Впрочем, милосердие Божие не спешит оставлять человека даже в состоянии греховного падения. «Господь долготерпелив и многомилостив. . . Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс. 102:8, 13 ). Дадим ли мы возможность исполниться тому, чего хочет Сам Господь, сказавший: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 )? – Или Божественная благодать лишь на короткие мгновения осветит наше сердце и, не найдя благоприятных себе условий, вскоре снова покинет нас? Это во многом зависит от нас самих, от того, будет ли наше сердце проникнуто смирением и искренней скорбью о грехах или мы позволим себе опуститься до состояния беспечности и самодовольства. Приступая к святой Чаше, полезно осознать и то, что великая беда наша состоит не только в том, что «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). Она состоит еще и в том, что мы или вовсе не приносим или приносим слишком мало плодов добродетели, без которых немыслима подлинная христианская жизнь. «Истратив в греховной жизни все свое душевное богатство, я пуст добродетелей благочестивых»,– взывает как бы от лица каждого из нас в своем Великом каноне дивный учитель покаяния святой Андрей Критский . Вот эта пустота души, отсутствие украшающих ее добродетелей, все то, что мы должны были сделать как христиане за многие годы жизни и не сделали – может оказаться пагубнее и страшнее всего, что совершили греховного, поддавшись соблазнам и обольщениям, будучи обмануты временной греха сладостью... А между тем, сколько доброго, прекрасного мог бы сделать в своей жизни каждый из нас, или – правильнее сказать – сколько доброго и прекрасного могла бы совершить чрез нас Божественная благодать, если бы только мы раскрывали для нее свое сердце, если бы не противились ей несчетное число раз своим непослушанием, прекословием или холодным равнодушием к ее внушениям и призывам! В древности христиане имели обыкновение причащаться святых Таин ежедневно или, во всяком случае, как можно чаще. Причащались обычно все присутствовавшие при совершении Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Голгофе предшествует Вифлеем, как Божественной Литургии предшествует проскомидия Говоря иначе, Голгофе предшествует Вифлеем, как евхаристическому канону Божественной Литургии предшествует проскомидия. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4, 5). Но волхвы (символизирующие собой также уверовавшие в Сына Божия народы) приходят ко Христу не с пустыми руками, принося ему дары: золото, ладан и смирну. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21, 24). Неужели Младенец Христос нуждался тогда в подобном приношении? Святитель Григорий Великий, Папа Римский, настаивает на том, что предложенные волхвами дары соответствовали величию Христа-Царя, Иисуса-Бога и Истинного Человека: «Золото было предложено как великому Царю; ладан был предложен как Богу, поскольку его используют при богослужении; мирра, которая нужна для бальзамирования умерших, была предложена Ему как имеющему умереть ради спасения всех». Поэтому, свидетельствует Папа Григорий (Великий), нам преподано, что мы предлагаем золото, «которое означает мудрость, новорожденному Царю, если наша мудрость сияет пред Его очами». Мы приносим Богу ладан, «который означает молитвенный пыл, если наши постоянные молитвы возносят к Богу свой сладостный аромат». Мы предлагаем мирру, «которая означает умерщвление плоти, если умерщвляем дурные дела плоти, воздерживаясь от них» . Да не придем и мы в эти праздничные дни ко Христу с пустыми руками, но почтим Младенца усердием веры, надежды и любви как Бога, Царя и Человека. Рейтинг: 9.8 Голосов: 112 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С 12 января 2017, 11:10 С праздником Рождества! Многая благая лета.Помолитесь за сына Давида,сломал коленную чашечку и металлическая пластина не приживается.

http://pravoslavie.ru/99996.html

Да не будет позволено никому из числа мирян входить в священный алтарь, хотя по некоторому древнейшему обычаю это отнюдь не возбраняется царской власти и могуществу, когда та захочет принести дары Сотворившему. Толкование Святой алтарь предназначен для посвященных, поэтому настоящее правило запрещает входить в него какому-либо мирянину, за исключением царя, но и ему позволяет не как мирянину, а как тому человеку, который наделен властью и могуществом и есть помазанник Божий. Ему разрешается по древнейшему обычаю входить в алтарь, когда он хочет принести дары сотворившему его Богу и причаститься [ 303 ] . Согласование Поэтому правило Лаодик. 44 и запрещает женщинам входить в алтарь. А 1-е правило патриарха Николая ради уважения к монашескому образу разрешает тем монахам, которые не повинны ни в каком преступлении, входить в святой алтарь, чтобы зажигать лампады или свечи. Кроме того, св. Никифор в своем 15-м правиле говорит, что монахини могут входить в святой алтарь для того, чтобы возжигать лампады и свечи, украшать и подметать его. Однако если кто-то еще не монах, а только послушник, то он не должен входить в алтарь, как говорит Вальсамон в толковании 1-го правила Николая, которое и прочти. Правило 70 Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову ап. Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих ( 1Кор. 14:34–35 ). Толкование Настоящее правило запрещает женщинам говорить во время Божественной литургии (несомненно, и во время всех собраний верных, бывающих в церкви). Они должны молчать, как пишет Павел, потому что им не позволено говорить, а заповедано подчиняться и слушать, как и в законе Моисеевом сказано о женщине: К мужу твоему (будет) обращение твое, и он будет обладать тобою ( Быт. 3:16 ). Если же они хотят узнать что-либо, пусть спрашивают об этом дома у своих мужей. To же самое определяют и «Апостольские постановления» (кн. 3, гл. 6) 304 . И один внешний мудрец говорит: «Женщину украшает молчание» 305 [ 306 ] . Правило 71

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Дек. 23, жизнь Пр. Нифонта). Итак, братие, какое счастье присутствовать в храме при совершении бескровной жертвы? И какая великая, невознаградимая потеря лишение литургии? Но понимаем ли мы это? Если бы Божественная литургия была совершаема однажды в год и в одном месте, отдаленном от нас, и мы вполне знали важность и силу совершающегося во время оной таинства, то с какой бы радостью и с каким бы глубоким благоговением присутствовали при совершении оной? Но теперь потому, что Божественная литургия совершается ежедневно и что нам так удобно бывать в церкви, мы без всякой нужды лишаем себя счастья присутствовать при литургии, или присутствуем без внимания и без благоговения, рассеянно, носимся мыслями по миру, блуждаем взорами и туда и сюда; многие не стыдятся и не страшатся топотом ног и шумом праздных разговоров возмущать священное безмолвие сего собрания не человеков только, но и Ангелов с великим трепетом и безмолвием здесь присутствующих. Какому осуждению мы подвергаем себя за это? Проклят всяк творяй дело Божие с небрежением ( Иер. 48:10 ). Братие! Устрашимся сего, и с верой, страхом и благоговением будем предстоять во храме, как на небе; погружаясь молитвенно в воспоминание страданий и смерти Господа Иисуса Христа, будем соединяться духом с совершающими Божественное таинство, которое есть величайшее сокровище, дарованное Иисусом Христом Его Церкви. Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. Аминь. Слово по освящении придельного храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы при Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешмы 1858 г. Сентября 16 дня Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих ( Апок. 14:13 ). Исполненный утешения о совершившемся, благодатью и действием Всесвятого Духа, освящении храма сего, я желал бы теперь, среди сей церкви, говорить многое в похвалу веры вашей и благочестия вашего, любящие благолепие дома Божия, обитатели града сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

" Добрые плоды " сентября 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре " Мы посетили сегодня этот виноградник, как сказано в сегодняшнем евангельском чтении, чтобы помолиться вместе с братией святой обители и паломниками, совершить Божественную литургию и сподобиться причащения Святых Христовых Тайн, - сказал владыка в проповеди. - Во время богослужения мы говорим: " Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя " . Все в этом мире Господь насадил, в том числе и эту обитель, потому что человеческими силами ничто создать невозможно, нужна благодать Божия. Господь насадил этот виноградник, чтобы он приносил Ему плоды. Бог насаждает виноградники, людей в этом мире, чтобы они приносили плоды. Потом, в конце жизни каждого из нас, приходит посмотреть, какие мы плоды Ему приносим. Он создал ветхозаветную Церковь и ждал от нее многих плодов. Посылал пророков, святых людей, но от них избавлялись - убивали, даже распиливали, кого-то просто выгоняли из виноградника. Напоследок Господь послал Сына Своего - может быть, Его люди устыдятся. Нет, мы знаем, как поступили иудеи с Сыном Божиим - распяли Его. И Господь этот виноградник уничтожил, насадил другой и отдал язычникам, чтобы уже они приносили плоды Богу " . " Сегодняшнее чтение рассказывает об иудейском народе, но эта притча относится к каждому из нас, - продолжил архипастырь. - Душа наша - тоже виноградник Божий. Господь дал нам душу, чтобы она могла приносить Богу добрые плоды: веру, любовь, терпение, смирение, кротость, воздержание. Такие дары мы должны Богу приносить, они Ему приятны, Он ждет их от нас. Но часто не дожидается от людей никаких даров. Этот виноградник становится диким и приносит греховные плоды Содома и Гоморры, разврата, прелюбодейства, убийства, наркомании, пьянства и прочих грехов. Такой виноградник предназначен к уничтожению. Но Господь долго ждет, надеется, что душа очнется, проснется, начнет спасаться. К сожалению, большинство людей не хотят просыпаться, убивают совесть, которая их обличает. Совесть - это голос Божий в нас, но мы его не слушаем. Иногда люди подсказывают, что нехорошо мы живем, и бывает, что после этого родные и близкие становятся нам врагами. Постепенно человек дичает, дичает, и что ожидает его в конце жизни? Господь спросил у фарисеев: " Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? " (Мф. 21:40). Они ответили: " Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям " (Мф. 21:41). Это относится и к нам: если мы не будем приносить плоды, Господь отнимет от нас веру, благодать и отдаст другим людям, которые уверуют в Бога и будут приносить Ему плоды " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Душу вылечит только Господь " апреля 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Иверской иконы Божией Матери при ПНИ 10 Во вторник Светлой седмицы, 18 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Иверской иконы Божией Матери при психоневрологическом интернате 10 . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель протоиерей Геннадий Никитин с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся пациентов и сотрудников присутствовал директор ПНИ Иван Веревкин. На малом входе за усердное служение Святой Церкви в честь праздника Пасхи правящий архиерей вручил настоятелю патриаршую награду - крест с украшениями. Владыка поздравил верующих со Светлым Христовым Воскресением и престольным праздником. " Мы продолжаем празднование Пасхи, ликует сердце, мы постоянно слышим возгласы " Христос воскресе! " - сказал он. - Евангельские и апостольские чтения сегодня нам повествуют об этом событии. Господь перед Своим искупительным подвигом, перед Крестом говорил ученикам, что Ему надлежит вскоре быть схваченным в Иерусалиме, пострадать и быть распятым, а потом воскреснуть. Сегодняшнее евангельское повествование говорит о том, как два ученика Иисуса Христа - апостолы Лука и Клеопа - шли в расположенное недалеко от Иерусалима поселение Эммаус. Неожиданно к ним присоединился попутчик (это был Сам Иисус Христос, но они не узнали Его) и спросил, о чем они беседуют. Клеопа ответил: " Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? " (Лк. 24:18). И они рассказали, что произошло с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом, как предали Его первосвященники для осуждения на смерть и распяли. Ученики думали, что Он - Мессия. " ...мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля " (Лк. 24:21). Тогда Господь стал им изъяснять, что так и должно было случиться с Мессией, и приводил примеры из Священного Писания. Когда Он говорил с учениками, их сердца неожиданно наполнились такой радостью и благодатью, которую они никогда не испытывали. Сказав все, Господь хотел отойти, но они стали удерживать Его, приглашать в свой дом. Он согласился, пришел к ним в дом. Когда они сели за трапезу, преломил хлеб, и ученики поняли, что это Христос. А Господь тут же стал невидим для них " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Евхаристия наилучшим образом раскрывает нам веру Церкви Христовой Православной. Она «заключает в себе спасительное действие Креста для всех времен» (святитель Иоанн Златоуст ). Она всегда напоминает нам о нашем посвящении Богу в таинстве крещения. «Потому и священник, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – призывает нас к этому (к Святым Тайнам), именуя святыми: «Святая святым!» «. В Священном Писании Нового Завета святыми, как известно, именуются все принявшие святое крещение, то есть все христиане. «Все Таинства церковные соединены с Евхаристией. Именно Евхаристия сообщает им действительность, – пишет митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). – Мы отделили Таинства от Евхаристии, и это большая трагедия в смысле литургическом» 2 . Евхаристия делает нас причастниками Воскресения Христова и наследниками Жизни Вечной. Преосвященный Василий (Кривошеин) († 1985 г.), архиепископ Брюссельский и Бельгийский, говорит, что «Таинство Евхаристии тоже (как и крещение) есть таинство смерти и жизни Христовой и вместе с тем возвещение Его спасительного дела и ожидание Его Второго Пришествия: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). Причастие Святых Таин Христовых является источником и залогом нашего воскресения, как об этом свидетельствует Сам Господь: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек» ( Ин.6:53-54,58 ). Вот почему Святой Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть» (см. Еф.20:2) 3 . Как новозаветная Пасхальная трапеза Божественная литургия всякий раз являет верным Пасху Христову и напоминает о Втором славном Пришествии Христовом. «Смерть Твою возвещаем, Господи, Воскресение Твое исповедуем!» – восклицали вслед за диаконами все участники Божественной литургии в Древней Церкви. (Эти слова сохранились в чинопоследовании Литургии святого апостола Иакова).

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-evxarist...

За пением канона, после стиха: «Всякое дыхание да хвалит Господа», священник воздает славу Господу Богу за появившийся свет дня: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» На его возглас певчие поют «великое славословье, или утреннюю песнь Богу при начале дня: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика слава Твоя, Господи!... Всякий день славлю Тебя и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки... Да будет на нас милость Твоя, Господи, так как мы надеялись на Тебя! Господи, Ты наше прибежище из рода в род. И потому я говорю: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, потому что я грешен пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя». К великому славословию присоединяется славословие серафимов. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», чтобы показать, что и Ангелы вместе с людьми воспевают славу Божию. После «Слава в вышних Богу» поется тропарь, в котором прославляется спасение людей чрез воскресение Господа, и затем, после двух ектений, следует окончание утрени. Священник, обратившись к народу, говорит: «Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистые Своея Матери и святого (память которого празднуется в тот день) и всех святых, помилует и спасет нас, потому что Он благ и человеколюбец». После утрени следует первый час. Он служить благодарением за наступление нового дня, который посылается нам от Господа. Сначала читаются три псалма Давида. В первом из них представлена молитва человека праведного, в которой он просит у Господа милости и наставления. Во втором сравнивается ничтожество и кратковременность нашей жизни с вечностью и славою Божией. В третьем выставлен для нас пример жизни праведного человека, которому мы должны стараться подражать для того, чтобы заслужить милости от Господа. Далее мы слышим чтение тропаря, т. е. песни, в которой рассказывается содержание предстоящего праздника и чтение молитв самых употребительных, которые по большей части известны даже детям: «Святый Боже», «Отче наш», «Честнейшую Херувим» и молитву «Иже на всякое время, и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже», в которой мы просим, чтобы Господь Иисус Христос принял молитвы наши и направил жизнь нашу к исполнению заповедей Своих. Первый час оканчивается молитвой ко Пресвятой Богородице: «Тебе, Богородица, избранной воеводе (военачальнице) мы, рабы твои, за то, что избавились от несчатия, приносим благодарственные песни победы. А Ты, как имеющая неодолимую силу, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали Тебе: радуйся, невеста неневестная!». Эта песнь была, составлена греками, когда, с помощью Божией Матери, они победили врагов своих – персов и в благодарность Ей за эту помощь воспели Ее в этой хвалебной песни. ΙΙ. Божественная Литургия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

И вот первое признание: Иисус – Христос. Но Христос должен быть распят. Христос должен быть распят, чтобы стать Спасителем. Он должен пострадать; Он должен быть унижен, отвергнут, осмеян, побит, оплеван и убит, чтобы войти в Божественную Славу и исполнить Свою миссию. Это из ряда вон выходящее христианское учение, к которому мы относим себя начиная с первого века. Вернемся к Евангелию от Матвея. Иисус спрашивает : «А вы за кого почитаете Меня?», сначала Он спросил «За кого почитает Меня народ?», они давали различные ответы, тогда Он сказал: «А вы за кого почитаете Меня?» В Евангелии от Матфея признание более длинное: «Ты Христос» – как и у Марка и Луки – «Сын Бога Живого». Сын Бога Живого. Толкование этого предложения таково: Он Единородный Сын; и нет другого. И Бог – единственный, истинный, Бог Живой, бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и всех пророков – буквально является Его Отцом. И об этом говорится в Евангелии от Иоанна, в самой первой главе Апостол называет Иисуса Словом Божиим – Devar Yahweh. В Прологе Евангелия от Иоанна, которое… Между прочим, некоторые из присутствующих здесь – неправославные – должны знать, это Евангелие читается в православной церкви на Пасху. Если вы придете на Литургию в Пасху, на службу, на главную церковную службу, Божественную Литургию в Пасхальную ночь, то читаться будет не отрывок из Евангелия о Воскресении Христовом. Его будут читать на утрене, всю неделю, снова и снова, но не в этот конкретный момент. Что же читается? Начало Евангелия от Иоанна. «В начале (так же начинается текст Библии , это первые слова из Книги Бытия): «В начале». Так Апостол Иоанн начинает: «В начале – он пишет, – было Слово», Логос, Verbum по-латыни, на древнееврейском Devar. «И Слово было у Бога» или вокруг Бога, pros ton Theon. И далее он пишет: «И слово было Бог, Theos ». Затем он продолжает: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И слово было Бог. Оно было в начале у Бога», далее: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Все было создано Им, и Апостол Павел скажет, не только Им, но и через Него, в Нем, для Него и ради Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

И оправдалась в них предсмертная молитва Спасителя нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21, 23 ). И увидел, и познал мир, что эти безмолвные и безответные страдальцы – избранники, любимцы Божии, и, склонившись перед их проповедью, уверовали в голгофского страдальца. Литургия В христианской православной Церкви приняты и навсегда усвоены две божественные литургии: « Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Из выше приведенных слов св. Прокла видно, что литургии не сочинены этими великими мужами, а в существе своем те же самые божественные вечери, которые, по примеру первой Тайной вечери, были совершаемы апостолами и их ближайшими преемниками. Высокая заслуга этих святых мужей состоит в том, что они навсегда установили внешний порядок совершения этого таинства, величайшего из христианских таинств, и представили божественную литургию в таком совершенном виде, что после них самые богомудрые, богопросвещенные мужи не нашли иоты, подлежащей какому-либо изменению. Явный признак, что их действиями руководил не обыкновенный человеческий разум, а тот высший ум, который, где положит свою печать, то уж там всем умам и разумам человеческим делать нечего. Поэтому название божественная литургия, кроме самого таинства, принадлежит ей вполне всей – от первого и до последнего слова. Она вся божественная – в существе и во внешнем составе. Св. Василий родился в Кесарии, столице каппадокийской области (в Малой Азии). Год его рождения не известен. Родители его – Василий и Емилия – были строго христианской жизни (римская Церковь чтит их святыми и празднует 30 мая). Отсюда и вся семья вышла великих угодников Божиих. Братья Василия: св. Григорий, епископ Нисский (супруга его блаженная Феозва, диаконисса, память обоих 10 января), преп. Навкратий и св. Петр, епископ Севастийский (9 января), и сестра – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010