Эти композиции воспроизведены во мн. росписях храмов Тверской епархии 2-й пол. XIX - нач. XX в., а также на нек-рых иконах (ср. образ, соединяющий элементы обеих сцен: Павлюченкова Э. Г. Лики и лица: История одной коллекции. Иркутск, 2009. Ил. б. н. ). В описи тверского собора 1855 г. упоминается довольно много разновременных образов М. Я. ( Салимов. 2008. С. 236, 239, 241, 244, 245, 246, 247, 248-249). Кроме единичных древних произведений (напр., существовавшего в то время шитого сударя XVII в., на к-ром князь был представлен в молении Христу в типе «Спас Смоленский», образа М. Я. и кнг. Ксении и, вероятно, иконы М. Я. высотой 1 аршин 14 вершков) и настолпных картин в храме находились запрестольный крест с иконописным изображением святого, икона М. Я. и свт. Арсения «живописной работы» в местном ряду иконостаса, поставленный перед ней малый иконописный образ тех же святых, «живописный» образ М. Я., св. Александра Невского, ап. Павла и равноап. Марии Магдалины (совпадение имен святых с именами императоров Павла I, Александра I и имп. Марии Феодоровны позволяет связывать это произведение с заказом вел. кнж. Екатерины Павловны во время ее пребывания в Твери) и др. произведения, в т. ч. рака 1747-1748 гг. и ковчег с частицей мощей М. Я. и его образом на крышке (он был обложен «тонким басебным серебром», из чего можно заключить, что это было произведение XVII в.). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Многочисленные иконы М. Я., созданные преимущественно в XVIII-XIX вв., в XIX - нач. XX в. находились в храмах Твери, в т. ч. в тех церквах, которые имели посвященные князю придельные престолы (в Знаменской ц. в 1854-1856 был устроен придел во имя М. Я. и св. Александра Невского; в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ямской слободе, как считалось, стоявшей на месте встречи мощей князя, придел во имя М. Я. появился в 60-х гг. XVIII в.). Известны достаточно многочисленные образы М. Я. и свт. Арсения; один из них (икона в ц. прп. Сергия Радонежского) имел клейма со сценами из Жития свт. Арсения и убиения М. Я. Некоторые из упомянутых в дореволюционных изданиях произведений создавались (или приписывались) известными тверскими иконописцами, напр., С. Ф. Пешехоновым и его внуком, владельцем с.-петербургской мастерской В. М. Пешехоновым ( Некрасов В. И., свящ. Тверские иконописцы XIX ст. и кон. XVIII. Тверь, 1905. С. 7-8, 9; [ Димитрий (Самбикин), архиеп.] Храмовые празднества в г. Твери. Тверь, 1903. Вып. 1. С. 3, 7, 14, 15, 16, 17, 36, 42, 89, 106, 107; 1904. Вып. 2. С. 17, 18, 36, 85). Подобные иконы, как храмовые, так и личные, широко бытовали в пределах Тверской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гос. образование в Сев.-Вост. Руси во 2-й пол. XIII-XV в. Столицей княжества Москва стала в 60-х гг. XIII в., после того как блгв. кн. Александр Ярославич Невский († 1263) завещал ее своему младшему сыну блгв. кн. Даниилу Александровичу (род. в 1261). Новое княжество, выделенное из территории Великого княжества Владимирского, располагалось в среднем течении р. Москвы и в верховьях р. Клязьмы. Оно занимало юго-зап. положение в Суздальской земле, граничило на юге с Рязанской землей, а на западе - со Смоленской. В 80-х гг. XIII в. Даниил Александрович примкнул к коалиции князей, возглавляемой его старшим братом блгв. кн. Кн. Даниил Александрович по завещанию кн. Ивана Дмитриевича получает Переславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 202) Кн. Даниил Александрович по завещанию кн. Ивана Дмитриевича получает Переславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 202) Димитрием Александровичем и противостоявшей группировке во главе со средним братом Андреем Александровичем. После смерти Димитрия в 1294 г. Даниил становится главой этой коалиции, ориентировавшейся на правителя зап. части Орды Ногая. Но после поражения последнего от хана Тохты (1299) группировка распалась: ее покинул главный союзник Даниила - Тверской блгв. кн. Михаил Ярославич , а в 1302 г. умер другой союзник - кн. переяславский Иван Дмитриевич. Тем не менее Даниил Александрович в первые годы XIV в. сумел хорошо укрепить свое княжество. В 1300 г. он, вмешавшись в усобицу рязанских князей, завладел низовьями р. Москвы и г. Коломной. Примерно в то же время в состав московских владений вошел ранее принадлежавший смоленским князьям Можайск (с верховьями р. Москвы). В кон. 1302 г. Даниил занял Переяславль, завещанный ему умершим бездетным племянником Иваном Дмитриевичем. На рубеже XIII и XIV вв. на службу к Даниилу приехало немало служилых людей из Юж. Руси, из княжеств, чьи правители ранее были союзниками Ногая и теперь лишились своих столов. Это значительно укрепило военную силу московского князя.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

М. Ш. была торжественно похоронена в правой стене у алтаря Благовещенского придела 4-столпного одноглавого Успенского собора Княгинина монастыря, построенного на средства ее семьи в 1198/99-1202 гг. ( Бережков. 1963. С. 86). На ее похоронах присутствовали муж, все сыновья (за исключением св. блгв. вел. кн. Константина Всеволодовича, находившегося в Новгороде), мн. жители Владимира-на-Клязьме, духовенство - Смоленский еп. Игнатий и настоятель тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря игум. Михаил, гости и послы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424-425; Т. 18. С. 41). В связи с последними днями жизни М. Ш. упоминается ее духовный отец - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симон , постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), буд. епископ Владимирский и Суздальский (1214/15-1226) и один из авторов Киево-Печерского патерика . На протяжении многих лет он был духовником не только М. Ш., но и некоторых ее детей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси. XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. СПб., 1992. С. 173, 177). Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) В Летописную Повесть об убиении св. блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в виде молитвы была включена похвала семье вел. кн. Всеволода Георгиевича, отомстившего убийцам своего старшего брата: «Богу молися помиловати князя нашего и господина Всеволода, своего же приснаго брата да подасть ему победу на противныя, и многа лета съ княгынею и съ благородными детми и мирну державу ему и царство его ныня и присно в бесконечныя векы аминь» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). Объемный текст, прославляющий мудрую и боголюбивую М. Ш., сохранился в составе Симеоновской летописи кон. XV в. (в связи с напутствием ею и мужем в 1205 г. их старшего сына Константина Всеволодовича, ставшего новгородским князем). В этом рассказе М. Ш. уподоблялась визант. имп. св. Елене , блж. Феодоре и Киевской св. равноап. вел. кнг. Ольге (Елене) (Там же. Т. 18. С. 40-41).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Изображение иконы Феодор Черный, Смоленский, блгв. #19851 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Феодор Черный, Смоленский, блгв. #19851 Эта страничка относится к разделу   Феодор Черный, Смоленский, блгв. Скачать или распечатать изображение 19851.jpg 662x874, 0.58 MPix, 253 Kb. 5.6x7.4cm @ 300DPI (8.4x11.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (169) , (2) . в этом году (за прошлые годы с 2012-10-16) Происхождение изображения: Загружено 2012-10-16, анонимно. Описание: Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Kohcmahmuh.jpg Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Феодор Черный, Смоленский, блгв. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-19851

Давид Ярославский, блгв. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Давид Ярославский, блгв. - житие Эта страничка относится к разделу   Давид Ярославский, блгв. Князья Федор, Давид и Константин — первые ярославские святые князья. Согласно Житию, Федор Ростиславич по прозвищу Черный был третьим сыном смоленского князя Ростислава Мстиславича. Женившись в 1259 г. на ярославской княжне Марии, он стал править в Ярославле. Чтобы оградить Ярославль от набегов татар, неоднократно ездил в Орду. От второго брака с ханской дочерью (в крещении Анна) у него родились сыновья Давид и Константин. В 1299 г. князь скончался, перед смертью приняв схиму и был похоронен в Спасском монастыре в подклете церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной рядом со Спасо-Преображенским собором. После кончины сыновей князя их тела были положены рядом с Федором. В 1463 г. при перенесении останков в новую гробницу произошло несколько чудесных исцелений. Официально они были канонизированы на соборе 1547 года, который проводил митрополит Макарий с Иваном Грозным. В семье Ивана Грозного эти святые пользовались особой любовью, так как по молитвам князя Феодора была исцелена от смертной болезни царица Анастасия. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Давид Ярославский, блгв. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2131

Константин Ярославский, блгв. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Константин Ярославский, блгв. - житие Эта страничка относится к разделу   Константин Ярославский, блгв. Святой благоверный князь Константин Ярославский (память 5 марта, 23 мая (Ростов.) и 19 сентября по старому стилю) Был сыном св. благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского (U 1299 г.). По кончине отца князь Константин во всем повиновался старшему брату св. благоверному князю Давиду (U 1321 г.) и преуспевал вместе с ним в подвигах поста, молитвы и в делах милосердия. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Константин Ярославский, блгв. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2712

Святыня храма Св. мощи св. блгв. кн. Андрея Смоленского и Переяславского Чудотворца Икона с частицей святых мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и Переяславского Чудотворца в Храме Воскресения Христова в Шереметьево добавлено 14 июн 2015 16:36 Описания Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/380/

554 Икона 1586 г. хранится в ГТГ. См.: Антонова, Мнева 1963. Т. 2. 5–17, ил. 48; вторая икона упоминается в кн.: Макарий, архим. 1861. С. 233. 555 См.: Николаева 1977. С. 142–144. 245. Особое отношение к «Троице» и ее деяниям как Дмитрия Годунова, так и его племянника царя Бориса Федоровича сказалось не только в заказанных ими иконах, но и в миниатюрах книг и в росписях церквей (Смоленского собора Новодевичьего монастыря, церкви Троицы к Вяземах). См.: Квливидзе 1998. 560 Оклад на икону хранится п Музеях Московского Кремля (инв. МР-10095, размер 154x130). Изображение оклада см.: Шакурова 1987. С. 189, ил. на с. 39. Надпись вновь прочитана Т. С. Борисовой, за что мы приносим ей свою благодарность. Приведем уточненный текст надписи на окладе полностью, поскольку ранее он был известен только по публикации архимандрита Макария (Макарий, архим. 1860. С. 233: блговоление(м) бжи(м) и млитвами преч(с)тые е(г) мтри написа(н) си(и) (б)раз ста тр(о)ца живонача(л)на на цк и (б)ложе(н) серебро(м) чеканным//а ве(н)цы и коруны цаты золоты с каме(н)емъ жемчюго(м) хо(н)ты лады украшены пелена тр(о)це шита золото(м) же(м)чюго(м)//низана при де(р)жаве г(с)др цр и велика(г) кнз е(до)ре ивановича все при е(г) блгов(р)но(и) црце и велико(и) кнгине ирине при и(х) блгоро(д)нои тщери е(д)сье в ъ//и лто г(с)дрьства и(х) да бра(з) въ лто зри (г)м(с)ца еврал въ кг (ди) бложе(н) золото(м) чека(н)ны(м) и же(м)чюго(м) украше(н) при де(р)жаве г(с)др цр и велика(г) кнз//бориса е(до)ровича всеа руси(и) самоде(р)жца при е(г) блгв(р)но(и) црце и велико(и) кнгине ма(р)е при и(х) блгоро(д)ны(х) чаде(х) блгв(р)но(м) црвче е(до)ре и црвне ксинье по//ставле(н) бы(с) в пременитую ла(в)ру стыи живонача(л)ные тр(о)цы стаго ап(с)ла ли(п)па в ыпа(т)цко(и) монасты(р) блговоление г(с)др цр и тщание(м) конюше(г) и бо//лрина дмиьре ивановича голунова цркви бжии на украше(н)е а по свое(и) дше и по свои(х) ро(ди)теле(м) в ве(ч)ны(и) блгъ ле(т), зра(г)=1599] го(ду).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

8 Св. вмч. Прокопия – паримии мученика Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого – паримии те же, что и преподобного. Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 10 Положение ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – паримии те же, что и 14 сентября. Прп. Антония Печерского – паримии преподобного 15 Успение св. блгв. равноап. вел. кн. Владимира – паримии те же, что и 21 мая 16 Память святых отец шести Вселенских Соборов – паримии свв. отцов 19 Открытие мощей прп. Серафима Саровского – паримии преподобного 20 Св. пророка Илии I – 3 Цар. 17 , 1–23 II – 3 Цар. 18, 1, 17–41, 44, 42, 45–46; 19, 1–16 III – 3 Цар. 19, 19–21; 4 Цар. 2 , 1, 6–14 23 Почаевской иконы Пресвятой Богородицы I – Быт. 28 , 10–17 II – Исх. 3 , 1–8 III – Иез. 43, 27; 44, 1–4 24 Свв. мчч. князей Бориса и Глеба – паримии мученика 25 При. Макария Унженского – паримии преподобного 28 Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 30 Св. Иоанна воина – паримии мученика Август 1 На службу в храме Всемилостивого Спаса I – Прит. 3 , 11–18 II – Ис. 60 , 11–16 III – Прит. 9 , 1–11 2 † Св. Василия Блаженного – паримии юродивого 3 Прп. Антония Римлянина – паримии преподобного 6 Преображение Господне I – Исх. 24, 12–18 II – Исх. 33, 11–23; 34, 4–6,8 III – 3 Цар. 19, 3–9, 11–13, 15–16 13 Свт. Тихона, еп. Воронежского – паримии святителей 15 Успение Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 16 Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа I – Втор. 4, 1, 6–7, 9–15 II – Втор. 5 , 1–7, 9–10, 23–26, 28; 6 , 1–5, 13, 18 III – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 21 Прп. Аврамия Смоленского – паримии преподобного 24 Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 26 Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 28 Обретение мощей преподобного Иова, игумена Почаевского – паримии преподобного 29 Усекновение главы Иоанна Предтечи – паримии общие Предтечи 30 Перенесение мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГИЛЬДА († ок. 570), прп. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 29 янв.) ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЛИКЕРИЯ мц. Адрианопольская (пам. 22 окт.) - см. Александр епископ, Ираклий воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция) ГОВЕЗНЕНСКАЯ (ГОВЕЗНЯНСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, названный по месту явления в мест. Говезна Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_49.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010