Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЬВОВСКОЕ УСПЕНСКОЕ БРАТСТВО Существовало во Львове (Украина) в 1586-1788 гг., первоначально православное, с 1708 г. униатское. Л. У. б. стало 1-м союзом правосл. мирян, получившим организационное оформление (устав). Большинство братств православных на украинских и белорусских землях признавали старшинство Л. У. б. (действовали «по чину братства Львовского»), Львов являлся центром братского движения, в городе имелось более 10 орг-ций правосл. мирян. О времени появления Л. У. б. есть 2 основные т. зр. Большинство историков XIX - нач. XX в. и нек-рые совр. исследователи считают, что братство существовало задолго до утверждения его устава Антиохийским патриархом Иоакимом V в 1586 г. в качестве объединения прихожан при львовской Успенской ц., упоминаемого в источниках с XIV в. Сторонники этого мнения (Д. И. Зубрицкий , М. Капраль и др.) относят появление союза мирян к XV в. Другая т. зр., принятая большинством совр. историков, относит учреждение Л. У. б. к 80-м гг. XVI в. Успенская ц. Львовского братства. XVI–XVII вв. Фотография. 2007 г. Успенская ц. Львовского братства. XVI–XVII вв. Фотография. 2007 г. Основу Л. У. б. составили «ктиторы» Успенской ц. во Львове. Оформлению орг-ции способствовало то, что наиболее активные мещане, которые опекали Успенскую ц. и львовский Онуфриевский мон-рь, взяли на себя обязательства восстановить сгоревший в 1571 г. Успенский храм (новопостроенный храм был освящен в 1631) и выкупить типографию первопечатника Ивана Фёдорова , чтобы возобновить типографское дело во Львове. Для этого нужно было иметь не только средства, но и юридические права. В 1586 г., когда во Львове находился Антиохийский патриарх Иоаким, представился случай утвердить статус союза правосл. львовян. 1 янв. 1586 г. патриарх дал благословенную грамоту об основании во Львове братства при Успенской ц. с уставом братства. 15 янв. патриарх подписал 2-ю грамоту, в к-рой обратился ко всем православным с призывом жертвовать средства на строительство Успенской ц., школы, типографии и госпиталя («шпиталя»).

http://pravenc.ru/text/2561012.html

Над древним Ростовом Великим, над его озером, над Успенским собором, над Кремлем и кремлевскими стенами, над монастырями и среброглавыми приходскими церквами лежит холодная октябрьская, лунная ночь. И невольно думы переносятся за два века назад, к такой же холодной октябрьской ночи над Ростовом – ночи с 27 на 28 октября 1709 года... Мирно было в низких, маленьких комнатах митрополичьих покоев. Тихо, тепло, темно... Лишь лампады перед образами да жарко разгоревшаяся печь разгоняли жуткую темноту осенней, таинственной ночи. У печи в глубоком кресле сидел владыка ростовский Димитрий, а кругом него стояли дети, ученики его школы, и пели кантаты. Как серебряные колокольчики, звенели чистые детские голоса в ночной тишине. И пели они: «Иисусе мой прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю... Ты мой Бог , Иисусе, Ты моя радость...» И под звуки любимых кантат, написанных им когда-то, в дни его молодости, глубоко задумался святитель Димитрий, устало опустив голову на руки. II вся жизнь пронеслась перед ним в те минуты... Пронеслось светлое, беззаботное детство, озаренное животворящим солнцем родимой Украины. Синее безоблачное небо... теплые материнские ласки... веселые детские игры в тени старых отцовских тополей... а там златоверхий Киев... синий Днепр... Киевское Братское училище... и первое томление духа... и первое страстное стремление в небесное отечество... Вот и юность. Ему семнадцать лет. Но знает он уже, что не здесь, на земле, наш удел. И вот он инок Димитрий... Пронеслись перед ним его первые иноческие подвиги, ночная молитва , пост, борения, победы. И так семь лет в безвестности, в тиши и уединении бедной монашеской келии... Вот он иеромонахом в Чернигове. Там «отверзлись уста его», и громко заговорил он о том, чем с юности была полна его душа. А потом служение Богу во святых Его: предпринят великий труд: он стал составлять Четьи – Минеи... Благодарною слезою блеснул при этом воспоминании взор святителя Димитрия. И благословил он те часы вдохновения, что летели, как миг, когда, отрешившись от земли, он беседовал со святыми и ангелы Божии помогали ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Омск. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты В 1865 году в Омске была заложена церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (Кресто-Воздвиженский кафедральный собор) и отстроена в 1870 году омским купцом (из казахов) Г.Н. Андреевым, принявшим православие, и его женой Вассой Петровной. Был закрыт в 1936 году. По резолюции Михаила Калинина здание должны были снести, но вместо этого устроили склад. По другим сведениям в 30-е годы XX века территория церкви была отдана под строительство школы. 28 ноября 1943 года общине верующих удалось получить назад свою церковь. Сейчас этот храм является главным в Омско-Тарской епархии. Крестовоздвиженская градо-Омская церковь имеет два престола: главный - во имя Честного Животворящего Креста Господня, а другой, южный - во имя Божией Матери в честь иконы «Утоли моя печали». Зданием каменная, построена в 1870 г. омским купцом Григорием Андреевым на собственные средства, по приходу малопоместительна, не вмещает и трети прихожан. Крестный ход бывает 27 июля: установлен во время холерной эпидемии 1892 г. Приписных сел, деревень, часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для помещения причта имеются четыре деревянных дома, три из них новые, а четвертый ветхий. Земли для пользования причта нет. Зданий, приносящих доход церкви или причту нет. Жалования причт ни от казны, ни от прихожан не получает: капитал церкви в 8050 руб. заключается в процентных бумагах, хранящихся в Омском отделении Гос. Банка; капитал причта 5 397 руб., заключающийся также в процентных бумагах в вышепоименованном учреждении. В братскую кружку поступает дохода до 4 440 руб. в год. Церковно-приходская школа есть; школа содержится на церковные средства, при пособии от городской управы. Помещается в церковном деревянном здании… В приходе православных обоего пола 6 064 чел. По штату положено быть 3 священникам, диакону и 3 псаломщикам. К. Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=00020

Особое место до этого момента из не прославленных в лике святых занимал епископ Сильвестр (Малеванский). Многие годы он был инспектором, а затем ректором духовной школы. О нём сохранилось немало воспоминаний современников, свидетельствующих о нем как о праведнике. Мы планируем в скором времени издать полный корпус воспоминаний современников о владыке Сильвестре (Малеванском), который в обществе верующих снискал репутацию человека святой жизни. Все деньги, которые он получал как ректор Киевской духовной академии, и гонорары за свои публикации — например, за известный пятитомник «Опыт православного догматического богословия», принесший ему имя в научном мире, — владыка в день получения раздавал бедным. И так он поступал всю свою жизнь. Известно, что когда святитель Сильвестр умер, то после него осталось буквально несколько серебряных рублей на похороны и несколько облачений. Многие люди знали об особом милосердии владыки и шли к нему просто вереницами. Есть много описаний современников о случаях, когда деньги уже заканчивались, а вереница еще тянулась, и владыка Сильвестр брал у кого-нибудь в долг, чтобы не отпустить людей ни с чем. Мы знаем, что, например, святителя Филарета Милостивого прославили за милосердие. И владыка Сильвестр этому подражал.  Есть два основных критерия для канонизации (конечно, их есть намного больше, но эти — особенно важные) — это святость веры и святость жизни. Относительно святости веры: владыка Сильвестр получил имя в научном мире как известный догматист, и ряд известных исследователей (и XIX века, и современные) считали, что его произведения — это вершина догматической науки. И его «Опыт…» до сих пор — одно из непревзойденных произведений по объему написанного, изученного догматического материала. Вспоминая о святости жизни, мы обращаемся к свидетельствам современников епископа Сильвестра (Малеванского), которые повествуют о нем как о большом молитвеннике. Уже будучи на покое, практически слепой архиерей никогда не пропускал молитвенного правила: в любую погоду он шел из келии в храм Киево-Братского Богоявленского монастыря, где, стоя перед иконой, читал ряд молитв, которые он знал наизусть.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

Очерк жизни старца Илариона, иеромонаха и духовника московского общежительного Симонова монастыря Источник Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Евр.13.14 . Московской общежительной Симоновской обители благоговейный старец и духовник, иеромонах Иларион Ремезов родился около 1784 года, Владимирской губернии, в Борисоглебском погосте, от смиренного церковнослужителя Димитрия, и наречен Иоанном. Родители и знакомые, с младенческих лет его, замечали в нем нрав тихий и стыдливый и склонность к уединению. Поступив во владимирскую духовную семинарию, он был прилежен, и оказывал особенные успехи в чистописании, поэзии и латинском языке. По прошествии некоторого времени, он сильно ранил себя в голову сорвавшимся с топорища топором, – и это имело решительное влияние на его здоровье и на всю последующую жизнь. От полученной им раны произошла глухота и часто повторялась головная боль. Этим непредвиденным случаем перст Божий, конечно, указывал ему на необходимость оставить поприще школы, и приготовляться к монашеской жизни. Юный Иоанн, действительно, оставил семинарию, но, в угождение родителям и против своей склонности, принял приглашение секретаря одного присутственного места, – поступить к нему на службу. – Как отличный писец, знающий притом правила изложения мыслей, исполнял он это новое свое дело с успехом, и жил в доме вышеупомянутого секретаря (Диева). Скоро Иоанн увидел изблизи всю суету и все искушения мирской жизни, и, чрез несколько времени, решился распроститься с нею навсегда. Испросив благословение родителей, он вступил в близкий к своей родине Благовещенский вязниковский монастырь, и начал желанный им путь иночества в смирении и кротости, стал поучаться в слове Божием и творениях святых отцев, неся в то же время послушание в братской поварне. Видя наконец некоторое расстройство в сей малой обители, принял он намерение постранствовать по святым местам, для назидания себя советами и примерами богомудрых старцев, славившихся в то время святою жизнию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Карта и ближайшие объекты Троицкий Данилов монастырь основан в начале XVI в. Данилом, монахом Горицкого монастыря. Данила похоронен на территории монастыря. Над местом погребения основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Торжественность входу на территорию обители придают главные монастырские ворота. Ансамбль монастыря окончательно сложился в начале XVIII в. Внутри каменной ограды располагались многочисленные хозяйственные постройки, колокольня, миниатюрная Всехсвятская церковь (построена в 1687 г.) с больничными палатами, братский корпус. Две постройки монастыря уникальны: Троицкий собор и трапезная палата с Похваленской церковью. Троицкий собор строился с 1530 по 1532 гг. по велению царя Василия III в честь рождения сына Ивана, будущего царя Грозного. Одноглавый Троицкий собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась. Фрески XVII в. свидетельствуют о таланте замечательных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшее создание живописцев - образ Спаса на куполе в главе храма. Лик Спаса - один из шедевров монументальной живописи XVII в. История Данилова монастыря и его архитектурный ансамбль. Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени. Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы – братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание. История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.

http://sobory.ru/article/?object=00434

поиск:   разделы   рассылка Людмила Папилова Тактика такта Источник:  Нескучный сад С начала 90-х годов не утихают дискуссии об охране и развитии Соловков. Спорят три главных хозяйственных субъекта: местная муниципальная власть, Соловецкий монастырь, Соловецкий государственный музей-заповедник. Соловецкий архипелаг включает в себя целый свод памятников, археологических, культурных, природных: уникальные природные комплексы, каменные лабиринты эпохи неолита, скиты, часовни и храмы монастыря, объекты времен ГУЛАГа. И все они нуждаются в охране. Но вот в охране от кого? Различные точки зрения находят свое отражение в открытых письмах. Недавно, по инициативе Московской киношколы в Интернете собирали подписи против проведения на островах учений МЧС, среди подписантов были, например, ректор ПСТГУ прот.Владимир Воробьев, артист Олег Янковский, правозащитник Валерий Абрамкин и др. И почти в это же время шел сбор подписей под другим письмом: " Открытое письмо Владимиру Путину против передачи Соловецкому монастырю всех памятников Соловков " – под ним подписались, например, замгендиректора " Норникеля " , известный византолог, директор Соловецкой средней школы... Пишет Путину и Общественная палата РФ – об опасности превращения духовно-исторического места в зону развлекательного туризма. А тем временем под стенами древнего монастыря, вблизи братского кладбища жертв ГУЛАГа проводятся фестивали джаза, слеты бардовской песни, шумят спортивные регаты и палаточные лагеря, планируется строительство новых гостиничных комплексов – это Соловецкий музей-заповедник ежегодно организует культурно-просветительные акции. Соловки – место особое, святое для России. И жить здесь надо... ну если не свято – то хорошо, достойно надо жить. С этим все согласны. И вроде обе стороны пекутся исключительно о национальной святыне, но диалога почему-то не получается. Не вполне ясно, почему вообще обсуждается вопрос передачи Соловецкого монастыря Соловецкому же монастырю? Какие тут еще могут быть собственники? Отчего бы монастырю не принадлежать самому себе? Иначе просто экспроприация какая-то в демократическом-то государстве!..

http://religare.ru/2_58433.html

Прмч. Лев (Егоров). Фотография. Сер. 20-х гг. XX в. 30 мая 1918 г. Духовный собор лавры постановил «в нужных случаях» назначать Л. к совершению заказных литургий и др. служб по обители. Служение это было столь ревностным, что 5 нояб. 1918 г. наместник лавры архим. священноисп. Виктор (Островидов ; впосл. епископ) ходатайствовал перед митрополитом о награждении Л. набедренником; 7 нояб. митр. Вениамин поставил на прошении утверждающую резолюцию. 18 окт. 1919 г. Л. был временно командирован для восстановления монастырской жизни в Оятском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре Петроградской епархии. 22 февр. 1920 г. его избрали секретарем приходского совета храмов лавры, а в 1921 г. он также исполнял послушание заведующего складом обители. Важнейшей частью пастырской деятельности Л. оставалось окормление членов Александро-Невского братства. Он служил в лаврской Крестовой митрополичьей ц., являвшейся центром братской жизни. Позднее, на допросе 27 июня 1922 г., он указал, что основными целями братства являлись: возрождение церковного богослужебного устава, борьба с торгашеством в церкви (отсутствие продажи свечей и просфор, бесплатное совершение треб), «реформа церковного пения» - отказ от светского исполнения партиями и «пение по обиходу», чтобы «народ легко мог петь с нами». В нач. 1920 г. в составе братства был создан занимавшийся богословскими проблемами кружок св. Иоанна Златоуста, входивший в «Содружество под покровительством св. Василия Великого», председателем к-рого был старший из братьев Егоровых, Николай Михайлович (профессор математики), а духовным руководителем - Л. Просветительская деятельность братства состояла не только в устройстве лекций, диспутов и т. п., но и гл. обр. в церковной работе с детьми, к-рую возглавлял Л. Братчики делали все возможное, чтобы после отделения школы от Церкви подрастающее поколение не осталось без научения вере. Лаврские иноки и миряне из братства вели 69 детских кружков, в которых изучался Закон Божий. Эти занятия проходили в основном по воскресеньям в помещениях при Крестовой митрополичьей ц. Много внимания уделялось катехизации детей - их учили церковному пению, церковнослав. языку, проводили для них говение и отдельную литургию, на к-рой дети пели, читали и помогали священнику. По благословению митр. Вениамина для детей и подростков были заведены специальные кресты, хоругви, иконы и облачения. Дети участвовали в богослужениях и крестных ходах.

http://pravenc.ru/text/2463237.html

Протоиерей Борис Михайлов 15 декабря 2022 г. 13:00 Протоиерей Борис Михайлов 04.12.1941–30.08.2022 30 августа 2022 года на 81-м году жизни отошел ко Господу почетный настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы в Филях и праведного Филарета Милостивого при Детской городской клинической больнице имени Г. Н. Сперанского протоиерей Борис Михайлов.   PFD-bepcuя.  Будущий священник Борис Борисович Михайлов родился 4 декабря 1941 года. Как и у многих детей вой­ны, его отец, Борис Георгиевич Михайлов, не вернулся с фронта и был похоронен в братской могиле на Псковщине в 1944 году. По матери их род восходил к духовному сословию южнорусских губерний с широко распространенной в тех краях фамилией Булгаковы, а дед служил сельским священником до закрытия прихода в двадцатые годы. Воспитывался мальчик мамой, и образ деда-священника обладал для него притягательной силой, несмотря на атеистическую пропаганду в школе. Борис всегда искал Бога в разнообразных Его проявлениях — в красоте, правде и истине. После школы будущий пастырь получил в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова необычную специальность для молодого человека того времени — искусствовед. Красота Божиего мира и возможности ее запечатления в человеческом творчестве притягивали юношу с неодолимой силой. В положенное время он отбыл воинскую повинность, получил диплом и устроился на работу в музей-усадьбу графов Шереметевых в Останкине. Расширение круга знакомых в конце 1960-х годов и известное потепление общественного климата в стране способствовали кардинальному изменению его мировоззрения. Молодой научный сотрудник с энтузиазмом включился в правозащитное движение и принимал участие в благотворительной инициативе — Фонде помощи семьям политических заключенных, основанном А. И. Солженицыным. Эта деятельность не осталась незамеченной властями, и подготовленная к защите кандидатская диссертация была вынужденно отложена на несколько лет. К этому же периоду относятся его воцерковление и появление собственной семьи, в которой вскоре один за другим появилось пятеро детей. Итогом многолетней работы Бориса Михайлова в Останкине стала его книга, посвященная приусадебному храму — церкви Живоначальной Троицы.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Святица. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Успенская церковь каменная, построена в 1813 г. расстоянием от г. Вятки в 130 верстах, от уездного города в 70 верстах. Кладбищенская Трехсвятительская церковь деревянная, построена в 1853 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; все три священника имеют свои дома, диакон Попов проживает в наемной квартире, получая пособие 5 руб. в месяц; диакон Яхонтов и псаломщики живут в казенных квартирах. Земли: усадебной 15 десятин, пахотной 125 десятин, сенокосной 40 десятин, неудобной 15 десятин 766 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 500 руб., диакона 370 руб., псаломщика 170 руб.; по частной кружке: священника 200 руб., диакона 140 руб., псаломщика 70 руб. Руги собирается на весь причт до 235 пуд. ржи и 400 п.уд овса. Прихожан: православных русских 3992 муж. пола, 4206 жен. пола, приход состоит из 73 селений расстоянием до 12 верст. Село расположено на правом возвышенном берегу реки Святицы; местность безлесная. В приходе школы: церковно-приходская в селе, четыре земские начальные в деревнях в расстоянии от села от 5 до 12 верст и одно министерское одноклассное училище в деревне в 9 верстах. Главное и исключительное занятие прихожан землепашество. Из древних книг, принадлежащих церкви, следующие: евангелие в пол-листа издание 1701 г. в Москве; служебник с киноварью издано в Москве 1657 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Село Святица (Святицкое, Светица) – первое село на территории/Фаленского/района. Название получило по названию реки. Первая деревянная церковь построена в год основания села – в 1651 г. и названа в Честь и память Всех Святых (Всехсвятская). О. Н. Виноградов называет точную дату основания села 19.08.1651. Храмозданная грамота на первую церковь не сохранилась. В 1675 г. вместо нее построена новая деревянная церковь того же наименования. В 1710 году на «Погосте у речки Святицы» проживали одни священники. В 1760 – 63 гг. построена вновь деревянная церковь того же наименования с приделом в честь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев (освящена в ноябре 1763г.). А в следующем, 1764 г. старую церковь разобрали.

http://sobory.ru/article/?object=30249

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010