Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия 8 марта 2009 г. 15:18 8 марта, в Неделю Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . После богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Первое воскресенье Великого Поста на языке церковного Устава называется Неделей Торжества Православия. Это воскресенье причисляется к великим праздникам, и это не случайно, потому что праздник Недели Православия был установлен в далеком IX веке в связи с событием огромного значения. В 787 году состоялся VII Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества. Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон; называли тех, кто почитает святые иконы, идолопоклонниками, уничтожали святыни. Поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора. Несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер. И там, глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы. По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена. Иконоборцев осудили, и было принято решение в первую неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем. Однако следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение. Эти попытки не прекращаются даже до сего дня. И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некого итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/577278.htm...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Освятить вербу, но не быть на богослужениях Страстной Седмицы, не имеет смысла 7 апреля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Когда есть любовь, тогда и жить хорошо 7 апреля. ПРАВМИР. В праздник Входа Господня в Иерусалим архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом. Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с сегодняшним двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, который у нас ещё называют Вербным Воскресеньем, потому что вместо пальмовых ветвей мы освящаем ветви вербы. В этот день, как и в праздники — Богоявления, когда освящают воду, Преображения, когда освящают плоды, на Пасху, когда освящают куличи, — храмы переполнены. И всякий раз, когда стекается народ, это у нас связано с тем, что в церкви происходит освящение — то ли яблок, то ли верб, то ли куличей. То, что храмы полные, и люди стоят и обращаются к Богу, не может не радовать. Но в душе возникает вопрос: почему в другие воскресные и праздничные дни мы в таком количестве в храме не собираемся? Ведь в каждый воскресный день в храмах Божиих мы можем получить не просто кусочек вербы или святую воду, но можем причаститься Тела и Крови Христовых, стать причастниками самого великого таинства. В Вербное Воскресенье перед храмом, как на Пасху, всегда много людей, и освящают вербы. Я помню время, когда никто не знал, что вербы надо освящать. Вечером в храмах было вечернее богослужение, во время которого читается молитва на освящение ветвей. Мы готовимся встречать Христа и вместе с Ним проводить Страстную седмицу, встречать Пасху. Но сейчас все просят вербу освятить. Сначала таких людей было сто, двести, триста, потом два-три круга вокруг церкви собиралось. Потом у нас спрашивают: «Объясните нам, зачем вербу освящать?» А мы их спрашиваем: объясните нам, почему вы приходите вербу освящать, а на Страстную Седмицу не приходите на службу?

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

день псалмопвецъ прообразоваше, глаголя:/воскресни, Господи, въ покой Твой,/Ты и Кивотъ святыни Твоея./И паки: предста, глаголя, Царица одесную Тебе,/рясны златыми одяна, бо есть благословенная суббота,/сей есть Божественный день,/въ оньже почи отъ живота Матерь сущи еже на субботствовавшая и преставльшаяся,/и на небеса возшедшая,/силою Иже изъ Нея воплощшагося Христа Бога,/и съ Нимъ во вки вковъ вчнующая,/и дарующая намъ животъ вчный,/съ чтущимъ святое Ея Гласъ 2. Подобенъ: Егда отъ древа. Стихъ: От стражи ympehhiя до нощи, от стражи ympehhiя да уповаетъ Израиль на Господа. Егда отъ мíра, Жизнь сущи,/рождшая Жизнь всяческихъ, Сына во плоти,/вземлема была еси,/восходящи во входы божественныя, небесныя, Чистая,/тогда чудо сбысться,/еже возгласи Духъ Святый:/кто нын восходящая отъ пустыни?/Вся же со страхомъ Твоему, Любоблагая. Стихъ: Яко у Господа милость, и многое у Него uзбabлehie: и той избавитъ Израиля от всхъ бeззakohiй его. Егда во гроб, положилася еси Оживотворительнице,/тогда вся тварь, зрящи Тя, ужасеся;/Творецъ же духъ Твой, руц распростеръ,/благодатн яко должникъ Сынъ./Еже Безплотныхъ чини зряще,/со страхомъ Твоему, Любоблагая. Стихъ: Хвалите Господа, вси языцы, похвалите Его, вси людie. Егда священницы,/Ареопагитъ оный и съ Тимоеемъ,/Твое божественное увидша, Всенетлнная, слезы точаще, глаголютъ сице:/како стерпимъ въ мíр?/Въ Теб бо, о Двая,/Сына Твоего мнхомъ зрти и утшахомся. Гласъ 5. Стихъ: Яко утвердися милость Его на насъ, и истина Господня пребываетъ во вкъ. Тебе, одющагося свтомъ, яко ризою,/Сына рождшую,/ликъ ученикъ Его видвъ мертву,/во гроб, мрака исполненномъ, простерту,/благосердный плачь рыдая, глаголаше:/увы мн, сладчайшая въ мал имхъ видя Тебе мнхъ, Учителя моего зрти,/но се, нын вижду Тя/по закону естества подъемшу смерть./О, како Тя погребу, Дво,/или како плащаницами же рукама прикоснуся нетлнному Твоему тлу?/Или кíя псни воспою, Твоему исходу достойныя?/Како же стерплю, Госпоже,/Твое, скорбное ми, како безтрудно понесу всетяжкое сиротство?/Недоумваю, блаженная Богородице Марíе,/и болзненнымъ сердцемъ соплетаю величаю Тя, Владычице,/пснословлю Твое,/почитаю Твое божественное рождество,/чту Твое, Дво./Ублажаю же Твое/и всесвятое Твое со зовый:/Господи, слава Теб.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chin-pogr...

Закрыть itemscope itemtype="" > 40 дней по особому расписанию 11.03.2019 1651 Время на чтение 11 минут С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода. Для того чтобы дисциплинировать себя и ничего не забыть, некоторые православные христиане составляют великопостный календарь на каждый день, в него вносят богослужения, которые нужно посетить, запланированные к прочтению книги, «задания» по преодолению вредных привычек и прочее. Наш сегодняшний материал может помочь тем, кто еще не в полной мере ориентируется в пространстве Святой Четыредесятницы, в составлении такого календаря. Нужно иметь в виду, что неделя, то есть промежуток в семь дней, называется в православном календаре седмицей, а собственно неделей именуется воскресный день. Страстная седмица по уставу Церкви является особым периодом и в состав Великого поста не входит. Строго говоря, не входят в него и два православных праздника - Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, так что длительность Святой Четыредесятницы составляет ровно 40 дней, по образу сорокадневного поста Спасителя в пустыне. Первая седмица. Неделя 1-я: Торжество Православия (11-17 марта) Святая Четыредесятница начинается с четырех дней строгого воздержания и ежедневного посещения богослужений. С понедельника по четверг первой седмицы вечером во всех храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом духовном произведении отражена вся история отношений человечества с Богом - от Адама до Страшного суда; при этом оно построено как разговор человека с собственной душой, которая призывается восстать от греховного сна. В среду первой седмицы впервые служится Литургия Преждеосвященных Даров. Исторически и по смыслу она представляет собой вечерню, на которой происходит причащение молящихся Святых Христовых Таин. Подробнее об этом богослужении можно прочесть ниже, в «Словаре Великого поста».

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Знамение на Ганиной Яме 20 мая 2018 года Виктор Корн и Алексей Кузьмин об урагане в окрестностях Екатеринбурга 30.05.2018 3427 Время на чтение 5 минут В полдень 20 мая 2018 года над окрестностями Екатеринбурга пронесся ураган с ливнем. В самом Екатеринбурге 20 мая была первая майская гроза, которая сопровождалась сильным ветром с порывами до 20 метров в секунду. «При этом, в городе сегодня один из самых теплых дней в месяце - столбики термометра поднялись до отметки в + 26 градусов», сообщали синоптики. «В городе Арамиль под Екатеринбургом мощный ураган, обрушившийся на Свердловскую область в воскресение, 20 мая, снес крышу в одном из торговых центров. Ураган стал причиной прекращения железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и Пермью. Поезда в обоих направлениях встали в районе станции Сабик. Позже энергетики сообщили о массовых авариях на ЛЭП. Без света остались более 30 тысяч человек», писали СМИ. Сильный ураган, в том числе, по направлению к Нижнему Тагилу и Перми, парализовал движение поездов на железнодорожной ветке Пермь - Екатеринбург.Сильный ветер обрушился и на расположенную недалеко от Ганиной Ямы Верхнюю Пышму. «Все произошло ближе к часу дня... За окном потемнело, во двор дома, где расположена редакция «Час Пик», порывами ветра занесло несколько пылевых облаков. Вскоре в воздухе уже витал мусор со всей окрестности. На счастье пошел дождь и прибил пыль к земле. Я выскочил на улицу и стал делать снимки. Ветер в прямом смысле сбивал с ног», пишет в сети очевидец. В воскресенье, 20 мая, в монастыре Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме проходили службы. «Ураган начался примерно с 13 до 13-30. В тот день в монастыре совершалось три Божественных литургии: в 6-00 в Царском храме у шахты 7, в 8-00 в храме в честь иконы Божией Матери " Державная " и в 9-30 в храме преподобного Сергия, где мы и были с учениками воскресной школы. Они пели в тот день на клиросе. После Богослужения дети с родителями и педагогами пошли на экскурсию по монастырю, но в тот самый момент, когда мы уже достаточно далеко отошли от надвратного Иверского храма и спрятаться нам уже было негде, небо потемнело и внезапно подул шквалистый ветер. За считанные секунды он усилился до ураганного. Деревья стало очень сильно раскачивать, с грохотом полетели ветки и обломки деревьев. Слева от нас с треском рухнула сосна. Можно сказать, что мы оказались в самом эпицентре. Слава Богу и благодарение Святым Царственным Мученикам, что обошлось без паники и пострадавших», - пишет Алексей Кузьмин.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/30/zn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: Обращение ко Христу требует способности идти против течения Предстоятель Русской Церкви призвал помнить о значении подвига святого князя Владимира 28.07.2010 435 Время на чтение 6 минут Вчера, 27 июля, в канун дня памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершили молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке. В богослужении участвовали члены Священного Синода, собор иерархов из Украины и России, духовенство, сообщает Седмица.ru . На торжестве, открывающем празднование Дня Крещения Руси, присутствовали премьер-министр Украины Н.Я.Азаров, председатель Верховной Рады В.М.Литвин, вице-мэр Киева А.П.Попов, другие представители государственной власти Украины. Когда Патриарх Кирилл прибыл на Владимирскую горку, тысячи людей, собравшихся у памятника Крестителю Руси, стали восклицать: «Многая лета нашему Патриарху!» Святейшего Патриарха приветствовали учащиеся Центра детского творчества «Веселка» города Василькова Киевской области и учащиеся воскресных школ в национальных костюмах, православные скауты, молодежь. По просьбе детей Святейший Патриарх Кирилл взял в руки и выпустил в небо Киева белых голубей - в память о Крещении Господа Иисуса Христа во Иордане, когда Святой Дух явился над водами во образе голубя. По завершении молебного пения прозвучало приветственное слово Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Обращаясь к Святейшему Патриарху, он сказал: «Готовясь отметить государственный праздник - День Крещения Руси и церковный праздник - день преставления святого равноапостольного князя Владимира, мы с благодарностью молимся Богу, Его Пречистой Матери и равноапостольному князю, желая испросить великой милости Божией, здравия, спокойствия и мира душевного». Поблагодарив Предстоятеля Русской Православной Церкви за то, что он совершил визит на Украину, чем подняли «дух верующего и даже неверующего народа», митрополит Владимир пожелал Патриарху Кириллу здравия, силы и твердости духа.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/28/pa...

История Церковного устава Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око церковное, греч. τυπικν, от τπος – тип, образ; τξις – порядок) – церковно-богослужебная книга, излагающая в систематическом виде порядок, образец совершения служб церковных. В современном виде Типикон дает возможность разрешения проблем, возникающих в связи с совершением богослужения с одновременным использованием нескольких богослужебных книг: в нем указывается, как последования по Минее – праздники неподвижные соединяются с последованиями Октоиха и Триоди – празднованиями подвижными. Помимо этих правил, составляющих главное содержание Типикона, есть в нем и предписания церковно-дисциплинарного характера, в частности, например, правила поста для мирян и монашествующих, а также о порядке и благочинии в храме, за трапезой в обителях. Появлению Типикона предшествовали так называемые лекционары, где указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например, Иерусалимский лекционарий 417–439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в. По содержанию в Типиконе можно выделить три части. 1-я часть (1–46 главы) – общая. Здесь даны общие указания относительно богослужебных последований и священнодействий в дни праздников и памятей святых, когда таковые приходятся на недельные (воскресные) (1–8 главы), седмичные (9–11 главы) и субботние дни (12–15 главы). Имеются также дополнительные указания относительно отдельных молитвословий, пения и чтения за богослужением на все дни годичного богослужебного круга (16–21 главы); далее следуют указания о каждении, открытии алтарных врат и завесы, о возжигании свечей, о благочестивом молитвенном расположении, в котором должны пребывать молящиеся за богослужениями (22–30 главы); наконец, излагаются правила монастырской жизни (31–46 главы). 2-я часть (47–51 главы) – указания о знамениях (знаках) праздников (47-я глава) и о порядке совершения богослужения по Минее месячной, вне зависимости от того, в какой день седмицы совершается богослужение и что в этот день положено по Октоиху или Триоди, то есть Месяцеслов (48-я глава). Далее идут указания относительно служб по Триоди постной (49-я глава) и цветной (50-я глава), а также правила относительно Петрова поста (51-я глава).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургия оглашенных На литургии оглашенных воспоминаются события от воплощения Сына Божия до Его страданий, до последних дней Его жизни. Священник начинает литургию прославлением благодатного Царства Святой троицы. Он возглашает: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа» и т.д. Затем на литургии (как в начале утрени и вечерни) следует мирная ектения. В ней просим прежде всего мира, так как без мира не услышится молитва , молим о благосостоянии всего мира и о всех христианах. Священник, прочитав тайно молитву во время ектении мирной, конец ее («Яко подобает Тебе») возглашает после ектении. После великой, иначе мирной, ектении поются антифоны, песнопения, возвещающие главным образом о воплощении Сына Божия, пришедшего на землю даровать мир. Антифоны состоят из трех частей, в честь Святой Троицы. После первого антифона, во время которого священник читает тайно молитву, бывает малая ектения. И после нее священник возгласом славит Господа Бога как Творца и Вседержителя: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа». После второго антифона и тайной молитвы священника также бывает малая ектения. После нее священник славит Господа как Искупителя мира: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Возгласы после сих ектений суть окончания молитв, читаемых тайно священником. После 3-й части песнопений антифонов бывает вход. После второго антифона всегда поется песнь (на «и ныне») Единородный Сыне, в честь Сына Божия, воплотившегося от святой Богородицы и приснодевы Марии. Эта песнь воспоминает то время, когда глас Бога Отца торжественно свидетельствовал на Иордане о Сыне, что Сей есть Сын Его возлюбленный, или, как сказано в песне: «Един сый от Святыя Троицы». На литургии поются троякого рода антифоны, а именно: 1) антифоны вседневные, 2) антифоны изобразительные и 3) антифоны праздничные. I. Вседневные антифоны состоят из стихов псалмов. Первый антифон – «Благо есть исповедатися». К стихам псалма присоединяется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Второй антифон – «Господь воцарися, в лепоту облечеся». К стихам этого антифона присоединяется припев «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас». На «Слава и ныне» поется тропарь «Единородный Сыне и Слове Божий». Третий антифон – «Приидите возрадуемся Господеви». Припев к стихам третьего антифона, если день недельный (воскресный), поется такой: «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти, аллилуиа»; если иной день: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, аллилуиа». Вседневные антифоны поются во все седмичные дни, в которые не случится никакого праздника или в которые Типикон не назначает петь песни канона на так называемые «Блаженны». Сами антифоны печатаются в богослужебных книгах – Ирмологионе и Апостоле, в конце.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНВИТАТОРИЙ [лат. invitatorium, vitatorium; от invitare - приглашать], песнопение традиц. римского обряда , сопровождающее Пс 94 в начале утрени (matutinum). В богослужение Римской Церкви И. вошел, вероятно, при свт. Григории I Великом ( 604). Амаларий Симфозий Мецский (ум. ок. 850) писал о традиции совершать две утрени в день Рождества Христова, одна из к-рых не имела И., являясь реликтом древней богослужебной практики. Амаларий также впервые провел терминологическое разграничение между И. и инвитаторным псалмом (psalmus invitatorius) и сравнил И. с использованием Пс 94 (в качестве входного стиха с присоединением тропаря-припева - Mateos. Célébration. P. 48-50) в начале к-польской литургии ( Amalarius Symphosius. Liber de ordine antiphonarii. XXI 2// Idem. Opera liturgica omnia/Ed. J. M. Hanssens. Vat., 1950. Vol. 3. P. 57; также: PL. 105. Col. 1275-1276). И. не исполняется на праздник Богоявления, в последние 3 дня Страстной недели, на заупокойных службах в течение года (за исключением дня Всех верных умерших - 2 нояб.) и в день кончины умершего. Литургическая функция и содержание текста Функция И. в оффиции сопоставима с функцией интроита в мессе: оба песнопения являются вступлениями к богослужению, и в том и в другом обозначена тема праздничного, воскресного или буднего дня. Кроме того, в И. выражено побуждение верующих к совместной молитве, к-рое перекликается по содержанию и лексике с началом инвитаторного псалма. Так, во мн. И. встречаются слова «venite adoremus» (приидите, поклонимся), напр.: «Christus natus est nobis: venite adoremus» («Христос родился нам: приидите, поклонимся» - рождественский И.); «Surrexit Dominus vere: Alleluia» («Воскрес Господь воистину: Аллилуия» - пасхальный И.); «Regem cui omnia vivunt, venite adoremus» («Царю, для Которого все живет, приидите, поклонимся» - И. заупокойной службы). Тексты мн. И. представляют собой точные цитаты из 94-го псалма: «Venite exultemus Domino» (Приидите, возрадуемся Господу), «Iubilemus Deo salutari nostro» (Возликуем Богу, Спасителю нашему) - или парафразы и центоны: «In manu tua, Domine, omnes fines terrae» (В руке Твоей, Господи, все концы земли). Обращение к псалму как к источнику текста подчеркивает его смысловое первенство в паре «И.- инвитаторный псалом». В то же время имеется немалое количество И., тексты к-рых не связаны с 94-м псалмом. Часто это поэтические тексты - ритмизованные (в соответствии с античными квантитативными и более поздними квалитативными стихотворными размерами) и иногда рифмованные.

http://pravenc.ru/text/389535.html

Митрополит Иларион: Всю свою жизнь Блаженнейший митрополит Владимир пребывал в послушании Церкви 7 июля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Будем молиться о том, чтобы Церковь объединяла всех людей вне зависимости от их политических взглядов и предпочтений. 7 июля. ПРАВМИР. 6 июля 2014 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, в этот воскресный день, когда Русская Церковь совершает празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, мы слышали евангельский рассказ о том, как римский сотник подошел к Господу Иисусу Христу и сказал о том, что тяжело болен его сын. Господь Иисус Христос был готов прийти в дом к этому человеку для того, чтобы совершить исцеление, но сотник сказал: «Я недостоин того, чтобы Ты вошел в мой дом. Скажи только слово, и исцелится отрок мой». И к этому добавил: «Я у себя в подчинении имею воинов. И говорю одному: сделай то – и он делает, и другому: пойди туда – и он идет» (см. Мф. 8. 8-9). При чтении этого евангельского отрывка нас может удивить, почему сотник рассказывает Иисусу Христу об особенностях своей военной службы и о том, как в римской армии всё устроено: во-первых, какое это имеет отношение к той проблеме, с которой он обратился к Господу, во-вторых, почему вообще Спасителю должно быть интересно это знать? Между тем сотник говорит об очень интересной вещи – о том, что сила армии строится на беспрекословном послушании подчиненных своим начальникам. В армии есть очень четкая иерархия: у каждого подчиненного есть свои начальники, и у каждого начальника – свои подчиненные. И подчиненный не может через голову собственного начальника общаться с вышестоящим начальником. И начальствующее лицо не должно отдавать приказы нижестоящим, минуя своих непосредственных подчиненных. Но самое главное в этой системе – то, что приказы должны исполняться беспрекословно. Солдат не рассуждает, правильный это приказ или неправильный, а выполняет его, потому что он солдат и получил приказ от своего начальника.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vsy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010