117 Проект изложенной инструкции миссионерам, по поручению Святейшего Синода, был составлен Преосвященным Филаретом Архиепископом Казанским, впоследствии митрополитом Киевским, и одобрен Святейшим Синодом, в определении 24 Ноября 1829 г. – 10 Марта 1830 г. 14. (См. дело Святейшего Синода 1442.) 118 П. 2 настоящих правил было положено: «для наставления новокрещенных в догматах веры и правилах христианской жизни поручить перевести на языки: татарский, чувашский, черемисский и вотякский изданный от Святейшего Синода в 1821 г, краткий катехизис под названием: «Начатки христианского учения, с присовокуплением в начале него азбуки этих языков, и по напечатании потребное число экземпляров разослать по всем новокрещенным церквам». (П. 12) «для перевода катехизиса и поучений на языки Татарский, Чувашский и Черемисский употребить способных священников Казанской епархии; а такие же переводы на Вотякском языке поручить сделать кому-либо из священников Вятской епархии.» П. 13 разрешено: «по напечатании их (переводов) рассылать по несколько экземпляров во все новокрещеные церкви безмездно, для неопустительного чтения их в воскресные и праздничные дни». Означенный катехизис с издания 1827 г. переведен на татарский, чувашский и черемисский языки и издан в 1833 году. 119 Изложенные правила по поручению Святейшего Синода были составлены Преосвященным Филаретом, Архиепископом Казанским и утверждены Святейшим Синодом. 121 Не лишне заметить, что Совет Миссионерского Общества, по постановлению чрезвычайного общего собрания членов данного Общества, состоявшегося 21 Октября 1879 г., ассигнует ежегодно из своих средств на Японскую миссию по 23,800 руб. 123 Ст. 35 Уст. наказ. налагаемых мировыми судьями гласит: за нарушение благоговения в церкви, часовне или ином молитвенном доме непристойным криком и шумом, или неблаговидными поступками, однако без оскорбления святыни, виновные подвергаются аресту не свыше одного месяца, или денежному взысканию не свыше ста рублей. По разъяснению Уголовного Кассационного Департамента Правительствующего Сената (Реш. 1869 г. 101). определенному в этой статье взысканию подвергаются виновные в том случае, если при указанных в этой статье поступках не было нанесено оскорбление священнослужителю и не последовало перерыва, или остановки совершаемого богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Ведь здесь в храмах, за богослужениями объединяются лица, как таковые, независимо от своих общественно-политических взглядов и от своего положения в государстве и обществе. Таким образом, вопрос о возношении за богослужениями имени главы известного религиозного объединения, в частности имен патриарха Тихона и митрополита Кирилла (кстати, оба эти иерарха являются «бывшими» только для отколовшейся от Православной Церкви группы верующих, так называемых «обновленцев», а для нас православных они остаются пока один – патриархом, другой – Казанским митрополитом), относится к области чисто внутренних отношений верующих в своему духовному руководителю как выразителю общего религиозного мировоззрения. И никакого иного смысла и цели не имеют. Такая точка зрения на этот вопрос раньше разделялась и Наркомюстом ТССР, именно, в заседании Ликвидационной комиссии 27 ноября 1922 года на мой запрос о закономерности поминовения за богослужениями имени патриарха Тихона было постановлено: «имея в виду, что запрос касается внутренних, чисто религиозных отношений, в каковые государственная власть не входит, комиссия постановила от дачи заключения по данному вопросу воздержаться». А неприкосновенность внутренней жизни Церкви в Союзе Республик гарантируется неоднократными официальными заявлениями различных органов государственной власти, подтверждается это и самым разбираемым разъяснением, в котором утверждается, что «государство решительно не считает себя вправе вмешиваться во внутренние дела Церкви». Очевидно, такого же положительного взгляда на данный вопрос придерживается и центральная власть в Москве. Впервые разъяснение о преступности поминовения патриарха Тихона было опубликовано петроградским прокурором месяца 2 тому назад, затем вскоре аналогичное разъяснение опубликовал новгородский прокурор. Это разъяснение, конечно, центральной власти известны. Однако же до сего времени ею не подтверждены для руководства по всему Союзу Республик, а даже наоборот. Несмотря на эти разъяснения, в соседних с Москвою городах в самой Москве на глазах у центральной власти поминовение патриарха Тихона совершается во всех храмах совершенно открыто и беспрепятственно, а на улицах расклеено воззвание с титулом «Святейшего Патриарха Московского и Всероссийского Тихона», напечатанное в типографии с разрешения Главлита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Летом 1918 г. в стране был создан Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), где «значительная часть академических преподавателей нашла приют во 2 отделении IV секции» 69 . Здесь же с 15 ноября 1919 г. по 15 ноября 1921 г. состоял на службе И. А. Карабинов 70 . Благодаря сотрудникам этого отделения, которое возглавлял бывший начальник архива и библиотеки Святейшего Синода К. Я. Здравомыслов , «были спасены от полной гибели архивы и библиотеки Петроградской духовной академии и семинарии, Александро-Невской Лавры, Петроградской духовной консистории, Римско-католической коллегии, Палестинского общества, многих церквей и монастырей» 71 . 27 февраля 1921 г. И. А. Карабинов принимал участие в торжествах по случаю 200-летнего юбилея Синодального архива и библиотеки, которые теперь были преобразованы во 2 отделении IV секции ЕГАФ. После литургии в одной из аудиторий богословского института, о котором пойдет речь ниже, прошло собрание, где участвовавшим в праздничном богослужении, а также служащим архива был предложен чай, и было сделано несколько докладов. В частности, «профессор И. А. Карабинов рассказал о Синодальной библиотеке, рукописях и старопечатных книгах» 72 . В эти годы в Петрограде ощущалась огромная потребность в создании высшего учебного заведения, где можно было бы получить духовное образование. Результатом данных стремлений стало открытие 16 апреля 1920 г. митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) Петроградского Богословского Института 73 , ректором которого был избран протоирей Николай Чуков, впоследствии ставший митрополитом Ленинградским и Новгородским 74 . Кафедру литургики со времени основания института занимал известный ученый, также участвовавший в Поместном Соборе, проф. Б. А. Тураев , который 23 июня 1920 г. скоропостижно скончался. Поэтому 24 августа 1920 г. Советом института вместо Б.А. Тураева был приглашен в качестве преподавателя литургики И. А. Карабинов 75 . Здесь И. А. Карабинов работал до закрытия института 6 мая 1923 г., который прекратил свою деятельность в связи с возрастающим в Петрограде движением обновленцев 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРОТОПОПОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru - Я никакой антисоветской агитацией не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу, - ответил отец Алексий. - Дайте показания, что вы говорили во время службы в религиозный праздник так называемой " Казанской " ? - 4 ноября, во время службы на празднование Казанской, я выступил по просьбе церковного совета со словом о том, что на отопление церкви нет дров. Для того, чтобы совершать богослужения, надо заготовить дрова. Поскольку у нас на это средств не имеется, я попросил верующих села Казанское, чтобы они пожертвовали на покупку дров и другие церковные нужды. После моего обращения был сделан обход с тарелкой, и кто сколько мог пожертвовал. - Дайте показания, что вы говорили верующим во время богослужения на празднование в так называемый " Николин день " ? - Я выступил со словом во время богослужения, чтобы верующие пожертвовали, кто сколько сможет, на содержание нашей епархии... После моего слова был сделан обход с кружкой. Больше я ничего не говорил. - Следствию известно, что вы восхваляли дореволюционное время и враждебно, в контрреволюционном духе отзывались о существующем строе, обвиняя в гонении на религию и духовенство. Признаете себя в этом виновным? - Да, мне известно, что такие ценности, как колокола и другие, были изъяты, но я это никогда не осуждал и с амвона по этому по воду никогда не выступал, и виновным себя в этом не признаю. - Вы следствию даете ложные показания. Следствие требует от вас правдивых показаний по существу дела. - Я следствию даю правдивые показания по существу дела и еще раз свою виновность в антисоветской деятельности отрицаю. Редакция текста от: 22.01.2014 18:56:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10911.html

При этом прошу Совнарком принять во внимание опубликованное от моего имени в 191 (286) от 30 августа с. г. в Известиях ТатЦИКа обращение к духовенству и мирянам Казанской епархии, в коем мною открыто объявлено о моем искреннем лояльном отношении к советской власти и полном отмежевании от какого-либо отношения к контрреволюции, к чему призвана мною и вся единомышленная мне казанская паства. Согласно п. 3 Инструкции от 19 июня и нового разъяснения НКЮ, напечатанного в 177 от 9 августа с. г. в Известиях ЦИКа, религиозные общины и не зарегистрировавшиеся в религиозные общества и наши общины, хотя и до сих пор по неизвестным нам причинам и не перерегистрированные еще в религиозные общества, имеют все права на самостоятельное существование и свободное удовлетворение религиозных потребностей входящих в эти общины граждан. 3/IX – 23 г. н. ст. (РГИА, ф. 831, on. 1, д. 202, л. 19–20) Заявление в народный комиссариат юстиции РСФСР Конец сентября 1923 г. Представляя при сем 207 (302) от 19 сентября с. г. Известий ТатЦИКа, в коем содержится разъяснение Наркомюстиции и прокурора Татреспублики о публичном поминовении за православным богослужением патриарха Тихона и Казанского митрополита Кирилла, прошу Наркомюст РСФСР разъяснить мне: 1) Действительно ли поминовение за богослужением патриарха Тихона и митрополита Казанского Кирилла недопустимо по законам республики? Поминовение означенных лиц мы – православные – совершали во исполнение своих церковных законов, признавая этих иерархов своими религиозными руководителями, и совершенно не касались их политических убеждений. 2) Поминовение патриарха Тихона и митрополита Кирилла действительно ли содержит в себе признаки преступления, караемого ст. 69 Угол. Кодекса? До сих пор мы совершали это поминовение по примеру Москвы и на основании имеющегося у нас постановления по этому вопросу Ликвидационной комиссии при Татнаркомюсте от 27 ноября 1922 г. следующего содержания: «Имея в виду, что запрос касается внутренних чисто религиозных отношений, в каковые государственная власть не входит, Комиссия постановила от дачи заключения по данному вопросу воздержаться».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Образ Впервые я увидел архиепископа Пимена в саратовском Духосошественском соборе. Старушки возле свечного ящика говорили между собой: " Богу угодно, когда Владычня служба. Бог на небе, а на земле Бог Владыка " . Потом забегали иподиаконы, запел хор, и мимо меня прошел торжественно, почти проплыл над землей величавый монах. Лицо его было прочерчено точными и глубокими линиями. А взгляд почему - то терялся. Нельзя было понять: смотрит ли архиепископ куда - то вдаль, на соборные своды, или же глядит себе под ноги. И еще глаза его были грустны. Взгляд очень умного, сильного и одинокого человека. В те годы Владыка внешне весьма напоминал Патриарха Тихона. К сожалению, это не всегда заметно на фотографиях. Причина, видимо, в чрезвычайной живости нрава архиепископа. Почти на всякой карточке он чем - то занят, озадачен, о чем - то беседует, а если снимают специально — немного наивно позирует, так, как позировали для дагерротипов или как позируют дети. Хотя и здесь видна присущая Владыке легкая самоирония. Сходство заметно явно там, где фотограф " поймал " архиепископа за чтением книги или на природе — словом, если над Владыкой не тяготеет бремя дел, всегда имевшихся у него в более чем достаточном количестве. И особое сходство с " добрейшим из русских архиереев " на фотографиях и видеозаписях, сделанных во время Богослужений. Здесь та тишина духа, которая может объяснить особую притягательность служб Владыки, заставлявшую переполняться храмы. Из " Воспоминаний архиерея " : " 4 ноября. Казанская. Обедня в Волгоградском соборе… Благословил 2350 человек. 20 и 21 ноября совершал Всенощную и Литургию в Балашове. Благословил 1800 человек " (1979 год). " 3 апреля. Великий Четверг. Служба была в Духосошественском соборе. Причастников 600 человек " (1980 год). …Владыка облачался, стоя на кафедре. Движения его были размашисты и широки, но чрезвычайно верны — в них не нашлось бы ни одного лишнего штриха. Вдруг возникла какая - то заминка, и хор сбился. Владыка перестал завязывать поручи и сказал резко и четко: " Смотреть нужно, какая служба! " Эхо зазвенело в соборном куполе, а регентша, которой слова были адресованы, прямо - таки пригнулась к пульту. Архиепископ продолжал облачаться. И понятно стало, что сказал он не со зла, хотя и горячо до чрезвычайности. Сказал и оставил. По - настоящему — простил, как будто и не было…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Всю осень 1882 г. А.А. Дмитриевский был занят переработкой своего кандидатского сочинения в магистерскую диссертацию 13 , защитой сочинения-диссертации pro venia legendi 14 и подготовкой пробных лекций, которые должен был приготовить и прочесть каждый соискатель лекторской должности при учебном заведении. рукописные источники позволяют точно датировать время пробных лекций: 30 октября – на тему «о современном славяно-русском типике в его отношении к современным типикам греческому и болгарскому» и 3 ноября – «о генетическом методе и периодизации истории богослужения в русской Церкви». в результате на заседании совета академии от 9 ноября того же года А.А. Дмитриевский был зачислен приват-доцентом при кафедре литургики 15 и допущен к чтению лекций. На протяжении полуторагодовой преподавательской деятельности в КазДА А.А. Дмитриевский читал две дисциплины: в 1882/1883 уч. г. студентам I и II курсов «Историю богослужения в Русской Церкви», а студентам IV курса «Историю богослужебных книг» 16 . В отчете 17 за 1883/84 уч. г. слово в слово повторяется информация из предыдущего отчета; вероятнее всего, II-мy курсу Алексей Афанасьевич продолжал чтение своего предмета, а I-мy начинал читать заново. Уже 14 декабря 1882 г. церковно-практическое отделение доложило в совет академии о рассмотрении и высокой оценке Н.Ф. Красносельцевым магистерской диссертации А.А. Дмитриевского . Сочинение было признано достойным степени магистра богословия, его было решено напечатать за счет академии в количестве 300 экз., после чего должна была быть назначена дата публичной защиты 18 . В начале 1883 г. А.А. Дмитриевский решает баллотироваться на должность помощника библиотекаря академии 19 , и 8 апреля он получает эту должность 20 . Спустя год после одобрения церковно-практическим отделением, 11 декабря 1883 г. состоялась публичная защита А.А. Дмитриевским диссертации на тему «Богослужение в русской Церкви в XVI в. часть 1-я». Официальными оппонентами выступили ординарный профессор И.С. Бердников и доцент Н.Ф. Красносельцев . 14 декабря того же года архиепископ Казанский и Свияжский Палладий утвердил Алексея Афанасьевича в степени магистра 21 . Вероятно, в том же году А.А. Дмитриевский , возможно, не без участия своего учителя Н.Ф. Красносельцева , подает прошение на вакантную кафедру церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, и 16 декабря 1883 г. совет названного учебного заведения избирает его штатным доцентом указанной кафедры 22 . Киевский период жизни А.А. Дмитриевского (1884–1907)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

3) Могу ли я, епископ Православной Церкви, состоящий в религиозном общении с старой иерархией, а не с ново-обновленческой, регистрироваться как руководитель избравших меня таковым религиозных обществ? О своем взгляде на отношения Церкви к политической контрреволюции мною публично заявлено в прилагаемом при сем обращении 191/286 от 30 августа Известий ТатЦИКа). 4) Действительно ли регистрация религиозных обществ в настоящее время временно прекращена, тогда как раньше было объявлено о продлении срока регистрации до 1-го ноября? (РГИА, ф. 831, on. 1, д. 248, л. 5) Заявление в народный комиссариат юстиции Татреспублики 30 октября 1923 года По православным церквам Татреспублики рассылаются епархиальным управлением копии с разъяснениями зам. Наркомюста и прокурора Татреспублики о преступности возношения за богослужениями имен патриарха Тихона и митрополита Кирилла с соответствующей мотивировкой такого разъяснения, а в препроводительной бумаге епархиального управления к двум указанным именам причислено и мое имя – епископа Иоасафа без соответствующей мотивировки (экземпляр такого документа при сем прилагается). Прошу Наркомюст сообщить мне, было ли добавочное разъяснение по этому вопросу, касающееся возношения моего имени, кроме напечатанного в местных Известиях в 207 (302) от 19 сентября с. г., где говорится только о патриархе Тихоне и митрополите Кирилле, и если было, то по каким основаниям запрещается поминовение меня верующими, так как мотивы запрещения поминовения патриарха Тихона и митрополита Кирилла ко мне совершенно не приложимы. А если такого добавочного разъяснения не было, то епархиальное управление, к которому я и примыкающее ко мне большинство православных общин Казани и кантонов не имеет никакого отношения, очевидно, в целях запугивания моих единомышленников и ради достижения своих целей, прикрываясь авторитетом высшей судебной инстанции в Татреспублике вводит в заблуждение верующее население. Ввиду того, что в прилагаемом документе Епархиальное управление ссылается на разъяснение прокурора Татреспублики, покорнейше просил бы Наркомюст путем напечатания в газете для сведения всего верующего населения опубликовать свое подлинное отношение к возношению моего имени за богослужениями, если по этому вопросу действительно не было отрицательного решения Наркомюста, и тем самым выявить лживость распространяемых епархиальным управлением сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот посадили же таки батюшку Андрея Стребкова, отца двоих детей на тринадцать лет по весьма мутному делу «о домогательствах» к несовершеннолетней – исключительно по её показаниям. Читай – по не наказуемому оговору? Ведь всем известно, что семья девушки приобрела иномарку больше чем за четыре миллиона сразу после заведения уголовного дела, а потом ещё двухкомнатную квартиру – отнюдь не соразмерно доходам. «Пострадавшая» молчит как рыба и прячется, машину и квартиру не возвращает. А батюшка известен был на всю страну своим автобусом-церковью, на котором ездил со Словом Божьим, нёс апостольское служение по деревням и весям Заинского района Республики Татарстан. Этим видимо и раздражал бесов и тех, кого не устраивало такое подлинно миссионерское служение, кто готов терпеть православных, только если они внутри церкви с бабушками молятся и не высовываются. Но миссия Годеновского креста – другое дело, крестный ход-то – всероссийский! Бесы трепещут, да и местечковые чиновники, которые из них русофобы встречаются – вынуждены помалкивать. СМИ освещают, про крест в Казани – в новостях на Спасе сюжет с 1 ч. 14 мин. 30 с . И в Интернете читаю, вот, о посещениях городов на пути креста по маршруту – тут губернатор с сопровождающими, там градоначальник с командой встречали, присутствовали на богослужении. И ведь службу терпеливо стоят скромно, проповедовать не рвутся, как в некоторых регионах наблюдать можно было по большим церковным праздникам. А тут в Казани – ни одного руководителя на богослужении у Годеновского креста не видать было. Креста что ли боятся? А у крестного хода путь ещё из Казани в Уфу-– Екатеринбург– Омск– Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Читу – Благовещенск – Хабаровск… И к самому дню освобождения России от интервентов и предателей войском народного ополчения в 1613 году, к осенней Казанской 4 ноября – на крайний пункт – во Владивосток! И, вот, интересно, где ещё из остальных 26 городов, что на пути святыни, в местной власти такие уж «атеисты» либо мягко говоря сдержанные в отношении православия, чтобы проигнорировать величайшую святыню России, как проигнорировали её власть имущие в Казани?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/mi...

17) Из Императорского Новороссийского Университета – Записки Университета, тома 105–106. Одесса, 1906–1907. —322— 18) Из Императорского С.-Петербургского Университета – а) Записки историко-филологического факультета, ч. LXV: 4; LXXVI–LXXXIII. Спб., 1902–1907; б) Журналы Совета 60–62. Спб., 1905–1906; в) Обозрение преподавания на 1906–1907 г. Спб., 1906; г) Отчет 1906 г. Спб., 1907. 19) Из Императорского Томского Университета – а) Известия Университета, кн. 27–28. Томск, 1905–1907; и б) книга: П. Богаевский, Красный Крест, ч. 1. Томск, 1907. 20) Из Императорского Юрьевского Университета: – а) Сборник Учено-Литературного Общества, т. IX–X. Юрьев, 1905–1906; б) Ученые Записки 1906 г., 3 и 1907 г. 1–3. 21) Из Русского Археологического Института в Константинополе – Известия Института, т. X, с атласом. София, 1905. 22) Из Восточного Института во Владивостоке – Известия Института, тома II: 5 и прил. 1–2; XI; XII прил.; XIV и прил. 1–2; XV, 1–6 и прил.; XVI и XVII. Спб. – Владивосток, 1904–1907. 23) Из Афинского Университета – а) Εθνικον πανεπιστημιον. 1902–1903, 1903–1904 и 1904–1905. Εν Αθηναις, 1904–1907; б) Παραρτημα 1902–1903 и 1905–1906. Εν Αθηναις, 1904–1906; в) Αναγραφη και Προγραμμ. 1906–1907. Εν Αθηναις, 1906. 24) Из Белградского Университета – а) Универзитет у Београду. Универзитетске власти и преглед предаваньа за 1906–1907 г. Београд, 1906; б) Споменица о отвараньу универзитета. Београд, 1906. 25) Из Казанской Духовной Академии – Годичный акт 8 Ноября 1906 г. Казань, 1906. 26) Из Киевской Духовной Академии – а) Речь и отчет 1905–1906 уч. г. Киев, 1906; б) Булгаков, Старокатолическое и христианокатолическое богослужение. Киев, 1901; в) Булгаков, О законности и действ. англиканской иерархии, 1. Киев, 1906; г) Извлечение из журналов Совета 1905–1906 г. Киев, 1906; д) Неселовский, Чины хиротесий и хиротоний. К.-Подольск, 1906; е) Фаминский, Религиозно-нравственные воззрения Сенеки. Киев, 1906. 27) Из С.-Петербургской Духовной Академии – Зарин, Аскетизм, 1:1–2. Спб., 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010