В 1988 году Петро-Павловский храм был передан вновь образованной православной общине. Помогли прихожанам в возрождении храма многие городские предприятия - завод ЖБИ, деревообрабатывающий цех, трест " Бокситстрой " , " Жилстрой " , автобаза 9 и другие. Освящение восстанавливаемого храма состоялось 26 октября 1989 года. В этот день в храме состоялась первая после долгих десятилетий Божественная литургия. Начались регулярные богослужения, но реставрация церковного здания продолжалась. В 1990-91 годах на колокольне установили титановый шпиль с крестом на верху деревянные купола, покрытые кровельным железом, 7 колоколов. Источник информации - Североуральск (Петропавловское село) находится при слиянии рек Колончи и Ваграна, в 476 верстах от Екатеринбурга; близ села находится Петропавловский рудник. Открытие его приписывают верхотурскому разночинцу Григорию Постникову, который в 50-х гг. XVIII ст. скитался здесь для отыскания слюды и точильного камня. Известный уральский горнозаводчик Максим Походяшин убедил Постникова уступить находку ему и в 1758 г. построил при впадении реки Колончи в Вагран Петропавловский завод, давший основание Петропавловскому селу и Петропавловскому приходу. К заводу были приписаны крестьяне Чердынского уезда, которые и были первыми жителями селения. В состав Петропавловского прихода, кроме села, входят деревни: Мостовая, Воскресенская, Половинная, Денежкина, Боронская, Тылапка, Горная, Ария, Османкова, Митяева, Боровая и Лача; деревни по числу жителей незначительны, а между тем приход раскинут на громадное расстояние, есть деревни, отстоящие от приходского храма более чем на 100 верст. В приходе есть земская школа в селе и две школы грамоты в дер. Лаче и Митяевой, содержимые на средства Екатеринбургского Миссионерского комитета. Прихожане частью русские, частью ясачные вогулы, прикрепленные к земле во время казенного управления Богословским горным округом и ведущие теперь оседлый образ жизни. Всех прихожан около 1250 душ обоего пола, занимаются приисковыми работами, рыболовством, звероловством, поставкой сена и земледелием.

http://sobory.ru/article/?object=12530

Одним из тяжелейших для меня послушаний было, да и, пожалуй, остается посещение реабилитационных центров. Молодые, красивые и потерявшиеся в такой коротенькой земной жизни люди. Контингент в центрах меняется несколько раз в году. Знакомимся, проводим беседы, рассказываем о православной вере, поздравляем с православными праздниками, приглашаем на богослужения и экскурсии в храм. А в их глазах – пустота и равнодушие. Такой бывает первая встреча. Потом оживают, улыбаются, с радостью приходят в храм, помогают. Только налаживается контакт… и заканчивается срок реабилитации, приезжают новые пациенты. И все по новому кругу. Огромная благодарность клирику нашего храма протоиерею Илье Маташову за ту огромную работу, которую он проводит в реабилитационных центрах. Лично я без его поддержки не смогла бы там находиться. Кто же будет помогать? Кто будет молиться за них, если, кроме нас, некому? Посмотришь на них – появляются и силы, и желание помочь. «Стараемся помочь всем» – Вы с сёстрами исполняете много послушаний не только в больнице, но и в Воскресенском храме. Расскажите подробно о ваших послушаниях на приходе. – Мы несем послушание на клиросе, в воскресной школе, церковной лавке, просфорной. По благословению отца Павла сестры милосердия также помогают на складе гуманитарной помощи. Конечно, в этом служении опыт у нас еще маленький, склад работает всего полтора года. Но мы перенимаем опыт у других сестричеств. Принимаем одежду и обувь, как для взрослых, так и для детей, бытовые предметы, посуду. Приходят на склад многодетные семьи и семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Стараемся помочь всем: ведь для кого-то это уже ненужные вещи, а для кого-то – жизненно необходимые. Кто-то считает, что кормить, мыть опустившихся людей – это развращать их. А у сестер милосердия другая позиция: бездомные – тоже люди, каждый человек – образ Божий, пусть и в таком виде. Вот сестры милосердия и этим людям устраивают праздник: помоют, поменяют одежду, накормят. И верят – Господь их не оставит.

http://pravoslavie.ru/159050.html

Таким образом, учитывая результаты одного съезда в Пскове и двух в Новгороде, в постановлениях второго съезда находим следующие решения: 1 . Церковно-певческие нестроения присутствуют не только в Новгороде, но и во многих епархиях РПЦ. 2 . Церковно-певческое единение желательно и по всему лицу русской православной Родины. 3 . Опыт упорядочения церковного пения на образцах строго церковных дал уже прекрасные результаты в Псковской и Новгородской епархиях. 4 . В лице архиепископа Арсения его паства видит глубокого знатока церковного пения и истинного ревнителя о благе Христовой Церкви, а потому просит его взять на себя инициативу по созыву первого Всероссийского съезда ревнителей церковного пения. Результат упорядочения церковного пения в Псковской и Новгородской епархиях был достигнут и открывал безграничные возможности для церковно-певческих вопросов на первом Всероссийском съезде знатоков церковного пения. В заключение необходимо сказать, что владыка Арсений для осуществления своих замыслов по сохранению и восстановлению клиросного пения вёл переписку не только со знатоками церковного пения, но и с людьми которые были неумелы в пении. Пение только лишь затрагивало душу таких людей и заставляло её возноситься к Богу при богослужении. Среди таких людей был и монах Малахия, подвизавшийся в Воскресенской обители преподобного Макария Римлянина. В своём письме он писал владыке Арсению о своей любви к одноголосному пению. В детстве ему особенно нравилось пение старого дьячка приходской Оклюдицкой церкви в Псковской губернии. «Иван Александрович Поспелов пел просто и умилительно: догматики, ирмосы, Херувимскую и т. д.», – вспоминал он. Малахия не знал догматиков, но от души любил их. Монах все воспринимал на слух. Когда он поступил в обитель преподобного Макария, из-за частых послушаний не имел возможности бывать на спевках, хотя так хотел. Когда по слабости здоровья не приходил на клирос, а только молился в храме, был очень расстроен поведением певчих на клиросе и неестественным пением теноров, которые часто своим писком приводили молящихся к страданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Отнюдь не желал почивший Владыка ограничиваться лишь теми начальственно-формальными отношениями к академии, какие неизбежны были по его официальному положению её ближайшего начальника и покро- —336— вителя. Душу живу вносил он в эти отношения, хотел сродниться с своей академией, жить с ней одной жизнью и быть для неё истинною главою. – Почти всегда отделённый от академии десятками или сотнями вёрст, живя в Москве или в Петербурге, Владыка непрестанно следил за её жизнью, нередко сопровождая поступавшие к нему официальные академические бумаги своими мудрыми руководственными замечаниями; с интересом просматривал её печатные издания, принимая в них и непосредственное участие своим учёным сотрудничеством; прислушивался ко всему, что писалось или говорилось об его академии, а при личных деловых свиданиях с её начальствующими лицами оживлённо беседовал об академической жизни и расспрашивал о всех её подробностях с живейшим участием. – Посещая Сергиеву лавру, Владыка не опускал ни одного удобного случая, чтобы вступить с академией в непосредственное общение. В короткое время своего московского святительства он успел уже совершить торжественное богослужение в академическом храме с произнесением при этом пастырского назидания; присутствовал на учёном академическом собрании; разделял с академической корпорацией братскую трапезу; посетил во время чтения лекций несколько аудиторий; неоднократно удостоил деятелей академии радушного приглашения в свои покои, где, за чашкой чая, вёл непринуждённую беседу с профессорами, выражая искреннее внимание и участие к их жизни и трудам; не раз вступал, наконец, в беседу и со студентами, с отеческой лаской высказывая им свои советы и наставления. – Эти сердечные отношения Владыки к академии давали ей полное право видеть в нём не начальника только, но искренно-расположенного к ней отца и покровителя. Таким и был действительно Высокопреосвященный Леонтий для своей московской академии. – —337— Случалась ли какая нужда, требовалось ли ходатайство пред высшей властью, чувствовался ли, при каком-либо предприятии, недостаток материальных средств, – смело обращалась академия к своему покровителю в полной уверенности, что всякое доброе начинание встретит с его стороны искреннее сочувствие и готовность к содействию. И эта уверенность никогда не была напрасной. Красноречивым свидетельством тому служат учёные и народные издания, предпринятые и осуществлённые московской академией к торжеству пятисотлетия со дня блаженной кончины Преподобного Сергия и расширенный и благоукрашенный академический храм, привлекающий теперь многие сотни молящихся своим благолепием, торжественностью своего служения и непрестанно раздающимся в нём словом назидания. Оба эти предприятия, столь высоко ценные для дела религиозно-нравственного просвещения, обязаны своим осуществлением не только нравственной, но и щедрой материальной поддержке почившего Святителя. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Там же немного далее.    1) Дивен Бог во святых... 2) Покой Господи... 3) Слава... 4) И ныне...    По 3-й песни ирмос... По 6-й песни ирмос... По 9-й песни глаголет иерей: Богородицу и Матерь Света... и поем ирмос 9-й песни.    В ирмологионе 1045 ирмосов.    Редкие случаи нечетного количества стихов в каноне, напр. на повечерии Пятка ВАИЙ и первых четырех дней Страстной седмицы (в некоторых песнях) отмечаются нарочито: Тропари колико их суть.    В воскресном каноне Октоиха, где по 3 тропаря и в первых будничных канонах Октоиха же, где по пять тропарей.    В большинстве праздников. А о канонах двунадесятых праздниках канона всегда особые точные указания.    Напр. при двух святых в Великом Посте на тех песнях, где есть трипеснец.    Первый воскресный канон Октоиха поется со ирмосом на 4. Но на воскресной утрени он не единственный и вызывается это крайней необходимостью ввиду утеснения в канонах: и в Октоихе не один канон, а из Минеи нельзя опустить и всего должно быть не больше, чем на 14 со ирмосом. А когда тот же воскресный канон читается на утрени субботы в Воскресенском храме, то и ирмосы его удвояются и тропари восполняются из крестовоскресного канона. В последовании во время безведрия канон имеет всего по три тропаря. Но там и ирмосы, как вообще на молебнах, не поются, поэтому они и не печатаются полностью. В каноне ко Причащению по три тропаря (кроме 9-й песни). Обычно там читаются и ирмосы. Но этот канон предназначен не для общественного БОГОСЛУЖЕНИЯ, а для чтения, главным образом, келейного, для домашней молитвы.    Богородичные каноны Октоиха, предназначенные для повечерия, имеют в каждой песни ирмос и 4 тропаря. Так же Воскресные Троичные каноны. Но в самом конце Октоиха указывается: на повечерии такожде канон без ирмосов, подобие якоже и на молебне. Также должно петь канон и на воскресной полунощнице. О полунощнице с каноном, какова воскресная, в старинных записях служб говорилось: полунощницу поем молебном (Чиновник Новгородского Софийского Собора), т. е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Остальное Богослуженье совершалось обычными порядком. Когда патриарх приобщился, тогда архиереи поочередно подходили и каждый сам приобщался; священникам же Св. Тело раздавал архиерей, одною рукою подавая частицу, которую принявший сейчас же и потреблял, а в другой – держал губу, для отирания ладони; другой же архиерей подавал Св. Чашу с Кровью, и таким образом мы скоро приобщились. Во все время служения литургии никто из греков не имел у себя отдельного молитвенника, исключая патриарха, который громогласно для всех служащих читал положенные молитвы: только мы, русские, имели каждый в руках свои служебники. Кстати замечу, когда пелась «херувимская», началась встреча латинского патриарха, доносился оглушительный стук в доски, звон в колокольчики, трепанье в била, рев органа и театральные трели итальянских заоблачных теноров; затем, когда пели «свят, свят, свят Господь Саваоф», последовала встреча армянского патриарха и опять клепанье в доски и била и звон в колокола при невыносимом визге состоявших в процессии мальчиков, что много мешало внимательной молитве и развлекало собранные во едином чувстве. Таким образом почти разом шли три обедни, совершаемый патриархами трех вероисповеданий: православным – посреди здания, в Воскресенском храме, латинским – сбоку, налево, а армянским – на правой стороне в своих отделениях, визави друг другу, и каждое силилось пред другим чем-либо себя показать и превзойти, – то ничем, то особенностью звона, то богатством и блеском священных облачений и церковных принадлежностей, то количеством служащих и прислужников, и как бы этим говорило – особенно латины – поклонникам других исповеданий: что вы-де смотрите там у греков и армян, у нас лучше всех – идите к нам! Но все это – и звон в колокола, и серебряные колокольчики, и бряцание в тарелки, и стучание в доски, и гул органов, и чтение и пение на разных языках и разными народами и племенами, но под одним сводом, несмотря на хаос, на смешение, на дикий диссонанс, производило на душу впечатление потрясающее, – то, чего нигде в другом месте вселенной не услышишь, не испытаешь и не увидишь...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Марокко не может долгое время оставаться при одном священнике как ввиду громадной территории русской православной общины в этой стране, так и ввиду НЕОБХОДИМОСТИ РЕГУЛЯРНОГО совершения богослужений в храмах Танжера, Рабата и Марракеша, не говоря о центральном храме-подворье в Казабланке и о Бурназеле, в котором также имеется постоянный храм и проживает до 100 человек прихожан. 2. В Марокко НЕОБХОДИМО послать в качестве второго священника монаха или бездетного женатого священника. Русская Православная община в Марокко насчитывает в настоящее время до 600 человек, разбросанных по всей стране, и без особых усилий может обеспечить двух священников при существующих бесплатных приходских квартирах. Заканчивая мое послушание в Марокко, возношу СЛАВУ СПАСИТЕЛЮ-БОГУ, давшему мне силы нести в этой солнечной стране труд пастырства, приношу благодарность и Вам, ABBA, за руководство и постоянную духовную помощь и моральную поддержку, оказываемые мне Вашим Высокопреосвященством во все время моего пребывания на постах служения церковного в Северной Африке, особенно же в периоды, когда покидали меня силы и, казалось, отступил от меня Господь. Заканчивая послушание по должности администратора общин наших в Северной Африке, по долгу совести пастырской и служебному долгу, представлю на усмотрение Вашего Высокопреосвященства в ближайшее время доклад о жизни, положении и нуждах русских общин в С. Африке ко дню освобождения меня от должности администратора. Припадая к первосвятительским стопам Вашего Высокопреосвященства и смиренно лобызая благословляющую десницу, остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойнейший послушник Митроф. протоиерей Митрофан Зноско. АКТ Нижеподписавшиеся настоятель Русской Православной общины в Марокко митрофорный протоиерей МИТРОФАН ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ , с одной стороны, и протоиерей о. ГРИГОРИЙ БАРАННИКОВ, настоятель Свято-Воскресенского храма в Рабате, с другой стороны, составили настоящий акт в трех экземплярах в том, что первый сдал, а второй принял: 1. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО русской православной общины в Марокко:

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В протоколе другого засе­дания, между прочим, сказано: «всякий жених до брака должен посадить около своего дома по 10 плодовых деревьев, а именно: 5 сливовых, 2 яблони, 1 грушевое дерево, 1 ореховое и 1 липу. Это решение должно быть объявлено в церквах, но, к сожалению, не исполняется в точности, хотя с тех пор все же заботливее отно­сятся к плодовым деревьям» 168 . В том же 1889 г. с разрешения Боснийского митрополита торжественно совер­шено было поминальное богослужение по поводу 500-летия косовской битвы (положившей конец самостоятельности Сербского царства) 169 . – В сербских православных хра­мах большую редкость составляет, не только в пре­делах Турции и Австро-Венгрии, но и в Сербском королевстве, благолепный и благозвучный церковный звон. В большинстве храмов имеется по одному маленькому колоколу. Приобретение и освящение нового колокола со­ставляет целое событие в приходе. Особенно радостны и трогательны такие церковные торжества у сербов, нахо­дящихся под иноверным и иноплеменным владычеством в Турции и Австро-Венгрии. И вот 1 октября 1893 г. происходило торжественное освящение церковного колокола в селе Граци, в Боснии. Колокол в 157 килограм­мов отлит на средства местных прихожан в г. Любляне, в Крайне, столице словинцев 170 . В конце 1893 г. Боснийский митрополит Георгий Николаевич обратился к своей пастве с архипастырским посланием, в котором увещевает священников не оставлять своих прихожан без проповеди и назидания по крайней мере в воскресные и праздничные дни. «Священники! Вам сим пред­писывается и нарочито рекомендуется, чтобы вы неослабно и по возможности каждый воскресный и праздничный день проповедовали в храме Божием... Знайте, что нет сраму для священника (который не умеет составить и наизусть говорить проповедь ), когда он читает поучение по книге, но великий стыд и грех в воскресный день и в празд­ник оставлять народ без духовной пищи, не учить сво­их прихожан добру и не заботиться об их душевном спасении. Протопресвитерам и благочинным предписыва­ем, чтобы ежегодно представляли духовной власти точные сведения об исполнении проповеднической обязанности подведомственным им духовенством в своих прихо­дах, то есть: сколько какой священник произносил про­поведей в течение года, где и когда? Читал ли по книге или наизусть говорил? Вместе с сим они должны до­ставлять и писанные проповеди от тех священников, которые сами составляли и произносили, что будет слу­жить к их похвале» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

603 Подобно тому, как напр. исключительный случай гласного чтения на Троицкой вечерни седьмой вечерней светильничной молитвы не дает права читать ее и в других случаях вслух. 604 Так исполняются в Киевской лавре тропари на Бог Господь на воскресной утрени, совершаемой отдельно от вечерни (когда не бывает всенощного бдения). 605 На панихиде, напр., где канон поется всего на 4, на всех песнях будет 32 тропаря и 3 ирмоса-катавасии, всего, следовательно, 35 песнопений, с седальном, кондаком и икосом – 39 песнопений. 606 В последовании погребения мipckux человек. Он тот же, что и в Октоихе в субботу 6-го гласа, только текст его изменен применительно к поминовению одного усопшего. 607 При поминовении в день годовщины по кончине иерея или архиерея соответственно будет употребить на панихиде канон из последования священнического погребения. 612 По 3-й песни ирмос... По 6-й песни ирмос... По 9-й песни глаголет иерей: Богородицу и Матерь Света... и поем ирмос 9-й песни. 614 Редкие случаи нечетного количества стихов в каноне, напр. на повечерии Пятка ВАИЙ и первых четырех дней Страстной седмицы (в некоторых песнях) отмечаются нарочито: Тропари колико их суть. 615 В воскресном каноне Октоиха, где по 3 тропаря и в первых будничных канонах Октоиха же, где по пять тропарей. 616 В большинстве праздников. А о канонах двунадесятых праздниках канона всегда особые точные указания. 618 Первый воскресный канон Октоиха поется со ирмосом на 4. Но на воскресной утрени он не единственный и вызывается это крайней необходимостью ввиду утеснения в канонах: и в Октоихе не один канон, а из Минеи нельзя опустить и всего должно быть не больше, чем на 14 со ирмосом. А когда тот же воскресный канон читается на утрени субботы в Воскресенском храме, то и ирмосы его удвояются и тропари восполняются из крестовоскресного канона. В последовании во время безведрия канон имеет всего по три тропаря. Но там и ирмосы, как вообще на молебнах, не поются, поэтому они и не печатаются полностью. В каноне ко Причащению по три тропаря (кроме 9-й песни). Обычно там читаются и ирмосы. Но этот канон предназначен не для общественного БОГОСЛУЖЕНИЯ, а для чтения, главным образом, келейного, для домашней молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Но с течением времени, с умножением прихожан здесь, храм этот уже не стал вмещать всех богомольцев, почему многие вынуждены были на богослужениях присутствовать вне церкви, стоя лишь на паперти. Сквозное течение воздуха, столь опасное для здоровья, и служило для позднейших «украшателей» побуждением заделать арки внизу наглухо; для освещения же паперти в каждой из верхних арок устроено по два четырехугольных окна, каковых в паперти 8 по западной, 6 по южной и 2 по северной стороне. К сожалению, эти переделки нисколько не гармонируют с господствующим в Воскресенском храме стилем древней архитектуры и своей грубоватостью резко бросаются в глаза. Но это несколько неприятное впечатление вскоре же улетучивается при обращении внимания на ту чудную по изяществу и оригинальности картину, какую представляют для зрителя все остальные лицевые стороны Воскресенского храма. Так, наружные нештукатуренные стены храма, его галерей, башен, алтарных выступов чрезвычайно искусно испещрены художественными, напоминающими собой наружную живопись Трапезной церкви в Троице-Сергиевой лавре , украшениями в виде шахматных полей из полуквадратов белого, черного, красного, синего, зеленого, серого и коричневого цветов, также в виде ваз, кувшинов и рустиков. В кессонах, вытесанных из кирпича, находятся розетки с изображениями в них переплетенных лент, двуглавых орлов из известкового камня и разных узоров травчатых. Столь необычная для наших времен затейливая отделка и орнаментация и эти разноколерные краски в своеобразных сочетаниях составляют поразительную прелесть оригинального вида Воскресенской церкви, явно выделяющего ее из ряда всех костромских церквей. На восточной стороне церкви обращают на себя внимание образующие алтарь ее и приделов пять полукруглых в древнем стиле выступов (абсиды) 6 , которые изнутри алтаря отделены друг от друга каменными стенами с пролетами для входа; в этих выступах над пятью полукруглыми окнами, по одному в каждом выступе, устроены также полукруглые арки. Стены и углы храма украшены гладкими кирпичными колоннами без штукатурки (пилястры), коих на восточной и северной стенах по осьми, а на западной и южной по десяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010