По этим границам в состав Оренбургского края входили нынешние Уфимская и Оренбургская губернии, почти половина Самарской (Бузулукский, Бугурусланский и Бугульминский уезды), а также области Тургайская и Уральская. Этот край, обнимавший своими границами почти миллион квадратных километров, был трудно управляемым как в административном, так и в духовном отношении. С 1859 г. Оренбургско-Уфимская епархия разделилась, и одна из них стала носить название Уфимская епархия, а другая - Оренбургская. Окончательно Уфимская и Оренбургская епархии определились в своих границах в 1862-65 гг. К 1912 г. в Уфимской епархии насчитывалось 5 мужских и 8 женских монастырей, 526 церквей, в том числе 7 соборных, 432 приходские, 21 домовая, 6 кладбищенских. 22 приписные. К 1919 г. в 320 церковно-приходских школах и школах грамот обучались 14 тысяч 142 ученика. К этому времени (нач. 1920-х гг.) было уже более 700 церквей (включая приписные, единоверческие и молитвенные дома), 16 монастырей, духовная семинария, два епархиальных училища - мужское и женское, множество больниц и приютов. При церквах действовало 388 библиотек, при монастырях были 4 больницы и 3 богадельни. Чудовищный погром обрушился на Уфимскую епархию в 1919-38 гг., его объёмы невозможно даже представить. Потери неисчислимы. К 1939 г. органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в г. Уфе. Все ценности были изъяты. В годы Великой Отечественной войны по просьбе верующих правительство страны разрешило открыть некоторые храмы для богослужений. В 1944 г. Уфимская епархия была восстановлена и к 1956 г. в ней действовали уже 42 церкви. Но после непродолжительной «оттепели» , когда победа в войне была завоевана, в том числе и по молитвам народа ко Всевышнему, началась вторая волна («хрущёвская») атеистического наступления и репрессий. Снова власть имущие стали закрывать и уничтожать оставшиеся соборы, церкви, молитвенные дома, преследовать верующих. К 1965 г. на территории Уфимской епархии действующими остались только 17 приходов, и то большинство их представляли невзрачные молельные дома, большинство зданий храмов уже были разрушены.

http://azbyka.ru/palomnik/Уфа

Глава Оренбургской митрополии совершил великое освящение Покровского храма в поселке Акбулак 8 августа 2022 г. 12:03 7 августа 2022 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин совершил великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Акбулак Акбулакского района Оренбургской области и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Акбулакского округа Оренбургской епархии , настоятель храма иерей Вадим Татусь, протоиерей Виталий Коценко ( Коломенская епархия ), протоиерей Иоанн Кочанкин, протоиерей Иоанн Хижняк ( Бузулукская епархия ), ректор Оренбургской духовной семинарии иерей Петр Панов, протоиерей Владимир Дмитриев, иерей Алексий Колыванов, иерей Виталий Поваляев, иерей Димитрий Медведев, диакон Георгий Качанкин и диакон Никита Нефедов. На малом входе митрополит Вениамин удостоил иерея Виталия Поваляева права ношения набедренника. На сугубой ектении была возглашена молитва о восстановлении мира. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Виталий Поваляев. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор собора под управлением иерея Александра Ромашкова и хор храма под управлением Анны Татусь. За богослужением молились: настоятельница Оренбургского Успенского женского монастыря игумения Флора (Новицкая); начальник управления по делам национальностей и казачеству министерства региональной и информационной политики Оренбургской области А.В. Кафтан; глава администрации Акбулакского района В.В. Пирогов; специалист отдела по делам национальностей управления внутренней политики А.Б. Трофименко; глава администрации муниципального образования Акбулакский поссовет В.В. Огнев; начальник Отдела МВД России по Акбулакскому району подполковник С.О. Гагарин; ктитор храма С.А. Пивоваров; строители, благотворители и благоукрасители храма. По окончании Литургии иерей Вадим Татусь поблагодарил главу Оренбургской митрополии и преподнес в дар от благодарных прихожан памятную серебряную панагию с изображением Покрова Пресвятой Богородицы. В своем слове иерей Вадим особо подчеркнул, что сегодняшнее событие является долгожданным: «Наш храм начал строится в 2002 году и это была поистине народная стройка. На протяжении 20 лет каждый житель Акбулака вносил свою посильную лепту. И сегодня мы рады тому, что храм достроен, открыт, освящен святительской рукой и в нем теперь будет совершаться уставное богослужение».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иверский женский монастырь Орска за прошедшие сутки выдал из собственной скважины 5 000 л воды и раздал 150 булок хлеба. В Преображенском храме Орска, расположенном на горе, остаются еще на проживании 10 пострадавших. С 9 по 17 апреля в  Бузулукской епархии  помощь была оказана семи пострадавшим семьям. Выдали продуктовые наборы, средства гигиены, постельное белье, полотенца, вещи и обувь, противопролежневый матрас, подгузники для взрослых и детей. Также сотрудники социального отдела епархии посетили многодетную семью — маму-одиночку с пятью детьми, которую разместили в одном из учебных общежитий. Отвезли ей продукты, средства гигиены, игрушки для детей, вещи и посуду. На данный момент вода в Бузулуке и Бузулукском районе уходит, люди возвращаются в свои дома, поэтому в епархии начали помогать средствами для уборки и дезинфекции помещений. В  Курганской епархии  пострадавшими, которые находятся в ПВР, составлены списки необходимых вещей, сестры милосердия развозят все необходимое в соответствии с этими списками. Помощь оказывается в первую очередь маломобильным людям. В Акмолинской области Казахстана ситуация с паводком стабилизируется, вода отходит.  Кокшетауская епархия  продолжает помогать пострадавшим, но обращаются за помощью уже реже. Сбор для пострадавших от наводнения в  Астанайской епархии  продолжается. 16 апреля епархия оплатила одну тонну продуктов питания для социального отдела Уральской епархии . В Петропавловской епархии помогают людям, которые обращаются в храмы, а также передают вещи в другие точки города, где организованы государством и частными лицами пункты помощи. В Петропавловске разместили 37 эвакуированных в Гуманитарно-Техническом колледже, который принадлежит Петропавловской епархии. Пострадавших кормят, снабжают всем необходимым. В Актюбинской области Казахстана уже идут восстановительные работы после паводка, госкомиссии оценивают ущерб, практически все пострадавшие уже вернулись в дома. 19 апреля представители  Актюбинской епархии   планируют передать продуктовые наборы нуждающимся.

http://patriarchia.ru/db/text/6121701.ht...

В апр. 1851 г. из Оренбургской епархии в новообразованную Самарскую (см. Самарская и Тольяттинская епархия ) были переданы 3 самых густонаселенных уезда: Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский. Число церквей в Оренбургской епархии сократилось с 455 (в т. ч. 9 соборов и 435 приходских храмов в 1850) до 302 (в т. ч. 9 соборов и 278 приходских храмов в 1852). Одновременно территория Оренбургской епархии расширилась за счет включения в нее Ср. Азии. В 1853 г. была завоевана кокандская крепость Ак-Мечеть, переименованная в форт Перовский (ныне г. Кызылорда), в 1854 г. здесь открылся приход с постоянным военным священником, вскоре была построена Богородицкая ц., относившаяся к благочинию священника Орской крепости (ныне г. Орск). К тому же благочинию относилась Воскресенская ц. в Казалы (ныне г. Казалинск). (Первый правосл. храм в Ср. Азии открылся в 1847 в Аральском укреплении (Раим; ныне село в Казахстане) на берегу Сыр-Дарьи.) В 1850 г. Оренбургский еп. Иосиф (Кобыльский-Богословский) освятил новопостроенный Александро-Невский собор в Уральске, посетил все единоверческие храмы уральских казаков. В том же году был освящен главный престол Казанской ц. (впосл. собор) в Стерлитамаке. В ответ на повеление имп. Николая I принять меры к обращению в христианство многочисленных язычников Оренбургско-Уфимского края еп. Иосиф в июне 1853 г. разработал проект миссии для язычников, к-рая была учреждена в кон. года в составе 15 священников-миссионеров, но просуществовала недолго - уже в мае 1854 г. была закрыта из-за опасения волнений. В 1851 г. еп. Иосиф благословил монахинь, подвизавшихся с 30-х гг. XIX в. при Преображенской ц. в Чебаркульской крепости, перейти в г. Троицк и устроить общежитие при кладбищенской часовне. Часовня была обращена в церковь и 19 июня 1853 г. освящена в честь Казанской иконы Божией Матери (см. Троицкий в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). При еп. Антонии (Шокотове) в епархии возникли еще 2 жен. монашеские общины: в 1854 г.- Николаевская община в Оренбурге (см. в ст. Оренбургский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь ) и в 1857 г.- Троицкая община в Бирске (см. Святой Троицы бирский женский монастырь ). По ходатайству архиерея Синод утвердил в 1856 г. ежегодный крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери в Стерлитамак и Оренбург, впосл. распространившийся и на селения Уральской обл. Еп. Антоний увеличил число благочиний до 25 (15 на территории Оренбуржья).

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В Башкортостанской митрополии завершился ХХХ Табынский крестный ход 25 июня 2022 г. 16:43 23 июня 2022 года в Богородице-Табынском женском монастыре села Курорт Гафурийского района Башкирии завершился ХХХ Табынский крестный ход, который по благословению митрополита Уфимского и Башкортостанского Никона ежегодно проходит в пределах Башкортостанской митрополии и посвящен празднованию дня явления Табынской иконы Божией Матери. Завершающий день крестного хода начался с молебна, который совершил епископ Салаватский и Кумертауский Николай в Покровском храме поселка Красноусольский. Его Преосвященству сослужили духовник Салаватской епархии протоиерей Валентин Попов, клирики Салаватской и Уфимской епархий. По окончании богослужения владыка Николай возглавил шестой, заключительный день крестного хода. Последний участок пути составлял 11 км. В Богородице-Табынском монастыре епископ Николай совершил благодарственный молебен с акафистом Божией Матери пред Ее иконой «Табынская». 24 июня митрополит Никон в сослужении епископа Николая и епископа Бирского и Белорецкого Спиридона возглавил в Богородице-Табынском женском монастыре торжества, посвященные Табынской иконе Божией Матери. Традиция крестных походов берет начало со времени Пугачевского восстания. В начале XIX века, как свидетельствовал В.И. Даль, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. В 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцова) в честь избавления города Стерлитамака от холеры ход был утвержден как епархиальный. Расширение крестного хода до города Оренбурга началось во время эпидемии холеры 1848-1853 гг., когда в Оренбурге умерла большая часть населения. 12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода. В XX веке ход состоял из двух частей: первая охватывала Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды (Уфимская епархия), всю Оренбургскую епархию с посещением городов Тобольск и Кустанай. В январе-феврале, после посещения Бузулукского уезда (Самарская епархия), на Великий пост икона возвращалась в село Табынское. Вторая часть начиналась в субботу на Пасхальной неделе. Табынская икона посещала город Уфу и окрестности, а в День Святого Духа возвращалась назад. Во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера, связанные с Табынской иконой. В период Гражданской войны по благословению епископа Андрея (Ухтомского) икона была перенесена в Китай. В Уфимской епархии семидневный крестный ход протяженностью 141 километр с иконой Божией Матери «Табынская» был возрожден в 1992 году. В 2012 году ходу был присвоен статус митрополичьего . Пресс-служба Салаватской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иверский женский монастырь Орска за прошедшие сутки выдал из собственной скважины 5 000 л воды и раздал 150 булок хлеба. В Преображенском храме Орска, расположенном на горе, остаются еще на проживании 10 пострадавших. С 9 по 17 апреля в Бузулукской епархии помощь была оказана семи пострадавшим семьям. Выдали продуктовые наборы, средства гигиены, постельное белье, полотенца, вещи и обувь, противопролежневый матрас, подгузники для взрослых и детей. Также сотрудники социального отдела епархии посетили многодетную семью — маму-одиночку с пятью детьми, которую разместили в одном из учебных общежитий. Отвезли ей продукты, средства гигиены, игрушки для детей, вещи и посуду. На данный момент вода в Бузулуке и Бузулукском районе уходит, люди возвращаются в свои дома, поэтому в епархии начали помогать средствами для уборки и дезинфекции помещений. В Курганской епархии пострадавшими, которые находятся в ПВР, составлены списки необходимых вещей, сестры милосердия развозят все необходимое в соответствии с этими списками. Помощь оказывается в первую очередь маломобильным людям. В Акмолинской области Казахстана ситуация с паводком стабилизируется, вода отходит. Кокшетауская епархия продолжает помогать пострадавшим, но обращаются за помощью уже реже. Сбор для пострадавших от наводнения в Астанайской епархии продолжается. 16 апреля епархия оплатила одну тонну продуктов питания для социального отдела Уральской епархии. В Петропавловской епархии помогают людям, которые обращаются в храмы, а также передают вещи в другие точки города, где организованы государством и частными лицами пункты помощи. В Петропавловске разместили 37 эвакуированных в Гуманитарно-Техническом колледже, который принадлежит Петропавловской епархии. Пострадавших кормят, снабжают всем необходимым. В Актюбинской области Казахстана уже идут восстановительные работы после паводка, госкомиссии оценивают ущерб, практически все пострадавшие уже вернулись в дома. 19 апреля представители Актюбинской епархии планируют передать продуктовые наборы нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/159720.html

По благословению главы Башкортостанской митрополии во главе колонны Табынского крестного хода с запрестольным крестом шел ветеран труда, староста храма в честь преподобного Антония Киево-Печерского села Антоновка Мелеузовского района В.И. Бибик. Конечной целью Табынского крестного хода является Богородице-Табынский женский монастырь села Курорт Гафурийского района, расположенный на территории  Уфимской епархии , где 8 июня глава Башкортостанской митрополии возглавит торжества, посвященные Табынской иконе Божией Матери. Традиция крестных походов берет начало со времени Пугачевского восстания. В начале XIX века, как свидетельствовал В.И. Даль, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. В 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцова) в честь избавления города Стерлитамака от холеры ход был утвержден как епархиальный. Расширение крестного хода до города Оренбурга началось во время эпидемии холеры в 1848-53 годы, когда в Оренбурге умерла большая часть населения. 12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода. В XX веке ход состоял из двух частей. Первый, протяженностью более 4000 верст, охватывал Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды ( Уфимская епархия ), всю  Оренбургскую епархию  с посещением городов Тобольск и Кустанай. В январе-феврале, после посещения Бузулукского уезда ( Самарская епархия ), на Великий пост икона возвращалась в село Табынское. Вторая часть похода начиналась в субботу на Пасхальной неделе. Табынская икона посещала город Уфу и окрестности, а в День Святого Духа возвращалась назад. Во многих селах появились почитаемые места, источники и даже озера, связанные с Табынской иконой. В период Гражданской войны по благословению епископа Андрея (Ухтомского) икона была перенесена в Китай. В Уфимской епархии семидневный крестный ход протяженностью 141 километр с иконой Божией Матери «Табынская» был возрожден в 1992 году. В 2012 году ходу был присвоен статус митрополичьего.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Саратовская епархия Архиепископ Гурий был назначен на Саратовскую кафедру с титулом Саратовский и Сталинградский, при этом ему было поручено и временное управление Астраханской епархией . Архипастырь прибыл на новое место своего служения 13 февраля 1953 года. Менее чем через месяц умер И.В. Сталин, и было непонятно, как это событие отразится на развитии отношений Церкви и советского государства. А еще через месяц, 15 апреля, у владыки Гурия случился инфаркт, после которого он долго восстанавливался. Архивные документы раскрывают картину сложной и нездоровой обстановки в Саратовской епархии в 1950-е годы. В церковной истории позднего сталинского периода Саратовская епархия оказалась особо отмеченной из-за громкого «Саратовского дела» — массовых купаний в проруби в праздник Крещения Господня 19 января 1949 года. И хотя это произошло после того, как духовенство и часть верующих покинули оборудованные проруби на Волге после крестного хода, от 300 до 500 человек осталось и около сорока минут продолжали погружаться в прорубь. В газете «Правда» появился фельетон «Саратовская купель», ставший сигналом для целого ряда антирелигиозных статей и административных мер против духовенства и верующих. Управляющий епархией епископ Борис (Вик) после разбирательства был переведен в Чкаловскую и Бузулукскую епархию, произошли перестановки и в органах власти. Крещенские водосвятия под открытым небом были впредь запрещены. На новом месте службы владыка Гурий обратился к Патриарху Алексию и получил разрешение провести совещание настоятелей приходов, для которого священнослужители должны были подготовить отчеты о работе и ответить на ряд вопросов. Архиепископ Гурий подготовил «Обращение к настоятелям Саратовской епархии», в котором обращал внимание на недопустимость сокращения служб, необходимость соблюдения Устава, правильное совершение таинств. Особое внимание было уделено церковному пению, которое «должно назидать, а не услаждать», «не должно иметь театрального, мирского характера». К «Обращению» были приложены большой и малый списки церковно-музыкальных произведений и объяснения, как следует организовать хоры.

http://patriarchia.ru/db/text/6022890.ht...

До церковного штабу допомоги у з березня понад 23000 звернень. зведення про допомогу 27 вересня 2022 року) 28 вересня 2022 р. 11:04 Более 23000 обращений беженцев поступило в московский церковный штаб помощи с марта. От 100 до 250 беженцев обращаются ежедневно за помощью в церковные штабы помощи в Белгороде и Воронеже. Харьковская епархия продолжает передавать медикаменты в больницы. Гуманитарную помощь беженцам и жителям зоны конфликта передали в Вятской , Московской и Бузулукской епархиях. Священники, волонтеры, сестры милосердия в России регулярно передают в пункты временного размещения (ПВР) продукты, бытовую химию, воду, одежду, обувь, канцелярские товары. Информационная сводка  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 27 сентября 2022 года. Статистика Помощь раненым, медицинская помощь  Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви  Гуманитарная помощь  Духовная помощь  Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на специальной странице сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко» , «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VK , ОК , Viber , на Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5963514...

В Башкортостанской митрополии продолжается XXV Табынский крестный ход 12 июня 2017 г. 11:09 10 июня 2017 года в Башкортостанской митрополии начался юбилейный XXV Табынский крестный ход. В этот день в храме в честь иконы Божией Матери «Казанская» с. Верхотор Ишимбайского района епископ Салаватский и Кумертауский Николай совершил молебное пение о путешествующих с чтением акафиста Божией Матери пред Ее иконой «Табынская». В молебное пение были включены благодарственные прошения и молитвы по случаю 69-летия основания города Салавата. По окончании молебна владыка Николай обратился к собравшимся с напутственным словом и передал участникам крестного хода благословение главы Башкортостанской митрополии. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Табынская». По окончании богослужения Его Преосвященство возглавил первый день ежегодного крестного хода. Духовенство Салаватской епархии во главе сотен паломников выступило из с. Верхотор и направилось в сторону скита во имя блаженной Варвары, затворницы Скворчихинской, в с. Скворчиха Ишимбайского района. В первый день богомольцам предстояло преодолеть 25 километров. На всех перевалочных пунктах по пути следования паломникам было предложено горячее питание и питьевая вода. Конечной целью хода является Богородице-Табынский женский монастырь, где 16 июня торжества, посвященные чтимой иконе Богородицы, возглавит митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон , сообщает сайт Салаватской епархии . Традиция крестных походов берет начало со времени Пугачевского восстания. В начале XIX века, как свидетельствует В.И. Даль, с иконой обходили половину Уфимско-Оренбургской губернии. В 1848 году по благословению епископа Уфимского Иоанникия (Образцова) в честь избавления города Стерлитамака от холеры ход был утвержден как епархиальный. Расширение крестного хода до города Оренбурга началось во время холеры, когда за 1848-53 годы в Оренбурге умерла большая часть населения. 12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за 250 утверждалось постоянное совершение крестного похода. В XX веке ход состоял из двух частей. Первый, протяженностью более 4000 верст, охватывал Стерлитамакский, Златоустовский и Белебеевский уезды ( Уфимская епархия ), всю Оренбургскую епархию с посещением городов Тобольск и Кустанай. В январе-феврале, после посещения Бузулукского уезда ( Самарская епархия ), на Великий пост икона возвращалась в село Табынское.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010