Отказ от евангельских ценностей как основания нашей цивилизации — прямой путь к уходу христианства со сцены истории, а значит, как мы знаем, к концу истории как таковой. Обмен между культурами — совершенно естественное и здоровое явление, но его не стоит путать с пренебрежением к собственным истокам, с перестроением себя под чужую культуру, которая на данный момент кажется более успешной. Совершая богослужение, мы исповедуем ту же веру, возносим по существу те же молитвы, что и многие поколения наших предков. Однако традиция — это не только способ встречи с предшествующими поколениями. Мы обращаемся к традиции не из любви к старине, а потому, что в ней нам передана спасительная истина, ведь, как говорит апостол Павел, « Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же » (Евр. 13:8). Наша будущность и надежда — в нашей святой православной вере. Не будем забывать, что Евангелие дано нам для преображения человека, для того, чтобы мы знали, каким человек может стать, если он последует Христу. Иными словами, Евангелие и традиция — о будущем и для будущего, а не только и даже не столько о прошлом. Сегодня я особенно хотел бы призвать всех вас, а через вас — и пресвитеров побуждать паству к подвигу христианской жизни. Призывать каждого быть настоящим, вдумчивым, искренним христианином, верным сыном Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным. Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность. «Знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Аминь.   Источник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 февраля, 2016 3 февраля, 2016 4 февраля, 2016 4 февраля, 2016 4 февраля, 2016 4 февраля, 2016 3 февраля, 2016

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

— протопресв. Стефан Анагностопулос Если нельзя быть благочестивым, живя в городе, то небольшая честь христианским уставам, когда нужно для них покинуть город и бежать в пустыню — Святитель Иоанн Златоуст Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. — Евангелие по Матфею, глава 5, стихи 14, 15, 16  Царство Небесное силою берется — Восемь смертных грехов и борьба с ними. Аскетика для современных мирян Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным. Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела. — Добродетели — схемы и пособия — Азбука Веры А также статья Доброе поучение должно выслушивать от всякого, кто бы ни предлагал оное. 3 Ответа Целенаправленная православная миссия в современном мире требует многих знаний и умений. Кроме того, нужно не просто что-то знать, но активно участвовать в Церкви, в богослужениях, в Таинствах, в молитве, этим подавая пример для подражания и воцерквления других. Необходимы познания не только в Писании и в Отцах Церкви, но глубокие познания православной догматики. И после этого, на основе догматики изучить сравнительное богословие (об особенностях и истории вероучений других конфессий) и апологетику (изложение, обоснование и защиту основных христианских истин Православия). Без этих познаний диалоги с атеистами, иноверцами и инославными о Христе станут невозможными. Одни собеседники не воспринимают Святых Отцов как источник веры, другие будут предъявлять выдержки и ссылки на Библию в своём понимании текста, третьи будут клеветать на Церковь, имея в голове ложные устоявшиеся шаблоны и штампы. Но горячее желание православной миссии можно реализовать обратившись в ближайшую епархию, где подскажут как быть.

http://azbyka.ru/vopros/kak-propovedovat...

Совершая богослужение, мы исповедуем ту же веру, возносим по существу те же молитвы, что и многие поколения наших предков. Однако традиция – это не только способ встречи с предшествующими поколениями. Мы обращаемся к традиции не из любви к старине, а потому, что в ней нам передана спасительная истина, ведь, как говорит апостол Павел, " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13:8). Наша будущность и надежда – в нашей святой православной вере. Не будем забывать, что Евангелие дано нам для преображения человека, для того, чтобы мы знали, каким человек может стать, если он последует Христу. Иными словами, Евангелие и традиция – о будущем и для будущего, а не только и даже не столько о прошлом. Сегодня я особенно хотел бы призвать всех вас, а через вас – и пресвитеров побуждать паству к подвигу христианской жизни. Призывать каждого быть настоящим, вдумчивым, искренним христианином, верным сыном Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным. Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность. " Знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная " (1 Ин. 5:20). Аминь. См. перечень визитов в приложении к докладу, раздел II. См. список в приложении к докладу раздел III. См. список в приложении к докладу раздел IV. См. список в приложении к докладу раздел V. См. перечень таких форумов в приложении к докладу раздел VI. См. перечень заседаний Священного Синода в приложении к докладу раздел VII. См. перечень заседаний Высшего Церковного Совета в приложении к докладу раздел VIII. См. перечень документов в приложении к докладу раздел IX. См. перечень хиротоний в приложении к докладу раздел XII.

http://religare.ru/2_108368.html

Совершилось предначертанное от века. Отныне смерть не имеет более такой власти над человеком — и теперь как «в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Потому Пасха и является важнейшим христианским праздником, что униженный и истерзанный Иисус из Назарета, осиянный Божественной славой, «воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых: да будет Сам вся, во всех первенствуяй» (анафора Литургии Василия Великого). Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Однако наше единство с Господом не может ограничиваться лишь участием в богослужении или личным молитвенным усердием. Оно должно в полной мере отразиться на всех сторонах нашей жизни. Мы не можем пребывать в беззаботном праздновании, зная, что рядом есть люди, не обретшие радости жизни в Боге, страдающие, скорбящие, одинокие, обездоленные или мучимые болезнями. Нашей святой обязанностью является забота о том, чтобы имя Христово восхвалялось повсюду, дабы люди, видя добрые дела, совершаемые во славу Божию, приобщались к вере православной, обращали сердца свои к Отцу, Который на небесах. К сожалению, злая человеческая воля и диавольский соблазн все еще действуют в мире. Но унынию не должно быть места в нашей душе, ибо несмотря на все беды, катаклизмы, конфликты и противоречия, мы знаем, что Господь победил мир (Ин. 16:33), восторжествовал над грехом и смертью. И потому мы имеем возможность свидетельствовать словом и делом о благодати, подаваемой нам через общение со Спасителем, благодаря пребыванию в Его Церкви. Будем же усердны в исполнении евангельских заповедей, дабы и ближние, и дальние, следуя нашему примеру, возжелали приобщиться к торжеству веры и богатству благодати, ниспосылаемой от Бога на всех верных чад Его. Паки поздравляю всех вас с величайшим праздником Пасхи, праздником Воскресения «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь»  (Откр. 1:5-6).

http://patriarchia.ru/db/text/4851354.ht...

В документе, озаглавленном «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата), я прочел, что социальное служение является формой благовестия и миссионерской работы, согласно Евангелию. В этом документе говорится следующее: «Социальная миссия представляет собой свидетельство о Христе через добрые дела, социальное служение, благотворительность, помощь бедным и обездоленным, в соответствии с евангельским призывом: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16)». Это, конечно, верно, особенно в свете сложившейся в Индии ситуации. Как учит нас апостол Иаков : «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:14-17). Наша вера должна проявляться в наших делах, чтобы нас можно было назвать не пустозвонами, а теми, кто на деле показывают Божию любовь. Православные индийцы. Деревня Котари      Нам нужен православный священник, постоянно проживающий в Индии: чтобы он мог исповедовать людей, давать им духовные советы, учить и вести ко спасению На данный момент у нас нет своего священника для окормления верующих. Нам срочно нужен священник для регулярного совершения богослужений, святых Таинств и обрядов – поскольку у нас нет своего священника, мы всего этого лишены. У нас нет никого, кто бы нас крестил, отпевал и так далее. В прошлом году умерли три члена нашей миссии: одна молодая женщина и двое детей. Эта женщина (именем Кавита) была единственной православной и единственной христианкой в ее индуистской семье. После смерти Кавиты ее семья потребовала, чтобы мы похоронили ее по-христиански на кладбище, но мы не смогли этого сделать, потому что у нас даже нет кладбища.

http://pravoslavie.ru/76859.html

и чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою, т.е. православных и благочестивых городских и сельских жителей. И дай, Господи, чтобы в городах и селениях наших не оскудевало число православных обитателей, православных не по имени только, а по жизни, твердых в православной вере, ревностных к исполнению ее предписаний и установлений и истинно благочестивых. В противном случае – горе нашим городам и селениям! Господь грозил Израилю: «если не будешь слушать гласа Иеговы, Бога твоего, не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления, то проклят будешь в городе и проклят будешь на поле» ( Втор. 28:15–16 ). И эту угрозу Господь исполнил. Во гневе Своем Он не только предал разрушению и конечному опустошению нечестивые языческие города Вавилон, Тир и Сидон и все области, от них зависевшие, но не пощадил и самого Иерусалима, святого города, хранилища святынь Своих, за нечестие его жителей и предал опустошению всю страну Израильскую. Подобная участь грозит всякому городу и стране христианским, если водворится в них нечестие и забвение Бога. Во гневе Господь не щадит самых святынь Своих. «О благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и временех мирных». Воздух – величайшее благо для нас и для всех животных; без воздуха нельзя дышать и жить. Но воздух бывает и вреден для нашей жизни, когда он либо слишком сыр, либо слишком сух, когда он наполняется смертоносными примесями, когда бушуют тлетворные ветры, распространяющие на пути своем смерть и пагубу на все живущее. Не приведи нам Господи, Владыка и жизни и смерти, испытать бедствия от такого вредного для нас воздуха; отврати от нас опасность – с каждою струею воздуха впивать в себя отраву; даруй воздуху благорастворение и сохрани в нем благорастворение, очисти его от всего, что может быть пагубно для нашей жизни, чтобы мы дыша воздухом чистым, свежим и здоровым, непрестанно благословляли Твою благость. Кроме воздуха, для поддержания жизни и здоровья нужна еще пища. Пищей человеку служат плоды земные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но, к нашему глубокому сожалению, " заочные " отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали " заочные отпевания " . В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой. Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение " заочного " отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: " Проклят, кто дело Господне делает небрежно... " (Иер. 48:10). И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: " Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят... " (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: " Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы " (1Кор.З:16-17).

http://pravoslavie.ru/16621.html

Приемлемо ли в православии учение о земном царстве Христовом? Что говорит Евангелие о Царствии Божием? У евангелиста Матфея оно прямо называется всюду «Царствием Небесным». У евангелиста Иоанна Богослова на протяжении всего Евангелия называется «вечной жизнью». У евангелистов Марка и Луки оно названо Царствием Божиим, но с тем же смыслом: «не ищите, что вам есть или что пить..., потому что всего этого ищут люди мира сего»; «приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах»; «не отягчайтесь заботами житейскими»; «предоставь мертвым хоронить своих мертвецов» ( Лук. 12, 29–30, 33; 21, 34; 9, 60 ). «Как было во дни Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж...: пришел потоп и погубил всех; как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили...: пролился с неба дождь огненный и серный и погубил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лук. 17, 27–29 ). Это слова Спасителя. На суде у Пилата «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» ( Иоан. 18, 36 ). Вот ответ на вопрос о строении земного благополучия. Христово Царство не от мира сего, хотя блаженство жизни во Христе, не только личной отдельного христианина, но и жизни христианских общин, жизни оцерковленной, начинается уже здесь, на земле, и это безчисленными примерами святых людей испытано и проверено. О.  Иоанн Кронштадтский много раз говорит о себе, о своем чувстве во время богослужения: «Где я? Я на небеси». Это чувство многих чистых душ. Здесь низведение неба на землю; но для этого нужно самим подниматься к небу, а не поворачиваться от него к земным интересам, земным планам. Евангелие зовет нас строить жизнь так, чтобы земля стала частью неба в смысле нравственном, как она является частичкой в небе в смысле физическом. Наш русский святитель Тихон Задонский подводит только общий итог всей христианской православной мысли за все века о Царствии Божием, когда пишет: «Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа. Христиан в мире сем житие не ино что есть, как странствование и непрестанное шествие и спешение к отечеству своему, якоже глаголет апостол: «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем». Откуду нарицаются и суть странники и пришельцы в мире сем, якоже о Аврааме и Исааке и Иакове пишется: яко странни и пришельцы быша на земли... Христианское отечество есть небо, где слава Небесного Отца, Которому они молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех», где преславный дом Его, в котором «обители многи суть», где «град великий святый Иерусалим, имущ славу Божию»...; оком взираем «и воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В таинствах крещения, миропомазания, причащения и покаяния даруется нам благодать Божия, необходимая для спасения каждого из нас, почему и таинства эти нужны всем нам, и кто не пользуется одним каким-либо из них, тот не может спастись. Но Господь даровал Церкви Своей еще три особенных таинства, которые не для всех необходимы, а только для некоторых лиц. Таковы: таинство брака, необходимое для лиц, вступающих в супружество, таинство священства, необходимое для лиц, посвящающих себя пастырскому служению, и таинство елеосвящения, необходимое для лиц, одержимых телесными болезнями. Изложим здесь учение Слова Божия о каждом из этих таинств. Начнем с таинства священства. Все мы видим перед собою епископов, священников и дьяконов. Все мы знаем также, что лица эти совершают богослужение, преподают таинства, научают нас вере и прочее. Спрашивается теперь, по какому праву они делают все это? Кто им дал власть на это? Что в Церкви христианской есть особое священное сословие, обязанное священнодействовать, учить и наставлять людей в вере и благочестии, это не есть дело человеческого произвола, а Сам Господь устроил так. Иисус Христос установил именно таинство священства, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово. Это мы докажем сейчас. Еще во время земной жизни Своей Господь, как известно, избрал и приготовил двенадцать учеников Своих к особенному служению в Церкви, возложив на них обязанность совершать некоторые священнодействия и распространять истинную веру. По вознесении же на небо, Он ниспослал на них Духа Святого для выполения этой великой обязанности их. Апостолы, со своей стороны, по внушению Духа Святого, избирали достойных лиц для пастырского служения и передавали им благодать священства. Так возникло в Церкви Христовой таинство священства. Что оно есть установление Божие, это очевидно. Но это же подтверждается и ясными свидетельствами Слова Божия. Так, апостол Павел, преподавая наставление пастырям эфесской Церкви, говорил: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». В словах этих прямо выражается, что не человек, а именно Дух Святой поставляет в Церкви епископов с тем, чтобы они пасли Церковь Христову, то есть наставляли верующих в Иисуса Христа в вере, благочестии и добрых делах. В другом месте сей же апостол говорит об апостолах вообще и их преемниках: «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». Здесь важно то, что апостол, назвав себя и других апостолов домостроителями тайн Божиих, вместе с тем называет их и служителями Христовыми. Значит, если апостолы и их преемники совершают таинства, то в этом выражается их служение Христу, так что они выполняют в этом случае волю Христа, Который поставил их для того.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Апостолы не заменили собою Христа, а были примером того, как в их жизни, в их трудах продолжал участвовать, являть Себя Иисус Христос. Они были свидетелями того, что Иисус Христос живет в Церкви. Апостолы разошлись по всем известным им странам и проповедовали там Христа. Они основывали христианские общины и назначали их руководителями епископов, передавая им с молитвой дар духовной силы быть «свидетелями Христа», учить вере, крестить людей, совершать таинства, заботиться о Церкви. По мере того как Церковь росла и христианских общин становилось все больше, епископы на­чали назначать себе помощников, «пресвитеров» или, как мы теперь говорим, священников, которые должны были служить духовными руководителями каждой христианской общины. А об установлении чина диаконов вот как расска­зано в Новом Завете, в книге «Деяния апостолов». В первой общине в Иерусалиме каждый день раздава­лась помощь бедным вдовам. Как-то произошел спор, и не­которые начали жаловаться, что помощь раздается несправедливо. «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пе-щись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрос­ти; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тнмона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помо­лившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:2–6 ). Так установлены были те три степени священства, кото­рые существуют в Православной Церкви до сих пор: епис­копы, священники и диаконы. Из поколения в поколение передается им молитвами при их посвящении благодатная сила Духа Божия, которую получили апостолы в день осно­вания на земле Церкви. Когда посвящают (или, как говорят, рукополагают) епис­копов, священников и диаконов, они получают особый дар свидетельствовать о Боге, о том, что Иисус Христос живет в Церкви, что Он наш Первосвященник, наш Учитель, наш Пастырь, Священники должны проповедовать слово Божие, т. е. говорить людям о жизни и учении Иисуса Христа, они должны совершать богослужения и таинства, в которых Бог, по молитве Церкви, дает нам силы жить по Его заветам. Они должны любить свою паству, своих прихожан и заботиться об их духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010