Кроме того, этот храм мы сможем активно использовать и для прихожан Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, для местных жителей, пражан. Здесь можно проводить праздничные богослужения с участием чешского духовенства и верующих Православной Церкви Чешских земель и Словакии. — Не противоречит ли создание нового храма Русской Православной Церкви на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии неписаным правилам взаимоотношений сестринских Церквей, в рамках которых не принято открывать храмы одной Церкви на канонической территории другой? — У нас есть традиция открытия подворий — в Москве есть подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а в Карловых Варах есть подворье Русской Православной Церкви. Подворья могут создаваться исключительно на взаимной основе. Храм святой Людмилы Чешской имеет статус посольского храма, он не вполне попадает под общие юрисдикционные канонические рамки, в каком-то смысле он и территориально, и канонически является экстерриториальным. Мы провели необходимые переговоры с Православной Церковью Чешских земель и Словакии, и сама идея обустройства храма была положительно воспринята чешским духовенством. Создание храма послужит делу христианской миссии, и пользу получат обе Церкви — и Русская Православная Церковь, и Православная Церковь Чешских земель и Словакии. — Во многих европейских странах наблюдается тенденция к падению интереса жителей этих государств к религии. Вплоть до того, что общины и муниципалитеты продают храмы, либо сдают их в аренду для проведения акций или концертов. В то же время в Православии очевидна противоположная тенденция — открытие новых храмов. С чем это связано? — Во-первых, с большим притоком людей за границу. Но я бы не сказал, что у нас все гладко, у нас тоже есть приходы, где снизилась численность в общинах. Например, у нас есть приход в Иране, там сейчас мало прихожан, снижается численность прихожан и в африканских странах, например, в Марокко. В Канаде в сельских местностях, где раньше было много людей, которые жили на фермах и посещали храмы, теперь богослужения совершаются по очереди в разных храмах, поскольку многие люди покидают фермы и уезжают в города.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-egorevskij...

Затем всякое богослужение, за каким ни присутствовали бы верующие, говорит им, что и царь и самый последний из его подданных, и богатый, бедный, и здоровый, и убогий, взрослый и самое малое дитя, словом все люди одинаково нуждаются в милосердии и благости Божией и одинаковы бессильны и беспомощны перед величием Божиим. Не внушается ли через это всем нам дух взаимной любви и обязанность взаимного служения друг другу? Всякий согласится, что чем чаще и сильнее люди воспринимают и испытывают одни и те же нравственные уроки, состояния и чувствования, тем теснее они сближаются и роднятся между собою. Таким образом, внешнее богопочтение есть прежде всего одно из наилучших средств к поддержанию и укреплению духовного братства и единения между последователями одной и той же религии. (См. «Необход. внешн. богопочт.» проф. А. Гусева ). Православное общественное богослужение по самой естественной своей необходимости имеет открытую, наружную сторону. Эту сторону его составляют обряды, к которым в обширнейшем смысле принадлежит все видимое, вещественное, что человек употребляет для выражения святой веры или благочестивого чувства. Поэтому общественное богослужение вообще должно иметь символический характер, т.е. все вещи и действия, относящиеся к богослужению, должны иметь особенное: значение или изображать небесные, таинственные предметы мира невидимого и служить памятниками событий царства Божия на земле! Оттого все священнодействия и обряды, употребляемые при богослужении православной церкви, благолепны, назидательны и поучительны. Богослужение православной церкви не имеет в своей обрядности ничего излишнего, слишком чувственного, что могло бы подавлять дух веры; тем более нет в нем ничего праздного и суетного, служащего только или к увеселению взора, или к услаждению слуха, или к возбуждению воображения, что допускает в своем богослужении, например, католическая церковь . Пышная его обстановка сосредоточивает внимание посетителя богослужения слишком много на себе самой, а через это самое не удовлетворяет своему главному назначению, не пробуждает мысли верующего, останавливая его внимание слишком долго на себе, не возводит мысли молящегося через свое посредство к миру горнему, небесному. Это оттого, что в католическом богослужении дан большой перевес человеческой стороне перед божественной, чувственному перед духовным. Не то мы видим в православном богослужении. В нем всякое священнодействие, всякий обряд, всякая священная вещь имеет свое духовное знаменование и цель духовного назидания, все здесь проникнуто духом христианской веры, без всяких расчетов на материальную выгоду, без всякого излишества в чувственном изобретении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Именно Литургия и другие церковные службы, а не духовная семинария, не академия и не университет, стали для меня той школой православного богословия, которая сформировала мое собственное богословское мышление. Литургические тексты Православной Церкви настолько глубоко вошли в мой ум и сердце, что стали, наряду с Евангелием и творениями Святых Отцов, главным критерием богословской истины, неисчерпаемым источником знаний о Боге, о Христе, о мире, о Церкви, о спасении. Этой книгой мне хотелось поделиться с читателем тем, что я узнал о Литургии за более чем тридцать лет ее практического совершения и теоретического изучения. Мне также хотелось напомнить, что православное богослужение – величайшее сокровище, которое мы должны бережно хранить. Когда-то подобного рода богослужение совершалось и в других христианских общинах, но с течением веков, в результате различного рода реформ – как литургического, так и богословского характера – оно было этими общинами утрачено. Мне доводилось присутствовать на богослужениях в протестантских и католических храмах. За редкими исключениями, богослужения эти глубоко разочаровывали. Протестантское богослужение, например, представляет собой, как правило, серию разрозненных, не связанных между собою молитвенных акций: сначала священнослужитель произносит слова благословения, далее все открывают книгу на определенной странице и исполняют то или иное песнопение, затем, после паузы, священник произносит проповедь, потом все опять что-нибудь поют, затем играет орган. Прихожане в основном сидят, лишь иногда они встают, чтобы снова сесть. Богослужение сопровождается разъяснениями священнослужителя – в какой книге и на какой странице находится то или иное песнопение, следует ли его исполнять стоя или сидя. Всё богослужение длится минут тридцать-сорок. Не говорю уже о том, что в некоторых общинах за богослужением используется рок-музыка и прихожане пускаются в пляс. После литургической реформы II Ватиканского собора богослужение в некоторых католических храмах мало чем отличается от протестантского: то же отсутствие целостности, то же чередование отдельных, не связанных между собою молитв и песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С 10 по 15 мая состоялся первый в истории визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Китай, а встреча Его Святейшества с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином стала первой в истории встречей руководителя КНР с главой христианской Церкви. По словам Его Святейшества, тот факт, что визит «прошел в атмосфере взаимоуважения и дружбы», дает основания надеяться на нормализацию положения Китайской Автономной Православной Церкви, пополнение ее клира и восстановление регулярных богослужений в православных храмах Китая. С 1 по 7 июня по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима и Священного Синода Элладской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл посетил Грецию и совершил паломничество на Святую Гору Афон. С 4 по 7 сентября состоялся визит Его Святейшества в Сербскую Православную Церковь. По приглашению Святейшего Патриарха Сербского Иринея Предстоятели и высокие представители Поместных Православных Церквей приняли участие в торжественном праздновании 1700-летия Миланского эдикта — акта, заложившего основы христианской Европы. По доброй традиции в торжествах, посвященных памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, приняла участие делегация братской Поместной Православной Церкви: в этом году в Москве побывал Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил. В текущем году Святейший Патриарх Кирилл посетил Эстонию, Украину, Белоруссию, Молдову, а также 12 епархий в России. В ходе посещения Православной Церкви Молдовы Святейший Владыка принял участие в торжествах, посвященных 200-летию Кишиневско-Молдавской митрополии, а также побывал в Тираспольско-Дубоссарской епархии, встретился с многочисленными верующими Приднестровья. За истекший год Патриарх возглавил 237 богослужений, совершил в сослужении архипастырей 22 епископские хиротонии. Епископат Русской Православной Церкви сегодня состоит из 312 Преосвященных, из них 249 правящих. В России сегодня 176 архиереев, из них 147 управляющих епархиями. Также Святейший Владыка совершил 41 священническую хиротонию; еще две планируются до конца года. Его Святейшеством было освящено 36 храмов, часовен и закладных камней в основание будущих церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/3453027.ht...

Святые Апостолы, по Заповеди Господней, в общественных священных собраниях совершали с молитвами святейшее Таинство Евхаристии, крестили оглашенных, возлагали руки на крещаемых, рукополагали преемников по себе и предписывали правила, определяющие чин священных собраний для богослужения 7 . После времен апостольских Святая Церковь всегда свято сохраняла Апостольские постановления касательно Богослужения, и на основании оных, после гонений умиротворенная, учредила и соборными определениями утвердила 8 , постоянный и однообразный чин Богослужения христианского, который и ныне сохраняется в Церкви Православной, и потому для всякого верного сына ее имеет важность неприкосновенную и обязательную силу непререкаемую. § 7. Сущность Новозаветного Богослужения Как сущность Ветхозаветного Богослужения составляли жертвы, так сущность и средоточие всего христианского Богослужения есть святейшая жертва бескровная, приносимая на Литургии в Таинстве Евхаристии. Ибо она служит воспоминанием и как бы обновлением всемирного жертвоприношения Голгофского. Прочие же службы частью заимствуют от сего таинства свою силу, а частью приспособлены к нему и служат приготовлением к совершению Божественной Литургии. § 8. Свойства общественного Богослужения Православной Церкви Все священнодействия и обряды, употребляемые при совершении Богослужения Православной Церкви, благолепны, назидательны и поучительны. Богослужение Православной Церкви не имеет в своей обрядности ничего излишнего, слишком чувственного, что могло бы подавлять дух веры. В нем нет ничего праздного и суетного, служащего только, или к увеселению взора, или к услаждению слуха, или к возбуждению воображения; но всякое священнодействие, всякий обряд, всякая священная вещь имеют свое духовное знаменование и цель духовного назидания, все проникнуто духом христианской веры. С другой стороны, Богослужение Православной Церкви не имеет недостатка в священных обрядах и действиях. Дух веры христианской облечен в боголепный вид священных обрядов в такой мере и в такой степени, какая требуется для назидания благочестивого чувства предстоящих и молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиепископ Тихон поздравил участников богослужения с днем памяти Крестителя Руси — «человека, просветившего русский народ светом Христовой веры и положившего основы христианской цивилизации в пределах исторической Руси». В день памяти равноапостольного князя Владимира епископ Сурожский Матфей возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Лондона. После запричастного стиха секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко и протодиакон Вадим Санцевич огласили на русском и английском языках посвященное 1030-летию Крещения Руси послание Предстоятеля и Священного Синода Русской Православной Церкви. В конце богослужения архипастырь и сослужившее ему духовенство совершили молитвенное славление у образа равноапостольного Владимира. По завершении Литургии владыка обратился к прихожанам со словами духовного наставления, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение, сообщает епархиальный сайт . В день празднования 1030-летия Крещения Руси управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн совершил Божественную литургию в Николаевском соборе Нью-Йорка в сослужении соборного духовенства. Во время богослужения прозвучало посвященное празднуемой дате Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам. После причащения Святых Христовых Таин было совершено торжественное славление равноапостольному князю Владимиру. Епископ Иоанн поздравил прихожан с 1030-летием Крещения Руси и памятью равноапостольного Владимира, сообщает сайт Патриарших приходов . Православные верующие в Таиланде отметили 1030-летие Крещения Руси. 28 июля соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла торжественные богослужения прошли во всех православных храмах Патриаршего благочиния в этой стране. Особо торжественно этот день был отмечен в Чиангмае, где Божественную литургию в храме святого Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира возглавил архимандрит Олег (Черепанин) , благочинный Патриарших приходов и представитель Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5247060...

Введение Предметом Литургики является история православного христианского богослужения. Православное богослужение есть совокупность молитвословий, песнопений и священнодействий, которые совершаются в Церкви Божией на земле иерархическими лицами, как законными наместниками Христа (см. послание к Евреям). Богослужение совершается для верующих, и в союзе с ними, по установленному чину. Через богослужение верующие призываются выражать свои чувства веры в Бога, надежды и любви к Нему, вступают с Ним в таинственное общение и получают благодатные силы для прохождения христианской жизни, ведущей ко спасению. Богослужение имеет большое значение для человека. Оно есть выражение молитвенной жизни Церкви Христовой. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу, к православной вере. Свою веру можно показать, начав с истовой и благообразной молитвы. Но неведущий о Боге и религии современный западный человек, а особенно развращенные пропагандой безбожия у нас на родине люди, если услышат слово проповедника о вере, о Боге, о молитве, о богослужении, то они не могут сразу расположиться и потянуться к вере в Бога и принять все то, о чем им говорят. У них остается предубежденность, они колеблются. Однако бывают случаи, что такие люди, увидев истовый чин богослужения, благоговейную молитву и красоту православного обряда, часто проникаются величественным благолепием церковного богослужения, и их сердец касается «глагол божественный». Так бывало и прежде, так бывает и теперь. Равнодушный, может быть даже и неверующий, заходил или входит случайно в храм, или входит из любопытства, и, в окружающей храмовой обстановке духовного мира и веры, истового чтения и пения, искренняя молитва верующих захватывает таких людей и они, неожиданно для себя, делаются участниками общей молитвы и начинают ощущать тягу к вере в Бога, воспринимают поучения проповедника и часто присоединяются к Святой Церкви. По словам Св. Апостола Павла, все у христиан должно совершаться «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). Благообразный чин православного богослужения складывался веками. Составителями его являются Святые Апостолы, Святые песнописцы–отцы Церкви. Чин богослужения складывался подвижниками, героями духа, в пустынях и в обителях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Поэтому, когда мы с вами обращаемся к истории церковных Таинств, мы должны выяснить: а как же эти чинопоследования выглядели в I веке, в последующие столетия и как постепенно сформировалось наше сегодняшнее богослужение? При этом, в соответствии с определением архимандрита Киприана (Керна) , мы должны проводить сравнительный анализ наших православных чинов и обычаев других инославных христианских обществ. Зачем это нужно? Не для того чтобы обличать католиков или других пребывающих в заблуждении христиан, а для того чтобы увидеть преимущества, которые есть в Православной Церкви, сохранившей в чистоте свое изначальное учение, православное учение о Таинствах. Скажу несколько слов о тех книгах – помимо текста учебника «Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви», – которые могут помочь при изучении нашей дисциплины. Вы можете воспользоваться работой отца Александра Шмемана «Водою и Духом»: она посвящена Таинствам Крещения и Миропомазания. Из трудов о Божественной Литургии назову книгу архимандрита Киприана (Керна) «Евхаристия». Правда, на сегодняшний день в научном отношении она заметно устарела. Для тех, кто хочет познакомиться с современным взглядом на историю развития чинопоследования Евхаристии, назову труд западного автора Хью Уайбру «Православная Литургия». Кроме того, очень рекомендовал бы обратиться к изданным в трех томах материалам V Международной Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», проходившей в Москве в 2007 году: в ее опубликованных докладах море ценнейшего материала по богословскому смыслу и по истории чинопоследований Православных Таинств. И, наконец, призываю вас активно пользоваться материалами печатаемой ныне многотомной «Православной энциклопедии»: прежде всего, назову статьи «Анафора», «Брак». «Богослужение Русской Церкви», «Венчание Брака», «Евхаристия», «Елеосвящение». § 2. Церковь Христова Речь у нас пойдет о том, что совершается в Церкви, – о православных Таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

2 октября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Совет Европы, где встретился с Председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Линденом и выступил на пленарном заседании Ассамблеи. В своем выступлении Святейший Патриарх напомнил о христианских корнях Европы и о необходимости сохранения неразрывной связи между правами человека и нравственностью. Указав на важность участия религии в общественной жизни, Его Святейшество подчеркнул важность мировоззренческого диалога о европейских ценностях на площадке Совета Европы. Святейший Патриарх ответил на вопросы представителей парламентских фракций, встретился с Генеральным секретарем Совета Европы Терри Девисом и с Председателем Правительства Республики Сербии Воиславом Коштуницей. Предстоятель также посетил храм Московского Патриархата в честь Всех святых, где был совершен молебен. Вечером Его Святейшество и сопровождающие лица прибыли в Париж. В аэропорту Первоиерарха Русской Православной Церкви встречали Преосвященный епископ Богородский Елисей, Посол России во Франции А.А. Авдеев, Посол России при ЮНЕСКО В.А. Каламанов, другие лица. 3 октября Святейший Патриарх Алексий совершил молебен в кафедральном храме Корсунской епархии во имя Трех святителей. За богослужением присутствовали, в частности, архиереи Русской Православной Церкви, несущие свое служение в Западной Европе, иерархи Поместных Православных Церквей, пребывающие во Франции, представители дипломатического корпуса, многочисленная паства. В своем слове по окончании молебна Предстоятель отметил важность восстановленного единства Русской Православной Церкви и подчеркнул необходимость доброго сотрудничества всех православных, живущих во Франции. За усердные труды на благо Церкви Святейший Патриарх вручил Преосвященному архиепископу Корсунскому Иннокентию орден святого равноапостольного князя Владимира (II степени). После молебна Предстоятель Русской Православной Церкви беседовал с православными иерархами, несущими свое служение во Франции и других странах Западной Европы. Состоялась также встреча Святейшего Патриарха с представителем Ватикана во Франции архиепископом Фортунатто Балделли.

http://sedmitza.ru/lib/text/429922/

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. По окончании Литургии настоятель храма архимандрит Серафим (Шемятовский) обратился к митрополиту Илариону со словами приветствия. «Сегодня мы отмечаем 20-летие со дня открытия подворья здесь, в Москве, которое осуществляет отношения между нашими Поместными Церквами. В этот день хотел бы Вас сердечно поблагодарить за Вашу любовь, внимание, которое Вы оказываете нашему представительству», — отметил, в частности, отец архимандрит. На молитвенную память архимандрит Серафим преподнес владыке Илариону святую панагию. Настоятель храма также сердечно поблагодарил представителей Поместных Православных Церквей за участие в праздничном богослужении. Поздравительное послание Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава по случаю 20-летия основания представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии огласил архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил. В послании, в частности, говорилось, что в 1999 году Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем было совершено великое освящение храма святителя Николая в Котельниках и утверждено представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле. «На протяжении двадцати лет представительство служит братскому единству наших Поместных Церквей вокруг одной Чаши Христовой. Уповаю, что и в дальнейшем общим трудом и молитвой наше единство будет только крепнуть», — отмечалось также в послании. Архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил вручил архимандриту Серафиму (Шемятовскому) награду Православной Церкви Чешских земель и Словакии — орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (II степени). Поздравительное послание Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Тихона огласил протоиерей Даниил Андреюк. «Православная Церковь в Америке имеет свое представительство в Москве — храм святой Екатерины . Мы верим, что задача представительства является очень важной: это задача поддержания общей веры через диалог, сохранение согласия через дружественные отношения и поддержание единства через Евхаристическое сослужение. По молитвам святой Екатерины, святой мученицы за веру, и святителя Николая, который является выдающимся примером истинного христианского пастыря, да будут наши усилия по сохранению православной веры, дружбы и единства в Теле и Крови Христовых благословенны и успешны», — в частности, отмечалось в послании.

http://patriarchia.ru/db/text/5529683.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010