежало право последнего слова: в случае если Римская курия отклоняла кандидатуру, выдвинутую монархом, от государя требовалось в течение 3 месяцев назначить др. кандидата. Раздача бенефициев была также прерогативой монархов. Условиями получения церковного бенефиция являлись высокий уровень образования (наличие степени д-ра или лиценциата теологии), «достоинство» и «доброе управление делами» при соблюдении возрастного ценза (не моложе 27 лет). Бенефициарий имел право только на одно пожалование; был введен запрет на передачу прелатом своего пожалования по собственному усмотрению, возможность пересмотра владельческих прав бенефициариев, вплоть до их изъятия у нарушителей, оставалась за монархом. Папский престол также восстановил свое право на сбор аннатов , отнятое у него Прагматической санкцией, без согласования с франц. духовенством (эта договоренность не отражена в тексте Б. к., но папской буллой от 1 окт. 1516 г. было подтверждено подчинение франц. духовенства папе в сборе аннатов). За папой сохранялось право быть верховной судебной и апелляционной инстанцией.

http://pravenc.ru/text/149691.html

На этой же сессии было зачитано сообщение о союзе папы с англ. кор. Генрихом VIII . На 3-й сессии (3 дек.) Маттеус Ланг фон Велленбург, еп. Гурка, от имени императора объявил об осуждении всех постановлений Турского и Пизанского Соборов. Папа наложил интердикт на Французское королевство (за исключением сохранявшего автономию герц-ства Бретань) и, в частности, предписал перенести важнейшую финансовую ярмарку из Лиона, куда переместились участники Пизанского Собора, в Женеву. На 4-й сессии (10 дек.) обсуждались меры, направленные против Буржской Прагматической санкции: Собору было зачитано адресованное папе Римскому Пию II письмо франц. кор. Людовика XI от 27 нояб. 1461 г. об отмене санкции. Л. С. призвал всех сторонников Прагматической санкции явиться для отчета в течение 60 дней. Пятая сессия Л. С. (16 февр. 1513) проходила во время тяжелой болезни папы Римского Юлия II, к-рый, однако, отправил Собору письмо о необходимости создать комиссии для подготовки преобразований в Церкви и для отмены Прагматической санкции. Вероятно, в предчувствии близкой кончины папа предложил Л. С. повторно принять направленную против симонии буллу «Cum tam divino», уже обнародованную в янв. 1505 г. Декретом «Si summus rerum opifex» папские выборы, если они сопровождались подкупом, объявлялись недействительными, а виновные должны были подвергнуться отлучению от Церкви. На 6-й сессии (27 апр. 1513) председательствовал уже новый папа Лев Х. На этом заседании епископ Модруша (совр. Хорватия) произнес речь о необходимости противостоять туркам. Была утверждена булла о предоставлении охранной грамоты всем, кто направляются на Л. С. (франц. прелаты в оправдание неявки ссылались на то, что некоторые местные правители не пропускали их в Рим). К началу 7-й сессии (17 июня 1513) 2 из участвовавших в работе Пизанского Собора кардинала - Бернардино Лопес де Карвахаль-и-Санде и Федерико ди Сансеверино - объявили об отречении от схизмы. В облачении простых священников они публично покаялись и изъявили покорность принять любое решение; им было возвращено кардинальское достоинство, но не прежние титулы.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур близ Арля. 1369 г., XVII–XVIII вв. Аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур близ Арля. 1369 г., XVII–XVIII вв. В XII-XIII вв. в А. появились представители новых орденов католич. Церкви: в 1157 г. цистерцианцами был основан муж. мон-рь, в 1218 г.- францисканский мон-рь, в 1231 г.- доминиканский, в 1291 г.- кармелитский. В 1193 г. Арльский архиеп. Имберт предоставил перебравшимся из Св. земли в Юж. Францию тамплиерам церковь в Бокере. В период «Авиньонского пленения пап» кафедру А. занимали архиепископы, непосредственно связанные с Римской курией. После смерти папы Григория XI архиеп. А. кард. Пьер дю Кро инициировал избрание в Авиньоне Климента VII . Авиньонский папа Бенедикт XIII наложил арест на церковное имущество А., и в 1398-1404 гг. кафедра оставалась вакантной. Новый архиеп. кард. де Броньи принимал участие в избрании антипапы Иоанна XXIII (1410) и присутствовал на Констанцском Соборе (1414-1418). При нем из состава Арльского архиеп-ства было выделено Авиньонское еп-ство, к к-рому отошли кроме самого Авиньона еп-ства Вьерзон, Кавайон и Карпантра. Архиеп. А. кард. Луи Алеман был представителем папы Мартина V на Соборе в Базеле, инициатором низложения папы Евгения IV и избрания на его место Феликса V (1439). В свою очередь Евгений IV в 1440 г. лишил Луи Алемана архиепископского сана, но тот впосл. раскаялся, получил от нового папы Николая V все прежние титулы и бенефиции (1449). В XV-XVII вв. мн. архиепископы А., занимая высокие посты в Римской курии или при франц. королевском дворе, ни разу не посетили А. В 1499 г. соборный капитул А., действуя в духе Буржской прагматической санкции , предпринял 2 неудачные попытки самостоятельно избрать епископа. Однако реальное право назначения епископа в это время находилось в руках короля Франции, что и было закреплено Болонским конкордатом 1516 г . Протестантизм в нач. XVI в. не получил большого распространения в А., борьба с ним ограничилась запретом допускать лютеран. проповедников в церкви (1532) и распоряжением сжигать еретические книги (1533). Однако в 1562 г. архиеп. А. Жак де Брулла был низложен за то, что являлся сторонником гугенотской партии адмирала Г. де Колиньи . После гугенотских войн (см. Гугеноты ) А. остался католич., архиепископами были предприняты реформы, направленные на повышение авторитета католич. духовенства. В нач. XVII в. было восстановлено бенедиктинское аббатство Сен-Пьер-де-Монмажур, с 1639 г. ставшее резиденцией мавристов . Последний архиеп. А. Жан Мари Дюло погиб в Париже во время массовых убийств 2 сент. 1792 г. (см. Французская революция ). По конкордату 1802 г. архиеп-ство А. с зависимыми от него кафедрами было упразднено; с 1817 г. его территория вошла в состав архиеп-ства Экс-ан-Прованс.

http://pravenc.ru/text/76088.html

Именно они легли в основу Буржской прагматической санкции (1438), ознаменовавшей собой появление национальной галликанской Церкви. Также было отправлено посольство в Германию. Нем. курфюрсты на рейхстаге во Франкфурте (1438) заявили о своей нейтральной позиции в конфликте Б. С. с папой. Однако на рейхстаге в Майнце они поддержали декреты Собора о церковной реформе (т. н. Mainzer Akzeptation, 1439). 16 мая 1439 г. был опубликован самый известный декрет Б. С., получивший название «Tres veritates» (Три истины), представляющий собой наиболее радикальное воплощение на практике идей Соборного движения. 3 положения декрета Констанцского Собора «Haec sancta» провозглашались в нем догматами веры: признано верховенство Собора как представительства всей Церкви над папой; папа не может перенести Собор в др. место, отсрочить или распустить его; тот, кто не повинуется этим 2 догматам, объявлялся еретиком. Декрет был осужден и запрещен папской буллой «Moyses vir Dei» от 4 сент. 1439 г. Однако, руководствуясь «Tres veritates», Б. С. низложил Евгения IV, виновного в симонии, еретика, клятвопреступника и схизматика, и избрал папой под именем Феликса V герц. Савойского Амедея VIII. Появление антипапы грозило новым расколом католич. Церкви, однако в отличие от схизмы 1378-1417 гг. светские государи в большинстве своем не поддержали Феликса V. Новый герм. имп. Фридрих III, франц. кор. Карл VII и др. правители Европы встали на сторону Евгения IV; на стороне Б. С. и антипапы были герцог Савойский (сын Феликса V) и швейцарцы. Нем. курфюрсты попытались использовать Б. С. в своих политических интересах. Добиваясь большей независимости от Рима, стремясь ограничить вмешательство папы в процесс назначения прелатов на вакантные должности и распределения бенефициев в Германии, выступая за отмену аннатов и проведение церковной реформы, они угрожали поддержать Б. С. и Феликса V. Между представителями императора (Э. С. Пикколомини, буд. папа Пий II ), папы (богослов Николай Кузанский ) и курфюрстов начались переговоры, решившие судьбу Б. С. В 1447 г. было достигнуто соглашение с курфюрстами. Имперские чины признали Евгения IV законным папой (впосл. Фридрих III, а затем имперские князья заключили отдельные договоры с Римской курией). В свою очередь папа вынужден был согласиться на созыв нового Собора в Германии и признать декреты Констанцского Собора о регулярности созыва «вселенских» Соборов и их верховенстве над папой. В ходе переговоров с участниками Б. С. было достигнуто соглашение о том, что Феликс V на почетных условиях (ему был предложен сан кардинала) отрекается от папского престола (7 апр. 1449), а новый папа Николай V был признан Б. С. законным преемником Феликса V. 25 апр. 1449 г. Б. С., проводивший с 1447 г. заседания в Лозанне, принял решение о своем закрытии. Фактическая неудача Б. С. в проведении реформы католич. Церкви (его декреты не были официально признаны Римским престолом) стала впосл. одной из предпосылок Реформации .

http://pravenc.ru/text/Базельском ...

К этому времени франц. кор. Людовик XII, чья армия потерпела тяжелое поражение от швейцар. пехоты в битве при Новаре (6 июня 1513), был вынужден осудить церковную схизму, причиной к-рой послужил созыв Собора в Пизе, и признать решения Л. С. На 8-й сессии, открывшейся 19 дек. 1513 г., было прочитано письмо французского монарха, в к-ром говорилось, что он отрекается от Пизанского Собора, переместившегося к тому времени в Лион, и обещает распустить его в течение месяца. На этой же сессии был принят вероучительный декрет «Apostolici regiminis sollicitudo», направленный против утверждений о том, что все люди обладают общей душой, и о смертности разумной души, присущей индивиду, а также о возможности сосуществования 2 различных истин, к-рые познаются с помощью философии и веры. Подобное учение, считавшееся проявлением аверроизма, проповедовал профессор Падуанского ун-та Пьеро Помпонацци, который, впрочем, издал свое соч. «Tractatus de immortalitate animae» (Трактат о бессмертии души) только в 1516 г.; его труды подвергались критике со стороны католич. Церкви, но преследований ему удалось избежать. Декрет запрещал священнослужителям после университетского курса грамматики и диалектики более 5 лет заниматься изучением философии и поэзии, не посвящая себя одновременно богословию или каноническому праву, чтобы «излечить и очистить себя от вредного влияния поэзии и философии» (infectas philosophiae et poesiae radices). На этой же сессии были утверждены документы об установлении мира между христ. государями, о приглашении на Собор представителей секты чешских братьев , а также об искоренении злоупотреблений со стороны чиновников Римской курии. Рассматривались жалобы на вмешательство парламента Прованса в распределение церковных бенефициев; представителям парламента надлежало явиться на Собор. На 9-й сессии (5 мая 1514) был поднят вопрос о неявке французских епископов для обсуждения отмены Буржской Прагматической санкции. Представитель короля Франции гуманист Клод де Сейсель, еп.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

1-м правовым оформлением Г. считается решение Собора франц. епископов и кор. Карла VI от 27 июля 1398 г. отказаться от подчинения антипапе Бенедикту XIII . Этот Собор провозгласил финансовую независимость франц. Церкви от папской курии. В результате принятия неск. решений о приостановке подчинения франц. Церкви папе Римскому (в 1398-1403, 1407-1409) произошел возврат к практике выборов епископов и раздачи бенефициев через ординарных коллекторов. На ассамблеях франц. духовенства, созванных королем (1396, 1398 и 1406), были провозглашены «союз короля и его духовенства», восстановление системы выборов и раздачи бенефициев, лишь утверждаемых папой, возврат к древним свободам Церкви Франции. Впервые франц. прелатами была высказана идея контроля Парижского парламента над папским законодательством, касающимся Франции, что в дальнейшем превратило Верховный суд страны в «хранителя галликанских свобод». Ордонанс от 18 февр. 1407 г. о «восстановлении древних свобод Церкви Франции» стал 1-м опытом организации управления Церковью в соответствии с принципами Г. Он отразил соглашение короля и духовенства о необходимости контроля и ограничения посягательства Рима на древние свободы Церкви во Франции. Теперь парламент мог судить дела и конфликты, связанные с выборами епископов и аббатов. Последовавшие Констанцский Собор , положивший конец схизме в католич. Церкви, и Базельский Собор , подтвердивший принципы концилиаризма, способствовали укреплению идей Г. После роспуска Базельского Собора, решения к-рого были отвергнуты папой Евгением IV , кор. Карл VII пренебрег волей папы и созвал в Бурже Собор франц. духовенства, к-рый принял Буржскую прагматическую санкцию (1438), закрепившую решения Базельского Собора и ставшую доктринальной основой Г. Надзор за осуществлением положений Прагматической санкции был возложен на Парижский парламент, что послужило основанием для формирования парламентского Г., отличавшегося большим радикализмом. В 1450 г. был созван Собор духовенства в Шартре для проверки законности статей Прагматической санкции; с этой целью и была создана ложная «Прагматическая санкция Людовика Святого», датированная 1269 г., в к-рую вошли мн. постановления, действительно принятые в XIII в. 27 нояб. 1461 г. Людовик XI приостановил действие Прагматической санкции 1438 г., что вызвало протест парламента, составившего в нояб. 1465 г. текст возражения (ремонстрации), где защищался принцип свободы выборов и освобождения от аннатов . Этот текст (89 статей) явился наиболее полным выражением парламентского Г. и использовался его защитниками в эпоху Реформации и религиозных войн во Франции . До кон. XVI в. парламент в петициях королю настаивал на своем праве утверждать публикацию папских посланий и въезд папских легатов во Францию. Вмешательство парламента в церковные дела вызывало недовольство епископов, в т. ч. и сторонников Г.

http://pravenc.ru/text/161574.html

В янв. 1515 г. на франц. престол взошел новый король, Франциск I. Решив отвоевать прежние франц. владения в Италии, он в сент. 1515 г. разгромил швейцарцев в битве при Мариньяно. Папе пришлось договариваться с Франциском I на невыгодных для себя условиях, в частности пойти на компромисс касательно тех церковных владений, которые он намеревался передать своим родственникам: Л. отказался от Пармы и Пьяченцы, вернул герцогу Феррары Альфонсо д " Эсте города Модена и Реджо-нель-Эмилия; взамен Франциск I пообещал не препятствовать захвату папой герц-ства Урбино (оно было передано племяннику Л.- Лоренцо II ди Пьеро Медичи). Король согласился также урегулировать вопрос о Буржской Прагматической санкции , лежавшей в основе претензий Церкви во Франции на независимость от Папского престола. Во время личной встречи в Болонье в дек. 1515 г. Л. и Франциск I пришли к соглашению: Прагматическая санкция была отменена, но франц. монарх получил право предлагать кандидатов на вакантные церковные должности в своих владениях; назначенные кандидаты получали от него «светскую» инвеституру и приносили ему присягу. Это соглашение было закреплено Болонским конкордатом (18 авг. 1516), к-рый упразднил автономию галликанской Церкви. По-новому распределились политические силы в Европе перед выборами императора в 1519 г. Наиболее вероятным кандидатом был внук покойного имп. Максимилиана I, кор. Карл I Габсбург (см. Карл V ), унаследовавший от своего 2-го деда, кор. Фердинанда V (II) Арагонского, фактически все испан. земли. Избрание Карла I императором привело бы к объединению под его властью огромных территорий: Испании, Бургундии, Нидерландов, герм. и южноитал. земель, что означало угрозу для папских владений как с севера, так и с юга. Поэтому Л. поддерживал (или скорее делал вид, что поддерживает) притязания на имп. престол франц. кор. Франциска I. Такими соображениями отчасти объясняется первоначальная вялая реакция папы на проповедническую деятельность Мартина Лютера , покровитель к-рого Фридрих III Мудрый, курфюрст Саксонии, мог стать претендентом на имп. корону и пользовался нек-рой поддержкой др. имп. выборщиков (Фридрих Мудрый отказался от участия в выборах). Л. пытался заручиться поддержкой Франции в своих планах по расширению владений семейства Медичи: племянник папы Лоренцо II ди Пьеро Медичи с согласия франц. короля стал герцогом Урбино, однако незадолго до имп. выборов он скончался. 28 июня 1519 г. испан. кор. Карл I Габсбург был избран императором; папе ничего не оставалось, как перейти к открытому сотрудничеству с ним. Уже к моменту выборов понтифик опубликовал буллу, отменившую запрет совмещать имп. титул с короной Неаполитанского королевства; при этом запрет на прямое управление вассальными территориями Свящ. Римской империи в Сев. и Центр. Италии сохранился.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

Однако, отмечалось в декрете, публикуются и книги, в т. ч. переведенные с разных языков, в к-рых содержатся заблуждения, противоречащие христ. вере и порочащие достойных лиц, вслед. чего Л. С. приказывал впредь печатать книги только с разрешения местных епископов (в Риме - магистра папского дворца) и «инквизитора еретического нечестия». Наказанием за нарушение объявлялось изъятие и сожжение книг, штраф в 100 дукатов в пользу строительства базилики св. Петра и др. меры. Последним, 4-м декретом был окончательно установлен срок явки на Л. С. франц. прелатов (1 окт.) для обсуждения отмены Буржской Прагматической санкции. Представитель франц. короля передал от их имени жалобу, что, несмотря на распоряжение папы Римского, политические противники франц. монарха не разрешают прелатам проехать через их владения; на эту жалобу Лев X ответил, что есть возможность прибыть в Рим морским путем через Геную. Перед началом 11-й сессии (19 дек. 1515) был одобрен примирительный договор папы Римского с королем Франции, известный как Болонский конкордат (окончательно подписан 18 авг. 1516). Кор. Людовик XII скончался 1 янв. 1515 г., а в сент. его преемник кор. Франциск I нанес швейцарцам в борьбе за Милан сокрушительное поражение, что вынудило папу провести личные переговоры с королем в Болонье 11-15 дек. 1515 г. На этой встрече обсуждался вопрос и о Прагматической санкции, к-рую папа отказывался признать, поэтому формально она была отменена, но при этом понтифик признал право короля предлагать кандидатов почти на все епископские кафедры в своих владениях. Современники сочли, что Болонский конкордат был уступкой папе, и Парижский парламент сначала отказался его регистрировать (без этого договор не имел юридической силы). Л. С. утвердил болонские решения, изложенные в 2 папских буллах: в «Primitiva illa ecclesia» были приведены статьи нового договора; булла «Pastor aeternus» упразднила Прагматическую санкцию, закрепила главенство папы Римского в католич. Церкви и осудила решения Базельского и Пизанского Соборов.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

а) «освящение», то есть совершение помазания, и б) совершение миропомазания над представителем «священного рода», то есть над чистокровным законным наследником с. 328]. В вв. в странах Западной Европы широко распространилась идея создания самостоятельных национальных церквей и их независимости от папской власти. Конфликтовал с римским престолом император Священной Римской империи Людовик IV (13141347). В Англии королем Эдуардом III и парламентом в 1343, 1351 и 1353 гг. издавались постановления, которые ограничивали церковные поборы. Конфликт между французским королем Филиппом IV и папой Бонифацием VIII завершился поражением папства и «Авиньонским пленением» (13071377). Идеологом антицерковной оппозиции в Чехии выступал Ян Гус (1369/711415), разделявший взгляды на светскую и духовную власть оксфордского профессора, богослова Джона Уиклифа (13201384). Требование создания национальной церкви выдвигали участники гуситского движения (14191471). Значительной автономии от римского папы в XV в. добилась французская церковь . В 1438 г. король Карл VII утвердил принятую собором французского духовенства «Буржскую прагматическую санкцию», в которой были сформулированы основы свободы галликанской церкви. В санкции провозглашались так называемые «галликанские вольности», ставшие предметом споров между апостольской столицей и Парижем, а именно: решения соборов поместной церкви считались выше папских, а духовенство изымалось из-под юрисдикции Рима и подчинялось светскому суду. Постановлялось, что прелаты церкви должны были избираться на местах без вмешательства папы. Кроме того, папа не имел права освобождать подданных от присяги верности королю и в целом вмешиваться в дела государства. Также ограничивались выплаты в пользу папской курии. В 1516 г. король Франциск I и папа Лев Х подписали Болонский конкордат, в котором в несколько смягченной форме, но были подтверждены положения «Прагматической санкции». Недовольство папоцезаризмом возникло и внутри самого сословия духовенства и выразилось в так называемом соборном движении XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

  001     002