К вечеру исчез из его кельи дивный иконописец. Между тем заказчик всю ночь не спал от слез, горюя о том, что к празднику не готова праздничная икона. Встав с постели, он первый пришел в храм и в изумлении едва не упал: он увидел дорогую для него икону, стоящую на приготовленном для нее месте. Благочестивый человек поспешил известить о случившемся игумена, который со всею братиею пошел в келью к преподобному и застали его уже при последних минутах жизни. Однако игумен успел еще спросить его: «кто и как написал чудную икону?» – «Был у меня, отвечал Алипий, юноша, но думаю, что это – ангел: так скоро написал и исчез; вот он теперь предстоит предо мною». С этими словами преподобный скончался. Полагают, что преподобный дожил до 1114 года; мощи его открыто почивают в Антониевых пещерах. У правой руки его три первые перста сложены совершенно ровно, а два последние пригнуты к ладони. Одна икона, писанная преп. Алипием и известная под именем: «предста царица одесную тебе», ныне находится в иконостасе Московского Успенского собора, – одеяние Царицы небесной отделано роскошно, раскраска похожа на мозаику. Икона Божией Матери, перенесенная Владимиром Мономахом в Ростов, ныне стоит в иконостасе каменного Ростовского собора (Четьи-Минеи. Русс. свв. Филарета, арх. черн. Жит. свв. Муравьева) Иконы Пресв. Богородицы Свенские Празднование в честь Свенской иконы Богоматери 17 августа установлено в память избавления г. Брянска от нашествия французов в 1812 году. Когда войска французские стремились к Брянску, жители его и окрестных селений устроили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, прося Ее о заступлении города. Вскоре они были утешены вестью, что войска, шедшие на Брянск, поворотили назад. В 1815 году жители Брянска устроили на Свенскую икону Богоматери золотую ризу с венцами, и установлен ежегодный крестный ход вокруг города со св. иконою 17 августа. (Слава Богоматери, ч. 3, отд. 2 стр. 98. Дебольского Дни богослуж. ч. 1, стр. 186) Пр. Филиппа янковского Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир, епископ Клинцовский и Трубчевский (Новиков Владимир Анатольевич) Дата рождения: 2 апреля 1958 г. Дата хиротонии: 1 сентября 2015 г. Дата пострига: 21 июня 2014 г. День ангела: 7 февраля Страна: Россия Биография: Родился 2 апреля 1958 г. в Москве. Окончил среднюю школу 103 г. Москвы. В 1976-1978 гг. проходил службу в Вооруженных силах СССР. В 1978-1981 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1981-1985 гг. — в Московской духовной академии . Кандидат богословия. В 1978-1985 гг. нес послушание иподиакона у митрополита Волоколамского Питирима , епископа Солнечногорского Сергия , епископа Зарайского Иова . 7 июня 1985 г. архиепископом Солнечногорским Сергием в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове  г. Москвы рукоположен в сан диакона. 27 июня 1985 г. митрополитом Волоколамским Питиримом в храме Воскресения Словущего в Москве рукоположен в сан иерея. В 1985-1987 гг. служил в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове г. Москвы; в 1987-1989 гг. — в храме Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы. С 1989 г. — настоятель храма святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине г. Москвы. С 2001 по 2010 г. нес послушание в дисциплинарной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. 21 июня 2014 г. епископом Дмитровским Феофилактом в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы пострижен в монашество с именем Владимир в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. Решением Священного Синода от 13 июля 2015 г. ( журнал 43 ) избран епископом Клинцовским и Трубчевским. 16 июля 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 27 августа 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 1 сентября за Божественной литургией в Донском монастыре . Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. ( журнал 135 ) утвержден в должности священноархимандрита Покровского Климовского мужского монастыря в селе Покровское Климовского района Брянской области. Образование: 1981 г. — Московская духовная семинария. 1985 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Епархия: Клинцовская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: klintsy@mpatriarchia.ru Web-caйm: http://eparhia-klintsy.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4161959.ht...

Глава Брянской митрополии совершил чин великого освящения храма свв. Антония и Феодосия Печерских Свенского монастыря 17 августа 2022 г. 11:11 16 августа 2022 года митрополит Брянский и Севский Александр совершил чин великого освящения храма во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Свенского Успенского мужского монастыря и возглавил в новоосвященном храме Божественную литургию. Освящение храма древней обители состоялось после окончания ремонтных работ. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный монастырей Брянской епархии игумен Даниил (Цупиков), благочинный Брянского градского церковного округа протоиерей Сергий Рысин, наместник Свенского Успенского монастыря игумен Тихон (Колесняк), игумен Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской пустыни Леонид (Куприянов), клирик Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора диакон Евгений Кужелев и клирик Свенского монастыря диакон Максим Резников. Песнопения богослужения исполнил мужской хор Брянского кафедрального собора под управлением Александра Бирюкова. За Литургией митрополит Александр рукоположил иподиакона Тихвинского храма города Брянска Александра Макарова во диакона. Проповедь перед принятием Святых Христовых Таин произнес игумен Бело-Бережской Иоанно-Предтеченской пустыни Леонид (Куприянов). После Литургии глава Брянской митрополии поздравил всех собравшихся с великим освящением храма преподобных Антония и Феодосия Печерских. В завершение владыка Александр подарил наместнику святой обители игумену Тихону напрестольное Святое Евангелие, переданное Святейшим Патриархом Кириллом при посещении Свенского монастыря для новоосвященных храмов Брянской митрополии . Преподобные Антоний и Феодосий Печерские — святые, прославившиеся духовными подвигами в XI веке. Святой Антоний — основатель Киево-Печерского монастыря, откуда и прибыла в Брянск Свенская икона Божией Матери в 1288 году. Затем была создана Свенская обитель. Преподобный Феодосий — его ученик, позднее ставший игуменом Киево-Печерского монастыря, ввел общежительный монастырский устав. В память об этих угодниках Божиих в Успенском Свенском мужском монастыре в XVI веке был воздвигнут храм. В 30-е годы XX столетия он был разрушен, и лишь в 2009 году началось его восстановление. Спустя два года храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских был освящен. Храм является памятником архитектуры XVI столетия . Брянская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Константин в эти опасные места. Он же желал посвятить себя миссионерскому подвигу. Приблизившись к Мурому с супругой Ириной и с чадами, свв. кн. Михаилом и Феодором, св. Константин послал старшего сына с несколькими людьми убедить жителей покориться. Язычники убили св. кн. Михаила и бросили тело его за городом. Когда князь подступил к Мурому, то жители не хотели впускать его, требуя отказа от намерения насаждать новую веру. Князь согласия не дал и, заняв Муром, выстроил там Благовещенский храм, в котором похоронил мученика сына. Беседуя со старейшинами, он убеждал их креститься. Ни слова, ни ласка, и подарки не оказывали действия на язычников. Напротив, они все более помышляли об убиении князя. В городе вспыхнули волнения, христиане заперлись в своих домах. Св. Константин, помолившись с семьей и слугами, вышел к толпе с иконой Богоматери на руках. Язычники, пораженные его безстрашием, пали ниц и просили крестить их. В 1098 г. создан был Спасский монастырь, строились в Муроме храмы. Св. Константин преставился в 1129 г. Земля вятичей рано познала христианство . В первой половине XI в. Курск уже был христианским городом. Но прочия поселения – Мценск, Брянск, Козельск – пребывали еще в язычестве. Там просветителем явился, видимо уроженец этого края, священноинок Печерский преп. Кукша. Симон, еп. Владимирский, тоже постриженник великой обители, пишет о нем в Патерике: «Могу ли умолчать и о сем священномученике, черноризце того же печерского монастыря, Кукше, о котором все ведают, как он бесов прогнал, Вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро изсушил и многия чудеса сотворил и, после многих мук, усечен был с учеником своим Никоном». Убийство совершено было в 1113 г. в дер. Карандокове, вбл. Мценска. В малонаселенной и дикой вологодской стране начало христианству положил своей просветительной работой и подвижничеством преп. Герасим Вологодский († 1178), иеромонах Глинецкого монастыря, вбл. Киева, основавший у ручейка Кайсарова около Вологды Троицкий монастырь. Первые семена веры принесены были в Вятскую землю новгородцами, ею завладевшими в 1174 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Икона Свенской Богоматери представляет Божию Матерь, по типу Печерской иконы, с Младенцем, благословляющим перед Собою, и святыми Антонием и Феодосием в предстоянии. Предание сообщает, что икона эта переслана были из Киева в Брянск и чудесно явилась князю Роману Михайловичу в 1288г. Так как помимо нее имеется несколько икон типа Печерской чудотворной, которая была исполнена чудесной мозаикой в Киеве, по Патерику, то всякое заключение о принадлежности иконы Алипию, хотя и в виде списка, совершенно исключается (см. цветн. илл. 3). Алипий. Богоматерь на престоле с предстоящими свв. Антонием и Феодосием (Свенская Богоматерь). ГТГ Икона московского Успенского собора, известная под названием Предста Царица или Царь Царем, представляет Спасителя по образу Великого Архиерея, в крещатом саккосе, с омофором, в митре и с жезлом, благословляющего двуперстно; по правую сторону Его Божия Матерь в венце и в «ризах преиспещренных», воздевая руки; слева Предтеча во власянице, со свитком. Переписана в самом начале XVIII в. иконописцем Кириллом Улановым. Но самая тема изображения Спаса Великим Архиереем и равно тема представления Его в этом образе с Иоанном Предтечей появилась только в позднегреческом искусстве не ранее 2-й половины XIV в., и потому только этой эпохой должна быть определена эта икона. Правда, возможно, что под перепиской Уланова откроется даже изображение Спаса Вседержителя в Деисусе с предстоящими. Мы точно ничего не знаем о работах Алипия, а затем и дальше слышим в летописях только о призыве греков (или т. н. греков, т. е. болгар и сербов, в качестве иконописцев, знакомых с греческим языком) иконников для исполнения стенных росписей как в Киев, так и в Суздальскую область, и даже в отдаленный Новгород. Эти постоянные вызовы и приходы в XII и XIII вв. свидетельствуют об очевидном факте, что иконопись в течение долгого времени не могла настолько обосноваться в России, чтобы образовались свои мастерские и началось преемство мастеров. С другой стороны, нельзя отрицать наличие в Киевской Руси высокой культуры, допускавшей существование там таких утонченных художеств, как мастерства перегородчатой эмали, финифти и ценины, ювелирного искусства и т.п., чему непреложным свидетельством являются сохранившиеся произведения искусства. Ввиду этого факта отсутствие киевских памятников иконописи объясняется, конечно, запустением южной России со времени монголов, в то же время не только Новгород, но даже и разоренная татарами Суздальская область смогли сохранить у себя древнейшие памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

22 мая 1993 г. Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита. В феврале 1996 г. Блаженнейшим Патриархом Диодором I удостоен награды Иерусалимской Православной Церкви — ордена Святого Креста. В мае 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. В июне 1997 г. к 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом св. равноап. кн. Владимира III ст. К юбилею 2000-летия Рождества Христова Святейшим Патриархом Алексием II награжден правом ношения второго креста с украшениями. Указом Президента РФ В.В. Путина от 11 августа 2000 г. награжден орденом Дружбы. В декабре 2001 г. Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Николаем удостоен награды Православной Церкви Чешских земель и Словакии — ордена свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. Определением Священного Синода от 12 марта 2002 г. избран епископом Ветлужским, викарием Нижегородской епархии . 21 апреля 2002 г. в Храме Христа Спасителя в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феодосия (Васнева) во епископа Ветлужского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Смоленский и Калининградский Кирилл , Солнечногорский Сергий , Волоколамский и Юрьевский Питирим , Ташкентский и Среднеазиатский Владимир ; архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений , Верейский Евгений ; епископы Филиппопольский Нифон ( Антиохийский Патриархат ), Орехово-Зуевский Алексий , Дмитровский Александр , Сергиево-Посадский Феогност , Пермский и Соликамский Иринарх , Брянский и Севский Феофилакт . 11 октября 2002 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен временным управляющим Нижегородской и Тамбовской епархиями. Решением Священного Синода от 26 декабря 2002 г. назначен управляющим Тамбовской епархией. Определением Священного Синода от 20 апреля 2005 г. назначен ректором Тамбовской духовной семинарии. В 2006 г. в составе делегации Русской Православной Церкви сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II во время визита в Латвию.

http://patriarchia.ru/db/text/31668.html

В день памяти Крестителя Руси Святого князя Владимира в 1240 г. его потомок святой благоверный князь Александр Ярославич на берегу Невы, в устье ее притока Ижоры, наголову разгромил численно превосходящее шведское войско. За эту победу князь получил прозвание Невский. Перед битвой князь отправился в собор Св. Софии, где получил благословение новгородского епископа Спиридона. Выйдя к своей немногочисленной дружине Святой Александр произнес, ставшие знаменитыми, слова: " Братья! Не в силе Бог, а в правде! Не убоимся множества ратныя, яко с нами Бог! " Слова эти вызвали необычайное одушевление среди русских воинов. Накануне сражения старейшина племени ижоров, которому была поручена стража Финского побережья, по имени Пелгусий, находясь в дозоре, увидел ладью, на ней стояли свв. князья Борис и Глеб, направлявшиеся на помощь своему сроднику князю Александру. Русская дружина внезапно напала на кичливых крестоносцев и после кровопролитного сражения обратила их в бегство. Шведы оставили на поле брани множество трупов. Наши потери были удивительно малы - всего двадцать человек. Сегодня также день памяти великого русского поэта и мыслителя Федора Ивановича Тютчева, скончавшегося в 1873 г. Он родился 23 ноября 1803 г. в имении Овстуг под Брянском в тогдашней Орловской губернии, происходил из старинного дворянского рода, находившегося в родстве со многими знатными русскими фамилиями. Получил прекрасное домашнее образование: его учителем словесности был поэт и литературный критик С.Е.Раич. Учился на словесном отделении Московского университета, по окончании которого был определен на дипломатическую службу. С 1822 по 1844 гг. состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене и Турине. В 1844 г. вернулся в Россию, жил в основном в Петербурге, с 1848 г. занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 г. и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры. Скромный до застенчивости и лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался печатать свои стихотворения. Лишь в середине 1830-х гг. тетрадь с его стихами попала к А.С. Пушкину , который сразу их напечатал. Тютчева называют поэтом-философом. И.С.Тургенев писал: " Каждое его стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления " . Один из главных мотивов философско-поэтического миросозерцания Тютчева - непоколебимая вера в Россию и ее историческую миссию.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/28/et...

Иона в свою очередь хвалил своих собратий за твердость в вере и призывал их не покоряться униату. Но массовый героизм вообще несвойственен никаким коллективам, за исключением лишь редких моментов психологического вскипания. Давление закона и власти, фактическое богослужение Григория и объезды церквей и епархий, причем везде демонстративно поминалось и имя вселенского архиерея, т. е. папы римского, создало атмосферу и мучительную, и в то же время компромиссную. Иона по этому поводу пишет второе письмо к собратьям епископам и указывает в нем личный выход из этого испытания совести. В своем циркулярном обращении к владыкам Иона пишет: «А если кому из вас, сыны мои, будет от кого-либо истома за то и нужда, тот по своему к нам исповеданию, не принимая пришедшего от Римской церкви и не приобщаясь к нему, ехал бы ко мне. А который не поедет, забыв к нам свое исповедание пред Богом и обещание в свое ставленье» (а все наличные епископы в эту пору были действительно ставленниками Московской митрополии) «и пожелает вступить в общение с отступником Григорием, тот сам на себя положит великую и неизмолимую пред Богом тяжесть церковную». Все это, конечно, по совести так и осознавалось епископами, попавшими в это трагическое положение, но героизм мирному обывателю не свойственен. Отозвался на призыв Ионы только один епископ Евфимий Брянский и Черниговский. Он писал Ионе, что Григорий «воздвиг бурю и развращение на церковь Божию, что великая от него налога православному христианству». Сам Евфимий «стоял за свв. Божии церкви и за православную св. Христову веру». Он просил ходатайствовать пред великим князем Московским, чтобы «успокоил его в своей державе от такового злого гонения». Митр. Иона отписал Евфимию, что великий князь готов пожаловать его, успокоить в своей державе и «издоволить всем» и чтобы он поспешил «в дом Пречистыя Богородицы и чудотворца св. Петра митрополита». В конце 1464 г. Евфимий действительно «прибеже на Москву, покиня свою епископию». Евфимий вскоре назначен был на освободившуюся епархию Суздальскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Свенской Иконе Пресв. Богородицы установлено праздновать в память избавления г. Брянска от нашествия французов в 1812 г. Когда французские войска устремились к Брянску, то жители его и окрестных селений устроили крестный ход с чудотворной Свенской иконой вокруг города, молясь о защите. И что же? Войска, шедшие в Брянск, вдруг поворотили назад. По сему случаю каждогодно бывает в Брянске крестный ход вокруг города со св. иконой, 17-го авг. О явлении иконы читать под 3 мая. Амастрийская икона Богородицы находится в Амастрийском монастыре при Черном море. Празднование сей иконе установлено в память избавления от иконоборства. 18-е число Мученики Флор и Лавр были родные братья, христиане и по ремеслу каменесечцы. Жили во II веке в Илиирии. Их, как искусных мастеров, пригласили строить великолепный языческий храм в соседней с Иллирией стране. Работая, святые братья проповедовали язычникам о Христе Спасителе и получаемые деньги за работу раздавали бедным, сами же довольствовались только самым необходимым. Вследствие их проповеди многие из язычников крестились. Случилось, что во время работы отскочившим от камня осколком был выбить глаз молодому юноше, сыну жреца, который стоял близко. Отец рассердился на святых, но они, убедив юношу уверовать во Христа, исцелили его, так что и сам отец его крестился. Построив храм, святые Флор и Лавр, вместе с уверовавшими во Христа, в числе 300 человек, посвятили его истинному Богу и уничтожили идолов, предназначавшихся для храма. Правитель страны, узнав об этом, осудил на сожжение всех участвовавших со святыми братьями в поругании языческой святыни, а их самих отправил в Иллирию, где они были брошены в безводный колодец и засыпаны землей. Впоследствии мощи свв. мучеников были обретены и перенесены в Константинополь. Их видели в XIII и XIV столетиях наши русские путешественники. Русский народ почитает святых мучеников Флора и Лавра покровителями лошадей, но почему – это неизвестно. Мученики Ерм , Серапион и Полиен жили в Риме и за исповедание христианской веры были представлены к правителю на суд. Он заключил их в смрадную темницу, а затеи, когда они вторично отказались поклониться идолам, приказал влачить по камням и стремнинам, отчего святые мученики и скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Эта икона находится в главном лаврском храме над царскими вратами и ежедневно между ранней и поздней обедней спускается для богомольцев. Называется Киево-Печерской по имени храма. Среди всех бедствий, коим в различные времена подвергалась Киево-Печерская обитель, икона сия сохранилась невредимой, украшена она очень богато. В Успенской церкви Киево-Печерской лавры, на стене алтаря, еще находится чудотворный образ Божией Матери, называемый Печерским. В 1085 г. когда украшали храм, то он изобразился сам собой, к изумлению иконописцев. На нем Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне с Богомладенцем, и коленопреклоненно молящиеся предстоят Ей преподобные Антоний и Феодосий, печерские чудотворцы. По сторонам стоят два ангела. Яскинская икона Божией Матери явилась в 682 году. Свенская Печерская икона Божией Матери так называется потому, что находится в Брянске, Орловской епархии, в Свенском мужском монастыре. Икона эта принесена из Киево-Печерской лавры в 1288 г. к черниговскому князю Роману, жившему в Брянске. Когда князь Роман ослеп и услышал о чудесах от Печерской иконы Богородицы, то послал в Печерский монастырь просить, чтобы отпустили к нему, в Брянск, чудотворную икону. Икона была отпущена. Во время плавания, когда пришлось с иконой провести ночь на реке Свене, утром не оказалось иконы в лодке, а нашли ее близ реки, на горе, на дубе. Когда же сообщено было об этом явлении князю, то он поспешил отправиться к иконе пешком, и получил исцеление. На месте же явления иконы соорудил храм и затем устроил монастырь. Икона имеет следующее изображение: Пресвятая Богородица восседает на троне и поддерживает Спасителя, благословляющего обеими руками. По сторонам трона стоят свв. Антоний и Феодосий, киево-печерские чудотворцы, со свитками в руках. 4-е число Мученица Пелагия жила в III веке в г. Тарсе, в Малой Азии. Она была знатного происхождения, блестящего образования и необыкновенной красоты. Царствовавший в то время Диоклетиан хотел женить на ней усыновленного своего наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010