Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в Учредительном круге Всероссийского казачьего общества 28 ноября 2018 г. 11:28 27 ноября 2018 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялся Учредительный круг Всероссийского казачьего общества. В мероприятии приняли участие около 500 делегатов 11 реестровых казачьих войск. Его работу предварил молебен, который возглавил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл . Архиерею сослужили войсковой священник ВКО «Терское казачье общество» протоиерей Павел Самойленко, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, духовенство Храма Христа Спасителя. Вместе с казаками молились атаманы войсковых казачьих обществ (ВКО), войсковые священники ВКО, сотрудники Синодального комитета, а также руководство, студенты и преподаватели Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет). Перед началом богослужения митрополит Кирилл обратился к собравшимся: «Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мы собрались в главном соборе Русской Православной Церкви для участия в поистине знаменательном событии. Мы сейчас будем молиться Богу и молиться усердно, чтобы Он ниспослал благодать Святаго Духа на историческое решение — создание Всероссийского казачьего общества. Милостью Божией и общими трудами за 30 лет казачество смогло восстановиться, можно сказать, из небытия. Помолимся, чтобы Господь благословил потрудиться Всероссийскому казачьему обществу на благо нашего Отечества, для процветания честного казачества, защиты Православной веры, Русской Церкви». Богослужебные песнопения исполнил Кубанский казачий хор. По окончании молебна состоялось учредительное собрание (круг) Всероссийского казачьего общества. В качестве почетных гостей присутствовали: помощник Президента РФ И.Е. Левитин; заместитель председателя Правительства РФ, председатель межправительственной комиссии по делам казачества В.Л. Мутко; врио губернатора Санкт-Петербурга, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов; председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин; руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов; начальник Управления Президента РФ по внутренней политике, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества А.В. Ярин; первый заместитель министра внутренних дел РФ А.В. Горовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5312659.ht...

Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ Глава 1. О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ ЧТЕНИЙ ЕВАНГЕЛИЯ Чтения Евангелия начинаются с литургии Святой Пасхи, иначе говоря днем Пасхи открывается церковный пасхальный год (или круг) чтений Священного Писания. Расписание этих чтений помещено в конце богослужебного Евангелия, в указателе, носящем название «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» (печатается также в обиходных изданиях Евангелия и в изданиях Нового Завета). Чтения, или зачала, даны в указателе для 50 седмиц, которые можно расположить по следующим группам или отделам: I. Триодь цветная – период от Святой Пасхи до Святой Пятидесятницы – 7 седмиц. II. Период от Пятидесятницы до Недели (воскресенья) по Просвещении (Богоявлении) – 33 седмицы. Седмицы, в свою очередь, делятся на седмицы Матфеевы – евангелиста Матфея (17) и седмицы Лукины – евангелиста Луки (16). III. Триодь постная: 10 седмиц (3 седмицы приготовительных к Великому посту и 7 седмиц Великого поста со Страстной седмицей). Первым светилом над церковной твердью восходит евангелист Иоанн, уже в пасхальную литургию озаряющий нас первыми словами своего благовествования: «В начале бе Слово». Евангелие от Иоанна читается семь седмиц Пятидесятницы, за исключением трех дней: вторника Пасхи, Недели жен-мироносиц и четверга – Вознесения Господня, когда читаются зачала из других Евангелий. Чтение Евангелия от Иоанна заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы). В День Святого Духа восходит светило евангелиста Матфея и единовластно господствует 11 седмиц. В следующие шесть седмиц (12–17) своим благовествованием оглашает будничные (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверток, пяток) евангелист Марк, оставляя евангелисту Матфею все субботы и Недели (воскресенья). Эти 17 седмиц в Уставе называются Матфеевыми. За евангелистом Матфеем 18 седмиц благовествует евангелист Лука: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с евангелистом Марком, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви. Часть 2 Преподобный Иосиф Песнописец Помимо чина отречения, упоминания об исламе и мусульманах встречаются и в регулярных богослужениях годичного круга, как правило в минейных службах. Часть упоминаний вызвана тем, что события, которым посвящена служба, напрямую связаны с данной тематикой – например, память мучеников, убитых «агарянами», победы византийцев, повлекшие обретение святыни, или чудесные избавления от арабских нашествий. Но вместе с тем упоминания о мусульманах встречаются и в канонах, тематически напрямую не связанных с исламом. Как правило, это мольбы об избавлении от нашествий и притеснений от «исмаильтян», о победе христиан над ними и об их погибели. Благодаря этому можно видеть, насколько важным и острым был вопрос мусульманской угрозы для византийцев. Многократное включение такого материала в круг общих ежегодных богослужений одновременно и отражало, и формировало общее отношение византийцев к исламу, поскольку эти песнопения слушало гораздо больше людей, чем читательская аудитория специальных полемических трактатов. Творения преподобного Иоанна Дамаскина († 749) Преподобному Иоанну принадлежат, видимо, самые ранние упоминания о мусульманах в богослужебных текстах Православной Церкви. Так, в богородичне девятой песни канона Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 августа), говорится: «Прилагай усилия, управляй (ко процветанию) и царствуй , Сын Богоматери, покоряя исмаильтянский народ, борющийся против нас, даруя православному царю победы над врагами-варварами, молитвами родившей Тебя, Слово Божие». Среди богослужений Октоиха, в службах восьмого гласа на вечерню субботы, в девятой песни канона находится подобный богородичен, совпадающий в первой части с вышеприведенным, но имеющий иное окончание – «укрепи и успевай и царствуй, Сын Богоматери, покоряя любящему благочестие царю борющийся против нас исмаильтянский народ, даруя приходящим к Тебе крест и копие как непобедимое оружие». Для христианина VIII века была вполне естественна молитва о даровании победы царю: молясь о победе православного василевса, он молился о победе Православия. Несколько удивительно видеть такие прошения от лица именно преподобного Иоанна, во время церковного творчества которого правил император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество. Согласно житию, именно его кознями преподобный был подвергнут притеснениям от халифа. Лев считал преподобного Иоанна Дамаскина своим врагом и публично называл «сарациноумным» (то есть думающим по-мусульмански).

http://pravoslavie.ru/3684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Бревиарий. Титульный лист. 1487–1492 гг. (Vat. Urb. Lat. 112) [лат. breviarium от brevis - краткий], католич. литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов . В отличие от др. лат. богослужебных книг ( Миссала , Понтификала , Ритуала и т. п.), название к-рых прямо указывает на их содержание, слово «breviarium» означает лишь «изложение чего-либо вкратце», «конспект», «извлечение», «обобщение». История и причины составления Б. Античное христианство было преимущественно «городской» религией, но крушение Зап. Римской империи и общий культурный и социально-экономический упадок привели к тому, что церковная жизнь в раннесредневек. Европе сосредоточилась в небольших сельских приходах и мон-рях, к-рые не имели достаточных сил и средств для воспроизведения в полном объеме богослужения Рима и др. крупных центров. Реорганизация клира по типу монашеской общины и те изменения, что произошли во всем строе литургической жизни католич. Церкви при Каролингах , привели к появлению принципиально иных по своему характеру богослужебных книг. Если до VIII-IX вв. основные составляющие рим. оффиция (круга суточных служб) - псалмы, песнопения, молитвы, чтения из Свящ. Писания и т. д.- в соответствии с типом текста содержались в неск. отдельных книгах ( Псалтири , Сакраментарии , Антифонарии , Лекционарии , Гомилиарии и др.), то постепенно, в связи с тем что совершение служб суточного круга стало считаться прямой обязанностью одних лишь клириков и монашествующих, а не всей церковной общины, как в первые века ( Salmon. La prière des heures. P. 833), начала проявляться тенденция к созданию более универсальных литургических сборников, включающих в свой состав законченные последования служб одного праздника или отдельного периода года, чтобы даже один священник без помощи большого штата церковнослужителей мог совершать полный круг ежедневных молитвословий.

http://pravenc.ru/text/Бревиарию.html

Иконография Сретения Господня До IV в., когда цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением), известий о праздновании Сретения нет. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в. 13 февраля, 2009 До IV в., когда цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением), известий о праздновании Сретения нет. Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в. Сретение Господне – праздник, воспоминание о котором звучит в православном богослужении ежедневно: это молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», упоминаемая в числе вечерних песней уже Апостольскими Постановлениями Для Церкви реальность, очевидность уготованного Господом спасения есть, конечно, не только засвидетельствованная в Евангелии встреча благоговейным старцем Богомладенца Христа, но ежедневно возобновляемое духовное переживание (архиепископ Симеон Солунский). Как евангельский текст, так и святоотеческие творения подчеркивают богоустановленность, законность этой встречи: «Ветхий деньми, в древности давший закон Моисею, ныне видится нам Младенцем, и будучи Сам Творцом и исполнителем закона, по этому закону приносится в Храм и старцу дается» (стихира на литии). Сретение – праздник Господский, посвященный непосредственно Христу. Однако по своему богослужебному содержанию он исключительно близок праздникам Богородичным и в древности рассматривался как праздник, посвященный Матери Божией. Как отмечает известный иконописец инок Григорий Круг, на иконе праздника изображение Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь – отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). Эти слова полны эсхатологического смысла, относящегося ко всему служению Спасителя, исполнены прозрения конца времени и чаяния грядущего Суда и будущего века. И таким же эсхатологическим смыслом исполнены слова, обращенные к Матери Божией: «несение всех скорбей мира ради спасения падшего человеческого рода»

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Седмица 33-я по Пятидесятнице Понедельник. О печати кесаря Мк.12:13–17 1Пет.2:21–3:9 Однажды фарисеи задали Господу Иисусу очередной искусительный вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Давать ли нам, или не давать»? В конечном итоге «Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Но как трудно в иных случаях понять, что кому принадлежит. Это так же трудно, как и разделить, что требуется для души, а что – для тела, – настолько они соединены в этой жизни. В данном случае все очевидно: на монете – «кесаревы» «изображение и надпись». А если на монете изображение Господа Иисуса Христа? Или, например, святого Георгия Победоносца? Неужели эти монеты сразу станут Божьими, и мы уже не должны отдавать их тому, кто их чеканил? Ну а кому принадлежит драгоценный богослужебный сосуд с изображением Господа Иисуса Христа? Что делать, если кесарь-богоборец говорит: я требую, чтобы вы под страхом смерти отдали мне все ценное, и в том числе – богослужебные предметы. А мы сказали бы: нет, богослужебные предметы мы отказываемся отдать. И вступили бы в физическую борьбу. И, конечно же, были бы побеждены и казнены, о чем кесарь и предупреждал. За что бы мы приняли смерть: за Христа, или за золото? Мы, христиане, должны знать свое место в мире. Мы всегда должны быть готовы, что нас начнут гнать, а для начала – отбирать все ценное. Хотя бы, и в качестве провокации. Разве мы отречемся от Христа, когда уступим силе, и отдадим то, что они считают ценностью? Глядя на драгоценную чашу, мы удивляемся ее красоте, и мастерству ее создателей. И совсем другие чувства возникают перед Евхаристическими сосудами преподобного Сергия, сделанными просто из дерева, и которые никому, кроме нас, не нужны. Когда срывали с икон драгоценные оклады, разве иконы не явились от этого в подлинной своей красоте? А когда отнимали иконы, объявляя их «художественной ценностью», – разве с меньшим благоговением прикладывался христианин к простой бумажной иконке с изображением священных ликов?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Дух Православия в нашем богослужении Ваше высокопреосвященство, Ваши преосвященства, Всечестные Отцы, Возлюбленные о Господе братия и сестры! Обдумывая, чему мне посвятить мое слово в нынешний высокоторжественный день, я остановился на теме «Дух Православия в нашем богослужении». Считаю эту тему особенно важной и жизненной в наше время. Не дерзая дать ответ на этот первостепенной важности вопрос своими собственными словами, я хочу попытаться осветить его словами Священного Писания и высоких духовных авторитетов. «Владеем сокровищем, которому цены нет» – говорит наш великий писатель христианин Н. В. Гоголь, столетие со дня кончины которого мы в нынешнем году вспоминаем («Выбранные места из переписки с друзьями»). Сокровище это – Православие. Сознаем ли мы все это, как сознавал это Гоголь? Ценим ли, как должно это великое сокровище, дорожим ли им? «О чудное, животворное, Божественное Православие, я вижу светлый образ твой!» – умиленно восклицает в своем вдохновенном дневнике великий праведник нашего времени о. Иоанн Кронштадтский . Так ли и нас умиляет Православие? Видим ли и мы светлый образ его? В чем же можем мы видеть этот образ Православия? Ярче всего и нагляднее всего вырисовывается он в нашем дивном, несравненном богослужении. «Если вы хотите видеть во всем небесном свете образ Православия нашей Церкви, – говорит тот же наш приснопамятный праведник, – прочитайте весь круг наших богослужебных книг, и вы увидите, какое это чудное учреждение на земле – не человеческое, а Божественное» (III, стр. 180). Было бы, однако, большой ошибкой думать, что Православие заключается только в одной внешности, в одних формально исполняемых богослужебных обрядах, как многие, к сожалению, думают. Но Православие и не в одних только догматах, как оторванных от жизни, холодных, отвлеченных истинах. Православие это не абстрактная философская система: оно не может быть сведено к одним лишь умствованиям, хотя бы и очень ученым и очень возвышенным. Православие все – в духе и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

2. Председатель Отдела совместно с членами Коллегии Отдела рассматривает документы, представленные епархиальным архиереем, и назначает комиссию из членов Коллегии Отдела, которая выезжает в епархию, встречается с епархиальным архиереем, посещает готовящийся к открытию (планируемый к упразднению) монастырь, запрашивает у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по его прошению, тщательно изучает вопрос, и по результатам представляет в Отдел отчет. 3. Председатель Отдела представляет рапорт Патриарху с мотивированной позицией о целесообразности/нецелесообразности открытия (упразднения) монастыря с приложением: III. Порядок внесения и рассмотрения предложений о назначении на должность (освобождении от должности) игумена/игумении епархиального монастыря 1. Епархиальный архиерей подает на имя Патриарха и Священного Синода рапорт, содержащий просьбу о назначении (освобождении) игумена/игумении монастыря, к которому прилагаются следующие документы: 2. При рассмотрении предложений епархиальных архиереев о назначении на должность игумена/игумении: 2.1. Председатель Отдела совместно с членами Коллегии Отдела рассматривает документы, представленные епархиальным архиереем на кандидата, запрашивает у епархиального архиерея дополнительные документы, необходимые для принятия решения по представленному им прошению, и проводит собеседование с кандидатом. 2.2. По результатам собеседования кандидат на назначение игуменом/игуменией направляется в один из монастырей Русской Православной Церкви для стажировки. Об этом направлении уведомляется архиерей, представивший кандидата, епархиальный архиерей, в ведении которого находится избранный для стажировки монастырь, а также игумен/игумения этого монастыря. Срок пребывания кандидата в монастыре от десяти дней до одного месяца. 2.3. Кандидату, направленному на стажировку, необходимо ознакомиться с духовной и богослужебной жизнью обители; с делопроизводством, ведением финансовой и иной документации; порядком осуществления ремонтных и реставрационных работ; получить представление о деятельности основных должностных лиц монастыря (игумена, духовника, благочинного, казначея, эконома), а также практический опыт несения послушаний в обители. Круг этих послушаний определяет игумен/игумения монастыря на основании рекомендаций Отдела.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645881...

" Also for Adam and his wife the Lord God made tunics of skin, and clothed them”: the experience of biblical theological analysis of the realities of modern evolutionary anthropology : Богослов.RU Комментарии Я, как и Василий Великий, верю в реальность того, что Глава Церкви - Христос. Вы - подозреваю - в этом не уверены. Поэтому не понимаете, само собой разумеющихся, вещей. Поэтому - я спорю с Вашим... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Миф? Миф должен иметь основание, хотя бы, в фольклоре. Не совсем понятно, какой смысл Вы вкладываете в этот термин. В богословии, то о чём Вы говорите, называется не миф о глобальной катастрофе, а... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Учение о предопределении (в более, конечно, глобальном смысле, чем у Вас) - католическое. У католиков нет духовного опыта отношения с Творцом - Словом, как с Главой Церкви. Поэтому, возможно, им... Владимир — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 3. Автор цикла отнюдь не претендует на «решение догматических вопросов». Как явствует из названия цикла и из «Введения», включённого в состав 1-ой части, автор видел свою задачу в том, чтобы собрать... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский 2. «Известная цитата», касающаяся того, что первый «день» Творения якобы состоял из 24 часов, не приведена в статье, потому что она не имеет никакого отношения к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ этого «дня». Любой... Алексей Владимирович Гоманьков — 13 апреля На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 2. Святитель Василий Великий и святитель Григорий Нисский Сети богословия « Богослов.Ru в Дзен » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru в Telegram » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru на YouTube » 01 декабря 2022 « Богослов.Ru во ВКонтакте » 01 декабря 2022 Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше

http://bogoslov.ru/article/2580297

II. Учение несториан Приступая к изложению самого учения нынешних несториан, считаем нужным сделать несколько предварительных замечаний. 1. Что Несторий был ересеначальник, и что учение его было язвою для душ христианских, это засвидетельствовали святые отцы Третьего Вселенского собора, проклявши ересь и анафематствовавши самого виновника ее. Но что такое нынешние несториане по отношению к вероучению? – На это очень трудно прямо ответить. Но по совести можно сказать, что они далеко не такие еретики, как их предки. Их скорее прилично было бы назвать раскольниками, чем еретиками. Сколько и можно судить по их разговорам с новейшими западными миссионерами и по их нарочитому изложению своего взгляда на Нестория и на отношение двух природ в Иисусе Христе, нынешние несториане не так ослеплены мыслями своего родоначальника, не воздают ему каких-нибудь особых почестей и нисколько не ратуют за его мнение о лице Иисуса Христа. Напротив, даже недовольны остаются, когда кто-нибудь из европейских путешественников назовет их несторианами, и в недавно представленном ими англиканской церкви проекте присоединения они охотно соглашаются с православным учением о лице Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, и готовы принять общепринятое в европейских христианских обществах слововыражение касательно догмата о соединении естеств в лице Иисуса Христа 41 . И такое явление в нынешних несторианах весьма не удивительно, если припомним, что забвению и оставлению учения Нестория нынешними несторианами содействовали бедственные обстоятельства несториан, а оттого и крайнее невежество. 2. Мы изложим только те пункты из несторианского учения, которые канонизованы и приняты несторианской современной церковью; а о ходячих и непринятых церковью мнениях упомянем мимоходом. 3. Почти единственным источником, при изложении главных пунктов вероучения несториан, служат ныне их богослужебные книги. Они имеют каноническую важность и значение при определении учения всей церкви несторианской, потому что утверждены поместными ее соборами, и доныне чрез каждые шесть лет поверяются на новом повременном съезде несторианских иерархов. А поэтому-то в богослужебных книгах можно и должно замечать голос всей церкви несторианской: пастырей и народа. Да и из богослужебных-то книг в отношении к учению только две заслуживают особого внимания: это – кудра, или круг служб на все воскресные дни в течение года, на Великий пост , на пост ниневитян, и гезза, или, что то же, сокровищница, содержащая службы на все праздники (кроме воскресных дней) в течение года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010