12 февраля. В почте письмо из станицы Динская Краснодарского края от Валентины Николаевны Прокоповой. Рассказывает о своей судьбе, которая связана и с тверской землей: «Наша семья в июле 1941 года была эвакуирована из города Ленинг рада в Калининскую область, Кесовогорский район, деревня Петровка. Люди добрые, как могли нам помогали. Мне дали шубку, валенки. Иногда давали молочка. Директор школы отдавала нам вкусную сыворотку, в которой плавали кусочки творога… Поддерживало мясо овец. Женщины из Ленинграда собирали дохлых овец, когда их гнали от фашистов через деревни. Все работали в колхозе. Даже семилетние дети участвовали в уборке льна, картофеля. Колхоз выдавал овес, картошку. Булка хлеба на неделю. Мне все время хотелось поесть, мечтала досыта поесть хлеб. Сейчас рядом с нами школа. Дети идут, бросают кусочки хлеба, пирожки. Я тихонько палочкой убираю в кустики, чтобы не топтали ногами…» Валентина Николаевна сообщает, что ее отец погиб в марте 1943 года, похоронен в братской могиле под Ленинградом. Повествует, как осваивала целину в Казахстане, откуда «привезла» на Кубань мужа, уроженца Смоленской области. Оба стали почетными гражданами Динского района. Поучительное для молодежи письмо. 15 февраля. Не стало Бориса Лапченко, поэта, писателя, публициста. 23 года он работал собкором «Калининской правды». Член Союза писателей СССР .  Остро чувствуя нерв жизни, прекрасно владея словом, печатался в газетах и литературных журналах «Наш современник», «Волга». Вышли отдельными книгами повесть «Асановский поворот», очерки «На дорогах Валдая», «Сложение сил», «Дорога на Катин мох», сборники стихов «Возвращение к себе», «Обретение» и др. «Не признаю поэзии вычурной, игры слов ради игры словами. Истинная поэзия чиста и прозрачна, как родниковая вода. А ее образы точны и зримы, как математические символы. И главное - поэт, писатель должен обращаться к душе, к чувствам человека, побуждать его становиться чище, человечнее. Иначе, зачем браться за перо!», - так обозначит он свое понимание литературного творчества. Вот строки из его стихотворения «Солдаты Родины»

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/18/...

В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком Источник Речь, произнесенная в торжественном собрании Общества религиозно-нравственного просвещения в духе церкви православной на Стремянной улице 12 декабря 1912 г. Правдиво искренне и глубоко прочувствованное слово о почившем в Бозе первоиерархе русской церкви Высокопреосвященном Митрополите Антонии, как человеке в высокой степени гуманного благородного сердца и как талантливом, любимом сослуживцами и студентами, профессоре мы выслушали сейчас с живым интересом из уст близко к нему стоявшего со студенческой скамьи до самой кончины и искренно ему преданного ученика и сослуживца – Высокопреосвященнейшего экзарха Грузии Архиепископа Иннокентия, а посему на себя мы берем смелость в настоящем высокочтимом собрании коснуться лишь той стороны его деятельности, которая сравнительно мало известна широкой публике, но которая ярко рисует пред нами личность почившего иерарха, как просвещенного, весьма вдумчивого и крайне осторожного первенствующего члена Святейшего Синода – об отношении его к церквам православного Востока. Почивший Митрополит Антоний призван был на митрополичью кафедру столицы и потом сделан первенствующим членом Святейшего Синода в порядке необычном, каким достигали этого высокого иерархического положения в нашей русской церкви немногие из его приснопамятных предшественников. Почти 13 лет (с 1870–1883 г.) учено-кабинетной профессорской жизни в качестве мирянина и счастливого семьянина, девять лет (с 4 марта 1883 года по 1892 г), в сане иеромонаха, архимандрита и епископа Выборгского, викария Петербургской епархии, службы учено-педагогической в качестве инспектора и ректора высшей богословской школы, шесть лет (1892–1898) в качестве архиепископа новой небольшой, но весьма своеобразной по своему строю церковно-общественной жизни Финляндской епархии, с правом постоянно проживать в Петербурге и принимать самое деятельное участие в делах высшего церковного управления по обязанности члена Святейшего Синода – и, наконец, 14 лет (с 1898–1912 г.) в качестве митрополита царствующего града, а с 1900 г., т. е. последние 12 лет и первенствующего члена Святейшего Синода – вот тот путь, по которому прошло служение его св. православной церкви и богословской науке. Вполне естественно поэтому, что в его лице выработался иерарх с ясным пониманием насущных нужд и запросов нашей русской церкви в связи ее с положением в среде других автокефальных церквей православного Востока в частности и значения православия в судьбе Христовой Церкви на земле вообще. Отсюда его настойчивое стремление установить самую живую и непрестанную связь и братское единение в союзе мира и любви между русской церковью и церквами православного современного Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Во-первых, молодой священник попадает в мир, который требует от него постоянных усилий. Он начинает заботиться о своей семье, о своем приходе, о тех вопросах, которые ему поручает Священноначалие, и подчас окружен совсем не братской атмосферой. Серьезная проблема нашего священства заключается в том, что священники достаточно часто не дружат между собой, не общаются и не поддерживают друг друга. Каждый замыкается в интересах своего прихода и выживает как может, пытаясь решить исключительно свои проблемы. Насколько мне известно, раньше такого не было. Священники друг к другу ездили не просто на престольные праздники — они семьями ходили в гости, поддерживали друг друга, давали советы. Сегодня, в век очень динамичного развития общества и достаточно агрессивной среды, к сожалению, эта теплота отношений к своему собрату если не совсем уничтожается, то уходит на задний план. И этот молодой священник нередко оказывается совершенно одиноким перед задачами, которые ему ставят приход, настоятель, архиерей. Он остается один перед проблемами, с которыми сталкивается в семье. И подчас бывает просто некому подать руку. Видя те законы, по которым живут окружающие, он вдруг через какое-то время начинает поступать так же, как поступают его старшие собратья, хотя не всегда эти примеры бывают, увы, положительными. Когда мы говорим о каких-то кризисах или о выгорании — это, к сожалению, действительно имеет место быть. Молодой священник, вчерашний семинарист, находясь в той действительности, в которую попадает после окончания духовной школы, снимает с себя розовые очки. К сожалению, встречаются проблемы и в семьях священнослужителей. Они, может быть, не имеют массового характера, но все равно присутствуют. Бывают и случаи разводов молодых священников со своими матушками. Это настоящая беда, ведь идеал христианской жизни, который должен являть личным примером пастырь, предполагает совершенно иное. Если он не будет хорошим главой своего семейства, каким он тогда может быть главой приходской общины?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5326059...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Патриарх Сербский Павел и Священный Синод Сербской Православной Церкви выразили свое отношение к действиям римско-католической церкви на территории России 09.03.2002 В связи с изменением статуса административных округов Римско-Католической Церкви на территории России Святейший Патриарх Сербский Павел и Священный Синод Сербской Православной Церкви выразили поддержку позиции Русской Православной Церкви, направив Папе Иоанну-Павлу II следующее обращение: 392 от 21 февраля 2002 года Белград Его Святейшеству Архиепископу Рима, папе Иоанну-Павлу II Ватикан, Рим, Италия Тема : наша точка зрения на последние решения Вашего Святейшества по поводу устройства Римско-Католической Церкви в России Ваше Святейшество, недавно Нам была предоставлена возможность передать Вам братские приветствия и выразить Наше уважение через видного и весьма заслуженного иерарха Вашей Церкви, Его Превосходительство архиепископа Миланского, кардинала Карла-Марию Мартини, которого и Наша Мерность, и многие другие в нашей Церкви высоко ценим как пастыря, богослова и духовную личность. Хотя, разумеется, он сам расскажет Вам о своих впечатлениях от пребывания в Сербии, Мы также хотим с братской любовью сообщить Вашему Святейшеству, что в Югославии, как и в других странах-наследницах бывшей Югославии, отношения и сотрудничество между двумя нашими Церквами хорошие и постоянно развивающиеся. Без взаимного доверия и сотрудничества между Церквами в Югославии завершившийся в основном процесс возвращения Закона Божия в государственные школы Сербии был бы практически невозможен. Мы также надеемся, что честные римско-католические иерархи Хорватии употребят свой авторитет и общественное влияние в помощь поступательному процессу восстановления нормальной жизни и работы епархий Сербской Православной Церкви на территории Республики Хорватия, в особенности же обеспечению беспрепятственного возвращения изгнанников и беженцев православного вероисповедания и сербской национальности.

http://zavet.ru/news/0203/n09.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Западноруссизм – единственное подлинное решение всех идеологических головоломок белорусского государства К десятилетию научно-просветительского электронного издания «Западная Русь» 04.09.2020 808 Время на чтение 19 минут От Релакции: Пять лет назад была опубликована статья нашего постоянного автора, чьи материалы являются образцом системного и детального анализа общих тенденций в ситуации, складывающейся в белорусском обществе. Смута, едва не увлёкшая было наш братский народ на скользкую от крови тропу " цветных революций " , наглядно продемонстрировала всё то, о чём неуклонно и систематически предупреждал читателей Дмитрий Куницкий. В эти дни исполняется пять лет с начала выхода проекта, а точнее, научно-просветительского электронного издания «Западная Русь» , вокруг которого в скором времени сложилось сообщество единомышленников – ученых-историков, философов, писателей и поэтов, публицистов, – объединенных приверженностью дореволюционному наследию научной школы и общественного течениязападноруссистов и, собственно, ставших современными преемниками данного наследия. Любой, кто зайдет на сайт данного издания, может убедиться в высочайшем уровне всех представленных на нем материалов, которых за эти 5 лет собралось на добрый многотомник. Более того, среди членов сообщества и постоянных авторов издания мы найдем преподавателей ведущих белорусских ВУЗов (включая уже покойного учителя главы белорусского государства Я.И.Трещенка), известных и уважаемых служителей Церкви и государства (в том числев области идеологии) и ни одного революционера или диссидента. Но, несмотря на это, следует с сожалением отметить, что западнорусское течение и отдаленно не получило того внимания в пространстве государственной и общественной мысли, которое оно заслуживает. Точнее сказать, оно не получило должного внимания со стороны, прежде всего, представителей различных государственных ведомств, имеющих патриотические убеждения. Ибо как раз со стороны либералов и прозападных националистов, вынашивающих мечты о белорусском Майдане и установлении русофобского режима под западным протекторатом, удостаивается его с избытком и во все возрастающей мере ожесточения. Что неудивительно, поскольку они заслуженно видят в западнорусской идее единственную серьезную угрозу безкомпромиссного противодействия своим устремлениям: ко всему остальному, включая ряд представителей силовых и прочих государственных ведомств и даже Церкви, они готовы найти подход и уже неоднократно в этом преуспевали в ряде стран.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/04/zapadn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иезуиты в Беларуси накануне церковной унии 1596 года 07.10.2022 619 Время на чтение 6 минут   Источник: Вместе с Россией   Бесспорно, что мысль о церковной унии была навязчивой идеей польско-литовских католиков. Но, бесспорно, и то, что это зло не приобрело бы такого ужасающего характера, если бы не яростная антиправославная и антирусская деятельность иезуитов. В 1565 году иезуиты проникли в Польшу, а в 1569 году уже появились в Вильно. «Иезуитство, – по замечанию Михаила Кояловича, – составляет самое логическое, неизбежное развитие латинской системы веры» c. 222]. И с этим заключением белорусского историка следует согласиться. Ибо латинский принцип наделяет своего верховного владыку – Римского Папу – духовной и светской властью, что абсолютно несовместимо с духом христианского вероучения. «Отсюда правило, выработанное латинством, что цель оправдывает средства, что для святого дела все позволительно. Отсюда же вышло и иезуитство» c. 222]. Орден иезуитов, специально созданный для противодействия государственному и национальному развитию европейских народов, играл самую отрицательную роль в любых странах. Даже в Польше против иезуитов поднялось грозное волнение. «Сеймы оглашались криками против них. Имя «народной язвы» сделалось обыкновенным названием иезуитов и лучшие люди того времени серьезно советовали польскому правительству выгнать их из литовско-польского государства» c. 98]. Когда во Франции в 1764 году орден иезуитов был запрещен, то в качестве причины приводилось указание, что «существование такой корпорации не может быть терпимо в благоустроенном государстве» c. 350]. Еще менее терпимым, а точнее, просто нетерпимым было существование иезуитов в Беларуси. Если на Западе, в какой-то степени в Польше, иезуиты, заменив собой духовно-рыцарские ордена, хотя и препятствовали социальному и духовному развитию общества, но не затрагивали сущности Западной цивилизации, выражавшейся в грабительской политике «крестовых походов», «натиска на Восток», то в Великом княжестве Литовском иезуиты в еще большей степени способствовали столкновению двух различных цивилизаций – Русско-православной и Западно-латинской. На территории Беларуси иезуиты действовали не столько хитростью и коварством, сколько прямым насилием. «Где было русское братское училище, там редко когда ученики возвращались из училища домой с неповрежденными лицами. На них нападали и били иезуитские школьники, которые не давали житья и никакому иноверцу, так что иноверцы даже объезжали обыкновенно на далекое расстояние иезуитские школы» c. 267].

http://ruskline.ru/opp/2022/10/07/iezuit...

Закрыть itemscope itemtype="" > О неоязычестве и о мавзолее Письмо коммунистам 19.04.2019 2094 Время на чтение 5 минут Я давно уже не коммунист. И не печалюсь от этого и этим не горжусь. Для меня борьба за нашу любимую Россию не означает обязательной принадлежности к какой-либо партии. Я готов поддерживать любое объединение людей, если оно противостоит нашествию на Россию чужебесия, ограбления её, втягивания в войну. В этой борьбе должно быть главное: возрождение русского национального духа. Духа, основанного в веках на скальной основе Православия, уважения к русской истории, понимания, что именно Россия спасала и спасает гибнущий мир. Если что с ней случится, остальной мир тут же провалится в преисподнюю. Отчётливо вижу: как бы демократы всех мастей не поливали грязью КПРФ, фактически, она - единственная из фракций Думы, занимается конкретными делами защиты народных интересов. Прежде всего в области того, что готовит будущее страны - школы. Самые добрые слова надо сказать о деятельности общественного созидательного движения «Русский лад», созданного именно компартией России. Оно свершает много добрых дел для защиты русского языка и русской литературы. Выступает за то, чтобы День Русского языка, 6-го июня, стал государственным праздником. В прошлом году я стал участником празднования Дня рождения Пушкина . Русский гений его хранит всех нас, словесность России, благодаря ему и русская литература - ведущая в мире. Он навсегда первый во всех жанрах: в поэзии, прозе, критике, очерке, путевых записках, исторических исследованиях. Везде он явил высочайшие примеры простоты и глубины человеческой мысли, дал образцы гражданского поведения. Празднование свершилось на площадках ВДНХ. И всё прошло прекрасно: и чтение стихов, и концертные номера, и выступления поэтов. Но одно смущало меня, о чём сейчас и хочется сказать нынешним коммунистам, совершенно по-братски, с надеждой на понимание. Уже давно замечал я участие в общественных акциях КПРФ художественных коллективов в костюмах с языческой символикой. Это оживившееся, благодаря разнузданной либеральной всеядности, которую демократы называют толерантностью, неоязычество. И оно более чем опасно для нравственной жизни Отечества. Оно прямо выступает против Православия, доходя до уверений, что христианство погубило Русь, что князь Владимир, Креститель Руси - тайный иудей. Тогда почему же он выбрал христианство? Ведь иудеи - прямые враги Христа. А без единой веры Русь бы не сплотилась, ведь уже накатывалось монголо-татарское иго. На поле Куликовом только единая вера во Христа помогла победить. Не воин-язычник начинал битву, а православный монах Александр Пересвет.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/19/o_...

Закрыть Об ошибках в советской национальной политике Взгляд с позиции пассионарной теории Льва Гумилёва 27.05.2023 816 Время на чтение 14 минут Фото: Из интернет-источников Общеизвестно, что в СССР царило подлинное национальное равноправие. В отличие от других империй у нас не было экономически и политически господствующей нации; и не один народ, даже самый малочисленный, не исчез. Поэтому, безусловно, достижений в советской национальной политике было немало. Однако наряду с этим были допущены и серьезные стратегические просчеты. Главной ошибкой в национальной политике ВКП (б) – КПСС была установка на постепенное выравнивание всех этносов под один шаблон – «советский народ». То есть безнациональный какой-то народ. Эта установка вытекала из идеологии марксизма, в которой на первом месте были классы, а нации уже потом, поскольку после мировой революции все народы на планете должны были слиться в одну братскую космополитическую семью. (Поэтому современные «фининтерновские» глобалисты к левому глобалисту Марксу относятся весьма благосклонно.) И в это верили не только ортодоксальные марксисты-теоретики, но и многие советские руководители сталинской эпохи. У Молотова, когда он уже был на пенсии, писатель Ф. Чуев как-то спросил: «А при коммунизме сохранятся национальные особенности? – Ну, это сотрется. – Но это же плохо! – Почему плохо? Обогатимся!..». А ведь Молотов был долгое время вторым человеком после Сталина. У Сталина, заметим, подобных высказываний нет. Установка на нивелирование этносов по социальному шаблону привела к серьезным перекосам в советской национальной политике. В первые годы после революции был нанесен удар по всем религиям и национальным обычаям (т. е. этнической традиции), которые были объявлены пережитками феодализма. Это коснулось и православных, и буддистов, и шаманистов, и, в частности, мусульман, которые, в большинстве своем, жили до революции по законам шариата. Например, зачем надо было «освобождать женщин Востока», если они вовсе не нуждались в освобождении. Или ставить вне закона религиозные праздники и посты, или запрещать калым – плату за невесту? Зачем надо было отнимать детей у северных народов и помещать их в школы-интернаты, где они, отрываясь от векового кочевническо-охотничьего уклада, теряли навыки и зачастую превращались в поселковых бомжей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/27/ob...

Митрополит Тернопольский Сергий: Поддержать Блаженнейшего доброделанием — лучший подарок. Чтобы хотя бы на одного грешника было меньше грехов на его кресте Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. 10 ноября, 2014 Люди должны задуматься, почему их призывают к молитве. Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Онуфрий и митрополит Тернопольский Сергий знакомы более тридцати лет. Их первые братские встречи проходили в Троице-Сергиевой лавре, где Блаженнейший в свое время был благочинным обители. Более близкая дружба зародилась в Почаевской лавре, где владыка Онуфрий был наместником. В интервью «УНИАН-Религии» к 70-летию Блаженнейшего, владыка Сергий рассказал о том, каким знает митрополита Онуфрия и о служении Блаженнейшего в наши дни. Владыка, благословите! Расскажите, пожалуйста, как Вы познакомились с митрополитом Онуфрием, как давно это было? Впервые я увидел владыку, будущего митрополита, в Троице-Сергиевой лавре где-то в начале 80-х годов. Это были мои первые осознанные опыты прикосновения к святыням Лавры, к преподобному Сергию Радонежскому. Я приезжал туда, будучи студентом духовной школы и паломником. Когда я обращался к благочинному отцу Онуфрию, ощущал его неподдельную искренность. Помню, он обязательно подбодрит, скажет что-то доброе, и в этом было утешение. Все-таки я был еще на начальном уровне служения, а он — насельник Лавры. Великой, славной Лавры. Его внимание дарило тепло, чувство братской любви. «ОН ИМЕЕТ ДАР МУДРО СКАЗАТЬ ИЛИ МУДРО ПРЕДОСТЕРЕЧЬ. БЛАЖЕННЕЙШИЙ ВОДИМ СВЯТЫМ ДУХОМ» Владыка, Вы давно знаете Блаженнейшего. Интересен ваш период пребывания в Почаевской лавре. Что сблизило вас? Когда владыка стал наместником Почаевской лавры, я был в ней на послушании. Он руководил братией так, что у нас само собой возникало чувство, которое обязывало исполнять послушания не формально, а по совести. Всегда была возможность подойти к отцу-наместнику, получить его совет. Чувствовалось, что он имеет дар мудро сказать или мудро предостеречь. Каждого человека он воспринимал по-своему. Как наместник он не настаивал, не подчинял себе, но общался с братией так, что человек сам понимал, что именно нужно исполнить. Он прививал  чувство ответственности. Иногда скажет: «Ну брат, ты сам должен знать, что нужно сделать». И это было лучшим уроком, чем приказ.

http://pravmir.ru/mitropolit-ternopolski...

Разделы портала «Азбука веры» ( 122  голоса:  4.8 из  5) Оглавление Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде. Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 г. бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. По окончании сельской школы в 1926 году переехал жить и учиться в Москву к отцу и старшему брату. По окончании девятилетки два года жил в деревне, ухаживая за больной матерью. В 1932 году начал работать на Метрострое, учился в вечерней студии при Московском союзе художников. А в 1936 году Воронов поступил в изостудию, организованную ВЦСПС, которая в те годы приравнивалась к Академии художеств. В том же году Воронова призвали в Красную армию, где он прослужил два года. За это время Иваном была проведена большая работа по организации изокружков и изостудий при воинских частях Московского военного округа. Демобилизовавшись в 1938 году, Иван Воронов устроился работать диспетчером и экспедитором на секретном военном заводе им. К. Ворошилова (ныне ОАО «Импульс», на проспекте Мира). Здесь он и встретил Великую Отечественную войну. Завод выпускал бомбы, необходимые фронту. Но когда линия фронта приблизилась к столице, заводское начальство в панике пыталось эвакуироваться, используя служебные машины. Бегство руководителей за Урал, подальше от войны, было обычным явлением осенью 1941 года. Но у Воронова хватило мужества не поддаться всеобщей панике. Молодой диспетчер не позволил использовать заводские машины для бегства начальства, а задействовал их для отправки на фронт бомб. Беспокоясь за судьбу больной матери, Воронов на несколько дней уехал в родную деревню, а когда вернулся в столицу, то застал завод оставленным. Начальство все-таки убежало! Но на местах остались рабочие, с которыми Воронов решил возобновить производство бомб. Производство велось с риском для жизни. Немцы бомбили Москву, и любое попадание в завод могло превратить его в братскую могилу. Но выпуск бомб не прекращался ни на минуту, недоедающие и недосыпающие рабочие перевыполняли дневную норму выработки на 300%. Как вспоминал сам архимандрит Алипий, «наш военный завод был как бы фронтом и домой с завода уже не уходили».

http://azbyka.ru/fiction/arximandrit-ali...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010