В Богоявленском кафедральном соборе Москвы прошла панихида о упокоении «всех, в годину безбожного властительства от глада скончавшихся»   Москва, 26 ноября 2007 г. 24 ноября 2007 года в Москве в Богоявленском кафедральном соборе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена панихида о жертвах массового голода в России, на Украине и в других республиках бывшего Советского Союза, сообщает ОВЦС. Панихиду о упокоении «всех, в годину безбожного властительства от глада скончавшихся» возглавил настоятель Богоявленского Патриаршего собора в Елохове протопресвитер Матфей Стаднюк. Ему сослужили исполняющий обязанности заведующего Службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко, клирики собора. «Голодная смерть – это одна из самых страшных смертей, которую человек может себе представить, – сказал отец Михаил, обращаясь перед началом панихиды к собравшимся в храме. – Она приближается к нему в течение долгого времени, и человек умирает среди таких же страдальцев, как и он сам. Человека, умирающего от голода, некому подбодрить и утешить; нет людей, которые могли бы помочь ему, потому что все, кто находится рядом, точно так же страдают от голода». В те годы, напомнил отец Михаил, голодная смерть пришла в целые области огромной страны, и люди покидали мир живых среди мрачной атмосферы страдания, отчаяния и безысходности. «Миллионы голодных смертей – такова цена попыток построить рай на земле без Бога»,– подчеркнул отец Михаил и призвал помнить о том, что страдания умерших от голода не должны приносить новых разделений в мир живущих ныне людей, не должны стать поводом для взаимных обвинений и ненависти. На панихиде присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской Федерации О.А.Демин, сотрудники дипломатических представительств стран СНГ, представители российской и украинской общественности. По окончании панихиды протопресвитер Матфей Стаднюк поблагодарил всех присутствовавших за совместную молитву о скончавшихся от голода в годы безбожного властительства и призвал всех «хранить светлую память о невинно пострадавших». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в этот день панихиды о упокоении жертв массового голода были совершены в храмах многих городов России и других стран, а также в приходах Московского Патриархата в дальнем зарубежье. 26 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25007.html

В Богоявленском кафедральном соборе Москвы прошла панихида о упокоении «всех, в годину безбожного властительства от глада скончавшихся» 24 ноября 2007 г. 18:49 24 ноября в Москве в Богоявленском кафедральном соборе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была совершена панихида о жертвах массового голода в России, на Украине и в других республиках бывшего Советского Союза. Панихиду о упокоении «всех, в годину безбожного властительства от глада скончавшихся» возглавил настоятель Богоявленского Патриаршего собора в Елохове протопресвитер Матфей Стаднюк . Ему сослужили исполняющий обязанности заведующего Службой коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Михаил Прокопенко, клирики собора. «Голодная смерть — это одна из самых страшных смертей, которую человек может себе представить, — сказал отец Михаил, обращаясь перед началом панихиды к собравшимся в храме. — Она приближается к нему в течение долгого времени, и человек умирает среди таких же страдальцев, как и он сам. Человека, умирающего от голода, некому подбодрить и утешить; нет людей, которые могли бы помочь ему, потому что все, кто находится рядом, точно так же страдают от голода». В те годы, напомнил отец Михаил, голодная смерть пришла в целые области огромной страны, и люди покидали мир живых среди мрачной атмосферы страдания, отчаяния и безысходности. «Миллионы голодных смертей — такова цена попыток построить рай на земле без Бога», — подчеркнул отец Михаил и призвал помнить о том, что страдания умерших от голода не должны приносить новых разделений в мир живущих ныне людей, не должны стать поводом для взаимных обвинений и ненависти. «Костлявая рука голодной смерти не видела различий между людьми, говорившими на разных языках, — напомнил он. — Помолимся о том, чтобы Господь отер слезы, пролитые тогда. Души их во благих водворятся, и память их в род и род». На панихиде присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Российской Федерации О.А. Демин, сотрудники дипломатических представительств стран СНГ, представители российской и украинской общественности. По окончании панихиды протопресвитер Матфей Стаднюк поблагодарил всех присутствовавших за совместную молитву о скончавшихся от голода в годы безбожного властительства и призвал всех «хранить светлую память о невинно пострадавших». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в этот день панихиды о упокоении жертв массового голода были совершены в храмах многих городов России и других стран, а также в приходах Московского Патриархата в дальнем зарубежье. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/328855.htm...

Устал за вчерашний день – день именин. Начну с утра. Служил сам позднюю литургию в соборе. На молебен (с акафистом, перенесенным со среды вследствие праздника Сретения) выходил Преосв. Алексий и некоторые из нашего духовенства. После молебна, на солее староста с членами приходского совета поздравил меня и поднес просфору. Тут же поздравили некоторые богомольцы и некоторые студенты… После обедни прошли ко мне на стакан чаю (с пирожком) Либин, Надежин, В.А. Симанский, Е.Ф. Тураева, В.А. Фатеев, Н.А. Афанасьева, З.Н. Немова, Ф.Л. Золотов. Потом заходили П.А. Иткин и В.Б. Шкловский. В 4 часа к обеду пришли: М.В. Иславин, К.М. Сопетов, Преосв. Венедикт, Э.О. Юрша, И.П. Акимов, С.И. Зинкевич, Л.К. Богоявленский… Долго ждали Владыку-Митрополита, который был на заседании благочинных в помещении Богословского института и пришел только в 5 с половиной часов; с ним – Преосв. Алексий, Новицкий и Д. В. Рождественский . Обед прошел непринужденно, в разговоре принимали участие все, что особенно приятно, ибо обыкновенно в подобных случаях разговор сосредотачивается только около Митрополита и на церковные темы, а присутствие Иславина (бывший новгородский губернатор и член нашего приходского совета) и Ядрышева (моего товарища по гимназии) внесло разнообразие. Получил письма от С.М. Любецкой, Сони, игуменьи Ангелины (Сергеевой – Л.А.). В 7 часов все прошли в Богословский институт, где «открывался» портрет Патриарха и служился по этому поводу молебен в церкви Троицкого подворья. На молебен собралось около 25 священников и много народа, студенты, профессора, члены правления Общества приходов. Пред молебном я сказал слово о значении Патриарха для Богословского института, Русской Церкви и русского народа. Затем прошли в аудиторию (Митрополит в мантии). Там архидиакон провозгласил «большое» многолетие Патриарху, и в это время портрет был открыт. Затем Л.Д. Приселков прочитал реферат о патриаршестве в России – очень интересный и глубокий. Я пригласил всех к чаю. Но в следующей комнате-аудитории неожиданная остановка: студенты поднесли мне просфору и пирог, а И.Д. Дмитрюков сказал речь, приветствуя с ангелом, и благодаря за простые добрые отеческие отношения. Я ответил, подчеркнув, что не противился устройству этого праздника только ради большего единения. Этим, я думал, все и закончилось. Не тут-то было: Чепурин неожиданно выступил с большой речью ко мне, где также от лица соработников по Богословскому институту и Обществу приходов сердечно приветствовал, характеризуя меня со стороны деликатного ведения дела в совете, уменья привлечь к себе всех, отданности работе по институту тогда, когда никто почти не шел на работу. Дал и историческую картину постепенного знакомства со мной петроградцев, для которых я заменил многих ушедших. Я коротко ответил благодарностью; сказал, что это обращение меня обязывает еще больше, но в нем я вижу и поддержку в работе. Затем перешли дальше, где был прекрасно и обильно обставлен чай.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Здесь только я почувствовал возможность действительного пастырствования. В Каз[анском] соборе собственно прихода нет и прихо­жан почти тоже. Характер отношений причта какой-то сухой, хо­лодный и формальный. Здесь не то: никто не бежит от богослу­жения, наоборот, сами идут и создают. В четверг устроил причтовое собрание[...]. Но вот беда: Г.П.У. почему то приказало меня отвести. Староста просил Мичури­на [xiv] ; тот хотел поговорить сам о причинах. Во всяком случае, надо добиваться, так как в правах я не поражен, а мои соузники Пр[еосвященный] Венедикт и Богоявленский допущены[...] выясняется обо мне вопрос. Боюсь, что придется доходить до Смольного, а м[ожет] б[ыть] до Москвы. С поступлением в собор несколько поправляемся; а то дожили до краю: 1 блюдо и черствый хлеб без перемен все время, да и на то денег не было. На уплату за электричество уже Нина Никитина достала 10 руб. от Николы Трунилы (о. М.Митроцкий)[...] [xv] . На богословских курсах б. II благочиния, а теперь Центрального района, в среду 20 марта (2 апр[еля]) меня избрали заведующим и предложили читать Церк[овную] Историю в паст[ырском] училище. Опять я буду завален делом, и с трудом удастся привести в исполнение свои планы о написании разных работ. 5/18 апреля С моим утверждением в Никольском соборе все еще затяжка. Староста добивается. Двадцатка оч[ень] желает. Собор подготовляем к празднику. Я написал весь распорядок богослужения. Жалко только, что срывают праздник - по-видимому, субботу и понедельник устроят рабочими днями, а вместо них отдых дадут 1-4 мая, т.е. не в начале, а в конце Пасхальной недели. Ну, как это назвать иначе, как не намеренным отвлечением, и затруднением для верующих праздновать свой главный праздник. А все говорят, что религия не преследуется... Во вторник 2/15 апр[еля] вечером, по записке Н.В.Чеп[урина] [xvi] , собрались у М.П.Чельцова [xvii] . Был Пр[еосвященный] Венедикт и о. П.Чуев [xviii] . Речь шла о способах приема, нежелательных (освящение), и вообще о нежелательности дальнейшего присоединения. Было предупреждение о возможной высылке безработного духовенства. Я поднял вопрос о необходимости поставить в известность Патриарха о критическом положении в Петрограде и серьезно побудить его к принятию тех или иных мер к ликвидации раздора. Политический мотив у обнов­ленцев теперь, с реабилитацией Патриарха, отпал, и можно было бы найти пути к ликвидации. Делается ли что-либо в Москве? Как смотрит на возможность этого гр[ажданская] власть? Все эти вопросы необ­ходимо уяснить в Москве и решительно повлиять на Патриарха. Со мной согласились. Вопрос был только в том, кого послать. Пр[еосвященный] Венедикт отказался ехать, я предложил М.П.Чельцова как чле­на авторитетного для епархии, для Патриарха, известного м[итрополиту] Евдокиму, прямого и решительного, кстати, вообще, не­одобряющего политику Патриарха.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

После этого протодиакону Лебедеву, конечно, пришлось проститься с о. Боярским и причтом храма, но он был вознаграждён: сам Святейший Патриарх принял его в состав своего штата в Москве, он стал патриаршим протодиаконом. Подобное поминовение было совершено и в других храмах: в Никольском-Богоявленском соборе, в Вознесенской церкви. Причт Вознесенской церкви публично каялся перед верующими, прося простить его за то, что он ввёл в соблазн верующих участием в делах и служении обновленцев. Преосвященным Мануилом он был принят в своё общение. Вскоре храмов с обновленцев осталось не больше половины. Обновленцы стали вновь применять всякие репрессии и клевету, чтобы вернуть их и укрепить свои колеблющиеся позиции. Всеми дозволенными и недозволенными способами они возвращали ушедшие из их рук храмы. Особенной «энергией» в этом отличался протоиерей Павел Чуев, впоследствии снявший сан и написавший об этом заявление в газетах. Активным обновленцем был и протоиерей Серафим Архангелов 569 , бывший настоятель Воскресенской церкви, у Варшавского вокзала. Это почтенный пастырь, но в то время активно сотрудничал с ПЕУ и часто был в роли уполномоченного по отобранию храмов. Потом он раскаялся, был прощён и принят в общение с Православной Церковью, с сохранением сана. Преосвященный Артемий служил, по преимуществу, в полупустом Казанском соборе: большинство приходило посмотреть на службу и уходило. Лишь к чудотворной иконе Казанской шли вереницей православные люди и, приложившись к ней, уходили. Осенью 1923 года архиепископ Артемий был вызван в Москву, и там его поздравили с возведением в сан митрополита. Но к чести его, он не польстился на белый клобук обновленческого митрополита, а вернувшись в Петроград, подал прошение об увольнении на покой. Вскоре, по его прошению, он был принят третьим чином в спасительное лоно Церкви. Принятие происходило в торжественной обстановке при участии нескольких епископов, во главе с Преосвященным Мануилом, при многолюдном народном собрании. По воссоединении за ним был сохранён сан епископа, с пребыванием в г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В этой книге – особая акустика, она вся пронизана звуками. Это ставшие уже привычными шумовые атрибуты войны и мирные звуки, голос самой жизни, её целительное многоголосие, оставшееся либо в памяти: «..самцы, кормящие своих севших на яйца самочек, всё равно находили минутку воспеть счастье продолжения птичьей жизни», либо звучащее в минуты иллюзорного покоя во время рейда: «Обходящая станицу глиняная колеистая дорожка кривила по-над оврагом. Из каждой недосохшей лужицы на его дне неслись страстные лягушачьи воканья». Особые интонации есть и в словах, они усиливают диалоги, дают новое осмысление его: – Ильяс, а как по ногайски «война»? – Кавга. – Злое название. Как лай собачий. – Так и есть. И природа Кубани здесь вовсе не пейзажный фон – это ещё один полноправный герой сюжета. И в арсенале этого героя – краски, звуки, запахи, чеканно выписанные тактильные ощущения. По авторским коротким, лаконичным и образным описаниям можно сразу определить и состояние героев повествования: «Нежные веточки, увешанные расщелившимися почками, холодно-скользко гладили лоб и щёки, ноздри сладко щекотал дух сочащейся под солнечным давлением смолки...»; « Старые яблони с жидкими кронами, утяжелённых набухшими цветочными почками, свободно просматривались на полсотни метров; тёмно-красные листья, тёмно-красные раскоряки столов и за ними длинные, дрожащие тени, сливающиеся с мутной чернотой….» Книга сурово и правдиво открывает свои духовные точки опоры, в ней подняты ключевые вопросы веры, касающиеся участия священнослужителей в военных событиях. В Великую Отечественную войну многие священники добровольно встали в ряды Красной армии, приходили на помощь партизанам и подпольщикам, с честью выполнив свой гражданский и христианский долг. Начало этому движению послужило благословляющее слово Патриаршего местоблюстителя Сергия, митрополита Московского и Коломенский, сказанное 26 июня 1941 г. на молебне о победе русского воинства в Богоявленском соборе. Митрополит призвал соотечественников на подвиг защиты родной земли и её исторических святынь. С того дня в соборе начался сбор пожертвований на нужды обороны страны. Примером послужил сам митрополит, который призвал верующих к патриотической жертве. Он снял бриллиантовый и наперсный кресты с груди своей, положив основание к сбору средств на дело скорейшей Победы.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/31/...

Местоблюститель Болгарского Патриаршего Престола выразил солидарность с Русской Православной Церковью перед лицом антицерковных и антихристианских настроений в обществе 20 января 2013 г. 20:24 В январе 2013 года в Московскую Патриархию поступило письмо Наместника-председателя Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла, в котором выражается поддержка Русской Православной Церкви в связи с тревожными тенденциями, наметившимися в антиклерикально настроенных слоях общества в странах Московского Патриархата. Наместник-председатель Священного Синода Болгарской Православной Церкви с сожалением констатирует, что антихристианские и антицерковные настроения «умышленно разжигаются противными Святому Православию средствами массовой информации» и представляют собой «шумную и сознательную кампанию, осуществляемую исповедующими либеральные ценности журналистами, которые не только высказывают свои антицерковные убеждения, но и негативно освещают события церковной жизни, используя пристрастные и недостоверные представления, не подкрепленные достаточными фактическими основаниями, с целью нанести урон авторитету и престижу Русской Православной Церкви, умалить ее ведущую душеспасительную, духовно-нравственную и национальную роль в российском обществе». Видный болгарский иерарх сообщает, что возглавляемый им Священный Синод «в крайней степени осуждает порочные деяния кощунства и осквернения, совершенные в храмах российской столицы, — в Храме Христа Спасителя и Богоявленском Патриаршем соборе , — как и неоднократные случаи безбожного вандализма, совершенные в кафедральных соборах, храмах и часовнях в епархиях Русской Православной Церкви». «Нанесенные повреждения святым иконам, храмовым святыням и священной церковной утвари, — отмечается в письме, — как и бесчинства во время святых богослужений крайне предосудительны и подлежат строгому наказанию согласно каноническому праву и учению святых отцов». Особое внимание в послании Местоблюстителя уделяется неоднократно имевшим место актам разрушения крестов. «Уничтожение воздвигнутых для поклонения крестов — есть акт сатанизма, который, с церковной точки зрения, следовало бы осуждать, а с гражданской, как хулиганство, — преследовать соответствующими органами сообразно гражданским законам».

http://patriarchia.ru/db/text/2738357.ht...

Являясь правящим архиереем стольного града, я стараюсь делать все возможное, чтобы московские приходы могли жить полноценной церковной жизнью, чтобы духовные потребности москвичей удовлетворялись в полной мере Чаще всего я служу в московских кафедральных соборах: Храме Христа Спасителя и Богоявленском соборе, что в Елохове. Также я регулярно совершаю богослужения в древних соборах Московского Кремля. За истекший период я более пятидесяти раз совершал Божественную литургию в кремлевских храмах. Кроме того, я регулярно совершал богослужения в монастырских и приходских храмах Москвы, а также принимал участие в закладке и освящении тридцати двух храмов и часовен. По традиции в декабре проводится ежегодное Епархиальное собрание Москвы, на котором в своем докладе я представляю вниманию его участников обзор общецерковных, епархиальных и приходских проблем. Среди важнейших вопросов, рассматривавшихся на состоявшихся в межсоборный период Епархиальных собраниях, были темы духовного и нравственного облика священнослужителей, злоупотреблений в духовнической практике, недостаточного культурного уровня отдельных клириков, слабой активности в области социального служения. Мне приходилось довольно остро ставить вопрос и о церковной дисциплине, и об отношениях между клириками. Особое внимание уделялось задачам развития образовательной, диаконической и миссионерской деятельности приходов. Неотъемлемой частью патриаршего служения сегодня стали визиты в епархии. Меня весьма радует возможность посещать самые отдаленные уголки России и зарубежья, где живет наша паства, и видеть своими глазами возрождение церковной жизни на местах. Ни рапорты и годовые отчеты Преосвященных, ни письма священнослужителей и прихожан, ни сообщения средств массовой информации не могут в полной мере отразить многообразие приходской и епархиальной жизни с ее успехами и неудачами, радостями и тревогами. Патриаршие богослужения во время посещения епархий собирают большое количество клириков и мирян, в том числе прибывающих из близлежащих епархий. Общение с Патриархом за богослужением является для духовенства и верующих самым очевидным свидетельством полноты благодатной жизни Церкви, дает возможность огромному количеству людей разделить друг с другом и со своим Предстоятелем радость участия в Евхаристии. Это позволяет христианину преодолеть некоторую отчужденность, возникающую в результате погруженности в бытовые заботы своего прихода, и на личном опыте познать торжество церковной соборности.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

Не случайно поэтому накануне Великой Отечественной войны в Русской Православной Церкви от многих десятков дореволюционных архиереев оставалось лишь четверо… Музыка и армия Помню, как будучи студентами музыкального училища им. Ипполитова-Иванова, мы с братом регулярно посещали всенощные бдения в патриаршем соборе, где тогда служил митрополит Пимен. Патриаршие служения были тогда редкостью, так как девяностолетний Патриарх Алексий I по старческой немощи в основном постоянно молился в домовом храме. Думаю, что митрополит заметил нас, а потому однажды в конце службы мы были приглашены в алтарь для беседы с ним. Она была недолгой и запомнилась мне прежде всего потому, что на приглашение митрополита участвовать в его службе в качестве иподиаконов мы с братом дружно отказались, что, впрочем, у самого владыки Пимена не вызвало никакой отрицательной реакции. Благословив «весьма загруженных учебой студентов», как мы отрекомендовались, митрополит, добродушно улыбнувшись и попросив нас передать поклон отцу, сел в «ЗИМ» и уехал. Заметил посещающих архиерейские службы в Богоявленском соборе студентов не только будущий Патриарх, но, как стало мне позже известно, когда я был уже монахом и нес послушание в патриархии, за нашей семьей велось довольно пристальное наблюдение со стороны органов КГБ. Конечно, об этом можно было догадываться, зная о преследовании в нашей стране тогда инакомыслящих и о тяжелом положении Церкви, но нам, студентам музыкального училища, было в то время не до подобных мыслей. Молодость брала свое, мы собирались шумными компаниями в дни гражданских праздников, выезжали на природу, где у костра иногда можно было услышать довольно язвительные анекдоты о наших партийных руководителях и о нашей «счастливой» жизни. Помню только, что когда отец наш узнавал об этом, то он всегда начинал очень волноваться, укорял нас в легкомыслии и говорил, что за подобные анекдоты в тридцатые и сороковые годы многие люди заплатили жизнью. Шел 1970-й год. Мы с братом заканчивали музыкальное училище, заканчивал я с отличием, и была реальная возможность поступить в Московскую консерваторию.

http://pravmir.ru/moj-put-k-monashestvu-...

Здесь только я почувствовал возможность действительного пастырствования. В Каз[анском] соборе собственно прихода нет и прихожан почти тоже. Характер отношений причта какой-то сухой, холодный и формальный. Здесь не то: никто не бежит от богослужения, наоборот, сами идут и создают. В четверг устроил причтовое собрание[…]. Но вот беда: Г.П.У. почему то приказало меня отвести. Староста просил Мичурина 14 ; тот хотел поговорить сам о причинах. Во всяком случае, надо добиваться, так как в правах я не поражен, а мои соузники Пр[еосвященный] Венедикт и Богоявленский допущены[…] выясняется обо мне вопрос. Боюсь, что придется доходить до Смольного, а м[ожет] б[ыть] до Москвы. С поступлением в собор несколько поправляемся; а то дожили до краю: 1 блюдо и черствый хлеб без перемен все время, да и на то денег не было. На уплату за электричество уже Нина Никитина достала 10 руб. от Николы Трунилы (о. М.Митроцкий)[…] 15 . На богословских курсах б. II благочиния, а теперь Центрального района, в среду 20 марта (2 апр[еля]) меня избрали заведующим и предложили читать Церк[овную] Историю в паст[ырском] училище. Опять я буду завален делом, и с трудом удастся привести в исполнение свои планы о написании разных работ. 5/18 апреля С моим утверждением в Никольском соборе все еще затяжка. Староста добивается. Двадцатка оч[ень] желает. Собор подготовляем к празднику. Я написал весь распорядок богослужения. Жалко только, что срывают праздник – по-видимому, субботу и понедельник устроят рабочими днями, а вместо них отдых дадут 1–4 мая, т.е. не в начале, а в конце Пасхальной недели. Ну, как это назвать иначе, как не намеренным отвлечением, и затруднением для верующих праздновать свой главный праздник. А все говорят, что религия не преследуется... Во вторник 2/15 апр[еля] вечером, по записке Н.В.Чеп[урина] 16 , собрались у М.П.Чельцова 17 . Был Пр[еосвященный] Венедикт и о. П.Чуев 18 . Речь шла о способах приема, нежелательных (освящение), и вообще о нежелательности дальнейшего присоединения. Было предупреждение о возможной высылке безработного духовенства. Я поднял вопрос о необходимости поставить в известность Патриарха о критическом положении в Петрограде и серьезно побудить его к принятию тех или иных мер к ликвидации раздора. Политический мотив у обновленцев теперь, с реабилитацией Патриарха, отпал, и можно было бы найти пути к ликвидации. Делается ли что-либо в Москве? Как смотрит на возможность этого гр[ажданская] власть? Все эти вопросы необходимо уяснить в Москве и решительно повлиять на Патриарха. Со мной согласились. Вопрос был только в том, кого послать. Пр[еосвященный] Венедикт отказался ехать, я предложил М.П.Чельцова как члена авторитетного для епархии, для Патриарха, известного м[итрополиту] Евдокиму, прямого и решительного, кстати, вообще, неодобряющего политику Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010