Иисус умер, как и должен умереть Тот, Кто есть, по определению Халкидонского Собора 451 года, полностью Человек , но умер, чтобы воскреснуть, ибо в Нём вся полнота Божества пребывает телесно (см. Кол.2:9). Богоматерь Какое место занимает в Новом Завете Мария, Матерь Божия, Пресвятая Богородица? В Послании апостола Павла к Галатам, в 4й главе, есть такие слова: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал.4:4–6). Место Матери Божией, Марии, здесь определено уже достаточно ясно. Этим фрагментом Послания к Галатам навеяны и слова в анафоре Литургии Василия Великого , в том чине, который совершается воскресными днями Великого поста: «Благоволи Единородный Твой Сын, сущий в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, быв под Законом, осудити грех во плоти своей. Да во Адаме умирающе оживотворятся в Самем Христе Твоем». О том же самом говорится в Символе веры, где мы провозглашаем нашу веру в то, что Спаситель воплотился «от Духа Святого и Марии Девы». Иными словами, эти три текста говорят об одном – Матерь Божия занимает исключительное место в деле нашего спасения: если бы не Мария, Христос не пришёл бы в этот мир так, как Он пришёл. Можно согласиться, наверное, с теми протестантскими мыслителями, которые утверждают, что и в католическом, и в православном миросозерцании средневековья почитание Матери Божией иногда вытесняло всё остальное. Да, действительно, такой момент в средневековом христианстве был. Но вместе с тем, когда протестантские вероучения отказались от почитания Матери Божией, они тем самым утратили чувство реального присутствия Христа в этом мире. Недаром строители собора Парижской Богоматери ( Notre-Dame de Paris ) подчёркивали, что возводят этот храм не в честь Марии, а в честь воплощения Христова, в честь прихода Христа в этот мир.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

История дает нам множество примеров этой духовной смерти. На уровне личности это, может быть, не так заметно. Но когда грех в результате свободного выбора человека накапливается в масштабах общества, народа или государства, тогда он становится зримым, видимым. У такого общества, у такого государства нет будущего — история вновь и вновь показывает, как нравственное растление, помрачение сознания, смешение добра и зла делало человеческое общество нежизнеспособным. Мы живем в то время, когда колоссальные силы направлены на то, чтобы убедить всех нас в том, что единственной ценностью является свобода выбора и никто не имеет права посягать на эту ценность, даже когда человек выбирает зло, даже когда человек выбирает социально опасное поведение, — если только не нарушаются нормы гражданского закона. Но мы знаем, как легко обойти все эти нормы. Мы знаем, что никакой, даже самый совершенный закон не может искоренить преступности, коррупции, зла, лжи, конфронтации, — их может искоренить только человек, сделавший свободный выбор в пользу добра. В последнее время мы сталкиваемся с огромными искушениями, когда в ряде стран выбор в пользу греха утверждается и оправдывается законом, а те, кто, поступая по совести, борются с такими навязанными меньшинством законами, подвергаются репрессиям. Это очень опасный апокалиптический симптом, и мы должны делать все для того, чтобы на пространствах Святой Руси грех никогда не утверждался законом государства, потому что это означает, что народ вступает на путь самоуничтожения. Мы сегодня отмечаем праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. С этим образом связано много чудес, и, может быть, первое из них — это то, что обретение иконы в 1579 году в Казани дало мощный духовный импульс нашему народу, во многом послужив тому огромному миссионерскому деланию, которое затем было совершено на просторах Сибири. Собственно говоря, присоединение Сибири к Руси и совершалось под Покровом Божией Матери. В большинстве случаев это было бескровное присоединение, — хотя и случались какие-то стычки и военные столкновения, но в основном это был мирный процесс, связанный с мирной колонизацией огромных сибирских просторов.

http://patriarchia.ru/db/text/3113355.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Умягчение Злых Сердец " Описания иконы Описание иконы Умягчение Злых Сердец Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» называют еще «Симеоново проречение». Как повествует святой евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2. 26). И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...» (Лк. 2. 29) Затем он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2. 34, 35). Подобно тому, как Христа пронзят [...] Икона Умягчение Злых Сердец - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Образ, называемый «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», очень схож с «СЕМИСТРЕЛЬНОЙ» иконой Божией Матери. Отличие его состоит в том, что стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на этом образе по три справа и слева, а одна снизу, в то время как у «Семистрельной» иконы – четыре стрелы с одной стороны и три с другой. В современной иконографии эти иконы, несмотря на различия, часто называют одинаково – «Семистрельная» («Умягчение злых сердец»). Встречается, хотя и редко, вид иконы «Умягчение злых сердец», на которой изображён один меч, как у ВАСИЛЬКОВСКОЙ иконы Божией Матери. Существует отличный образ под названием «Умягчение злых сердец» без пронзающих стрел, схожий с одним из вариантов ЧЕНСТОХОВСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы (см. http://pravicon.com/icon-595).

http://pravicon.com/icon-331

Надо ли отдыхать от духовной жизни? Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Отвечает помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН 4 января, 2010 Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Отвечает помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН Отпуск — это время, когда мы хотим расслабиться, отключиться от привычных дел. Но можно ли отдыхать от молитвы, служб? Должна ли меняться духовная жизнь в отпуске? Отвечает помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий ПОТОКИН.  — Отец Алексий, в первых главах Библии написано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих…» (Быт. 2: 2). Но у Бога ведь нет противопоставления «дел» как напряжения и «покоя» как расслабления, как это часто бывает у нас. Что означал седьмой день, когда Бог «почил»? — Слово «почил» ни в коем случае не означает бездействие, просто завершилась одна часть творческого акта Бога. И на седьмой день Бог радуется красоте и совершенству созданного Им мира, возможности развивать и возделывать его уже в сотворчестве с человеком. Начиная с грехопадения, человек неоднократно предавал это единство, но Бог по Своей безграничной любви дает нам возможность его восстановить. Еще в Ветхом Завете Он призывает еврейский народ к этому единству: «…шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…» (Исх. 20: 9-10). Четвертая заповедь. Благословляется отдых от повседневного труда, добычи хлеба насущного в поте лица, но не просто для отдыха дан нам этот день, а чтобы душа не забывала о Боге и ближних. Всю неделю я тружусь, чтобы обеспечить себя и ближних самым необходимым, а в этот день должен остановиться, вспомнить, кто они мне, как много значат в моей жизни, что посланы они мне Богом. Это труд души. Седьмой день — собирание сил, чтобы можно было опять творить.

http://pravmir.ru/nado-li-otdyxat-ot-dux...

Нас встретил у ворот католический монах и с строгим лицом довольно сухо предложил войти в церковь . В его глазах мы представляли жалкую толпу схизматиков, а потому странно было бы здесь нам рассчитывать на особенную любезность и радушное гостеприимство. Он показал между прочим, художественные изваяния Божией Матери и пророка Илии. Здесь, по преданию, было то самое место, где молился пророк в ожидании дождя. Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лицо свое между коленями своими, и сказал отроку своему: – Пойди, посмотри к морю. « Тот пошел и посмотрел, и сказал: – «Ничего нет. » Он сказал: – «Продолжай это до семи раз. «В седьмой раз тот сказал: – «Вот небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую»... (3 Царств: 18 глава). В этом облаке Илия увидел признак дождя. «И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред (царем) Ахавом до самого Изрееля». Следовательно, Илия пробежал перед колесницею царя всю долину Ездрилонскую, т.е. около сорока верст Это видение маленького облака, которое дало обильный дождь после трехлетней засухи, по сказанию святых отцев, и есть образ Девы Марии, родившей Слово Божие. А потому католики считают пророка Илию, как первого чтителя Божией Матери. Проводник-монах предложил нам купить на память крестиков и образков Кармильской Божией Матери. Осмотрев поверхностно постройки монастыря, мы вышли на открытое место, чтобы полюбоваться восхитительной панорамой Палестины. На западе перед нами лежит далекое Средиземное море. Над ним расстилается необъятный воздушный океан, с ослепительным солнцем в его вершине. На севере, за мысом древней Птолемаиды, убегает в даль финикийский берег. Правее его вырисовываются в воздухе вершины Ливана. Еще правее весь горизонт вплоть до Кармильского кряжа покрыт Галилейскими горами, среди которых прячется Назарет. Над Галилеей царит величественный Ермон под снежною шапкою. Ближе, у самой подошвы Кармила, расстилается равнина с извивающейся лентой Нахр-ель-Мукатта, или древнего потока Киссона. Внизу, при море лежит город Кайфа и немецкая колония.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никто не любил Христа больше, чем Она. К Успению Божией Матери. 26.08.2016 06:58:48 Сергей Комаров   О Богородице говорить трудно, и даже страшно - по причине Ее исключительной духовной высоты. Митрополит Антоний Сурожский, начиная беседу о Божией Матери, признавался, что чувствует особый страх, так как есть вещи такие святые, о которых далеко не всякий имеет право распространяться. Если старец-митрополит трепетал, что говорить о нас? Но – любовь преодолевает страх. Мы говорим о Преблагословенной, потому что о Ней трудно молчать, и наступающий праздник призывает всех христиан хвалить Богоматерь. Церковь называет Успение всемирным торжеством и приглашает поучаствовать в нем всякую верующую душу: «Приидите, всемирное Успение всенепорочныя Богородицы празднуем1… Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере»2. Давно замечено, что в Писании величие Девы Марии как бы скрывается за славой Ее Сына. Евангелие говорит о Ней мало, но вместе с тем дает почувствовать постоянное присутствие Девы в Священной истории. До выхода на проповедь Иисус живет в повиновении у Праведного Иосифа и Марии (Иосиф умирает в период, когда Спасителю было от 12 до 30 лет). Мать сохраняет в сердце Своем все, сказанное Сыном, и все то, что другие сказали о Нем. Затем Богородица вместе со Христом переселяется в Капернаум. Евангелисты рассказывают, как однажды Она подходит к дому, где проповедует Христос, и спрашивает о Нем. Потом мы видим Марию возле Распятия, а после Воскресения Христова – в общине первых христиан. Она всегда рядом с Иисусом, потому что Иисус - Ее жизнь.   Богоматерь не ищет славы, Она смиренна. Но в то же время мы читаем в Евангелии Ее слова: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,48). Неужели желание похвалы? Нет - это пророчество. Библейское пророчество о том, что миллионы христиан во всем мире будут превозносить и хвалить Ту, Которая родила Спасителя всех народов. Впрочем, похвала Богородице превозносит не столько Ее, сколько Бога, как и Сама Мария об этом свидетельствует дальше в своей чудной песне: «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1,49-50). Хвалящий Божию Матерь хвалит Бога, ибо Он «сотворил Ей величие». Она славна Богом Отцом, призревшим на Нее; Духом Святым, на Нее сошедшим; и Сыном Божиим, воспринявшим от Нее плоть. К Ней, как ни к кому другому, подходит библейское выражение: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1,31).

http://radonezh.ru/analytics/nikto-ne-ly...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Призри на Смирение» 29.09.2016 Рубрика: Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами Метки: икона Божией Матери " Призри на Смирение " Само именование иконы «Призри на смирение» зовет нас молиться Божией Матери прежде всего о даровании смирения, покаяния и терпения — трех главных основаниях, на которых зиждется христианская жизнь. Они неразрывно связаны друг с другом, но впереди идет смирение, потому что гордость является причиной всех грехов и присутствует в каждом грехе. Святые отцы говорят, что есть два рода смирения. Человеческое — от видения своих грехов и последующего за ним покаяния и терпеливой борьбы с ними. И Божественное — в котором полнота Христовых добродетелей. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Чем выше человек, тем более он смиренен. Жизнь крепко смиряет нас болезнями и скорбями, и мы должны молиться Господу и Божией Матери не только об избавлении от внешних бед, но в первую очередь о том, чтобы научиться извлекать из них духовную пользу. Потому что слишком многие из нас не хотят смириться и покаяться. «Яко призре на смирение Рабы Своея», — исповедует Матерь Божия. Этой тайне жизни Она научилась у Своего Божественного Сына, Который дал заповедь: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Евангелие показывает нам, как происходило у Нее это научение. Зная, что Она Матерь Господа, Пречистая Дева в совершенном доверии обращается к Нему: «Чадо!» (Лк. 2, 48) — к этому великому Богу, Которому ангелы служат с благоговением. И Бог, восхотевший быть Младенцем, не отвращается этого имени. И далее Евангелие уточняет: Он «был в повиновении у них». Кто был в повиновении? И у кого в повиновении? Бог в повиновении у людей. Бог, повторим, Которому повинуются Начала и Власти, и Силы, Бог в повиновении у Пречистой Девы. И не только у Нее, но также у праведного Иосифа — из-за Нее. Встанем потрясенные перед этой тайной, не зная, чему больше изумляться — кроткому снисхождению Сына Божия или непостижимому достоинству Пречистой Девы. То и другое чудесно и непостижимо. То, что Бог повинуется Жене, — это смирение, какого не бывало. Чтобы воздать девам высшую похвалу, Церковь поет: «За Нею ведутся к Тебе девы» (Пс. 44, 15) — они следуют за Нею и за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14, 4). Какие похвалы принесем мы Той, Которая предваряет Его?

http://moral.ru/призри-на-смирение/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Сам Господь даст вам знамение» 10.12.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Икона Божией Матери " Знамение " Слово в день праздника иконы Божией Матери «Знамение» Икона «Знамение» изображает тайну Рождества Христова и предстательство за род человеческий Божией Матери. В седьмой главе пророка Исаии есть рассказ о том, как был осаждаем со всех сторон Иерусалим. Уже не было надежды на спасение, и сердца людей трепетали, как листья при сильном ветре в лесу. Однако Господь говорит через пророка царю Ахазу о двух соединенных армиях, окружающих Иерусалим: «Не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней». Пророк убеждает царя обратиться ко Господу и попросить у Него защиты, чтобы Господь дал знамение того, что это исполнится. Царь Ахаз отвечает отказом: «Не буду просить и не буду искушать Господа». Тогда пророк говорит: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Это событие напоминает не только о тайне спасения человечества, каждого человека, каждого народа во всех испытаниях, которым подвергаются люди до самой смерти, но и о том, как мы должны принять этот дар Божий. У нас может быть либо самонадеянное упование на свои собственные силы, как это было у тех, кто окружил Иерусалим, либо ничем не лучшее ложное смирение, когда мы исполнены такого уныния, бездерзновения, отчаяния, что уже не решаемся обращаться ко Господу и просить у Него помощи и знамения победы. Об этом же свидетельствует и событие, через которое прославилась в нашем Отечестве икона «Знамение». Божия Матерь показывает нам, что с нами Бог и что каждому из нас, повторим еще и еще раз, угрожают две опасности. Одна — это безрассудно надеяться на свои собственные силы, а вторая, равная ей, и по существу того же внутреннего содержания, — когда мы унываем и полны мрачной покорности злу, как это происходит сегодня с нашим народом. И со всеми народами. Враги наши исполнены самоуверенности в надеянии на свои силы, а народ в массе своей пребывает в унынии. Как не вспомнить нам слова Господа, что кончине мира будет предшествовать «уныние народов»! (Лк. 21, 25).

http://moral.ru/znamenie/

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. О том, ради кого Божия Матерь творит чудеса Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице был составлен в честь освобождения Константинополя, царствующего града империи ромеев, от осады аваров и славян во времена императора Ираклия и патриарха Сергия. В субботу пятой недели Великого поста он читается за богослужением также ради воспоминания о чудесной помощи Божией Матери, явленной при осадах Константинополя арабами в царствование Константина Погоната и Льва Исавра. В VII-VIII веках арабы представляли большую опасность для многих европейских народов, поскольку завоевали весь Ближний Восток, Северную Африку, Испанию, захватили некоторые острова Эгейского моря и являлись серьезной угрозой для материка, на который совершали опустошительные набеги. В такое бедственное для империи время были явлены необыкновенные чудеса заступничества Божией Матери, в честь Которой и составлен первый акафист — «Радуйся, Невесто Неневестная». Потом на протяжении нескольких столетий других акафистов не писали, считая, что это песнопение — единственное в своем роде и подобных ему быть не должно. Только в XIV веке учениками преподобного Григория Синаита был составлен акафист Иисусу Сладчайшему, в котором отражены молитвенные воздыхания и переживания человека, занимающегося умным деланием. Интересно следующее: акафист Божией Матери читается Церковью в честь двух событий, произошедших при императорах-еретиках. Император Ираклий и патриарх Сергий, его послушное орудие, были основателями монофелитской ереси. Монофелитство утверждало, что хотя в Господе Иисусе Христе одна ипостась и две природы (в этом их учение отличалось от монофизитства), но одно действие и одна воля. Эта ересь была до некоторой степени искусственной, так как учение об одном действии и одной воле являлось компромиссным решением (или, как тогда это называли, «икономией») ради примирения монофизитов с православными, ради возвращения еретиков в лоно Православной Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010