Однажды у меня уже было такое чувство, в далеком 1984 году. Когда морозной февральской ночью огромный Ил-62, разбежавшись по взлетке шереметьевского аэродрома, круто поднял меня в небо, взяв курс на Бомбей и Калькутту. Нас, группу ульяновских студентов, обком ВЛКСМ наградил тогда поездкой за ударное стройотрядовское лето. – Как?! Я – и лечу в Индию? – в восторге кричал я про себя, наблюдая под крылом лайнера бескрайнюю россыпь московских огней, постепенно пропадающих из вида, – но этого же не может быть? Не верю! Неужели через 8–9 часов я увижу эту волшебную страну?! Однако сейчас пышность и великолепие патриаршей службы в прекрасном Богоявленском соборе были для меня немного скомканы моими же мыслями. Я все время напряженно думал – где мне нужно встать, чтобы максимально приблизиться к Патриарху? Я пытался просчитать варианты и предугадать – куда он пойдет после службы? Через какие двери? Однако довольно скоро понял, что все это бессмысленно. – Да будет воля Твоя, – махнул я рукой на все, успокоился и смирился, – будь что будет! В итоге Святейший вышел через левые двери. Однако он пошел не к машине, а направился к приходскому дому. Видимо, на праздничную трапезу. Часть толпы схлынула: кто-то стал набирать крещенскую воду, кто-то просто ушел. Но часть верующих встала у дверей трапезной и создала коридор, внутри которого Патриарх Алексий должен был выходить обратно. Все были радостные, пели православные песни и ждали благословения Святейшего. – Эй, сынок, – цыкнули на одного из охранников самые смелые из бабуль, – выключи свою машину-то, дышать нечем! Примерно через полтора часа охрана зашевелилась: к торцу живого коридора подъехал лимузин, внутрь коридора ввели охрану. В итоге коридоров получилось целых три: внутри – сотрудники ФСО, за их спинами – милиция и затем мы, простые миряне. Милиционеры крепко взялись за руки и образовали сплошную цепь. Рослые, большие – их «приветливый вид» не оставлял мне никаких шансов даже на краткую беседу с Патриархом! С большим трудом удалось протиснуться к самому борту мерседеса, к его правой задней двери. Между тем народ напирал, и удерживать свой великолепный «плацдарм» мне становилось все труднее и труднее.

http://pravoslavie.ru/151340.html

Пожалуй, впервые, в данной книге, предпринята попытка всесто­роннего исследования жизни и деятельности митрополита Кирилла (Смирнова). При этом значительную часть источников настоящего ис­следования составили неопубликованные материалы, представленные документами из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА, Санкт-Петербург), Государственного архива Тамбовской области (ГАТО, Тамбов), Национального архива Республики Татар­стан (НАРТ, Казань), Центрального архива ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ), Ар­хивного управления ФСБ РФ Московской Области (АУ ФСБ РФ МО), Архива КГБ Республики Татарстан (АКГБ РТ), Архива УКГБ КазССР по Чимкентской области (АУКГБ КазССР ЧО). Несмотря на то что за полтора года со времени написания книги появилось немало публикаций, так или иначе касающихся деятельно­сти митрополита Кирилла (Смирнова), автору представляется важным опубликовать свой труд практически в том виде, в каком он был завер­шен к осени 2000 года, за исключением небольших правок и дополне­ний. Было много возможностей и предложений опубликовать его, в том числе и за рубежом. Однако автор считал возможным издание ис­следования о жизни священномученика Российского только в России, и только в церковном издательстве. Этим, а также желанием избавить не искушенного в исторической науке читателя от обременительного количества ссылок, сносок и цитат, объясняется вынесение в часть II (Приложение) источниковедческого и библиографического введения к работе, значительного числа архивных документов. Вместе с тем, не столько по объему, сколько по важности, Прило­жения в части II составляют особый самостоятельный раздел данной книги. Так, именно в Приложениях приведены, как правило, не публи­ковавшиеся ранее материалы, такие как: переписка архимандрита Ки­рилла (Смирнова), тогда — начальника Урмийской Духовной Миссии, и митрополита Санкт-Петебургского Антония (Вадковского); записка по вопросу принадлежности урмииских храмов Православной Духов­ной Миссии, также составленная архимандритом Кириллом; расшиф­ровка стенограммы заседания, состоявшегося под председательством митрополита Кирилла в Богоявленском соборе Казани 24 июля 1922 года; письма митрополита Кирилла священнику Е. Едемскому-Своеземцеву (1929—1930); материалы (анкеты арестованных, протоколы допросов и пр.) следственных дел 1934 года в Гжатске и 1937 года в пос. Яны-Курган и г. Чимкент. Кроме того, в Приложениях приводятся избран­ные проповеди владыки Кирилла, собранные автором из дореволюци­онных журналов разных лет, а также не единожды публиковавшаяся, но чрезвычайно важная для понимания сути церковной дискуссии, пе­реписка митрополита Кирилла и митрополита Сергия (Страгородско-го), заместителя местоблюстителя патриаршего престола.

http://pravoslavie.ru/5961.html

Надо сказать, что на практике Святейший Патриарх старался, где возможно, образно говоря, сдерживать порывы регентов, готовых блеснуть мастерством исполнения «партеса». Об этом повествует следующий случай. «В Елоховском Богоявленском соборе – вспоминает игумен Никон, – шло праздничное Всенощное бдение. Патриарх задержался по причине не поданной вовремя машины, выехал из своей резиденции, что в Чистом переулке, с запозданием и приехал лишь к моменту пения «Господи, воззвах». Когда его под руки вводили в алтарь (в то время Первосвятителю было уже свыше 90 лет, но он сохранял поразительно светлый разум и трезвое рассуждение), происходил Вход, во время которого поется песнопение «Свете тихий». Иподиакона, которому надлежало выйти на амвон с крестом и свечой, чтобы оповестить о присутствии Патриарха, в тот момент на месте не оказалось. Известный патриарший регент Виктор Степанович Комаров, воспользовавшись отсутствием Святейшего, решил блеснуть исполнением многоголосного произведения, да еще с сольной партией. На шестопсалмии Патриарх вызвал Виктора Степановича и сделал ему в резкой форме предупреждение и резкое внушение за пение многоголосия, тем более с соло» . Озабоченность и беспокойство слышатся в речах Патриарха, когда он говорит о судьбе подлинных богослужебно-певческих традиций, связанных с антифонным пением. «Что особенно прискорбно, – читаем мы в одном из посланий, – правые хоры считают своей обязанностью только нотное исполнение некоторых песнопений, а пение стихир, в которых излагается сущность праздника, предоставляется торопливому, невнятному и неумелому исполнению левого клироса, по большей части любителей, поющих без всякой предварительной подготовки, по одной, в большинстве случаев, книге, с трудом разбирая славянский текст. И так как исполнение «номеров» правого хора занимает много времени, то опускается большая часть стихир и производятся недопустимые сокращения церковного богослужения» . «В то время как правый хор по большей части, видимо, подготовился к праздничному богослужению, левый хор кое-как справляется с пением ектений и остающихся на его долю песнопений. Это производит жалкое впечатление и, конечно, нарушает торжественность службы. Необходимо в таких случаях так разделять хор, чтобы и правый и левый были более или менее однородны» .

http://bogoslov.ru/article/5171059

Пожалуй, впервые, в данной книге, предпринята попытка всестороннего исследования жизни и деятельности митрополита Кирилла (Смирнова). При этом значительную часть источников настоящего исследования составили неопубликованные материалы, представленные документами из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА, Санкт-Петербург), Государственного архива Тамбовской области (ГАТО, Тамбов), Национального архива Республики Татарстан (НАРТ, Казань), Центрального архива ФСБ РФ (ЦА ФСБ РФ), Архивного управления ФСБ РФ Московской Области (АУ ФСБ РФ МО), Архива КГБ Республики Татарстан (АКГБ РТ), Архива УКГБ КазССР по Чимкентской области (АУКГБ КазССР ЧО). Несмотря на то что за полтора года со времени написания книги появилось немало публикаций, так или иначе касающихся деятельности митрополита Кирилла (Смирнова), автору представляется важным опубликовать свой труд практически в том виде, в каком он был завершен к осени 2000 года, за исключением небольших правок и дополнений. Было много возможностей и предложений опубликовать его, в том числе и за рубежом. Однако автор считал возможным издание исследования о жизни священномученика Российского только в России, и только в церковном издательстве. Этим, а также желанием избавить не искушенного в исторической науке читателя от обременительного количества ссылок, сносок и цитат, объясняется вынесение в часть II (Приложение) источниковедческого и библиографического введения к работе, значительного числа архивных документов. Вместе с тем, не столько по объему, сколько по важности, Приложения в части II составляют особый самостоятельный раздел данной книги. Так, именно в Приложениях приведены, как правило, не публиковавшиеся ранее материалы, такие как: переписка архимандрита Кирилла (Смирнова), тогда – начальника Урмийской Духовной Миссии, и митрополита Санкт-Петебургского Антония (Вадковского); записка по вопросу принадлежности урмииских храмов Православной Духовной Миссии, также составленная архимандритом Кириллом; расшифровка стенограммы заседания, состоявшегося под председательством митрополита Кирилла в Богоявленском соборе Казани 24 июля 1922 года; письма митрополита Кирилла священнику Е. Едемскому-Своеземцеву (1929 – 1930); материалы (анкеты арестованных, протоколы допросов и пр.) следственных дел 1934 года в Гжатске и 1937 года в пос. Яны-Курган и г. Чимкент. Кроме того, в Приложениях приводятся избранные проповеди владыки Кирилла, собранные автором из дореволюционных журналов разных лет, а также не единожды публиковавшаяся, но чрезвычайно важная для понимания сути церковной дискуссии, переписка митрополита Кирилла и митрополита Сергия (Страгородско-го), заместителя местоблюстителя патриаршего престола.

http://religare.ru/2_9430.html

Но и после 1960 г., в течение 17 лет, Павел Кутепов был «невыездным». Одна из первых его немногих заграничных поездок была в Прагу на миротворческий конгресс ХМК. В ту самую Прагу, которую он, будучи в эмиграции, знал как свои пять пальцев... Павел Александрович скончался 27 декабря 1983 г., а в феврале 1984 г. ушёл из жизни бывший шеф КГБ Юрий Андропов, за чьей «конторой» Кутепов старший и Кутепов младший числились в течение нескольких десятилетий. Речь Святейшего Патриарха Пимена перед панихидой в Богоявленском Елоховском соборе «по усопшем вожде» была опубликована в том же 3-м номере «ЖМП» за 1984 г., где напечатан некролог, посвящённый Павлу Александровичу. В речи Святейшего Патриарха было отмечено, что «на всех постах, какие Юрий Владимирович занимал от молодых лет (комсомольский вожак в Карелии, посол в Венгрии – осенью 1956 г. активно подавлял «мятеж»; шеф КГБ, инициатор «карательной психиатрии». – а. А.) он трудился самозабвенно и самоотверженно, не щадил ни своих сил, ни своего здоровья... Кончина Юрия Владимировича Андропова – это огромная утрата не только для нашего народа, но и для всех миролюбивых сил мира... Светлый образ почившего навсегда останется в нашей благодарной памяти. Вознесём же, возлюбленные, наши усердные молитвы о новопреставленном Юрии и возгласим ему «вечную память " " 207 . Сцена, достойная пера Шекспира. «Бедный Юрик...» Таких почестей Московская Патриархия не воздавала даже умершему «вечно живому». 11/24 января 1924 г. Обращение патриарха Тихона и членов Патриаршего синода в советскую прессу в связи со смертью председателя Совнаркома В.И. Ульянова (Ленина). «Прошу через вашу газету выразить моё соболезнование правительству Союза Советских Социалистических Республик по поводу тяжкой утраты, понесённой им (а не нами. – а. А.) в лице неожиданно скончавшегося председателя Совета народных комиссаров В.И. Ульянова (Ленина)» 208 . Андропов был председателем КГБ в 1967–1982 гг.; создал Пятое («диссидентское») управление. (Аналогом андроповской «пятёрки» была гитлеровская «четвёрка». После создания 27 сентября 1939 г. Главного управления имперской безопасности (РСХА) гестапо вошло в него в качестве IV управления. Внутренняя структура гестапо насчитывала пять отделов, в том числе – IV В – надзор за политической деятельностью католической и протестантской Церквей, религиозных сект, евреев, франкмасонов и оппозиционных течений в молодёжной среде) 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Отечество наше Российское проходило через многие испытания и трудности, но ведь за всю тысячелетнюю историю, которая изобиловала опаснейшими конфликтами, в том числе связанными с поражением страны, с лишением свободы людей русских, мы, пройдя через все эти испытания, сохранились и как страна, и как народ. И сегодня, в непростых условиях, в которых оказалась Россия, мы особенно должны обращать свой взор к Господу, просить у него помощи для всего нашего народа, для властей, для воинства, чтобы Господь оградил нас от всякой пагубы, благословил нас мирной жизнью. Но в ответ на эту просьбу мы должны изменить наше отношение к Господу. Мы должны понять, что вера не может быть на периферии человеческой жизни. Нельзя просить Бога, лишь когда с тобой что-то стряслось, — молитва должна быть важнейшим фактором нашей жизни. Без молитвы и общения с Богом жить невозможно. И я бы хотел, чтобы эти слова услышали не только вы, мои дорогие, но многие и многие, кто еще не пришел к Богу, для кого молитва еще остается чем-то непонятным и сложным. Хотелось бы, чтобы каждый мог на собственном опыте испытать ту силу, которую дает реальная связь человека с Самим Творцом. И верим, что как в прошлом, в непростые времена молитва спасала народ наш, вразумляла власти, давала мужество воинам, так и в нынешнее время молитва Церкви, молитва народа нашего будет услышана Господом и Спасителем, и явится милость Его Божественная и над народом нашим, и над Отечеством. Мы вступили с вами в замечательное поприще Великого поста, и цель этого поприща заключается в том, чтобы изменить, как я уже сказал, самих себя. И дай Бог, чтобы дела, которые совершает человек, которые имеют отношение не только к нему лично или к его семье, но, в зависимости от положения человека, могут иметь отношение к большим группам народа и вообще ко всему народу, — чтобы все они споспешествовались Господом в ответ на обновление и укрепление нашей веры. Настало такое время. Как многие из вас знают, я родился в Ленинграде. Мои родители пережили Ленинградскую блокаду и чудом остались живы. Маме со старшим братом удалось выехать по льду Ладожского озера в день Святой Пасхи 1942 года, когда уже за спиной было самое страшное время — голодная зима 1941-1942 гг. Вот чем жили тогда люди? Они верили в победу, они молились Господу об этой победе. И, как тогда говорили воины, атеистов на переднем крае фронта не бывает. Даже люди неверующие иногда поднимались в атаку со словами «Господи, помоги!» Потому что именно в такой момент жизни отступает все второстепенное, наносное, несущественное. Остается только самое главное — человек, предстоящий Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/6007256.ht...

7250. АЛЕКСИЙ, митр. Мир многострадальной земле Сальвадора!–1986, 1, 45. 7251. ОБРАЩЕНИЕ Глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза к верующим всего мира. – 1986, 4, 6. 7252. ЧЕТВЕРТАЯ мирная конференция представителей христианских Церквей Японии и Советского Союза. – 1986, 5, 42. 7253. ЗАЯВЛЕНИЕ Глав и представителей христианских Церквей и объединений в СССР. – 1986, 6, 47. 7254. IV ОБМЕННЫЙ визит религиозных деятелей из Советского Союза в Соединенные Штаты Америки: 1. Чижов А., диак. Братский визит. – 1986, 10, 52. 2. Коммюнике по итогам IV обменного визита и богословской консультации. – 1986, 10, 54. 7255. ВСТРЕЧА Глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза, посвященная Международному году мира. Троице-Сергиева Лавра, 18 ноября 1986 года: 1. Выступление Святейшего Патриарха Пимена на открытии встречи. – 1987, 1, 41. 2. Обращение Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в СССР к религиозным деятелям мира. – 1987, 1, 43. 3. Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена на приеме в честь участников встречи . – 1987, 1, 46. 4. Парменов А. На встрече Глав и представителей Церквей и религиозных объединений в СССР, посвященной Международному году мира. – 1987, 2, 41. 5. Турусин Г. Пресс-конференция религиозных деятелей Советского Союза, посвященная Международному году мира. – 1987, 2, 45. 7257. ПАРМЕНОВ А. V Мирная конференция христиан СССР и Японии. – 1987, 9, 55. 7258. ЦЕРКВИ СССР и США поддерживают встречу в верхах в Вашингтоне: 1. Слово Святейшего Патриарха Московского Пимена в Богоявленском патриаршем соборе перед молебном в связи с советско-американской встречей на высшем уровне 6 декабря 1987 года. – 1988, 3, 2. 2. Заявление митрополита Минского Филарета. – 1988, 3, 3. 3. Совместное послание церковных руководителей СССР и США. – 1988, 3, 4. 4. Визит в США делегации Церквей Советского Союза в связи со встречей в верхах. – 1988, 3, 5. 7259. ВСТРЕЧА Глав и представителей Церквей и религиозных объединений СССР:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду большой нагрузки в Консерватории я уже не мог участвовать в патриарших богослужениях, но любовь к церковной службе у меня осталась на всю мою жизнь. Когда в 1958 году у меня созрело желание посвятить свою жизнь Церкви, я обратился к Святейшему Алексию с просьбой о рукоположении. Святейший удивился и спросил: “Откуда у тебя явилась такая мысль?”. И я ответил о своем желании активно участвовать в богослужении. Тогда Патриарх благословил меня и сказал: “Мы припишем тебя к собору, и будешь служить”. И 3 июня 1958 года он рукоположил меня в сан диакона в Богоявленском соборе. 1 А. В. Ведерников (1901–1990) пользовался заслуженным авторитетом в церковных кругах; долгие годы был ответственным сотрудником “Журнала Московской Патриархии”. — Ред. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/vospominaniya-o-vstrec...

– Как тогда, когда вы учились в Московских духовных школах, преподавался предмет «Практическое руководство для пастыря», читаемый вами сейчас в Сретенской семинарии? – Надо сказать, данную дисциплину в Московской семинарии достаточно долго преподавал мой отец – протоиерей Дамиан Круглик. Но я не успел у него поучиться, в силу того что отец служил в Богоявленском патриаршем соборе и не мог совмещать богослужебную и педагогическую деятельность. Те, кто преподавали у нас «Практическое руководство», делали большой упор на теоретическую часть. Прикладная составляющая рассматривалась, к сожалению, недостаточно. Мы знали каноны, правила, общие требования к пастырскому служению, а с практической точки зрения были к нему почти не готовы. – Почему вы остановили свой преподавательский выбор на таком предмете, как «Практическое руководство для пастыря»? – Это было благословение моего отца, который много лет преподавал данный предмет в Сретенской духовной семинарии. Но он очень занятой человек, член Епархиального совета города Москвы, настоятель храма, духовник, окормляющий многих чад. Несколько лет подряд он предлагал мне помочь ему в преподавании. А я просто не считал себя готовым к этому поприщу, но, благодаря его наставлениям, его молитвам, все же решился на педагогическую деятельность. Но я постоянно с ним советуюсь по поводу лекций, использую в качестве базового составленный им конспект. Кроме того, я очень рассчитываю на то, что он будет находить время и проводить отдельные занятия у семинаристов-сретенцев. – Известно, что существуют разные точки зрения на содержательный объем преподаваемой вами дисциплины. Каково ваше мнение на этот счет? Какой вам видится композиция курса? – Некоторая содержательная вариативность связана с тем, что «Практическое руководство для пастыря» – дисциплина относительно молодая. В планы духовных школ она введена в 1867 году, то есть полтора века назад. Но ее важность трудно переоценить хотя бы потому, что она завершает семинарскую программу, и для будущего священнослужителя она, на мой взгляд, является основной. Выкристаллизовалась дисциплина из двух предметов – пастырского богословия и канонического права. Она была включена в учебные планы духовных школ для того, чтобы помочь тем, кто готовится к священническому поприщу, не просто усвоить теоретические знания, но и научиться применять их на практике. То есть объединить знания канонов и умение служить, а значит, дать опытно почувствовать выпускникам-семинаристам, кто такой пастырь и священнослужитель. Что касается разделов, из которых состоит «Практическое руководство для пастыря», то они следующие: совершение таинств, обрядов, духовничество, этика и эстетика жизни пастыря.

http://pravoslavie.ru/34972.html

442 Патриаршее послание по поводу тридцатилетия Советской Власти 7 ноября 1947 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 205. 443 Архипастырское Пасхальное послание к пастырям и пастве в городах и сёлах Ленинградской области, пока ещё занятых вражескими войсками (12/25 апреля 1943 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 23–24. 444 Из слова за литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 10 августа 1941 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 45–46. 445 Послание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Алексия пастырям и пасомым Русской Церкви по поводу третьей годовщины Великой Отечественной войны (22 июня 1944 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 58–59. 446 А.Г. Над книгой Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси «Слова, речи, послания»//Журнал Московской Патриархии. М., 1949. 1. 447 Архипастырское Пасхальное послание к пастырям и пастве в городах и сёлах Ленинградской области, пока ещё занятых вражескими войсками (12/25 апреля 1943 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 23–24. 448 Патриаршее послание по поводу победоносного окончания войны с Германией (9 мая 1945 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 75. 449 Пасхальное послание Преосвященным архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви (27 марта/9 апреля 1950 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 22. 450 Скурат К. Святейший Патриарх Алексий как проповедник//Скурат К. Сборник отдельных статей и заметок за 1955–1965 гг. Ч. II. Загорск, 1965. С. 127. (Машинопись. Б-ка МДА). 451 Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010