Внеисторические культуры, однако, совсем не подобны доисторическим. Между ними протекли тысячелетия совместного существования исторических и внеисторических цивилизаций. Кроме того, даже внутренняя жизнь неписьменных обществ на протяжении сотен веков не могла не менять человека, способствуя или его совершенствованию, или деградации. Все религии, как и все человеческое, подвижны. Наш глаз и наше сердце постоянно меняются из-за множества превходящих обстоятельств. Тонкие, но иногда очень важные перемены в духовной сфере не сразу и не вполне проявляются в сфере материальной. Поскольку и от доисторических и от внеисторических народов до нас не дошли застывшие в тексте состояния души, то для выявления сходства и различий их нам придется довольствоваться археологическим и этнографическим материалом, дающим, увы, очень грубый, приблизительный и частичный отпечаток духовного состояния общества. Но даже и этот несовершенный отпечаток коечто поможет нам понять. В «Постижении истории» Арнольд Тойнби писал о неписьменных народах: «Если все существующие ныне примитивные общества пребывают в статическом состоянии, это не доказательство того, что они изначально и всегда находились в таком состоянии ‹…› Разве нет вероятности, что все существующие ныне примитивные общества – это сухие ветви когда-то живого древа и что их застывшее состояние – эпилог бурной когда-то истории? Ведь не всегда же они были неподвижными. Фиксируя отблески истории примитивных обществ, мы понимаем, что они были столь же динамичными и значительными, как и более поздние цивилизации» . Но почему «иссохли» эти ветви на древе цивилизации? Самому британскому историку так и не удалось однозначно ответить на этот важнейший для человечества вопрос на страницах своего многотомного труда. Он признавался, что вспышка цивилизации всегда обусловлена таким множеством сошедшихся во временном и пространственном фокусе причин, что требует согласиться на присутствие тайны. А если взглянуть с другой стороны, то приходят на ум слова знатока религий неписьменных народов Э. Дж. Парриндера: «Нет сомнения, что выдающиеся мыслители, священнослужители, пророки и певцы существовали и в Африке, Америке, Австралии (до прихода цивилизации. – А. З.) . Но они ушли, не оставив, кажется, и следа от своих высоких прозрений в пустынях (где обитают неписьменные народы)» . Но почему где-то гений дал пышные всходы высокой цивилизации, а где-то иссушенная почва так и не смогла, увлажнившись, прорастить упавшее в нее семя духовного прозрения?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В 1976 году иракское правительство решило восстановить Вавилонскую башню с тем, чтобы приезжающие сюда туристы могли увидеть ее во всем ее величии. Ур Халдейский 10 . Город Ур долгое время не был известен историкам, о его существовании мы знали только из Библии. Но вот пришло время, когда ученые еще раз доказали, что Библия все-таки права. В 1923–1929 гг. англо-американская археологическая экспедиция под руководством известного ученого Чарльза Леонарда Вулли раскопала в нижнем течении Евфрата древний Ур Халдейский – родину патриарха Авраама и сделала это открытие достоянием всего мира. Под красными склонами громадной башни лежал целый город, купающийся в ярком солнце, пробужденный от своего многовекового сна благодаря терпеливым и упорным трудам археологов. Вулли и его помощники были вне себя от радости, так как перед ними находился Ур – «Ур Халдейский», о котором говорит Библия. Тщательные раскопки показали, что Ур Халдейский был могущественным и процветающим, красивым и деловым столичным городом в начале второго тысячелетия до Рождества Христова. В связи с этими открытиями Вулли писал: «Мы должны радикально изменить наш взгляд на еврейского Патриарха, когда мы видели, что его годы прошли в таком лишенном наивности окружении. Он был горожанином великого города и унаследовал традиции древней и высокоорганизованной цивилизации». Харран – город древнего царства Мари 11 . Между Мосулом и Дамаском находится холм, названный арабами Тель-Харри. Однажды, копая на этом холме могилу, люди нашли там каменную статуэтку, которая на вид была очень древней. Узнав о находке, французский археолог Андре Парро поспешил туда и в 1934 году начал систематические раскопки. Уже в первые дни он нашел фигуру бородатого мужчины с молитвенно сложенными руками. Клинописный текст у основания скульптуры гласил: «Я Лами – Мари, царь государства Мари...» Эта новая находка произвела колоссальное впечатление. О существовании в древности государства Мари, правда, было известно и ранее, но никому не удавалось установить, где оно находилось. В XVII веке до н.э. страну завоевали вавилонские войска и сравняли ее столицу с землей, так что от нее не осталось и следа. Дальнейшие поиски Парро подтвердили, что под холмом находятся развалины столицы Мари. Были обнаружены холм, жилые дома, крепостные стены, зиккурат и прежде всего великолепный царский дворец, построенный в третьем тысячелетии до н.э., дворец состоял из двухсот шестидесяти комнат. Крупнейшей находкой оказался царский архив, состоящий из тридцати трех тысяч шестисот табличек с клинописными текстами. Из этих табличек мы узнали, что население Мари составляли племена амореев (семитов). В состав государства входил также город Харран, причем именно в тот период, когда туда прибыла семья Фарры (примерно XIX столетие до н.э.). В 1957 году город Харран был раскопан британским археологом Дэвидом Райсом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Систематическое изучение ассиро-вавилонских памятников началось с 1842 г. В это время французский консул Ботта произвел научные раскопки некоторых холмов, находящихся на месте древней Ниневии, и на одном из них, на котором расположена курдская деревня Хорсабад, открыл развалины дворца Саргона (­Ассаргадона), отца Сеннахерима, – с находившимися здесь многочисленными залами, барельефами, предметами религиозного культа, оружием и разными украшениями. Вскоре после открытия Ботты (с 1845–1851) английский консул в Константинополе Генри Лайард произвел раскопки около другого холма, на котором находится деревня Куйюнджук, и далее на юго-запад от нее, и открыл развалины дворца Сеннахерима. На юг от холма Куйюнджук Лайард – раскопал холм Нимрод, где открыл развалины храма бога Ассура и нашел четыре каменных цилиндра, лежавших по четырем углам храма, с клинообразною надписью царя Феглафелассара. Вскоре в помощь Лайарду английским правительством был прислан Рассам, который в северной части куйюнджукского холма открыл развалины дворца Ассурбанипала (­Сарданапала). В одной из зал этого дворца Рассам между прочим открыл обширнейшую библиотеку, состоявшую из глиняных табличек, с клинообразными текстами. Открытые учеными исследователями на месте древней Ниневии предметы ассирийской древности, удобные для перевозки, были отправлены ими в музеи своих правительств: луврский (в Париже) и британский (в Лондоне). Обильные результаты археологических раскопок на месте древней Ниневии располагали к производству таковых же раскопок на месте древнего Вавилона. В 1851 г. французское правительство, по предложению бывшего тогда французского министра внутренних дел Леона Фошера, поручило своему консулу в Джедде Фреснелю, известному в то время знатоку литературного арабского языка, произвести раскопки на юге Месопотамии и в Мидии, ассигновав на это дело 70.000 франков. В сотрудники ему были даны известный ученый ассириолог – и ориенталист Опперт и архитектор Феликс Томас. Состоявшая из этих лиц комиссия в течение трех лет производила раскопки на месте древнего Вавилона и прилегающей к нему местности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Англия. Преемником Лепаж-Ренуфа в Британском музее является Бюдж (Е.А. Wallis Budge). С 1877 по 1905 г. он четыре раза был посылаем правительством в Судан для производства археологических изысканий; подробное описание этих поездок в повествовательной форме дано им в труде The Egyptian Sudan, its History and Monuments (I–II, bond. 1907), украшенном многочисленными иллюстрациями. Бюдж составил список всех дошедших до нас имен фараонов, ценное дополнение к совершенно устаревшему списку Лепсиуса (Budge. The Book of the Kings of Egypt, I–II. Lond., 1908) и издал фототипическим способом рукописи (о Св. вмч. Мине Египтянине), дающие нам —64— представление о нубийском язык за 1000 лет до нашего времени (Texts relating to Saint Mena of Egypt and Canons of Nicaea. Lond., 1909). Ему же принадлежат издание папирусов «Книги Мертвых», иероглифического словаря к фиванской редакции этого памятника (1911), Летописей нубийских царей (1912). Его научные интересы особенно сильно привлекает религия Египта, которой он посвятил ряд работ, не всегда, впрочем, имеющих научное значение: The Egyptian Magic, (1901) The Gods of the Egyptians. I–II (1904); The Egyptian Heaven and Hell. I–III (1906); The Liturgy of Funerary Offerings (1909); Osiris and the Egyptian Resurrection. I–II (1912); Legends of the Gods (1912). Он является также автором нескольких учебных книг по египетской грамматике: The Egyptian Language, First Steps in Egyptian и т. д. Но значение Бюджа в науке покоится, в сущности говоря, на его археологической деятельности и на изданиях папирусов. Большинство других его работ не отличается необходимой тщательностью и осторожностью выводов, обнаруживая склонность автора к фантастическим идеям и построениям. Выдающимися, точными, беспристрастными и умелыми исследователями являются в Англии лишь Гриффит и Гардинер. Гриффит (F.L. Griffith) – один из лучших знатоков демотической литературы. Он составил превосходный каталог демотических папирусов одной частной английской коллекции, каталог, заключающий в себе не только репродукцию текстов, но транскрипцию, перевод и ценное приложение (Catalogue of Demotic Papyri in the John Rylands Library. Manchester, 1909). Он же издал (совместно с Герб. Томпсоном) демотические папирусы Лондона и Лейдена (1909). Другую специальную область его занятий составляют загадочные мероитские надписи, в которых ему удалось несколько разобраться: он открыл значение трех мероитских букв и установил 12 соответствий с эфиопскими иероглифами (Karanög. The Meroitic Inscriptions of Shablûl and Karanög. 1911; Meroitic Inscriptions. I–II, 1911–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Археология, устами знаменитого американского ученого Олбрайта, свидетельствует: результаты археологических раскопок достаточно убедительны и доказывают, что многие города были разрушены в начале VI в. до Р. X. и больше не заселялись; другие были разрушены тогда же, но позднее снова отчасти возродились; третьи были разрушены после долгого периода запустения. Не было ни одного случая, чтобы какой–нибудь иудейский город был населен непрерывно в течение всего периода плена». 393 Прошло около 1500 лет с того времени, как Авраам по повелению Божию покинул свою родину – Ур Халдейский, и поселился в Ханаане. Теперь, 1500 лет спустя, потомки Авраама возвращались в Ур, но не свободными, а пленниками халдеев!.. Занавес истории опустился над разрушенным Ханааном. Богоизбранный народ был призван пройти «великую школу» вавилонского плена. Там он получит множество полезных уроков.   Ниневия, город великий   В августе 612 г. до Р. X. объединенные силы трех союзников – мидийцев, вавилонян и скифов захватили Ниневию. Так был наказан еще один враг народа Божия. Через несколько лет Ниневия сошла со сцены истории. Местоположение города не могли точно определить вплоть до 1847 г. В тот год благодаря раскопкам, проведенным А.Х. Лейярдом, оно было установлено. За экспедицией Лейярда последовали экспедиции Британского и Французского музеев под руководством Л. Кинга, Р. Томпсона, М.Е.Л. Маллоуана и других. Ниневия упоминается в книгах трех ветхозаветных пророков: Ионы, Наума и Исаии. Согласно выводам археологов, Ниневия находилась на восточном берегу Тигра, в северо–западной части равнины площадью 46x28 км, которую образуют Тигр и его приток. Город был построен еще до Авраама, но стал столицей Ассирийской империи при Сеннахириме (705–681 гг. до Р. X.). Именно он возвел великую стену Ниневии, периметр которой составлял примерно 15 км, а высота – 12–13,5 м, и большой городской водопровод протяженностью около 56 километров. То, что стены Ниневии имели периметр около 15 км, заставляет рационалистов оспаривать достоверность книги Ионы, в которой говорится, что Ниневия была городом великим и что, если кто–нибудь захотел бы пройти ее из конца в конец, потребовалось бы три дня ( Иона. 3, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Сейчас в Изборске собрано (хранится) около 200 каменных крестов XIV -XV веков. Часть из них выставлена в экспозиции изборского историко-археологического музея. Выточенные из камня кресты часто имитировали деревянные, обитые металлическими пластинами, и даже ювелирные изделия. Много умения и усилий тратилось на довольно странную задачу – воссоздать работу по металлу в другой сфере. На то была, верно, веская причина. Каменные кресты, высотой 3,5–4 метра, начинают изготовлять на Британских островах. Византия их не знает. Восточно-христианские параллели обнаруживаются в Армении и Грузии, и то – только до времён арабских завоеваний Кавказа. Будучи на краю Европы, Ирландия и Британия оказались в относительной изоляции, когда соседние страны обращались в язычество (V-VI века) под натиском варварских нашествий. Кельтские кресты, которые в нашей литературе именуются преимущественно «новгородскими», важны во всей перспективе христианского искусства средних веков. В Ирландии сохранилось, в общей сложности, почти 300 крестов или их остатков, причём многие из них – ровные, без колец. Но у 68-ми из них типично открытое кольцо и почти столько же имеют сплошное каменное. Выдвигался ряд различных объяснений его происхождения. Например, кольцо могло символизировать солнце, терновый венец, колесо (в значении вечности) и многое другое. Важно, что на протяжении столетий религиозное мышление творчески основало и расширяло семантическое поле церковного зодчества. Нестор Летописец видел (или знал) практически единственно сложные, стоящие сами по себе памятники эпохи раннего средневековья на всём западном пространстве Европы. Так что в «Повести временных лет» распознаётся определённая правда, несколько искажённая поздними переписчиками. В конце концов, предание, легенда, традиции народа остаются не чем-то фантастическим, а частью (может быть, даже лучшей) истории этого народа. «Согласно «Повести временных лет», – пишет А. Кузьмин, – варяги создали города от Ладоги, Новгорода до Мурома, а сами новгородцы выводились от «рода варяжска». По Кедрину и Скилице, варяги – Экспозиция каменных крестов, музей Старого Изборска «по происхождению кельты» 87 . Значительное количество имён в договорах (Кары, Моны, Куци, Стар, Бруни и др.) подтверждают справедливость этого указания. Более того, племенное название венетов (венедов) А. Шахматов производил от кельтского nenos – «друг», «союзник», а другие историки – от кельтского vinolos – «белый», «счастливый». На Руси пёстрые в этническом отношении варяжские дружины, очевидно, говорили по-славянски, причём этот язык они восприняли на южном побережье Балтики» 88 . Житие преподобного Антония Римлянина (см. Кораблик 3) сообщает, что святой перемещался «от Римской страны по Крест с острова Кильпола. Тёплому морю, из него же в реку V III в., Ладога. Неву, из Невы в Нево-озеро, а из Хельсинский музей Нево-озера (остров Ладога) вверх по реке Волхову, против быстрин неизреченных и даже до места сего», – то есть в Новгород, и приплыл на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главное же то, что наводнение, описанное в Бытии 6–9, действительно свершило предназначенное Божие очищение – без затопления всей планеты. Оно может быть названо всеобщим по отношению к людям и животным, с ними связанным, но не глобальным. Свидетельства наводнения. 1 . Во всем мире у различных народов имеется более семидесяти различных свидетельств, подтверждающих описание Потопа, находящееся в шестой главе книги Бытия. Наиболее соответствует тексту Библии свидетельство вавилонян. Сходства в описаниях наводнения заставляют воспринимать его как событие колоссального масштаба, навсегда запечатлевшееся в памяти народов и сохранившееся в преданиях в течение многих лет. Историчность описаний Библейского потопа подтверждена сходством легенд о нем у различных народов. Ф. фон Шварц (Sintfluth und Vulkerwanderungen, pp. 8–18) приводит шестьдесят три такие легенды о потопе, которые, по его мнению, составлялись независимо от библейского текста. Р. Андри (Die Flutsagen ethnographisch betrachtet) обсуждает 88 различных легенд, и 62 из них он считает созданными не под влиянием вавилонских и еврейских мифов. Более того, такие легенды есть в фольклоре почти всех народов. Ленормант провозглашает легенду о потопе самой универсальной (всеобщей) в истории первобытного человека, и Франц Делицш был уверен, что мы должны называть историю Александра Великого мифом, если считаем сказания о потопе всего лишь баснями. Пожалуй, большим чудом, чем сам потоп, является то, что у разных народов, живущих в разных природных условиях, возникли легенды, идентичные по содержанию. Подобно Евреям, Вавилонянам, Грекам, Норвежцам и другим народам Старого Света, у многих индейских племен Северной и Южной Америки были легенды о потопе.... «Когда пришли первые миссионеры»... сообщал в 1878 году Майрон Иллс, «они обнаружили, что у индейцев были свои сказания о потопе, что один человек со своей женой смог спастись на плоту» (Легенды Индейцев Тихоокеанского Северо-запада). Геологическое исследование показало, что около 5600 лет до н.э. (приблизительно во времена Ноя) случилось обширное и смертоносное наводнение. До сих пор самым лучшим научным подтверждением Всемирного потопа была работа британского археолога Чарльза Леонарда Вулли, в 1929 году произведшего сенсацию своей книгой «Ур халдеев», пожалуй, самой читаемой книгой на археологическую тему, когда-либо изданной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Призвание патриарха Авраама И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12, 1).      Патриарх Авраам — родоначальник избранного народа — занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Призвание Авраама не только было первым этапом в осуществлении Божественного плана спасения человечества, но и установило его основную направленность. От своего призвания до кончины он находится под особым Божественным попечением. Бог руководит его жизнью. Авраам же, имея совершенную веру, безоговорочно принимает Божественный замысел и подчиняется во всем воле Божьей. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим 4, 3). С патриарха Авраама начинается история народа, из которого произошла Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя мира. На основе данных греческой Библии датами жизни патриарха Авраама надо считать 2165–1940 годы до Р.Х. Языческое лжеверие в то время было повсеместным. Оно заразило даже род, из которого происходил Авраам. Господь призывает Авраама, чтобы сохранить неповрежденным истинное богопочитание, которым Авраам отличался от других современников. Родиной его был Ур. Это был сначала шумерский, а затем халдейский город. Он находился на юге Месопотамии, близ Персидского залива. В древности здесь протекал Евфрат, воды которого ныне удалились от этого места почти на пять километров к востоку. Археологические раскопки, проведенные в 1922–1934 годах британским археологом Л. Вулли, показали, что Ур был одним из самых цивилизованных городов Древнего мира, высококультурным и благоустроенным. Легко увидеть духовное величие Авраама, могучую веру и изумительную покорность всеблагой Божественной воле. Он оставляет богатую, изысканную жизнь в цветущем городе и становится странником, не имея ни пяди своей земли. В лице праотца нашей веры Господь за много столетий до появления христианства открыл людям высокую мысль о том, что в этой жизни все мы странники и что вся жизнь наша должна быть наполнена сладостным стремлением к Небесному Отечеству.

http://pravoslavie.ru/103629.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКСУМ [Аксум; греч. Αξουμις, Αξωμις, Αξουμις Αξομηлат. Auximis, южноарав. ’ksm-n ], столица Аксумского царства , первая резиденция митрополита Эфиопского, центр политической, религ. и культурной жизни раннесредневек. Эфиопии. Город расположен на плоскогорье Тиграй, на высоте 2200 м, в ложбине шириной 3 км, протянувшейся на 8 км с востока на запад. Согласно эфиоп. династическому мифу, А.— «второй Иерусалим», стольный град царицы Савской Македы и ее сына Менелика I , местопребывание величайшей святыни — подлинного Ковчега Завета. А. возник ок. 2000 лет назад как важный перевалочный пункт на торговом пути, связывавшем красноморское побережье с долиной Нила; свое название он получил, вероятно, по обитавшему в этом районе племени аксумитов (морфологически ’aksum соответствует одному из ти пов мн. ч., обозначавшему этнонимы в ряде южносемитских языков). В первые века после Р. Х. город становится центром могущественной державы, символом власти над обширными территориями не только на севере Африканского Рога, но и в Юж. Аравии. В память о своих походах аксумские правители возводили в столице и ее окрестностях каменные троны и стелы с надписями. Такие памятники дошли от эпохи правления царя Эзаны (сер. IV в.). Семь гигантских обелисков, высеченных из монолитных блоков в виде стилизованных многоэтажных замков, были связаны скорее всего с царскими захоронениями языческой эпохи. Наибольший из них (высота 33,3 м) не имел себе равных в древнем мире. В вертикальном положении сохранился лишь один такой обелиск (высота 24 м), остальные были повержены. В ходе археологического изучения А., важнейшими этапами к-рого явились изыскания нем. аксумской экспедиции во главе с Э. Литманом в 1906 г. и раскопки Британского ин-та в Вост. Африке 1972–1974 гг. (возобновлены в 1993), были обследованы руины 4 дворцов — Такха-Марьям (IV в., 85×120 м), Энда-Сэмон и Энда-Микаел (оба V в.) и Дунгур,— а также многочисленные гробницы.

http://pravenc.ru/text/540784.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 6 Июн 2023 Фото: David Tower/ Wikimedia Commons Иерусалим, 2 июня. «Башня Давида» снова принимает посетителей. Музей истории Иерусалима пережил серьезную реконструкцию. О том, как обновили древнюю цитадель, передает корреспондент телеканала  «Культура»  Яна Музыка. Башня Давида насчитывает более 2500 лет. Три года она была закрыта, проходила реконструкция. И вот теперь музей вновь доступен для публики. «Цитадель сама по себе является местом археологических раскопок, и она действительно служит своеобразной капсулой времени, в которой содержится история всего Иерусалима», – рассказала куратор музея «Башня Давида» Тал Кобо. Обновлена в музее и экспозиция. В «Башне Давида» представлены артефакты крестоносцев и мамлюков, византийских, османских, британских и других правителей Иерусалима. Цитадель возвышается над Старым городом, и светские власти использовали ее для отражения нападений неприятеля. Экспонаты музея рассказывают множество историй, запечатленных на камне, пергаменте, ткани и металле. Они говорят с посетителем на арабском, греческом, иврите, турецком и английском. Капитальный ремонт здания сделал его более доступным, появились новые галереи и учебные помещения. «Мы сделали «Башню Давида» новыми городскими воротами, так что теперь вам не нужно использовать другие маршруты. Вы можете войти в цитадель, насладиться историей и отправиться в старый город прямо отсюда. Мы хотели, чтобы музей стал воротами в Иерусалим», – пояснила директор музея «Башня Давида» Эйлат Либер. Одна из галерей посвящена исламской истории Иерусалима. Ее представляют с помощью древних текстов, высеченных на камне, макетов святых мест и мультимедийной презентации, которую проецируют над головами посетителей. «По сути это проект сохранения минарета. Все, кто работал над этой постройкой в разное время, – часть сложной истории Иерусалима. Здания неизбежно трансформируются, потому что меняются сообщества, которым они принадлежат. И не имеет значения происхождение тех людей, которые внесли свой вклад в историю этого сооружения. Наша общая цель – сохранить этот город, его историю, все материальные и культурные ценности. В этом наш профессиональный долг», – сообщил специалист Управления древностей Израиля Йосси Вакнин.

http://azbyka.ru/news/bashnja-davida-v-i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010