Некоторые монашествующие, да и миряне, чтобы внимание не рассеивалось, наряду с Иисусовой молитвой, постоянно повторяют про себя стихи из Евангелия или Псалтири. Если какие-то отдельные слова из этих текстов, которые, повторяем, составляют образ мыслей и образ жизни православного человека, вызовут у него вопрос: «А каков их смысл?», он всегда сможет посмотреть в словарь или в толкование Евангелия, Псалтири или в учебный перевод литургических текстов на русский язык (напр., Ловягина или Нахимова). Если речь идет о Божественной литургии, то имеются и переводы и толкования песнопений литургии, имеются и фундаментальные руководства по чинопоследованию литургии. Этого круга богослужебных текстов вполне достаточно для церковной жизни человека, для его молитвенного делания, для его беседы с Богом. Остается круг изменяемых молитв и песнопений. Это в основном то, что читается и поется на вечернем богослужении (вечерня и утреня или всенощное бдение), - стихиры на «Господи, воззвах», стихиры на стиховне, стихиры на хвалитех, и, главное, канон празднику или святому на утрени. Именно это может быть непонятно, а, как правило, – не слышно! Но если (очень редко) канон и стихиры все же слышны, то в самой поэтике православной гимнографии имеется некое подспорье для их понимания. Оно также связано с тем, что молящийся входит в круг знакомых ему образов и понятий. Те образы и символы духовной поэзии, которые выражают догматическое и нравственно-богословское содержание праздника, которые, как некие путеводители, ведут наши помыслы по веками проторенным путям духовного восхождения к Богу, - представляют собою также некое повторяющееся словесное пространство. Причем, поэтика гимнографической поэзии такова, что внутри каждого отдельного песнопения или тропаря канона, путем специальных риторических приемов ум молящегося также заключается в некий замкнутый круг(риторический прием «период», система антитез и т.п.), - и всё это призвано помогать уму не блуждать, отвлекаясь на постороннее. Чем чаще человек бывает в храме, тем более углубляется в круг знакомых образов, тем более открывается ему духовный смысл происходящего.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах    Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах    Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения    Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.    Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Следованная Псалтирь назначается, главным образом, для богослужебного употребления, в то время как Малая Псалтирь для домашнего и для чтения по усопшим. О нотных книгах Нотные богослужебные книги назначены для употребления их клиросными певцами. По своему содержанию и составу они соответствуют богослужебным книгам простым. Обиход церковный нотного пения содержит те песнопения, которые постоянно, или чаще других, поются на вечерне, утрени и литургиях, как неизменяемые, так и изменяемые из Октоиха, Миней и Триодей. Есть и особый Октоих нотного пения, содержащий ноты для воскресных служб на все 8 гласов, затем Ирмологий нотного пения, Праздники нотного пения и Триодь нотного пения постная и цветная. Для обучающихся нотному пению назначен Учебный обиход нотного церковного пения. Слово «Обиход» значит домашнее или всегдашнее употребление. 8. Понятие о богослужебных кругах Церковные молитвословия, употребляющиеся в богослужении, связаны или с временем дня, в которое богослужение совершается, или с днем недели (по церковному седмицы), или с днем года (определенным месяцем и числом). Так различаются три круга богослужения: 1. суточный круг, 2. недельный, или седмичный и 3) годовой. Из соединения этих трех элементов и составляется богослужение каждого данного дня. 1. Круг суточного богослужения Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями. Церковно-богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава», – пишет о. Александр Шмеман . Устав регулирует, создает формы вхождения (удивительного и таинственного) вневременного Таинства во временную, преходящую природу нашего мира. Само существование богослужения времени в христианском богослужении являет нам генетическую связь новозаветного богослужения с богослужением ветхозаветным. Богослужебная жизнь апостолов носила двойственный, дуалистический характер: с одной стороны, они участвовали в богослужении храмовом, которое по преимуществу было богослужением времени, с другой стороны – то, о чем говорится в Деяниях апостолов: «преломляли по домам хлеб», в частных домах совершали таинство Евхаристии. Это сопряжение, соединение двух неравнозначных, несравнимых, но соединенных частей богослужения присутствует в жизни христиан с самых ранних времен. Изучение богослужебного времени должно подготовить нас к тому, чтобы изучать собственно чинопоследование служб, поэтому основные моменты, касающиеся этой темы, нужно знать очень хорошо; не все тонкости и детали будут понятны сразу, но они прояснятся в дальнейшем. Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг – дневной круг богослужения; по-другому его можно называть суточным (менее красивое название). Второй круг – седмичный (название «недельный» допустимо, но хотелось бы его избегать: слово «неделя» на славянском языке означает не то же самое, что «седмица», это тот день, когда не делают мирских дел, день, отданный Богу – воскресенье). Третий круг – годовой. Наше богослужение не есть просто законническое, строго регламентируемое распределение служб по времени суток. Это распределение с древнейших времен осмыслялось и наполнялось очень высоким богословским смыслом. В этом осмыслении было не только объяснение причины, почему назначено, например, в этот час молиться, и молиться соборно, всем вместе, – оно содержит в себе и некую помощь в молитве. Если мы обратимся к ранним христианским памятникам, например, до IV века, то увидим, что в различных источниках, у различных авторов время, назначенное для молитвы не одно и то же, но можно выделить нечто общее в этих свидетельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Членами предполагаемого комитета, согласно представленному проекту Положения о нем, стали бы прежде всего управляющий МСТ и ее служащие, при (достаточно формальном) председательстве какого-нибудь епископа (кандидатуру которого вызывался подобрать сам же Войт) 567 . Попытка не удалась. В предложении Хозяйственного управления Святейшему Синоду от 20 января 1909 г. (вероятно, согласованном с архиепископом Сергием), говорилось: Дело исправления богослужебных книг (...) уже начато особой Комиссией, учрежденной при Святейшем Синоде, где, по важности сего дела, оно и должно быть сосредоточено, дабы постоянно находиться под ближайшим и непосредственным наблюдением Святейшего Синода. Эта Комиссия естественно и должна стоять во главе дела исправления и улучшения текста церковно-богослужебных и библейских книг. Посему вопрос о потребности в учреждении для сего дела еще особого Комитета при Московской Синодальной Типографии, а равно о целесообразности проектированного Управляющим этою Типографиею Положения о сем Комитете подлежит предварительному обсуждению означенной Комиссии при Святейшем Синоде 568 . Синод заслушал дело 24 октября 1909 г. и приказал в ходатайстве Войта отказать 569 . А через три месяца, после подведения итогов финансовой ревизии МСТ, ее управляющему предложено было незамедлительно подать в отставку. Издательский совет Интересно, однако, что спустя еще три года, при новом обер-прокуроре В.К. Саблере и первоприсутствующем члене Святейшего Синода митрополите Владимире (Богоявленском) , который сменил сочувствовавшего деятельности Комиссии митрополита Антония († 1912), идея отставленного Войта обрела новую жизнь. 25 января 1913 г. Саблер подал на рассмотрение Синода обширную записку, подготовленную директором Хозяйственного управления А.А. Осецким, с обоснованием необходимости нового церковного учреждения, которое сосредоточило бы в одних руках все дела, касающиеся издательской деятельности Церкви 570 . Затронут в записке и вопрос об исправлении богослужебных книг, ошибки и погрешности которых «не только затрудняют пользование ими как учительным материалом, но, при неопытном употреблении этого материала, могут привести к несогласным с православным учением выводам» 571 . В историческом обзоре ранее предпринимавшихся мероприятий упоминается деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг, равно как и неудавшаяся попытка Войта создать альтернативный ей Особый комитет при МСТ. На сей раз автор записки предлагает «расширить круг ведения Комиссии, распространив таковое на книги Священного Писания, учительные и символические», для чего следует образовать «особое учреждение, ближайшей задачей которого должно быть собирание различных трудов по исследованию священных текстов и правильное пользование сими трудами при повторении изданий» 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этим праздником еще и обозначается то событие, которое должно произойти в жизни каждого христианина. Родившись в человечестве почти две тысячи лет назад, Бог соединил в одной ипостаси две природы: божественную и человеческую. В жизни каждого христианина тоже должно произойти соединение двух природ, но в отличии от рождения Иисуса Христа, такое соединение двух природ в человеке будет не ипостасным, а будет оно рождением человека в Боге по благодати, т.е. человек станет сыном Божьим не по сущности ( божественной ), а по благодати. Божественную благодать в человеке отвергают его грехи, его укоризненные страсти. Годовой богослужебный круг выстроен Церковью так, чтобы эти греховные страсти ко дню празднования Рождества в человеке полностью исчезли, а его ум стал бы чистым и невинным, обрел бы качества человеческого Христова ума. Для осуществления этой цели используется интеллект и сила ума человека. В этой сфере мужчины имеют преимущества перед женщинами, и пройти ( освоить ) данный участок богослужебного годового круга они могут быстрее, чем женщины. Возможно, этот участок богослужебного круга постепенно формировался и увеличивался не случайно, а промыслительно, чтобы уровнять возможности предоставляемые Церковью и мужчинам, и женщинам. Сейчас годовой богослужебный круг подходит больше женщинам, чем мужчинам. В первые века становления и развития христианства он больше подходил для мужчин, чем для женщин. К тому же, вторая часть годового богослужебного круга, посвященная подготовке к Пасхе, т.е. посвященная обожению тела человека, постепенно сокращалась. На уровне тела и его подсознательных физиологических и психических процессов женщины сильнее и «талантливее» мужчин. Этот участок христианского пути, ведущего человека к воскресению для вечной жизни, женщины осваивают быстрее мужчин. Юлианский богослужебный календарь этот участок сократил, Новоюлианский увеличил, а Григорианский богослужебный календарь оставил оба участка годового круга в прежних пропорциях. То есть Юлианский богослужебный календарь предоставляет равные возможности и для мужчин, и для женщин, Григорианский ориентируется только на мужчин, а Новоюлианский эту григорианскую ориентацию еще в большей степени усиливает.

http://bogoslov.ru/article/6169494

13 октября 1866 г. г. Благовещенск. 185 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 259 На отношение Вашего Сиятельства ко мне от 11 марта за касательно 261 экземпл. богослужебных книг, которые Св. Синод разрешил отпустить для снабжения Приамурских церквей и что из оных 180 для 20 церквей отправлены чрез посредство Российско-Американской Компании, честь имею уведомить, что в августе было прислано в Благовещенск на имя мое полный круг богослужебных книг в большем числе и именно для 19 церквей, но неизвестно от кого; в последствии же оказалось, что эти книги пожертвованы в числе других церковных вещей известным благотворителем судогодским купцом потомственным почетным гражданином Герасимом Комисаровым, чрез посредство Его Превосходительства г. Батюшкова, заведующего делами по обеспечению и постройке православных церквей. И посему с отправленными из Хозяйственного Управления книгами у нас богослужебных книг будет достаточно для снабжения почти 39 церквей, так что собственно для Приамурских церквей долго не потребуется богослужебных книг без присылки из Хозяйственного Управления оставшихся 81 книги; и вместо оных не благоугодно ли будет Вашему Сиятельству оказать нам милость – послать для Приамурских церквей на ту же сумму поучительных книг, какие имеются в Синодальной типографии, как то: Тихона Воронежского, Указания пути в царство небесное той и другой печати и других какие есть. Что же касается до отправленных чрез Р. А. Компанию книг, то оные ранее осени 1867 года не могут быть получены на Амуре, а когда оне получатся, поставляю себе долгом о том довести до сведения Вашего Сиятельства. 13 октября 1866. Благовещенск. 186 Ваше Высокоблагородие, Милостивый Государь! 260 На отношение Ваше ко мне от 16 сентября за о сделанных Вашим Высокоблагородием распоряжениях касательно довольствия хлебом духовенства Амурской области, – честь имею ответствовать, что по всей вероятности в настоящее время прихожане города Благовещенска, сколько по малочисленности своей (ибо в числе обывателей города есть не мало не православного исповедания), а более по их небогатому состоянию, едва ли могут принять на себя довольствовать хлебом все городское духовенство и в половинном количестве; но нет сомнения, что они и не откажутся уделять на сей предмет по силам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

По свидетельству свящ. Сергеева, некоторые при исполнении этой формы радения кружатся так быстро, что „и глаз их не видно: волосы на голове поднимаются вверх, на мужчинах рубахи, на женщинах платья раздуваются как трубы и происходит вихрь“ 1196 , так что, по справедливому замечанию архимандрита Досифея, „машинально вертящийся столб“, образующийся при этом, „для наблюдательного взора представляет весьма странное и ужасное зрелище“ 1197 . Совершаемое большею частию в начале богослужения 1198 , одиночное радение бывает непродолжительно и имеет значение приуготовительного действия к совершению других, более сложных, форм радения. Впрочем, кроме этого своего употребления, так сказать специфического, одиночное радение входит, как увидим, в „круговое радение“, как его составная часть. 2) В схватку, составляющее отчасти повторение одиночного радения. Обыкновенно, двое (большею частию мужчина и женщина) обоймутся и начинают кружиться,– только уже не на одном месте, как происходит в одиночном радении, a по всему пространству моленной комнаты 1199 . Таким образом, радение „в схватку“ по образу совершения несколько походит на танец обыкновенного галопа. 3) Стенкой или стеночкой. Составляется круг; каждый член последнего должен стоять боком нпо отношению к двум своим противоположным соседям. Составленный таким образом круг начинает скорое круговое скакание по комнате, строго наблюдая при этом, чтобы прыжки делались всеми, составляющими круг, одновременно и при том непременно обеими ногами разом; махание руками должно сопровождать каждый новый прыжок 1200 . 4) Корабельное или Давидово. Составляется такой же круг, но так, что каждый член его обращается лицом к затылку другого, стоящего впереди. Быстрое беганье друг за другом к кругообразном посолонном направлении открывает совершение этой формы радения. Во все время бегания сектанты сильно топают ногами в один шаг, машут руками, стараясь при этом дышать по возможности сильнее и отрывистее. Скорость бегания усиливается, когда они, по словам Андреянова, „почувствуют в себе Дух“; в это время скорость их бегания равняется „скорости коней, бегущих рысью“ 1201 . Набегавшись друг за другом до совершенной усталости, хлысты и копцы останавливаются, моментально оборачиваются друг к другу лицом и начинают прыгать на пальцах своих ног, „приподымаясь“ в то же время „немного вверх по солнцу“ 1202 , т. е. вероятно по направлению от севера к западу, от запада на юг и т. д., как объяснено в показании другого хлыста 1203 . Финал корабельного радения ужасный по своим последствиям. Иные сектанты в порыве бешенства „брали, по показанию Осипова на следствии 1747 г., обухи, а другие завернутые в тряпицы пушечные ядра 1204 и били себя по спинам, приговаривая: „сокрушайся, моя плоть“ 1205 ; некоторые же, как открыло то же следствие, буквально рубились ножами 1206 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

М.С. Красовицкая Лекция 11. Годовой круг неподвижных праздников. Великие праздники месяцеслова Теперь поговорим о месяцеслове, несмотря на то, что мы уже разбирали знаки праздников, отражающие их иерархию. Эта глава, будет единственной, посвященной праздникам месяцеслова, потому что дальше нам придется говорить о Триоди. И из всего месяцеслова мы разберем лишь великие праздники. Ни о какой полноте, всеохватности, обстоятельности тут не может идти речь. Мы лишь перечислим те рубрики, которые должны быть известны, и наметим направления для дальнейшей самостоятельной работы. С самого начала должна быть максимальная ясность в системе праздников. В богослужении три круга: дневной, седмичный и годовой. Дневной образуют службы суточного круга; седмичный образуется семью днями, начиная с недели, затем следуют пять будничных, седмичных дней и особый день – суббота. Пик седмичного круга, его праздник совпадает с его началом – неделя, это исключительный день в седмице. И, наконец, годовой богослужебный круг состоит из двух составных частей: месяцеслова и Триоди. Месяцеслов – это неподвижные, непереходящие праздники, закрепленные за определенным днем и месяцем года. Триодь – это то, что двигается вместе с Пасхой, т.е. меняет число и месяц год от года, но не меняет дня седмицы и промежутка времени, отделяющего празднование от Пасхи. Так, Вход Господень в Иерусалим всегда бывает за неделю до Пасхи, а Антипасха – это всегда первое воскресенье после Пасхи. Эти праздники не меняют своего положения относительно Пасхи и не меняют своего дня седмицы: Вознесение всегда в четверг, Троица всегда в воскресенье. Это система подвижных, переходящих праздников – все то, что связано с Пасхой, все то, что помещается в Триоди. Но сейчас речь пойдет не о Триоди, а о великих праздниках месяцеслова. В Типиконе они обозначены знаком «крест в круге», и это единственный знак для великих праздников. Типикон говорит о составе великих праздников достаточно расплывчато, т.е. из 47 главы нельзя узнать, какие именно праздники являются великими. Там сказано так: «Велицыи убо праздницы Христовы, и Богородичны, и Предтечева два: Рождество и Усекновение, и обоих верховных апостолов, Петра и Павла, имут знамения, крест окружен», т.е. обозначаются в Типиконе знаком «крест в круге».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Несколько слов об актуальности данной темы в учебном курсе Литургики. Достаточно часто студенты спрашивают: зачем вообще уделять время столь сложному вопросу и нужны ли эти знания «рядовому» священнику, ведь он пользуется уже готовым «Православным церковным календарем», в котором уже учтены все преступки/отступки и последовательность рядовых чтений уже дана в готовом виде? Возникает соблазн «оставить» эту тему для узкого круга избранных людей, составляющих календари и «Богослужебные указания», и заниматься только теми вопросами, которые актуальны для всех священнослужителей и церковнослужителей. На такие скептические суждения ответы таковы: во-первых, любой священнослужитель должен не просто слепо доверять «спущенным сверху» инструкциям, но и хорошо понимать сущность всех значимых богослужебных особенностей. В конце концов, календари и «Богослужебные указания» – всего лишь вспомогательные пособия, которые в принципе не исключают активного и осознанного участия служителей Церкви в богослужении. Во-вторых, любой священник (даже служитель небольшого прихода) должен быть готов к тому, что ему могут задать вопрос относительно указаний календаря, касающихся рядовых чтений (Например: почему в календаре сказано, что идет 16-я седмица по Пятидесятнице, но евангельские чтения читаются 18-й седмицы?). Наконец, нельзя исключать возможность того, что на конкретном приходе просто не будет указанных пособий и священнику придется самому формировать последовательность рядовых чтений литургии (хотя в наше время, особенно при наличии доступа в Интернет, такой вариант кажется почти фантастическим). Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий дает чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее 93 . Однако этот круг очень редко выдерживается в точности, так как дважды в год действует правило преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения) или отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно). Церковный Устав различает два вида преступки/отступки: сентябрьскую и зимнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010