Председатель ОВЦС принял участие в заседании Совета ректоров высших учебных заведений Нижегородской области 7 декабря 2012 г. 17:59 6 ноября 2012 года, в день памяти святого благоверного Александра Невского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Нижний Новгород. Рабочая поездка председателя ОВЦС в Нижний Новгород началась с Божественной литургии, которую владыка Иларион совершил вместе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в сослужении клириков Нижегородской митрополии в Александро-Невском кафедральном соборе, престольный праздник которого отмечался в этот день. По окончании торжественного богослужения архипастыри обменялись приветственными словами . В память о совместном служении в престольный праздник кафедрального собора Нижнего Новгорода митрополит Иларион подарил митрополиту Георгию образ преподобного Исаака Сирина. В тот же день митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Совета ректоров высших учебных заведений Нижегородской области. В докладе на заседании, состоявшемся в Нижегородской духовной семинарии, владыка Иларион поделился размышлениями о важности взаимодействия между системой высшего образования и Церковью, уточнив, что его рассуждения касаются не только Московского Патриархата, но и других традиционных религиозных общин Российской Федерации, которые сегодня трудятся вместе с Русской Церковью для просвещения молодежи: «Когда мы говорим о взаимодействии между Церковью и системой образования, очень часто можно услышать стереотипные суждения: " У нас же светская система образования, причем здесь Церковь? Пусть она занимается своими воскресными школами, у Церкви есть духовные семинарии, академии… А светская система образования должна быть очищена от религиозного элемента " . Другой аргумент, который приводят противники нашего взаимодействия, заключается в том, что, поскольку у нас многоконфессиональная страна и в ней сосуществуют представители разных исповеданий, то для того, чтобы между ними не возникало конфликтов, нужно вывести всю религиозную тему из общественного пространства — в частности, из пространства светского образования. И тогда, полагают они, всем будет хорошо.

http://patriarchia.ru/db/text/2638596.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 73. Пост и милостыня Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я хочу продолжить начатую тему и обсудить еще один важный для характеристики богоугодного поста аспект. Прошлый раз мы выяснили, что продолжительное употребление постной еды в условиях нашего климата губительно сказывается на здоровье, а теперь давайте обратим внимание на то, что это еще и достается дорогой ценой (в денежном эквиваленте), что в принципе идет в разрез с идеей поста… Что это за идея? Данную идею можно найти в такой раннехристианской книге как «Пастырь Ерма», которая в свое время пользовалась столь большим уважением, что ее читали за богослужением, наряду со Свящ. Писанием. Так вот в ней о посте говорится следующее: «В тот день, в который ты постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи, а потом отдай вдове, сироте или бедному; и таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь пост совершать так, то жертва твоя будет приятна Богу». В этом наставлении мы находим еще одну весьма характерную черту древнехристианского взгляда на смысл поста. А именно, пост будучи почти полным воздержанием от пищи, вполне естественно переходит в благотворительность. Эту же идею проповедует и сщмч. Игнатий Богоносец, когда обращаясь к Филиппийцам, говорит следующее: “Не оставляйте поститься в среду и пятницу, раздавая излишек бедным”, т.е. пост служит средством к милостыни. Руководствуясь такими наставлениями, первые христиане всячески старались «остаток от пощения своего раздавать нищим», чтобы труд поста не оказался напрасным. Об этом мы читаем в Апостольских постановлениях. Эту же цель имели в виду и те, кто вводил в обиход Четыредесятницу! Вот скажите: на каком основании для поста перед Пасхой выбрали именно 40 дней? Отсылки на пример 40-дневного поста Христова здесь неуместны! Если бы Великий пост был подражанием тому посту Христа или хотя бы его воспоминанием, то его бы следовало совершать не перед Пасхой, а сразу после праздника Крещения Господня… А потом, если быть точными, речь идет не о 40 днях. Во-первых, Великий пост длится семь недель (49 дней). Во-вторых, из них надо исключить воскресные и субботние дни (почему мы в дальнейшем обсудим). Если это сделать тогда (49–14 дней) постных дней окажется 35, а если к ним прибавить еще день Великой Субботы и половину ночи до рассвета Светлого Воскресного Дня, тогда получится 36,5 дней.

http://azbyka.ru/video/73-post-i-milosty...

Разделы портала «Азбука веры» Сказание о прокименах и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета В Избранное В НЕДЕЛЮ ПАСХИ. Прокимен, глас 8: Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся вонь. Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его. Апостол в Деяниих, зачало 1. Аллилуиа, глас 4: Ты Господи воскрес, ущедриши Сиона. Стих: Господь с небесе на землю призре. В ПОНЕДЕЛЬНИК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол в Деяниих, зачало 2. Аллилуиа, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи. Стих: Бог прославляемь в совете святых. ВО ВТОРНИК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Апостол в Деяниих, зачало 4. Аллилуиа, глас 8: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Стих: Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея. В СРЕДУ СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 6: Помяну имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Апостол в Деяниих, зачало 5. Аллилуиа, глас 2: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат Мя вси роди. В ЧЕТВЕРТОК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Цареви нашему, пойте. Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Апостол в Деяниих, зачало 6. Аллилуиа, глас 4: Наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды. Стих: Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие. В ПЯТОК СВЕТЛЫЯ НЕДЕЛИ. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. И Богородицы, прокимен, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/skazanie-...

Риддер. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1997 и 2010. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Риддер, ул. Кузнечная,7 Координаты: 50.347918, 83.529616 Проезд:Проезд до г. Риддера от г. Усть-Каменогорска по трассе ч/з Секисовку, Быструху, Черемшанку; либо поездом Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Община зарегистрирована в 1949 г. Время строительства храма: здание построено в 1939 г. В 1997 г. началась перестройка бывшего здания банка под храм. 15 (2) февраля – первая Литургия, 2010 г. – завершение строительства притвора с колокольней и нового алтаря. Богослужения: 3-4 Литургии в седмицу. Престол: во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, не освящен. Престольный праздник: 22 (9) мая, в день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Храмовый праздник: 19 (6) декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 15(2) февраля – Сретение (первая литургия в здании храма); 25 (12) октября, в день памяти святителя-исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского. Святыни: чтимая икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Частичка святых мощей святителя-исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского. При храме работает детская воскресная школа (70 учащихся), клуб духовной песни (15 чел.), проводятся занятия со взрослыми (18 чел). История Предыстория Никольского прихода. Примерно в 100 метрах от нынешнего месторасположения Никольского храма некогда находилась Церковь в честь Честного и Славного Успения Божией Матери, впоследствии уничтоженная безбожной властью. В XIX веке территория, на которой стоял некогда Успенский храм, принадлежала Риддерскому руднику, Бийского округа. С 1852 по 1853 год осуществлялось строительство храма силами рабочих Алтайских горных заводов из материалов, пожертвованных прихожанами. В результате Успенская церковь была построена деревянная, теплая, на каменном фундаменте с колокольнею. Освящена была 1 февраля 1854 года.

http://sobory.ru/article/?object=15463

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы. Воскресенье, 31 марта 2024 года: что будет в храме? 7 мин., 29.03.2024 Во вторую неделю Великого поста Церковь отмечает два переходящих праздника : святителя Григория Паламы и преподобных отцов Киево-Печерских. Также 31 марта мы чтим память святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского, преподобного Анина Халкидонского, мучеников Трофима и Евкарпия, священномученика Димитрия Розанова и преподобномученицы Наталии Баклановой. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 31 марта. Воскресенье, 31 марта 2024 года, святителя Григория Паламы Один из выдающихся богословов в истории Церкви святитель Григорий Палама  прославился как апологет православия, поборник практики непрестанной молитвы и автор учения о Фаворском свете . Его богословские изыскания могут показаться, на первый взгляд, отвлеченными, не имеющими отношения к нам и нашей жизни, но это не так. Святой Григорий Палама учит, что образ Божий в нас — луч славы Божией, тот самый свет, который увидели апостолы на горе Фавор в момент Преображения Господа Иисуса Христа. Развивая свою мысль, святитель Григорий  наиболее полно выразил церковное понимание цели христианской жизни, которая состоит в обóжении человека. Он утверждал, что люди способны еще во время земной жизни увидеть творческие энергии Божества , благодаря которым существуют. И христиане призваны приобщиться к этой тайне. Подробнее об учении святителя Григория Паламы читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения

http://foma.ru/nedelja-2-ja-velikogo-pos...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года: что будет в храме? 10 мин., 16.03.2024 Воскресенье 17 марта называется Прощеным . Христиане просят прощения и прощают друг друга. В этот же день мы обращаемся в молитве к преподобным Герасиму Иорданскому, Герасиму Вологодскому и Иакову постнику. Церковь вспоминает благоверного князя Василия Ростовского, преподобномученика Иоасафа Снетогорского, мучеников Павла и Иулианию, святителя Григория, епископа Констанции Кипрской, и перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского. Самым известным русским святым, чья память совершается 17 марта, является святой благоверный князь Даниил Московский . Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Прощеное воскресенье 17 марта. Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года, воспоминание Адамова изгнания В воскресенье 17 марта в 2024 году Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая . Это воскресенье — последнее перед началом Великого поста. В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга и взаимно прощать. Подробнее о Прощеном воскресенье читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 8 С высоты снизшел еси, Благоутробне,/погребение приял еси тридневное,/да нас свободиши страстей,//Животе и воскресение наше, Господи, слава Тебе. Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Первая Неделя Великого поста, Торжество Православия, воскресенье, 24 марта 2024 года: что будет в храме? 15 мин., 22.03.2024 В первое великопостное воскресенье 24 марта мы обращаемся в молитве к святителям Софронию Иерусалимскому, Евфимию Новгородскому и Софронию, епископу Врачанскому, преподобным Софронию, затворнику Печерскому, и Алексию Голосеевскому, священномученику Пионию Смирнскому и иже с ним пострадавшим. Церковь также вспоминает перенесение мощей мученика Епимаха Нового и чтит память исповедников Патрикия (Петрова) и Василия Малахова. Еще 24 марта чествуется икона Божией Матери Кипрская (Стромынская). Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 24 марта. Воскресенье, 24 марта 2024 года, Торжество Православия Воскресенье 5 марта в 2024 году называется Торжеством Православия. Это праздник был учрежден в 843 году по итогам Собора, состоявшегося в Константинополе. Он был посвящен восстановлению почитания икон после долгого периода иконоборчества и победе Церкви над ересями. В VIII–IX вв. Церковь пережила две волны иконоборчества — тогда неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира » привела к признанию святых образов идолами. Иконы и фрески уничтожались, за их почитание грозило изгнание, тюрьма, а иногда пытки и смерть. В 787 году в Никее состоялся VII Вселенский Собор, который осудил иконоборчество как ересь. Однако в последующий период противники иконопочитания не раз пытались взять реванш. Так было и в правление византийского императора Феофила. Однако после его смерти государством стала управлять его супруга Феодора , которая восстановила иконопочитание. Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме . Участники Собора в Константинополе подтвердили православное учение об иконе , ранее провозглашенное VII Вселенским Собором.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 28-я по Пятидесятнице Лк, 71 зач., 13, 10—17 В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. Слово Божие напоминает нам о необходимости молитвы. Христос в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь. Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, — такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». Об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. Она с трудом передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

http://pravoslavie.ru/3825.html

Формирование годового богослужебного круга Развитие годового богослужебного круга с I по IV век В раннехристианской Церкви (I–III вв.) годовой богослужебный круг основывался на двух праздниках – Пасхе и Пятидесятнице. Оба праздника Церковь унаследовала от иудейской традиции, где Пасха была воспоминанием об исходе израильского народа из Египта, а Пятидесятница – воспоминанием завета, заключенного на Синае между Богом и народом израильским (см.: Исх. 19:1–16 ). В христианской Церкви Пасха с самого начала была празднованием Воскресения Христа, а Пятидесятница – воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов (см.: Деян.2:1–13 ). Дата празднования Пасхи поначалу не была одинаковой для всех христианских Церквей. В конце II века по этому вопросу разгорелись споры между асийскими Церквами и Римским епископом Виктором. От имени асийских христиан в споре участвовал епископ Поликрат Ефесский, который защищал местный обычай (восходящий якобы к апостолу Иоанну Богослову) праздновать Пасху вместе с иудеями 14 нисана, на какой бы день недели это число ни приходилось. Епископ Виктор, напротив, настаивал на том, что Пасха должна праздноваться непременно в воскресный день: в этом он следовал традиции Церквей Рима, Александрии, Коринфа и Палестины. Дело чуть не дошло до взаимных отлучений, однако в спор вступил Ириней Лионский , которому удалось примирить враждующие стороны. Празднование Пасхи во II-III веках предварялось одним, двумя или несколькими днями поста. В частности, в «Апостольском предании» упоминается двухдневный пост перед Пасхой. Ириней Лионский пишет: «Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и сорок ночных часов». Более продолжительный пост предписывался готовящимся к принятию крещения. Предпасхальный пост был посвящен воспоминанию страданий и смерти Христа на кресте и назывался «пасхой распятия», в отличие от «пасхи воскресения», которая заключалась собственно в воспоминании воскресения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы Начиная с Недели о мытаре и фарисее вплоть до Великой Субботы за богослужением используется Триодь постная. Богослужение периода пения Триоди постной задумано как единый литургический цикл, развертывающийся на протяжении десяти недель. Этот цикл включает три подготовительных недели к Великому посту, шесть недель поста и Страстную седмицу. Молитвы и песнопения Триоди ведут верующего по пути великопостного покаяния через «пасху распятия» к «пасхе воскресения». Период действия Триоди постной – наиболее духовно насыщенный период годового богослужебного круга. Интенсивность литургического переживания возрастает по мере приближения к Пасхе и достигает своего апогея в дни, когда вспоминаются страдания, крестная смерть и воскресение Христа. Подготовка к Великому посту Неделя о мытаре и фарисее является первым из четырех воскресных дней, предваряющих Великий пост . Основной темой богослужения в этот день является притча о мытаре и фарисее, читаемая за литургией (см.: Лк. 18:10–14 ). В этой притче перед взором верующего представлены два типа религиозности. Фарисей – человек, исполняющий предписания закона, соблюдающий установленные посты, дающий десятину на храм. А мытарь – тот, у кого презренная профессия, кто не соблюдает установления закона, но у кого есть смирение и покаяние. Фарисей все свои добрые дела ставит себе в заслугу, а мытарь лишь со смирением сознает свое недостоинство. Мытарь в притче отнюдь не представлен в качестве идеала для подражания, так же как фарисей – отнюдь не исключительно отрицательный персонаж. Притча завершается словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Иными словами, оправданы оба – и мытарь, и фарисей, но мытарь оправдан более фарисея за свое самоуничижение. В контексте предстоящего Великого поста притча о мытаре и фарисее напоминает о том, что соблюдение поста не должно становиться поводом для гордыни и превозношения. Кроме того, эта притча является напоминанием о смирении как об основании всех добродетелей и о гордыне как о корне всех пороков. В стихирах и тропарях смирение и покаяние мытаря противопоставляются надменности и гордыне фарисея: Триодь постная. Неделя о мытаре и фарисее. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010