Разделы портала «Азбука веры» Воскресение Христово – это торжество жизни прот. Всеволод На вопросы отвечает глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод: — Почему Пасха – главный праздник для православного человека, ведь Пасху называют “праздников праздник и торжество из торжеств”? — Естественно, это главный праздник, это “праздников праздник и торжество из торжеств”, потому что Православная Церковь – это Церковь Христа Воскресшего. Апостол говорит, что если Христос не воскрес, то наша проповедь тщетна, тщетна и вера христиан, постольку поскольку воскресение Христово – это торжество жизни, это основание нашей надежды на вечную жизнь, на то, что Господь спасает нас, если мы принимаем Его крестную жертву, если мы со Христом живем и духовно обновляемся под действием Его благодати, подаваемой в Церкви. Вся жизнь Православной Церкви, весь строй ее жизни исполнен пасхальной радостью, мы ликуем, зная, что воскресший Христос и нас, православных христиан, возводит к воскресению, и духовному, возводит нас к вечной жизни, и этот праздник имеет самое непосредственное отношение к каждому из нас. Потому что Воскресение Христово, искупление им падшего мира – это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы ни была сложна наша жизнь, как бы ни обуревали нас житейские невзгоды, ужасы, которые мы испытываем от людей, от несовершенства окружающего мира, – все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дается Воскресением Христовым. — Как нужно и как правильно духовно подготовиться к празднику Св. Пасхи? — Весь богослужебный год длится от Пасхи до Пасхи. Именно от Пасхи до Пасхи выстраивается круг богослужебных чтений, песнопений Октоиха, и не случайно Пасхе предшествует Великий Пост, Страстная седмица, время покаяния и время особо углубленного размышления о наших грехах, о том, как нам приступать к общению с Богом. Великопостное богослужение имеет особую глубину, оно отличается от остальных богослужений годичного круга через очень углубленное духовное размышление, через сугубую молитву, через воздержание от скоромной пищи, от увеселений, христианин готовится к духовному празднованию Пасхи.

http://azbyka.ru/pashalnye-intervyu

Разделы портала «Азбука веры» для малого четырехголосного смешанного хора От составителя Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, во время которой совершается Таинство Святого Причащения. Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста , чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров). В Служебнике, при изложении чина литургии святого Иоанна Златоуста, читаем: Егда, же в•идитъ дi•akohъ стщ•енника простир•ающа р’уц%, ни прикас•ающася стт•ому хл%бу, во вэже сотвор•ити свят•ое boзhoш•ehie, возглаш•аетъ: В•онмемъ. Стщ•енникъ же, вознос)я стт•ый хл%б, возглаш•аетъ: Стткая стткымъ. Л•икъ: КЕд•инъ сттъ, нэд•инъ гсдь, сл•аву бтга н0тц)а, нам•инь. КИ по•ютъ л•ицы дн)е, кил)и cmm•arw. Киноник, за которым в русской богослужебной практике закрепилось русифицированное название «причастен», таким образом, является неотъемлемой частью любой литургии. Устав даёт четкие указания, в какой день какой причастен надлежит исполнять. С течением времени, однако, жанр этот пришел в упадок. Пожалуй, первую попытку его возрождения и систематизации предпринял в 1998 году Е.Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стихъ». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. Настоящий сборник является своеобразным дополняющим продолжением сборника Е. Кустовского. В отличие от последнего, он ориентирован главным образом на приходские храмы, музыкальная стилистика которых основана на произведениях композиторов XVII–XIX веков. Составитель надеется, что этот сборник поможет регентам, путём введения в репертуар своего хора собранных здесь причастнов, соблюсти формальную полноту и стилистическую целостность музыкальной составляющей Божественной литургии.

http://azbyka.ru/sobranie-prichastnov-po...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Утреня (заутреня) (греч. ρθρος (ортхрос) (от глагола ρθρζω — рано приходить)) – одно из богослужений суточного круга – церковное общественное богослужение , совершаемое, согласно  Уставу , утром. Время совершения и место Утрени в суточном круге богослужений Суточный круг, согласно сложившейся традиции, зафиксированной в Типиконе (книге, излагающей богослужебный устав), привязан не к астрономическому, но к так называемому богослужебному времени. Так, первое богослужение суточного круга – Полуночница (слав. Полунощница) – должна начинаться по прошествии половины ночи. Следующая служба – Утреня . Согласно Типикону, ее окончание совпадает с рассветом («Слава Тебе, Господи, показавшему нам свет!» – характерное начало воспеваемого или читаемого в конце утрени т. н. великого славословия). Далее – Первый час , совершаемый как правило сразу после утрени, в первом часу начинающегося с восходом солнца дня. Следующие богослужения суточного круга – Третий час , Шестой час , Изобразительны (по сути, древнее молитвенное правило ко Святому Причащению: у монахов в то время, когда складывался устав, была распространена практика ежедневного келейного причащения запасными дарами, освященными за воскресной или праздничной Литургией; после причащения полагалась трапеза), Девятый час , Вечерня , Повечерие (по-вечерие, то есть служба после “вечери” – ужина). Литургическая тема Утрени Каждое богослужение подразумевает выражение некоторой основной идеи; в частности, утреня, завершающаяся на восходе солнца, носит мессианский характер, воспевая восход Солнца Правды – первое пришествие в мир обетованного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шестопсалмием, начинает раскрываться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Ангелов на Рождество Христово. Происхождение Утрени Утреня в целом составлена из двух частей различного происхождения, обозначаемых обычно как кафедральная (городская) и монашеская. Первая из них, признаваемая наиболее древней, совершалась на рассвете в Иерусалиме в храме Воскресения Христова начиная с IV в. и оканчивалась вышеупомянутым великим славословием. Вторая, называемая тогда «канон», – предшествовала первой, совершалась в конце ночи, еще до рассвета, и сложилась в монашеской практике. Считается, что в V в. в монастырях эти службы совершались уже соединенными друг с другом. Виды Утрени

http://azbyka.ru/utrenya

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной В Избранное Оглавление Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви Духовная красота и изящество песнопений и богослужебных чтений Цветной триоди (от первого дня Пасхи до Недели всех святых) открываются перед нами в новой книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Сияние Пасхи». В этом издании впервые собраны не только проповеди на Евангельские, но и на ежедневные Апостольские чтения. Слово архипастыря с особой силой касается сердца, располагая душу к глубокому пониманию Священного Писания и к усвоению святоотеческого толкования слова Божия. Книга рассчитана на широкий круг благочестивых читателей, может служить как основой для подготовки проповедей, так и ежедневным душеполезным чтением. Слово 1. О радости Воскресения Христова. После вечерни в понедельник Светлой седмицы Даже гениальный философ становится невеждой, если чужд спасительной веры, потому что он не может составить себе и малейшего понятия о той радости, которую черпает христианин из любви Иисуса Христа. Свт. Иоанн Златоуст Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Радость всех радостей — это Воскресение Спасителя. Господь всеобъемлющ, Его любовью создано и животворится все мироздание. Полнотою Божественного счастья, дарованного человечеству, явилось Христово Воскресение. Это чудо чудес пронизывает каждую мысль и чувство, просветляет все существо и всю жизнь христианина. Только злое начало в нас противится этой несказанной радости. Только духовная спячка мешает нам ликующим сердцем внимать пасхальному благовесту слов апостола:

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Святитель Иоанн Златоуст в Беседе 5 на книгу Быти я пишет: Если и после такого повторения, объятые еще заблуждением и ожесточившиеся сердцем иудеи пытаются спорить и считают вечер началом наступающего дня, обольщая и обманывая сами себя, продолжают сидеть в тени, когда истина сделалась столь ясной для всех, и пользуются свечой, когда солнце правды повсюду разливает лучи свои, то кто мог бы вывести упорство неблагодарных, если бы (Моисей) предложил это учение не с такой точности? 30 В сноске к этому месту говорится: Это обличение Златоуста падает и на тех толкователей, которые при объяснении истории творения начинают, подобно иудеям, счета дней или суток с вечера. Но у нас же богослужебные сутки начинаются с вечера и в Октоихе каждый суточный цикл начинается с Вечерни, которая начинается со 103-го Псалма — гимна творению. И в учебниках по Литургике я встречал такое объяснение со ссылкой на 1ю главу Бытия. Получается, что мы, по святителю Иоанну, иудействуем. Вот, например, Алексей Сергеевич Кашкин в своём учебном пособии по Литургике «Устав православного богослужения» пишет : Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер относится уже к грядущему дню. Это счисление перешло в христианскую  Церковь  из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня 39 . Как согласовать критику, данную святителем Иоанном, с богослужебной практикой? Похожие вопросы 4 Ответа Богослужебный Устав твёрдо сложился намного позднее периода жизни святителя. Основа современного Устава формируется с IX века. Во времена Златоуста, только-только вводился праздник Рождества Христова. Эта римская традиция в Византии отсутствовала. Службы в монашеских пустынях и в городах значительно отличались. Вполне, что Златоуст в спорах с иудействующими, как аскет, имел свои соображения.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bogosluz...

Роль и место тропа в герменевтическом процессе : Богослов.RU Комментарии Когда я, однажды, признал свою неправоту и согласился с истинностью православного вероучения - мне, буквально, хотелось рвать на голове волосы. Так было обидно за годы(!) жизни, потраченные на... Владимир — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Это - точное изложение православной веры для православных. Вы мыслите католическими категориями. Предопределение по предведению - не то же самое, что предопределение по изначальному установлению... Владимир — 15 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский //Для православного сознания, предопределение невозможно.// " Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Посмотрел Ваше видео. Что сказать? Мои подозрения подтверждаются. На духовный опыт Вы не опираетесь. А он - реальный инструмент понимания богословия. Вы не могли не ошибиться, толкуя слова свт.... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Дорогой Владимир! Если Вы не понимаете, о чём я говорю, то откуда Вам известно, что именно это в богословии называется теорией двух творений? (Ну хоть какой-нибудь, пусть самой элементарной, логики,... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/article/453547

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ? 13 мин., 01.01.2008 Нам постоянно приходится слышать (и говорить): «Я ничего не успеваю». Вопрос времени стоит для современного человека очень остро. Можно ли научиться им управлять? И существует ли какой-то особый христианский подход к этой проблеме? Мы беседуем об этом с Глебом АРХАНГЕЛЬСКИМ. Мы — не амебы — Как давно проблема организации времени встала перед христианским сознанием? А перед светским? Нашла ли эта тема отзвук в культуре, в искусстве? Или она интересна исключительно людям «практического склада»? — Наверно, первое письменное свидетельство в светской культуре — письмо римского философа Сенеки своему другу Луцилию. «Все у нас, о Луцилий, чужое, одно лишь время — наша собственность. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимает». И дальше: «Дели время на хорошо потраченное, дурно потраченное и потраченное на безделье», — первая подобная классификация времени в истории. Из жизнеописаний многих великих людей искусства известно, как они выстраивали режим дня, устанавливали себе нормы (допустим, сколько страниц необходимо писать каждый день), использовали все возможные резервы времени. Моцарт, например — казалось бы, образец неструктурированного вдохновения, — брал на балы книгу карманного формата, чтобы читать в свободные минуты, а многие свои произведения создавал на заказ, в жестко заданные сроки. А уж церковное сознание, на мой взгляд, просто пронизано темой времени, его скоротечности, необходимости его ценить. Богослужебный устав, Типикон — система, тончайше регулирующая время — как жизни и работы, так и богослужебное. Вообще, богослужебный круг — интереснейшая интуиция времени, взаимосвязи времени и вечности. Если же говорить о современности, то необходимости ценить время уделяли внимание и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отец Алексий Мечев, и митрополит Антоний Сурожский, и многие другие. Так что культурное, мыслящее человечество в лице как светских, так и церковных своих представителей давно задумывалось об организации времени.

http://foma.ru/u-vremeni-v-plenu.html

С.К. Севастьянова Глава 6. О келейных библиотеках патриарха Никона (К вопросу о его круге чтения и источниках) Наибольшее количество писем, адресованных Никоном царю, составлено в Воскресенском монастыре и в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Значительный интерес представляют письма к царю и грекам – друзьям и недругам. Именно поэтому небезынтересно определить круг книг, который патриарх Никон мог привлечь для переписки со своими современниками. Это прежде всего книги из келейной библиотеки Никона в Воскресенском монастыре и книги, которые патриарх, находясь в ссылке, собрал для личного пользования, заказывая их из библиотеки Кириллова монастыря, а также книги, которые Никон получал в качестве даров от царя Алексея Михайловича. Для реконструкции келейных библиотек патриарха Никона мне послужили документы «дела» Никона, ранее не привлекавшие внимание исследователей, характеризовавших состав библиотеки патриарха. Состав келейной библиотеки патриарха Никона в Воскресенском монастыре. Содержание этой библиотеки патриарха Никона подробно проанализировано С.П. Лупповым 1148 . Восстановив книжное собрание шестого всероссийского патриарха по описи 1658 г. его домовой казны 1149 , исследователь считал, что в личной собственности Никона находилось 156 книг, основную часть которых составляли книги богослужебные и богословские. Книги светского содержания занимали лишь 20% книжного собрания патриарха. Сравнив библиотеки патриархов Никона и Филарета, С.П. Луппов пришел к выводу, что библиотека Никона носила гораздо более светский характер и резко отличалась наличием большого числа иностранных книг 1150 . Однако к исследованию не привлекались документы «дела» патриарха Никона , содержащие опись книг, оставшихся в покоях патриарха Никона в Воскресенском монастыре после отправки его в ссылку, и челобитные Никона из Ферапонтова монастыря, в которых сам патриарх называет книги, которыми он пользовался в Воскресенском монастыре. В мае 1674 г. из Патриаршего приказа в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь поступило распоряжение о пересмотре монастырской библиотеки и казны и отправке в Москву «книги письменные и харатейные, и латинские, и греческие». После составления подробной описи монастырского имущества в патриаршую ризную казну вместе с драгоценными вещами Никона, хранившимися в подмосковной обители, поступили около 500 печатных и рукописных книг – значительная часть книжных вкладов патриарха Никона в библиотеку Воскресенского монастыря 1151 . Вывезенные в 1674 г. книги пополнили Патриаршую (позже Синодальную) библиотеку 1152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Максим Козлов Скачать epub pdf Сегодняшнюю беседу мы посвятили разговору о круге чтения современного православного христианина – о тех книгах, которые необходимы (важны, желательны, допустимы) сегодня, в современной православной России начала XXI века для нас, современных православных русских людей. Конечно же, основой чтения является регулярное чтение Священного Писания . И каждый, имеющий такую возможность, должен добавить к чтению Священного Писания и Жития Святых – те образы древних и почти современных нам подвижников благочестия, которые являют нам норму христианской жизни – святость. Вообще, жития дают нам единственно возможную точку отсчета – сравнить себя не с теми нашими современниками (с теми, кто с нами стоит в храме, и с теми, кого мы считаем самыми грешными, по-фарисейски), а со святыми, с той нормой жизни, которая ими была достигнута. Мы говорили также о том круге аскетически-духовно-образующей литературы, словесности (святых отцов и подвижников благочестия, более близких нам по времени жизни), которые также необходимы для нас, как духовная азбука. Здесь мы говорили и о творениях св. Феофана, св. Игнатия, о письмах Оптинских старцев, о письмах таких подвижников благочестия как игумен Никон (Воробьев) , афонский старец Паисий, как ныне живущий о. Иоанн (Крестьянкин) и многие другие современные подвижники благочестия. Но, конечно же, очень важно, чтобы круг нашего чтения – нашего христианского образования – по возможности и еще расширялся в некоторой области церковного знания, церковной образованности, которые важны по пути ко спасению каждого из нас. И здесь следует сказать о той литературе, которая связана с осмыслением богослужения – с правильным, более глубоким пониманием православного богослужения, усвоением тех истин веры, которые в нем содержатся. Здесь ведь какая бывает ситуация? Многие из нас (кто годы, кто десятилетия) ходят в храм, но самых важных моментов, связанных с тем, что происходить на Божественной Литургии (а тем более с тем кругом богослужебным, который подводит нас к участию в Литургии) часто и не знают! И здесь, конечно же, есть во-первых, творения святых Отцов и учителей Церкви, которые относятся к истолкованию православного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

Сегодня моим читателем в первую очередь будет студент духовной школы, который призван познакомиться с историей Русской Православной Церкви. Кроме того, надеюсь, книга будет интересна каждому, кто любит церковную историю. Вряд ли книгу станут читать на ходу, в метро, но, тем не менее, круг людей, которым книга будет интересна, надеюсь, достаточно широк. — А как у Вас возник интерес к теме Собора 1917-1918 годов и всего того, что с ним связано? — Собором 1917-1918 годов я заинтересовался еще тогда, когда жил во Франции, где родился и получил школьное образование. Иподиаконствовал у ныне покойного архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова), главы экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата  в Западной Европе и ректора Православного Свято-Сергиевского института в Париже. Владыка очень интересовался этой темой, и в беседах с ним у меня возникло желание изучить историю Всероссийского Собора. Когда я поступил в Московскую духовную школу и стал выбирать научную специализацию, меня увлекли вопросы церковного устройства — того, как в разные времена Церковь организовывала свою жизнь. Одно связалось с другим, и появилась моя тема. — А почему именно епархиальные реформы, ведь на Соборе не только об этом шла речь? — Действительно, Собор был разносторонним, на нем принималось много решений, а еще больше — проектов решений, но многие пласты деятельности Собора уже были исследованы на момент начала моего исследования. Решения, касающиеся богослужебных вопросов, рассмотрел протоиерей Николай Балашов; о решениях, связанных с церковной дисциплиной, писала Елена Владимировна Белякова. Вопрос о высшей церковной власти достаточно широко освещался протоиереем Георгием Орехановым. Неисследованными оказались, среди прочих, решения о епархиальном устройстве. Этим вопросом я и занялся. — Вы разносторонне исследовали тему епархиальных реформ. В книге, разделенной на две больших и по смыслу очень отличающихся части, приводятся различные взгляды на этот вопрос. Чья позиция Вам, как исследователю, ближе всего, чьи взгляды кажутся наиболее верными в отношении епархиального устройства?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1492524...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010