He вы Меня избрали, а Я вас избрал, – сказал Пастыреначальник Господь ( Ин.15:16 ). Как пророк Иона, и я, может быть, бежал бы в Фарсис от лица Господня, но Господь меня, немощного, призвал чрез достойного пастыря на тот самый путь, коим он идет, на то же великое пастырское служение. Целую всеблагую Десницу Божию... «Петр! когда ты был юн, то препоясывался сам и ходил, куда хотел, а когда состареешься, то другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» ( Ин.21:18 ). Отдаюсь и я на святую волю Божию, которая приводила меня в Кронштадт и указала жизненный путь. «Да будет воля Твоя – якоже хощеши устрой о мне вещь...» Священник М. Паозерский. Впечатления первого сослужения отцу Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому) на Божественной литургии До сих пор мне не случалось видеть вблизи досточтимого отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Я встречал его несколько раз в Петербурге, но встречи эти были так неожиданны и мимолетны, что я даже хорошенько не рассмотрел его лица. Поэтому я с большим удовольствием принял приглашение причта села Путилова Шлиссельбургского уезда соучаствовать в совершении Божественной литургии отцом Иоанном 27 мая сего года (1897 г. – Ред). Признаюсь, я принял это приглашение не столько из желания разделить животворящую Трапезу страшных Христовых Таин с великим молитвенником, сколько из простого, мелкого любопытства. Каюсь, я был отчасти предубежден против него: все эти нелепые рассказы богомолок; безграмотные и бессмысленные молитвы, распространяемые от имени его; эксплуатация невежественной массы некоторыми из окружающих его лиц, всё это мало говорило моему сердцу и критически настроенному уму. Правда, я боялся осудить Божия избранника, но не в силах был открыть ему и сердце свое и говорил, как древний Фома: «Доколе не увижу – не иму веры». С такими чувствами поехал я в назначенный день и в Путилово. Я приехал к началу шестопсалмия. Отец Иоанн был уже в церкви и молился у жертвенника в главном приделе. Мне пришлось стать на правой стороне алтаря, и чтимый всей Россией пастырь был у меня пред глазами. Я жадно устремил на него взоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Каллистрату (Романенко), епископу Горноалтайскому и Чемальскому 10 ноября 2013 г. 16:44 10 ноября 2013 года за Божественной литургией в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Каллистрата (Романенко) во епископа Горноалтайского и Чемальского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Каллистрата на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Каллистрат! Ныне силой, действием и наитием Животворящего Духа, через возложение на твою главу архиерейских рук ты облекся силою свыше и тем приобщился к сонму епископов Русской Православной Церкви. От лица собратьев архипастырей и всех молившихся сегодня за Божественной литургией поздравляю тебя с этим величайшим в твоей жизни событием. Волей Божией ты отделен от среды пресвитеров (Деян. 13:2) и призван «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (см. Деян. 20:28). Движимый долгом Предстоятеля, обращаю к тебе слово назидания. Выслушай его с вниманием, слагая его в сердце своем. Твоему окормлению вручается новообразованная Горноалтайская епархия . Стремясь, чтобы слово Божие росло и распространялось (Деян. 12:24) во вверенном тебе уделе, неустанно заботься о воспитании подрастающего поколения в вере и христианской нравственности. Тебе надлежит также иметь попечение об открытии монастырей, строительстве новых и восстановлении порушенных в прошлом храмов. Но главное — будь истинным хранителем апостольских преданий, помни, что, по слову апостола Павла, «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:7-9).

http://patriarchia.ru/db/text/3358963.ht...

" Бог - цель жизни " июня 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Всех святых земли Русской В пятницу седмицы 6-й по Пасхе, попразднство Вознесения Господня , 11 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Всех святых земли Русской Московского парка Победы . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Иероним (Тестин) с клиром и другие священнослужители. Диакон Алексий Поляков был награжден правом служения с двойным орарем. " Поздравляю вас с попразднством великого праздника Вознесения Господня, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня второй день праздника, он совпал с юбилеем настоятеля - отца Иеронима. В евангельском чтении мы слышали сегодня фрагмент беседы Господа с учениками накануне крестных страданий. Христос не раз говорил ученикам, что Ему придется пострадать от ближних - фарисеев, старейшин иерусалимских. Ученики должны были заранее знать, что Он - всемогущий Бог: даже увидев, что Его распинают, верить, что Он - Бог, даже увидев Его умершим, верить, что Он бессмертен. Но ученики никак не могли вместить, зачем Он должен умереть. Господь говорит им, что они сделали правильный выбор, оставив рыбацкие сети, дома, озеро Галилейское, и ходили с Ним по Святой земле. Для чего? Чтобы попасть на небо, куда Он скоро будет уходить " . " Иисус обещал, что пошлет им Святого Духа, Утешителя: " Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне " (Ин. 15:26), - продолжил архипастырь. - А Господь пока уходит: " В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я " (Ин. 14:2-3). Но ученики по-прежнему не понимали, куда Он уходит, и Иисус объяснил, что Отец и Он - по существу, один Бог: " Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его... Видевший Меня видел Отца.... Я в Отце и Отец во Мне... Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам " (Ин. 14:7; 9-11). Ученики должны были уяснить единосущность Отца и Сына. Потом возникнет ересь арианская, когда разделят Отца и Сына, будут считать Сына тварью. А Господь предупредил, что они с Отцом - одно, но в разных лицах " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В единстве веры и причастии Святого Духа сами себе и друг друга, и весь живот свой Христу Богу предадим, – молится и исповедует Церковь Православная на каждой своей Божественной Евхаристии (Литургии). 176 В 1 Послании к Коринфянам (1:30) апостол пишет: Вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением. Также в 1Кор. 15:1–4 напоминает коринфянам о Евангелии, которое я благовествовал... которым и спасаетесь, и добавляет, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию. Это связано с 1 Посланием к Тимофею (3:16). Становится ясно, что апостол в цитируемых фрагментах перечисляет главные события и дела Спасителя Господа Христа, то есть Его «икономии», как говорит и св. Златоуст. Так, в 1Кор. 1:30 в слове сделался мы можем увидеть Воплощение, в слове премудрость – учение Евангелия, в словах оправдание, освящение, искупление – Крест, Воскресение и Вознесение, о которых он говорит в 1Кор. 15:3–4 . Сюда же относится и молитва Анафоры Божественной Литургии, а также члены 3–7 Символа веры нашей Церкви. Ср. св. Ириней. Против ересей 1, 10, 1 ( ΒΕΠΕΣ 5, 115). Ср. и П. Трембелас. πμνημα ες τς πιστοΛς τς Καινς Διαθκης. Афины, 1956, т. 1, 247. 177 Омилия Когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, 11 (52, 405); ср. Омилии О непостижимости Божией 5, 7 и 7, 5(48, 738 и 763). 180 Ср. следующие слова св. Златоуста: «И пусть никто нас не упрекает, что мы говорим недостойно Бога: что Бог ради спасения всей вселенной храм живой Себе создал в Девственной утробе и так ввёл небесное житие в нашу жизнь. Ибо, какой ущерб был бы Богу от этой икономии (спасительного поступка)?» Ибо Богу «не прилично обитать в теле чистом и безупречном и с его помощью исправить вселенную» ( κλογα, Λγος 34/63, 825/). См. и его толкование на Евр. (9:11): Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворённою: «Здесь говорит о теле (Его)... Видишь, что тело называет скинией, и завесой и небом?... Ибо так же как завеса скрывает Святыню, так и тело скрывает Божество; и тело подобно скинии имеет (в себе) Божество» (Омилия 15, 2 на Послание к Евреям (63, 119).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В заключение скажем, всегда ли продолжится употребление святого Причащения в истинной Церкви христианской? Ответ на этот вопрос дается в следующих известных уже нам словах апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь апостол говорит о таинстве Причащения. По его словам, оно будет совершаться в Церкви Христовой, доколе придет Господь. Значит, до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю будет совершаться в Церкви таинство причащения, после чего его заменит та великая брачная вечеря, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Как называется Богослужение, в котором совершается таинство Причащения? Где совершается это Богослужение? На сколько частей разделяется оно? Что должно заметить о каждой из этих частей? Как могут участвовать в Литургии не приступающие к таинству Причащения? Какие воспоминания должно иметь при различных священнодействиях Литургии? Всегда ли продолжится употребление таинства святого Причащения в истинной Церкви Христовой? 18. Покаяние Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф.18:18 . Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20:22 –23. обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоиль.2:12 –13. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. 2Кор.7:10 . И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.33:19 . О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10:43 . При изложении учения о таинстве крещения мы говорили, что в древности некоторые отлагали свое крещение до последних дней своей жизни, боясь новыми грехами после крещения прогневать Бога. Но Церковь не приняла этого обычая, ибо Господь даровал ей особенное средство очищать чад своих от грехов, совершаемых после крещения. Средство это есть Покаяние. По определению катехизиса, Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В этом определении указывается как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его – действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Но при изложении учения веры о таинствах крещения, миропомазания и причащения мы прежде всего говорили о Божественном установлении их. Подобно этому и здесь мы прежде всего скажем о Божественном установлении покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В молитве Херувимской песни Царем славы назван Иисус Христос, чем подчеркивается Его божественное достоинство. Образ Царя славы, входящего в двери вечные, соответствует тому моменту священнодействия, когда хлеб и вино, приготовленные для того, чтобы стать Телом и Кровью Христа, вносятся через царские врата в алтарь, чтобы быть положенными на престоле. Литургия («Иже херувимы»). Икона. 1570-е гг. (Третьяковская галерея, Москва) Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом подчеркиваются целым рядом других наименований, заимствованных из ветхозаветного каталога имен Божиих: Господь Бог наш; Господь серафимов; Царь Израилев; единственный Святой; почивающий во святилище. Вот лишь несколько примеров: Господь, царь Израилев, посреди тебя… Господь Бог твой среди тебя… ( Соф. 3:15, 17 ). Ты же во святилище живешь, хвала Израиля ( Пс.21:3 ) 749 . Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему] ( Пс.67:36 ). Буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! ( Пс.70:22 ). Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище… ( Ис.57:15 ). Литургия святителя Василия Великого и Иоанна Здатоуста. Фреска церкви Богородицы Евергетиды (Радославова капелла) монастыря Студеница. 1235 г. Молитва «Никтоже достоин» засвидетельствована в самом раннем дошедшем до нас списке византийской Литургии Василия Великого – Барбериновском Евхологии VIII века. Предполагают, что она вошла в чин Литургии Златоуста достаточно поздно в качестве вставки в уже существовавший литургический чин 750 . В то же время можно предположить, что рассматриваемая молитва сложилась уже в V веке, когда Церковь испытывала особую потребность в том, чтобы применять к Иисусу Христу ветхозаветные имена Божии. Молитва стала итогом догматических споров, колебавших христианский Восток на протяжении более полутора столетий: с начала IV по середину V века. В ходе этих споров были последовательно опровергнуты арианство, несторианство и монофизитство; и было провозглашено, что Сын Божий равен Богу Отцу, что Он имеет две природы – божественную и человеческую. Став человеком, Он не перестал быть Богом: на это указывают слова «непреложно и неизменно был еси Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Священном Писании говорится о том, что пророки Божии тоже являются учителями и наставниками в вере. В Книге пророка Иеремии сказано: Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления (Иер. 32, 33). Здесь пророк Иеремия сетует на то, что его пророческие наставления, пророческие уроки не были восприняты этими странными учениками — его современниками, которые не хотели слушать поучений пророка Божия. В Священном Писании сказано, что многие люди находят себе учителей и наставников по сердцу, чтобы наставники льстили им. Вот и я всю неделю болел и искал себе наставников, которые бы мне объяснили, что у меня там происходит внутри. Ко мне приходили врачи, медсестра, знакомый батюшка, который разбирается во многих болезнях. У меня были проблемы, и я искал себе наставников, которые могли бы их разрешить. Но, разумеется, проблемы здоровья и спасение души — это совершенно разные вещи! Поэтому, конечно, мы всегда найдем себе наставника, который научит нас водить машину, если нам нужно сдавать экзамены на водительские права; мы можем найти себе и наставника, который научит нас, как правильно заботиться о своем здоровье, как правильно пеленать маленьких детей (это тоже очень важно: когда в семье новорожденный, многие не знают, что с ним делать; не умеют его пеленать, ухаживать за ним и кто-то должен обязательно объяснить). Но самое главное наставление для человека — это наставление в вере, когда мы учимся познавать волю Творца. Братия и сестры, мы имеем великое счастье быть избранниками Божиими: мы — православные христиане! Православных христиан не так много в России, как может показаться. Мы можем ходить в храм Божий, слушать духовные наставления, читать святых отцов. Мы слышим Святое Евангелие, когда оно читается во время Божественной литургии, а святые отцы говорят, что когда мы своими ушами слышим Евангелие, читаемое во время Божественной литургии, — мы слышим голос Самого Иисуса Христа! Поэтому, прежде всего, давайте искать себе наставления в вере, как и сказано в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (сдать на права, разобраться со здоровьем, научиться пеленать ребенка) приложится вам (Мф. 6, 33). Это слова Самого Господа!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Церкви все верные уды (члены) тела Христова – от плоти и костей Его, ибо верой, Крещением, Евхаристией – одним словом, спасением стали сотелесниками Христа и общниками (причастниками) Его. Учение апостола о Христе как Главе и Первенце Церкви, о Церкви как Теле и Полноте Его и о верующих как удах (членах) Христа и друг друга, выражает самое тесное соединение и единство, существующее между Христом и Церковью. Поэтому апостол часто говорит о взаимном проникновении, вселении, обитании Христа в Церкви и Церкви во Христе – и таким образом подчёркивает тайну теснейшего соединения и единства Христа и Церкви. Следовательно, учение апостола о Церкви как Теле Христовом преимущественно имеет христологическое значение и смысл. То есть, тайна Церкви находится не в «теле» и не в «общении» (коллективе), но заключается и объясняется « ν τ Χριστ» – «во Христе», в «причастии Единородного» и «Перворождённого среди многих братьев». Понятие и название Церкви как «народа Божьего» входит также в это понятие и название «тела» и «полноты». Экклесиология апостола Павла достигает своей вершины в Евхаристологии (учении о Святой Евхаристии). Тайна Церкви как «Тела» Христова содержится и наиболее полно выражается в тайне Божественной Евхаристии как «причастии тела и крови» Богочеловека Христа. Эту истину (реальность) апостол очень лаконично выражает в словах: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Тела Христова? Один хлеб, и мы, многие, одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Святая Евхаристия – Литургия есть истинное тело Христово, тайна Евхаристии заключается в том, что она сама есть Богочеловек Христос, подаваемый (самоприносящийся) Церкви в Литургии, как Её истинное существо, пища жизни и вечная жизнь; в этом причастии Церковь становится «сотелесником» Христовым, становится самым конкретным телом от тела и крови Его. «Ибо что такое хлеб? – Тело Христово. А чем становятся причастники? – Телом Христовым. Не многими телами, но одним» 964 . Христос в Евхаристии даёт нам Своё Тело и делает нас Своим телом. Поэтому, по святому Златоусту, «так же как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в нас». Кроме такого Богочеловеческого перихорисиса (взаимопроникновения), для рода человеческого нет более тесного соединения и большего единства с Богом Живым и Истинным. Следовательно, вся тайна существа и жизни Церкви заключается в Её соединении со Христом и во Христе, Боге Спасителе и Обожителе человека и всего творения, а это соединение и единство самым конкретным образом осуществляется в Божественной Евхаристии – Литургии Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Великий Четверг с пасхальной трапезой и предательством Иуды являет самую великую тайну любви и тайну нашей свободы – вырваться из объятий света и уйти в ночь. Тайну самой великой любви являет Христос, новый Адам, предлагая нам в Евхаристии не плоть, соединенную со смертью, но Свое Тело и Кровь, всегда оживотворяемые Святым Духом. Он открывает нам доступ к древу Креста, к истинному плоду жизни. Христос пришел к людям как Воплощенная Любовь. От вечности Он един с Отцом. И теперь Он един, по Своему человечеству, со всеми нами, с каждым из нас. По человечеству Он весь устремлен к Отцу и по человечеству Он Живой, Тот, на Ком почивает Дыхание Духа. Вступив в пространство и время, Христос содержит и преображает в Своем человечестве все пространство земли и все время истории: «Ибо в Нем и Им создана всяческая». Своим постоянным единением с Отцом, Своей непрерывной евхаристической самоотдачей, Христос – дар жизни Бога и наше приношение Богу. Ибо Его тело соткано из земли, в Его крови пульсирует жизнь всего мира. Отныне никто и ничто не может быть отделено от Него. Он разделяет сокровенно с каждым из нас хлеб страдания и вино радости. Отныне в Нем мы члены друг друга в самом реальном смысле, как пшеничные зерна в хлебе. «Как этот хлеб, когда-то рассеянный по холмам теперь стал одно, так да будет и Церковь , собранная от конец земли, в Царстве Христовом». Так молились первые христиане. И за каждой Божественной литургией Господь напоминает нам, чему мы прежде всего приступая к Нему, должны научиться. «Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий». Мы не только собираемся сегодня вместе со всеми учениками Господними в Сионской горнице вокруг Него, и Он завещевает нам, как завещал Ему Отец Его, Царство. Нам дано будет завтра за литургией принять Его Тело, стать причастниками Его Света. Приобщиться Телу и Крови Христовой, полноте Божественной любви. «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, да будут они так же в нас», – так исполнится молитва Господня о всех нелицемерно приступающих к Его Чаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воспоминание литургии не есть простое, человеческое, но божественное, непостижимое. Сие творите в Мое воспоминание, - сказал Господь об этом Таинстве. Мы чувствуем, что здесь, в этом воспоминании, прошлое делается настоящим, что жертва Христова за мир готовится еще раз бескровно совершиться. Как хорошо сказал Гоголь: Литургия есть вечное повторение великого подвига любви . Литургия есть продолжающаяся Голгофа в Таинстве (священник В. Свенцицкий) . На литургии точно смещается время, точно уже совершается обетование, что времени уже не будет (Откр. 10, 6). Говоря о литургической молитве воспоминания (анамне-зисе), ар хим. Киприан пишет, что для первых христиан (она. - С. Ф.) была конкретность, реальность, что-то мистически осязаемое, а совсем не одно только воспоминание, как мы его понимаем . Яко овча на заколение ведеся, - доносится снова к нам из алтаря. - И яко агнец прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих... Во смирении Его суд Его взятся. Род же Его кто исповесть. Яко вземлется от земли живот (жизнь. - С. Ф.) Его. Вземлется от земли жизнь Христова, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 16). Через смерть Христову - жизнь человечества. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (крестное. - С. Ф.), дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2, 24). Медленно произносит священник священные слова (они взяты из 53-й главы книги пророка Исайи), и мы опять слышим: Жрется (приносится в жертву. - С. Ф.) Агнец Божий, вземляй (взявший. - С. Ф.) грех мира за мирский живот и спасение (за жизнь и спасение мира. - С. Ф.). Эти слова бесконечно повторяются по их смыслу в различных древних христианских литургиях, в творениях отцов и в молитвах. Ты сочетал, о Господи, Твое Божественное с нашим человеческим и наше человеческое с Твоим Божественным, Твою жизнь с нашей смертностью и нашу смертность с Твоею жизнью. Ты принял то, что было наше, и дал нам Твое (Сирийская литургия Иакова) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010