Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

П., на к-ром находилась пелена и иконы Пресв. Богородицы и святого, остались целы. В 1714 г. на месте деревянного храма был выстроен каменный и при нем учрежден девичий мон-рь во имя блгв. кн. Андрея Смоленского и Переяславского, упраздненный в 1764 г. ( Зверинский. Т. 2. 986. С. 228). В дальнейшем при ц. свт. Николая были устроены приделы: в честь св. Димитрия Солунского и в честь блгв. кн. Андрея Смоленского и Переяславского (с 1812); церковь была приходской, разрушена в советское время. 2-е обретение мощей А. П. совершилось в 2000 г., на месте обретения установлен деревянный крест. В наст. время мощи А. П. покоятся в переславль-залесском на Болоте во имя свт . Николая жен. мон-ре . В Минее (МП) под 27 окт.- в день обретения мощей А. П.- помещена бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ). В службе Собора Ростово-Ярославских святых А. П. упомянут в славнике стиховных стихир вечерни, а также в 3-м тропаре 8-й песни канона утрени. Ист.: Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1898. Вып. 4: Славяно-русский Пролог. С. 64-67; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца: Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908; Минея (МП). Окт. С. 690-712; Май. Ч. 3. С. 24, 33. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Месяцы сентябрь-декабрь. Чернигов, 1865. С. 263-267; Ключевский. Древнерусские жития. С. 282; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 39-40; Филимонов. Иконописный подлинник; Зверинский; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 332; Голубинский. Канонизация святых. С. 86, 152; ЖСв. Кн. доп. 1. Сент.-дек. С. 251-256; Покровский Н. Н. Афанасий (в миру Андрей)//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 73-74; Белоброва О. А. Житие Даниила Переяславского//Там же. С. 257-259; Муравьев А. И. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских, и местночтимых подвижников благочестия. Месяц октябрь. М., 1994р. С. 357-365. Игум. Андроник (Трубачёв), Е. В. Романенко Иконография Одним из ранних изображений А. П. является фреска 1662-1668 гг., выполненная артелью Гурия Никитина , на юж.

http://pravenc.ru/text/115302.html

Существует также предположение, что именно во Владимире при А. Ю. Б. окончательно сложился тот текст церковного Устава св. Владимира, к-рый лег в основу всех сохранившихся редакций (Я. Н. Щапов). Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский. Икона работы О. С. Чирикова. Нач. XX в. (ГЭ) Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский. Икона работы О. С. Чирикова. Нач. XX в. (ГЭ) Автократические устремления А. Ю. Б., поначалу ограничивавшиеся собственным княжеством, к кон. 60-х гг. вышли далеко за его пределы. Если в 1159-1167 гг., в период киевского княжения Ростислава Мстиславича Смоленского, старшего двоюродного брата А. Ю. Б., на Руси существовало регулировавшееся договором политическое равновесие между киевско-смоленско-волынской княжеской группировкой и владимиро-суздальским князем, то после смерти Ростислава со всей очевидностью обнаружился перевес сил А. Ю. Б. Захват Киева волынским кн. Мстиславом Изяславичем, опиравшимся на галицкую и польск. подмогу, привел к организованному А. Ю. Б. походу на Киев 11 князей, среди к-рых были не только непосредственные «подручники» владимирского князя, но и сыновья покойного Ростислава Рюрик и Давид, сидевшие на Киевщине, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские князья Олег и Игорь Святославичи, дорогобужский кн. Владимир Андреевич. Как видно, А. Ю. Б. оказался во главе обширной общерус. коалиции. Результатом похода стало взятие и разграбление в марте 1169 г. древней столицы, при к-ром пострадали также церкви и мон-ри («и иконы поимаша, и книгы, и ризы», очевидно отчасти пошедшие и на церковное убранство владимирских храмов). Владимирский летописец характерным образом объяснял взятие Киева карой «за митрополичю неправду»: незадолго до того митр. Константин II запретил в служении киево-печерского игум. Поликарпа , занявшего сторону А. Ю. Б. в споре о постах. На киевском столе по приказу владимирского князя был посажен его младший брат Глеб Юрьевич. В об-ве, политическое мышление к-рого основывалось на понятиях династического старшинства, это означало, что в глазах А.

http://pravenc.ru/text/115338.html

Перевод: Как благоверный и праведный, за любовь Христа Бога от своих ты принял смерть, кровь свою пролив, как прежде родственники твои и страстотерпцы Борис и Глеб, вместе с их кровью вопиет и твоя кровь, святой, к Богу, как Авеля и Захарии праведных ( Быт.4:10 ; Мф.23:35 ), благоверный страстотерпец, великий князь Андрей, с ними же Христа Бога моли о стране нашей, чтобы ей быть угодной Богу, и сынам российским спастись. Андрею Смоленскому, блгв. кн., глас 8 Блаженство Евангельское возлюбив,/Богомудре княже Андрее,/чистоту сердца девством почтил еси/и, суету мира сего презрев,/устремился еси зрети Бога,/Иже тя прослави чудесы/во врачевании различне страждущих./Сего ради молим тя:/проси нам у Христа Господа/всяких скорбей избавления//и получение Царства Небеснаго. Перевод: Блаженство Евангельское возлюбив, Богомудрый князь Андрей, ты проявил чистоту сердца в девстве, и суету мирскую презрев, устремился к созерцанию Бога, Который тебя прославил чудесами врачевания различных страдающих. Потому молим тебя: проси для нас у Христа Господа от всяких скорбей избавления и получения Царствия Небесного. Анне Кашинской, блгв. вел. кн., глас 3 Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/великая княгине инокине Анно:/яко бо лоза плодовита посреде теpния,/процвела еси во граде Кашине твоими добpодетельми,/и всех удивила еси чудным твоим житием,/темже Христу Богу угодила еси,/и ныне, радующися и веселящися,/пребываеши с лики преподобных жен,/наслаждающися райския красоты и веселия./Молим убо тя:/моли о нас Человеколюбца Христа, Бога нашего//даровати нам мир и велию милость. Перевод: Сегодня прославляем тебя, преподобная мать, великая княгиня инокиня Анна, ибо, как плодовитая лоза среди терния, ты расцвела в городе Кашине твоими добродетелями и всех удивила чудесным твоим житием, потому угодила ты Христу Богу, и сейчас, радуясь и торжествуя, пребываешь в собрании преподобных жен, наслаждаясь райской красотой и радостью. Молим же тебя: «Моли о нас Человеколюбца Христа, Бога нашего, о даровании нам мира и великой милости». Величание

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Архив Пн В день памяти св. блгв. кн. Даниила Московского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом ставропигиальном монастыре 17 марта 2018 г. 15:21 17 марта 2018 года, в субботу 4-й седмицы Великого поста, день памяти святого благоверного великого князя Даниила Московского , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова монастыря; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС; архимандрит Филарет (Булеков) , заместитель председателя ОВЦС; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе — московского подворья Оптиной пустыни; игумен Феофан (Лукьянов), заведующий Сектором протокола ОВЦС МП; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах г. Москвы; протоиерей Василий Мовчанюк, благочинный церквей Ярцевского округа Смоленской епархии , настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в г. Ярцево; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре; насельники Данилова монастыря в священном сане; духовенство  Смоленской митрополии и г. Москвы. На богослужении присутствовали: министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов, председатель Комитета по обороне Государственной Думы ФС РФ В.А. Шаманов, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков.

http://patriarchia.ru/db/text/5163393.ht...

480-488 488-489 ГИМНОГРАФИЯ в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения в определенные моменты служб 489-513 ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи 513-516 ГИНТОВТ-ДЗЕВАЛТОВСКИЙ Александр Казимир (1821 - 1889), архиеп. Могилёвский, митр. всех Римско-католических церквей Российской империи 516-517 ГИПЕРКРИТИЦИЗМ в историографии гипертрофированно критическое отношение к достоверности документов и др. источников 517-519 519-520 520-522 523-528 528-529 529-531 531-532 532-533 533-534 534-535 ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений 535-536 ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике 536-538 538-543 543-544 544-545 545-546 546-547 547-548 548-549 549-551 551-559 559-560 ГЛЕБ Семенович Апухтин (1885-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) 560-561 562-565 ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 565-567 567-568 568-569 ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) 569-570 570-572 572-573 ГЛИКЕРИЯ мц. Адрианопольская (пам. 22 окт.) - см. Александр епископ, Ираклий воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские 573-575 575-576 576-577 577-578 578-580 580-587 587-588 ГЛИПТИКА искусство резьбы на твердых драгоценных и полудрагоценных камнях вручную или на простейшем станке 588-593 593-594 594-595 595-596 GLOSSA ORDINARIA [лат.- общепринятая глосса], комментарий к Свящ. Писанию или тексту правового характера, офиц. признанный и получивший статус единственного общепринятого 596-598 598-600 ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123216.html

СПб., 1911. С. 102). Св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский проявил большой интерес к обретенным нетленным мощам и явился инициатором попытки установления церковного почитания свт. Леонтия. Мощи были переложены в каменную раку и помещены для поклонения в новом соборе, тогда же было написано краткое Житие. Однако из-за конфликта Ростовского еп. Феодора (Феодорца) с Киевским митрополитом К. так и не была осуществлена. Согласно наиболее распространенной версии, свт. Леонтия причислили к лику святых только при Ростовском еп. Иоанне, в 1194 г. Поскольку дата смерти свт. Леонтия к XII в. уже была забыта, празднование в честь него (23 мая) было приурочено ко дню обретения мощей. Впервые память свт. Леонтия упоминается в месяцеслове Ростовского Евангелия 1-й четв. XIII в. (МГУ. 2 Ag. 80. Л. 227). Исследователями подчеркивается политическая подоплека К. свт. Леонтия (замысел создания Андреем Боголюбским независимой от Киева автокефальной епископии во Владимире в 60-x гг. XII в.- Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и визант.-рус. отношения второй пол. XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23, 41, 45) и местный характер его почитания ( Васильев. 1893. C. 70-71; Голубинский. 1903. С. 60). Однако месяцесловы отражают быстрое и широкое распространение почитания свт. Леонтия в др. рус. землях: Киевской, Полоцко-Смоленской, Галицко-Волынской и Новгородской ( Лосева. 2001. С. 106-107). Праздник обретения мощей свт. Леонтия упоминается месяцесловами XIII - нач. XIV в. даже чаще, чем память прп. Феодосия Печерского, что свидетельствует о его ранней общероссийской К. Церковное почитание блгв. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора, убитых в Орде в 1246 г., было установлено вскоре после их гибели. Согласно Прологу, это произошло не в Черниговском княжестве, а в Ростове, где правили дочь и внуки убитого князя: Мария Михайловна и ее сыновья Борис и Глеб. Они построили церковь во имя новых мучеников и установили в их честь празднование 20 сент., что можно считать признаком офиц. К. кн.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мстислав Храбрый, Новгородский, блгв. - житие ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ НОВГОРОДСКОГО МСТИСЛАВА—ГЕОРГИЯ ХРАБРОГО К лику святых заступников Церкви отеческой причтен и сей князь Новгород­ский Мстислав, внук великого князя киевского Мстислава (+1132 г.) и сын смо­ленского князя Ростислава. Князь Мстислав заслужил у современников имя Храброго, кото­рое сохранилось ему в летописях по своему мужеству в битвах и по особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возни­кали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. В Церкви же усвоилось ему утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосер­дия, которые не уступали подвигам его воинской доблести. В 1168 году он участвовал в победе южно-русских князей над половцами. Святой князь принимал участие и в других княжеских походах, в которых про­славился необычайным мужеством. Князь Мстислав, который, по сказанию современников, боялся лишь единого Бога, явил свое мужество против великого князя владимирского Андрея Юрье­вича Боголюбского, когда тот, отдав сперва столицу южную Киев брату его Ро­ману, князю смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Повиновался кроткий князь, но за него вступились братья — Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость владимирского князя и, овладев Киевом, отдал его вто­рому брату Рюрику. Тогда великий князь владимирский объявил Рос­тиславичам войну. Князь Мстислав с бесчестием выслал его посла с таким сло­вом к своему владыке: «Доселе мы уважали тебя как отца, но когда ты гово­ришь с нами как с слугами и людьми простыми, идем на суд Божий». Князь Андрей послал 50 тыс. северного войска. К этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей. Братья Ростисла­вичи оставили Киев, будучи не в силах держаться против такого полчища, но Мсти­слав Храбрый засел с малой дружиной в соседней крепости — Вышгороде, ничтож­ные стены которого, казалось, можно было разобрать руками. Возбуждала удивление ничтожная крепость, обо­роняемая горстью людей, но в ней бодрст­вовал витязь, а в осаждающих не было согласия. Одни князья боялись могущест­ва Андреева, другие же — коварства Святос­лава, князя черниговского, и все тайно благоприятствовали Ростиславичам. А храбрый Мстислав почти каждый день делал отважные вылазки против войска Андреева. Когда прибыл луцкий князь Ярослав с волынскими войсками и соеди­нился с Мстиславом, страх напал на осаждающих. Они бросились бежать, кто куда мог. Мстислав смотрел со стороны и не верил глазам своим. Наконец, подняв руки к небу, прославил он защитников Вышгорода — св. князей Бориса и Глеба. Потом, вскочив на коня, бросился с дружиной за беглецами. Неприятельский стан, обозы, множество пленных стали добычей Мстислава.

http://pravicon.com/info-2988

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010