И раны Единственного Безвинного для всех тягчайше прегрешивших людей, стали достаточными для освобождения от осуждения» (св. Николай Кавасила . Слово на Успение Богородицы, 6). 23). Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. «И ты сделай так же и подражай Господу, Который сносил безбожную наглость даже до креста и достойным погибели предлагает спасение… Побеждай злого добром, поощряй его к добру, расторгни гнев кротостью, покажи ему, что он несправедливо преследует находящегося в тебе Христа, выясняй, что ты не заслуживаешь преследования» (свт. Иоанн Златоуст . Слово о том, что ученику Христову надлежит быть кротким). «Предавал все Судии Праведному, то есть Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, по сущей справедливости» (блж. Феофилакт). 24). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. «Нов и необычен образ излечения: ибо (в данном случае) Врач получает рану, а больной получает исцеление» (блж. Феодорит. Фрагменты). 25). Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне Пастырю и Блюстителю душ ваших. Апостол «затрагивает евангельскую притчу, в которой благочестивый пастырь, оставив девяносто девять овец в пустыне, пошел, чтобы призреть одну, заблудшую. Ибо сказанное там, что найдя ее, он возьмет ее на плечи свои с радостью ( Лк.15:5 ) здесь святой Петр предваряет словами о том, что Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, потому что так захотел нас искупить, что древо, на которое вознёс грехи наши, Он несет на плечах» (св. Беда). Третья глава 1–2). Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. «Следует заметить, что блаженный Петр хочет, чтобы жены добрые повиновались мужьям не верующим при том условии, что они не только не будут наносить ущерба их власти, но и будут неодолимо упорны в жизни столь чистой, чтобы служить также и для своих мужей примером чистоты и веры» (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

К этому блж. Феофилакт прибавляет: " говоря сие, апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женат. Как мог повелеть это говоривший: " Желаю, чтобы все люди были, как и я " (1 Кор. 7:7). В настоящее время Это апостольское правило исполняется так, что только к пресвитерскому сану допускаются лица, состоящие в первом браке, а епископами могут быть только безбрачные девственники или вдовцы по первом браке. В апостольской древности и в первые века христианства безженство не было безусловно обязательным для епископов потому, как поясняет тот же блж. Феодорит, что в те времена трудно было найти между обращенными иудеями и язычниками людей, проводящих строгую девственную жизнь: " язычники не упражнялись в девстве, — говорит он, — иудеи не дозволяли его, потому что плодородие почитали благословением " . Но когда, с возрастанием и расширением Церкви Христовой, стало умножаться число девственников, отказывавшихся от брака ради Царствия Небесного (согласно Мф. 19:11-12), тогда епископов стали избирать преимущественно из девственников, что окончательно узаконил VI Вселенский собор своим 12-м правилом. Следующие требования, какие предъявляются кандидату в епископы, во-первых, то, что он должен отличаться добрыми нравственными качествами как с внутренней стороны — быть трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, — так и со стороны внешнего своего поведения — не пьяница, не бийца, не сварлив... но миролюбив, — а вместе с тем обладать и умственными данными — быть учительным; во-вторых, он должен доказать свою способность к управлению Церковью умелым и успешным управлением своего собственного дома и, в-третьих, не должен быть из новообращенных в христианство, чтобы не возгордиться своим скорым возвышением. Еще важное требование — он должен " иметь доброе свидетельство от внешних " , то есть от нехристиан — не иметь дурной славы за какие-либо порочные дела у язычников и вообще всех, не принадлежащих к Церкви, дабы не опорочить в их глазах Церковь Христову как возвышающую лиц нравственно недостойных (3:1-7).

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

Наиболее часто у ранних авторов используется ст. 7 («Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»), несколько реже - стихи 2 и 3 («Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его»). Акцент, т. о., делается более на Страстях Иисуса Христа. Начиная с Оригена, предпочтение отдается ст. 4 («Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом»), т. е. акцент перенесен на смысл Жертвы Христа. Блж. Августин вновь обращает внимание на страдания Христа, и стих 2 (иногда связанный с Пс 44. 3), по его убеждению, говорит об уничижении Христа. Различия в акцентах толкования видны в гомилиях и комментариях разных авторов. Это, однако, не меняет в принципе главный вывод: 4-й гимн более чем 3 других понимался как мессианский. VII. Стихи о помазании Мессии (Ис 61. 1-2) - одни из наиболее важных мест в НЗ, в к-рых выражена вера в исполнение пророчеств о Христе. Сам Иисус, говоря во время проповеди в синагоге Назарета об их исполнении (Лк 4. 16-21), указывает на Себя как на Помазанника Господня, т. е. Мессию. Поэтому может показаться странным, что авторы первых веков используют редко этот текст. Объяснение, видимо, дают слова блж. Феодорита: «Нам не нужно многих доказательств, чтобы объяснить смысл этого пророчества, ибо Сам Господь истолковал его» ( Theodoret. In Is. 61. 1-2). Свт. Киприан понимает эти стихи как свидетельство о божестве и человечестве Христа ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 10). Сщмч. Ириней уточняет, что Иисус как человек мог принять помазание Духом ( Iren. Adv. haer. III 9. 3), но видит в этих словах пророка также указание на тайну Троичности (Ibid. 18. 3). Говоря о мессианском служении Иисуса, Тертуллиан подчеркивает исполнение в Нем этого пророчества и связывает это место И. п. к. с текстом евангельских блаженств ( Tertull. Adv. Marcion. IV 14. 13). В раввинистическом иудаизме

http://pravenc.ru/text/674802.html

Необходимо также отметить, что отцы Церкви созерцали в таинствах Крещения и Миропомазания прежде всего их положительный сотериологический аспект, те дары, которые подает Бог в Духе Святом через водное погружение и помазание святым миром. Редукция понимания Крещения только к «истреблению первородного греха», при всей важности и этого аспекта таинства, несправедлива. Блж. Симеон Солунский учит, что «крещенный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования» 211 , а блж. Феодорит Кирский говорит о Крещении, что оно есть «залог будущих благ, образ будущего воскресения, приобщение Владычних страданий, причастие Владычнего воскресения, одежда спасения, хитон веселия, светлая риза, лучше же сказать, самый свет» 212 . Экклезиологический аспект таинств Крещения и Миропомазания В Никео-Цареградском Символе веры Церковь исповедует «едино Крещение во оставление грехов». Это исповедание обращает нас к экклезиологическому измерению таинств Крещения и Миропомазания. Св. ап. Павел открывает нам неразрывную сущностную связь между исповеданием в единой Церкви – единого Бога, единого Господа Иисуса Христа и единого Крещения: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к единой надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно Крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех вас» ( Еф.4:4–6 ). Экклезиологический аспект таинств Крещения и Миропомазания синтезирует и исполняет в себе все многообразие их духовно-богословских аспектов. Принимая Крещение во имя Пресвятой Троицы, человек рождается для жизни в любви, ибо Пресвятая Троица есть совершенное единство в любви трех Божественных Лиц. Эту божественную троичную любовь человек должен стяжать в Церкви, по слову апостола: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога... потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:7–8 ). Умирая и воскресая со Христом, человек умирает для замкнутого, эгоцентричного существования и воскресает для жизни общения в едином теле Церкви, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ). Получив в таинстве Миропомазания дар Святого Духа, человек посвящается на служение Богу в Церкви, которая есть «род избранный, царственное священство, народ святой» ( 1Пет.2:9 ), члены которого «одним Духом крестились в одно Тело. и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исайю ( Ис.28:16 ): «Се, Аз полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, во основание ему». То же сказал и блж. Павел: «Бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ). Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил ( Дан.2:34–35 )» с. 568–569]. Все это от Господа и есть дивно в очах наших. «Кто не ужаснется, – говорит св. Иоанн Златоуст , – Кто не удивится тому, что там покланяются Христу, где Он распят? И распявшие Его в бесчестии, а покланяющиеся во славе. И сие слово распространилось по вселенной, совокупляя своею истиною всех. Оно дивно и тем, которые сколько-нибудь испытывают его, но гораздо достовернее для верующих. Потому-то и прибавил: «в очах наших». Ибо сие дело не было человеческое и не состояло во власти кого-либо из людей, и ни ангелы, ни архангелы не могли совокупить таковый угол. Никто не мог: ни праведник, ни пророк, ни ангел, ни архангел, совершить сие, но только Сам Бог. Это исключительно Его дело» с. 930–931]. Пс.117:24–25 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же. Говоря о дне, пророк разумеет здесь, очевидно, не обычный день, обозначаемый течением солнца, а какой-либо особенный день в судьбах мира и домостроительства Божественного спасения людей, и словом сей указывает на связь и отношение его к тому камню, о котором говорит в предыдущих стихах. По мнению св. отцев Церкви, и этим словом день он также пророчествует о славных делах, о благах и победах, произведенных Господом нашим Иисусом Христом в день воскресения. Св. Афанасий Александрийский говорит: «сей день – какой это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый камень сделался главою угла? т.е. день воскресения Спасителя, названный так от имени Его: (греч.: «Господним») воскресным» с. 365]. А по словам блж. Феодорита, «пророк именует днем, сотворенным от Бога, тот, в который Камень Сей востал, по страдании Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

По мнению блж. Феодорита, здесь разумеется та ночь, когда Давид, тайно проникнув в лагерь Саула и застав его самого и всех окружающих его спящими, имел возможность легко и совершенно безопасно для себя убить Саула. Авесса, сопровождавший при этом Давида, говорил ему: «Господь видимо отдает ныне врага твоего в твои руки, позволь же, и я одним ударом сражу его на землю». Великое искушение было для Давида – иметь в руках своих врага, причинившего ему столько несчастий, и не посягнуть на его жизнь с целью отмщения или даже под благовидным предлогом самосохранения. Но Давид устоял против искушения и сам не посягнул на жизнь Саула, и Авессу удержал от этого греха: не убивай его, сказал он Авессе, к (потому что) кто простретъ рк свою на помазанника Гдн, и не повиненъ бдетъ (1цар. 26, 8)? – По мнению же Евф. Зигабена и др. здесь псалмопевец указывает на подобный описанному случай, бывший с ним в пустыне Ен-гадди. В этой пустыне Саул, преследуя Давида, случайно уклонился в ту самую пещеру, где скрывался от него Давид, но не заметил последнего; между тем Давид был на таком близком расстоянии к нему, что имел возможность нанести ему смертельный удар без всякой опасности для себя. Но не сделал этого и ограничился только тем, что отрезал часть одежды Сауловой в доказательство того, что он не имеет к нему никакой злобы ( 1Цар. 24, 5–6 ст.). Вспоминая об этом приключении (по Евф. Зигабену), или о случае, бывшем в пустыне Зиф (по блж. Феодориту), а может быть о том и другом вместе, псалмопевец и говорит в настоящем псалме: искусилъ м и не бртеся во мн неправда. Этими словами пр. Давид не говорит, что он вообще был свободен от всякой неправды или греха, но говорит только, что в указанных случаях он не сделал никакой несправедливости в отношении к Саулу, хотя и имел к тому возможность. Об этом он говорит не в похвалу себе, а с целью научить других так поступать по отношению к своим врагам. д ст. Однако же, чтобы не показалось кому-либо, что Давид говорит это с целью превозношения себя, он решительно утверждает далее, что уста его не будут говорить о делах человеческих: ко да не возглаголютъ оуста мо длъ человческихъ. Это другими словами значит, что уста его не произнесут того, что свойственно и обычно говорит людям, именно – не произнесут ничего в похвалу себе. После этого Давид, обращаесь свою мыслью к тем несчастиям, какие он терпел от своих врагов, говорит: за словеса оустенъ твоихъ азъ сохранихъ пти жестоки, т.е. тяжки и болезненны ( жестоки) были для меня пути жизни, на которые поставили меня мои враги, но я сохранил их, т.е. прошел ими, не уклонялся от них, потому что слова уст Твоих заповедали мне эти пути. Это значит, что пр. Давид смотрел на свои бедствия от врагов как на испытание, посланные ему от Бога, и поэтому великодушно и безропотно переносил их, не принимая со своей стороны мер к устранению их и не искал смерти своих врагов, но от Бога ожидал прекращения или облегчения своих бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

После каждой из описанных казней фараон, как бы раскаиваясь в своем ожесточении, изъявлял свое намерение отпустить израильтян в просимую ими пустыню, но затем опять ожесточалось сердце его, и он опять противился воле Божией. Пс.104:36–38 И порази всякаго первенца в земли их, начаток всякаго труда их: и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй. Возвеселися Египет во исхождении их: яко нападе страх их на ня. Словами 36-го стиха пророк выразил десятую казнь на Египет. Своим ожесточением против дел Божиих, явно клонившихся к покровительству и защите израильского народа, фараон довел себя и народ свой до того, что долготерпеливый Господь Бог поразил в одну ночь всех первородных египетских начатки всей силы их. По всему Египту поднялся тогда плач. Фараон, испугавшись гнева Божия, призвал Моисея и велел ему немедленно идти из Египта со всем народом еврейским, которому еще накануне того дня внушено было тайно, чтобы каждый у ближнего своего, и каждая женщина у ближней своей, выпросили «вещей серебряных и вещей золотых» и одежд. И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян, и «они давали ему» ( Исх.11:2–3 ). И вывел тогда Моисей израильтян «с серебром и золотом», и тогда как египтяне страдали от многоразличных болезней, израильтяне не знали и не чувствовали никакой болезни, не бе в коленех (в поколениях) их боляй. «Не вопреки справедливости, – говорит блж. Феодорит, – Бог дозволил евреям взять у египтян сребро и злато, а как бы в некую плату за тяжкое рабство, для вразумления обижавших и в утешение обиженных» с. 506]. И все тогда евреи, от мала до велика, со всеми скотами и со всеми пожитками своими, в числе шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей, вышли из Египта, потому что египтяне, не желая терпеть таких тяжких бедствий, каких много уже претерпели, не только не удерживали, но и с радостию отпустили их (возвеселися Египет во исхождении их). Воспоминание о тех ужасных бедствиях, какие они терпели из-за евреев, наводило на египтян страх (яко нападе страх их на ня). По словам блж. Феодорита, «египтяне настолько устрашены были наказаниями всякого рода, что освобождение евреев считали для себя благодеянием» с. 506]. Пс.104:39–41 Распростре облак в покров им, и огнь, еже просветити им нощию. Просиша, и приидоша крастели, и хлеба небеснаго насыти я: разверзе камень, и потекоша воды, потекоша в безводных реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Псалом Давиду, к Голиафу, 143 Таково надписание сего псалма у нас в славянской Псалтири. В русской Псалтири, переведенной с еврейского, сие надписание читается просто: «псалом Давида». В сей Псалтири слова «против Голиафа» поставлены в скобках. Эти слова в древних еврейском и халдейском кодексах считались отсутствующими. Даже в экзаплах Оригена и в безукоризненных списках LXX толковников, по свидетельству блж. Феодорита, этих слов не было с. 667] Незначительное само по себе прибавление сих слов к надписанию, как думают некоторые, сделано, должно быть, LXX толковниками, просвещенными божественным светом и принявшими во внимание слова 10-го стиха, где упоминается об избавлении Давида от меча люта. Посему и будем рассматривать сей псалом как благодарственную песнь Богу за одержанную Давидом победу над врагами, с молитвою о благоденствии его народа. Пс.143:1–2 Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань. Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя. С первых же слов псалма нетрудно заметить, что это голос не Давида – мужа браней, искушенного в воинских подвигах, – но еще недавнего мирного пастыря Давида, еще не привыкшего к сражениям и только в первый раз с надеждою на помощь Божию поднимающего руку свою на врага отечества. Чувствуя в сердце великую благодарность к Богу за оказанную Им великую милость и помощь против врага, пророк как бы затрудняется в самых выражениях этой благодарности. И прежде всего, он благодарит за внушение того простого способа поражения врага, какой был им употреблен в бросании камня из пастушеской пращи в предназначенную цель, словами: научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань. Последнее выражение: научаяй руце мои на ополчение, «приличествует и нам, – говорит блж. Феодорит, – потому что, по освобождении от диавольского мучительства, научены мы Богом, как вести брань, делая руками правду, а перстами полагая на челе печать креста» с. 668]. Затем, продолжая изливать благодарные чувства к Богу, пророк поименно перечисляет те свойства и выражения благоволения Божия к нему, какими он уже пользовался, и говорит: Господь «милость моя и ограждение мое, прибежище мое и избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой» (пер. с евр.) (повинуяй люди моя под мя). Последними словами пророк указывает на то, что Самим Богом он назначен быть царем израильского народа, и что Господь Бог Своею властию заставляет сей народ повиноваться ему, как законному царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Сперва говорится о всепобеждающей силе Церкви, а потом о грядущей судьбе Божьей над Иудеей и окрестными странами. В подобном смысле толкует блж. Феодорит, и думается, что он правее прп. Ефрема, который здесь находит возвращение пророческой речи к осаде Иерусалима ассирианами и предсказание гибели последних: нет, речь о казни самих иудеев, ибо священные рощи и волхвования, о которых здесь говорится, конечно, более всего в иудейской стране прогневляли Бога. Вообще же незаметно, чтобы древние толкователи усвоили внутреннюю связь окончания этой главы в целом, но по частям уловили один одну сторону дела, другой – другую, так что возможно, кажется, восстановить последовательность речи в следующем смысле. и. И будетъ станокъ въ многихъ, аки левъ въ въ и к львичищь въ вчихъ, коже пройдетъ, и ­лучивъ восхититъ, и не будетъ изимающаг. 8. И будет остаток Иакова между народами, среди многих племен, как лев среди зверей лесных, как скимен среди стада овец, который, когда выступит, то попирает и терзает, и никто не спасет от него. Стих 8. Когда мирный Царь из Вифлеема будет царствовать над остатком Израиля, то остаток сей будет посреди народов как всесокрушающий лев. Но не в смысле льва истребляющего – поясняют блж. Иероним и архиепископ Ириней, а в смысле непреоборимого духовного победителя. Только такое понимание пророчества можно примирить с предыдущей картиной мирного, духовно орошающего отношения Израиля к народам ( Мих. 5:7 ). . Вознесет­с рука тво на скорблющы т, и вс враз тво­ потребт­с. 9. Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены. Стих 9. «Поднимется рука твоя над врагами твоими». Эту победу и доставил пришедший Сын Божий, согласно пророчествам при рождении Предтечи и при свидании Пресвятой Девы с Елисаветой. Именно лев от Иуды возложил руку свою на хребет врагов своих, как предвещал Иаков. Образ льва в Библии не есть образ силы злой, но силы справедливости, почему и Апокалипсис называет этим же именем Агнца, именем льва победителя ( Откр. 5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Таковых, – говорит блж. Феодорит, – много было и древле у иудеев» с. 554]. Дом Израилев уповал на Господа; и Господь стал ему помощником и защитителем в делах его. В переводе с еврейского вместо прошедшего времени «уповал», поставлен совет, или повеление, – «уповай», и потому выражено так «Дом Израилев! уповай на Господа. Он – наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он – наша помощь и щит. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он – наша помощь и щит». Господь не забывает никого из боящихся и уповающих на милость Его и всех их награждает Своим благословением. Господь, помянув ны, благословил есть нас. По переводу с еврейского: «Господь помнит нас, благословляет (нас), благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословяет боящихся Господа, малых с великими». Говоря о благословении, пророк разделил народ, как и прежде, на три части, причем о малых с великими говорит вообще, разумея не только по возрасту и летам жизни, но и по богатству и бедности, по свободе и рабству и прочим отношениям. Благословил, по словам Златоуста, значит «даровал бесчисленные блага». А малыя с великими, по изъяснению блж. Феодорита, значит «благословил юных и старых, богатых и бедных, свободных и принужденных влачить иго рабства» с. 334; 6, с. 554]. Пс.113:22–26 Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша: благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века. В первых словах выписанных здесь стихов пророк продолжает речь свою о благословении Божием, выражая желание, чтобы благословение сие как можно изобильнее изливалось на всех уповающих на Господа. Да приложит Господь, т.е. «да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших, да изливается изобилие всех благ не только над вами, но и над сынами вашими». Таким образом, вы будете «благословенны от Господа» полным и совершенным благословением не только здесь, но и в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010