1 ноября на допросе архимандриту Александру было предъявлено обвинение в систематическом ведении среди крестьянства антисоветской агитации и пропаганды, направленной к возбуждению масс против мероприятий соввласти». 14 ноября на постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого по ст. 58/10 УК он написал: «Читал, считаю себя невиновным. Архимандрит Александр». А 17 ноября 1928 года подписал протокол допроса: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. В чем и расписуюсь. Архимандрит Александр». Обвинительное заключение было составлено 31 декабря 1928, и дело передано на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОПТУ, которое 29 марта 1929 года вынесло приговор: архимандрита Александра «заключить в концлагерь сроком на три года». Вместе с ним были осуждены иеромонахи Мартирий и Вениамин, так же стойко державшиеся на допросах и не признавшие обвинений, выдвинутых против них. С первым отходящим этапом через Бутырскую тюрьму архимандрит Александр был отправлен в Соловецкий монастырь особого назначения (СЛОН) 874 . Когда окончился лагерный срок, постановлением того же ОСО при Коллегии ОГПУ от 12 ноября 1931 года исповедник архимандрит Александр был выслан на Урал и находился в ссылке до 30 октября 1934 года. При этом он переписывался с митрополитом Кириллом и имел с ним даже несколько встреч. После ссылки архимандрит Александр, возможно, по приглашению епископа Яранского Димитрия (Поспелова) 875 , знакомого ему еще по Тамбовской епархии (тогда он был благочинным церквей гор. Темникова), выбирает для места поселения Кировскую область, и 5 августа 1935 года его назначают настоятелем церкви в село Сретенское Кировской области. В том же году архимандрит Александр был перемещен настоятелем к Петропавловской церкви села Соболево Санчурского р-на Кировской области, где служил до 30 ноября 1937 года. Митрополита Сергия (Страгородского) архимандрит Александр не поминал. В 1937 году, не снимая сана, он поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса и проработал в лесничестве до 1950 года, тайно исполняя монашеское правило и совершая богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из Санкт-Петербурга в Москву принесен чтимый список Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2012 г. 14:25 Главная святыня православного Санкт-Петербурга, чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, принесен в Москву. Поклониться ему можно на выставке «Православная Русь», которая проходит в Манеже с 4 по 8 ноября 2012 года. В день празднования чудотворному образу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, куда была доставлена святыня. После окончания богослужения чтимый образ был перенесен крестным ходом в Центральный выставочный зал «Манеж» и установлен для поклонения верующих. Поклониться святыне можно 4 ноября с 15.00 до 20.00, 5-7 ноября с 10.00 до 20.00 и 8 ноября с 10.00 до 18.00. Казанская икона Божией Матери — главная святыня Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Это один из списков с первообраза, обретенного в 1579 году в г. Казани на месте пожара, истребившего перед этим значительную часть города. События явления и перенесения иконы описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Гермоген, мученически пострадавший за православную веру в Смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь «Заступнице усердная...» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к больным глазами. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в г. Казани монастырь Пресвятой Богородицы. В него и поместили обретенную икону. Первообраз находился в монастыре вплоть до 1904 года, когда был похищен и уничтожен святотатцами. Еще в XVII веке с первообраза было сделано множество списков, наиболее известные из которых — московский и петербургский. Московский список присутствовал в ополчении Минина и Пожарского, освободивших столицу от польско-литовских интервентов. Позже он был помещен в Казанском соборе, построенном князем Пожарским на Красной площади. По повелению царя Михаила Федоровича чудотворный образ Богоматери стали чествовать в Москве дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

http://patriarchia.ru/db/text/2568099.ht...

Воскресенско-Покровская община и ее «временные правила» были утверждены синодским постановлением 9 ноября 1910 г. «с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Перед февральским переворотом их было 42 человека. 26 ноября того же года Арсеньевой было поручено исполнять должность начальницы, но только 21 августа 1913 г. Синод утвердил ее в должности «в виде изъятия из установившегося порядка». 5 сентября того же года она была пострижена в рясофор. 4 августа 1917 г. игумения Мария стала мантийной монахиней с именем Евфросиния. Открытие новой монашеской общины приурочили к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так как «испытывалась особая необходимость в заступничестве Пресвятой Владычицы», то 19 ноября 1910 г. из Псково-Печерского монастыря в обитель была принесена чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Икона прибыла в сопровождении настоятеля архимандрита Никодима и нескольких монахов. На станции Плюсса ее встретило множество народа. Хотя стояла зима, толпа богомольцев от станции до Покровского в крестном ходе сопутствовала иконе 25 верст. Из обители вышел встречный крестный ход. Оба хода объединились и двинулись с пением молитв даль­ше, остановившись для краткого молебствия в лесу, перед святыми вратами. Сразу после прибытия иконы, архимандрит Никодим отслужил в домовой церкви все­нощную, а па следующее утро - обедню. В проповеди после литургии он подчеркнул значение торжества открытия общины, на которое в тот же день, 20 ноября, прибыл викарный епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий митрополит Петроградский, расстрелянный в 1922 г. большевиками после судебного фарса. К архиерейскому богослужению собрались 17 священников и диаконов из местных приходов. Богомольцев было столько, что им пришлось стоять на улице. «За всенощной Преосвященный Вениамин сказал проповедь о Покрове Божией Матери и том, какая радость для открывающейся обители, что к этому торжеству прибыла чудотворная икона Царицы Небесной, чтобы освятить эти столь важные для обители дни вступления в новую жизнь». 21 ноября со станции Плюсса неожиданно прибыла и другая икона - прп. Сергия Радонежского, которая была заказана в Троице-Сергиевой лавре и три недели не могла попасть к сестрам, ибо затерялась на железной дороге. Это маленькое событие сильно поразило сестер - они увидели в нем особую милость и благословение угодника Божия.

http://sobory.ru/article/?object=40555

В столице Татарстана пройдет крестный ход c Казанской иконой Божией Матери Москва. 1 ноября 2005 г . Крестный ход во славу Казанской иконы Божией Матери пройдет в Казани в День народного единства, 4 ноября, передает Интерфакс-Религия. " Отрадно, что нынешнее знаменательное событие пройдет с образом Богоматери, в июле нынешнего года переданном епархии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II " , – сказал во вторник пресс-секретарь Казанской епархии Александр Павлов. Символично, отметил он, что впервые за много лет крестный ход с иконой выйдет из сердца столицы республики – Казанского кремля, от центрального собора Казанской епархии – Благовещенского собора – к месту обретения образа. Ранее он проводился от Петропавловского собора, поскольку Благовещенский находился на реставрации, напомнил А.Павлов. " Знаменательно и то, что ныне 4 ноября объявлено общегосударственным праздником – Днем народного единства, который объединяет людей разных конфессий " , – подчеркнул А.Павлов, напомнив, что к иконе приходят поклониться люди совершенно разных национальностей и вероисповедания - православные, мусульмане, иудеи. " И крестный ход с их участием целиком соответствует смыслу единения российского народа " , – сказал он. Накануне праздника, 3 ноября, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий проведет у иконы, которая хранится на месте обретения образа – в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря, торжественное богослужение – всенощное бдение. Далее икона на машине будет переправлена в Благовещенский собор в Казанском Кремле, где утром 4 ноября состоится Божественная литургия, после которой и начнется крестный ход. В Казани крестные ходы во славу Казанской иконы при большевиках были запрещены. Эту традицию здесь возродили лишь в 2002 году, когда православные шествия стали проходить при большом стечении народа. Так, в июле 2004 года в крестном ходе приняло участие более 4 тысяч верующих, а в июле 2005 года с участием Патриарха – более 10 тысяч. По преданию, Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля (по старому стилю) 1579 года 10-летней девочкой Матреной, которой во сне явилась Богородица и указала, что икона находится под слоем золы на пожарище недалеко от Казанского кремля. В 1611 году икона была унесена из города в составе казанского ополчения и в 1612 году помогла освободить Москву от поляков. 1 ноября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/15000.html

Архив Пн Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 4 ноября 2018 г. 16:55 4 ноября 2018 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, который стал еще и государственным праздником, именуемым День народного единства. Перед Казанской иконой молились наши ополченцы, чтобы одержать победу над врагом, засевшим в Кремле и Китай-городе, оккупировавшим центр Москвы, а значит, центр самой России, и претендовавшим на то, чтобы оккупировать всю нашу землю. Речь шла о спасении Отечества, но спасти его было невероятно тяжело, потому что сил у нас не было. А сил не было не потому, что мы были слабыми, а потому что мы были разделены на множество партий, каждая из которых боролась с другой, а иные еще и сотрудничали с оккупантами, желая, чтобы на царском русском престоле воссел иноземный царь. Через смутное время проходили наш народ и наша страна. А смута в первую очередь замутняет сознание, лишает человека жизненных ориентиров, испепеляет всякие ценности, которые являются маяками на человеческом пути. Все исчезает, когда наступает смута. Ее можно сравнить со страшной пургой: выйдя за дверь, человек ничего не видит — ни дороги, ни даже собственного дома. Он может с легкостью погибнуть только потому, что перед ним нет пути. То же самое происходило с нашим народом. Люди не видели выхода из сложившейся политической ситуации, и поэтому ополчение подошло к Москве не таким уж сильным, — все зависело от того, насколько это ополчение будет поддержано. Не столько от воинского мастерства зависел исход битвы и всей освободительной борьбы, сколько от осознания народом необходимости сбросить с себя иноземную оккупацию. И мы знаем, что по милости Божией, по молитвам перед Казанской иконой Божией Матери Господь явил милость, и небольшое ополчение выбило поляков вначале из Китай-города, а затем из Кремля, из Москвы, из всей России, и опасность заплутаться в этом историческом вихре минула. Народ наш, осознав и свой грех, и свои ошибки, предстал с молитвой пред Богом, принеся покаяние за совершенные грехи, и наконец избрал законного царя. Так возникла династия Романовых, которые на многие годы предопределила мирное и поступательное развитие нашего народа и страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5296542.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади 4 ноября 2011 г. 14:35 4 ноября 2011 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим для Отечества нашего праздником Казанской иконы Божией Матери, установленным в честь победы над грозным врагом — победы, которая положила начало освобождению Руси, победы, которая ознаменовала спасение нашего Отечества. Сегодня день победы, и только из-за сложнейших гражданских конфликтов XX века в сознании нашего народа этот день еще не укоренился под этим дивным словом «победа». Если сравнивать то, что произошло тогда, в далеком XVII веке, с тем, что произошло в веке XX, то при внимательном рассмотрении и самих событий, и значения одержанной победы можно с уверенностью сказать, что это события одного порядка и одно не важнее другого. Достаточно вспомнить, что, в отличие от Великой Отечественной войны, когда враг не сумел войти в Москву, в смутном семнадцатом веке враг вступил в Москву и воссел в Кремле. И трагедия всего народа была не только в том, что враг, оказавшись сильнее в военном отношении, сумел оккупировать столицу, но и в том, что значительная часть русского общества восприняла это как некое освобождение и была готова присягнуть врагу. То была война, сопровождавшаяся глубочайшим внутренним разделением всего народа, и недаром она спровоцировала и гражданские конфликты, и разгул преступности. Как говорят исторические документы того времени, все дороги земли Русской были залиты кровью — и не только кровью борьбы с иноземными захватчиками, но и кровью междоусобных столкновений и разбойничьих грабежей. Страна погрузилась в хаос, сопровождавшийся историческим беспамятством и потерей национального самосознания. И то, что народ наш сумел организоваться без всякого участия какой-либо власти, движимый исключительно внутренним стремлением освободить столицу и сохранить веру, а вместе с ней и державу Российскую; стремление народа, ясно сформулированное гражданином Мининым и нашедшее великий отклик в сердцах людей; доблестный воинский труд князя Пожарского и бесценное сокровище жертв, положенных на алтарь победы народом нашим под водительством Казанской иконы Божией Матери, — и привели к освобождению.

http://patriarchia.ru/db/text/1665278.ht...

В храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб прошли торжества по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери 5 ноября 2023 г. 15:17 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Гор Ливанских Силуана ( Антиохийский Патриархат ) настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) совершил Божественную литургию в новом храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Жаль Эль Диб (Ливан) в сослужении клирика храма в честь Архистратига Божия Гавриила подворья Антиохийской Православной Церкви в Москве иеромонаха Киприана (Землякова). Иеромонах Киприан прибыл в Сирию по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония для помощи в совершении богослужений в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске. За Божественной литургией молился и причащался Святых Христовых Тайн представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . В храме также молились Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Ливане А.Н. Рудаков с супругой и военный атташе Российской Федерации в Ливане Ю.А. Пеньков. В день памяти Казанской иконы Божией Матери в России отмечается государственный праздник День народного единства. После отпуста Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице, а также освящен образ Божией Матери, написанный прихожанкой подворья. Проповедь на тему праздника произнес митрополит Филиппопольский Нифон. Владыка тепло приветствовал настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, господина посла с супругой, прихожан подворья и сердечно поздравил всех присутствующих в храме с днем памяти Казанской иконы Божией Матери и государственным праздником России. Затем митрополит Нифон вручил благодарственную грамоту старосте подворья Дмитрию Андреевичу Зеленину за многолетние труды на благо Русской Православной Церкви. В ответном слове архимандрит Филипп поблагодарил владыку Нифона за совместную молитву и особо подчеркнул уникальность его служения в качестве представителя Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси в течение 46 лет. Отец Филипп также рассказал о возведении на родине иерарха в городе Захле храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Храм возводится в русской архитектурной традиции митрополитом Филиппопольским Нифоном при содействии Русской Православной Церкви. После окончания богослужения в приходском зале при храме Благовещения Пресвятой Богородицы состоялось братское чаепитие, сообщает  сайт  подворья Русской Православной Церкви в Бейруте. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074860.ht...

1918–1926 годы. Пастырская деятельность в храмах Азербайджана ( церковь в «Черном городе»), Уфы и Воронежской епархии. Соловецкий лагерь особого назначения. 1926–1930 годы. Высылка в Сибирь. 1935 год. Назначение от Митрополита Сергия на место священника в одной из церквей Клинского района Московской епархии. 1942 год. 17 апреля. Указом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия протоиерей Сергий Дмитриевич Городцев определен на кафедру епископа Можайского, викария Московской епархии. 29 мая. Блаженнейшим Митрополитом Сергием в Казанском соборе г.Ульяновска протоиерей Сергий Городцев пострижен в иноческий чин с именем Варфоломея. 30 мая. Блаженнейшим Митрополитом Сергием после Всенощного бдения в Казанском соборе г.Ульяновска совершено наречение иеромонаха Варфоломея (Городцева) во епископа Можайского. 31 мая. Хиротония архимандрита Варфоломея (Городцева) во епископа Можайского, викария Московской епархии. В этот же день Преосвященный епископ Варфоломей был возведен в сан архиепископа. 23 июня. Выезд из Ульяновска в Москву. С 23 июня по 13 ноября. Служение в храмах Москвы и Московской области. (Богоявленский Елоховский собор, церковь Иоанна Предтечи на Пресне, Преображенская церковь, церковь Илии Обыденного, Николо-Кузнецкая церковь в с. Богородском, церковь Илии Пророка в г. Черкизове). С 20 по 31 августа. Поездка в г. Можайск. 13 ноября. Выезд из Москвы в Ульяновск (назначен архиепископом Ульяновским). 15 ноября. Прибытие в Ульяновск. 1942–1943 годы. С 15 ноября 1942 года по 4 августа 1943 года. Пребывание на Ульяновской кафедре. 1942 год. 26 декабря. В честь 50-летия со времени рукоположения в священнический сан архиепископ Варфоломей награжден правом ношения креста на клобуке. 1943 год. 8 августа. Указом Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия Владыка Варфоломей назначен Архиепископом Новосибирским и Барнаульским. 24 августа. Прибытие в Новосибирск. 27 августа. Первое Богослужение в Успенском храме Новосибирска. 31 августа. Поездка в Москву на торжества по случаю провозглашения Блаженнейшего Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Митрополит Среднеазиатский Викентий совершает первую архипастырскую поездку в Республику Таджикистан 7 ноября 2011 г. 17:20 С 4 по 8 ноября 2011 года глава Среднеазиатского митрополичьего округа , временный управляющий Душанбинской епархией митрополит Среднеазиатский Викентий совершает первую архипастырскую поездку в Республику Таджикистан. 4 ноября, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, митрополит Викентий возглавил Божественную литургию в храме святой равноапостольной Марии Магдалины г. Худжанда. По окончании богослужения владыка встретился с главой Согдийской области Кохиром Расулзода. Состоялось обсуждения вопросов взаимодействия Церкви и государства. Затем митрополит Викентий принял участие в торжественном мероприятии по случаю Дня конституции Республики Таджикистан. В тот же день вечером владыка совершил всенощное бдение в храме в честь Иверской иконы Божией Матери г. Чкаловска. После богослужения архипастырь вылетел в Душанбе. 5 ноября митрополит Среднеазиатский Викентий возглавил служение Божественной литургии в полковом храме-часовне в честь Иверской иконы Божией Матери при 201-й российской военной базе. По окончании Литургии владыка совершил панихиду по погибшим воинам, а также встретился с военнослужащими и членами их семей. В ходе беседы он поинтересовался историей строительства храма и пообещал принять участие в освящении строящейся звонницы, на которой будет семь колоколов. Вечером митрополит Викентий совершил всенощное бдение в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Душанбе. 6 ноября глава Среднеазиатского митрополичьего округа возглавил Божественную литургию в Свято-Никольском соборе г. Душанбе. Вечером того же дня архипастырь совершил вечерню с акафистом иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в кафедральном соборе. 7 ноября митрополит Викентий совершил Божественную литургию в Покровском храме г. Турсунзаде. Завтра митрополит Среднеазиатский Викентий возглавит Литургию в храме Архистратига Божия Михаила г. Курган-Тюбе. Пресс-служба Ташкентской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1667519.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир возглавил Божественную Литургию в кафедральном храме епархии – Казанском соборе. Торжественное богослужение собрало тысячи петербуржцев. В тот же день, по случаю государственного праздника - Дня народного единства - митрополит Владимир принял участие в торжественном приеме, устроенном губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и председателем петербургского ЗАКСа Вадимом Тюльпановым. Владыка напомнил присутствующим, что для православных христиан нашей страны 4 ноября (22 октября по старому стилю) – это, в первую очередь, праздник Казанской иконы Божией Матери – «пожалуй, наиболее любимой иконы Пресвятой Богородицы в России». «В идее праздника хорошо сочетается его политическое и духовное содержание», - отметил владыка. «Долгие годы в ушедшем столетии главный государственный праздник отмечался у нас всего тремя днями позже – 7 ноября. Сегодня, наконец, до всех нас доходит понимание, что «красный» день календаря был по сути воспоминанием о начале трагической страницы нашей истории - когда в жертву мифическому коммунистическому «раю» приносились миллионы жизней людей и бесценные сокровища нашей культуры. Стоило ли продолжать это празднование после того, как коммунистическая власть рухнула, как колосс на глиняных ногах!».

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-06/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010