Разделы портала «Азбука веры» 8 Июн 2023 Издан сборник материалов конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» В Избранное Фото: poznaniye.ru В Издательском доме «Познание» вышел в свет сборник материалов конференции Синодальной библейско-богословской комиссии  «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» , проходившей 16–17 сентября 2021 года в Москве. В своем вступительном слове на конференции, открывающем сборник,  Святейший Патриарх Кирилл  отметил, что ситуация в семье Православных Церквей отражает охвативший ее кризис. У этого кризиса есть разные аспекты, один из наиболее значимых – это угроза Православию: «Как Предстоятель Русской Православной Церкви, который обязан заботиться о сохранении и укреплении отношений со всеми Поместными Православными Церквами, не могу не испытывать личной боли от происходящего в наших взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом и с теми Церквами, которые были втянуты им в признание так называемой автокефальной Украинской Церкви, на деле представляющей не что иное, как легитимизацию церковного раскола». В сборник вошли доклады зарубежных и отечественных патрологов, богословов и историков Церкви, посвященные широкому кругу актуальных тем, связанных с современным положением дел в Поместных Православных Церквях: понимание устройства Вселенского Православия; первенство и соборность; соотношение канонического строя Церкви с деяниями в области церковного управления и др. Книга будет полезна для углубления знаний по патристике, церковной истории, догматическому богословию, христианской антропологии, а также при подготовке студентов теологических, историко-философских, исторических, культурологических и религиоведческих специальностей. Издание осуществлено под общей редакцией председателя СББК  митрополита Будапештского и Венгерского Илариона (Алфеева)  при финансовой поддержке некоммерческой организации «Фонд поддержки христианской культуры и наследия».

http://azbyka.ru/news/izdan-sbornik-mate...

20 февраля 2024 в РПЦ состоялось заседание Синодальной библейско-богословской комиссии, которую возглавил ее председатель, митрополит Будапештский и Венгерский Иларион, - сообщает сайт Московской Патриархии. По поручению Патриарха Кирилла, члены комиссии обсудили текст принятой Конгрегацией вероучения РКЦ декларации «Fiducia supplicans», в которой говорится о пастырском благословении ЛГБТ-пар. Члены комиссии пришли к выводу, что «данное нововведение отражает резкий отход от христианского нравственного учения». Выводы комиссии направлены на рассмотрение Патриарха РПЦ Кирилла. Ранее СПЖ писал, что папа прокомментировал документ о благословении гей-пар. 2. и развернет масштабное миссионерское наступление Это автор, видать, от католиков нахватался... 1. Амстердам: Пока Зеленский ездит по миру, дома бандиты захватывают храмы УПЦ 13:45 767 Автор: Ярослав Нивкин Наемники ПЦУ в Ленковцах избивают прихожан. Фото: СПЖ Наемники ПЦУ в Ленковцах избивают прихожан. Фото: СПЖ Адвокат опубликовал видео из Ленковцев, где наемники избили прихожан УПЦ при попытке захвата храма. Адвокат УПЦ из США Роберт Амстердам опубликовал в Х видео из Ленковцев, где наемники, нанятые думенковцами, жестоко избивали прихожан УПЦ при попытке захвата их Петропавловского храма. Юрист подчеркнул, что пока Зеленский выступал на мероприятиях в Берлине, дома у него происходит беззаконие вокруг храмов УПЦ. «Пока Зеленский посещает Берлин, у него на родине бандитам ПЦУ разрешается совершать рейды, нападать на членов УПЦ, совершать захваты, полностью санкционированные украинским правительством и без всякой ответственности со стороны полиции. Это произошло в Ленковцах», – написал Амстердам. Ранее СПЖ писал, что после изгнания рейдеров община УПЦ в Ленковцах возобновила богослужения. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/20/va...

Над прекрасной равниной У озер и рек гремучих В ярких, милых придолинах Много есть цветов пахучих. Больше грусти у народа. Хаты там стоят. Не блестит заря востока Из-за гор для малых хат. Землю всю кремнистый Камень зла покрыл, Не одних, но много льстивых Братьев вал сюда прибыл. Все туманно, все так грустно, Висят бичи терния. Больно нам да так и грустно От тяжкого гнетения. Кажется, что тризнами все наполнено. Поют ту же грусть, всю издавна, слышишь? не перестают. Вот оставим грустны песни наши петь и грусть сами прогоним; Запоем все, как мы народ свой освободим! с. 124]. В 1937 г. Э. Балецкий стал студентом Карлового университета в Праге, в 1939 г., после оккупации Подкарпатской Руси Венгрией, перевелся в Будапештский университет, который окончил в 1943 г. Венгерский русинист М. Капраль, ведущий исследователь творчества Э. Балецкого, так объясняет изменения жизненной траектории молодого поэта: «Это весьма разительное изменение, впрочем, может объясняться сугубо прагматичными факторами, молодому человеку нужна была банальная помощь и поддержка семьи, которая в одночасье оказалась в другом государстве. С другой стороны, это перемещение вполне в духе тех тенденций, которые проявились в среде русинской интеллигенции в 1920 г. Значительная ее часть тяготела к венгерской культуре, венгерскому государству, что легко объяснимо, учитывая нахождение Подкарпатья в составе именно Венгерского государства на протяжении всего исторического периода» с. 63–64]. Нечеткость представлений о национальной идентичности и политической ориентации представителей интеллектуальных элит Подкарпатской Руси, их балансирование на грани лояльности и враждебности Будапешту как нельзя лучше отражены в творчестве Э. Балецкого периода Второй мировой войны. Его ранние работы проникнуты ясно очерченными русофильскими идеями, что видно, например, в следующих строках: «О, Пушкин, Пушкин – твой язык Русь возвеличит в громкой славе» Посещая Мукачево, молодой поэт с сожалением отмечает, что «меркнет старый русский язык» Э. Балецкий в своих стихах прямо не указывал, в составе какого государства он желает в будущем видеть Подкарпатскую Русь. Однако из стихотворения «Эй, земляк!», написанного в апреле 1940 г., отчетливо видно, что поэт не был обрадован восстановлением венгерского господства в крае:

http://ruskline.ru/opp/2023/09/26/zhizn_...

Как известно, 29 декабря 1944 года командующие фронтами маршалы Советского Союза Малиновский и Толбухин предъявили ультиматум будапештскому гарнизону, предлагая немцам сдаться и обещая жизнь и обращение с пленными согласно международным конвенциям. Противник пошел на тяжкое военное преступление, приказав расстрелять наших парламентеров Миклоша Штейнмеца и Ивана Остапенко. Тогда начался штурм. Однако целых полтора месяца потребовалось, чтобы окончательно взять Будапешт. 18 января пал Пешт, 13 февраля — Буда. Многочисленные разрушения и жертвы среди мирного населения находятся целиком на совести немецкого и венгерского командования. — Но ведь и после взятия Будапешта бои на территории Венгрии продолжились? — Да, нельзя забывать про немецкое наступление в районе озера Балатон в марте 1945 года! Здесь Красной армии пришлось вести последнюю крупную оборонительную операцию. Контрнаступление вермахта (в нем участвовала и 24-я венгерская пехотная дивизия) носило кодовое название «Весеннее пробуждение». В ходе него гитлеровское руководство планировало отбросить наши войска за Дунай, ликвидировав тем самым угрозу Вене и южным районам Германии. Кроме того, в районе самого Балатона находились одни из последних доступных немцам нефтяных месторождений… Враг был еще очень силен, несмотря на страшные потери 1943–1944 годов. Его силу в гораздо меньшей степени испытали союзники в Арденнах, но, в отличие от них, мы не бежали в Венгрии перед противником и ни у кого не просили помощи. Силы в Венгрию Гитлер кидал немалые. Достаточно сказать, что в Балатонской операции принимала участие знаменитая танковая дивизия Зеппа Дитриха «Мертвая голова». — Вы упомянули, что венгерские войска сражались вместе с немецкими против Красной армии. — Да, войска Венгрии, присоединившейся к гитлеровской коалиции еще в ноябре 1940 года, участвовали в нападении на СССР в рамках операции «Барбаросса» в 1941 году. Они участвовали в сражениях на Восточном фронте — в частности, в Сталинградской битве, где понесли катастрофические потери.

http://pravoslavie.ru/77240.html

2342. ЮБИЛЕЙ пастыря. – 1988, 5, 25. 2343. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 10–11 апреля 1989 года: 1. Освободить прот. И.Бабинца от обязанностей настоятеля русского храма в Будапеште и направить в распоряжение еп. Мукачевского Дамаскина. 2. Назначить настоятелем этого храма свящ. И. Кадара, клирика Ленинградской епархии. – 1989, 7, 12. 2344. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 21 марта 1996 года: 1. Освободить митр. Смоленского Кирилла от управления венгерскими православными приходами согласно поданному прошению. 2. Поручить управление приходами архиеп. Берлинскому Феофану. – 1996, 4–5, 14. 2345. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1999 года: 1. Освободить архиеп. Берлинского Феофана от управления Венгерским благочинием. 2. Архипастырское окормление приходов Венгерского благочиния препоручить еп. Венскому Павлу. –2000, 2, 13. 2346. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в г. Будапеште. 2. Управление епархией поручить еп. Венскому Павлу с изменением титула на “Венский и Будапештский”. –2000, 6, 7. 2347. ИЗ ЖИЗНИ благочиния: 1985, 4, 15. 1987, 1, 27; 8, 38. 1988, 2, 26. 1989, 2, 30. 15. Благочиние в Финляндии 2348. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 декабря 1984 года: Освободить от управления Патриаршими приходами в Финляндии архиеп. Выборгского Кирилла. – 1985, 2, 10. 2349. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 июля 1985 года: Православные приходы в Финляндии, состоящие в юрисдикции Московского Патриархата и находящиеся в ведении ОВЦС, поручить архипастырскому окормлению митр. Минского Филарета. – 1985, 8, 8. 2350. И.Б. Пребывание митрополита Минского Филарета в Финляндии. – 1986, 6, 25. 2351. ПИМЕН, патр. Телеграмма с соболезнованием (в связи с кончиной прот. Г. Кильгаста) Церковному совету Покровской Патриаршей общины. – 1986, 7, 14. 2352. КИЛЬГАСТ Г., прот. (г. Хельсинки). Некролог. – 1986, 9, 29. 2353. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 12 мая 1987 года: Архипастырское окормление Свято-Покровской и Свято-Никольской общин в г. Хельсинки возложить на митр. Ленинградского Алексия, свободив от управления ими председателя ОВЦС митр. Минского Филарета. – 1987, 7, 5.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже этого достаточно, чтобы отмести обвинение в якобы более варварских по сравнению с западными методах СССР в деле сохранения своей сферы влияния. Но и это не главное, а то, что подобное надо сравнивать с подобным. Для США Старый Свет - далекий континент за Атлантическим океаном, даже Англия - и та отделена от Европы проливом. Для СССР же союзные европейские страны были стратегическим сухопутным предпольем, полным аналогом Американского континента для США согласно «доктрине Монро», с той лишь разницей, что почти ни с одной страной, подразумеваемой «доктриной Монро», Соединенные Штаты не граничат по суше. Нужно ли напоминать, как вел и ведет себя Вашингтон в тех краях? Поэтому можно спорить об оправданности ввода советских войск в ту или иную страну с точки зрения национально-государственных интересов, но ясно одно: на все эти операции мы имели право . К тому же в иных случаях ввод войск вполне соответствовал изрядно дискредитированному США и их союзниками понятию «гуманитарная интервенция». Так было в 1956 году в Венгрии. СССР не только защитил свои национальные интересы в закрепленной по итогам Второй мировой сфере влияния, но и спас Венгрию от кровавой гражданской войны и страшного геноцида, генеральную репетицию которого провели на будапештских улицах «борцы за свободу». Символично, что относительно недавно на марше радикально-нигилистической оппозиции в Москве одна из колонн несла плакат с датированной осенью 1956 года фотографией измывательства над офицером венгерских спецслужб и лозунгом «Люстрации неизбежны», тем самым ярко демонстрируя источник своего вдохновения и одновременно план действий в случай прихода к власти. Схожим образом можно охарактеризовать и афганскую кампанию 1979-1989 годов, устойчиво негативная оценка которой давно нуждается в пересмотре. Несмотря на значительное количество просчетов при планировании и осуществлении данной кампании и несомненно провокативную роль Запада во втягивании в неё СССР, были поставлены и успешно выполнялись сразу несколько крупных созидательных задач: недопущение распространения агрессивного исламизма и наркоторговли, нейтрализация радикалов в афганском руководстве, собиравшихся строить социализм без учета местных особенностей и тотально разрушать вековые жизненные устои, помощь афганскому народу в налаживании мирной жизни. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что свыше 93% жителей провинции Кабуле в ходе телефонного опроса десять лет назад назвали лучшим периодом своей жизни просоветский режим доктора Наджибуллы и даже полевые командиры, успевшие после «шурави» повоевать с частями НАТО, ставят наших солдат по доблести и благородству много выше, чем западных.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/13/russ...

Учителя, открыто выражавшие русофильские и украинофильские взгляды, были освобождены от занимаемых должностей. Остальным было предложено войти в «Учительское товарищество Подкарпатья». Официальным органом этой провластной организации стал журнал «Народная школа». В программной статье данного издания один из активных разработчиков нового идеологического курса Ю. Марина (занимал должности председателя отдела религий и культуры венгерской администрации края, советника регентского комиссара, руководителя подкарпатской секции министерства просвещения правительства Венгрии) отметил, что учителем в Подкарпатской Руси должны руководить две мысли: «верно служить своему бедному, но благочестивому и богобоязненному народу, а тем и нашей общей державе, нашей милой Венгрии». Необходимость ликвидации русофильских и украинофильских объединений учителей чиновник аргументировал следующим образом: «Нет у нас «украинцев», нет и «кацапов», но есть единый русинский народ» с. 2]. Власти предприняли ряд мер для интеграции преподавателей из числа уроженцев региона в систему образования Венгрии. В период летних каникул для них были организованы курсы по изучению венгерского языка во внутренних районах страны. Данные мероприятия подробно освещались в местной прессе c. 2]. В июле 1942 г. учителя из региона приняли участие в организованных Будапештским комитетом народного образования курсах, которые проводились на курорте озера Балатон. Занятия, которые проводились в рамках курса, были направлены на пропаганду идей венгерского патриотизма, что видно уже из их названий: «Венгерская историческая миссия», «Моральный и духовный мир венгерского человека», «Значение и задачи национальной политики» л. 242]. Кроме того, учителя из Подкарпатской Руси периодически принимали участие в ознакомительных экскурсиях в Будапешт. В декабре 1941 г. на ужине в столице Венгрии учителей приветствовал регентский комиссар Подкарпатской территории М. Козма, который обещал «моральную и материальную поддержку» тем учителям, которые будут демонстрировать лояльность венгерскому режиму с. 4]. Практиковался также временный перевод детей из Подкарпатской Руси в школы внутренних регионов Венгрии. В местной периодике подобные случаи позиционировались как очередное проявление русинско-венгерской дружбы, «неделимое единство святостефанской Венгрии». По мнению автора статьи, венгры «обогащали языковые и духовные ценности русинов, что предоставляло им больше жизненных перспектив на территории всего государства» 2 old.].

http://ruskline.ru/opp/2023/10/25/sistem...

Состоялось первое заседание Редакционной коллегии по изданию Полного собрания сочинений святителя Луки Крымского 24 апреля 2024 г. 17:06 24 апреля 2024 года в дистанционном формате состоялось первое заседание Редакционной коллегии по подготовке и изданию Полного собрания сочинений святителя Луки, архиепископа Крымского. Состав редколлегии был утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 25 марта с.г. Заседание провел председатель редколлегии, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Будапештский и Венгерский Иларион . Со вступительным словом к участникам обратился ректор Курского государственного университета А.Н. Худин. Он напомнил о том, что в январе 2020 года на базе возглавляемого им учебного заведения был создан Научно-исследовательский центр изучения наследия и издания трудов архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). За прошедшие годы была проделана большая работа по сбору материалов святителя Луки, на сегодня собрано более пяти тысяч страниц материалов, в Издательском доме «Познание» издана двухтомная книга архиепископа Луки «Проповеди тамбовского периода». С докладом о плане работы по изданию трудов святителя Луки выступил митрополит Иларион. Архиерей поблагодарил руководителя Научно-исследовательского центра изучения наследия и издания трудов архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) при Курском государственном университете В.А. Лисичкина, А.Н. Худина, чьим приказом создан Центр, и митрополита Курского и Рыльского Германа , который лично благословил открытие Центра. Председатель редколлегии также выразил благодарность митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию , митрополиту Лазарю (Швецу) и его преемнику на посту главы Крымской митрополии митрополиту Симферопольскому и Крымскому Тихону , епископу Ялтинскому Нестору и всем сотрудникам Симферопольской епархии , потрудившимся над изданием трудов святителя Луки. Как отметил владыка Иларион, общее содержание планируемого собрания на данный момент включает не менее 30-ти томов. Однако окончательно состав собрания и количество томов можно будет определить тогда, когда будет понятен весь объем предназначенных к публикации материалов. В частности, должна быть подготовлена научная биография святителя, оформленная в соответствии со всеми научными требованиями, которые предъявляются к подобным работам. Необходимо опубликовать документы и материалы, относящиеся к научной, медицинской, церковной и общественной деятельности святителя Луки, а также материалы, касающиеся его пребывания в ссылке. Особого внимания заслуживает его обширное гомилетическое наследие, составляющее 15 томов машинописного текста. В собрание сочинений святителя также войдут его книги «Дух, душа и тело», «Мемуары», «Толкование на молитву святого Ефрема Сирина», «Наука и религия», «О мнимых противоречиях и неточностях в Новом Завете», «Высказывания ученых о религии». Еще один раздел собрания — переписка, которую святитель вел на протяжении многих лет.

http://patriarchia.ru/db/text/6123357.ht...

Наверное, эти хорошие отношения важны в тех случаях, когда приходится совместно отвечать на вызовы секулярного, а то и агрессивно-безбожного общества. Но во многих вопросах трудно (да и не нужно) отказываться от своего принципиального мнения. Например, отец Давид убежден, что венгры-униаты – «это нонсенс». – В свое время на юго-востоке Венгрии располагалась многочисленная румынская община. Православная, конечно, – подчеркивает отец Давид. – Потом они были обращены в униатство и сейчас называют себя «венграми греко-католиками». Какой в этом смысл? Ведь венгры – это римо-католики или протестанты. Концепция венгерского греко-католицизма – это нонсенс! Батюшка даже вспоминает о том, как отдельные униатские богословы переходили в Православие. Правда, пока это единичные случаи. Не так легко стать православным в стране, где доминирует инославие и где православность зачастую увязывается с национально-этнической принадлежностью. – Все-таки в стране, где большинство – православные, даже атмосфера иная, – убежден отец Давид. – Там католикам и протестантам легче присоединиться к Православной Церкви, чем в протестантском или католическом государстве. Лично я очень скучаю по своей родине. Когда я жил в Дьюле, было проще. Садишься на машину – и уже через 10 километров Румыния. Все родное… Из Будапешта выбраться сложнее. – Конечно, главная проблема – проблема греха – одинакова для румын и в Румынии, и в Венгрии, – говорит батюшка. – И священник везде должен достойно нести миссию врача душ человеческих. Румынам в Венгрии бывает сложнее, потому что они все-таки живут в чужой стране, где их не всегда принимают и понимают. Иногда даже унижают. «Впрочем, румынам есть куда пойти», – не мог не заметить я. И не только на юго-востоке Венгрии, но и в столице страны. Их могут выслушать на родном языке, что-то посоветовать, чем-то помочь. Ведь даже слово, сказанное с любовью и сочувствием, пробуждает дремлющую в апатии и безразличии человеческую душу. Наверное, отец Давид, не понаслышке знакомый с чувством ностальгии, хорошо понимает своих соотечественников, для которых комплекс зданий на будапештской улице Холло становится приютом отрады и утешения на чужой и не всегда ласковой земле.

http://pravoslavie.ru/33884.html

— XX съезд КПСС как-то повлиял на ваше отношение к Сталину? — Скорее не повлиял, а обрадовал. Мой сталинизм закончился еще в ссылке, и после XX съезда я обрадовался, что мои мысли перестают быть запрещенными. А вот в коммунизм продолжал верить. Только «Один день Ивана Денисовича» (опубликованный в 1962 году в «Новом мире») подтолкнул меня к пониманию коллективизации. А от коммунизма я отказался в 1958 году после того, как я прочел в «Правде» статьи трех венгерских коммунистов, поддержавших подавление будапештского восстания. Весь свой внутренний путь — от октябренка до религии — я подробно описал в мемуарах «В соблазнах кровавой эпохи». В двух словах это не расскажешь, поэтому я поневоле комкаю. — Вы уехали, потому что у вас был конфликт с советской властью? — Прямого конфликта не было. Я, конечно, в 1960-е годы подписывал почти все «крамольные» письма (в защиту Синявского и Даниэля, Гинзбурга и Галанскова), но многие из тех, кто подписывал, до перестройки оставались в Союзе писателей. Еще опубликовали на Западе мои стихи, причем половина из них до этого публиковалась в СССР (у меня выходила книжка «Годы»). Вызвал меня оргсекретарь Союза писателей Ильин — бывший генерал КГБ и неплохой, кстати, человек. А я держался вызывающе. Он спросил: «Как вы относитесь к тому, что ваши стихи опубликовали в антисоветском издании?» Я сказал, что плохо отношусь. «Почему?» «Опечаток много». Еще вызывали в прокуратуру, когда одних ребят в Пущино за самиздат посадили. У кого-то в записных книжках были мои телефоны, ну меня и вызвали, стали допрашивать, что читаю. А я говорю: «Читал и буду читать, этого моя профессия требует». Пожалуй, этот вызов в прокуратуру стал последней каплей. Меня и раньше угнетала атмосфера удушья, несвободы, но я все время как за соломинку хватался за любой повод, чтобы не уехать. А тут не выдержал — я известный поэт, а меня… В общем, подал документы на выезд. До сих пор не знаю, правильно ли сделал, но уехал. 33 года живу в Америке, но живу Россией, ее интересами.

http://pravmir.ru/amerika-hristianskaya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010