Предполагается, что канцелярия Болгарской архиепископии была создана по подобию Константинопольской Патриархии. При ней состояло определенное количество служителей – помощников архиепископа. Первое место среди них занимал синкелл, ведавший организацией церковной жизни . Секретарем предстоятеля Болгарской Церкви – самым влиятельным лицом в архиепископской канцелярии – был хартофилакс . В Ромейской империи этим титулом обозначался хранитель архива, возможно и библиотеки, ко времени святых Кирилла и Мефодия хартофилакс вел надзор над канцелярией, исполнял обязанности первого секретаря патриарха и, возможно, являлся хранителем печати . Судя по письму патриарха Николая Мистика, Болгарская Церковь пользовалась свободой от Константинопольского патриарха, но не обладала реальным равенством с Константинополем, так как патриарх именует предстоятеля Болгарской Церкви своим «чадом», а не «братом» . Позднее, согласно «Тактикону Бенешевича», описывающего церемониальную практику византийского императорского двора около 934–944 годов, «архиепископ Болгарии» стоит на шестнадцатом месте, после синкеллов Римского, Константинопольского и Восточного патриархов. Известны следующие архиепископы Болгарии: Стефан (с 870), Георгий (ок. 878), Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий (занимали кафедру в кон. IX – 1-й. четв. X в.). В 930 году, в результате признания царского титула царя Петра, архиепископ Болгарии возводится в сан патриарха. Существует известная дискуссионность относительно времени получения статуса патриарха и даже его характера. Сложность состоит в том, что почти все греческие источники, свидетельствуя об автокефалии Болгарской Церкви, именуют ее предстоятеля архиепископом. Единственный греческий источник, свидетельствующий о статусе патриарха Болгарской Церкви, – так называемый Дюканжев список – вызывает вопросы. С одной стороны, он уязвим в пункте относительно первого патриарха Дамиана Доростольского. С другой – он косвенно верифицируется другими источниками (надписями царя Самуила). Болгарский источник – Синодик царя Борила – отделен от времени получения патриархата тремя столетиями . Решающим доводом может являться признание Византией царского титула правителя Болгарии, и в рамках византийской максимы «Нет царя без патриарха» болгарский предстоятель должен был стать патриархом . Известны следующие имена патриархов: Дамиан (2-я четв. Х в.– после 971) , Герман (кон. Х в.), Филипп (кон. Х – нач. XI в.), Давид (1016–1018), Иоанн (1018, с 1019 – архиепископ Охридский).

http://pravoslavie.ru/33796.html

В правление царя Петра в Болгарской Церкви насчитывалось не менее 28 епископских кафедр, перечисленные в хрисовуле Василия II, (1020). Важнейшими церковными центрами были: в Северной Болгарии - Преслав, Доростол (Дристра, современная Силистра), Видин (Быдин), Моравск (Морава, античный Марг); в Южной Болгарии - Пловдив (Филиппополь), Средец - Триадица, (современная София), Брегальница, Охрид, Преспа и другие. Имена ряда болгарских архиепископов и Патриархов упомянуты в Синодике царя Борила (1211), но хронология их правления остается неясной: Леонтий, Димитрий, Сергий, Григорий. Патриарх Дамиан после взятия Доростола в 971 году византийским императором Иоанном Цимисхием бежал в Средец во владения комитопулов Давида, Моисея, Аарона и Самуила, которые стали фактическими продолжателями болгарской государственности. С образованием Западно-Болгарского царства в 969 году столица Болгарии была перенесена в Преспу, а затем в Охрид. На Запад переместилась и резиденция Патриарха: согласно сигиллиям Василия II — в Средец, затем в Воден (греческая Эдесса), оттуда в Моглен и, наконец, в 997году в Охридский список Дюканжа, не упоминая Средец и Моглен, называет в этом ряду Преспу. Военные успехи царя Самуила нашли своё отражение в сооружении в Преспе грандиозной базилики. В Преспу были торжественно перенесены мощи св. Ахиллия из захваченной в 986 году болгарами Лариссы. В конце алтаря базилики св. Ахиллия помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата. После Дамиана в списке Дюканжа указывается Патриарх Герман, кафедра которого первоначально находилась в Водене, а затем была перенесена в Преспу. Известно, что он окончил жизнь в монастыре, приняв схиму с именем Гавриил. Патриарх Герман и царь Самуил являлись ктиторами церкви св. Германа на берегу озера Микра-Преспа, в которой были похоронены родители Самуила и его брат Давид, о чем свидетельствуют надписи 993 и 1006 годов. Патриарх Филипп, согласно списку Дюканжа, был первым, чья кафедра находилась в Охриде. Сведения об Охридском Патриархе Николае (в списке Дюканжа он не упоминается) содержатся в проложном Житии князя Иоанна Владимира († 1016), зятя царя Самуила. Архиепископ Николай являлся духовным наставником князя, житие называет этого иерарха мудрейшим и чудным.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365, Тырново, Болгария ? - зима 1419/20, Киев), митр. Киевский Западнорусской митрополии , дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы. Источники для изучения биографии Г., за исключением последних 5 лет жизни, скудны и ограничиваются сочинениями Г. (критический разбор свидетельств о Г. см.: Thomson. 1998). Г. происходил из разветвленного валашского по своим корням знатного рода, представители к-рого играли заметную роль в истории Византии, Болгарии и Сербии. В Болгарии семейство Цамблаков известно с 1-й пол. XIV в., в источниках встречаются упоминания его представителей (в частности, в Борила царя синодике содержится славословие Цамблаку, вел. примикирию царя Иоанна Александра ), однако степень их родства с Г. остается невыясненной. В исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. Г. порой ошибочно называли сербом (обзор мнений см.: Дончева-Панайотова. 2004. С. 55-56), это связано с его реальным или гипотетическим родством с митр. Киприаном (см. ниже), к-рый в рус. источниках XVI в. (проложное Житие и высказывания прп. Максима Грека , замечания Нила (Курлятева) ) также необоснованно именуется сербом. Рус. летописи устойчиво называют Г. болгарином. Род. Г., вероятнее всего, в Тырнове, столице Второго Болгарского царства. Дата его рождения устанавливается приблизительно на основании свидетельства написанного им Слова надгробного митр. Киприану, где автор сообщает, что во время посещения Киприаном Тырнова (1379) он «отроческыи еще носяща возраст» (обзор мнений см.: Спасова. 1998; Thomson. 1998. Р. 9-12). Имя Г. до пострига неизвестно, гипотеза А. И. Яцимирского (1904), что его звали в миру Гавриилом, базировалась на предположительном отождествлении Г. с молдав. книгописцем Гавриилом (Уриком) и на допущении, что при пострижении в схиму Г. вернулся к крестильному имени; в наст.

http://pravenc.ru/text/166685.html

В 1375 г. на Соборе болгарского духовенства Е. был избран Тырновским патриархом. Управляя Болгарской Церковью, Е. следовал за церковной политикой К-польских патриархов-исихастов Каллиста I и Филофея Коккина, строго следил за чистотой Православия и вел борьбу с разными ересями, в т. ч. и с поздними формами богомильства . В Борила царя синодик были внесены анафемы против мон. Феодосия (Фудула) и учителя его Пиропула, однако неясно, в чем состояла их ересь. Е. заботился о нравственном состоянии паствы, запретил 4-й брак, осуждал неблагочестивые обычаи населения. Правосл. славяне и румыны уважали Е. и обращались к нему за разъяснением церковных канонов и правил. В 1393 г. в отсутствие болг. царя Иоанна Шишмана он разделил с паствой тяготы осады и падения болг. столицы, репрессии и выселение захватчиками. Григорий Цамблак намекает на какое-то противодействие туркам знатных граждан города, за что все 110 чел., в т. ч. и Е., были приговорены к казни. Как описано в Похвальном слове, когда Е., ожидая казни, положил голову на плаху, внезапно рука палача онемела. Тур. власти испугались и заменили казнь ссылкой в т. н. Македонию - топоним, к-рый в XIV в. воспринимался весьма широко и иногда охватывал и Фракию. По всем данным Е. был сослан в Бачковский мон-рь. В мон-ре он продолжил книжную деятельность. Е. был известен красноречием, его современник митр. Бдинский Иоасаф писал в 1396 г., что «тогда… говорили многие: «Лучше бы солнце угасло, но не замолкал бы Евфимиев язык!»» Точных сведений о времени и месте смерти Е. не сохранилось. Возможно, Е. скончался 10 янв., как указано в заглавии единственного молдав. списка Похвального слова Григория Цамблака. 20 янв. как день его памяти появился в рус. списках в XVI и XVII вв. по аналогии с днем памяти прп. Евфимия Великого. Многочисленные легенды о последних годах его жизни были собраны в кон. XV-XVI в. в «Ловчанском сборнике» (сохр. фотокопия XIX в.). Одна из приписок к сборнику сообщает о тайном погребении Е. (здесь он уже назван святым, что указывает на его почитание) в Богородицкой ц. Бачковского мон-ря, к-рая в момент составления сборника уже была разрушена. Это свидетельствует о том, что в кон. XV в. место захоронения Е. было неизвестно. В наст. время могила Е. считается утраченной. В нач. ХХ в. в мон-ре были открыты гробницы: близ зап. входа в главную церковь (XVII в.) и под сводами ц. арх. Михаила (XI в.), в одной из к-рых, возможно, был погребен Е., но исследователи считают эти могилы «благочестивой фальсификацией». Наиболее вероятно, что Е. был похоронен в одной из 17 гробниц, к-рые находились в притворе старого кафоликона (XI в.), разобранного при строительстве нового в 1604 г. ( Чешмеджиев Д. Бачковският манастир и гробът на Патриарх Евтимий//Црквене cmyдuje. Ниш, 2005. 2. С. 169-195). Сочинения

http://pravenc.ru/text/187641.html

Ок. 587 г. город был разорен и опустошен аварами. В сер. VII в. в нем жили переселенцы из г. Апамея (ныне Калъат-эль-Мудик, Сирия). В 680-681 гг. в Месемврии была учреждена епископская кафедра, подчинявшаяся митрополии Адрианополя ; первым ее епископом был Петр. В VIII-IX вв. город стал опорным пунктом Византии в военных действиях против Первого Болгарского царства, на протяжении неск. веков он неоднократно переходил от византийцев к болгарам и обратно. Впервые болгары захватили его в 812 г., но в 863 г. победу одержала Византия. Между 894 и 904 гг., при болг. царе Симеоне , город вновь принадлежал Болгарии, епископская кафедра вошла в состав Болгарской Православной Церкви ; впосл., когда город входил в состав Византии, как правило, под юрисдикцию К-польской Патриархии переходила и Месемврийская кафедра. В 971 г. город стал важной базой визант. флота. В 1063 г. Месемврия сильно пострадала от землетрясения. При имп. Алексее II Комнине (1169-1183) кафедра в Месемврии получила статус митрополии. К X-XII вв. относятся сохранившиеся в городе каменные храмы. Между 1197 и 1207 гг., при болг. царе Калояне , Месемврия вошла в состав Второго Болгарского царства. Месемврийская митрополия в числе болг. епархий упоминается в Борила царя синодике (1211). В 1257 г. город разграбили венецианцы, в 1263 г. он возвращен Византии. В 1304 г. взят болг. царем Феодором Святославом Тертером, в 1330 г. отошел Византии, но в 1331 г. ввиду военных успехов Болгарии жители сами вернулись под власть болг. царя. В 1351 г. город разграбили генуэзцы, в 1364 г. выдержал длительную осаду византийцев. В 1366 г. захвачен рыцарями гр. Савойского Амадея VI, к-рый, однако, вскоре уступил его Византии; тогда же епархия перешла из юрисдикции Тырновской Патриархии под начало К-польской. Несмотря на многочисленные войны, XIII-XIV века стали периодом расцвета Месемврии, особенно в правление болг. царя Иоанна Александра (1331-1371). К тому времени принадлежит большинство сохранившихся городских храмов. Они построены в т. н. живописном стиле, к-рый выделяется сочетанием белого камня и кирпича, наличием ломбардских аркатур и 3-арочных окон с полукруглыми фронтонами, архивольтами арок с зелеными керамическими розетками, узорчатой кирпичной кладкой; украшением служат зубчатые карнизы и глиняные розетки, над нартексами помещались разновеликие ниши; рядом располагалась 4-гранная звонница под куполом.

http://pravenc.ru/text/2565098.html

Второе Житие И. В. вместе со службой святому было написано на греч. языке в 1689 г. Космой, игум. мон-ря св. Иоанна (впосл. митрополит Китийский), по заказу жителя Эльбасана Папа-Иоанна и было издано в Венеции (1690). Вероятно, оно было создано на основе несохранившегося слав. Жития позднего происхождения, опирающегося в большей степени на устные болг. предания. Так, в Болгарии не позднее кон. XVI в. И. В. стали смешивать с его убийцей Иоанном Владиславом, что отражено в т. н. Дриновском списке Борила царя синодика (София. НБКМ. 432), возможно связанном с Зографским монастырем на Афоне. Эта контаминация перешла в болг. исторические труды 2-й пол. XVIII в.- «Историю славяно-болгарскую» архим. Паисия Хиландарского (1762), «Зографскую историю» (1785) и др. В них св. князь представлен племянником Самуила, призванного к власти болгарами, убийство И. В. приписывается его жене-гречанке и ее брату, впавшим в ересь. Во включенных в труды списках болг. святых И. В. назван «царем болгарским»; эти списки имели и самостоятельное хождение (напр., в афонском сборнике кон. 10-х гг. XIX в.: Ath. Pantel. Собр. скита Ксилургу. 14. Л. 11). В венецианском издании Жития и службы в состав последней включено очень краткое проложное Житие, к-рое вряд ли было написано игум. Космой. В историческом отношении оба греческих Жития малодостоверны (противоположную т. зр. см. в изданиях: Снегаров. 1924. С. 27-28, 31; Он же. 1932. С. 524) и не во всем согласуются друг с другом. В пространном Житии сообщается, что оно было создано более чем через 700 лет после положения мощей И. В. в мон-ре, а в кратком - о его написании через 780 лет после кончины святого. В 1-м святому приписываются военные действия против Византии, инициатором его убийства выступает визант. имп. Василий II, подкупивший Иоанна Владислава, но упомянутый здесь факт причастности к заговору Охридского архиепископа Давида , гарантировавшего И. В. неприкосновенность, подтверждается др. источниками (Historia Królestwa Sowian. 1988. S. 182). Во 2-м святой представлен как сын серб. жупана Стефана Немани (св. Симеон Мироточивый ), а его воспитателем назван Охридский архиеп. Николай, не упоминаемый не только в др. ранних достоверных источниках, но и в пространном Житии.

http://pravenc.ru/text/469846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОВЧАНСКАЯ ЕПАРХИЯ (Ловечская) [болг. Ловчанска епархия] Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы и мон-ри на территории Ловечской обл. (Болгария). Кафедральный город - Ловеч. Кафедральный собор - во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (2008). Наместничества: Ботевградское, Пирдопское, Тетевенское и Троянское. Правящий архиерей - митр. Гавриил (Динев) , с 2001 г. Ок. 140 приходов. В Л. е. действуют мон-ри: Ботевградский (Зелинский) в честь Рождества Пресв. Богородицы (г. Ботевград, основан, вероятно, в XIV в., восстановлен в 1926, мужской), Врачешский во имя 40 мучеников (близ г. Ботевграда, основан в XIII в., восстановлен в кон. XIX в., женский), Гложенский муж. мон-рь , Златицкий в честь Вознесения Господня (близ г. Златица, основан в XIX в.), Новоселский во имя Св. Троицы (г. Априлци, основан в 1830, восстановлен в кон. XIX в., женский), Правецкий во имя св. Феодора Тирона (близ г. Правец, время основания неизв., восстановлен в 1866, мужской), Скравенский во имя свт. Николая (с. Скравена близ г. Ботевграда, время основания неизв., восстановлен в 1947, женский), Скравенский в честь Преображения Господня (близ с. Скравена, время основания неизв., восстановлен в 1608, по преданию, св. Пименом Зографским, и в 1930), Тетевенский во имя прор. Илии мон-рь (г. Тетевен, основан в период 2-го Болгарского царства, в XVII в. был важным книжным центром, в XVIII в. разорен, ныне действует как приход), Троянский мон-рь , Чекотинский во имя арх. Михаила (близ г. Ботевграда, основан в XIV в., восстановлен в XIX в., мужской), Этропольский мон-рь . Известия о Л. е. относятся к периоду 2-го Болгарского царства. Пять митрополитов Ловчанских (Лонгин, Мелетий, Киприан, Симеон I и Симеон II), правивших в сер. XII - нач. XIII в., упоминаются в Борила царя синодике (нач. XIII в.) на 3-м месте, после иерархов Преслава и Червена (совр. Русе). Митр. Ловчанский Парфений участвовал во II Соборе в Тырново (1360), Л. е. занимала тогда 4-е место среди болг. кафедр. После подчинения Болгарской Церкви К-полю в 1-й пол. XV в. кафедра получила ранг епископии. С сер. XV до сер. XIX в. известны имена 24 Ловчанских иерархов. После учреждения Болгарского Экзархата статус митр. Ловчанского Илариона (Иванова) в числе первых 4 болг. иерархов был подтвержден султаном. Главы Л. е. неск. раз становились предстоятелями БПЦ: митр. Иларион (Иванов) в 1872 г. был избран 1-м экзархом Болгарским; митр. Иосиф I (Йовчев) в 1877 г.- экзархом Болгарским; митр. Максим (Минков) в 1971 г.- патриархом Болгарским. Лит.: Никитов И. За Ловчанска епархия. Ловеч, 1932; Бакалов Г., Павлов П., Маринов Б. Ловчанска епархия: Минало и настояще. София, 2008. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110638.html

Из письма папы Климента IV 1265 г. (CDS. 1907. Т. 5. P. 342). См.: Starine. Zagreb, 1875. Vol. 7. S. 55. Здесь и далее при анализе переписки между папским престолом и Болгарией в начале XIII в. автор опирается на итоги исследования этого источника, предпринятого В. Н. Златарским (Златарский В. Н. История на българската държава. 1972. Т. 3. С. 150–211). Основные выводы этой работы имеют значение и в настоящее время. См.: Латински извори за българската история. София, 1965. Т. 3. С. 319 (далее: ЛИБИ). См.: ЛИБИ. С. 314–315. См.: Norden W. Das Papstum und Byzanz. Berlin, 1903. S. 186–201; Gill J. Byzantium and the Papacy (1198–1400). New Brunswick (N. Y.), 1979. P. 31–32. См.: ЛИБИ. С. 327–329. См. там же. С. 334–335. См. там же. С. 309. Там же. С. 360. Там же. С. 320. См. там же. С. 339. См. там же. С. 327. Соответствующие сопоставления см.: Gill J. Byzantium and the Рарасу. P. 260. См.: ЛИБИ. С. 321, 328, ср.: С. 337. См. там же. С. 344. В одном из документов этого времени приводится заявление короля Уроша, что «ни господин папа, ни Римская Церковь не имеют никакой власти в его королевстве, так как он имеет в королевстве своего папу» (dominus papa пес Ecclesia Romana nullam potestatem habit in suo regno, cum habet im regno suo papam), т. е. своего архиепископа.— Цит. по: С. Борба... С. 147. См.: ЛИБИ. С. 344. См. там же. С. 337, 340 и др. Письмо папы Иннокентия III болгарскому царю Калояну относительно легата Доминика см. там же. С. 314. См. там же. С. 360–361. Обзор имеющихся точек зрения см.: Данчева-Василева А. България, папството и западноевропейската политика през първата половина на XIII в.//Из политическата история на България. София, 1985. С. 195–196. См. там же. С. 196. См.: Acta Innocentii III (1198–1216)/Ed. Th. Haluscinsky. Romae, 1944. P. 442–444. Об этом эпизоде см.: Васильевский В. Г. Обновление болгарского патриаршества при царе Иване Асене II//Журнал Министерства народного просвещения. 1885. Март. С. 15 (далее: ЖМНП). См.: Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. София, 1928. С. 79–80.

http://sedmitza.ru/lib/text/442946/

Несомненна роль Болгарской Церкви в установлении Сербской Патриархии, а также ее внешнецерковная активность в XIV веке. См.: Снегаров И. Кратка история на съвременните Православни Църкви. София, 1946. Т. 1. История на България. Т. 2. София, 1984. С. 210–225. Об этом сознании, как кажется, свидетельствуют следующие слова папы Николая в «Ответах болгарам»: «Вы принадлежали и должны принадлежать святой Римской Церкви, которой через тебя, Петр, твой господин вместе со всем народом своего царства был передан блаженному первоверховному апостолу Петру, от чьего наследника, то есть славного папы Николая, он удостоился получить наставления жизни, епископов и священников» (Латинските извори на българската история (далее – ЛИБИ). Т. 2. София, 1964. С. 110). Там же. С. 118. Там же. С. 196. Гръцки извори на българската история (далее – ГИБИ). Т. 4. София, 1960. С. 118. Darrouzès. Notitiae. 8. P. 290. Имеется в виду не чешская Моравия, а земли в Поморавье (современная Восточная Сербия). ГИБИ. Т. 4. С. 117. Сохранились две свинцовые печати конца IX – начала X века, где упоминается «Георгий чернец и синкелл болгарский» (Надписът на чъргубиля Мостич. София, 1955. С. 84). На стене Золотой церкви в Преславе сохранилась кириллическая надпись-граффити, сообщающая, что церковь святого Иоанна построена хартофилаксом Павлом (Медынцева А., Попконстантинов К. Надписи из Круглой церкви в Преславе. София, 1985. С. 28–29). Как считает Фр. Дворник, святой Константин-Кирилл мог быть хартофилаксом (Dvornik F. Les legends de Constantin et de Methode vues de Byzance. Praha, 1933. P. 49). Ibid. P. 52–55. ГИБИ. Т. 4. С. 188. Попруженко М. Синодик царя Борила. София, 1928. Об истории становления Болгарской Патриархии см., в частн.: Снегаров И. Първата Българска Патриаршия. Ч. 1//ГСУ БФ. 1949. Т. 26; Ч. 2//ГДА. 1951. Т. 1. Его имя и годы предстоятельства вызывают обоснованные сомнения хотя бы в силу того, что Доростол не мог быть резиденцией патриарха, обязанного присутствовать при царе. Кроме того, подозрителен и слишком долгий срок правления.

http://pravoslavie.ru/33796.html

Митрополиты Варны: Мефодий (1325), Маркел (1327), Мефодий (ок. 1347), Алексий (1373-1380), Гавриил (1469), Каллист (1484), Акакий (1572-1594), Мелетий (1604), Феоклит (1604-1605), Матфей (1606), Митрофан (1622), Порфирий (1624), Парфений (1624-1632), Мелетий (1635), Парфений (1639), Анфим (1649-1654), Даниил (1656-1657), Никодим (1662), Митрофан (1672), Григорий (ок. 1698), Каллиник (1720-1726), Неофит (1774), Филофей (1780-1797), Паисий (1799-1806), Григорий (1806), Захарий (1817-1821), Филофей (1821-1829), Каллиник (1830), Иосиф (1835-1846), Порфирий (1847-1864) и Иоаким (с 1864). На момент объединения епархий включала Варненский, Балчикский, Мангалийский, Добричский и Провадийский округа, 3 мон-ря на побережье (Димитриевский, Константиновский и Тузлата близ Балчика). Основание кафедры в Преславе связано с Крещением кн. Бориса ок. 865 г. Первоначально кафедра находилась в Плиске близ Преслава, в 870 г. была возведена в ранг архиепископии. Первым архиереем был архиеп. Иосиф, прозванный исповедником. В 893 г. княжеский и архиерейский дворы были перенесены в Преслав. В 927 г. Болгарская архиепископия была возведена в ранг Патриархии (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). В кон. Х в. город был захвачен византийцами и сожжен. С приходом к власти Асеней в кон. XII в. был восстановлен. Преславская епархия входила в число епархий Тырновской архиепископии, стоит на 1-м месте при перечислении болг. епархий в Борила царя Синодике . Известны митрополиты Преславские Савва (1263/64), Виссарион (1276/77) и Дорофей (1359). После завоевания Болгарии Османской империей в XIV в. и установления К-польской церковной юрисдикции Преслав оставался одним из епархиальных центров, в 1832 г. был возведен в ранг митрополии. В 1861-1868 гг. Преславской митрополией управлял митр. Анфим I (Чалыков) , активный сторонник независимости БПЦ от К-поля, в 1872 г. ставший 1-м экзархом Болгарского Экзархата. Перед объединением епархия включала Шуменский, Эски-Джумайский (Тырговиштский) и Осман-Пазарский (Омуртагский) округа.

http://pravenc.ru/text/154303.html

   001    002   003     004    005    006    007    008