Слова и проповеди. Успения Божией Матери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Слово о воскресении мертвых Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Лука сегодня благовествует во всей вселенной тот случай, когда Господь Иисус Христос у ворот города Наина воскресил юношу — сына бедной вдовы. Христос Спаситель благоволил войти в этот город с проповедью Евангелия, и у самых ворот встречает Он процессию с покойником. И не так велика была процессия, но велик был вопль и плач матери-вдовы, потерявшей сына, и стенание сочувствующих ей сердец. И Господь Иисус Христос умилосердился об этом трагическом случае с матерью и велел остановиться процессии и, взяв за руку покойника, сказал: “Я тебе говорю, встань”. И покойник ожил, из ада возвратилась в тело душа, сердце забилось, мозг заработал, кровь стала пульсировать, как сейчас говорит нам наука… и юноша сел на носилках. (Гроба же как тогда, так и сейчас нет на Востоке.) И Господь отдал его матери. И та мать, которая с горькими слезами провожала покойника, не имея ничего большего, теми же слезами стала благодарить Господа Бога Иисуса Христа за воскрешение сына и возвращение ей того, кто был всей ее надеждой. (Она надеялась, что сын, возмужав, возобновит семью, возобновит фамилию, и мать тайно молилась, чтобы в доме была удачная невестка. Потому что в древности глубокой говорилось — неудачная невестка, что ложка соли или перцу в бочке с медом, все портит.) Итак, мать получила сына воскрешенным, и жизнь воскресла в сознании матери, жизнь воскресла в юноше, жизнь воскресла в семье. Так вот, сегодняшнее воскрешение юноши и возвращение его осчастливленной матери является для всех нас уроком и напоминанием о том, что человек сотворен с бессмертной душой, по образу Божию и по подобию Его, потому что человека создавала вся Троица. Когда заканчивалось творение мира в шестой день, то Троица Святая — Отец, Сын и Дух Святый — совещались между собой: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”. И образ — картинный, фигурный, и внутреннее подобие — богоподобие.

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi/

И еще один рассказ передает евангелист Лука. Когда Иисусу было двенадцать лет, родители взяли Его с собой на праздник в Иерусалим. Там Он отделился от них, и они долго искали Его. Только через три дня нашли они Его в храме, беседующим с учителями. На упреки родителей Иисус отвечал: «Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?» Евангельский рассказ о первом чуде, совершенном Иисусом Христом, тоже связан с Божией Матерью. Иисус Христос и Матерь Его были приглашены на свадьбу, по-видимому, к людям бедным, так как у них не хватило вина для угощения гостей. Мария обратила на это внимание Своего Сына, и по Его слову вода в кувшинах стала вином. Матери Божией пришлось пережить тягости, горе и за­боты о Сыне, Который отдает жизнь Свою за людей. Беспо­коясь о Нем, она старается сквозь толпу народа подойти к Нему, чтобы увести домой, и слышит в ответ на эту заботу горькие для себя слова: «Кто матерь Моя и кто братия Мои?» И, указав рукой на учеников, Иисус Христос про­должает: «Вот матерь Моя и братия Мои – все, кто испол­няет волю Отца Моего Небесного». И, наконец, мы видим ее стоящей у креста, на котором распят в мучительной казни ее Сын, Иисус Христос. Одним из последних слов Иисуса Христа было обращение к матери. Евангелист Иоанн пишет: «Увидев Мать и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: «Женщина, вот сын твой!» Потом говорит ученику: «Вот мать твоя!» И с того часа взял ученик ее к себе». В описании трудов апостолов после Воскресения Хрис­това упоминается, что Матерь Божия оставалась с ними в Иерусалиме и была там, когда на апостолов сошел Святой Дух. Вот все, что мы знаем о Божией Матери из Евангелий, но некоторые другие события из ее жизни нам сохранило церковное предание. С самых первых лет после Воскресения Христова среди ранних христиан сохранялись и передавались разные рас­сказы о жизни Иисуса Христа и Божией Матери. К началу второго века таких записанных рассказов собралось очень много. Некоторые из них были несомненно точной и верной записью того, что рассказывали ученики Иисуса Христа, а некоторые были скорее легендами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Сороковой день по рождении для вступающих в Церковь есть особенно важен, потому что в оный приемлют они начало вводиться в Церковь , или воцерковление. Основание этого знаменательного обычая указано примером Иисуса Христа, исполнившего закон Господень, которым было предписано, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу ( Лк.2:22–23 ; Исх.13:2 ). Посему всех первенцев мужеского пола Евреи посвящали Богу, как начатки свои, в выкуп за избавление свое от рабства Египтян смертью их первенцев ( Исх.13 ). Закон Моисеев о первенцах исполнил Господь наш Иисус Христос, будучи также Первенец ( Лк.2:7 ). По примеру Иисуса Христа, Православная Церковь постановила посвящать Богу всех своих младенцев. Ибо все они суть духовные первенцы, потому что должны устраивать из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). Сороковой день по рождении назначен для посвящения младенцев Богу потому, что матери ранее этого времени, по закону очищения, не могут быть в жилище Божием. Ибо в законе Божием сказано о жене, родившей младенца: ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее ( Лев.12:4 ). А посвятить – пожертвовать младенца Богу всего приличнее матери, для которой он преимущественно дорог. И так по исполнении сорока дней, матери Евреянки приходили во храм, приносили жертву о грехе и всесожжение, и тем вступали в новое общение с Церковью и Богом. Закону Моисееву подчинилась Матерь Божия св. Присно Дева Мария, хотя и не имела нужды в очищении, яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Богоневеста, зачавшая наитием св. Духа, носившая и родшая свято и безболезненно 205 . По примеру Матери Божией, Православная Церковь постановила общим правилом для Христианок, сделавшихся законными матерями, сорокодневное очищение; для незаконных же определила строжайшее отлучение для исправления 206 . Руководимая Церковью, не имеющая пятна, или порока, или чего либо подобного ( Еф.5:27 ), каждая Христианка в сороковой день по законном рождении должна прийти во храм Божий для принятия разрешения – иметь общение с верующими в молитвах и таинствах и для представления младенца своего Богу, подобно матери Самуила, которая, отдавая его Богу, сказала: я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу ( 1Цар.1:28 ). Так сороковой день по рождении младенца есть день очищения матери и воцерковления младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

     О Светописанном образе Божией Матери, явленном в XX веке и очень почитаемого афонитами, и о русском Пантелеимоновом монастыре, воссозданном стараниями приснопоминаемого старца Иеремии (Алехина), рассказывает писатель Владимир Николаевич Крупин. В этом году ему исполнилось 75 лет! Сердечно поздравляем Владимира Николаевича Крупина с юбилеем, Божией помощи в праведных трудах, многая и благая лета! Удел Божией Матери Многие места нашей земли напоминают красоту Дня Творения, но особенно чувствуется присутствие Божие в мире здесь, в Греции. Здесь все говорит о Господе: море, полное тайн, горы, скрывшие свои склоны травами, кустарниками, деревьями и цветами, и небо, настолько драгоценно-изумрудное, что голубизна его не дается никакой кисти. Когда восходит, по Божией милости, солнце, то кажется, что небо стекает в море, а море поднимается в небо. А главное место Греции для нас – это Святая Гора Афон. По свидетельству космонавтов, которые летают в космосе над планетой, Афон всегда сияет, даже и тогда, когда кругом него облачность. Святая Гора Афон – удел Божией Матери. После Храма Гроба Господня в Иерусалиме – это главное место в мире. Почему? Если бы не молитвы Афона, мир давно бы провалился в черные дыры безбожия. Был ли ты или не был на Афоне, все равно при этом слове слышится небесный звук чистой молитвы. В отверстое над Елеонской горой небо вознесся Воскресший Иисус Христос. Его приход на землю был последней милостью Господа, показавшего пути спасения. Об этих путях и должны были поведать миру Его ученики. Рассказать и об обетовании Второго пришествия, при котором уже не будет вразумления грешников, а грянет Божий суд. Владимир Крупин      В Деяниях апостолов рассказывается, как ученики Христа собрались по Его Вознесении в Сионской горнице, которая помнила и чин умовения ног, и Тайную вечерю, и как на них снизошел Дух Божий. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго…» (Деян. 2:2–4). После проповеди Петра к Апостольской Церкви «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». (Деян. 2:41).

http://pravoslavie.ru/98668.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Боголюбскую» икону Божией Матери называют также «Боголюбивой». Матерь Божия напоминает нам о том, что является самым главным в человеческой жизни. О том, чтобы мы узнали любовь Божию и ответили на нее своей любовью. «Ибо так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Так возлюбила Бога Пресвятая Дева Мария — всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью Своей, всем естеством Своим, — что Слово стало плотью, Бог стал Человеком, пришел в мир для спасения нашего от греха и смерти. Так любит Божия Матерь Своего Божественного Сына, что неотступно следует за Ним — куда бы Он ни шел. До смерти и смерти Крестной. И так же Она — Та, Которая усыновила всех нас у Креста Своего Божественного Сына — следует за нами, Ее детьми, куда бы мы ни пошли. Она никогда не оставляет нас, даже до смерти, даже до последнего Страшного Суда, где, как исповедует Церковь, Она будет ходатайствовать о спасении всех в самый последний час. Как нам ответить на эту любовь? Святой благоверный великий князь Андрей, изображение которого мы видим на этой иконе, из-за великой любви своей к Богу тоже получил именование «Боголюбский». Особой милости сподобился он от Божией Матери, Которой всегда являл послушание. Послушание — это любовь. По Ее повелению, данному ему в откровении, князь Андрей отправился в новую землю. И в пути явилась ему Божия Матерь и сказала, чтобы он устроил на этом месте храм. Мы, христиане, уже в течение двадцати веков живем под покровом любви Божией. Множество милостей было явлено нам от Божией Матери через Ее чудотворные иконы. Много пришлось пережить за эти века, и чем дальше, тем больше скорбей в человеческой жизни, в жизни всей Церкви. Как нам избежать уныния? Этот праздник призывает нас увидеть все по-иному. Сколько горя и испытаний было у нас, но все-таки они нас не сломили. Какие искушения входили в нашу жизнь, и мы уже, казалось, были близки к падению, но вот мы стоим. Какие болезни сокрушали нас, и, кажется, нам уже не встать, но вот мы продолжаем жить. В каких непостижимо безысходных тупиках мы бывали, но каким-то образом выходили из них. И вот теперь мы — у края пропасти, но непостижимым милосердием, чудом, заступничеством Божией Матери Господь удерживает нас от падения вниз, в самую бездну, хранит нас от гибели. Пусть смерть все-таки возьмет свое, но если мы будем с Господом и с Божией Матерью, это будет самая главная наша победа.

http://moral.ru/main/

Архангел Гавриил, войдя к деве Марии, возвестил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). И праведная Елизавета, когда пришла к ней Дева Мария, исполнилась Духа Святого и прорекла: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Сама Божия Матерь, повторяя пророчество царя Давида, сказала о прославлении Своем от Бога и людей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»... ( Лк.1:46–49 ). Несмотря на ясное свидетельство Священного Писания, протестанты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Ее к обыкновенным людям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа наречена благословенной между женами, то есть стоящей неизмеримо выше всех женщин рода человеческого. От самого создания человека не случилось, чтобы Дева зачала от Духа Святого, родила без мужа, будучи непорочной до рождеста, в рождестве и после рождества. Матерь Божия –единственная из человеков, избранная Богом для великого дела нашего спасения, считать ее обыкновенной женщиной, это значит отрицать Священное Писание, в котором о великом предназначении Божией Матери сказано Самим Богом через пророков, через Ангела и праведную Елизавету. Это значит умалять достоинство родившегося от Нее Господа Иисуса Христа, оскорбить Духа Святаго, Чьим благословенным жилищем Она является. Протестанты, ссылаясь на слова Христа: «кто Матерь Моя, и кто братья Мои?; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» ( Мф.12:48–50 ), делают ошибочный вывод, что Господь не оказывал Своей Матери особой чести. Говоря эти слова, Господь ничуть не умаляет достоинство Своей Матери и, конечно, не отвергает Ее. Он здесь притивопоставляет плотскому родству духовно-нравственное, как наивысшее, как родство в Боге. Такое родство основано на соблюдении Божиих заповедей, на исполнение Его преблагой воли; таким было родство Христа с Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Мы видим, что это пророк. И он возвещает Божией Матери истинное пророчество: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Симеон столь смиренен, что Божия Матерь и праведный Иосиф удивляются не ему, а только его словам. Он как бы исчезает, остаются только его слова: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем». Приведенный в Храм Духом Святым, верным служителем Которого он был в течение долгих лет, в Духе Святом обращается к Богу праведный Симеон, прежде чем покинуть Храм: «Ныне, Владыко, приведший меня в дом Отца, чтобы увидеть в нем Сына, Ты отпускаешь раба Твоего, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои Того, кого Ты обещал мне увидеть. Прежде чем увидеть смерть, мои очи видели Того, Кем Ты спасаешь всех, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Ведомый Духом Святым, Симеон входит в дом Отца, чтобы принять в нем Сына. Симеону открывается чудо Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Время его жизни завершается вечностью. Праведный Симеон считает себя столь недостойным созерцания этой великой тайны, что молит трижды святого Бога отпустить его с миром. Теперь он может умереть. Он переполнен жизнью сверх всякой меры. Иногда кажется, что великие молитвенники настолько пребывают в Боге, что забывают о земле и о живущих на ней. Но мы видим, что праведный Симеон в час величайшего Божия посещения, помнит о тех, кто окружает его. Он исполнен особенного внимания и заботы о Матери Младенца, смиренно и безмолвно стоящей с двумя птенцами. Он благословляет Ее и показывает, до каких пределов идет его любовь к Ней. Он бережно уготовляет Ее к тому, что Ей предстоит пережить. Пастухи, пришедшие к Вифлеемским яслям, ничего не видели, кроме Богомладенца, и только о Нем говорили Его Матери. Также и взор волхвов был устремлен лишь на Него, Ему одному принесли они дары, не заботясь более ни о ком. У праведного Симеона — все иначе. Он единственный в Евангельском повествовании о младенчестве Спасителя, кто являет заботу о Божией Матери. То, что он возвещает Ей, — трудно произнести. Но он делает это с такой любовью, что Божия Матерь слагает каждое слово его в сердце Своем — как благословение. Подлинное созерцание настолько в Боге, что оно касается и всех других. Чем ближе человек к Богу, тем большее число людей включает он в свою молитву.

http://moral.ru/sretenie/

" Старец Симеон сказал о Христе: " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий " (Лк. 2:34). И сказал Матери Божией, что Ей " оружие пройдет душу " (Лк. 2:35). До этого архангел являлся Ей, ангелы пели - и никто не сказал, что Ее ожидает. " Радуйся, благодатная, Господь с Тобою " . И вот, произнесено первое пророчество о том, что Ее ожидает. Симеон прозрел и увидел, что ожидает и Мать, и Младенца. Действительно, царь Ирод скоро поднял руку на Младенца Христа, Божией Матери пришлось бежать в Египет, чтобы спасти Его. Отсюда уже начинает бить " оружие " . До этого ангелы не открывали Ей, какая тайна Ее ожидает: Голгофа, Крест. На глазах Матери распнут Ее Сына. Какая мать выдержит, чтобы на ее глазах убивали собственное чадо?! Но были такие матери. На глазах святой Софии мучили ее дочерей Веру, Надежду и Любовь. Казалось бы, после смерти и Воскресения Христа должны были прекратиться все споры о Нем. Но разделения только начались. С Голгофы и до сегодняшнего дня мы делимся на тех, кто признает Христа, и кто не признает. Одни пошли за Ним и даже на смерть, а другие распинали и кричали " Распри, распни Его! " Сегодня происходит то же самое. Хотя Церковь переживает период спокойного затишья, ее не трогают, многие люди Христа не замечают. В Санкт-Петербурге во многих местах построены храмы. Как можно пройти по улице и не зайти в храм? Обязательно нужно зайти. Христос - путь истины. Но люди выбирают путь без Него, надеются на себя, науку и проходят мимо. Христос каждого звал и приглашал, Он один наш Пастырь, всех объединяющий. Нам Бог открыл Его, и мы должны за Ним идти, готовиться к радостной встрече, ожидающей тех, кто живет по Закону Христову. Будем исполнять заповеди Божии и все, чему Господь учил, вразумляя и наставляя нас. Если будем читать Евангелие и жить по нему, то станем самыми счастливыми людьми на свете. А если у нас будут скорби, как у Матери Божией, Господь поможет перенести их. Поздравляю вас с праздником, желаю радостного и доброго настроения " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В гл. 13-й опять полное возвращение к тексту Евангельскому: «князь священников Иудейских», дерзновенно коснувшийся гроба Божией Матери с целью ниспровергнуть его и пораженный отнятием рук, обращаясь к апостолу Петру с просьбою об исцелении, напоминает ему, что в ту приснопамятную ночь, когда он отрекся от Христа, и когда служанка обвинила его в принадлежности к обществу Христа, «он сказал о нем хорошее». И в ответ на приглашение Петра веровать в Господа Иисуса и чрез эту веру получить исцеление, он выражает сомнение в возможности спасения для себя, как одного из тех людей, которые сами злословили Христа, крича: «кровь Его на нас и на чадах наших»... ( Мф. 27:25 ). В глл. 14 и 15 – чудо исцеления князя священников Иудейских и пораженного слепотою народа описывается подробнее, чем в соответствующих местах «Слова Ап. Иоанна» (гл. 46, 47). В гл. 16-й Апостолы погребают тело Божией Матери в новом гробе ( Ин. 19:41 ) и запирают гроб (ср. Мф. 28:66 ). Сами же они сидели у дверей гроба, как повелел им Господь, – и вот внезапно пришел Господь Иисус Христос с великим множеством Ангелов etc. (Ср. Деян. 11:12 ). Явившийся ко гробу Господь говорит Апостолам: «прежде чем Я взошел к Отцу Моему, Я обещался вам, говоря, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престол славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых?» ( Мф. 19:28 ), – и спрашивает их: «что же должно воздать после этого Божией Матери, избранной ото всех колен Израилевых?» Апостолы признают справедливым, чтобы тело Ее было воскрешено и по соединении с душою было перенесено в рай. В гл. 17-й Архангел (Гавриил) отваливает камень от двери гроба, совершенно как и при воскресении Иисуса Христа (ср. Мф. 28:2 ). В гл. 18-й Господь говорит Апостолам: «мир вам, как Я всегда был с вами, так и буду даже до скончания века» (ср. Мф. 28:20 ). И тотчас, как сказал это Господь, поднятый на облаке отошел на небо etc. Так описывается и вознесение Господа ( Деян. 1:9 ). Должно заметить вообще, что в истории воскрешения Божией Материи перенесении Ее с телом в рай «книга Мелитона» очень разнится от «Слова Ап. Иоанна», где все эти подробности опущены и не упоминается о присутствии при этом событии Апостолов. Вся эта вставка (гл. 16–18) принадлежит именно автору книги Мелитоновой, и легко можно видеть, что она вся создана им на элементах евангельского повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010