Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА [греч. Γεννδειος Βιβλιοθκη] в Афинах (Греция), одно из крупнейших в мире книжных собраний, посвященных эллинистике; содержит рукописи, редкие издания, архивы, произведения искусства. Располагается у вост. подножия холма Ликавитос в центре города. Основана в 1926 г. Американской школой классических исследований в Афинах. В основу Г. б. легли раритеты и ценные книги, а также уникальная коллекция архивов и рукописей, собранная греч. ученым, дипломатом и библиофилом Я. Геннадиосом (1844-1932) (сыном Г. Геннадиоса (1786-1854), героя революции 1821 в Греции и войны за независимость, основателя Афинского ун-та, Национальной б-ки и др. образовательных и культурных центров совр. Греции). Получив блестящее образование, Я. Геннадиос служил послом Греции в Великобритании. Его коллекция началась с книги, подаренной ему отцом на Рождество 1852 г.; к 1872 г. им было собрано уже ок. 1 тыс. книг. В 1922 г. Я. Геннадиос подарил б-ку, насчитывавшую 26 тыс. томов (в то время самое большое в мире собрание книг о Греции), Американской школе классических исследований с условием, что школа построит в Афинах здание и выделит персонал для буд. б-ки, названной Геннадиевской в честь его отца. На участке, выделенном греч. правительством по соседству с Американской и Британской археологическими школами, в 1923-1926 гг. было построено мраморное здание в стиле неоклассицизма. Церемония открытия б-ки состоялась 23 апр. 1926 г., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. За последующие годы Американская школа добавила к первоначальному собранию ок. 75 тыс. томов. Отвечая интересам основателя, тематика Г. б. охватывает историю и культуру Греции с античности до наших дней. Собрание состоит из книг по истории Греции (античность, визант. период, тур. господство, совр. период), визант. филологии и богословию, греч. лит-ре, изобразительному и прикладному искусству, музыке. Гордостью Г. б. является собрание христ.

http://pravenc.ru/text/162046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЛ [англ. Bell] Гертруда Маргарет Лоудиан (14.07.1868, Вашингтон, графство Дарем, Англия - 11/12.07.1926, Багдад), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог, одна из первооткрывателей раннехрист. архитектуры в М. Азии и Сирии. Б., дочь коммерсанта, обладала большим состоянием и имела широкие дипломатические связи, свободно говорила на мн. европ. и вост. (фарси, тур., араб., диалект друзов) языках. После смерти жениха посвятила жизнь путешествиям и работе в англ. колониях на Ближ. Востоке. В 1905-1914 гг. обследовала визант. и раннеисламские архитектурные памятники Турции, Сирии и Месопотамии (Ирака). Интерес к археологии и архитектуре ранней Церкви на Востоке возник у Б. в ходе путешествий по Сирии и Юж. Турции и укрепился под влиянием работ археолога У. Рамсея и историка искусства Й. Стржиговского . Б. произвела обмеры и фотофиксацию остатков раннехрист. мон-рей и храмов в Сев. Сирии и Киликии, сопоставила собранный материал с памятниками христ. Африки, отметив сходные черты. Открытием в области церковной архитектуры стали работы Б. на памятниках Бинбир-килисе (1905; возобновлены в 1907 совместно с Рамсеем), где серия хорошо сохранившихся объектов раннехрист. церковной архитектуры позволяла наблюдать последовательность ее развития. Итоговая работа «Тысяча и одна церковь» (совместно с Рамсеем), положив начало изучению этих храмов и мон-рей, имеет в наст. время значение первоисточника. В 1909 и 1911 гг. Б., возглавив экспедицию в Месопотамию, собрала и опубликовала детальную информацию о христ. памятниках в бассейне Тур-Абдин. Работы Б., ее дневники и фотографии остаются ценным источником по мн. уничтоженным памятникам церковной архитектуры Ближ. Востока. Во время и после первой мировой войны Б. как сотрудник колониальной администрации совершила путешествие по Юж. Аравии (1914), работала сотрудником Арабского бюро разведки в Каире, участвовала в создании гос-ва Ирак, нац. музея древностей в Багдаде, помогала Л. Вулли при раскопках Ура , ключевого памятника библейской археологии . В ее память была основана Британская археологическая школа в Багдаде (1932). К кон. XX в. Б., первая женщина, получившая высшую награду Оксфордского ун-та в области совр. истории и в одиночку путешествовавшая по Европе, Японии и Ближ. Востоку, стала одной из культовых фигур европ. феминизма.

http://pravenc.ru/text/77908.html

поиск:   разделы   рассылка Вышел в свет весенний номер журнала " Библейская археология " Очередной выпуск журнала " Библейская археология " за март-апрель содержит статьи библеистов и археологов о самых последних исследованиях в области археологии библейских стран, текстологии, истории и богословия Библии, сообщается в анонсе Общества библейской археологии. Для христиан приближается время особого ежегодного воспоминания Крестного подвига Спасителя и празднования Пасхи. В этой связи новый номер альманаха открывается статьей известного британского библеиста Л. Хуртадо " Ставрограмма: ранние изображения распятого Иисуса " . До последнего времени считалось, что изображений казни Господа христиане не делали вплоть до начала IV в. В своей статье ученый анализирует некоторые символические монограммы и изображения в двух христианских письмах II или начала III в. на греческом языке, которые можно идентифицировать как первые известные нам зашифрованные образы Распятия. Христианская Пасха по своим истокам была праздником освобождения евреев из египетского рабства и завоевания Земли Обетованной. Однако в XIII-XII вв. до Р. Х. Иерусалим и другие города-государства Ханаана находились в политической зависимости от власти фараона. " Египетскому периоду " в истории Палестины посвящена статья П. ван дер Вэна, где приводятся сведения об археологических находках, подтверждающих египетское преобладание в регионе. Вместе с тем, в статье отмечается отсутствие власти египтян в Палестине во времена царей Саула и Давида, что, видимо, стало залогом роста могущества последних. В третьей большой статье номера под названием " Где находился Содом? " археолог С. Коллинз, вопреки распространенной среди многих ученых локализации Содома на южной окраине Мертвого моря, приводит доказательства расположения этого города на северо-востоке водоема. Именно на это могут указывать раскопки последних 8 лет в местечке Таль эль-Хаммам, находящемося в южной части Иорданской долины, в 14 км от устья реки при впадении ее в Мертвое море. Примечательно, что как раз эта местность описана в библейском тексте (Быт 14:1-3, 14:8-10, 34:3), что может служить в пользу точности географии в сказаниях Книги Бытия. В разделе " С библейской точки зрения " Б. Уизерингтон, продолжая тему статьи Л. Хуртадо, рассматривает три изображения распятия, датируемых I в. по Р.Х., которые могли быть как пародиями на христианские верования, так и магическими амулетами. В эссе Р. Миллера рассказывается об условиях жизни евреев в Палестине в догосударственный период. По материалам:  Седмица.ру Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_99816.html

На волне " панвавилонизма " были организованы немецкие археологические экспедиции на Ближний Восток, из которых наиболее важна экспедиция Кольдевея, раскапывавшая древний Вавилон, и экспедиция В. Андрэ, раскапывавшая древний Ашшур. Большое значение имела американская экспедиция Пеннсильванского университета, проводившая в 1898 году раскопки в Ниппуре, и нашедшая архив торгового дома Мурашу (464-405 гг. до Р.Х.), члены которого носили иудейские имена. Начиная с 1868 года, работы, имевшие огромное значение, проводил французский исследователь Ш. Клермон-Ганно, который, помимо идентификации ряда библейских и более поздних объектов, сделал важнейшие открытия в области палестинской эпиграфики. В Заиорданье археологические разведки проводили: в 1845г. Георг Август Валлин, в 1862г.  В.Г. Пальгрэв, в 1872г.  Вильфред Скевен Блент. Особый импульс исследованиям древней Финикии и Сирии придала сделанная в 1886 году находка в Эль-Амарне (Египет) дипломатического архива фараонов Аменхотепа III и Аменхотепа IV. Заметными научно - организационными вехами стали созданные в 1865 году Британский фонд исследования Палестины, в 1870 году - Американское общество исследования Палестины, в 1877 - Германское Палестинское общество, в 1882 - Российское Императорское Православное Палестинское общество, в 1890 - Иерусалимская практическая школа для изучения Библии, созданная доминиканским орденом, в 1900 году - Американский институт для изучения Востока и исследования Палестины и в 1902 году - такой же немецкий институт. Собственно с этого времени действительно начинается развитие библейской археологии как науки. Развитие зарубежной библейской археологии в XX веке. До начала Первой Мировой войны проходили работы следующих экспедиций: английской экспедиции Д. Макензи в Вефсамисе (1911-1912); американской экспедиции Дж. А. Рейзнера и К.С. Фигнер в Самарии (1908); немецкой экспедиции Г. Шумахера и К. Ватцингера в Мегиддо (1903-1905); австрийской экспедиции Э. Зеллина в Таанахе (1902-1904) и австро-германской Э.

http://bogoslov.ru/article/293744

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Британская школа археологии в Ираке (The British School of Archeology in Iraq), созданная в 1932 г., поддерживает все раскопки англичан, проводимые восточнее Евфрата в Сирии и Ираке. Директора М. Э. Маллоуэн и Дж. Оутс возглавляли раскопки памятников в Арпачии, Талль-Бираке (Телль-Браке), Талль-Римахе, Джемдет-Насре и Нимруде; среди находок - стела Ашшурнасирпала II и коллекции изделий из слоновой кости. В 1970-1980 гг. эта орг-ция проводит охранные работы в Ираке; особое внимание уделяется развитию ассириологии и пропаганде месопотамской археологии в Британии; издаются специальный ж. «Iraq», серии отчетов и монографий. В Турции, Иордании и Иране Б. ш. а. носят названия институтов. Британский ин-т археологии и истории в Аммане (The British Institute in Amman for Archeology and History) был создан в 1978 г. как филиал Британской школы археологии в Иерусалиме и проводил работы на территории Иордании, Сирии, Ливана и Саудовской Аравии, исследуя памятники самого широкого временного диапазона - от первобытности до исламского периода. Особый интерес представляют археологические исследования в долине р. Иордан, в районе Керака и Едома . Британский ин-т археологии в Анкаре (The British Institute of Archeology at Ankara) был основан в 1948 г. по инициативе Гарстанга. Эта организация проводит исследования регионов юго-вост. побережья Турции, раскопки памятников (особенно эллинистического, рим. и визант. периодов и эпохи хеттов), охранные работы (сводка рим. дорог и мильных столбов), раскопки городов в Писидии, Ликии, Понте и Фригии. Ежегодник ин-та (Anatolian Studies. L., 1952-.) содержит материалы, важные для раннехрист. и визант. археологии. Британский ин-т персидских исследований (The British Institute of Persian Studies) был основан в 1961 г. как академический центр по руководству полевыми работами в Ираке и вел активные раскопки до кон. 70-х гг. ХХ в. на ключевых для ближневост. археологии объектах (Ярым-Тепе; Пасаргады - столица Кира Великого; Сираф - порт в Персидском зал.; парфянские города и крепости и др.). Его ж. «Iraq» (изд. с 1963) продолжает выходить, хотя полевая деятельность прекращена.

http://pravenc.ru/text/153449.html

Руины приората на полуострове Уитхорн      Некоторые исследователи утверждают, что незадолго до своего перехода в вечность святитель Ниниан переехал из Шотландии в Ирландию , где и преставился, хотя нет достаточных оснований для обоснования этого факта. По преданию, в момент преставления праведника сам по себе стал звонить колокол, возвещая всем о кончине святого и созывая братию к смертному одру. Святой угодник был захоронен в каменном гробу рядом с престолом замечательной церкви, построенной им на Уитхорне. Паломники непрерывным потоком стекались к мощам святителя до самой Реформации XVI века, получая исцеление и утешение в этом святом месте. Таким образом, литургическое почитание святого Ниниана продолжалось более тысячи лет, а в XX веке этого дивного угодника стали особенно почитать православные христиане и католики. Полуостров Уитхорн с древнейших времен имел тесные отношения со странами Средиземноморья. Его насельники славились своей ученостью и строгостью жизни по образцу, перенятому главным образом с христианского Востока. На Уитхорне, получившем славу миссионерского центра, обучались многочисленные проповедники слова Божиего, ныне почитаемые в различных частях Шотландии. Сегодня православные и паломники различных христианских деноминаций регулярно посещают Уитхорн, как и многие другие значимые ранние святыни на севере Британии. Пещера, в которой любил молиться святой Ниниан, а также (предположительно) его личный колокол сохранились до наших дней. Пещера расположена на восточной стороне полуострова. Это необычайно тихое, спокойное живописное местечко, и все христиане, посещающие его, чувствуют особое духовное присутствие святого Ниниана здесь по сей день. Очень древнее поселение, ныне являющееся районом города Стерлинг в центральной Шотландии, носит название Сент-Нинианс в честь святителя. Остров святого Ниниана. Шотландия.      Археологические раскопки, проведенные в недавнее время на полуострове Уитхорн, подтвердили подлинность древних преданий, связанных со святым Нинианом (то же самое можно сказать и о многих других древних христианских местах на всех Британских островах). В частности, были обнаружены остатки очень древней церкви круглой формы, чьи стены, действительно, были побеленными! Совсем рядом с церковью найдены древние христианские надгробные камни с надписями и остатки маленьких домиков, что явно говорит о существовании на этом месте монашеской общины в кельтский период. Предположительно, монастырь имел более одной церкви, а при монастыре действовала школа. Сегодня невозможно точно установить, была ли обитель посвящена святому Мартину Турскому или нет, но святой Ниниан вполне мог приобрести для своей обители часть святых мощей Мартина, которые могли покоиться в отдельной часовне. В обители, по свидетельству Беды, покоились мощи и других святых.

http://pravoslavie.ru/81935.html

Ежегодник Rivista di Archeologia Cristiana начал выходить в 1923 г., сначала он издавался Папской Комиссией по священной археологии, с 1927 г. – совместно с Институтом христианской археологии. В архиве Института хранится большое количество изобразительных материалов – рисунки и фотографии, в том числе ценная коллекция акварелей, собранных Вильпертом. Византийские исследования в Риме были скорее исключением, чем правилом. Таким редким специалистом был о. Антонио Муньос (1884–1960), который поддерживал тесные связи с Кондаковым и другими русскими учеными и выучил русский язык, чтобы читать их работы. Муньос занимался изучением письменных источников по истории византийского искусства 1913 . Он организовал первую большую выставку византийского искусства в Гроттаферрате, которая вызвала интерес византинистов всей Европы. Ее каталогу Муньос предпослал обстоятельный очерк 1914 . Историей и археологией Рима и Италии занимаются и другие итальянские научные учреждения: Римское общество истории Родины (Società Romana di Storia Patria, c 1876 г.), Итальянский институт нумизматики (Istituto Italiana di Numismatica, c 1911 г.), Национальный институт археологии и истории искусства (Istituto Nazionale d " Archeologia е di Storia dell’Arte, c 1918 г.). По примеру старых археологических учреждений, в Риме постепенно появилось до двух десятков иностранных институтов: Австрийский исторический институт (Österreichische historische Institut, в 1880 г.), Немецкий исторический институт (Deutsche historische Institut, в 1888 г.), Британская школа археологии и искусства (British School of Archaeology and Art, в 1899 г.), Голландский институт (Istituto Olandese, в 1904 г.), Испанская школа истории и археологии (Escuela Española de Historia y Archeologia, в 1910 г.), Американская школа классических исследований (American School of Classical Studies, в 1913 г.), Библиотека Герциана (Bibliotheca Hertziana, в 1913 г.), Шведский институт классических исследований (Istituto Svedese di Studi Classici, в 1925 г.), Финляндский римский институт (Institutum Romanum Finlandiae, в 1938 г.), Бельгийская академия (Académie belge, в 1939 г.), Швейцарский институт (Institut Suisse, в 1954 г.), Датская академия (Accademia di Danimarca, в 1955 г.), Норвежский институт истории искусства и классической археологии (Istituto Norvegese per la Storia dell ’Arte et l’Archeologia Classica, B 1958 г.), Канадский академический центр в Италии (Centre Académique Canadien en Italie, в 1978 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Иерусалимская практическая школа для изучения Библии, созданная доминиканским орденом, в 1900 г. – Американский институт для изучения Востока и исследования Палестины и в 1902 г. – такой же немецкий институт. Собственно, с этого времени действительно начинается развитие библейской археологии как науки. Одним из первых кабинетных библейских археологов, в современном понимании этого слова, был аббат Ф. Вигуру, занимавшийся систематизацией и апологетическим сравнением с Библией различных археологических находок (см.: Vigouroux F. La Bible et les decouvertes modernes en Palestine, en Egypte et en Assyrië En 41. 3-e ed. P., 1881–1882). Его опыты археологического подтверждения и объяснения событий Нового Завета были переведены проф. А. Лопухиным и изданы им – вначале в журнале «Странник» за 1891 г., а впоследствии в качестве дополнения к «Священной истории Нового Завета». Кроме того, аббат Вигуру был одним из инициаторов издания с 1897 г. «Revue Biblique», и поныне публикующего работы по библейской археологии. Развитие зарубежной библейской археологии в XX веке До начала Первой мировой войны проходили работы следующих экспедиций: английской экспедиции Д. Мэкензи в Вефсамисе (Бет-Шемеше) (1911–1912); американской экспедиции Г. Райзнера и К. Фишера в Самарии (1908); немецкой экспедиции Г. Шумахера и К. Ватцингера в Мегиддо (1903–1905); австрийской экспедиции Э. Зеллина в Фаанахе (1902–1904) (см.: SellinE. TellTa’an-nek. Wien, 1904) и австро-немецкой – Э. Зеллина и К. Ват-цингера в Иерихоне (1907–1908). Две экспедиции работали в Иерусалиме, в городе Давида: одну возглавлял Р. Вилл, вторую, с помощью одного из основателей систематических исследований Палестины, Л.-Х. Винсента, – М. Паркер. Продолжались также общие исследования библейских земель, проводившиеся в основном британскими и французскими энтузиастами (см.: Vincent L.-H. Canaan, d’apres l’exploration recente. P., 1907; Vincent L.-H. Underground Jerusalem. Discoveries on the Hill of Ophel (1909–1911). L., 1911). К этому времени относится составление первых библейских справочников, привлекавших, в числе прочего, результаты археологических работ в библейских странах (см.: A Dictionary of the Bible.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002