1) Каменный теплый храм, в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, с приделом в честь преподобного Иакова Железно - Боровскаго Чудотворца, - построенный в 1757 году; Здесь под спудом покоятся Св. мощи преп. Иакова, основателя Железно – Боровскаго монастыря, который был современник и ученик Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. При раке Пр. Иакова имеются: а) каменный, обложенный медью крест, б) железныя вериги в которых подвизался Пр. Иаков и, в) стальная кольчуга, дарованная Пр. Иакову великим князем Василием Васильевичем, внуком Димитрия Донского, - в 1433 году. Основание Железно – Боровскаго монастыря относится к 1390 году. Кончина Преподобного Иакова последовала 11-го апреля 1442 года. Открытие Св. мощей Преподобного Иакова происходило 5-го мая 1613 года. 2) Каменный холодный храм, в честь рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, с приделом в честь Пр. Сергия Радонежского Чудотворца, построенный в 1761 году. 3) В деревянном храме в честь Введения Пресвятыя Богородицы, в Брылеевой пустыни, принадлежащей Железно – Боровскому монастырю, св. антиминс священнодействован при державе Благоверныя Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Епископом Павлом Костромским и Галичским в 1793 году. Здесь, по преданию, под спудом покоятся Св. мощи Преп. Иакова же, современника и сотрудника Пр. Иакову Железно – Боровскому, имеется в сем храме и древний образ сего Святого, письменных же сведений о нем не сохранилось. 4) В монастырской библиотеке, имеется рукописное Евангелие в четверть листа - 1570 года. 5) Дары Благочестивейшего Царя Михаила Феодоровича: а) два Евангелия, напечатанные при первом Всероссийском патриархе Иове; б) Серебреный напрестольный крест; в) икона Всемилостиваго Спаса, обложенная позолоченным бассебным серебром, которая в настоящее время находится на правой стороне Предтеченского олтаря. 6) В Предтеченской церкви за левым клиросом, находится икона Преподобного Иакова, написанная по преданию при жизни Царя Михаила Феодоровича, древняго греческаго письма, обложена позолоченным бассебным серебром, на ней имеется следующая надпись:

http://bogoslov.ru/article/1507772

25 апреля 2005 г. возведен в сан игумена. 1 сентября 2006 г. назначен и.о. секретаря Тираспольского епархиального управления. В 2007 г. заочно окончил Государственный университет Молдовы. С апреля 2007 г. — ключарь Покровского храма г. Саратова Саратовской епархии . Являлся членом комиссии при губернаторе Саратовской обл. по вопросам возрождения духовности и казачества. Вел еженедельную программу на Саратовском областном радио. В 2009 г. окончил Киевскую духовную академию ; назначен преподавателем Саратовской духовной семинарии. С февраля 2010 г. окормлял казачество Саратовской обл. В сентябре 2011 г. принят в клир Владимирской епархии , назначен настоятелем Кресто-Воздвиженского прихода в г. Костерево Владимирской обл. После образования в 2013 г. Александровской епархии продолжил служение на том же приходе. Назначен председателем епархиального богослужебного отдела и историко-архивной комиссии, был членом епархиального суда и секретарем ставленнической комиссии. В сентябре 2015 г. поступил на заочное отделение Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. 22 апреля 2016 г. направлен на служение в Челябинскую епархию , назначен клириком кафедрального собора Рождества Христова г. Челябинска. С июня 2016 г. — помощник благочинного Златоустовского округа, руководитель духовно-просветительского центра «Покров» г. Златоуста. Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. ( журнал 114 ) избран епископом Златоустовским и Саткинским. 28 декабря 2016 г. управляющим делами Московской Патриархии  митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием   возведен  в сан архимандрита. Наречен во епископа 30 декабря 2016 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. Хиротонисан 3 января 2017 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 11 октября 2023 г. ( журнал 94 ) назначен епископом Тарским и Тюкалинским. Образование:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4727435...

На сегодняшний день не сохранилось практически ничего из былых монастырских святынь и сокровищ, и сведения, приводимые нами, почерпнуты исключительно из литературы и архивных документов. Исключение составляют лишь чудом сохранившиеся вериги преподобного Иакова, находящиеся в экспозиции Буйского краеведческого музея, рукописные Синодики Железноборовского монастыря середины XVII и второй половины XVIII вв. (КМЗ КОК 627, КМЗ КОК 24419) и минея месячная 1541 г. из ризницы монастыря (ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. Ед.хр. 430). Подробной информации о судьбе огромного количества икон, церковной утвари, предметах монастырского быта в постреволюционное время, мы не имеем, зная лишь то, что «10 июня 1922 года из Железноборовского монастыря Ферапонтовской волости изъято ценностей: золота - нет, серебра – 23 фунта» .  Опубликовано: Светоч, Кострома, 2008. С. 47-52. Иаков Железноборовский, преподобный.// Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке с иллюстрациями и картами: В 12 т./Т. VI: сост. под ред. проф. Глубоковского Н. Н. – СПб.: приложение к духовному журналу «Странник». - Ст. 112. Святые угодники Божии и подвижники Костромские. Их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. – Кострома, 1879. – С. 37. Иаков Железноборовский, преподобный.// Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимые для каждого сведения по всем важнейшим предметам богословского знания в алфавитном порядке с иллюстрациями и картами: В 12 т./Т. VI: сост. под ред. проф. Глубоковского Н. Н. – СПб.: приложение к духовному журналу «Странник», 1905. - Ст. 112. Матер. для ист. топогр. опис. прав. мон. В. Зверинскаго , СПб., 1893 г., ч. III, 1639. Списки иерархов, П. Строева, 884, где Иаков Брылеев назван «преподобным». На иконе, имеющей 2 ½ арш. 13 вершк., ( примерно 11х58 см, полностью совпадает с размерами надгробной иконы преп. Иакова Железноборовского – вкладом царя Михаила Романова, что, по нашему мнению, может свидетельствовать об одном времени создания этих икон, а возможно, и об одном вкладе - иг. Ф. ) блаж. Иаков изображен в схимнических одеждах с открытою главою и развернутым свитком в руках. Строго-аскетическое, испещренное многочисленными глубокими морщинами, лицо его, обрамленное довольно длинною и несколько клинообразною седою брадою, показывает в нем человека не от мира сего, строжайшего аскета; чем долее всматриваешься, тем все более и более становятся очевидны сокровища необъятной его любви ко всему человечеству. – Икона облечена в медно-посеребренную ризу и украшена медно-позлащенным венцом. Древнее ея происхождение несомненно ( Воскресенский , с. 82).

http://bogoslov.ru/article/1559953

В настоящее время Брылеева пустынь не сохранилась. На месте Введенской церкви стоявшей в пустыни, просматриваются следы прежнего фундамента. Преподобный Иаков Брылеевский в настоящее время причислен к лику общероссийских святых, его память совершается 11(24) апреля, в день преставления прп. Иакова Железноборовского.   Иконы с образом преподобного Иакова Железноборовского Когда появляется первая икона с изображением преп. Иакова, сказать сложно. Вероятно, это произошло после обретения его мощей в 1613 г., через несколько дней после восшествия на Русский престол Михаила Феодоровича Романова. Представить иконографию преподобного во всей полноте на сегодняшний день, к сожалению, невозможно. Большинство икон с изображением святого, упоминаемых в дореволюционной литературе и архивных документах, не дошло до наших дней. Нами также только начата работа по выявлению реально существующих икон в храмах и музеях России. При написании данной работы были исследованы некоторые памятники в пределах костромской земли. В хронологическом порядке найденные образы можно выстроить так: 1) Икона. Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении иконе Троицы. 1620-е гг. Кострома. 160х110 см. КМЗ КОК 23252/14 . Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви Успения Пресвятой Богородицы г. Костромы, из придела в честь прп. Макария и Иакова. 2) Икона. Преподобный Ефрем Сирин с преподобными Макарием Унженским и Иаковом Железноборовским на полях. 1620- е гг. Кострома. 114х74 см. КГОХМ КП – 2020. Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви Ефрема Сирина села Ефремий – Ширь Парфеньевского района. 3) Икона. Преподобный Иаков Железноборовский. Третья четверть XVIII в. Галич. 154х63,5 см. Дерево, левкас, темпера. Происходит из села Борок Буйского района Костромской области. Сейчас находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре г. Костромы. 4) Икона. Избранные костромские святые. 1886 г. Кострома. 123х133 см. КМЗ КОК 43824. Дерево, левкас, темпера. Происходит из церкви св. Николая села Верховье Солигаличского района. Сейчас в собрании Нерехтского краеведческого музея. Преп. Иаков изображен крайним справа во втором ряду.

http://bogoslov.ru/article/1559953

Как отметил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в ходе заседания Священного Синода его члены также заслушали доклады о состоявшихся в завершающемся году VI Общецерковном съезде по социальному служению, II Международном православном студенческом форуме, Всероссийском фестивале достижений молодежи «Славим Отечество», а также Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви. В.Р. Легойда указал, что Священный Синод счел важным регулярное проведение съездов регентов и певчих и постановил образовать при Патриархе Московском и всея Руси Церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. Как отметил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главой Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения Синодом был назначен протоиерей Александр Агейкин. Очень важным назвал В.Р. Легойда утверждение Священным Синодом «Последование покаянного молебна о прощении греха убийства чад во утробе (аборте)». Текст последования отправлен в Издательство Московской Патриархии для включения в молитвословы. Представитель Церкви указал, что в рамках обсуждения вопросов, касающихся системы духовного образования, члены Священного Синода рассмотрели и утвердили Положение о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом и «Положение о курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». На заседании было также принято решение о назначении заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Михаила Вахрушева. В.Р. Легойда почеркнул, что, в рамках продолжения работы по разукрупнению епархий, Священный Синод постановил выделить из состава Челябинской епархии Златоустовскую епархию, а из состава Костромской епархии — Галичскую епархию, с образованием Костромской митрополии, включающей в себя две вышеуказанные епархии. «Епископом Галичским и Макарьевским избран иеромонах Алексий (Елисеев), клирик Русской духовной миссии в Иерусалиме, а епископом Златоустовским и Саткинским — игумен Викентий (Брылеев), клирик Челябинской епархии», — сказал В.Р. Легойда.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/28/sv...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Златоусте на территории кафедрального собора освятили хачкар 05.06.2018 1 июня 2018 года в Златоусте в рамках программы межрегионального и межконфессионального сотрудничества, состоялась церемония официального открытия и освящения хачкара (в переводе с армянского языка крест-камень), воздвигнутого на территории Серафимовского кафедрального собора . Епископ Златоустовский и Саткинский Викентий (Брылеев) в сослужении городского духовенства совершил чин освящения хачкара. В церемонии приняли участие: настоятель храма святого Иоанна Предтечи Армянской Апостольской Церкви в г. Екатеринбурге Тер Аристакес, представители духовенства из Республики Армения, главный имам-мухтасиб Горнозаводского края Челябинской области Мухаммад-хазрат Минигалиев, глава Златоустовского ГО В.А.Жилин, российские парламентарии и общественные деятели, представители правительства Челябинской области, руководства города, мэр г. Цахкадзор — города-побратима Златоуста Артур Арутюнян, депутаты Национального собрания Республики Армения. Епископ Викентий отметил, что еще в 2000 году у восточной стены Храма Христа Спасителя в Москве состоялось открытие подобного хачкар — камня с резным изображением креста в орнаменте, переданного Армянской Апостольской Церковью в дар главному собору России. В церемонии освящения приняли участие Предстоятель Русской Православной Церкви и Верховный Патриарх и Католикос всех армян. В год 100-летия геноцида армянского народа в Турции был также установлен и освящен подобный поклонный крест в Свято-Троицком соборе Челябинска. Владыка Викентий приветствовал священнослужителей Армянской Апостольской Церкви и подарил им на молитвенную память наперсные кресты. Архиерей также вручил церковно-общественные награды братьям Андронику и Армену Сгоянам, на средства которых был воздвигнут хачкар. Глава Златоуста В.А. Жилин в приветственном слове рассказал, что инициатива установления хачкара принадлежит армянской диаспоре и подчеркнул, что Златоуст — многонациональный город. Член Совета Федерации РФ И.Ф. Гехт назвала хачкар символом родины для представителей армянской диаспоры и отметила важность крепкой дружбы и взаимной поддержки представителей разных национальностей. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.06.2018 07:50:11

http://drevo-info.ru/news/23700.html

Источники и литература Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминания. М., 1995. Брылеев Павел, свящ. Тульская епархия в Великую Отечественную войну//Тульские епархиальные ведомости. 2006. 13 (63). Вениамин (Федченков) , митр. Записки епископа. СПб., 2002. Вениамин (Федченков) , митр. Зосимова пустынь. – Божьи люди. М., 1991. Воспоминания о старце Иннокентии (Орешкине) Серафимы Сергеевны Спиридоновой. Рукопись. Гаврилин А. В. Уголовные дела православных священников как источник изучения сталинских репрессий на территории Латвии// Церковь и время. 2010. 3 (52). Дамаскин (Орловский), игум. Романова С. Н. Архивные исследования в деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. – Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. М., 2005. Дионисий (Шишигин), архим. «Былое пролетает...»: Патриарх Пимен и его время. М., 2010. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых//Вышенский паломник. 2001. 1 (11). Зосимовский патерик: Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни/Сост. и авт. вступ. ст. монах Аристоклий. Б. м.: Зосимова пустынь, 2012. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Иларион (Алфеев) , митр. Подвиг мучеников – живой опыт Церкви//Журнал Московской Патриархии. 2013. 12. К Свету. 1994. 14. Косик О. В. Зосимовские старцы о церковных разделениях конца 1920-х гг.//Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. Красносельские мученицы. К истории Алексиевского монастыря. М., 2011. Кречетов Валериан , прот. Мария и Марфа. Проповеди. Воспоминания. В 2 т. Т. 1. М.: Храм Державной иконы Божией Матери, 2006. Мазырин Александр, свящ. Наследники новомучеников//Журнал Московской Патриархии. 2011. 11. Мельник В. И. Дивеевские судьбы брата и сестры Мантуровых. М., 2013. Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни/Сост. С. И. Четверухин. СТСЛ, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Избранные к архиерейскому служению священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами. Слово архимандрита Викентия (Брылеева) при наречении во епископа Златоустовского и Саткинского Слово архимандрита Сергия (Телиха) при наречении во епископа Маардуского, викария Таллинской епархии Слово архимандрита Алексия (Елисеева) при наречении во епископа Галичского и Макарьевского Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми Наречення у (Телиха) та за темою Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Тихонову), Колпашевському Стрежевському31 березня, в 2-гу Великого посту, за : та звернення] Слово архимандрита Даниила (Леписка) при наречении во епископа Тартуского, викария Таллинской епархии та звернення] ЖУРНАЛ Священного Синода от 3 февраля 2024 года [Документи] У надзвичайне Собору Церкви Московського У Пюхтицькому освячено храм на честь святителя та Варвари з ключовими словами – Естонська Церква   новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у У середу Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського в Донському Кирил звершив першу в цьому Передосвячених У Великого посту Предстоятель Церкви звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4750650...

Остававшаяся в Ж. м. братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 30-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в мон-ре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) ц. в Брылеевой пуст. после закрытия Ж. м. была разрушена. Постановлением Совета министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. Ж. м. получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 60-90-х гг. здания мон-ря стояли заброшенными. 5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход в с. Борок возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) . Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывш. мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в мон-рь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К 2009 г. в Ж. м. проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа). Арх.: ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Св. 1. 30. Л. 7-15; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 1. Д. 3350. 783; Д. 4443. 789; Оп. 6 (доп.). Д. 175. 359; Оп. 13. Д. 26. 71; Д. 149. 379; Д. 177. 223; Д. 235. 488; Д. 3821-3825; Ф. 131. Оп. 1. Д. 82. 37; Д. 262-264; Ф. 203. Оп. 3. Д. 11. 259; Д. 36. 88; Ф. 702 [Иоанно-Предтеченский Железноборовский мон-рь].

http://pravenc.ru/text/182215.html

XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в.- уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы. В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г.- только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г.- 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г.- ок. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и ок. 20 послушников). Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при монастыре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел. Постройки К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и со звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 гг. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминаются также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братские кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1 об.). К 1745 г. были построены 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

http://pravenc.ru/text/182215.html

   001    002   003     004    005    006    007