Осколки Если Адам - " осколок " , то что же мы, все остальные? " Осколки " ! Все люди, когда-либо жившие на земле, находящиеся на ней теперь и будущие, - " Адамовы осколки " . Есть в Предании изображающий грехопадение образ, приписываемый свт. Василию Великому. Специалисты утверждают, что в дошедших до нас сочинениях свт. Василия такого текста нет; однако другой его подлинный текст, выражающий такую же мысль, косвенно указывает на возможное первоавторство. Образ следующий: " Представьте себе драгоценный сосуд, падающий и разлетающийся на мелкие куски. Осколки падают одни ближе, другие дальше и, соответственно, быстрее и дольше, в зависимости от расстояния. Сосуд - Адам " . Адам, как мы уже знаем, " земнородный " , от слова адама - " земля " , - именование как первого человека, так и всей совокупности человечества - все-Адам (с приставкой " кол " древних еврейских толкований). Апостол Павел применил это имя ко Христу - " Новый Адам " . Митрополит Антоний (Храповицкий) пишет в своем сочинении " Нравственная идея догмата Церкви " , ссылаясь на ап. Павла, свт. Григория Богослова и Исаака Сирина: " В Св. Писании и Предании новым Адамом или новым человеком называется и Сам Христос и Церковь, возглавляемая Христом " . Трудно себе представить, чтобы ап. Павел, хорошо знавший св. Писание и св. Предание древних евреев, употребил эту аналогию без мысли об Адаме как о " Все-Человеке " , поскольку именно в том ее суть. Таким образом, предание о все-человечности Адама, то есть о том, что во Адаме было сотворено все человечество, следует полагать восходящим к ап. Павлу и от него дошедшим к свт. Василию. Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: " Благословен Бог и Отец Господа Нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви " (Еф.1:3-4). Бельгийское издание Нового Завета на русском языке 1985 г. снабжает приведенный отрывок подзаголовком " Происхождение Церкви " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Псалмопевец говорит о человеке и о его творении вообще, а в Послании к Евреям апостол, переходя от общего утверждения в повторении слов псалма к частному, касающемуся Христа, указывает на прообраз Христа и на Его превосходство над Ангелами: «некто негде засвидетельствовал, говоря: „что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, всё покорил под ноги его. Когда же покорил Ему всё, то не оставил ничего непокорённым Ему“. Ныне же еще не видим, чтобы всё было Ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Ко-торый не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» ( Евр. 2:6–9 ). Основная черта этого типологического отношения, которое устанавливает новозаветный автор, заключается в том, что слава человека в его первозданном состоянии соответствовала высочайшему состоянию его прообраза – Христа 298 . Свт.  Иоанн Златоуст так толковал этот отрывок: Это, хотя сказано о человечестве вообще, но главнее может относиться к Христу по плоти; именно слова: «всё покорил под ноги его» относятся более к Нему, нежели к нам. Сын Божий посетил нас, существ ничтожных, и, приняв наше [естество] и соединив с Собою, соделался превыше всех (Толкование на Послание к Ebpeям. IV. 2 ) 299 . Пророк Илия .  В качестве примера лиц-прообразов может служить пророк Илия. Образ пророка широко использовал в своих «Огласительных поучениях» свт.  Кирилл Иерусалимский . Святитель усматривал в переходе пророка Илии через расступившийся Иордан прообраз Крещения, открывающего человеку новую жизнь: Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан… Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сначала проходит через Иордан, потом восхищается на небо (Огласительное поучение III. 2) 300 . О том же говорил в своей проповеди свт.  Григорий Нисский 301 . Вознесение пророка на небо в колеснице свт. Кирилл считает прообразом Вознесения Христова: Илия подъят был на колеснице огненной; Христова же колесница есть тмами тем, тысяща гобзующих ( Пс. 67:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

" Се Агнец Божий " . Покровец. Кон. XVII в. (ГРМ) «...Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех...» (Рим 8. 3). Кеносис, по выражению В. Н. Лосского, «есть модус бытия посланного в мир Лица Святой Троицы, Лица, в Котором осуществляется общая Ее воля, Источник которой есть Отец» ( Лосский В. Мистическое богословие. С. 110). Иисус Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 6-8). Единородный никогда не мог быть вынуждаем к тому, что против Его воли, утверждал свт. Кирилл Александрийский, «ведь Он унизил Себя Сам (Флп 2. 7), то есть добровольно и без всякого принуждения. ...Он уничижил Себя Сам добровольно ради нас... Итак, поскольку речь идет о подлинном и действительном рождении Его от Бога Отца, человеческое не есть собственность Сына. Но, с другой стороны, оно и собственность Его, поскольку Он явился человеком, оставаясь всегда, чем был и есть и будет непрестанно, низведши Себя, ради нас, в то, чем не был» ( Суг. Alex. In Ioan. XI 9). Свт. Григорий Богослов т. о. объяснял слова ап. Павла «страданиями навык послушанию», относящиеся к крестному подвигу И. Х.: «Как образ раба, снисходит Он к сорабам и рабам, принимает на Себя чуждый облик, всего меня в Себе нося со всем моим (λον ν αυτ μ φρων μετ τν μν), чтобы в Себе истребить мое худшее (να ν αυτ δαπανσ το χερον), как огонь истребляет воск, а солнце - пар земли, и чтобы я, благодаря смешению (σγκρασιν) с Ним, приобщился к тому, что свойственно Ему» ( Greg. Nazianz. Or. 30. 6). Для свт. Григория возрождение падшего человека в таинстве Боговоплощения - неизмеримо большее проявление Божественной любви, чем появление человека в творческом акте: «Я получил образ [Божий] и не сохранил его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо более чудно, чем первое, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь воспринимает худшее, но сие боголепнее первого, сие выше для имеющих ум!» ( Idem. Or. 38. 13). По выражению свт. Григория Нисского, чтобы достичь цели спасения человека, «чистый и всецелый принимает на Себя скверну естества человеческого и, понесши на Себе всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты?» ( Greg. Nyss. De beat. 1).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа – это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется Таинством. Причастив Апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство, Он сказал: « Сие творите в Мое воспоминание » (Лк.22:19). Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой, и будет совершаться до скончания века. К Таинству св. Причащения христиане готовятся говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью , т. е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния. В дни говения верующие обычно прочитывают каноны ко Господу, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, а также Правило ко Святому Причащению. Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии Божественная Литургияэто служба, во время которой совершается Таинство Евхаристии, установленное Господом нашим Иисусом Христом. На Литургии хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются (пресуществляются), в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Слово «литургия» греческое, оно означает «общее дело». На Литургии христиане все вместе (соборно) возносят молитвы Богу друг за друга и за весь мир. На этой службе приносится бескровная Жертва за спасение всех людей. На Литургии, причащаясь от одного Хлеба и из общей Чаши в единении духа, все верующие соединяются в единое тело с Единым Главой – Иисусом Христом; таким образом, Божественная Литургия есть осуществление молитвы Спасителя к Отцу после Тайной Вечери: « Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино » (Ин.17:21). Литургию иногда называют «обедней», потому что ее положено совершать в полуденное (обеденное) время. В настоящее время в Православной Церкви большую часть года совершается Литургия по чину свт. Иоанна Златоуста . Литургия по чину свт. Василия Великого совершается всего 10 раз в год. Литургия свт. Иоанна Златоуста отличается от Литургии свт. Василия Великого более краткими молитвами священника во время преложения Святых Даров, а также иным текстом некоторых других тайных (негромко произносимых в алтаре) молитв священника.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«…Христианское дело всегда конкретно, оно делается здесь и сейчас, между нами, Господом Богом и нашими ближними». – иеромонах Серафим (Роуз) . Письма. «Авва Павел и Тимофей, брат его, жили в Скиту. Часто бывали между ними распри. Авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» Авва Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая таким образом, они жили мирно в остальные дни свои». – Древний Патерик «Замечания делай, не давая пищи своему самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что ждешь от другого». – Свт. Феофан Затворник «…Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его… О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». – Лк. 15:11-32 «…Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?» – Свт. Филарет Московский «У меня Бог в душе» – популярная выдумка. «Кто с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния,.. того дьявол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя». – прп. Григорий Синаит «Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости». – свт. Игнатий (Брянчанинов) «Когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность: начать молиться мечте». — свт. Феофан Затворник «Неправильно поставленная молитва усиливает внутренний хаос, особенно у нервно неустойчивых людей». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Тебе рече сердце мое: ‘Господа взыщу’, взыска Тебе лице мое, Лица Твоего, Господи, взыщу». – Пс. 26:8

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Части Скинии Во дворе Скинии только одна сторона его была занята священными предметами, а другие три стороны были пустыми, что было прообразом того, что в будущем в Церковь войдут другие народы и эти пустые стороны будут ими заняты 28 . Так это объясняет свт. Кирилл Александрийский : «Не это ли есть древле ясно обетованное устами Исайи, явившейся в последние времена церкви: распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длинные верви твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города ( Ис.54: 23 ): ибо стесняемая в начале церковь Христа, затем уже расширяется к востоку и западу, северу и югу и доходит до всякого места» 29 . Принадлежности Скинии По мнению свт. Григория Двоеслова Ковчег Завета был прообразом Церкви: «Что означает ковчег, как не Святую Церковь ? К нему велено присоединить с четырех углов четыре золотых кольца, потому что Церковь распространяется на четыре стороны света, а также, без сомнения, прообразуется, что она будет окружена четырьмя книгами святого Евангелия» 30 . Устройство стола для хлебов предложений (ц-слав. трапезы) , обшитого золотом, с золотыми кольцами для переноски, а также изготовление различных сосудов для трапезы стало прообразом престолов храмов и Таинства Евхаристии 31 . Свт. Кирилл Александрийский об этом говорит так: «Сеннописует Он нам таинство Христа, говоря: и сотвориши трапезу из чистого золота ( Исх.25:23 )… и способы устройства ее, с помощью которых она могла бы получить в высшей степени отличный вид, Он говорит: и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно ( Исх.25:30 ). Повелел также, чтобы золотыми были и сосуды ее: блюда и кадильницы, кружки и чаши ( Исх.25:29 ). Не очевидно ли указываем здесь был нам хлеб с небесе, имевший быть предложенным по времени на святых трапезах церквей и дает жизнь миру? ( Ин.6:33 )» 32 . Золотой светильник и все его устройство прообразует собой Христа и Церковь 33 . Центральная ветвь светильника указывает на Христа, говорившего: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Три ветви по одну сторону указывают на еврейский народ, к которому пришел Христос, а три ветви с другой стороны прообразуют народы языческие, которые вошли в Церковь в Новом Завете. Миндальные цветки и яблоки указывают на дары Святого Духа в Церкви, семь лампад на полноту совершенства 34 . По мнению свт. Григория Двоеслова центральный ствол светильника означает Церковь , а боковые ветви Церковных проповедников: «Но под стеблем того же самого светильника должно разуметь самую Церковь , которая есть тело Его, потому что среди всех превратностей свободна. Ветви же, исходящие от стебля, суть проповедники, которые произвели в мире приятный звук, т.е. пропели песнь новую» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Что характерно, в другом месте своей работе Мецгер приводит толкование свт. Андреем Кесарийским проклятия в конце книги Откровения (“И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, что написано в книге сей”). Свт. Андрей говорит так: “Страшное проклятие на извратителей Божественного Писания; дерзкое безрассудство их, злонравие и самолюбие лишат их благ будущего века. И он предостерегает нас, чтобы мы не претерпели того же и для этого не прибавляли и не убавляли, но слова Писания почитали достовернейшими и славнейшими аттических сочинений и диалектических силлогизмов”. Приводит Мецгер и историю из жития свт. Спиридона Тримифунтского, который в ответ на изменение одного слова Писания в устах своего ученика свт. Трифиллия прервал его и сказал перед собором: “Уж не лучше ли ты Того (Иисуса), Кто произнес слово κρββατος, раз стесняешься сказать его?”. Конечно, после этого у непредвзятого человека не должен был бы стоять вопрос о степени и гарантиях достоверности и сохранности новозаветного текста. Но не таковы современные библеисты. Поэтому, когда говорят, что православная библеистика застряла в XIX веке, это лишь означает, что она является конфессиональной вспомогательной историко-филологической наукой, опирающейся на Предание и веру Церкви. А современная библеистика принципиально отвергает то и другое. Поскольку же библеистика является одним из фундаментов для богословия, то параллельно на западе идет процесс формирования и внеконфессионального богословия. С чем же связаны эти процессы отрыва библеистики и богословия от Предания и традиций? С тем, что родоначальники школы отрицательной критики не имели ни благоговения, ни веры в Промысл Божий, ни живого ощущения благодати, ни реального причастия Христу Спасителю. Зато им удалось построить увлекательные и яркие новые библейские и текстологические концепции. В условиях все большего обмирщения западного христианства и глубокой рационализации веры и богословия многим действительно казалось, что христианство — не более чем интеллектуальные упражнения, некая игра ума. Конечно, отрицательная критика выглядела в этих условиях очень выигрышно. Несмотря на то, что основные ее постулаты впоследствии были отвергнуты наукой, главный свой яд она оставила: сделала общепринятым представление, что библеистика должна быть выше, чем вера.

http://azbyka.ru/bibleistika

10. Свт. Игнатий Богоносец : Если я и стал сильным по Богу, то мне более подобает бояться и быть осторожным с теми, кто необдуманно меня надмевают: ибо хваля меня, меня же бичуют. 11. Климент Александрийский : Охотники охотятся на зайцев с помощью собак, а многие на неразумных – с помощью похвал. 12. Воскурение ладана – богам, похвалу – благим воздавать следует. 13. Исократ: Верными считай не тех, кто хвалит всё, что ты сделаешь или скажешь, но тех, кто порицает прегрешения. 14. Мосхион: Если желаешь научиться хорошо слушать, учись хорошо говорить. Старайся поступать прекрасно, и тем самым принесешь плод прекрасного слушанья. 15. Полиэн: Присутствующего не порицай и не хвали, ибо одно принесет вражду, другое же – лесть. 16. Кипселл: Живых – хвали, умерших – ублажай. 17. Антаген: Этот сказал: «Когда меня хвалят многие, тогда считаю, что я ни в чем не являюсь достойным, когда же немногие, тогда считаю себя дельным человеком». Слово 44-е. О красоте 1. Мф. 6, 28 : Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 2. 1Тим. 2, 9 : Желаю, чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою. 3. Притч. 6, 25 : Да не победит тебя добро ты 27 похоть, ниже уловлен буди твоима очима. 4. Сир. 11, 2 : Не хвали человека за красоту его. 5. Сир. 26, 22 : Красота лица… в зрелом возрасте. 6. Свт. Василий Великий : Сегодня цветет телесно, утучнен от наслаждений, сообразно с цветущим возрастом имеет свежую доброцветность, бодр, развязен, неудержим в стремлении; а завтра он же самый жалок, или увянув от времени, или ослабев от болезни. 7. Свт. Григорий Богослов : Золото и драгоценные камни, прекрасные произведения искусств и рукоделия некрасивую [женщину] изобличают своим соседством, а красивой ничего не прибавляют, уступая красоте. 8. Красотой считай благоустроение души. 9. Как пламень по истреблении им вещества не сохраняется, но угасает вместе с тем, что горело, так и страсть сия не продолжается после того, как увянет воспламенившее ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

11. Свт. Григорий Богослов : Нужно быть легким на подъем к лучшему от худшего, а неподвижным – к худшему от лучшего. 12. Не изменение в дурном [человеке] позорно, но его сохранение для погибели. 13. Не согрешать бесчувственно, но замечать и сознавать прегрешения уже немало, [это] есть начало пути, ведущего к исправлению и к перемене на лучшее. 14. Ибо, как вижу, легкомысленными и неразумными почитают не тех, которые преданы какому-либо пороку, но тех, которые, подобно переменчивым ветрам, или водоворотам и меняющимся течениям в Эврипе 20 , или непостоянным волнам моря, легко увлекаются и переходят то на ту, то на другую сторону. 15. Свт. Иоанн Златоуст : Кающийся в том, что сделал ужасного, хотя и не сумевший показать достойное своих грехов покаяние, уже за одно то получит награду. 16. Евагрий : Постоянно пересаживающий растение плода не имеет. 17. Сократ : Статуя – на основании, усердный муж – на добром произволении утвержден, и в этом должен быть неподвижным. 18. Эпихарм: Мудрому мужу подобает не раскаиваться, но предвидеть. Слово 26-е. О грехе и его исповедании 1. Ин. 8, 34 : Всякий, делающий грех , есть раб греха. 2. Сир. 21, 2 : Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его – зубы львиные, которые умерщвляют души людей. 3. Рим. 6, 12–13 : Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды. 4. Сир. 27, 10 : Как лев подстерегает добычу, так и грехи – делающих неправду. 5. Сир. 39, 31 : От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое. 6. Свт. Василий Великий : Подобно тому как причина разреза или прижигания – не врач, но болезнь, так и истребления городов, имея первопричиной безмерность прегрешений, от всякого укора освобождают Бога. 7. Грех, когда зарождается, имеет какой-никакой стыд; но когда совершен, делает творящих его более бесстыдными. 8. Подобно тому как дым отгоняет пчел, а голубей – зловоние, так и Ангела-хранителя нашей жизни отгоняет достойный многих слез зловонный грех.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

11. Свт. Иоанн Златоуст : Ибо, как раб, – говорится, – постоянно подвергающийся наказанию, не избавляется от ран, так и клянущийся непрестанно именем Божиим не очистится от греха ( Сир. 23, 10 ). 12. Сократ: Благим мужам подобает являть образ жизни, которую они ведут, более верным, чем клятва. 13. Добровольно клянись в двух случаях: или при угрозе собственной гибели, или желая избавить друзей от опасности. 14. Никогда не клянись Богом ради денег, даже если собираешься держать слово: ведь одни сочтут тебя поклявшимся ложно, а другие – честным из сребролюбия. 15. Амфид: Кто не верит ни в чем клянущемуся, Сам умеет легко переступать клятву. 16. Евсевий: Многие убеждают людей быть верными клятве. Я же заявляю, что с самого начала охотно клясться неблагочестиво. 17. Солон: Прекрасный и благой образ жизни нужно считать надежнее клятвы. Слово 34-е. О тщеславии 1. Ин. 5, 44 : Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 2. Гал. 5, 26 : Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. 3. Притч. 12, 9 : Лучше муж в безчестии работаяй себе, нежели честь себе обложив и лишаяйся хлеба. 4. Сир. 1, 30 : Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою. 5. Сир. 10, 7 : Возненавидена пред Богом и человеки гордыня. 6. Притч. 13, 7 : Суть богатяще себе, ничесоже имуще. 7. Свт. Василий Великий : Тщеславный – тот, кто в мире сем что-либо делает или говорит ради только одной славы. 8. Ибо действительно люди надменного нрава, когда им угождают, начинают еще большие презирать [других]. 9. Ибо одинаково трудно – сохранить душу не униженною в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. 10. Свт. Григорий Богослов : Тщеславие для людей – величайшее препятствие [на пути] к добродетели. 11. Всего легче, обманывая самого себя, надмеваться пустой славой и почитать себя чем-то, будучи ничем. 12. Чем больше мнишь о себе, тем больше на деле отнимается. 13. Позорно, малым обладая, мнить о себе высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010