Судя по сохранившимся остаткам фундамента, базилика имела около 100 м в длину и 20 м в ширину, и, следовательно, являлась самым большим христианским храмом в Европе того времени. 27 января. ПРАВМИР. В Болгарии планируют восстановить Большую базилику в Плиске, которая считается первым христианским храмом, возведенным после крещения болгар. Восстановление Большой базилики в Плиске планируется начать в этом году. Болгарский Совет министров намерен выделить миллион левов (полмиллиона евро) государственной субсидии на реставрацию этого археологического объекта, -сообщает Седмица.Ru со ссылкой на болгарское издание «Новини». Большая базилика в Плиске — кафедральный собор первой болгарской столицы — была построена в IX в. святым равноапостольным князем Борисом I. Она располагалась вне стен Плиски, на месте предполагаемого места захоронения неизвестного святого мученика, и была частью комплекса, в который также входили здания архиепископского дворца и монастыря. Относительно внешнего облика храма точных сведений не сохранилось. Судя по сохранившимся остаткам фундамента, базилика имела около 100 м в длину и 20 м в ширину, и, следовательно, являлась самым большим христианским храмом в Европе того времени. Более двух столетий она была кафедральным храмом, но из-за переноса болгарской столицы в Великий Преслав постепенно пришла в запустение и была разрушена, вероятно, в период османского завоевания Болгарии (XIV в.). В конце XIX в. во время археологических раскопок были обнаружены фундаменты базилики и других зданий комплекса. В ХХ в. были восстановлены некоторые стены базилики.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 апреля, 2021 18 февраля, 2021 13 марта, 2024 20 февраля, 2024 19 октября, 2023 30 августа, 2021 2 августа, 2021 24 июня, 2021

http://pravmir.ru/v-bolgarii-vosstanovya...

V. Христ. мотивы в ювелирных украшениях. Раннехрист. символика стала одним из элементов орнаментики ювелирных украшений, многие из них произведены в крупных мастерских. Среди изделий клада, обнаруженного в Ратиарии, сохранивших свойственные античности стиль и технику, есть украшения с крестами (IV-V вв.). В отличие от массовой продукции, каковой являлись ввозившиеся из Сирии бронзовые кресты-реликварии, в с. Бежаново найдены золотые изделия того же рода, изготовленные в мастерских К-поля. Ко 2-й пол. V-VI в. относятся украшения клада, обнаруженного в Варне, гривны с изображениями виноградной лозы и птиц; из этого же клада происходит богато украшенный цветными пластинами и эмалью крест-реликварий. В IV-VI вв. появились перстни с монограммой Христа или крестами, иногда с образами святых Константина и Елены по сторонам креста (СНАМ. Инв. 2580). IX-XI вв. I. Архитектура. С принятием христианства самым распространенным из архитектурных типов стала базилика (иногда с атриумом, двойными притворами и баптистерием, напр., Большая базилика в Плиске), способная вместить много молящихся. В области церковного строительства был достигнут синтез архитектуры, пластической декорации вне и внутри здания, мозаики и стенной живописи. В письменных источниках встречаются свидетельства о неск. типах построек: базилике как соборной церкви (7 были созданы по приказу царя Бориса), а также круглых и, упоминаемых в текстах XI в. (напр., в Житии св. Климента Охридского), «белых церквах». Центрические постройки имели крестовый план, нередко конхи, завершающие рукава креста (мартирий, обнаруженный под фундаментом Большой базилики (после 865); дворцовая Круглая, т. н. Золотая, церковь в Преславе, 10-е гг. X в.; триконх в Плиске и др.). Храмы возводились на месте языческих святилищ (Большая и Дворцовая базилики в Плиске, церкви в Преславе, Мадаре, а также в центрах раннего христианства и древних епископских кафедрах. Известно более 40 базилик, 20 из к-рых располагались в жилых кварталах и усадьбах Плиски, 4 в Преславе (Дворцовая базилика, Гебе-килисе, Сакалова могила, Черешето), в Дуросторе (совр. Силистра) и др.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Самими болгарами, когда они стали христианами, первые церкви построены были при святом Борисе, в 865-м г. Если верить лжепапе Анастасию Библиотекарю, храмостроительство «приобрело значительный размах в период пребывания в стране римского духовенства (866–870), освятившего множество церквей и алтарей”» . Об этом свидетельствует латинская надпись, обнаруженная в Преславе. Из храмов, созданных в эпоху Первого Болгарского царства – с конца IX столетия до начала XI века, – до нас дошло в разной степени сохранности более 120 церквей. Преобладают среди них базиликальные храмы, в то время как в Империи ромеев в этот период строились по преимуществу церкви крестово-купольного типа. Руины самых ранних храмов, воздвигнутых после Крещения болгар, сосредоточены на северо-востоке страны – в Плиске и Преславе. В 865-м г. князь Борис основал в своей столице Плиске монастырь, в котором построена была «Большая базилика», от которой до наших дней дошли лишь фрагменты основания. Всего в Плиске «было построено 8 трехнефных базилик, совершенно одинаковых по размерам, плану, формам и кладке... Их нефы были отделены один от другого парой столбов» . В правление Симеона Великого в новой столице Преславе была воздвигнута уникальная в болгарской храмовой архитектуре центрическая в плане «Круглая церковь», состоявшая из трех частей: собственно храма, притвора и атриума. Внутренний диаметр храма составлял 10 с половиной метров. К «круглому подкупольному пространству примыкало 12 полукруглых экседр... Три западных экседры были открытыми и образовывали три входа в храм. Несмотря на эти три входа и алтарное помещение, единство центрального круглого пространства не нарушалось... Его подчеркивал и усиливал венец из 12 мраморных колонн... С наружной стороны каждой колонне соответствовала пилястра. В середине в качестве центра всей композиции находился высокий мраморный амвон, над которым возвышался полусферический купол» . Рейтинг: 9.8 Голосов: 70 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/152606.html

Государство формируется с VII века в результате смешения пришедших на Балканы тюрок, давших новому народу своё имя, и осевших здесь прежде славян, давших Болгарии свой язык. Христианство принято в 865 году при царе Борисе (852–888 гг.). Это время начала Первого Болгарского царства (8601018 гг.). После периода византийского господства (1018–1185 гг.) в ходе восстания возникло Второе Болгарское царство (1185–1396 гг.). Большая часть памятников церковного зодчества Первого Болгарского царства концентрируется в главных его центрах – Преславе и Плиске, а позднесредневековые памятники – в основных городах Второго Болгарского царства – Велико Тырново и Месемврия (современный Несебар). Территория славянской Македонии с городами Охридом и Скопье некоторое время входила в состав Болгарского государства, но после возникновения Второго Болгарского царства и Патриаршества Охридская Архиепископия осталась подчинённой Константинополю. В более позднее время эта область была уже органичной частью Сербского государства. Особое значение имеет монументальная живопись этого региона, относящаяся к переходному времени от средне- к поздневизантийскому периоду, заполняющая вакуум, образовавшийся из-за латинского господства в Константинополе. В период Первого Болгарского царства известны монументальные дворцы, базилики и крестово-купольные храмы, принятые как итог развития в Византии крестово-купольного строительства. К периоду византийского владычества относятся такие памятники церковного зодчества, как гробничная церковь Бачковского монастыря и храм монастыря Земен. Круг памятников Второго Болгарского царства открывает церковь Петричской Божией Матери – кирпично-белокаменной, вытянутой композиции с колокольней – в Асеновграде (по имени братьев Асеней, поднявших восстание и правивших после освобождения), а наиболее ярко этот период представлен трёхапсидными крестово-купольным храмами с узорчато инкрустированными фасадами с сильно обозначенной продольной осью плана – храмы св.Иоанна Алитургита и Архангелов Михаила и Гавриила.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Большая базилика в Плиске. IX в. Большая базилика в Плиске. IX в. В посл. четв. IX в. в городах и около них строились мон-ри, ставшие центром духовной жизни и художественных ремесел; здесь переписывали книги, изготовляли драгоценную утварь и др. Напр., в мон-рях, расположенных в окрестностях населенных пунктов Равна, Черноглавци и др., возводились базилики, нек-рые монастырские храмы были сходны с постройками раннехрист. Востока (Плиска, Силистра). В др. церковных зданиях отразилось влияние Рима и протороманских моделей Далмации и Адриатического побережья (базилика в центре Преслава, 866-867, и в мон-ре близ Равны, 889). В преславский период (кон. IX-X в.) под визант. влиянием в связи с активным строительством церквей для небольшого числа молящихся в городах, имениях и мон-рях стали появляться крестово-купольные храмы к-польского и преславского типов (с вписанным в плане крестом (купол опирается на колонны или свободно стоящие опоры), уменьшенным предалтарным пространством, 3 входами и фасадами, украшенными лепниной). II. Скульптура. Необходимость украшения христ. храмов привела к появлению мастерских, специализировавшихся на изготовлении элементов декоративной пластики из камня для построек 2-й болг. столицы - Вел. Преслава. В 3-й четв. IX - нач. X в. при строительстве Дворцовой базилики были применены массивные архитектонические элементы из известняка со стилизованной протороманской декорацией, созданные, очевидно, под влиянием искусства Адриатики. В то же время, напр. в Большой базилике в Преславе, для украшения литургически важных частей храмов использовали декоративные элементы более раннего времени, а также привезенные из К-поля. Круглая (Золотая) церковь в Преславе. Нач. Х в. План Круглая (Золотая) церковь в Преславе. Нач. Х в. План Архитектура времени правления царя Симеона (893-927) отличалась полихромным убранством (мозаики, стенные росписи, расписная керамика, инкрустация по камню), каменной пластической декорацией снаружи и внутри здания. Замечательным памятником той эпохи является Круглая (Золотая) ц. в Преславе (ок. 906). Ее богатое скульптурное убранство, в к-ром использованы античные, визант. и вост. (араб.) художественные мотивы, сродни лучшим постройкам К-поля (напр., ц. Богородицы Панахранты (Фенари-Иса) в мон-ре Константина Липса, 908). Ок. 60-х гг. X в. в украшении храмов проявляются местные особенности: напр., на фасаде небольшой церкви в местности Аврадака (в окрестностях Преслава) выполнены львиные протомы (передняя половина фигуры), свойственные протороманскому и раннему романскому стилям. Рельефы с христ. сюжетами в этот период не встречаются. В преславской декоративной пластике преобладал раскрашенный рельеф, инкрустированный кусочками стекла, керамики и др. Наиболее часто применялся низкий рельеф и ажурный орнамент, о широком применении пластических деталей, исполненных в технике высокого рельефа, говорить трудно, сохранились лишь немногие детали украшений церквей после X-XI вв. в Силистре и Шуменской крепости.

http://pravenc.ru/text/149669.html

«C’est honteux cependant pour nous (рукою К. М. Базили рядом с текстом на французском написано им по-турецки « resil. », что в переводе означает «стыдно»)». Донесение К. М. Базили А.П.Озерову (на фр. яз.) из Бейрута, 24 декабря 1852 г./5 января 1853 г. АВП РИ, ф. 161 (1) СПб ГА V – А2, оп. 181, 1852, д. 100, л. 7. Часовня Вознесения, где находится Святой Камень, на котором отпечаталась стопа возносящегося Спасителя. Одновременно является мечетью для мусульман. Согласно оглашенному Афиф-беем статус-кво часовни Вознесения, католики, получившие видимое преимущество перед прочими вероисповеданиями, служат там один раз в год, в свой день Вознесения. Только они имеют право служить в этот день одну или несколько литургий внутри мечети, украсив ее внутри тканями и принеся свой алтарь. Прочие служат ее вне мечети в своих шатрах. В случае совпадения их дня Вознесения с таким же праздником у православных, армян, коптов и сириян они совершают несколько литургий подряд прежде прочих. Православные служат здесь дважды в год. Один раз – вместе с остальными в день Вознесения, а другой раз служат одни, в Субботу Св. Лазаря. Армяне совершают здесь церковную службу также 2 раза в году: вместе с прочими в день Вознесения, и одни – в Воскресенье 3-й недели (крестопоклонной) Великого Поста. Копты и сирияне совершают богослужение только раз в году, в день Вознесения (Из донесения генконсула в Иерусалиме А. Г.Я ковлева послу в Константинополе И. А. Зиновьеву. Иерусалим, 22 июня 1901 г. Россия в Святой Земле. Т. I. С. 112-113. Копия с донесения К. М. Базили А. П. Озерову за 121 из Бейрута, 24 декабря 1852 г./5 января 1853 г. (на фр. яз.) АВП РИ, ф. 161 (1) СПб ГА V- А2, оп. 181, 1852, д. 100, л. 7. Там же. Там же. Вифлеем расположен в 9-10 км от Иерусалима и до оккупации Восточного Иерусалима в 1967 г. входил в его административно-территориальный округ. Копия с донесения К. М. Базили А. П. Озерову за 121… л. 3-8 об. В Константинополе патриарху Кириллу был сделан «выговор» от Порты за попытки оспорить и опротестовать решения Порты, да еще в присутствии консула иностранной державы. Более дипломатичные, но аналогичные по содержанию намеки делались в османской столице и А. П. Озерову по поводу «советов» К. М. Базили патриарху Кириллу в Иерусалиме. Копия с письма К. М. Базили А. П. Озерову из Бейрута, 25 декабря1852 г./6 января 1853 г. (Прил. к 1) (на фр. яз.) АВП РИ, ф. 161 (1) СПб ГА V- А2, оп. 181, 1852, д. 100, л. 15-17 об. Послание Вселенского Патриарха Германа к Святейшему Правительствующему Синоду от 29 ноября 1852 г. (в «точном» переводе с греч. на рус. яз.) АВП РИ, Ф.161(1), СПб ГА V-A2, оп. 181, 1852, д. 522, л. 686-690. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5226.html

Вот, я говорю от искреннего сердца, потому что Вы сами у меня просили совета, не прогневайтесь на мою искренность и примите ее как знак уважения и преданности. ОР РГБ, ф. 188, картон 2, ед. хр. 9, л. 7–8. 117. О коллежском асессоре Базили. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде С.-Петербург 14 декабря 1843 г. Подлинник Резолюция императора Николая I: Исполнить. Коллежский асессор Базили в течение пятилетнего управления консульством в Бейруте оказал многие опыты усердия к пользам службы и благоразумной распорядительности как во время политических событий 1840 г. в Сербии, так и по делам православного восточного духовенства. Находя справедливым поощрить консула Базили к дальнейшему служению с таким же рвением, приемлю смелость ходатайствовать о Высочайшем повелении предоставить ему звание и права генерального консула в Сирии и Палестине и назначить прибавленного жалованья по тысяче рублей серебром в год, доколе он будет находиться при настоящем посте, с отнесением сего прибавочного оклада на счет вакантных сумм по штату миссии и консульств в Турции. Сверх того, так как коллежский асессор Базили вступает ныне в брак с дочерью умершего гетмана Молдавии Дросина, то осмелюсь испрашивать Всемилостивейшего пожалования ему, в единовременное по сему случаю пособие, 2500 рублей серебром, кои равномерно могут быть отнесены на счет остатка от тех же штатных сумм за истекающий год. АВПРИ, ф. СПб ГА 1–1, оп. 781, д. 19, л. 84–85. 118. Отношение посланника в Константинополе В.П. Титова к генеральному консулу в Бейруте К.М. Базили Константинополь, Пера 24 февраля 1845 г. Доверительно Черновик Милостивый государь Константин Михайлович! Неделю тому назад, 17-го февраля, Порта отправила султанский берат, подтверждающий бывшего архиепископа Лиддского в достоинстве Иерусалимского Патриарха. С бератом сим послан в Иерусалим нарочный чиновник Рашид-ефенди. Ныне отъезжает на австрийском пароходе архидиакон Иерусалимской Патриаршей Церкви Кесарий. Из Бейрута он продолжит путь свой в Иерусалим для передачи новому Патриарху находившейся здесь доселе ризницы ценою на несколько сот тысяч пиастров. Архидиакон Кесарий назначен к посвящению в архимандриты и к отъезду потом в Грузию для управления одним из монастырей, приклоненных к Святому Гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Говорено было о поддержании православия в Сирии и Палестине. «Как бы не поддержать православной церкви, – говорил консул, – если бы были средства к тому? Я знаю, что протестантское общество издерживает около 500000 ежегодно для своих целей. Где нам взять золото?» – «Есть и золото, есть и средства к поддержанию православия, – сказал я. Я укажу вам на одно, главное и обширное средство, – единодушие православных церквей и монастырей. Пусть например, Афонская гора поделится своими богатыми доходами с антиохийским и александрийским престолами, пусть иерусалимский патриарх помогает им, как ему помогает Россия: тогда дела церкви нашей пойдут лучше. Почему одна российская церковь благотворит всем? Почему её пример не увлекает других к работам о благе общем? Хотите ли, я укажу вам и другое средство? По моему мнению, нужно установить, где бы то ни было, центр соединяющий все частные православные церкви и одушевляющий их примерами благими» (под этим центром я разумел российскую миссию, но не обнаружил этой мысли консулу). – «Ваша теория хороша, отвечал Базили, но трудно выполнение оной». – «Надобно же как-нибудь приняться работать дружными силами и отстоять православие». От Базили узнал я, что алеппский архидиакон Кирилл вызван в Царь-град для посвящения в архиереи и что бывший белемеидский игумен Афанасий выслан из монастыря за долги (80000 т. пиастров) монастырские и за то, что он рассорился с арабами. Апреля 28 , Пятница. Утром я приготовлял письма к друзьям своим. Ровно в полдень посетил меня консул Базили. На этот раз мы оба говорили тише и осторожнее. Замечаю для памяти содержание разговора. 1) Консул сказал мне, что армянский патриарх не принял от него пожалованной драгоценной панагии, единственно потому, что она прислана без рескрипта Государя. Базили старался вразумить его, но патриарх не слушал и консул взял назад панагию и обещался патриарху писать о рескрипте в константинопольскую миссию. При этом рассказе я внушил консулу, что министерство нехорошо поступило, что отправило панагию не чрез эчмиадзинского патриарха, яко главу всех армян. Эта мысль понравилась ему и он решился сообщить ее миссии. Кстати сказать, что и архиепископ лидский Кирилл получил панагию мимо ведома иерусалимского патриарха; ни синод наш, ни министерство внутренних дел не уведомили его о награде лидскому архиепископу. Я говорил Базили, что министерство, поступая таким образом, дает соблазнительный пример приучения младших к неповиновению старшим, или по крайней мере пример неуважения высшей власти духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– 4. Губернатор Хасбеи, который благоприятствовал американским миссионерам завести там училище и уговорить православных принять протестантство, сменен сераскиром Асад-пашею по просьбе консула Базили. На место его поставлен другой правитель, который из благодарности к консулу, будет держать сторону православных. – 5. Жители Хасбеи отреклись от протестантства, но не все. Семейств 16 ушло в Захле и там упорствуют. Впрочем, есть надежда возвратить и их в лоно церкви. – 6. В посягательстве на обращение православных жителей Хасбеи в протестантство замешался и генеральный консул Пруссии (побочный родной брат императрицы Александры Феодоровны). Г. Базили перехватил подлинное письмо его, из которого видно его злоумышление и обличить его письменно. «Прусский консул никогда не простит мне этой проделки моей», – прибавил г. Базили. – 7. Русскую духовную миссию всего бы лучше устроить на Ливане, откуда она могла бы действовать и на Палестину. Ибо по правам Ливанского княжества русские монахи могли бы купить себе землю и построить монастырь, где угодно, без позволения Порты, как это сделали иезуиты и лазаристы. Ливан есть горнило проповеди и действий религиозных для католиков и протестантов. Здесь же должен быть утвержден центр деятельности и православной миссии. Я просил консула Базили ходатайствовать пред нашим посольством в Константинополе об учреждении русского агентства в Газе для поддержания там православия и для защиты русских поклонников, идущих на Синай и возвращающихся оттуда, и вверить агентство тамошнему православному христианину Аврааму Джегшену. Базили слышать не хотел об этом. «Арабы всегда причиняют нам большие беспокойства и хлопоты, – говорил он, – когда мы вручаем им какую-либо власть». – Однако агент ваш в Сидоне араб при­родный и римско-католик, не беспокоит вас – возразил я. – Он не похож на других арабов, – отвечал консул. Притом я долго испытывал его, прежде нежели решил вверить ему агентство. – А Джегшена нечего испытывать, потому что за него ручается его старческая опытность, благоразумие ревность по вере, преданность России и выгодное мнение о нем всех иерусалимских архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Записи путевого дневника архимандрита Софонии наполнены живыми картинами событий на Святой Земле в годы, предшествовавшие Восточной войне. Во многих поездках архимандрита Софонию сопровождали офицеры и матросы русского брига «Неарх», на котором он плыл от Константинополя до Яффы и обратно, – более 25 человек; «по прибытии в Иерусалим вместе со мною говели, и потом все у меня исповедались и приобщались Св. Таин на Гробе Господнем», – вспоминал архимандрит Софония. Командир брига Н.Е. Рябинин, впоследствии контр-адмирал русского флота, спустя пять лет после паломничества в Иерусалим был тяжело ранен на Малаховом кургане при героической обороне Севастополя. Авторами путевых заметок о паломничестве на Святую Землю в начале 1850-х гг. были и менее известные современники, например, тульская дворянка Екатерина Волкова или петербуржец, скрывшийся за инициалами Н.Щ. В их дорожных записях – малоизвестные и трудно представляемые сегодня подробности жизни русских паломников на Святой Земле, куда они отправлялись на несколько месяцев, преимущественно с осени и до весны, чтобы встретить Пасху у Гроба Господня. «Краткое описание путешествия в Палестину» Н.Щ. – вышло в Москве в 1851 г. Цензором книжки выступил архимандрит Леонид (Краснопевков) , впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский. Паломничество Н.Щ. относится к 1847 – 1848 гг.; он буквально на месяцы опередил прибытие в Иерусалим Русской Духовной миссии, таким образом, оставленные им натуралистические зарисовки дают редкую возможность представить, каким увидели русские миссионеры Святой Град, дополняют достоверными подробностями и яркими бытовыми деталями официальные документы Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Исключительно важным источником сведений о Сирии и Палестине стала в середине XIX в. книга К.М. Базили «Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях». Базили с ноября 1839 г. состоял российским консулом в Бейруте и Палестине. После преобразования в 1843 г. бейрутского консулата в генеральное консульство в подчинении Базили оказалась консульская служба всей Сирии. Неудивительно, что первые сотрудники Русской Духовной миссии в Иерусалиме обрели в лице Базили надёжного и верного помощника.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010