На конференции в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове обсудили вопросы реализации проекта по созданию электронного реестра памятников церковной архитектуры, находящихся в аварийном состоянии 30 ноября 2021 г. 10:47 23 ноября 2021 года в Патриаршем зале Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы состоялась конференция, посвященная итогам первого этапа реализации программы создания электронного реестра особо ценных церковных комплексов и принадлежащих Церкви памятников архитектуры, которые находятся в аварийном состоянии. Организаторами мероприятия выступили  Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации  и Благотворительный фонд поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI» . В конференции приняли участие 112 человек, в том числе представители митрополий Русской Православной Церкви, члены Совета фонда «Иннотех XXI» и его Попечительского совета, представители бизнеса, некоммерческих организаций, науки, средств массовой информации. К собравшимся обратился председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин . Священник, в частности, отметил, что за прошедший год фонд «Иннотех XXI» доказал: призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к тем, кому дорога память народа, был услышан. Работа фонда и помощь в его деятельности соработников, энтузиастов, представителей коммерческих фирм и частных лиц доказали жизнеспособность самой идеи спасения национального наследия, которая объединяет разных людей для служения благородной цели. В ходе конференции был представлен отчетный доклад президента фонда «Иннотех XXI» А.В. Агапова об итогах работы в 2021 году, которая осуществлялась в тесном взаимодействии с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В рамках реализации проекта по созданию реестра объектов Русской Православной Церкви, который получил благословление Святейшего Патриарха Кирилла и одобрение Высшего Церковного Совета , основными результатами работы фонда в текущем году стали: определение субподрядных компаний, способных качественно выполнить работы по цифровому сканированию, проведение пилотных работ по сканированию 16 храмов в разных епархиях Русской Православной Церкви, подготовка проекта технического задания на разработку платформы реестра, разработка порядка подготовки смет по укрупненным показателям для оценки затрат на выполнение реставрации храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5867890.ht...

Местоблюститель Болгарского Патриаршего Престола выразил солидарность с Русской Церковью перед лицом антицерковных настроений в обществе Москва, 21 января 2013 года Наместник-председатель Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл выразил поддержку Русской Православной Церкви в связи с тревожными тенденциями, наметившимися в антиклерикально настроенных слоях общества в странах Московского Патриархата. Как сообщает служба коммуникации ОВЦС , в недавно полученном письме митрополит Кирилл с сожалением констатирует, что антихристианские и антицерковные настроения «умышленно разжигаются противными Святому Православию средствами массовой информации» и представляют собой «шумную и сознательную кампанию, осуществляемую исповедующими либеральные ценности журналистами, которые не только высказывают свои антицерковные убеждения, но и негативно освещают события церковной жизни, используя пристрастные и недостоверные представления, не подкреплённые достаточными фактическими основаниями, с целью нанести урон авторитету и престижу Русской Православной Церкви, умалить её ведущую душеспасительную, духовно-нравственную и национальную роль в российском обществе». Митрополит Кирилл подчеркнул, что возглавляемый им Священный Синод «в крайней степени осуждает порочные деяния кощунства и осквернения, совершённые в храмах российской столицы, — в храме Христа Спасителя и Богоявленском Патриаршем соборе, — как и неоднократные случаи безбожного вандализма, совершённые в кафедральных соборах, храмах и часовнях в епархиях Русской Православной Церкви». «Нанесённые повреждения святым иконам, храмовым святыням и священной церковной утвари, — отмечается в письме, — как и бесчинства во время святых богослужений крайне предосудительны и подлежат строгому наказанию согласно каноническому праву и учению Святых Отцов». Особое внимание в послании Местоблюстителя уделяется неоднократно имевшим место актам разрушения крестов. «Уничтожение воздвигнутых для поклонения крестов — есть акт сатанизма, который, с церковной точки зрения, следовало бы осуждать, а с гражданской, как хулиганство, — преследовать соответствующими органами сообразно гражданским законам». Священный Синод Болгарской Православной Церкви выражает также сочувствие Русской Православной Церкви в связи с участившимися нападками на её клириков. «Переносимые клириками Святой Православной Церкви в пределах Московской Патриархии и их близкими насилия и угрозы, с православно-богословской точки зрения есть подвиг, достойный страдальческого венца и морального преклонения, — отмечается в поступившем послании. — Требуется не только сострадание к этим людям, но и солидарная поддержка, защита Святой Церкви, которой они посвятили жизнь и служение, и содействие правоохранительных органов». 21 января 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58878.html

Послания главы Московского Патриархата носили не только призывный и консолидирующий характер, но и имели разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом независимо от положения на фронте. Так, 4 октября 1941 г., когда Москве угрожала смертельная опасность и население переживало тревожные дни, митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве, призывая к спокойствию верующих 377 . В ноябре 1941 г., уже находясь временно в Ульяновске, митрополит Сергий издал новое обращение, укрепляющее в народе уверенность в близком часе победы: «Премудрый же и Всеблагий Вершитель судеб человеческих да увенчает наши усилия конечной победой и да ниспошлет успехи воинству русскому, залог нравственного и культурного преуспевания человечества» 378 . Таким образом, Московская Патриархия заняла ярко выраженную антинацистскую позицию, и в первую очередь в отношении зверств, совершаемых гитлеровцами против мирных жителей страны. В целом ряде своих проповедей и выступлений в печати митрополит Сергий осуждал злодеяния оккупантов «над безоружным населением». В январе 1942 г. в специальном обращении к православным людям на временно оккупированной немцами территории Патриарший Местоблюститель напомнил, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они – русские, и сознательно или по недомыслию не оказались предателями своей Родины. Одновременно митрополит Сергий призывал содействовать партизанскому движению. Так, в послании было подчеркнуто: «Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена» 379 . Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель (с сентября 1943 г. – Патриарх) Сергий обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, откликаясь на все основные события в военной жизни страны. Патриотическая позиция Церкви имела особое значение для православных христиан СССР, миллионы которых участвовали в боевых операциях на фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу. Тяжелые испытания и лишения войны стали одной из причин значительного роста религиозности в стране. Представители разных слоев населения искали и находили в Церкви моральную опору и утешение, своеобразную психологическую нишу. Существует множество свидетельств активного проявления религиозных чувств буквально с 22 июня 1941 г. Так, упоминавшийся торжественный молебен 26 июня в Богоявленском соборе Москвы «прошел при исключительно большом стечении народа как внутри, так и вокруг храма» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, мы просим Господа обо всем, о большом и малом, и это не порицается. Мы Господу изливаем свою душу, свою скорбь, мы просим Его о помощи, и Господь имеет такую любовь, что силу Свою применяет, чтобы помочь нам и в большом, и в малом. Мне иногда приходилось слышать на исповеди или в беседах рассказы о том, какими будто бы мелочами люди досаждали Господу в своих молитвах. И только потом, по прошествии времени, люди убеждались, что на эти мелочи Господь ответил, и понимали, сколь безгранична Божественная любовь. Даже самые простые наши воздыхания ко Господу, если они от всего сердца, если они споспешествуются верой нашей, действительно способны призвать на нас Божественный ответ. «Господи, помилуй!» — дивные слова. А что же еще просить у Господа? Конечно, милости! Ведь милость включает в себя, в первую очередь, прощение грехов, поелику грех отделяет нас от Бога. Но ведь у каждого есть и своя просьба ко Господу, чтобы Он излил милость. И, конечно, наши молитвы включают в себя и нашу боль, и наши сомнения, и наши недоумения, нередко даже отчаяние. К кому же еще обратиться? У кого получить помощь и защиту? И ведь Господь слышит нашу молитву. Есть только одно условие: молитва должна не содержать в себе пустословие, как это иногда бывает, или многословие, которое затемняет ее смысл. Молитва должна происходить от чистого сердца и сопровождаться уверенностью в том, что Господь способен помочь и ответит нам на наши воздыхания. Слова святителя Феофана о том, что в двух словах «Господи, помилуй» содержится все самое главное, мы должны запомнить и всегда иметь их в памяти, особенно когда что-то трудное, тяжелое происходит в нашей жизни. А трудности могут касаться личности, семейных отношений, но также и всего народа, государства, Отечества нашего. И мы знаем, какие непростые обстоятельства сегодня связаны с международными отношениями и какие непростые отношения к нашей стране пробуждены в последнее время злой человеческой волей. Поэтому в переживаемое ныне время мы должны возносить особую молитву Господу об Отечестве нашем, об ограждении его от врагов внешних и внутренних, потому что есть и те, и другие, о вспомоществовании властям и воинству нашему, но самое главное — о том, чтобы Господь дал нам прочный и неотъемлемый мир, чтобы утвердил мир в сердцах наших.

http://patriarchia.ru/db/text/6007256.ht...

Увлечение звуковыми “эффектами” в храме Патриарх Алексий считал кощунственным нарушением самого духа православного богослужения и при всей своей безмятежной незлобивости достаточно сурово обличал некоторые проявления нецерковного поведения в наших храмах. «Нельзя без негодования видеть,– говорил он, — как часто эта “публика” устремляется вон после так называемого “концерта” на Литургии перед самым явлением Святых Даров, поклониться которым она считает для себя совершенно излишним. В угоду такой “публике”, а не богомольцам, регенты изощряются друг перед другом в подыскании и исполнении самых вычурных, самых по их мнению эффектных “номеров”, в которых главное место отводится исполнению солистов, причем ради этих мнимых музыкальных эффектов иные композиторы даже имеют дерзость жертвовать текстом песнопений, пропуская слова или наоборот — вводя слова, не имеющиеся в данном песнопении, или же повторяя некоторые слова, хотя на них нет логического ударения» 28 . Надо сказать, что на практике Святейший Патриарх старался, где возможно, образно говоря, сдерживать порывы регентов, готовых блеснуть мастерством исполнения “партеса”. Об этом повествует следующий случай. «В Елоховском Богоявленском соборе, — вспоминает игумен Никон, — шло праздничное всенощное бдение. Патриарх задержался по непредвиденным техническим причинам (не была вовремя подана машина) и выехал из своей резиденции, что в Чистом переулке, с запозданием. Его ожидали у входа в алтарь. По своему обычаю, еще не переступив порога храма, Святейший спросил у иподиакона, в какой момент службы он вступает в алтарь. Ответ был: “Блажен муж”, “Господи воззвах”. Когда его под руки ввели в алтарь (в то время Первосвятителю было уже свыше 90 лет, но он сохранял поразительно светлый разум и трезвое рассуждение), происходил вход, во время которого поется песнопение “Свете тихий”. Иподиакона, коему надлежало выйти на амвон с крестом и свечой, чтобы оповестить о присутствии Патриарха, в тот момент на месте не оказалось. Известный патриарший регент Виктор Степанович Комаров, воспользовавшись отсутствием Святейшего, решил блеснуть исполнением многоголосного произведения, да еще с сольной партией. На шестопсалмии Патриарх вызвал Виктора Степановича и сделал ему в резкой форме предупреждение и резкое внушение за пение многоголосия, тем более с соло» 29 .

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

   26 июня Местоблюститель патриаршего престола совершил в Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства, по окончании его митрополит Сергий выразил надежду, что как гроза освежает воздух, так и настоящая военная гроза послужит «к оздоровлению нашей атмосферы духовной». В этих словах выражен и суд о состоянии общества в канун войны, в котором царили всеобщий страх, доносительство, совершались бессудные убийства, и надежда, что война принесет с собой изменения к лучшему для Церкви Христовой. Во всех еще не разрушенных и не оскверненных православных храмах Русской земли за богослужением с незначительными изменениями читали молитву, которая была составлена в Отечественную войну 1812 г.: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже творяй чудеса Един! Призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя и человеколюбно услыши и помилуй нас: се бо врази наша собрашася на ны, во еже погубити нас и раззорити святыни наша. Помози нам Боже, Спасителю наш, и избави нас, славы ради имени Твоего, и да приложатся к нам словеса, реченные Моисеем к людям Израильским: Дерзайте, стойте, и узрите спасение от Господа. Господь бо поборет по нас. Ей, Господи Боже, Спасителю наш, крепосте и упование и заступление наше, не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Твоим, но в милостях и щедротах Твоих посети смиренныя рабы Твоя, ко Твоему благоутробию припадающия: восстани в помощь нашу и подаждь воинству нашему о имени Твоем победити: а имже судил еси положити на брани души своя, тем прости согрешения их, и в день праведного воздаяния Твоего воздай венцы нетления. Ты бо еси заступление и победа и спасение уповающим на Тя и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь». В Красную Армию мобилизованы были главным образом крестьяне, которые, по крайней мере в старших поколениях, оставались еще верными чадами Православной Церкви. Фронтовая жизнь в ежечасном ожидании смерти, страдания от ран, гибель боевых друзей пробуждали в русских солдатах религиозные чувства и мысли, в войну религиозные настроения в народе углубились и усилились.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Об отношении к церковному вопросу красноречиво говорит оперативный приказ Главного управления безопасности рейха. В нем, в частности, указывалось: «…с германской стороны ни в коем случае не должно явным образом оказываться содействие церковной жизни, устраиваться богослужений или проводиться массовых крещений. О воссоздании прежней Патриаршей Русской Церкви не может быть и речи. Особенно следует следить за тем, чтобы не состоялось прежде всего никакого организационно оформленного слияния находящихся в стадии формирования церковных православных кругов. Расщепление на отдельные церковные группы, наоборот, желательно». О вероломной религиозной политике, проводимой Гитлером, говорил и митрополит Сергий в своей проповеди в Богоявленском соборе 26 июня 1941 года. «Глубоко ошибаются те, кто думает, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает, – предупреждал владыка. – Наблюдения над немецкой жизнью говорят совсем о другом. Известный немецкий полководец Людендорф… с летами пришел к убеждению, что для завоевателя христианство не годится». Соколовскии, Булганин и Жуков во время битвы под Москвои      Тем временем пропагандистские действия немецкого руководства по открытию храмов не могли не вызвать соответствующей ответной реакции Сталина. К этому его побуждали также и те движения за открытие церквей, которые начались в СССР уже в первые месяцы войны. В городах и селах собирались сходки верующих, на которых избирали исполнительные органы и уполномоченных по ходатайствам об открытии храмов. На селе такие собрания нередко возглавляли председатели колхозов, которые собирали подписи за открытие церковных зданий и затем сами выступали ходатаями перед исполнительными органами. Нередко бывало, что работники исполкомов разного уровня благосклонно относились к ходатайствам верующих и в рамках своих полномочий действительно способствовали регистрации религиозных общин. Многие храмы открывались стихийно, даже не имея юридического оформления. Все эти процессы побудили советское руководство официально разрешить открывать церкви на территории, не оккупированной немцами.

http://pravoslavie.ru/99163.html

При раке А. в Чудовом мон-ре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу А. в Чудовом мон-ре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. В 1722 г., будучи в Москве, имп. Петр I Алексеевич распорядился снять его и передать в Синодальную ризницу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 509. С. 156), где позднее он был заменен медным и исчез. В Оружейной палате хранится др. медный перстень с печаткой из прозрачного камня или стекла с изображением животного, к-рый, по описям Патриаршей ризницы XVII-XVIII вв., значится как дар А. хана Джанибека ( Орешников. С. 171-186), однако, несмотря на несомненную древность изделия, его материал в сочетании с саном дарителя и одаренного вызывает сомнение в достоверности предания. До 1722 г. в Чудовом мон-ре богомольцам продавался «чудотворцев мед», служивший целительным средством от болезней и от порчи ( Лавров А. С . Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. М., 2000. С. 414-415). 28 февр. 1722 г. был издан имп. указ, вскоре напечатанный, запрещавший эту продажу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 445. С. 90). После уничтожения в 1929 г. всего комплекса построек Чудова мон-ря мощи А. находились в музеях Московского Кремля. В 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы РПЦ и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове , где находятся до наст. времени. Жития А. разных редакций и службы ему сохранились в огромном числе списков XV-XIX вв., с трудом поддающихся учету (наиболее полные, хотя и не исчерпывающие сведения об их рукописной традиции содержит картотека Н. К. Никольского в БАН), и в изданиях начиная с XVII в. Древнейшим житийным текстом, посвященным А., является летописная повесть «О Алексее митрополите». Текст повести изобилует хронологическими выкладками, относящимися к разным периодам жизни А., не во всем, однако, достоверными и не согласующимися с упомянутыми в том же тексте историческими реалиями.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Закрыть Короткие рассказы из церковной жизни Протоиерей Сергий Правдолюбов   07:40 10.12.2012 310 Время на чтение 9 минут Александрийская овца В далекой уже теперь юности было много интересных случаев в студенческой и иподиаконской жизни. О некоторых хочется вспомнить. В Москву приехал Святейший и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Николай VI, Судия Вселенной. Это еще не весь титул я упомянул. Семинаристам особенно нравилось почему-то «судейство» в титуле, но эти два слова имеют очень древнее происхождение. Встреча в Патриаршем Богоявленском соборе была торжественнейшая. Второй паре иподиаконов, о. Сергию Соколову (ныне покойному уже епископу Новосибирскому) и мне поручили облачить посреди храма Вселенского Патриарха. Соответственно, первый иподиакон отвечал за пуговицы, омофор и панагии, то есть лицевую сторону Патриарха, а я - за «тыл». Перед службой меня проинструктировали, что палица в Александрии надевается не через плечо, а подвязывается за специальную петельку, а остальное все вроде как и у нас. Хор поет, читаются входные молитвы, Патриарх поднимается на кафедру, начинается облачение. Все проходит чин чином, ошибок нет. И вот в самом конце, когда все сложные пуговицы омофора были уже застегнуты, я посмотрел и увидел, что омофор как-то странно, не по-русски лежит прямо на шее Патриарха, а не вертикально и торжественно возвышается, как у всех наших архиереев. Я решил, что это мой недосмотр, и тихонько, осторожно потянул его к себе и расположил на русский манер. Патриарх так же тихонько потянул его обратно к себе на выю. Моей рязанской сообразительности не хватило понять всю значимость обратного движения омофора александрийского святителя. И я снова возвратил омофор на прежнее место, потянув в свою сторону. Патриарх опять, уже сердито и решительно, повторил прежнее движение. И в этот раз я не внял всей опасности грозного Судии Вселенной. Увидев приближающегося протоиерея с подносом в руках и тремя панагиями, я подумал, что цепочки-то надо под омофор расположить, как у нас принято, а он мешает, лежит на шее. И когда я в третий раз потянул за омофор Александрийского Патриарха, он резко повернулся ко мне боком и по-гречески с гневом и раздражением, энергично и сердито высказал мне все свое возмущение. Я испугался, попросил прощения, и только когда увидел, что цепочки от панагий отец Сергий Соколов укладывает поверх омофора, а тот твердо и незыблемо покоится на святительской вые,- сообразил, что такова древняя александрийская символика с глубочайшим смыслом, просто меня никто не предупредил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

После освобождения в 1933 г. он вернулся в Москву, но по произволу властей ему было отказано в прописке и приходилось скитаться по Московской области, работать художником-офор- мителем в различных учреждениях. Только в 1940 г. удалось добиться снятия судимости и получить возможность жить в Москве. 22 июня 1941 г. М. Е. Губонин был призван в армию. После окончания оружейно-технического училища он в составе седьмого гвардейского корпуса в должности начальника топографической службы дошел до Берлина в звании гвардии старшего лейтенанта с тремя орденами и пятью медалями. В 1946 г. был приглашен Московской Патриархией принять участие в создании сени над ракой Святителя Алексия Московского в кафедральном Богоявленском соборе. С этого времени он много работал над реставрацией и росписью храмов в Москве и других городах страны. В середине 1960-х гг. его пригласил на работу председатель Издательского отдела Московской Патриархии епископ (впоследствии митрополит) Волоколамский Питирим (Нечаев) . Михайл Ефимович оформлял Православный церковный календарь, выполнял и другую художественную работу по заказу Московской Патриархии. В «Журнале Московской Патриархии» были помещены несколько его статей. Михаил Ефимович Губонин не имел формального высшего образования, но был высокообразованным человеком с обширным творческим диапазоном и тонким эстетическим вкусом. Его знания были энциклопедичны. Он превосходно знал мировую литературу, был тонким ценителем симфонической музыки, хорошо знал искусство великих артистов Художественного и Малого театров. Его знания древнего русского искусства иконописи, а также классической живописи и ваяния от античности вплоть до Японии были столь основательны и совершенны, что доставили ему известность в среде самых выдающихся художников и искусствоведов его времени. Как художник, М. Е. Губонин имел самую высокую репутацию в кругу специалистов промышленной графики, ибо вынужден был именно в таком качестве трудиться смолоду. Но основное внимание в своей жизни Михаил Ефимович уделял делу, которому был предан с юности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010