Перед началом Балканской войны архим. Даниил (Радулович) подарил мон-рю 20 рала земли и построил братский корпус. В 1912 г. обитель вновь пострадала от пожара. Во время первой мировой войны австро-венг. армия разместила в стенах мон-ря конюшню, потом столовую и казарму. После войны мон-рь был обновлен, в 1925 г., при игум. Иосифе (Лекиче), смонтирован новый иконостас, а в 1927 г. игум. Иосиф пожертвовал мон-рю колокол. После второй мировой войны Д. с. был упразднен. Келейные корпуса не сохранились. В 70-х гг. ХХ в. церковь реставрировалась, черепичная крыша была заменена цинковой. В мае 2001 г. в Д. с. была восстановлена кафедра Будимлянско-Никшичской епархии и возобновлен мон-рь. 4 мая 2002 г. здесь был возведен на кафедру еп. Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович). В наст. время при мон-ре проживают 115 изгнанников из Косова и Метохии. Архитектура Церковь возведена из серого известняка и красного камня. Наос храма - зальное сооружение, состоящее из подкупольного квадрата, небольших, поперечно растянутых компартиментов с запада и востока, перекрытых цилиндрическими сводами, и полуциркульной апсиды. Центральное пространство перекрыто куполом на 8-гранном барабане и имеет ниши в боковых стенах. Внутренний нартекс, иногда датируемый 20-30-ми гг. XIII в., был фланкирован с запада 2 башнями-колокольнями (столпами), что также характерно для храмов Сербии 2-й пол. XII в., таких как в монастыре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, в Куршумльском мон-ре . Позднее башни были перестроены, между ними возвели высокую колокольню. Купол церкви в Д. с., а также установка колокольни на продольной оси храма повторяют элементы архитектуры кафоликона мон-ря Жича (ок. 1220) и, возможно, были перестроены под его влиянием вскоре после учреждения в Д. с. кафедры. Наос и внутренний нартекс ранее разделяла стена, разрушенная, вероятно, в кон. XVII-XVIII в. при постройке внешнего нартекса. Снаружи нартекс имеет вид 3-нефной базилики, не соответствующий внутреннему виду прямоугольника. На его зап. фасаде находится мраморный рельеф «Поклонение Кресту» с поврежденной ктиторской надписью с именем Првослава, перенесенный сюда из древней части храма.

http://pravenc.ru/text/171881.html

Женский монастырь Шудиково Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Шудиково (серб. Манастир Шудикова) построен в эпоху Неманичей в 1219 году. Относится к Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Река Лим, на берегу которой в раннем Средневековье был построен монастырь Шудикова, в то время часто называлась «сербским Иорданом». Такое имя было признанием огромной роли, которую регион играл в духовной и культурной жизни всей Будимлянско-Никшичской епархии. Монастырь Шудикова был одним из центров местного образования и просвещения, а книги, написанные и переписанные здесь, сегодня хранятся в музеях и библиотеках многих стран мира. По дошедшим сведениям, монастырь Шудикова был построен в эпоху Неманичей в 1219 году, хотя первые письменные источники начинают упоминать монастырь только с XVI века. Археологические исследования позволили отнести возникновение монастыря к XIII-XIV векам. По всей видимости, монастырь стал прибежищем Будимлянской епархии, когда ее служители вынуждены были бежать с других земель от турецких притеснений. По всему Тифранскому ущелью сохранилось несколько пещер, которые были использованы священнослужителями в качестве скитов и тайников, где они прятали книги, иконы и другие церковные ценности. Считается, что свое название — Шудикова — монастырь получил из-за судебной функции, которую он исполнял вплоть до своего разрушения в 1738 году, поскольку в его стенах слушались дела и заседали судьи. Культурно-просветительская роль монастыря особенно ярко проявилась в виде существовавшей здесь в течение нескольких веков «Шудиковской кафедры» — особых курсов, где изучали литературу, искусство переписи книг, фресковую роспись, живопись и медицину. Рукописные книги, вышедшие из-под пера монастырских мастеров, сегодня известны по всему миру. Старейшая и наиболее известная рукописная книга местного производства — это «Антология Святых отцов», сегодня хранимая в монастыре Святой Троицы в Плевле . В 1573 году будимлянский епископ Герасим написал здесь свое знаменитое произведение «Minej», ныне оно находится в Белградской Национальной библиотеке. «Книга Псалмов» (1592 г.) авторства иеромонаха Данило теперь хранится в Вене. А «Молитвенник», который написал в 1602 году дьякон Михайло, сегодня находится в библиотеке графа Уварова в Москве.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЕЛО-ПОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ неск. храмов в г. Биело-Поле и его окрестностях, к-рые являются памятниками серб. средневек. искусства. Расположены в Биело-Польско-Колашинском архиерейском наместничестве Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Церковь во имя святых ап. Петра и Павла. Вид с юго-востока Церковь во имя святых ап. Петра и Павла. Вид с юго-востока Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла находится в центре города, выстроена в кон. XII в., возможно, на месте более древнего храма, по обету хумского жупана Мирослава (1169-1197), как главная церковь одноименного мон-ря и княжеская усыпальница. С сер. XIII в. церковь стала кафедральным собором Хумской епархии, позднее митрополии. В XVII в. церковь была превращена в мечеть, православным возвращена в 1912 г. В наст. время церковь охраняется государством как памятник культуры 1-й категории. В 1993 г. при ней было основано Братство православной молодежи «Святые апостолы Петр и Павел», в 2002 г.- Братство православной молодежи «Св. король Милутин». Небольшой (длина -14,5 м) однонефный храм с трансептом и прямоугольной в плане апсидой. Центральная часть наоса перекрыта поперечным сводом, в основании конхи апсиды - тромпы. небольшое подкупольное пространство выявлено снаружи барабаном квадратной формы с четырехскатным покрытием. В архитектуре храма, типичной для раннего периода рашской школы, сочетаются особенности романского и визант. стиля. В нач. XIV в. при св. кор. Стефане Милутине Сербском с запада был пристроен притвор, в к-ром устроены приделы, а зап. фасад был дополнен 2 высокими башнями. к церкви с сев. и юга были пристроены приделы-часовни (сев. имела с востока апсиду). В кон. XVII в. при переделке под мечеть здание было сильно перестроено: обе часовни, стена между храмом и притвором, юж. башня были снесены, а сев. превращена в минарет. В 50-60-х гг. XX в. на территории бывш. мон-ря были проведены археологические исследования, что позволило реконструировать первоначальный облик церкви.

http://pravenc.ru/text/149171.html

Церковь святителя Николая Чудотворца (Биело-Поле) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя Николая Чудотворца в Биело-Поле — приходской храм и одноименный монастырь Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Входит в группу Биело-Польских церквей. В прошлом – монастырь Николяц . Содержание История [ править править код ] Фрески в церкви/Portal Press doo Точно неизвестно, когда была построена церковь Святого Николая в Никольце. Ранее предполагалось, что монастырь Николяц был построен в 60-х годах XVI века, но на основании современных археологических открытий было установлено, что церковь датируется 60-70 годами XIV века и была основан как задужбина короля Милютина . Храм строился в несколько этапов, а, основываясь на монетах, найденных на территории монастыря, фундамент церкви относят к периоду 1370-1390 гг. После прихода турок церковь Святого апостола Петра в Биело-поле была превращена в мечеть, и роль духовного центра перешла к церкви Святого Николая в Никольце. В 1552 году в монастырь Николяц была перенесена резиденция Будимлянского митрополита. В XVI-XVII веках монастырь был важным центром по переписи церковных книг, который оставил после себя богатую библиотеку. В ней хранятся ценные списки книг из других монастырей, разрушенных во время турецкого владычества (Заступ, Равна Риека, Вранштица, церковь Святого апостола Петра). Сегодня церковная библиотека известна 86 рукописями и более 80 печатными книгами. Рукописи, самая известная из которых – Четвероевангелие конца XIII века, написанное на пергаменте, датируются концом XIII века. Среди печатных книг около пятнадцати из старейшей типографии в Черногории Божидара и Виченца Вуковичей. С момента появления здесь церкви Святого Николая город Биело-Поле долгое время назывался Николь-Пазар и был одним из главных торговых перекрестков на пути караванов из Дубровника. В старых летописях о месте, на котором сейчас находится церковь Святого Николая, написано так: «Здесь простирались цветочные поляны и зеленые холмы, а рядом был источник с чистой водой. Место это было красивое и уютное, очень просторное, оно, словно, было создано для того, чтобы люди приходили сюда встречаться во время церковных и народных соборов, ярмарок и базаров. И дороги отсюда ведут во все стороны света, куда бы не пожелал отправиться человек. Позже здесь велась торговля, благодаря этому, а также по названию церкви, которая здесь находилась, Биело-Поле получило новое имя – Николь-Пазар. Многие караваны на своем пути сворачивали сюда, чтобы отдохнуть, или продать и обменять товары».

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Святейший Патриарх Алексий принял делегацию Сербской Церкви 2 марта 2006 г. 15:27 Во встрече приняли участие митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , епископ Бачский Ириней, епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий ( Сербская Православная Церковь ), архимандрит Антоний (Пантелич), настоятель Подворья Сербской Православной Церкви в Москве, протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям. В дни пребывания сербских иерархов в Москве состоялись их встречи с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом , председателем Комитета по международным делам Совета Федерации М.В. Маргеловым. Сегодня же делегация встречается с заместителем министра иностранных дел России В.Г. Титовым. В ходе беседы стороны высказали свое отношение к проблеме Косова. Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Мы поддерживаем решение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, который высказался за разрешение проблемы Косова путем переговоров. Мы неоднократно говорили о значении Косова для сербского народа, для Сербской Православной Церкви; это священная для сербов земля, это колыбель сербской государственности и культуры».  Стороны отметили, что переговоры — единственный решения этого вопроса, при котором должна быть обеспечена справедливость для всех народов, проживающих на этой территории. «О нашем отношении к косовской теме Мы много раз заявляли публично, в различных выступлениях и интервью, — добавил Святейший Патриарх Алексий. — Мы стараемся не упускать случая, чтобы напомнить миру о страданиях сербского народа». Была также затронута ситуация в Черногории, где в ближайшее время состоится референдум о статусе республики. Предстоятель Русской Церкви выразил надежду на то, что сербы и черногорцы, чьи исторические судьбы тесно связаны, останутся вместе. Патриарх Алексий с удовлетворением отметил, что наметились признаки нормализации ситуации в Македонии. Как известно, митрополит Иоанн (Вранишковский) скоро будет освобожден из тюремного заключения: Верховный суд пересмотрел его приговор и сократил срок до 8 месяцев. В заключение сербские иерархи выразили благодарность Святейшему Патриарху Алексию за его усилия, направленные на укрепление межправославного единства, за его вклад в разрешение проблемы Косова и урегулирование других внутрицерковных вопросов. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/86235.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Иерарх Сербской Церкви принял участие в хоровом празднике «Знаменская Академия» в Кемерово Служба коммуникации ОВЦС, 13.12. 2023. 10 декабря в рамках проекта «Новая высота» в государственной филармонии Кузбасса прошла «Знаменская Академия», в которой приняли участие творческие коллективы Кемеровской епархии. Проект, инициированный губернатором Кемеровской области С.Е. Цивилевым, призван познакомить жителей Кузбасса с многообразием культурной жизни шахтерского края. Как сообщает сайт Кузбасской митрополии, мероприятие было приурочено к престольному дню Знаменского кафедрального собора в Кемерове. Название «Знаменская Академия» было обусловлено сложившейся дружбой Кузбасской митрополии с епархиями Сербской Православной Церкви. «Академиями» в Сербии называют празднования, посвящённые значимым церковным событиям – большим праздникам или прославлению памяти сугубо почитаемых в народе святых. Такое именование подчёркивает особый статус: концерты, фестивали и выставки имеют отношение к светским событиям, а «академия» – мероприятие, ассоциирующееся исключительно с Православной верой, благодаря которой и сохранилась самобытная культура сербов. Почётными гостями «Знаменской Академии» стали: архиерей Сербской Православной Церкви епископ Будимлянско-Никшичский Мефодий, прибывший на праздник по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия; епископ Муромский Нил; епископ Новокузнецкий и Таштагольский Владимир; епископ Гурьевский Даниил. Региональную власть представляли министр культуры и национальной политики О.А. Феофанова и председатель Комитета по взаимодействию с религиозными организациями администрации Правительства Кузбасса Е.С. Иванов. Прологом мероприятия стало выступление сводного хора кемеровского духовенства – священнослужители исполнили кондак празднования иконе Божией Матери «Знамение» и песнопение «Богородице, Дево, радуйся».

http://mospat.ru/ru/news/91131/

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Митрополит Иларион: Президент Черногории пошел против собственного народа 23.05.2020 21:55 Версия для печати Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков Москва, 23 мая. Епископу Будимлянско-Никшичскому Иоанникию и нескольким клирикам кафедрального собора города Никшич, задержанным 12 мая черногорской полицией после крестного хода, который состоялся на праздник святителя Василия Острожского, грозит до года тюрьмы. И хотя в ночь на 16 мая после акций протеста жителей страны иерарх и священники были выпушены на свободу , уголовное дело против них продолжается, сообщили «Благовест-инфо» в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Комментируя сложившуюся ситуацию в эфире программы «Церковь и мир», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: «Президент Черногории Джуканович пошел против собственного народа, и то, что он выступает открыто против Церкви, пытается там создать некую новую организацию, свидетельствует о том, что он не понимает, во-первых, сути того, что такое Церковь, а, во-вторых, он не понимает собственный народ. Сербская Православная Церковь в Черногории — это не некая иностранная организация, это Церковь черногорского народа. И если господин Джуканович, который является, насколько я знаю, человеком некрещеным и неверующим, пытается создать собственную Церковь, это очень большая ошибка».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Женский монастырь Добриловина Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Добриловина (серб. Манастир Добриловина) построен в XVI веке в честь святого великомученика Георгия. Относится к Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] На территории национального парка Дурмитор находится несколько старинных монастырей, но самый известный среди них — это православный монастырь Добриловина, построенный здесь в XVI веке в честь святого великомученика Георгия. В Средние века данная монашеская обитель была главным религиозным центром в долине реки Тара — Потарье. Монастырь впервые упоминается в 1593 году в документах турецких властей, когда они разрешили отремонтировать разрушенную церковь святого Георгия, поэтому исследователи делают вывод о том, что монастырь был основан гораздо раньше. По народному преданию, церковь была возведена на пожертвования Неманичей и считается одной из «задужбин» этой царской династии. В последующие годы монастырь Добриловина упоминается в источниках заметно чаще. Сохранились записи о том, как в 1602 году монах Иосиф передал монастырю один экземпляр «Октоиха», а в 1609 году местный игумен Иоаким на деньги воеводы Милошевича и местных князей восстановил и расписал храм св. вмч. Георгия. В 1749 году монастырская церковь была снова обновлена. В конце XVII века монастырь посещал Патриарх Арсений III Черноевич . После 1799 года для монастыря настали нелегкие времена. Он был разрушен турецкими войсками и пришел в полный упадок. Основные монастырские ценности были спрятаны монахами в тайной пещере, но обратно в монастырь так и не вернулись. Последующие 30 лет обитель пустовала, пока в 1833 году монах Макарий не восстановил ее. Однако, турецкие захватчики вскоре вновь изгнали монахов из монастыря. Новую попытку вернуть жизнь монастырю предпринял архимандрит Михаил Дожич в 1867 году. Здесь он открыл школу в 1870 году, которая тайно действовала в монастыре. Это была первая школа в этом районе, что имело большое значение для этого региона. Школа была временно перенесена в близлежащую пещеру во время нападений Османской империи. Эту пещеру можно увидеть и сейчас.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Жупа-Никшичка Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь апостола Луки (Жупа-Никшичка) (серб. Манастир Жупа/Манастир Светог Луке) построен в средние века, сыграл важную роль в освободительной борьбе черногорского народа. Относится к Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Точная дата основания монастыря неизвестна, но предполагают, что обитель была основана внуком Вукана Неманича в XIII веке. По преданию, первоначально монастырь располагался на правом берегу Грачаницы, но там он был разрушен камнепадом с г. Градац. Обитель восстановили зетские князья Черноевичи, но она снова была разрушена. Местные жители построили церковь и кельи на новом месте, на другом берегу реки, разобрав здания и перенеся их по камням. Это произошло в первой четверти XVII века, под руководством местного зодчего Йовицы. Больше всего исторических данных о монашеской жизни здесь сохранилось из XVII-XVIII вв. В XVII веке в этих краях родился прп. Стефан Пиперский , основатель монастыря Челия Пиперская . В 1809 году жупские монахи из-за турецких притеснений разошлись по другим монастырям. В XIX веке, во время сербских восстаний против турецкого гнёта, Жупа Никшичская была сборным местом восставших. За это турки неоднократно сжигали монастырь. Окончательно обитель была сожжена в 1853 году во время карательного похода Омера-паши, австрийского серба Михаила Латоса. Тогда в огне погибла знаменитая Жупская летопись. Во время осады Никшича в июле-августе 1877 году черногорскими войсками в Жупе находился лазарет для раненых черногорских воинов, которым заведовал известный русский хирург Студийский. После победы православных славян во главе с Россией над турками, эти края были присоединены к Черногории. В 1881 году черногорский князь Николай Петрович-Негош воздвиг новую монастырскую церковь Св. Апостола Луки в память своего дяди и предшественника князя Даниила. В 1930-х годах много сделал для монастыря его настоятель архимандрит Никодим (Янюшевич). Он же и стал первой жертвой коммунистов в никшичском крае. Партизаны убили его в 1941 году без всякой причины. В этот день, вечером, архимандрит Никодим после тяжелого труда отдыхал на террасе келейного корпуса. В это время перед монастырскими воротами показалась группа партизан. Отец Никодим ушел в свою келью и закрыл двери. Партизаны стали ломиться в двери, а потом стали стрелять из автоматов. Архимандрит был убит шестью пулями. Взломав двери и убедившись, что он мертв, партизаны ограбили монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архиерейский Собор Сербской Церкви отстранил от управления Милешевской епархией епископа Филарета 24.05.2015 Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви окончательно отстранил от управления Милешевской епархией епископа Филарета (Мичевича) , сообщает информационное агентство Танюг. Решение об отстранении епископа Филарета было принято после того, как появились новые доказательства недобросовестного управления епархией, сообщает агентство со ссылкой на неназванные источники в Сербской Православной Церкви. За отстранение епископа Филарета 23 мая проголосовали 19 членов Архиерейского Собора, в то время как 17 членов высказались против. Некоторые сербские СМИ сообщили накануне, что Филарет не будет отстранен от кафедры, и что Собор даст ему год на исправление и упорядочение дел в епархии. Но этого не произошло, и было принято достаточно жесткое решение. Временным управляющим Милешевской епархией назначен епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. В вину владыке Филарету, как сообщает сербское издание «Блиц», ставились в вину как финансовые нарушения при управлении епархией, так и неподобающее для православного иерарха поведение. Прежде всего, ему напоминают о проведенной им в знак протеста голодовке и участие в военных действиях, происходивших на территории бывшей Югославии в 1990-х гг. Ранее, 20 мая, Собор принял также достаточно неожиданное решение об отстранении от управления Канадской епархией епископа Георгия из-за выявленных комиссией допущенных им нарушений. Временное управление Канадской епархией Собор поручил Патриарху Сербскому Иринею. Как сообщают источники в Сербской Патриархии, оба решения сопровождались бурной дискуссией между участниками Собора и вызвали разделение епископата на партии. На этой неделе Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви продолжит свою работу. Из-за очень насыщенной повестки дня ожидается, что заседания Собора будут проходить на протяжении всей предстоящей недели. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.05.2015 17:24:10

http://drevo-info.ru/news/18925.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010