5, п. 1–2]. Приобщение народа к явлению славы Ягве и слышанию гласа Божия требовало его очищения и освящения. Оскверненные сосуды не могли восприять славы Божией. И сказал Ягве Моисею: пойди к народу, (объяви,) и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Ягве пред глазами всего народа на гору Синай. И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти ( Исх. 19:10–12 ). О необходимости очищения для готовящегося внимать Богу говорит св. Василий Великий : «Но и Беседующий с Моисеем повелевает, чтобы готовящийся слушать Бога измыл одежды. Сошед засвидетельствуй людям, и очисти я днесь и утре, и да исперут ризы. И да будут готовы в день третий ( Исх. 19:10–11 ). А кто достиг туда, тот будет иметь в готовности и одеяние бранно, чтобы не связали ему руце и нозе, и из брачного чертога не ввергли во тму кромешную ( Мф. 22:13 )» с. 362, Толк, на пр. Исаию, гл. 7]. Израильтянам должно было не только самим освятиться, но и омыть свои одежды. Пусть вымоют одежды свои, – велит сказать народу Господь. Об этом рассуждает блж. Феодорит Кирский : «Почему израильтянам, когда принимали закон, повелено было не только самим очиститься, но и вымыть одежды ( Исх. 19:10 )? Посредством телесного возводит их Бог к духовному, внушает им страх, и делает благоговейнейшими. Ибо израильтяне заключали из сего, что тем паче надлежит очистить ум» Толк, на кн. Исход, вопр. 36]. Не только люди, но даже и скот не должен был во время Богоявления прикасаться к святой горе и переступать через проведенную черту. Бог велел Моисею: И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти. Рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых ( Исх. 19:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5. Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 6. Свт. Игнатий. К ефесянам, 5. 7 . Свт. Василий Великий. О Святом Духе. Гл. XXVII. 8 . Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. IV, 5. 9. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на евангелиста Иоанна. LXXXV п. 3. 10 . Постановления св. апостолов. VIII, 13. 11. Св. Киприан. Письмо LXIII к Цецилии. 12 . Блж. Феодорит. Толкование на первое Послание к коринфянам. X, 16; XI, 22, 27, 30. 13. Свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа I. 14. Постановления Никейского Собора.Ч. XIII.  БЕСЕДА ВТОРАЯ О том, что в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, подаются истинное Тело и Кровь Христовы. Ныне, братия, при помощи Божией, станем беседовать о том, в чем состоит Таинство Евхаристии: что в нем естественное и что сверхъестественное. Как сказали мы в предыдущей беседе, в Таинстве Евхаристии, под видом хлеба и вина, преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы. В этом понятии ясно раскрывается сила Таинства: виды хлеба и вина составляют естественное в Евхаристии, а под сими видами предлагаемое Тело и Кровь Христовы — сверхъестественное. То и другое раскроем в настоящей беседе на основании Слова Божия, предложенного нам в Священном Писании. Три евангелиста и апостол Павел, свидетельствующие о Божественном установлении Евхаристии, единогласно говорят, что Господь Иисус для таинства Евхаристии употребил хлеб и вино. Так, евангелист Матфей передает : И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите... И, взяв чаилу и возблагодарив, подал им и сказал: пейте из нее все... Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего (Мф. 26, 26—29). Подобно ему говорят о хлебе и чаше с вином евангелисты Марк и Лука и апостол Павел, как видели мы из приведенных в предыдущей беседе свидетельств об установлении Евхаристии. Святая Церковь вселенская как приняла от Самого Иисуса Христа чрез святых апостолов, так во все времена содержала и доныне содержит это установление. То есть для Таинства тии предлагается хлеб и виноградное вино, к которому, на основании древнего предания церковного, примешивается немного воды 15 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

95:5; 105:37; 1 Кор. 10:20), действующие в идолах; и наконец, в-третьих, для того, чтобы показать бессилие и самих бесов, которые не могли сообщить тем кумирам, в которых они обитали, ни чувства, ни жизни, как Господь Бог сообщает человеку, образу Своему, не только дух жизни и чувство, но, что всего важнее, — разум и свободную волю. Таким сравнением пророк как нельзя сильнее доказывает, что Господь Бог есть велий над всеми богами, потому что идоли язык, как сами, так и живущие в них мнимые боги, хотя очи имут, но не видят. А Господь Бог есть Дух всеведущий и премудрый, который знает все (1 Ин. 3:20; Иов. 28:24), знает все дела и мысли человека, и «нет тьмы, куда укрылся бы делающий беззаконие» (1 Кор. 4-5; Иов. 34:21-22); знает не только сотворенное, но и все тайны Своего Божественного Существа (Мф. 11:27; 1 Кор. 2:10-11). Идоли уста имут или только кажутся имущими, но ничего не возглаголют. А Господь Бог, «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 12-2). Идоли уши имут и никогда ничего не услышат. А Господь Бог слышит все моления рабов Своих (Ис. 58:9; Иер. 29:12; Пс. 19:2), «призывающих Его во истине» (Пс. 144:18). Кому же неизвестно, что идоли язык не узрят, не возглаголют и не услышат, потому что несть дух во устех их? А если нет духа жизни в устах их, то значит они безжизненны, мертвы. И несмотря на то) были и есть люди, которые признают таких идолов и чтут их, как богов. Не безумны ли и не бесчувственны ли и эти самые люди, которые почитают идолов, которые делают их для себя и надеются что-то получить от них? Да, такими именно и признает сих людей пророк, когда говорит: Подобии им да будут творящий я и еси надеющийся на ня. А блж. Феодорит к сему прибавляет: «такового бесчувствия достойны делатели и поклонники их. Ибо те, которые, сами имея разум, почитают богами неимеющих жизни и разума, по справедливости делаются участниками их неразумия» с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

9). Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. «Пребывает в учении Христовом тот, кто мыслит в соответствии с ним, учит, действует, соображает с ним всю жизнь внутреннюю и внешнюю. А кто удаляется от него, тот безбожник. Ибо как тот, кто живет в точности по сему учению, усвояет себя Богу, так тот, кто живет не по заповеди евангельской, живет без Бога, потому что сам удалил себя от Бога. А пребывающий в этом учении имеет и Отца и Сына. Об этом и Сын сказал: Мы придем к нему и обитель у него сотворим, то есть вместе с Отцом ( Ин.14:23 ). Ибо чрез соблюдение заповедей он сделал себя храмом и жилищем Божиим и Бог вселился в него… Кто имеет Сына, тот имеет и Отца. Ибо видевший Сына, как Сам Он сказал, видел и Отца. Он же сказал: Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин.14:9–10 ) (блж. Феофилакт). 10). Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Дословно этот и следующий стихи переводятся так: и не говорите ему: «Радуйся!», ибо говорящий, чтобы он радовался, участвует в злых делах его. «Радуйся» было стандартной фразой приветствия, почему в синодальном переводе эта фраза переведена по смыслу: и не приветствуйте его. «Чего же уклоняйся? Если кто приходит к вам и не приносит сего учения. Какого это учения, кроме кафолического, всеобщего и неизменного, которое распространяется из века в век посредством не поврежденного предания истины и имеет продолжиться в бесконечные веки?» (Прп. Викентий Лиринский . Перегрин, 14). «Можно ли здороваться с ними, говорить и приветствовать их (отпавших из Православия в ересь)? Нет, как говорит великий Василий. Господь запретил приветствовать их: случайно, – может быть, но с любовью и дружбой, – этого надобно избегать, дабы и здесь исполнялось сказанное: не принимайте в дом и не приветствуйте его» (Прп. Феодор Студит . Послание 108). «Что же скажут те, которые не только не любят сотворившего и питающего их Господа, но и в числе друзей имеют говорящих неправду на Бога, одной приобщаются с ними трапезы и при самом вкушении пищи терпят хулы на питающего?» (свт. Василий Великий . Беседы на шестоднев, 9:4). «Итак, когда написано: еретика после первого вразумления отвращайся ( Тит.3:10 ), когда и другой муж, свидетельствовавший Святым Духом, говорил не допускать приветствия и общения с ними, тогда каким образом того, кого мы видели находящимся в их обществе, мы также не посчитали бы и защитником неверия?» (свт. Амвросий Медиоланский . Письма, 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

" А скинией (Евр 8:2) назвал Апостол Небо , где Христос, будучи создателем оного, по слову Апостола, служит как человек " (Феодорит Кирский, Толкования на Послание к Евреям) Иерей Евгений, Сергиев Посад 15 мая 2017г. 16:43 1. В статье идет речь о реальности вещественной материальной скинии на небе - некоего макета той скинии, которую построил Моисей. Это важнейшее адвентистское учение противоречит Писанию и Преданию Церкви. Истинной скинией является не материальный небесный храм с двумя отделениями, а Тело Христово, которое, конечно, материально. Так что ереси здесь нет. Есть либо неточное выражение мыслей автора, либо Ваше непонимание этой мысли, либо и то и другое одновременно. 2. Христос телесно вошел в самое небо (Евр. 9:24), а не в материальный храм. Вы сами опровергаете мысль о физическом храме своей цитатой. Говорить, что на небе есть небо (так следует из блж. Феодорита?) - нелепо. Небо является местом особого пребывания Бога, как то говорил еще прор. Исаия (Ис. 66:1). Но речь не о макете Моисеевой скинии, который находится на небе. Не встречал этого я и у православных отцов-толкователей. Кто из отцов говорил, что на небе есть вещественный храм с престолом, жертвенником и проч., описанным в видении прор. Исаии (Ис. 6)? Михаил, Пятигорск 25 ноября 2017г. 16:59 Небесное святилище - это полнота благодати. А Новозаветная скиния - Плоть Христа, в которой обитает вся полнота благодати. Т.е. в Плоти Христа находится Небесное святилище. До воплощения Небесное святилище было лишь образом воплощения. Толкование криптонесторианина Феодорита не представляется верным. Александр, Иерусалим 26 ноября 2017г. 21:36 ОТК. 4:1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

http://bogoslov.ru/article/5350843

апостола Павла к Евреям. Основная мысль этой части — убеждение быть твердыми в вере. В 19-39 стихах св. апостол увещевает евреев неуклонно держаться христианского исповедания веры, быть исполненными любви друг ко другу и не оставлять христианских собраний, внушая, что если отвергшийся закона Моисеева наказывается смертью, то тем более тягчайшему наказанию подвергнутся отступники от христианской веры: " страшно впасть в руки Бога Живого " . Апостол напоминает евреям первое время после их обращения ко Христу, когда они были исполнены великой ревности, мужественно переносили гонения и даже расхищение имения своего приняли с радостью, и убеждает их не оставлять христианского упования, а вооружиться терпением, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное. Он утешает их обещанием второго Пришествия Христова, когда каждый получит праведное воздаяние, и приводит пророчество Аввакума о том, что " Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя " , как говорит Господь Сам устами этого пророка (Ав. 2:3-4), убеждая стоять в вере — ко спасению души " . Вся одиннадцатая глава посвящена изложению важного учения о вере. Апостол дает прежде всего чрезвычайно ценное в догматическом отношении определение самого понятия веры: " Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (ст. 1). Смысл этого определения хорошо истолкован блж. Феодоритом, который так их объясняет: " Вера делается для нас оком к созерцанию уповаемого, и не пришедшее еще в бытие показывает уже состоявшимся. Когда все мертвые еще во гробах, вера живописует нам воскресение и научает представлять бессмертие в прахе тел " . Такою верою прославились ветхозаветные праведники, воспоминаниям о которых посвящено далее все содержание этой главы (ст. 2). Прежде чем говорить о вере ветхозаветных праведников, апостол дает еще указание на общее значение веры: " верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое " (ст. 3) — только вера помогает нам понять, как Бог мог сотворить этот видимый мир из ничего и во времени, ибо для разума нашего легче представить, что материя вечна и из нее все произошло путем естественных законов развития, чему и учат действительно материалисты, не верующие в Бога и в то, что мир сотворен Богом.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Блж. Феодорит относит пророческие слова к наказанию беззаконных. «Вложил еси во главы беззаконных смерть: воздвигл еси узы даже до выи в конец. Как уверовавшим даровал Ты спасение, так до конца не уверовавших пре­дал смерти, обложив их узами ее. Разсекл еси во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней: разверзут узды своя, яко снедаяй нищий тай. Когда же могущество Твое соделается явным для всех людей, тогда обле­ченные высокою властию придут в такой страх, что не с дерзновением, но в скрытности и тайно станут выражать свое противление, так что справедливо иной уподобит их нищему, который не смеет вкушать пищу явно, но жует ее, не разверзая уст» 697 . Посредь всех неправд этого мира шествует Бог. И да молчит всякая плоть. Замер и пророк. Кто постигнет пути Божии? Истинны и праведны пути Его. Но вот еще раз зазвучал голос поющего, и унеслось к небесам, и разли­лось по просторам земли: 3.15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, чрез пучину великих вод. Рефреном отозвались эти слова пророческой песни, слились в перезвучье с песнью Моисея и Мариам. В Синайской пустыне, освободившись от рабства Египетского, когда сомкнулись воды Чермного моря над конями и колесницами фараоновыми, зазвучало, разлилось над пустыней: Пою Ягве (Господу), ибо Он превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. 698 Воспел Моисей с сынами Израиля. Подхватила Мариам и все женщины с тимпанами и ликованием. Через века пел Аввакум. На острове Патмос видел святой тайнозритель апостол Иоанн как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! 699 Так многократным эхом от берега Чермного моря и далее из уст в уста от Моисея к пророку Аввакуму, от православных священников воспева­ющих: – Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В XX веке ряд богословов (митр. Антоний/Храповицкий/, митр. Сергий/Страгородский/и другие), борясь с юридической концепцией спасения, от­рицали, что в Боге происходит перемена гнева на милость, измениться может только человек. Как видим, св. Кирилл Александрийский рассуждает ина­че. Сам Бог не меняется, но Его «намерения» и «определения» меняются, наказав народ и добившись исправления его, Бог преклоняется на милость, оставив гнев Свой. При этом, естественно, никогда не следует забывать, что все произносимое о Боге всегда антропоморфно, но мы и не умеем говорить иначе, как языком человеческим. Совершенно так же, как святой Кирилл, толкует пророческие слова и блж. Феодорит Кирский : «Тогда, сказано, пременит дух, и прейдет, и помолится (=умилостивится); потому что, пременив гнев на сострадатель­ность, будет милостив и прекратит скорби. Посему-то пророк, крайне изум­ленный Божиим человеколюбием, воззвал: Сия крепость Богу моему. Тебе единому, Владыка, принадлежит власть и наказывать, как угодно, и наказа­ние пременять на милость» 97 . Так завершился первый круг Аввакумова вопрошания и пререкания с Богом. Пророк спросил, Бог ответил. Преступление и наказание. Беззаконие иудеев наказано жестокостью халдеев. Беззаконие – жестокостью!... Круг замкнулся. А выход есть? Второй вопрос Аввакума: но ведь халдеи грешнее израиля! 98 Дух Аввакума не может удовлетвориться ответом Божиим. Да, беззаконие иудеев наказано. Наказано жестокостью халдеев. Худое сменилось на худшее. И это правда Божия?! Возмездие беззаконников постигло, но где же правда? 1.12–2.1 Но не Ты ли издревле Ягве Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Ягве, только для суда попустил его. Скала моя! Для наказания Ты назначил его. Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснения Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей, как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В нашей Св. Церкви Православной ежедневно, за литургией и за всеми вообще богослужениями, устами священнослужителей и других верующих и молящихся, воспеваются хвалы и благодарения Пресвятой Троице, не только во время дня, но и вечером, когда верные, «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», поют «Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир Тя славит». Последним речением: «мир Тя славит» – выражается та мысль, что неразумные твари, которых Бог подчинил на службу человеку, славят Бога чрез того же человека, которому они служат. Далее пророк говорит о тех же святых, или преподобных, в следующих словах (ст. 11 и 12, пер. с евр.): «Да проповедуют славу Царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, и о славном величии Царства Твоего». Сими словами пророк предсказывает о том высоком служении, которое ныне известно под именем миссионерского служения, когда люди призываются на проповедь Евангелия и идут по сему призванию, исходящему от лица Иисуса Христа, Сына Божия, Который «пришел, – по сказанию того же Евангелия, – в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). На сей зов первыми пошли св. апостолы Христовы, а за ними последовали и другие проповедники и служители слова, на которых и исполнилось, и доселе исполняется, это псаломское слово: преподобнии Твои да благословят Тя: славу Царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют; по всем странам мира пойдут и будут рассказывать сыновом человеческим о могущественной силе Твоей, расскажут всем о Христе и о великолепной славе Царства Его, т.е. о Церкви Христовой. А по объяснению блж. Феодорита и Евсевия, «преподобные, и пророки, и апостолы, и принявшие после них служение проповеди, – возвестят, говорит, о вечном Твоем Царстве и неизреченной силе всем людям, а равно потому, что Ты один Владыка над всем» с. и 28]. Пс.144:13–14 Царство Твое Царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде, верен Господь во всех словесех Своих и преподобен во всех делех Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В таком смысле и принимает слова эти Святая Церковь Православная, когда она словами псалмопевца возносит молитвы свои к Господу Богу за чад своих, согрешающих, но в покаянии обращающихся ко Господу и ожидающих от Него милости и прощения (молитва светильничная, 2-я). Пс.37:3 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.    В русском переводе с греческого: «ибо стрелы Твои вонзились в меня и положил Тына меня руку Твою», с еврейского: «и рука Твоя тяготеет на мне». Под стрелами пророк разумеет здесь вообще стрелы Божественного гнева или проявления Божественного суда над грешником, выраженного в обличительных словах, которыми уязвил Давида посланный от Бога пророк Нафан, сказав ему. «теперь не отступит меч от дома твоего во век, за то, что ты уничижил Меня, взяв жену Урии хеттеянина и усвоив ее себе в жену» (2 Цар.12:10). Эти слова строгого суда Божия как стрелы вонзались в сердце Давида и причиняли ему тяжкие болезни и скорби. Вместе с тем, угрызения совести за содеянные грехи, стыд пред людьми за очевидные для всех преступления, страх суда Божия и боязнь тяжких наказаний от Бога, — все это не могло не поражать сердце Давида и удручать его великою скорбью. Под тяготеющею рукой, как и в других псалмах (Пс.31:4, 38:11), разумеется карающая грешника рука Божия, которая проявляет силу свою в постигающих его бедствиях. «Прошу о смягчении гнева Твоего, Господи, как бы так молил пророк, потому что падает на меня град стрел Твоих и рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня» (блж. Феодорит с. 174]). Пс.37:4 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.    По-русскому переводу с еврейского: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих». Здесь св. Давид говорит, что вследствие поразивших его стрел Божественного гнева в его теле нет ни одного здорового члена, ни одного места, где не чувствовалось бы жгучей боли, так что весь организм его, даже кости его ноют от мучительной боли, как это бывает у человека, подвергшегося тяжким побоям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010