Простите за слишком длинное письмо и благословите. Вашего Святейшества покорнейший послушник Митрополит Кирилл» 299 . Не успев отправить первое письмо, митрополит Кирилл пишет Святейшему Тихону второе послание, датированное 5 июня (н. ст.) 1918 года: «Письмо, изготовленное мною еще 11 числа, оказалось и доднесь в Баку, так как оказия, с которой оно должно было отправиться, не состоялась. Правда, на этих днях начала действовать и у нас почта, получены письма из Тамбова и Петрограда и посылка из Москвы, и я мог бы отправить свое письмо почтою, но решил воздержаться для первого раза, чтобы не вводить в искушение любознательных почтовых чиновников. Пусть уж просвещаются моими сообщениями в другом богоспасаемом граде, и ради этого намереваюсь отправить свое послание все-таки через Высокопреосвященного Митрофана. К тому же от него прибыл сюда по делам председатель свечного завода: оказия, стало быть, верная» 300 . К моменту написания второго письма митрополитом Кириллом ситуация в Грузии изменилась настолько, что благополучно добраться до Тифлиса представлялось уже делом почти безнадежным. Еще 26 мая 1918 года Грузия была объявлена независимой республикой, однако защищать эту «независимость» (от России и местных большевиков) гражданской власти пришлось при помощи немецких и турецких войск. В конце мая – начале июня 1918 года в Грузию вошли немецкие войска, а 4 июня был заключен договор с Турцией 301 , по которому туркам отходила часть грузинских территорий. В Баку уже знали о немецкой интервенции, тем не менее митрополит Кирилл не оставлял надежды при первой же возможности отправиться в Тифлис, несмотря на все трудности политического характера. «К сообщенному мною 11-го числа, – писал владыка Кирилл патриарху Тихону, – считаю долгом добавить только, что стена крепкая между нами и Тифлисом остается по-прежнему, и я сам не льщу себя надеждой вскоре туда пробраться. На днях оттуда будто бы прибыл сюда какой-то офицер, совершивший этот путь по Грузинской дороге в автомобиле, от Владикавказа 302 до Моздока 303 в поезде, дальше на арбе и пешком до Кизляра 304 , тут на шлюпке и всякими плавательными способами до пристани Брянской, оттуда со случайной шхуной в Астрахань и из Астрахани сюда на почтовом пароходе. Пробыл он в пути 17 суток, израсходовал в дороге около 1300 руб. Путешествие не из приятных, но, если нет иного пути, поневоле придется проделать дорогу, только что очерченную. Мне не хотелось бы отсюда трогаться на Собор, не побывав в Тифлисе» 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С момента своего зарождения до 1474 года Алексин располагался на Ильинской горе, в двух километрах от теперешнего своего местонахождения. Проданный в начале XIV века московскому митрополиту Петру одним из тарусских князей, город постоянно находился в зоне повышенной военной опасности, а в середине XIV века был подвержен угрозе даже двойного нападения. К югу от города, где раскинулись просторы Дикого поля, безраздельно хозяйничали татары. В 1348 году отряд Темира выжег Алексин и «со многим полоном возвратился в Орду». Кроме того, в верхней Оке укрепился литовский князь Ольгерд, ставленник которого митрополит Роман, оспаривая власть московского митрополита Алексия над Брянском, побудил литовского государя (1361) «восстать против Алексина и разорить тамошних христиан». Положение города стало ещё опаснее к концу XIV века, когда после захвата князем Витовтом соседнего Любутска (1396) Алексин оказался на самой границе с великим княжеством Литовским. Не надеясь защитить город своими силами, митрополит Киприан передал его великому князю Василию I «с данью, и с оброками, и с судом, и разбой, и татьба (воровство) с поличным, и с душегубством, и со всеми пошлинами, и со всем тем как купил чудотворец Петр митрополит». Великий князь в свою очередь поручил оборону Алексина (около 1401 г.) князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, пожаловав ему город «в удел» и «в вотчину». После феодальной войны второй четверти XV века Алексин снова оказывается в руках московского великого князя. Учитывая пограничное положение города, Василий Темный при разделе княжества между сыновьями (1462) передал Алексин старшему сыну, великому князю Ивану III. Решение было дальновидным: пройдет десять лет, и город окажет Ивану III да и всему государству неоценимую услугу. Случилось так, что, ожидая в 1472 году очередного нападения хана Ахмета, Иван III собрал русские войска в Коломне, преградив татарам прямой путь в центральные районы страны. Но Ахмет, рассчитывая на поддержку и соединение с войсками литовского короля Казимира, двинулся к Алексину, в котором находился лишь Семен Васильевич Беклемишев «с малыми людьми». Положение было критическим: в Алексине не было «ни пристроя градного, ни пищалей, ни самострелов». Иван III, не желая обрекать людей на верную гибель, приказал воеводе «осаду распустити, понеже не успеша запастися чем битися с татарами». И всё же алексинцы приняли бой. 30 июля 1472 года они, выдержав штурм, «много татар избили». Только на следующий день войско Ахмета ворвалось в горящий город, который был покинут защитниками. Воеводы, переправившись за Оку, заняли оборону «с малыми зело людьми» и держали её до подхода русских полков. Время было упущено, хан отступил «в поле», вторжение было предотвращено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Расследование, возможно, не состоялось и несомненно не было завершено, т. к. зимой 1361/62 г. митр. Роман умер, и с его смертью прекратила свое существование Л. м. После смерти Романа патриарх и император «возвратили землю Литовскую митрополиту Киевскому и всея Руси» (РИБ. Т. 6. Прил. 15). Нек-рое время единство Киевской митрополии сохранялось. В 1363 г. митр. Алексий ездил в Литву и поставил епископа в Брянске, в следующем году крестил в Твери дочь Ольгерда. Положение изменилось, когда к 1368 г. молодой кн. св. Димитрий Иоаннович Донской при поддержке митр. Алексия приступил к формированию коалиции, которая должна была содействовать объединению рус. земель вокруг Москвы и положить конец литов. наступлению на рус. территорию. Началась московско-литов. война. После этого митр. Алексию был закрыт доступ на земли, находившиеся под властью Ольгерда, и литов. правитель стал добиваться в К-поле поставления др. митрополита для его владений и владений князей - его союзников, противников Москвы. Однако К-польский патриарх Филофей Коккин не дал на это согласия и в течение ряда лет пытался выступать как посредник между враждующими сторонами, добиваясь их примирения, чтобы митр. Алексий получил возможность выполнять свои пастырские обязанности на всей территории Киевской митрополии. В попытках посредничества с сер. 70-х гг. XIV в. стал принимать участие приближенный патриарха болгарин св. Киприан . Ход последующих событий трудно поддается восстановлению, т. к. они по-разному охарактеризованы в соборных постановлениях 1380 и 1389 гг., отражающих т. зр. противоборствующих лагерей - сторонников митр. Алексия и его противников. Можно, однако, определенно утверждать, что в ходе переговоров между Киприаном и литов. князьями установилось взаимопонимание, и они выдвинули его своим кандидатом на митрополичью кафедру. Патриархия оказалась перед трудным решением. Патриарху Филофею пришлось учитывать, что попытки соглашения между литов. князьями и митр. Алексием оказались безрезультатными, а в условиях длительного отсутствия митрополита и связей с ним началось расстройство церковной жизни на землях Киевской митрополии, входивших в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

Питирим (Свиридов; 21 декабря 1887 г. – 10 августа 1963 г.), в декабре 1941 г. хиротонисан во епископа Куйбышевского; в январе 1942 г. переведен в Калугу; с 1943 г. епископ Курский и Белгородский; с 13 января 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский; с 13 декабря 1949 г. по 17 марта 1950 г. временно управлял Гродненской епархией; с 1 февраля 1951 г. по 1955 г. вторично был временно управляющим Гродненской епархией; одновременно с 15 ноября 1952 г. по 21 апреля 1959 г. управлял Пинской епархией, в феврале 1955 г. возведен в сан митрополита; с 21 апреля 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 19 сентября 1960 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. Член Священного Синода, председатель комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви. Варлам (Борисевич; 22 марта 1899 г. – 9 мая 1975 г.), 13 мая 1945 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского; в январе 1946 г. назначен епископом Волынским и Ровенским; с 3 июня 1948 г. епископ Каменец-Подольский и Проскуровский; с 27 декабря 1951 г. епископ Измаильский и Белградский; с 1 февраля 1955 г. епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 5 сентября 1956 г. епископ Мукачевский и Ужгородский; с 25 февраля 1957 г. архиепископ. Архиепископ Минский и Белорусский с 5 июля 1961 г. С 4 августа 1963 г. на покое. Палладий (Шерстенников; 5 апреля 1896 г.– 23 апреля 1976 г.), в декабре 1930 г. хиротонисан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии; с 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии; с 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский; с 1937 г. епископ Калининский, 29 октября 1938 г. возведен в сан архиепископа, с 28 октября 1943 г. по 29 октября 1947 г. епархией не управлял; с 29 октября 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Павлодарский; с сентября 1948 г. временно управлял Омской епархией; с 18 ноября 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский; с 21 февраля 1949 г. архиепископ Иркутский и Читинский; с 9 июня того же года временно управлял Хабаровской епархией; 20 февраля 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру; с 12 сентября 1959 г. по 22 марта 1960 г. временно управлял Куйбышевской епархией; с 29 мая 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский, с 25 февраля 1968 г. митрополит.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Статья Актуальность рассмотрения вопроса притязаний Константинопольского Патриархата на территории исторической Киевской митрополии представляется очевидной в контексте современного кризиса межправославных отношений. В конце 2018 г. заявления и действия Вселенской патриархии привели к резкому обострению взаимоотношений между Поместными Церквями по вопросу украинской автокефалии. Предпосылки возникшего кризисного напряжения коренятся в разности подходов к вопросу юрисдикционной подчиненности исторической Киевской или Западно-Русской митрополии. Применительно к современным реалиям речь идет о территориях Украины, Беларуси, Литвы, Польши и даже западных регионах Российской Федерации (Брянской и Смоленской областях). Возникновение тезиса о якобы неканоничном характере присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату, произошедшего на Константинопольском Соборе 1686 г., тесно связано с развитием украинской национальной идеи в конце XIX – начале ХХ в. В 1904 г. один из крупнейших теоретиков концепции украинства профессор М. С. Грушевский опубликовал статью «Звичайна схема " " й справа укладу слов " янства» («Обычная схема " русской " истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»), в которой утверждал отсутствие исторического преемства Московского государства от Киевской Руси. Согласно его концепции, в XIII в. киевская традиция продолжилась в Галицко-Волынском княжестве, а в XIV–XVI вв. – в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой . Более того, М.С. Грушевский весьма категорично отрицал представление о единой истории русского, украинского и белорусского народов: « " Общерусской " истории и не может быть, как и нет " общерусской " народности. Может быть история всех " русских народностей " , кому охота их так называть, или же история восточного славянства. Она и должна занять место нынешней " русской истории " » . Прямым следствием подобных рассуждений явилось отрицание существования единого древнерусского культурного пространства для украинских, российских и белорусских земель. Подчеркивая культурное превосходство древнего Киева над северными и северо-восточными землями, М.С. Грушевский объяснял это заселенностью великоросских земель не славянами, а славянизированными инородцами финно-угорского происхождения. Белорусские земли он рассматривал как пространство культурного смешения славянского и балтского этнических элементов, также культурно чуждое как украинским, так и российским территориям . Подобный подход к оценке исторического прошлого вводит украинскую и белорусскую национальные идеи в прямое противоречие с идеей единства трех восточнославянских народов.

http://bogoslov.ru/article/6192171

В заключение увещевает мирян иметь честь, покорение и послушание к отцам своим духовным, поскольку эти последние заповедают им душеполезное и спасённое. В грамоте на Червлёный Яр, жители области которого, представляя собой украйный сброд, по всей вероятности, были очень плохими христианами, содержатся увещания: исполнять заповеди Христовы, имея мир друг к другу, правду, целомудрие, милостыню, исповедание грехов своих, и бегать дел тёмных: всякой злобы и горести (вражды), ярости и гнева, блуда и прелюбодейства, обиды и зависти, убийства и пьянства. Покаяться и обратиться к Богу, поминая смерть и воскресение и страшный суд; любить священников и монахов и просить их молитв; миловать и призирать вдовиц, сирот, полоняников и странных; посещать находящихся в темницах. Вторичная неудача Романа не только не прекратила неприятностей Алексия, а напротив, ещё более увеличила их. До последней степени раздосадованный на патриарха, Роман, не простившись с ним, ушёл из Константинополя 330 и, возвратившись домой, по соглашению с Ольгердом, решился силой взять то, чего не мог добиться получить законным образом. Утверждая, что, не митрополит московский Алексий, а он – митрополит литовский есть действительный митрополит всея России и на самом деле усвояя себе этот титул, он начал приходить в Киев совершать в нём служение и производить рукоположения. Проводя вместе с Ольгердом тот принцип, что всё принадлежащее Литве в гражданском отношении должно и в церковном отношении принадлежать ему – митрополиту литовскому, он сделал новые хищения у Алексия: в 1356 году Ольгерд овладел Брянском и областью черниговской, и он – Роман поспешил изъявить свои притязания на епископию брянскую (бывшую или перемещённую черниговскую 331 . Стараясь всевозможным образом мстить Алексию, он возбудил Ольгерда, питавшего, впрочем, к митрополиту московскому совершенно такие же чувства, какие и он, чтобы князь литовский сделал нападение на принадлежавший московской кафедре в качестве вотчиной собственности город Алексин и предал его разграблению 332 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

К этому нужно прибавить постоянные архиерейския поездки в Москву по приглашению и добровольно, с неизбежными тратами на подарки, начиная с царя и патриарха, оканчивая боярами и патриаршими келейниками. Словом, кафедральному приходу соответствовал и расход 806 . Были экстраординарные расходы, напр., денежные пособия на войну. Иларион, м. рязанский (1637–1673), в три раза послал государю на жалованье ратным людям 2200 руб. 807 . Из ростовской архиерейской казны в конце XVII в. по царским указам взято 15 000 руб., как значится в выписке, поданой в 1701 году в монастырский приказ 808 . Теперь становится более или менее понятным, почему отцы собора 1681–1682 года, рассмотрев второе царское предложение, не могли согласиться на открытие 34-х епархий и, представив свое значительно сокращенное росписание, сослались в одних случаях на малоградность, в других на малочисленность христианского народа и на то, что назначенные самим государем средства слишком недостаточны. «С ними всякаго довольства архиерейского чина исполнить невозможно». Нельзя не согласиться, что с открытием даже 22 новых епархий, по предполагаемому третьему росписанию, бедность некоторых архиерейских домов должна сделаться поразительной. Количество церквей, с ними окладных и неокладных данных, составлявших основной фонд кафедральных доходов, сокращалось, где вдвое, где втрое. Если для патриарха, получившего в 1678 году (после того, как от него отошло в новые и старые епархии около 800 церквей) с 2888 церксвей дани, заезда и десятильничего дохода 5551 руб. 30 алт. 2 1 / 2 деньги, убыль церквей была чувствительна 809 , то что сказать о тех епархиях, где число церквей от 200 доходило до 26. Не иначе, как недостатком средств, можно объяснить то обстоятельство, что челобитной, поданной собором, не окончилось сокращение количества проектированных епархий. В соборном постановлении, напечатанном в V т. Акт. Исторических, число предполагаемых епархий уменьшено вдвое, сравнительно с третьим росписанием и оставлено всего 11 епархий: в патриаршей области две епископии – в Галиче и Арзамасе и одна архиепископия – в Севске; к последней приписывались города Брянск, Трубчевск, Путивль и Рыльск, у новгородского митрополита – архиепископия на Колмогорах и Ваге с пригородами – Архангельском, Мезенью, Кевролем, Пустозерском и Пинегой, у казанского митрополита – епископия в Уфе с пригородами; у сибирского – архиепископия в Енисейске с городами, пригородами и острожками; у ростовского – архиепископия на Устюге Великом, на Тотьме и у Соли Вычегодской, у рязанского две епископии – в Тамбове с городами: Козловом, Добрым Городищем, другая – в Воронеже с городами: Ельцом, Романовым, Орловом, Костенском, Коротояком, Усманью, Сокольским Острожком; у крутицкого – епископия в Волхове с городами: Мценском, Новосилем, Карачевом, Кромами, Орлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сие право доставлено было и двум его преемникам, а со времени учреждения Св. Синода (1721 г.), поскольку в ведении Киевского митрополита не было уже никаких епископов, кроме своего коадъютора, то он совершенно подчинен указам Синодским наравне с прочими епархиальными епископами, и с тех пор в указах не именован он митрополитом и Малыя России, а также прекращены и выборы митрополитов Киевских вольными голосами, и даже вместо митрополитов до 1743 г. были архиепископы. II. Область первых митрополитов Киевских простиралась на все российские епархии, коих сначала, при Великом Князе Владимире учреждено было только, шесть: 1)Киевская, 2) Новогородская, 3) Ростовская, 4) Владимирская на Волыне, 5) Белогородская близ Киева и 6) Черниговская. До нашествия монголо-татар было уже в Киевской иерархии 18 епископских престолов, а именно, сверх шести вышеупомянутых, учреждены с конца XI столетия: 7). Юрьевский близ Киева на реке Росе, после называвщийся и Поросский, 8) Переяславский, 9) Хельмский, 10) Тмутараканский, 11) Туровский; с начала XII столетия: 12) Полотский, 13) с 1128 или 1137 г. Смоленский, 14) с 1157 г. Галицкий, 15) с начала XIII века Муромский и Рязанский, 16) Суздальский, 17) Перемышльский на Волыне и 18) Переславля Залесского. После того до разделения митрополии прибавилось еще шесть епархий: 19) Сарайская с 1261 г. в столице монголо-татарских ханов, после переведенная в Москву и называвшаяся Крутицкой; 20) Тверская с 1271 г. 21) Луцкая на Волыне с начала XIV столетия 23) Коломенская с 1353 г., 23) Брянская с 1354 г., 24) Звенигородская близ Москвы с 1391 г. Прочие в Великой России учреждены уже после отделения Киевской митрополии, а потому к ней не принадлежали. Границы областей сих всех епархий и число их церквей и монастырей, также духовенства, нам не известны. Ибо летописи сохранили нам только названия епархий с означением некоторых начала и имен епископов. Но Киевский митрополит в древние времена, кажется, не имел особой епархии, кроме столицы своей Киева. Так по крайней мере заставляют заключать весьма близкие около Киева епархии Белогородская, Юрьевская или Поросская и Переяславская, учрежденные еще до нашествия монголо-татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Глава старообрядческой Церкви считает необходимым сотрудничество с Русской Православной Церковью, но без затрагивания вопросов вероучения 19.10.2007 Глава Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ) считает необходимым сотрудничать с Московским Патриархатом, но при этом не затрагивать вопросов вероучения. " Поддержание дипломатических контактов с соответствующими структурами Московской Патриархии является полезным и целесообразным направлением внешней деятельности Московской старообрядческой Митрополии, повторяю, совершенно не затрагивающим вопросов вероучения " , - сказал митрополит Корнилий (Титов) , выступая на проходящем сегодня в Москве в Рогожской слободе Соборе РПСЦ. Говоря о сферах взаимодействия с Патриархатом, глава старообрядцев отметил: " Думаю, что нашей Церкви сегодня полезно и сотрудничество с другими конфессиями в гуманитарных, общественных и социальных вопросах. Таких как, например, борьба с наркоманией, пьянством, табакокурением, азартными играми и тому подобное " . Вместе с тем, митрополит Корнилий, отвечая на упреки части старообрядцев, заявил: " Появившиеся опасения о неоправданном сближении и тем более объединении с РПЦ совершенно безосновательны! " . Владыка Корнилий рассказал о контактах недавно созданной при митрополии комиссии " По взаимоотношениям с РПЦ МП " , возглавляемой архиепископом Киевским Савватием, с аналогичной структурой Московского Патриархата во главе с епископом Брянским Феофилактом. " Целью создания этих комиссий было способствование уменьшению предвзятости во взаимоотношениях, обсуждению спорных имущественных и правовых вопросов и не в последнюю очередь - выработка протокола взаимного поведения на общих встречах " , - отметил митрополит. Он сообщил, что в этом году состоялась первая встреча глав комиссий на которой обсуждалась " возможность участия РПСЦ в редактировании учебников для средних школ по курсу " Основы православной культуры " - разделов, касающихся объяснения причин, вызвавших трагический раскол XVII в., а также истории и современности старообрядчества " .

http://drevo-info.ru/news/3816.html

Николай (Позднев) в июле 1921 хирот. во еп. (кафедра неизвестна); † 23.08.1934. Николай (Покровский) в 1919 г. хирот. во еп. (кафедра неизвестна); с 1919 г. еп. Вятский и Глазовский; с 1922 г. архиеп. Тобольский; с 1925 г. архиеп. Псковский; с 1927 г. на покое; с дек. 1930 г. архиеп. Пермский; с 1931 г. архиеп. Полоцкий и Витебский; с февр. 1933 г. архиеп. Ижевский и Воткинский; † 18.07.1933. Николай (Саяма) 10.12.1967 хирот. во еп. Токийского и Японского; с 10.04.1970 еп. Можайский; с 29.07.1986 на покое; с 16.05.1996 архиеп. Раменский, вик. Московской епархии. Николай (Сузделовский) в 1923 г. хирот. во еп. Белыничского, вик. Волынской епархии; уклонился в «григорианский» раскол. Николай (Феодосьев) 3.04.1960 хирот. во еп. Чебоксарского и Чувашского; с 9.09.1971 в сане архиепископа; † 22.09.1972. Николай (Чуфаровский) 21.05.1944 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 23.05.1944 еп. Волынский и Луцкий (с 1945 г. Волынский и Ровенский); с 3.01.1946 еп. Ижевский и Удмуртский; с 30.10.1947 еп. Астраханский и Сталинградский; с 12.12.1947 еп. Орловский и Брянский; с 19.10.1949 еп. Ростовский и Новочеркасский; с 27.03.1951 еп. Рязанский и Касимовский; с 25.02.1959 в сане архиепископа; с 1.06.1963 на покое; † 7.03.1967. Николай (Шкрумко) 21.07.1985 хирот. во еп. Звенигородского, вик. Московской епархии, представитель РПЦ при Патриархе Антиохийском; с 23.03.1987 еп. Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии; с 20.05.1987 в сане архиепископа, управ. приходами РПЦ в Канаде; с 30.01.1991 архиеп. Владивостокский и Приморский; с 12.08.1992 на покое; с 25.03.1993 архиеп. Ижевский и Удмуртский. Николай (Юрик) 31.10.1965 хирот. во еп. Львовского и Тернопольского; с 18.04.1966 в сане архиепископа; с 17.06.1971 в сане митрополита; с 23.11.1983 на покое; † 1.10.1984. Николай (Ярушевич) 25.03.1922 хирот. во еп. Петергофского, вик. Ленинградской епархии; с 1935 г. архиеп. Петергофский (правящий); с 1936 г. управ. Новгородской и Псковской епархиями; с 1940 г. архиеп. Волынский и Слуцкий; с 9.03.1941 в сане митрополита; с 15.07.1941 митр. Киевский и Галицкий; с 28.01.1944 митр. Крутицкий; с 27.03.1947 митр. Крутицкий и Коломенский; с 19.09.1960 освобожден от управ. епархией; † 13.12.1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010