Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРАФФИТИ Граффити, надписи, знаки или рисунки, сделанные острым предметом на твердом материале (камень, металл, глина, дерево, стены построек), входят в число объектов эпиграфики - комплексной историко-филологической дисциплины, изучающей надписи не на пергамене и не на бумаге. Г. относятся к частным, или неофиц., надписям. Наиболее разнообразными по содержанию среди слав. Г. являются надписи на стенах храмов, среди к-рых выделяют молитвенные тексты, богослужебные и библейские цитаты, записи о конкретных событиях или житейских ситуациях. Г. бывают нанесены и на др. предметы - на изделия из керамики и дерева (владельческие Г. или подписи мастера), на камни и др. Обладая 2 важными свойствами - точной географической локализацией и аутентичностью,- Г. являются важным источником по истории языка (книжного и разговорного) и местных книжных традиций (молитвенные, богослужебные, библейские Г., Г. с лит. аллюзиями), по истории местных церковных и светских институтов (летописные, поминальные, бытовые Г.), по истории народных представлений (фольклорные Г.). Южнославянские Г. Древнейшие слав. Г. выполнены как глаголическим, так и кириллическим алфавитом на фрагментах керамики, на стенах сохранившихся построек и скальных мон-рей и датируются рубежом IX и X вв. и 1-й третью X в. Территориально они связаны с Первым Болгарским царством - от Охрида до Добруджи, хронологически - с эпохой царя Бориса и его сына царя Симеона , с распространением (известным по греч. и лат. источникам) слав. христ. письменности в древних болг. столицах Плиске, Преславе и Охриде. Эти памятники - свидетельства усвоения балканскими славянами кирилло-мефодиевской традиции. Датировка древнейших надписей в большинстве своем определяется показаниями археологической среды поселений и комплексов, в составе к-рых они были найдены, но часть их содержит прямую дату (6 надписей X-XI вв.), в т. ч. Г. (здравица) 931 г. на боковине сосуда для вина из раскопок в районе Преслава ( Popkonstantinov K. , Kronsteiner O. Starobulgarski nadpisi. Salzburg, 1994. Bd. 1. S. 48-50, 204-205. (Die Slawische Sprachen; 36)). На сегодняшний день Г. 931 г. и надпись 921 г., выбитая на стене скального мон-ря недалеко от г. Тырговиште, о смерти «раба Божия Антония» - это древнейшие датированные Г., сделанные на слав. языке слав. алфавитом (кириллицей).

http://pravenc.ru/text/166401.html

41 . Такова была, в кратких, неполных чертах научная деятельность Ф. И. Есть во всемирной истории отделы, в разработке которых русским ученым принадлежат немалые заслуги, крупные достижения. К таким отделам относится и история Византии. Недаром Крумбахер учился русскому языку, чтобы пользоваться трудами русских византинистов. Между византинистами, русскими и иностранными, Ф. И. занимал одно из первых мест, наряду с В. Г. Васильевским и Η. П. Кондаковым у нас, Крумбахером в Германии, Шарлем Дилем во Франции, стоя, разумеется, выше Schlumberger’a, более известного широкому кругу. В ученом мире, среди лиц, занимающихся и интересующихся историей Византии, имя Федора Ивановича Успенского хорошо известно, заслуги его общепризнаны. Еще вскоре после появления его «Очерков по истории византийской образованности» Академия Наук избрала его в свои члены-корреспонденты (1893), а в 1900 г.– действительным членом. Но я не буду перечислять учреждения и общества, русские и иностранные, избиравшие его в свои почетные или действительные члены. Как относились к Ф. И. за пределами России, на Западе, можно видеть из очерка византиноведения, принадлежащего Louie Brühier, в недавно вышедшем по поводу 50-летия журнала Revue historique, юбилейном сборнике Histoire et Historiens, очерка, в котором Ф. И. отведено видное место. Еще красноречивее говорит тот факт, что по поводу исполнившегося года три тому назад 80-летия Ф. И. во Франции Задуман в честь его сборник под редакцией Millet, озаглавленный L’Art Byzantin chez les Slaves, в 2 томах, около 800 стр., с многочисленными таблицами и рисунками, дабы этим способом, как выражается Millet, – «почтить учителя, который пишет историю Византии, который изучил с такою проникновенностью и эрудицией то, что византийская цивилизация нам оставила наиболее привлекательного – доктрины и памятники искусства, – который организовал Русский археологический институт в Константинополе и руководил им в продолжение стольких лет с успехом, всем известным,-который распространил свои разыскания и вне рамок Византии и осветил раскопками в Абобе-Плиске, живым светом, начало Первого болгарского царства». Сборник печатается, вскоре выйдет в свет, но Ф. И., увы! уже нет в живых; и сборник выйдет уже не в честь его, а в память его.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

738-753/54), Винех из рода Вокил (ок. 753/54-762). При Винехе вторгшиеся в визант. владения болгары дошли почти до К-поля, однако на обратном пути были разгромлены войсками Константина V при Маркеллах (Фракия). После этого набега болгар Константин V начал систематические вторжения на территории Б., строя новые крепости на Балканах и постепенно отодвигая границу империи на север. Трудности в борьбе с византийцами привели к временному ослаблению ханской власти; трон переходил из рук в руки и оспаривался партиями сторонников сближения с Византией и консервативно настроенными сторонниками войны. В 60-х гг. VIII в. каждый хан, пытавшийся прийти к соглашению с империей, свергался представителями нек-рых знатнейших родов болг. боил (боляр). Такая участь постигла в 762 г. Винеха, в 763 г. Телеца из рода Угаин, в 766 г. Савина из рода Вокил, в 768 г. Пагана. Между тем Константин V продолжал свой натиск: в сражении 30 июня 763 г. при Анхиале он разбил войско хана Телеца и после этого праздновал триумф в К-поле. Телец по возвращении в Плиску был убит вместе со всеми представителями своего рода. Свергнутый в 766 г. хан Савин бежал в К-поль. После него во главе гос-ва стояли Умор (40 дней в 766), Токту (766-767) и Паган (767-768), убитый после заключения мира с византийцами. В 768-777 гг. правил хан Телериг, к-рый продолжал борьбу с Византией. В 774 г. Телериг предпринял поход в Македонию с целью подчинить нек-рые местные слав. племена, но имп. Константин V был извещен об этом намерении своими тайными сторонниками в Плиске и вновь разгромил болгар в битве в местности Лифосорий. В то же время ряд походов в Б., предпринятых Константином V в нач. 70-х гг., окончились безрезультатно; византийцам не удавалось закрепиться на территории к северу от Балкан. После смерти Константина V наступление византийцев прекратилось. Во 2-й пол. VIII в. в политике болг. ханов начинают ощущаться все более тесные связи болгар с Византией и влияние ее культуры. В 777 г. свергнутый хан Телериг бежал из Плиски под защиту преемника Константина V имп.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Надо заметить, что в Преображении, Вознесении и Сошествии во ад фигуры Богоматери и Христа крупнее других. Так художник хотел показать их большее значение по сравнению с другими. За исключением Богоматери Никопеи, фигуры на кресте из Плиски маленькие и коренастые. Головы непропорциональны по отношению к высоте фигур 424 . Их размеры ещё увеличивают большие нимбы. Контуры, очерченные местами чернью, утяжеляют фигуры. Встречаются оборванные и угловатые линии. Лица овальные, удлинённые, глаза обозначены двумя большими чёрными точками, расположенными высоко и близко друг к другу, брови дугообразные (у фигур внешнего креста они не прорисованы), подбородок намечен полукруглой чёрной линией, ноги босые. Автор стремился показать фигуры в движении через жесты рук, положение ног или с помощью складок одежды. Динамика особенно чувствуется в Вознесении и Сошествии во ад. Учитывая ограниченность пространства, надо отметить, что фигуры относительно свободны и пластичны. Нет сомнения, что художник, создавший композиции нашего памятника. приложил много старания, прилежания и вкуса и был первоклассным мастером. Но местами он проявил некоторую небрежность, вероятно, связанную с малыми размерами креста. Так, чернь, например, выходит за пределы контуров, глаза не всегда симметричны и равновелики, круглая мандорла в Преображении и некоторые нимбы не совсем правильны. Большая часть этих недочётов у средневекового мастера проявляется при увеличении фигур, но в данном случае многие детали сглаживаются и эффект, производимый чернью на золотом фоне, поразителен. Памятники средневековой пластики с изображёнными на них сценами праздников известны уже в VI–VII веках. На некоторых ампулах из Монци и Боббио представлены семь или девять сцен. Семь сцен фигурируют также на византийских обручальных кольцах, выполненных из золота и украшенных чернью 425 . Изображение нескольких сцен на крестах-энколпионах – это очень редкий феномен. Большое количество крестов-мощевиков      сохранилось в музеях, церковных сокровищницах и частных коллекциях, но большая часть из них не имеет художественной ценности 426 . Большинство произведений ювелирного искусства приобретено антикварными путями, и это затрудняет определение их происхождения и датировку. Кресты делались с VI века и позднее в Средние века, но до сих пор не известно ничего, полностью аналогичного реликварию, найденному в Плиске.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Сходство между древнеболгарскими кириллическими эпиграфическими памятниками и праболгарскими надписями первой половины IX в., в некотором отношении, столь значительно, что это основательно свидетельствует о непрерывности эпиграфической традиции у болгар с эпохи хана Омуртага (814–831) и хана Маламира (831–836) до греческих, а, следовательно, и до славянских кириллических надписей эпохи христианизации князя Бориса I и царя Симеона (893–927). Но нигде в докириллических болгарских эпиграфических памятниках нет никаких следов (намеренного) негреческого кириллического знака. Широкое употребление греческого эпиграфического письма в дохристианском болгарском государстве было важной культурно-исторической предпосылкой поздней рецепции и распространения кириллической азбуки (24 буквы которой были греческими), как эпиграфического, канцелярского и литургического письма в древнеболгарских столичных городах Плиске и Преславе. Дополнительные же 12 кириллических знаков тоже возникли не спонтанно (эволюционно или исторически), но вследствие употребления греческого письма для государственных и духовных нужд праболгаров и болгарских славян» 98 . На исходе XX в. ученый из Литвы А. М. Кузнецов предложил пересмотреть вопрос об оригинальности глаголицы и вернуться к ее греческой основе. Он считал, что глаголица творилась св. Константином по образу и подобию существующих греческого и латинского алфавитов, и их основы, еврейского (финикийского). «Солунские братья распространяли славянскую письменность среди тех славян, которые уже знали и использовали или греческий, или латннский алфавит. Обучение новому алфавиту не могло не строиться на принципе сопоставления с уже известным в данной среде алфавитом» 99 . Приводя достаточно веские аргументы, и практически подкрепляя их примерами, А. М. Кузнецов в заключение своего исследования, снова возвращается к выдвинутому им мнению и настаивает на том, что в глаголице, как в узле, были соединены качества семитского, греческого и латинского языков, а ее символом или идеей стала «мысль о единстве христианского мира» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Во всех, уже довольно многочисленных, случаях капища, известные в разных частях славянского мира, имели круглую или овальную форму. Круглое капище находилось на городище Богит и три таких капища исследованы на городище Звенигород, где, возможно, имелось и четвертое капище. В центре капищ сохранились места, где, вероятно, стояли идолы. Как известно, большинство святилищ различных народов построено по принципу круга с точкой – идолом в центре (Плетнева С. А., 1964, с. 133). Такая форма святилищ, являющаяся символом солнца, известна от Греции V–VII вв. до н.э. до американских индейцев новейшего времени, в Бретани, в Прибалтике, у финнов, пруссов и т.д. (Фрезер Д., 1986, с. 468; Чайльд Г., 1949, с. 173; Жулкус В. В., Климка П. Л., 1988). В планировке славянских святилищ так же, как в христианских храмах, являющих собой образ мира (Вагнер Г. К., 1987, с. 73; 1990, с. 29–30), отразилось мировоззрение славян, представляющих себе мир в виде круга, магической фигуры, не имеющей ни начала, ни конца, символизирующей вечность и круговорот природы (Хокинс Д., 1977, с. 51). Этим, в частности, славянские воззрения на мир отличались от представлений многих азиатских народов, у которых в понятии мира присутствовала и форма квадрата (Иванов В. В., Топоров В. Н., 1974, с. 295; Войтов В. Е., 1986, с. 11). Такое понимание мира прослеживается, например, у праболгар в Плиске, Преславе, на Маяцком городище, где святилища имели форму вписанных друг в друга квадратов (Ваклинов С., 1977, с. 111; Аладжов Ж., 1980, с. 73–74; Винников А. З., Афанасьев Г. Е., 1989). Каждое из святилищ на Збруче имело свои особенности. На Богите круглая площадка капища окружена восемью симметрично расположенными углублениями, как это было на капище в Перыни, возможно, в Поганьско и на Ворголе. Число четыре у многих народов считалось магическим и священным (Даркевич В. П., 1960, с. 59). У славян были распространены представления о четырех сторонах света, четырех временах года, четырех ипостасях Перуна. В мифологической системе бинарных противопоставлений это число усложняется до восьми (Иванов В.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Упопомянем каждого отдельно. Первым - Германриха, епископа из Пассау. Его владения располагались ближе всего к моравским землям, и он в 870-м непосредственно участвовал в набеге на Моравию, находясь при войске Карломаня. Он теперь и повёз схваченного византийца в свой Пассау. О Германрихе известно также, что за пять лет до этого он побывал в сопровождении своих священников в Плиске, у болгарского князя Бориса, надеясь добиться постоянного присутствия в этой стране немецких пастырей. Но вынужден был отъехать, ни в чём не успев. Тогдашний папа Николай имел, как известно, собственные виды на Болгарию и потому не потерпел конкуренции. На судное собрание (оно состоялось в Регенсбурге) явились также епископы Анон из Фрайзинга и Ландфрид из Себена. Среди присутствовавших называли и Вихинга, священнослужителя из Нитры, пути которого с Мефодием будут впоследствии многократно пересекаться. В затеянном разгроме моравской миссии участвовал и Адальвин, архиепископ Зальцбургский. Если он и не был главным исполнителем расправы, то, скорее всего, как раз он постарался, хотя бы задним числом, обосновать необходимость и особую строгость суда. Именно в стенах его епископской канцелярии тогда же, к началу 871 года, и появился трактат, известный среди письменных источников эпохи под названием «Conversio Bavoagiorum et Carantanorum» («Крещение Баварцев и Карантинцев»). Анонимный автор трактата постарался отметить историческое первенство Зальцбургского духовного центра в деле христианского просвещения не только германских, но и славянских язычников. Адальвин, по мнению исследователей, явно приложил усилия к появлению рукописи. Но мог ли епископский синод обсуждать в обстановке, приличной такого ранга собранию, вопрос о том, кто в большей степени достоин и способен просвещать славян - они, старожилы этих мест, или приезжие миссионеры из Константинополя? Нет, после того, что успели здесь вытворить по отношению к Мефодию, синод совершенно уже не был способен удерживаться в рамках пристойности. Об этом с возмущением заявит в своём письме - прямо в лицо епископу Германриху - не кто иной как папа римский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

32 20 лет, с 1874 по 1894 г. занимал Ф. И. кафедру всеобщей истории в Одесском университете, сначала в звании доцента, потом профессора, был секретарем, под конец деканом факультета. Следующие 20 лет он стоял во главе Русского археологического института в Константинополе с самого основания его и до разрыва с Турцией во время мировой войны. Он принимал деятельное участие в составлении проекта этого института, 33 организовал его, руководил его работами, редактировал его «Известия»; под его руководством и при ближайшем, большею частью личном его участии предпринимались научные экспедиции в Болгарию, Сербию и Македонию, в Грецию и в Малую Азию, в Сирию и Палестину, производились раскопки... Но я не буду останавливаться на этой стороне деятельности Ф. И. Не могу, однако, не подчеркнуть трех моментов: раскопок в Абобе-Плиске, 34 где открыты остатки древнейшей столицы болгар после утверждения их за Дунаем; перевезение из Пальмиры в Петербург, в Эрмитаж, каменной плиты с интереснейшей надписью на арамейском и греческом языках, содержащей таможенный тариф, 35 и издание «Константинопольского Серальского кодекса Восьмикнижия» (из бывшей библиотеки византийских императоров), с альбомом, 36 – труд, за который Ф. И. была присуждена Русским археологическим обществом большая золотая медаль. К этому периоду относится труд Ф. И. и более общего, скорее научно-популярного характера, – «История крестовых походов». СПб. 1900 (в коллекции «История Европы по эпохам и странам»). В жизни и деятельности ученого наступает обыкновенно момент, когда является желание подвести итог, дать синтез своих работ, объединить их в одном обобщающем труде. И мечтою Ф. И. было дать общую историю Византии, дать цельную систему в такой области, которая являлась в его глазах «наиболее важной после отечественной истории для национального самосознания». Он смотрел на это, как на основную задачу жизни, и в 1913 г. вышел наконец в свет I том давно задуманного им труда: «История Византийской империи», в дорогом, роскошном издании фирмы Брокгауза-Ефрона.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Что место военного расположения, стоянка или лагерь древних болгар, имело название κμπος на официальном языке, это прекрасно засвидетельствовано надписью Омортага 22 , где так названо расположение болгарского стана в Плиске со столицей хана и его двором: εις της Πλσκας τον κμπον μνοντα. Как до сих пор не может быть разъяснено, какому языку принадлежит слово Πλσκα или Плиска, так и по отношению к термину Κεραμσιος нам не следует крепко держаться за латинский и греческий язык, для которого термин вполне чужд. Предположение, что выражение «Керамисиев стан» должно быть объясняемо не из греческого языка, может находить себе некоторое подтверждение и в том, что керамисианами наш автор называет спутников Кувера, поселенных в захваченном им месте по переходе через Дунай, и что этот термин иногда употребляется в связи со славянами. Нельзя также не привести здесь себе на память имя болгарского хана Кормесия, жившего в начале VIII в. 23 Признаемся, мы даем лишь соображения и делаем догадки к объяснению довольно необычного термина. В дальнейших выводах мы склоняемся к тому заключению, что Кувер поселился со своими спутниками поблизости от Дуная и имел целью своих замыслов Восточную Болгарию, как это весьма определенно указано и в легенде. Теперь, что касается того пункта, который первоначально захватили болгаре, то здесь, не рискуя делать новые топографические расследования, мы можем идти по следам изучивших древнюю историю болгар по переселении их за Дунай. В этом отношении следует указать на так называемый Аспарухов Угол, Переяславец на Дунае и Николицельское укрепление. Вышеизложенными данными не ограничиваются сведения о Кувере, находимые у нашего автора. Т. к. он пользовался утраченными в настоящее время источниками, то нельзя не придавать большого значения и дальнейшим его известиям. Основная мысль его состоит в том, что поселенцы Керамисиева стана стали посягать на Солунь, Константинополь и города Фракии, и что исполнителем этих замыслов они избрали именно Кувера, назначив его своим князем и каганом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Катастрофическое поражение Византии при Плиске (811), закончившееся гибелью императора Никифора I u тяжелым ранением его сына и наследника Ставракия. После этого болгарский правитель Крум совершил набег на Вост. Фракию и одержал крупную победу при Версиникии. После своей смерти в 814 году Лев V Apмяhuh разбил болгар при Месембрии и заключил 30-летний мир. 37. 827–902 Мусульманское завоевание из Сицилии. Согласно некоторым источникам, завоевание было спровоцировано Евфимием, византийским военачальником, который бежал ко двору Зиядет-Аллаха I b Африке. Последний согласился завоевать Сицилию, пообещав оставить ее Евфимию в обмен на ежегодную дань. Потеря Византией Сицилии. 38. 830-841 Война с Аббасидами, с крупномасштабными вторжениями, начатыми халифами аль-Мамуном и аль-Мутасимом. Крупномасштабные вторжения, начатые халифами аль-Мамуном и аль-Мутасимом, имели целью распространение ислама и завоевание территорий. Несмотря на сокрушительное поражение в битве при Дазимоне и разграбление Амориума в 838 году, император Феофил смог заключить перемирие в 841 году без территориальных потерь, хотя набеги мусульманских пограничных эмиратов продолжались. 39. 830-е годы Набег Руси на Пафлагонию (черноморское побережье северной центральной Анатолии). Цель военной операции – покорение новых территорий. Пафлагонская экспедиция Русов ознаменовала первый известный контакт между Русью и Византийской империей. 40. ок. 844-878 Войны с Павликианами из Тефрики. Цель военной операции – ликвидация павликианского религиозного движения и государства. Ликвидация государства Павликиан и его включение в состав Византии. 41. 851-863 Война с Аббасидами и их вассалами. Цель военной операции – ликвидация наступательного потенциала Халифата и отвоевание потерянных земель на юго-востоке империи. Успешные византийские набеги на Сирию, Месопотамию и Египет пресекаются серией мусульманских вторжений в Анатолию в 860 году. Еще одно вторжение в 863 году привело к полному уничтожению мусульманской армии в битве при Лалакаоне.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

   001    002   003     004    005    006    007    008