9) В православной Церкви есть много таких обрядов, о которых в Писании не говорится ни слова. 9) Совершенно верно. Но многие обряды Церковь содержит по Преданию Апостольскому. Кроме того, если св. Церковь имеет власть отворять и затворять двери рая для людей ( Мф. 18:19 ; Иоан. 20:23 ), то тем более она имеет право вводить новые или отменять старые обряды, которые не составляют существа веры. Поэтому всякий, противящийся Церкви из–за обрядов, или отрицающий установленные Церковью обряды является непослушным ее сыном, о котором сказал Христос: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). 2 Вопросы и ответы православного 1) Что такое священный обряд и священный символ? 1) Священным обрядом называется такое священное действие и символом такой священный знак, посредством которых выражается известная истина веры, известное религиозное чувство, церковно–историческое событие, или событие из жизни Иисуса Христа. 2) Почему необходимы христианские обряды? 2) Обряды необходимы потому, что без них не мыслима никакая общественная молитва , и частная молитва без них не полна, не совершенна, так как человек должен молиться не только духом, но и телом. Будучи обязательны для исполнения при общественном богослужении и принятие св. Таин, обряды крепче соединяют верующих в одну Божью семью, делая еще на земле всех равными перед Богом: богатого и бедного, вельможу и слугу, царя и раба. 3) Почему нужно молиться не только духом, а и телом? 3) Так как люди не бесплотные духи, а состоят из души и тела, то они должны прославлять Бога и служить ему в молитве и душой и телом. «И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 1:27; 2:7 ). Душа и тело так крепко соединены, что всякое движение души проявляется в теле. Молитва есть сильнейшее движение души к Богу, почему должна обнаруживаться и посредством тела, как и Спаситель говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). 4) Откуда из Писания видно, что молиться и служить Богу должно, не только духом, но и телом?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В Православной Церкви аутентичным текстом Ветхого Завета, помимо подлинника в масоретской редакции, считается перевод его на греческий язык – Септуагинта. За аутентичный текст Нового Завета признается греческий подлинник. Для славянских Церквей высоким авторитетом обладает славянский перевод Библии елизаветинского издания, которое многократно воспроизводилось в наших синодальных перепечатках. Существует также и авторитетный русский синодальный перевод, завершенный в 1870-е годы и с тех пор много раз переизданный. 5.2.Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм. Авторитет ветхозаветных и новозаветных книг в христианской Церкви не одинаков. …Закон был для нас детоводителем ко Христу… ( Гал. 3:24 ), имея тень будущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10:1 ), явленный во Христе, Который, по слову апостола, отменяет первое, чтобы постановить второе ( Евр. 10:9 ). Тем не менее Господь говорил о Ветхом Завете: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф. 5:17 ). По известному выражению блаженного Августина , «Новый Завет скрывается в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» 66 . Идея Царства Божия в Ветхом Завете дана в обетовании, в преобразовании, а в Новом она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых. Как это видно из предыдущего изложения, правовые предписания Ветхого Завета, касающиеся не только храма и богослужения, но и общественной жизни народа, семейных и имущественных отношений, занимают исключительно важное место и по полноте и обстоятельности своей, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят характер юридических кодексов. С пришествием в мир Спасителя на место Ветхого Завета стал закон благодати. На Апостольском Соборе, описанном в Деяниях, в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева закона для новообращенных из язычников принято было постановление написать братиям из язычников: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите… (15:28–29). Таким образом, большая часть ветхозаветных предписаний богослужебного, ритуального характера, а также собственно юридических норм в их буквальном смысле утратила силу для христиан. Так, в христианском брачном праве безусловно был отменен ветхозаветный левират, но в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева закона, очищенные от тех элементов, которые были уместны до Пришествия Христа, но утратили смысл после исполнения чаяний Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Здесь «Господи» адресовано Отцу, «Владыко» – Сыну, Святый» – Святому Духу. Апостол Петр. Энкаустическая икона. Египет. 6 век Создание Церкви В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как однажды Иисус спросил Своих учеников: «За кого почитают Меня люди?» Ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Иисус спросил: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Тогда Иисус сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:13–18 ). Этот рассказ получил различное толкование в христианских Церквах Востока и Запада. На Западе подчеркивалась роль Петра как главы апостольской общины, как наместника Христа на земле, передавшего свое первенство епископам Рима. На Востоке получило распространение иное толкование: Церковь основана на вере в Божество Иисуса Христа, исповеданием которой были слова Петра. Сам апостол Петр в своем послании настаивает на том, что краеугольным камнем Церкви является не он, а Христос ( 1Пет.2:4 ). Для чего нужна Церковь ? Церковь нужна прежде всего для того, чтобы вести людей к Богу, открывая им Небесного Отца, соединяя их со Христом, питая их благодатью Святого Духа. Церковь раскрывает перед нами глубину и красоту Евангелия, помогает нам воплощать в жизнь заповеди Спасителя. Через Крещение, Евхаристию и другие Таинства Церковь приобщает нас к Царствию Небесному, делая его реальностью нашей жизни. Благодаря Церкви это Царствие, подобно зерну горчичному, прорастает в нас, превращаясь в могучее дерево ( Мф.13:31–32 ); подобно закваске в тесте ( Мф.13:33 ), оно наполняет нашу жизнь содержанием и смыслом. Не случайно Церковь называют «небом на земле». Церковь нужна, чтобы благодатью и силой Божией изменять людей к лучшему. Многие приходят в Церковь духовно опустошенными, отчаявшимися, не способными к полноценной человеческой жизни. Постепенно благодаря участию в богослужении, молитве, Причащению и другим Таинствам они меняются. Церковь помогает людям приобщаться к живому Богу, преодолевать пропасть, отделяющую их от Него. Церковь зажигает сердца людей тем огнем, который способен вдохновить их на добрые дела и творческие свершения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И тогда мы вдруг увидим, что перед нами наша милая мама, или наш друг. И мы вспомним, что мы люди разных национальностей – великий народ, что мы все вместе, а не поодиночке. И вот тогда возвратится самая главная радость на свете, что я знаю и люблю Бога. Что Сам Бог есть любовь. Аминь. Принцип единства мистического и рационального Принцип здравого, трезвенного вхождения в духовную жизнь является основой православной аскезы. Глубина веры всегда должна сочетаться с безвидной молитвой, т.е. это значит, что во время молитвы не нужно ничего себе представлять. Отцы Церкви говорят, что если молодой подвижник полез на Небо, тащи его оттуда за ноги. Поэтому, скажем, в монашеской жизни очень много вполне конкретного, физического труда. Высшие же ступени духовной жизни доверяются только тем, которые прошли так называемый монашеский искус. В этом великая мудрость, это и есть охранительная функция Церкви. Эта древняя практика постепенного вхождения в духовную сферу предохраняет от психических расстройств и заболеваний. Используя различение мистического и рационального, можно видеть что сектантские группировки уклонились от трезвения и мистифицировали свой духовный строй. В этих сектах преобладает дух жажды постоянных видений, откровений. Это, скажем, тают религиозные объединения, как секта пятидесятников и богородичный центр. Другие религиозные направления, напротив, отрицают таинства Церкви, рационализируют и крайне упрощают и сокращают богослужения, делают упор на помощь больным, социальной работе и пр. 28 . Это прежде всего объединения баптистского и протестантского толка. Крайней же формой рационализма является атеизм, но, впрочем, он лишь на короткий срок (несколько десятилетий) оставался посюсторонним. Всегда на почве неверия как сорная трава произрастают суеверия и оккультизм. Что мы и наблюдаем ныне в нашем общественном сознании. Скажем, астрологические прогнозы подаются у нас как нечто само собой разумеющееся. Обыватель или забыл, или не знает, что астрология – это древняя оккультная, демонологическая дисциплина, которая проклята Богом. В Библии пророк Исайя, говоря о Страшном Суде, предрекает страшную кончину блудницам, пишет о них: Ты (блудница – Б. Н.) утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и скажут тебе от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени... никто не спасет тебя ( Ис.47:13–15 ). «Никто не спасет тебя» – эти слова очень и очень важны сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Корпус Посланий апостола Павла составляет существенную часть Нового Завета. Значение Павла для последующего развития христианской Церкви было столь велико, что его нередко сравнивали с Самим Христом: Иоанн Златоуст даже утверждал, что через Павла Христос сказал людям больше, чем успел сказать Сам во время Своего земного служения. Апостол Павел был творцом православной экклезиологии – учения о Церкви. Он определяет Церковь как Тело Христово (см.: Кол. 1:24 ), Главой которого является Сам Христос (см.: Еф. 4:15 ), как живой организм, в котором каждый член имеет свою функцию, свое призвание и служение. Единство членов Тела Христова скреплено единством Евхаристии – совместной трапезы, за которой, по молитве Церкви, совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Во времена Павла Евхаристия (от греч. «благодарение») представляла собой скорее трапезу, чем богослужение, однако эта трапеза сопровождалась чтением Священного Писания , поучением, пением псалмов и затем произнесением евхаристических молитв, носивших импровизированный характер. Как правило, евхаристическое собрание начиналось после захода солнца и продолжалось до рассвета. Описание евхаристических собраний содержится и у апостола Павла, и в Деяниях апостольских. Со временем Евхаристия приобретала черты богослужения, а евхаристические молитвы стали записываться. Несмотря на изменение формы евхаристического собрания, его суть оставалась неизменной со времен апостола Павла до наших дней. Суть Евхаристии выражена в словах Павла: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой! Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова! Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:16–17 ). В нравственном учении апостола Павла, как и в учении Христа, доминирует тема любви. Все у вас да будет с любовью, взывает апостол ( 1Кор. 16:14 ). Никакие испытания, по словам Павла, не могут отлучить верующего от любви Божией: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание ( Пс. 43:23 ). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:35–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Настоящий очерк предназначается для лиц, имеющих духовный сан или готовящихся к его принятию, и их жен. Им необходимо постоянно осознавать: 1) что священство — не должность, но сан, дарованный благодатию Божией; 2) что священником может быть лишь муж зрелый, «хорошо управляющий домом своим» (1 Тим 3:4); 3) что на семью священника пытаются пристально смотреть его прихожане, как бы он ни старался жить замкнуто. 1. Священник является священником не только в храме во время богослужения или при исполнении треб на приходе, но во все дни и часы своей жизни с момента хиротонии. Это налагает на него огромную ответственность за все слова и дела. Блажен, кто никогда или почти никогда не забывает о своем сане, — он стяжал страх Божий, память смертную и умиление. Полученное иерейство нельзя оставлять за вратами храма, как гражданскую или военную должность — за дверями предприятия, учреждения или за забором воинской части. Священник остается священником и в своей семье, в своем доме. Супруга должна видеть в нем не только своего мужа и отца своих детей, но и иерея. Плохо, когда в доме жена и дети не подходят к нему под благословение, считая, что для них он — не священник, как директор предприятия не является директором для своих домашних. Ощущать в муже и отце священника очень важно для построения семьи и домашней церкви у духовенства. 2. Священником, согласно апостольским указаниям, может быть муж зрелый, «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1 Тим 3:4–5). Семья священника должна быть примером христианской воцерковленной семьи. К ней присматриваются и прихожане храма, и соседи, и школа, где учатся дети. Священнику и его семье «надлежит также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание» (1 Тим 3:7). В послании к Титу (1:6) ап. Павел пишет, что в пресвитеры можно полагать лишь тех, «кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Да не хулится в мире христианская вера делами священника и его домашних! Ненормальность в брачных или семейных отношениях, согласно канонам Православной Церкви, может являться причиной извержения из духовного сана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Поучения необходимы и важны вообще для всех верующих, ученых и простых . а) Ученым поучения необходимы для очищения, возвышения и освящения их ума и сердца. Ибо в проповеди возвещается слово Божие, коим все освящается, предлагается наставление для совести, которая при естественных знаниях часто блуждает во мраке, не имеет тонкого чувства, указываемого откровением, к различению добра и зла. Так, ап. Павел обличает и поучает мудрых века сего: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» ( 1Кор.8:2 ), и называет совершенными «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр.5:14 ). б) На простых же христиан проповедь благотворно действует, впечатлевая в их души семена правой веры и богоугодной жизни . Если они не все в проповеди понимают, то чувствуют, что слышимая ими проповедь есть учение божественное и спасительное, умиляются, слезами и воздыханиями свидетельствуют о благотворном действии слова Божия на сердца их. Впрочем, как говорит св. Златоуст: «Ключи текут, хотя бы никто не черпал из них, и родники источают воду, хотя бы никто не брал ее, и реки бегут, хотя бы никто не пил из них: так и проповедник, хотя бы никто не внимал ему, должен исполнить все, что от него зависит. Ибо нам, принявшим служение слова, положен Богом закон – никогда не оставлять своего долга и не молчать, слушают ли нас или убегают». (См. «Попечение Православной Церкви о спасении мира» прот. Дебольского). Братие христиане! Будем с усердием и любовию слушать предлагаемое нам в церковных поучениях слово Божие, необходимое для нашей жизни временной и вечной. Будем помнить, что «не знать божественного закона есть величайшая измена спасению: это породило расколы, ввело порочную жизнь, все привело в величайший беспорядок». (См. Св. Иоанн Златоуст . Homil. de Lasaro t. 1, pag. 740). Не будем подражать тем несмысленным и небрежным ко святым обязанностям христианам, которые, заслышав проповедь, осмеливаются, презрев церковное собрание, уходить из церкви, производя этим соблазн и беспорядок. «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» ( Иак.1:21 ). Аминь. Приложение к беседе 1. Лица, имевшие право и обязанность проповедничества в древней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При Богослужении необходимы пастырские поучения. Ибо Церковь Божия распространяется и утверждается на земле главным образом посредством проповеди Слова Божия ( Евр.1:1 ). Бог есть истина и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Возвестить Евангелие было первым и главным делом Иисуса Христа – Бога Слова, которого во дни земной жизни Его даже неверующие чаще всего называли учителем, и делом Апостолов. Их послал Господь проповедать Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), и они проповедь Слова Божия предпочитали другим своим обязанностям ( Деян.6:2 ; 1Кор.1:17 ). Нужда назидания Словом Божиим указана нам не только вообще, по и при Церковном Богослужении. В Ветхом Завете с ним соединяли изъяснение закона Божия и учение благочестия ( Деян.13:15 ). Во храме Иерусалимском многократно проповедал Евангелие Сам Господь, и учреждая общественное Богослужение Новозаветное установлением таинства Причащения, Он тайную вечерю соединил с наставлением учеников своих ( Ин.13:12 и след.). Равно и Апостолы проповедали Слово Божие в общественном храме молитвы ( Деян.3 ), в синагогах и в других Христианских собраниях. Ап. Павел беседовал с учениками своими в день Воскресный и продолжил слово до полуночи ( Деян.20:7 ). И как сам Апостол проповедал, и даже будучи в узах, но для слова Божия нет уз ( 2Тим.2:9 ), так дал он заповедь проповедуй слово, настой во время и не во время ( 2Тим.4:2 ), и говорить, что достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Посему первые Христиане постоянно пребывали в учении Апостолов ( Деян.2:42 ). Со времен Апостолов, по примеру их, пастырские Поучения, как древние, составляющие для нас богатую сокровищницу назидания духовного, так и настоящие, называются Словами, Проповедями ( 1Кор.2:4 ), Беседами ( Деян.20:2 ; Лк.24:14–15 ). По правилу шестого Вселенского Собора 118 , «пастыри должны во все дни, особенно же Воскресные, поучать клир и народ благочестию, избирая из Божественного Писания истины для рассуждения и не преступая положенных уже пределов предания Богоносных Отец, и исследуя слово Писания, изъяснять его не иначе, как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более должны удовлетворяться, нежели составлением собственных Слов» и проч. Уставом Церкви также указаны при Богослужении многие Поучения святых Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» Что важнее Писание или Предание ? Вопрос закрыт для новых ответов. 4 Ответа Что лично для Вас важнее: голова или сердце? Без чего Вы предпочли бы дальше жить? Примерно так и выглядит Ваш вопрос. Когда на апостолов сошел Святой Дух, они вовсе не имели Писания Нового Завета, но зато целиком имели учение, т.е. церковное Предание. Впоследствии движимые Духом Святым апостолы дали Церкви тексты Писания, но вместе с ними дали Церкви и устные наставления и практику, т.е. опять-таки Предание. Чтобы у Вас не было соблазна противопоставлять Писание и Предание, почитайте эту книгу . Тогда Вы сможете понять силу апостольской заповеди и вместе похвалы: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. (2Фесс.2:15) Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. ( 1Кор.11:2 ) Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2Фесс.3:6) Как видите, апостол требует этого от христиан навсегда, а не по одному только частному случаю. Св. Писание — важнейшая часть Св. Предания Церкви. Св. Предание включает в себя всё богатство православной духовной жизни: Священное Писание; соборные решения, догматические и канонические правила; неизмеримый пласт творений святых отцов; жития святых; весь огромный опыт богослужебной практики и текстов (молитвы, последования, каноны, гимны, суточные богослужения, множество вариантов Литургий, Октоих, Минеи, Триоди, Типиконы, монашеские уставы, и т.п.); богослужебные предметы; облачения священства; архитектура и устройство базилик, соборов и храмов; иконопись… Всё это описывает и разъясняет каждому человеку важнейшее событие вселенной — пришествие в мир воплотившегося Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, и Его помощь и щедрое предложение последовать за Ним через изменение внутренней природы. Прежде всего, нужно дать определение Св. Предания, потому что имеет место терминологическая путаница. Процитирую Пространный христианский катихизис :

http://azbyka.ru/vopros/chto-vazhnee-pis...

Святая Троица Троица Святая . Слово «Троица» в Свящ. Писании, собственно, не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту христианской веры. Самое слово «Троица» читается: у Феофила Антиохийского , Тертуллиана , Григория Чудотворца , у Оригена , Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете, только не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Nc. XXXII, 6 ). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы его ( Uc. VI, 3 ). Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков – при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение ( Mф. III, 16–17 , Mk. I, 10–11 , Лk. III, 21–22 ). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Mф. XXVIII, 19 ). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа ( I Nem. I, 1–2 ). Св. Иоанн Богослов пишет: Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и все три суть едино ( I Uh. V, 7 ). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних Символах веры , напр. апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена . В Символе св. Григория Неокесарийского со всей точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: «Един Бог – Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, – Бог от Бога – образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т. е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же» (Соч. Григория Неокес. с. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010