14 апр. 1931 г. В. был арестован в Москве по обвинению в «членстве в контрреволюционной монархической организации «Истинное Православие», антисоветской агитации и помощи ссыльному духовенству». 5 июня 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к 3 годам ИТЛ, отбывал срок в Сибирском и Беломоро-Балтийском лагерях, после досрочного освобождения в течение года жил в Кашире. 25 июля 1934 г. назначен епископом Рыбинским и Угличским, викарием Ярославской епархии, с августа жил в Рыбинске, служил в Покровском и Казанском храмах. 25 ноября 1935 г. переведен на Псковскую кафедру, но остался в Рыбинске, 30 марта следующего года возведен в сан архиепископа. Арестован 9 авг. 1936 г., заключен в рыбинскую тюрьму. В. были предъявлены обвинения в том, что он «являлся активным участником контрреволюционной группы церковников, поддерживал контрреволюционную связь и систематически оказывал материальную помощь ссыльным архиеп. Ряшенцеву Варлааму (г. Вологда) и еп. Якубчуку Трофиму (Карелия)... малообеспеченным семьям и отдельным лицам, вел антисоветскую агитацию... группировал вокруг себя несовершеннолетнюю молодежь, обрабатывал ее в антисоветском направлении (произносил с церковного амвона проповеди антисоветского содержания, привлекал к церковным службам и обрядам, к участию в богослужениях детей)». Постановлением особого совещания при НКВД СССР от 21 сент. 1936 г. В. был приговорен к 5 годам ИТЛ, отбывал срок в Ухтпечлаге (пос. Чибью, ныне г. Ухта), Устьвымлаге и Севжелдорлаге (Республика Коми). Освобожден в кон. мая 1942 г., поселился в с. Кылтове Железнодорожного р-на Коми АССР, работал в совхозе полеводом-обходчиком. В сент. 1943 г. назначен архиепископом Свердловским. Арестован 30 авг. 1944 г., 21 нояб. осужден судебной коллегией по уголовным делам Свердловского областного суда на 6 лет лишения свободы. Скончался в лазарете Тагиллага. Арх.: Архив УФСБ по Саратовской обл. ОФ-10269; ЦА ФСБ Р-35593; УФСБ по Ярославской обл. С-11063. Ист.: Определения Синода//ЦВед. 1911. 35. С. 289; 1913. 36. С. 450; 1914. 13. С. 104.

http://pravenc.ru/text/154201.html

Ставши во главе существовавшего до него комитета по историко-статистическому описанию С.-Петербургской епархии, в коем за 20-летнее его существования было составлено только описание столичных церквей в трех томах, Преосвященный Арсений, по поручению митрополита, так быстро двинул дело вперед, что в течение трех лет описание епархии было окончено, и этот труд в 10 томах Преосвященный Арсений имел счастье поднести по экземпляру в Бозе почившему Императору Александру III и ныне царствующему Императору Николаю II, за что удостоился Высочайшей благодарности. Но сколько многосложное и трудное, столько же и приятное для него было дело – наблюдение за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях. Он был главным наблюдателем: у него были три помощника – столичные протоиереи. Он старался дать направление преподаванию этого предмета такое, чтобы действовать не на ум только, но и на сердце, сообщать не одни только познания, но и питать религиозное чувство и развивать благочестие в учащихся. С этой целью он приглашал к себе о.о. законоучителей для беседы. Усердно посещал уроки Закона Божия, весьма часто совершал богослужения в сих учебных заведениях, неопустительно бывал на выпускных экзаменах по этому предмету, заключая их непременно надлежащим назидательным словом. За свои труды в этом отношении он удостоился личной Августейшей благодарности Государыни Императрицы Марии Феодоровны при переходе на Рижскую кафедру. В продолжении пяти лет служения в Петербурге он постоянно совершал богослужения в разных Петербургских храмах; рядовые служения его были в Исаакиевском, Казанском и Петро-Павловском соборах, в Лавре и духовной Академии. Но, кроме того, по разного рода случаям он совершал богослужения во многих городских и кладбищных церквах. Ясное, истовое и благоговейное служение Преосвященного Арсения нравилось в столице, и он лично, вне очереди, получал частые приглашения для совершения богослужений. 8 ноября 1883 года Преосвященный Арсений вступил в должность ректора Академии. В этот день он совершил в первый раз божественную литургию в академическом храме и сказал проповедь на слова Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

По догматике экзаменовал А. В-ч с двумя ассистентами: И. И. Казанским и И. Д. Петропавловским. Во время каникул, кроме изучавшихся к семинарскому экзамену – учебника Макария и классных записей дополнений Любомирова, я читал кое-что из большой догматики Макария и догматику Филарета. Предмет этот был в семинарии мной самый любимый, и я хорошо подготовился, – тем более, что в июне приходилось сдавать экзамен в семинарии. Вызывали в алфавитном порядке, и экзамен производился по билетам. Мне достался билет с краткой и общей надписью: «Об ангелах». Билет из самых легких и простых, – тем более, что надпись открывала возможность говорить, что знаешь. Я стал излагать историю учения об Ангелах: сначала по книге Бытия – о грехопадении прародителей и архангеле при вратах рая, – об ангелах, являвшихся Аврааму, об Ангеле Иеговы, – потом по всему пятикнижию, книге Иисуса Навина и другим историческим книгам, по книге Иова, Псалмам, Пророкам допленным и послепленным, по Новому Завету… Тут А. В-ч остановил меня и спросил: «А что же вы молчите о творении Ангелов?» Отвечаю: «О творении Ангелов в Библии не говорится, это – учение свято-отеческое, а не библейское: Отцы под «небом» начального стиха Библии разумели мир небесных духов». Вопрос: «А что говорит прокимен в службе Михаилу Архангелу»? – Я смутился: в семинарии 8-е ноября не праздновалось, и я никогда не был на этом богослужении. Но подумал о пс. 103, 4 и Евр. 1, 7 , так как этот текст в каком-то из пособий моих толковался в смысле указания не на творение ангелов, а на служение Богу ветров и молнии. Начинаю нерешительно и запинаясь: «это – псалом " … А. В-ч, быстро перебивая меня: «Да, да… Творяй Ангелы своя и пр.». Очевидно, он заметил мое литургическое невежество и явно торопился подсказать мне. Уже смело отвечаю: «Тут говорится не об Ангелах и их творении, а о том, что Бог всемогущую волю Свою проявляет посредством ветров и молний, – и слово ангел здесь указует не на Ангелов – духов небесных, а имеет значение нарицательное – вестники». Такое толкование было дано в каком-то из бывших у меня пособий – у Филарета или в классных записях, а может быть там и здесь, не помню. «Кто в вашей семинарии преподает догматику?» спросил А. В-ч. «Любомиров», ответил я. Вероятно в моем ответе он услыхал изложение своих собственных лекций. Затем обычным «довольно» А. В-ч отпустил меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

4). Ввиду особого значения в настоящее время Москвы как места пребывания Высшего церковного управления и как главного религиозного центра в государстве, к которому обращены взоры всего провинциального духовенства просить Святейшего Патриарха, не найдет ли он возможным призвать московское духовенство к пробуждению, и с этою целью устроить под своим председательством собрание названного духовенства с допущением участия в нем членов Миссионерского совета и некоторых мирян, известных своим опытом и ревностью в деле религиозного учительства, для выяснения на сем собрании духовенству предстоящих Православной Церкви великих задач, возлагаемых на нее современными событиями, и властного призыва его, под страхом строгой ответственности, к самой оживленной пастырско-учительной деятельности. 5). Просить также Святейшего Патриарха, в тех же целях выяснения вопросов, связанных с оживлением религиозного учительства в Москве, устроить, если это найдено будет возможным, собрание всех пребывающих в Москве архипастырей, не исключая и находящихся на покое, и пригласить их к возможно частому совершению в московских храмах богослужения и выступлению со словом проповеди, для чего предложить преосвященным распределить между собою городские благочиния с тем, чтобы они могли попеременно совершать в церквах данного благочиния богослужения, особенно вечерни по воскресным и праздничным дням, каковые вечерни должны сопровождаться беседами как самого архипастыря, так и миссионеров и особых проповедников из духовенства и мирян данного благочиния и заключаться чтением вечерних молитв. Об изложенном для исполнения послать епархиальным преосвященным циркулярные указы, а в личную канцелярию Святейшего Патриарха и в Миссионерский совет передать выписки из сего определения. 1415 Епархиальное собрание московского духовенства, о котором говорится в четвертом пункте этого постановления, состоялось 26 декабря 1918 г., 1416 однако о его решениях мы ничего не знаем. Проходили подобные собрания и в других городах. Например, 28 ноября 1918 г. в Петрограде под председательством митрополита Вениамина (Казанского) прошло благочинническое собрание, которое постановило регулярно проводить торжественные вечерние богослужения с пением и проповедью, в которых бы участвовало все духовенство благочиния. Священникам рекомендовалось читать на русском языке положенные по уставу Пролог и святоотеческие творения и по возможности за каждым богослужением произносить проповеди. 1417 13.1.3. Борьба с неверием

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

По возвращении из командировки он, кроме занятий наукой и преподавания, стал активно участвовать в работе историко-этнографического музея в Казани, став помощником директора. С 1913 года музей начинает служить учебно-вспомогательным учреждением для студентов миссионерского отделения, а с 1915 года  –  и для слушателей миссионерских курсов. В дар музею иеромонах Амфилохий преподнес богатую коллекцию более чем из ста предметов, привезенных им из Монголии. Это были изображения буддистских богов и богинь на полотне, из терракоты, бронзы, дере­ва и папье-маше, ксилографические доски для печатания молитв, при­над­лежности шаманского культа, четки, китайские монеты и многое другое. Научная и миссионерская деятельность иеромонаха Амфилохия приносила видимые результаты. 3 ноября 1914 года в храме Казанской Духовной академии состоялось исключительно редкое для Казани торжество  – креще­ние трех китайцев, которые своим просвещением и обращением к Богу были целиком обязаны отцу Амфилохию. В 1915 году за отличную и усердную слу­жбу он был награжден наперсным крестом. Иеромонах Амфи­лохий был одним из талантливейших проповедников, и ему чаще других поручалось го­ворить проповеди во время богослужений в кафедральном соборе города Казани. Октябрьский переворот произвел на отца Амфилохия огромное впечатление. Для него сразу стали ясны исторические масштабы происшедшего события. Мировоззрение, которое исповедовали новые власти, было настоль­ко необычным, настолько не связанным со всем историческим прошлым России и с православием, что его внедрение неминуемо должно было привести к перевороту всей жизни народа и стать для него величайшим несчастьем. Идеология социализма, как ее увидел отец Амфилохий, была такова, что при исповедании ее государством православие должно быть искоренено. Осознание того, что в истории России открывается новая стра­ница, поставило перед ним вопрос и о его собственной дальнейшей судьбе. Ему было ясно, что всякая ученая и миссионерская деятельность будет прекращена. Оставался личный подвиг и молитва  –  о себе и о народе.

http://fond.ru/kalendar/906/amfilohiy/

Акишин С.Ю., диак. А.В. Щепёткин. Лекционные курсы по литургике приват-доцента А.А. Дмитриевского в Казанской духовной академии Обзор содержания ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196, 197, 135, 152, 154 Лекционные курсы казанского периода жизни А.А. Дмитриевского сосредоточены в нескольких архивных делах фонда ученого среди лекций, относящихся к более позднему, киевскому периоду: дела 135, 152, 154, 196 и 197, хранящиеся в ф. 253 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. При систематизации в 30-е гг. XX в. В. Н. Бенешевичем фонда Алексея Афанасьевича лекции были перемешаны и рассредоточены по разным архивным единицам. Поэтому при определении принадлежности того или иного фрагмента определенным лекционным курсам мы руководствовались, во-первых, учебной программой, во-вторых, датировкой бумаги, в-третьих признаками в самих лекциях и ссылками на научную литературу. А.А. Дмитриевский читал лекции в казанской академии с ноября 1882 по февраль 1884 г., поэтому нас будет интересовать бумага, созданная в это время либо несколько ранее. В первый, 1882/1883 учебный год преподавательской деятельности А.А. Дмитриевский читал I и II курсам церковно-практиче ского отделения историю богослужения в Русской Церкви, а студентам IV курса историю богослужебных книг 217 . согласно отчету КазДА за следующий, 1883/1884 учебный год, Алексей Афанасьевич читал историю богослужения в Русской Церкви опять I и II курсам, что кажется маловероятным: скорее всего во второй год он продолжил чтение лекций уже студентам II и III курсов, преподав тем самым в течение полутора лет весь объем материала, либо студентам II курса дочитывал курс, а студентам I курса начал читать заново. Рассмотрим содержание архивных дел 196, 197, 135, 152 и 154 в порядке их значимости для нас. Названия фрагментам лекционного курса дано нами. 1) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196. «Наука о православном богослужении». Лекции по литургике, прочитанные в Киевской духовной академии. Автографы и записи слушателей. 1880–1883 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Долгое время ситуация с храмом-памятником усугублялась его «неопределённым» юридическим статусом. В 2011 г., в рамках проведённой Прокуратурой Кировского района г. Казани проверки исполнения законодательства об объектах культурного наследия, было установлено, что основные конструктивные элементы храма-памятника находятся в удовлетворительном состоянии, однако при этом «имеют место отслоения окрасочного слоя порталов входов в памятник с колоннами и фронтонами, отслоение окрасочного слоя системы световых и дверных проемов (окна и двери памятника), частичное выпадение кирпичной кладки, отслоение штукатурного и окрасочного слоя столбцов забора, которым ограждён указанный памятник по периметру». В связи с этим Прокуратурой Кировского района г. Казани в Кировский районный суд г. Казани было направлено заявление с требованием обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Казанскую епархию РПСЦ «провести реставрационные работы по восстановлению внешних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта культурного наследия», которое было «удовлетворено в полном объёме».(60) В том же году в отношении объекта «Памятник Павшим воинам, 1823 г., арх. Н.Ф.Алфёров», который в силу постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 г. являлся федеральной собственностью, было зарегистрировано право собственности РФ (свидетельство N 16-16-01/358/2011-197 от 29 сентября 2011 г.). Причём, как отмечалось в ответе заместителя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в РТ А.И.Гатина от 25 ноября 2011 г. на запрос генерального директора Информационного агентства «REGNUM» И.А.Фионова: «До сегодняшнего дня со стороны Казанской Епархии инициативных предложений о дальнейшем использовании храма Нерукотворного Образа Спаса на реке Казанке не поступало». На фоне этого митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (А.М.Меткин) решил устранить от руководства приходом о. Ф.А.Ситкина и передал храм-памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя в качестве подворья Кизическому Введенскому монастырю г. Казани, находящемуся от него в заметном отдалении. В связи с этим в октябре - ноябре 2011 г. разгорелся очередной информационный скандал, связанный с заявлением о. Ф.А.Ситкина о том, что правящий архиерей заявил о прекращении богослужений в храме-памятнике, и последующем отказе настоятеля от своих слов. Замять его удалось лишь после встречи представителей ОРК РТ с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием (А.М.Меткиным), пообещавшим всемерно содействовать и помогать приходу, а также рекомендовать для восстановительных работ в храме-памятнике одного из известных ему спонсоров.(61)

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/02/...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Морозов Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин: " Иногда хочется побыть простым смертным " Источник: Новые известия (Москва) 3 ноября у мусульман Ураза-байрам – окончание священного месяца Рамадана. Обозреватель " НИ " встретился накануне этого праздника с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. Он рассказал о том, как пришел к вере, о своих встречах с монархами арабского мира, о своих семейных традициях и признался в том, что очень любит быструю езду. – Уважаемый муфтий, вы помните, кто научил вас первой молитве? – Есть два вида молитв: намаз – молитва как земной поклон, и молитва-мольба, которая совершается и стоя, и сидя, и в любой момент. Вот такой молитве-мольбе на арабском языке меня научила бабушка. Мне было пять-шесть лет. – У вас была религиозная семья? – Я родился и вырос в татарской деревне, а именно в них, в деревнях, вера и была сохранена. Если рождался ребенок, то обязательно совершался обряд имянаречения. Если человек уходил из земной жизни, совершали поминальную молитву. По праздникам, если власти не разрешали открывать мечети, люди приходили на кладбище и там совершали праздничные намазы. А по пятницам на богослужения собирались у кого-нибудь дома. – Как отнеслись родители к тому, что бабушка учила вас молитвам? Все-таки советская власть тогда не приветствовала религиозность. – Родители радовались, что их ребенок растет послушным и богобоязненным, что он воспитывается на религиозных традициях. Это уже потом, в школе, нам стали прививать соответствующую идеологию. – Почему в вашей официальной биографии на многих сайтах пропущен период вашей учебы в Казанском театральном училище?Это специально замалчивается? – Нет, часто в своих интервью я специально рассказываю об этом. Я считаю, что наши имамы должны быть не только грамотными и образованными. Им необходимо уметь держать себя в обществе, иметь хорошую дикцию, быть способными логически мыслить. Имам – представитель ислама и должен быть привлекательным даже чисто внешне. Последнее связано и с тем, как сегодня представляют мусульман в кино и на телевидении. Чаще всего их представляют бандитами, с оружием в руках, с зеленой повязкой на лбу, невоспитанными и злыми.

http://religare.ru/2_22765.html

Народ русский богоносный! Храни в своем смиренном сердце кроткие заветы Спасителя, и пусть это «Солнце правды» будет для тебя незаходимым светом на всем протяжении твоего исторического пути. Только тогда этот путь приведет тебя к вечной немерцающей славе. Только тогда над историческими судьбами твоими будет распростерт Покров Владычицы нашей Богородицы. Аминь. Гадаринская культура и ценность человеческой личности (Слово, произнесенное за архиерейским богослужением в Казанском соборе 14 Ноября 1910 года в неделю XXIII). «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился» ( Лк.8:37 ). Вот – молитва, которой лучше бы никогда не молились. Вот – просьба, с которой лучше бы совсем не обращались ко Христу. Тягостное впечатление производит картина того поразительного единодушия, с каким «весь народ Гадаринской окрестности молил» Господа, дабы Он «отошел от предел их». Едва ли даже то «позорище», которое злоба людская уготовала Христу на Голгофе, причинило более глубокую, более острую боль Его божественному сердцу, чем эта кощунственная, всенародная мольба. И едва ли в евангельской истории мы найдем еще другой пример такой оскорбительной просьбы, обращенной к Богочеловеку, которая бы с такой же безнадежностью вскрывала духовное ослепление людей и полное вымирание в них чувства нравственной правды. Конечно, страшное дело совершилось и на Голгофе. Недаром оно повергло в трепет и ужас всю вселенную. Даже Ангелы в страхе закрывали лица свои, «зря распинаема Создателя». Солнце лучи свои утаило. Луна не дала света. Звезды небесные поколебались. И, наконец, «земля трепещуще тряслася». Но о чем говорит этот предсмертный вопль Божественного Страдальца: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают?» ( Лк.23:34 ) О чем, как не о том, что в этих богоубийцах Христос еще видит тлеющую искру человечности. Он потому и молится о них, что находит возможным их обращение на путь добра и покаяния. Правда, злоба помрачила сознание злодеев. В своем ослеплении они решились даже на Богоубийство. Но в то же время они «не ведят, что творят». Ослепление этих беззаконных людей дошло до того, что своим беззаконием они мнят «службу приносити Богу». Это те изуверы, темный и грубый фанатизм которых закрывает обыкновенно от сознания чистую, светлую истину. Но все же здесь нет полной катастрофы духа. Хотя и извращенное, но здесь есть представление о каких-то высших целях жизни, которые не покрываются наличностью запросов одной животной природы человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Сам я не совершаю богослужений в храме с момента своего ареста в Москве 18 ноября 1925 г., так как в Козьмодемьянске Маротделом ОГЛУ таковые мне совершать не дозволялось, значит, не мог использовать в каком-то отношении свое положение как архиерей. Проживая в Козьмодемьянске 2 года под бдительным надзором органов ОГПУ я не был ни разу заподозрен в чем-либо противосоветском, контрреволюционном. Опровергать отдельные факты обвинения мне не приходится, так как в обвинении не указано ни одного такового, касающегося лично меня и устанавливающего мое непосредственное участие в нем, а приведенные мною выше справки о моей жизни последних лет с неопровержимостью доказывают, что участия в казанской жизни я не мог иметь» 841 . Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГЛУ от 5 января 1932 г. епископ Иоасаф был осужден к трем годам заключения в концлагерь. В сибирском концлагере он претерпел много мучений, страдал от изнурительного труда, возя тачки с углем в рудниках Араличева (Кузнецкий бассейн), несколько раз бит 842 . Но, видимо, и в заключении, и на рудниках владыка Иоасаф не боялся высказывать своих взглядов на церковную действительность и с достоинством нес свой архипастырский крест в условиях всеобщего богоотступничества. В 1933 году владыка Иоасаф вместе с несколькими другими православными христианами 843 был арестован 3-м отделом ОГПУ Сиблага. Он обвинялся в том, что «отбывая меру социальной защиты в Осиновских лагерях Сиблага ОГЛУ» организовал в лагере вместе с остальными заключенными «контрреволюционную церковно-монархическую группу», вербовавшую новых членов, распространявшую «провокационные слухи о положении Церкви в СССР» и вредную работу среди заключенных «по разложению лагеря и срыву лагерных работ». Иными словами, епископа обвинялся в преступлении, предусмотренном все той же статьей 58–11 УК СССР. Епископ Иоасаф в предъявленном ему обвинении виновным себя не признал и на допросе 19 мая 1933 года показал, что ни в какую группу он не входил, и о ней ничего не знал, и никакой агитации не вел. Постановлением Особого совещания Коллегии ОГЛУ от 28 января срок наказания епископу Иоасафу был увеличен еще на 2 года 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010