Пророк Исайя, говорится в Библии, видел дивное видение: увидал он Господа, седящего на престоле высоком; престол окружали серафимы, имеющие шесть крил: два служили им для летания, двумя они закрывали ноги и двумя с трепетом закрывали лица, непрестанно вопия: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф " . С ужасом благоговейным воскликнул пророк: " Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами " . И сказал Господь: " Не бойся " . И полетел Серафим, взял клещи, схватил ими горящий угль от престола Божия и коснулся ими уст Исайи. В этом видении клещи, по толкованию святых отцов, руки Девы, восприявшей Сына Божия. Эти руки протягиваются к нам. Уголь же пылающий Святые Тайны, пламенем своим попаляющие наши беззакония. Вот с каким трепетом только предугадывает, только в видении зрит дарованное нам великое сокровище, попаляющее всякую скверну, пророк Малахия ...> " Явозлюбил вас " , говорит Господь. Так учат и предугадывают пророки. А мы не умеем дорожить, среди нас есть такие, которые не идут к чаше. Про таких людей сказано: " Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона " . Так и в Ветхом и в Новом Завете говорится о великом даре Божественной литургии. Отец Иоанн Кронштадтский говорит: " Прослушав Божественную литургию, пади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя такого великого счастья. Други мои, помните правило святых отцов: человек, три воскресения подряд не побывавший у Литургии, лишается христианского погребения. Не пропускайте этих трапез Господних, считайте потерянным тот праздничный день, в который вы не слышали Божественной литургии " . Скажу притчу: один крестьянин имел 100 пудов хлеба и променял его на лохмотья. Скажите, разумно ли он поступил? Нет, не разумно. Как же еще более неразумно поступает тот, кто меняет хлеб жизни небесной на лохмотья жизни земной. Господь зовет на Вечерю тайную, а он отвечает: на торг нужно идти, огород не убран, полоса не досеяна. Но знает ли он, несчастный, что зерно, которое бросает он в землю во время Литургии, выйдет больным, чахлым, не принесет ему плода?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1938...

Скачать epub pdf На главном церковном богослужении – Божественной Литургии, мы слышим возгласы о поминовении властей. Они основаны на словах Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте...» ( 1Тим.2:1–2 ). Слова о поминовении властей трижды повторяются на Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста : Великая ектенья в начале Литургии: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Сугубая ектенья на Литургии оглашенных: Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте . Молитва иерея (священника) во время пения «Достойно есть» или задостойника: Еще приносим Ти словесную сию службу […] о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Возникает вопрос, в какой мере уместна молитва за власти, особенно, если это явные безбожники? Рассматривая в целом вопрос о поминовении тех или иных конкретных людей, а также социальных или религиозных групп, важно различать: 1. Содержание молитвенных прошений. О чём мы молимся. Если о вразумлении, о том, чтобы они не вели активную богоборческую деятельность, то ничто не мешает молиться за иноверцев, еретиков, даже сознательных сатанистов. 2. Живы эти люди или уже предстали пред Богом . Если человек в своей жизни сделал сознательный выбор, то нелепо пытаться его воцерковить после смерти. 3. Форму поминовения . Например, на проскомидии принято вынимать частицы только за православных христиан (и не за отпавших ). Ведь Церковь в первую очередь духовный организм, а уже затем организация (семья – это в первую очередь кровные связи, а во вторую – проживание в одной квартире). Как кровь попадает только в те члены, которые являются частью тела, так и в Таинстве Евхаристии мы поминаем только членов Тела Христова – Церкви. Да, Господь пролил Свою Кровь за грех всего мipa, но не весь мip принял эту жертву. Мы не можем насильно включить в организм Церкви тех, кто от этого отказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/chtec_Kirill/o...

82 Безкровныя жертвы – евхаристические Дары, приносимые Богу «о всех и за вся» в священнодействии Божественной Литургии. 84 В древности все ектении и молитвословия Литургии произносились вслух при всеобщем коленопреклонении народа. См. статью в приложении «О древней традиции…». 85 В древности иподиаконы разносили чаши со св. водой между рядами верующих для омовения и освящения всех 5 чувств. Во дворах храмов сооружались бассейны или фонтаны со святой водой. Остаток обычая – омовение рук иереев на литургии и стояние иподиакона с чашей у царских врат до херувимской песни на хиротонии. 86 «Молящиеся с нами» – члены иных общин епархии (диоцеза), находящиеся в молитвенном общении с епископом диоцеза. Возможно это верные, отсутствующие в храме по извинительной причине или те члены общины, которые согласно древней покаянной дисциплине, хотя и исполнили епитимью, но ещё не получили от епископа разрешения причащаться с верными. (В более поздние века, видя нерадение многих верных о причащении, святитель Иоанн Златоуст воскликнет: «Напрасна (евхаристическая) Жертва наша: никто не причащается!»). 87 Власть (держава) Бога –  Бог обладает абсолютной властью Сам от Себя (греч. автовасилия – букв. самоцарствие, самодержавие). Бог есть полновластный и единовластный Царь всех. 90 Сын Божий воплотился “недвижимо”, не покидая Отца и Небес, пребывая везде и оставаясь второй Ипостасью святой единосущной и нераздельной Троицы. 91 В ипостаси Христовой божественная природа Сына Божьего не претерпела никакого изменения, смешения или разделения. 93 Лк.22:17–19 : «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». 94 Тема пребывания Христа в сонме ангелов присутствует и в гимне «Иже херувимы…» Многие древние иконы имеют название «Спас в силах», т.е., «Спаситель в ангелах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19).Как мы знаем из Деяний апостольских, сила общей церковной молитвы первой Иерусалимской Церкви была такова, что, «по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго» (Деян. 4, 31). И когда была большая нужда или несчастье, Церковь всегда прибегала к общей церковной молитве как особо действенной. Так, например, во времена патриарха Прокла силою общей церковной молитвы — пением «Святый Боже, Святый Крепкий...» — было предотвращено бедствие, грозившее Константинополю. Особенно важна для нас молитва духовных христиан, угодивших Богу. Ап. Иаков пишет: «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Впрочем, это не исключает, конечно, необходимости и личной молитвы христианина, которая как бы усиливается во много раз, если за него одновременно молится и праведник. Участвуя в церковном богослужении, мы приобщаемся через него к годовому богослужебному кругу, заключающему в себе переживание всех важнейших событий из жизни Христа и Вселенской Церкви. Прежде всего это относится к совершению Божественной литургии, таинственно приобщающей нас к величайшему Таинству пресуществления хлеба и вина в Божественное Тело и Кровь Христову. Все присутствующие на литургии объединяются с апостолами, когда на великой Тайной вечере впервые ученики Христа вкусили Животворящее Тело и Кровь Господню. Св. Иоанн Златоуст называет литургию «чудным и великим даром», а блаженный Августин восклицает, обращаясь к Господу: «Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии». Как пишет еп. Серафим (Звездинский): «При литургии с трепетом предстоят пред святым престолом сонмы ангелов, закрывая лица свои, и в славословии прославляют великую Тайну, совершающуюся здесь... Через литургию освящаются не только присутствующие на ней, но и все окрестности и вся природа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Евхаристия в раннехристианской Церкви Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. 18 октября, 2012 Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. Книга «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского , выпущенная издательством «Никея» , теперь доступна для бесплатного скачивания в электронных форматах (epub, fb-2, mobi и др.) на сайте «Никеи» . Цель наших бесед состоит в том, чтобы выяснить, насколько духовная жизнь христианина связана с Евхаристией. Возможно ли жить духовной жизнью вне Евхаристии, или причащаясь время от времени? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо понять, чем была Евхаристия для раннехристианской Церкви, в каком состоянии пребывает наше богослужение сейчас и, наконец, разобраться, насколько каждый из нас понимает, что означает лично для него участие в Божественной Литургии. Впервые Евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–2). Господь заповедовал апостолам, а, вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Средоточием каждой Литургии и является воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками этого события. В книге Деяний святых апостолов мы встречаем описание Евхаристии. Богослужения первых времен христианства, на которых совершалось причащение, назывались по-разному, но наиболее часто встречались названия «Преломление хлеба» и «Евхаристия». И сейчас для обозначения Литургии нередко используется слово «Евхаристия», тем более что сердцевиной Литургии является именно Евхаристический канон.

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:4 –14 ). Поэтому, замечает он, «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющими» ( Гал. 6:6 ) 655 7) О внешних действиях во время совершения богослужения. Божественная литургия, как важнейшее христианское богослужение, подвергается особенно усиленным нападкам сектантов. В ней они не оставляют почти ни одного действия без замечания и во всем стараются найти повод к обвинению православных. Так, а) они ставят в вину совершение литургии при закрытых дверях, но – напрасно. На литургии приносится Богу, под видом хлеба и вина, таинственная жертва тела и крови Христовой, – жертва по существу своему не доступная никому, самое совершение которой есть таинство непостижимое для всех, почему св. Дары, приносимые на ней, называются и есть лействительно Тайны. А так как при открытом совершении литургии эти Тайны были бы открыты всем без различия, – достойным и недостойным, верным и маловерным, чистым и нечистым, – самая тайна Церкви Христовой как будто нарушилась бы, то во избежание этого литургия и совершается в алтаре при закрытых дверях, причем лишь в некоторые моменты ее (в пасхальную седмицу все время) двери эти открываются и св. Дары показываются народу. 656 б) Далее сектанты говорят: «ваше причащение неистинное, пот. что ап. Павел пишет: «все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ), а у вас на литургии употребляют 5 просфор». – Действительно, для совершения лигургии употребляется 5 просфор, но самое таинство причащения совершается на одной – той именно, из которой вынимается часть, представляющая собой Агнца Божия, закланного за грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), и потому называемая агнцем. При изъятии этой части читаются молитвы, в которых воспоминаются пророчества, прообразования и события, касающиеся рождения, страданий и смерти Спасителя ( Ис. 53:7–8 ). Из остальных же 4 просфор вынимаются частицы в честь Богородицы, святых, за живых людей и умерших– в знак единения их с Христом и между собой ( Ин. 17:21–24 ). 657 в) «Ваши священники, замечают сектанты, вторично мучат Христа, ибо режут ножом и прободают копьем тело Христово во время преломления».– Нет, православные пастыри надрезают крестообразно и прободают копьем агнец в то время, когда он бывает еще простым хлебом, а не телом Христовым (последним он становится после произнесения совершительной молитвы: «и сотвори убо хлеб сей...», а надрезывание и прободение копьем бывает на проскомидии): делают они это не в поругание Христу и не с целью причинить Ему новые мучения, а по примеру совершенного им преломления хле6а ( Ин. 19: 33–34 ) и в воспоминание Его крестных страданий и разных обстоятельств, бывших при этих страданиях. 658

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.5:23-24; 6:14-18 ). Особенности великопостного богослужения. Так как дни Великого поста преимущественно суть дни покаяния, то и все богослужение великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Всякая торжественность из него удалена: царские врата открываются редко; светильники возжигаются только немногие; священнослужители облачаются в ризы траурные (темные) ; песнопений бывает мало, а слышится более чтение; многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Вечернее Богослужение в Великом посту состоит — из великого повечерия; утреннее — из утрени и первого часа; полуденное — из часов: 3го, 6го, 9го и вечерни; по средам и пятницам — к этому присоединяется, еще — литургия Преждеосвященных Даров. По субботам, дням воскресным и в великий четверг совершается полная литургия: по субботам литургия Златоуста, а по дням воскресным, в великий четверг и в великую субботу — литургия Василия Великого. Великое Повечерие Важнейшие песнопения Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, пророцы и мученицы и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Непобедимая и непостижимая и Божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных. Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Лучше быть терпеливым, чем высокомерным. Лучше быть всегда готовым к прощению всяких обид людям, чем быть духом своим поспешным на гнев против них. Внутренний душевный покой обретается только смирением и кротостью. На основании изречения: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покроет и большие преступления» – я ранее рекомендовал Вам продолжать работать на прежнем месте, но если Господу будет угодно призвать Вас и папу на службу, в тех или других должностях, в другом Его храме, тогда с полной готовностью исполните Его св. волю, благую и спасти нас от излишних переживаний хотящую. Да будет путь Ваш благословен Богом. Левочку крепко целую и радуюсь вместе с ним за его хорошие успехи в учении. Посеянные добрые семена пусть постоянно и усердно выращивает, т.к. от их плодов всецело зависит успех его дальнейшей жизни. Все здоровье свое берегите. Об успехе работы надо усердно призвать к себе на помощь св. мч. Трифона, а об устройстве жилища – св. Спиридона. Еще раз призываю на всех вас Божие благословение и молитвенно желаю всем вам всякого благополучия во всех делах. Бог мира и любви да будет всегда среди вас, утешая вас и преисполняя сердца ваши (скорбные) любовью друг ко другу и ко всем! Будьте здоровы! Не забывайте молиться обо мне недостойном. Храни вас всех Господь! 5 февраля 2006 года, в воскресенье, в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских, после ранней литургии батюшка причастился Святых Христовых Таин. В 9 часов 50 минут утра при начале поздней Божественной литургии архимандрит Иоанн в полном сознании отошел в вечность, приготовленный к смерти своей жизнью во Христе. Так в обители умирают праведники: на ранней литургии за них молятся о здравии, а на поздней литургии – о упокоении их души. Проповедь в день празднования памяти собора новомучеников и исповедников Российских Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Таинство священства есть божественное установление, как свидетельствует ап. Павел, когда говорит, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: " Их [избранных людьми мужей] поставили перед апостолами, и сии [апостолы], помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они [апостолы Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). В посланиях к Тимофею и Титу, которых ап. Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе [еп. Тимофею] возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 1Тим. 1:6 ). «Для того я поставил тебя [еп. Тита] в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе повелел» ( Тит. 1:5 ). Наставляя епископа Тимофея быть осмотрительным при возведении новых кандидатов в священный сан, пишет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» ( 1Тим. 5:22 ). О нравственных качествах кандидатов в священные степени ап. Павел пишет: «Но епископ должен быть непорочен… Диаконы должны быть честны…» ( 1Тим. 3:2, 8 ). Из этих и других мест Новозаветного Писания видно, что, как апостолы, так и их преемники, во-первых, повсеместно подыскивали кандидатов в разные священные степени, а, во-вторых, что таинство Священства они совершали возложением рук. Примечания Таинство Священства совершается в алтаре, у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов, по крайне мере двумя. Посвящение в диаконы совершается на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; в священники посвящают на «литургии верных» после «великого выхода», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010