249 Явление света Савлу на пути его в Дамаск, очевидно, было необычайное, как действие внезапное, сильнейшее, направлявшееся с неба и сосредоточившееся только на нем и на его спутниках. «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого», говорил Иисус Христос ( Мф.24:27 ). Приблизительно такое же молниеносное было явление Иисуса Христа Савлу, который потом, спустя несколько лет, говорил на суде перед Агриппою: «идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников, среди дня, на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною» ( Деян.26:12–13 ). Писав же к христианам, он многократно давал понять, что в этом свете было ему явление Господа ( 1Кор.9:1 ), сравнивая это явление с явлением, бывшим Апостолам ( Деян.15:5–8 ). Значит, это явление было очевидное, насколько бывает очевидно то, что освещается молниеносным светом. «Итак, не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути облиста свет, чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это так, как заслуживало вероятия, потому что и видение видел, и болезнь потерпел» (Феофилакт). Опасения блаженного Феофилакта об иных объяснениях оправдались. Многие различно объясняли это явление Господа Савлу во свете, но все их объяснения находили достаточные опровержения в благонамеренных писаниях (напр. в творениях преосвящ. Иннокентия, архиепископа Херсонского, протоиерея А. В. Горского-Платонова). Теперь считается особенно достоверным психологическо-визионерное объяснение. Но в специальном сочинении профессора И. Глубоковского показано, что и это объяснение неосновательно, ибо состояние души Апостола было совершенно иного направления. И болезненной расстроенности, которая необходима для визионеров, в Савле не замечалось. Напротив, он был силен так, что предпринял далекое путешествие, только бы исполнить странные желания души всецело христоборческие (см. «Обращение Савла и Евангелие Павла», изд. в Петербурге 1896 г., с эпиграфом: «Благодатию Божиею есмь еже есмь» и конечным словом: «верою разумеваем», в чем и высказывается существующий взгляд на все вопросы о Павле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Достойно замечания и то, что Дееписатель ясно отличает первое явление Христа Себя живым и многократные. Из сего очевидно, что и Апостолы не могли ни быть обманутыми, ни обманываться. Являясь им, Он говорил с ними, ел и пил, творил чудеса, которые и были для Апостолов особенными знамениями Христова воскресения. Но почему Он являлся не всем без различия, но преимущественно Апостолам? Очевидно – потому, что не все были к тому готовы, ибо неверующие не могут поверить и тогда, когда кто явится к ним, воскресши из мертвых ( Лк.16:31 ). По изъяснению блаженного Феофилакта, «Христос не был с Апостолами постоянно, как до воскресения, но являлся и снова удалялся, возвышая их мысли и не позволяя им прилепляться к Себе, как прежде. С большею осторожностью Он развивал в них и веру в Свое воскресение, и убеждение считать Его выше человека. Он ел и пил с ними, показывая этим, что Он Тот, Кто был распят, и погребен, и воскрес из мертвых» (см. Толкование на Деяния, изд. в Казани в 1871 г., стран. 21). 35 Царствие Божие, о котором говорил как при жизни, так и по воскресении Своем, Господь наш Иисус Христос, – это спасение всех в Боге через страдание и смерть Иисуса Христа, совершившееся здесь по вере в Него, силою Святого Духа, а в будущей жизни – дарованием через Отца блаженства верующим в Бога и возлюбившим Сына Его. Как и что из сего было возвещаемо Спасителем нашим Иисусом Христом по Его воскресении, О Сем многое сообщается во всех Евангелиях. Но святой Евангелист Иоанн Богослов замечает, что «многое и другое сотворил Иисус», так что «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместит бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). Имея в виду это величие дела Христова, святой Дееписатель определяет только существо его, называя его учением о Царствии Божием, как благодатном состоянии под водительством Божиим для спасения здесь на земле от грехов, а на небесах – для вечного блаженства. По сказанию Луки, воскресший Иисус Христос говорил двум ученикам, шедшим в Еммаус, что Ему «надлежало пострадать и войти в славу Свою», при чем изъяснил все «сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И сам апостол Павел в другом месте убеждает, чтобы эта мнимая свобода не послужила к уязвлению немощной совести: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя их совесть, вы согрешаете против Христа» ( 1Кор.8:1012 ). Кажется, здесь запрещение вести себя свободно, относительно вкушения идоложертвенного, еще яснее устраняется, ибо касается публичного вкушения, а вместе и большего соблазна, и искушения для людей с совестью слабою, немощною. Христиан апостол увещевает быть имеющими совесть благую и чистую (Тим.1:5, 3:9), лжеучителей же представляет с совестью сожженною и оскверненною ( 1Тим.4:2 ; Тит.1:15 ), а Евреев с лукавою ( Евр.10:22 ). По изъяснению Блаженного Феодорита, «сожженными совестью назвал Апостол еретиков, показывая крайнюю их бессовестность, потому что прожигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность». Св. Иоанн Златоусте говорит о евреях: «те омывали тело, а мы совесть» И апостол Павел сказал: «Кровь Христа очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу Живому и Истинному» ( Евр.9:14 ). Очевидность искупительной силы жертвы Христовой ясно открывается вообще из понятия о величайшем достоинстве Самого Искупителя, но в частности из сравнения Его с теми жертвами, которые тогда у евреев имели очистительное значение. А потому понятно, что всякая грешная совесть в человеке может найти неизмеримо большее и твердейшее упование, нежели какое могли найти евреи во всем бесчисленном множестве всяких жертв. По изъяснению Св. Иоанна Златоуста , «апостол хорошо сказал: очистите совесть нашу от мертвых дел». Ибо как тогда, если кто прикасался к мертвому телу, тот осквернялся, так и здесь, кто прикасается к мертвому делу, тот оскверняется в совести. Совершающий же мертвые дела не может служить Живому Богу. Следовательно, приносимое нами живо и истинно, а приносимое Иудеями мертво и ложно. Грех подобен заразе, только повреждает не воздух наперед, а потом тело, но прямо вторгается в душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И таким образом не их только оправдывает от преступления, но и главных виновников зла. А если бы он обратил речь в обвинение, он сделал бы их более упорными». 113 Предопределение страданий Христовых, о которых предсказывали различно все пророки, – вот главная вина или причина их. И Сам Иисус Христос говорил: «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:26–27 ). Многие из пророков выразили свои пророчества о страданиях Иисуса Христа в своих книгах, а царь Давид в псалмах, особенно в 21-м, как пророк Исаия в главе 53-й. Но писания пророческие были малым выражением из того многого, что они говорили о Христе, хотя и записанного вполне достаточно, чтобы, видя предсказания и верность исполнения оных, убедиться в истинности Божия предопределения предсказанного пророками (подробное рассмотрение псалмов, изображающих страдания Христовы, можно прочесть в моем сочинении «Изображение Мессии в Псалтыри», во 2-м издании 1901 года, на стр.161–243). Некоторые толковники полагают, что и здесь Апостол приводил эта пророчества, которые Дееписатель опустил, как общеизвестные христианам (см. у протоиерея Полотебнова, стр.140). Но можно допустить, что Апостол сделал здесь одну только общую ссылку, ибо писатель, как точный изобразитель деяний Апостольских, не преминул бы намекнуть на сие. По слову блаженного Феофилакта, «Апостол не приводит прямого свидетельства потому, что вместе с объявлением Иудеям обвинений и наказания высказаны им и все свидетельства, как например: «и дам лукавыя вместо погребения и богатыя вместо смерти его» ( Ис.53:9 ). А в утешение их говорится, что они сделали это «по неведению», но «Бог исполни тако». Это в то же время ответ и на слова их, которые они говорили даже при кресте: «да избавит (Бог) Его» ( Мф.27:43 ). Одного только не сказал им Петр: «неразумные, если так должно было быть, и если все пророки свидетельствуют об этом, то очевидно, что распятие случилось не по бессилию Христову, а по неизреченному могуществу, по премногой власти и бесконечному человеколюбию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но певец глубоко проникнут сознанием могущества Иеговы, а чрез Него и Его Мессии, и потому он, как бы, невольно начинает свою речь вопросом удивления: «зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?» Потом, как бы отвечая на свой вопрос, он говорит: «восстают цари земные и князья совещаются вместе против Господа, против Помазанника Его» (2 ст.). Далее богодухновенный певец слышит, как сами восставшие объясняют свои дерзкие и заносчивые цели восстания против Бога и Его Мессии. «Расторгнем», говорят они, «узы их и свергнем с себя оковы их». Но вслед за этим певец видит и слышит, как на небе совершается нечто совершенно противоположное первому, и потому он сначала во второй строфе (4–6) говорит от себя: „Живущий же на небесах посмеётся, Господь поругается им”; а потом, противопоставляя решению царей земли решение Того, на Кого они восстали, т. е. решение Иеговы, спокойно живущего на небесах и смеющегося над гордыми, но бессильными противниками Его, – выводит говорящим Самого Бога: „тогда скажет им во гневе своём, и яростию своею приведёт их в смятение: „Я помазал царя моего над Сионом, святою горою Моею”. В третьей строфе (7–9) представляется говорящим Помазанник, Который возвещает особенное божественное определение о себе: „возвещу определение”, говорит он, „Господь сказал Мне”: „Ты сын Мой: Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Ты поразишь их (восстающих) жезлом железным и сокрушишь их как сосуды глиняные”. В последней строфе (10–12), псалмопевец снова выступает сам. Советуя всем заблаговременно, добровольно и мирно покориться Иегове и Его Помазаннику, он указывает восставшим нравственный выход из их тщетного восстания на Бога. Певец говорит: „итак, вразумитесь цари: научитесь судьи земли; служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом! Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтоб вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него!” Прямо выраженного ответа на поставленный вопрос о том, кто во 2 псалме называется Мессиею, здесь таким образом не даётся нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

О даровании этой силы Апостолам Иисус Христос неоднократно говорил им и прежде: «Утешитель, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин.14:26 ) «и будущее возвестит вам» ( Ин.16:13 ). И когда «поведут вас к правителям и царям, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорит в вас» ( Мф.10:18–20 ). Еще при жизни Христа Апостолы видели отчасти исполнение сего, говоря Ему Самому: «и беси повинуются нам» ( Лк.10:17 ). Из сего они должны были понять, сколь великие дары ожидают их при полноте освящения их, при сошествии на них Духа Святого. «Дарования Духа различны (говорит блаженный Феофилакт). При различии жи и многообразии дарований ничто не препятствовало Апостолам принять благодать Духа различным образом. Но полное, соделовавшее их совершенными и способными совершенствовать других, сообщение им Духа, было во время пятидесятницы, когда Он сошел на них в виде огненных языков и всецело исполнил их своею силою». Образ вознесения Иисуса Христа Святой Лука изобразил дважды, причем к наглядному Евангельскому изображению возношения Его во время благословения Апостолов здесь присовокупляется, что облако сокрыло Его из вида их и многое другое, чем существенно восполняется описание этого не менее великого события, как и воскресение Христово. Можно посему думать, что Апостол Лука и сам был свидетелем вознесения Господня, что вероятно еще более и потому, что он удостоился с Клеопою видеть и беседовать с воскресшим Христом и даже участвовать в преломлении хлеба ( Лк.24:30 ). Кончив беседу Свою с учениками ( Мк.16:19 ), Иисус Христос благословил их, потом отступил от них и понесся вверх по воздуху, так что ученики могли взорами своими следить за Ним, парящим вверх, и потом уже облако окружило или взяло Его. Толковники, сопоставляя образ воскресения Христова с вознесением, говорят, что Апостолы видели конец воскресения, но не видели начала его; в вознесении же видели начало его, но не видели конца (Златоуст, Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По свидетельству древних христианских писателей, епископская кафедра Тита находилась в главном городе Крита – Гортине, откуда он мог удобно наблюдать за церковными обществами всего острова Крита и в окружных местах, в которых он благовествовал Евангелие, как свидетельствует о сем блаж. Иероним, утверждающий еще, что Тит писал по-гречески то, что Павел диктовал ему по-сирски или по-еврейски. Тит умер в глубокой старости (94-х лет) и был погребен на острове Крите, где хранится его глава в храме, посвященном его имени. Православная Церковь чтит его память 25-го августа. Содержание послания соответствует его задаче и цели. После указания назначения послания п приветствия, Павел пишет Титу: «сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры». Далее указываются качества пресвитеров и прибавляется: есть много и непокорных, пустословов, обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста. Стихотворец сказал: Критяне лживы. Обличай их строго, не внимая Иудейским басням. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (гл. 1). Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, старицы – не клеветницы. Юношей увещавай быть целомудренными, рабов – повиноваться господам. «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Обличай со всякою властию, чтобы никто не пренебрегал тебя (гл. 2). Напоминай покоряться начальствующим. Мы были некогда несмысленны, гнусны, ненавистниками. «Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но о Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его наследницы будем по упованию жизни вечныя». Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. Благодать Иисуса Христа со духом вашим. Аминь (гл. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Преподавая далее правила поведения христиан среди язычников и разные общие правила, Апостол Петр говорит: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» ( 1Петр.2:13 ). «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (17). Рабов он увещает повиноваться господам кротким и суровым (18) и прибавляет: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его; Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его; Иже укоряем, противу не укоряше, стражда не прещаше ( 1Петр.2:20–23 ). Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям ( 1Петр.3:1 ). Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (6). И вы, мужья, обращайтесь с женами благоразумно. Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (7–8). Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью (15). Лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые: зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о нем же и сущим в темнице духовом, сошед проповеда (17–19). Иже есть одесную Бога, возшед на небо» (22). «Впрочем, близок всему конец ( 1Петр.4:7 ). Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов (6–8). Огненного искушения не чуждайтесь (12). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны (14). Время начаться суду с дома Божия (17). Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (19). «Пастырей ваших умоляю я: пасите Божие стадо не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия ( 1Петр.5:1–2 ). Младшие повинуйтесь (старшим) пастырям (5). Трезвитесь, бодрствуете, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (8). Отличительный характер первого послания Апостола Петра вполне соответствует пламенно-ревностному характеру Петра, его личным обстоятельствам жизни и воззрениям. Зная по собственному опыту слабость сердца человеческого, он с особенною настойчивостью увещает христиан к постоянству в вере. Горько оплакавший свое отречение от драгоценнейшего Учителя своего и Господа Спасителя, он теперь многократно изображает Его, как Страдальца прославленного, за Которого отрадно пострадать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 24. В даровании Богом первому человеку жены, положено основание брачной жизни. Вот почему весьма естественно и законно то, что человек, отделяясь от отца и матери, вступает в самый теснейший и неразрывный жизненный союз с существом другого пола, делающий как бы одним целым. В браке заключается основание воспитания и образования потомков для жизни общественной, земной, и даже небесной. Вот почему это учреждение установлено Богом. Но оно должно быть именно таким, каким установлено впервые. Ст. 25. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Ст. 25. Разумные, праведные, любящие Бога, трудящиеся в меру, служившие Богу от чистого сердца, первые люди наслаждались самым высшим счастьем среди девственно нежной, прекрасной природы, не оказывавшей на них никакого враждебного действия, и даже не вынуждавшей их одеваться. Стыдиться им было нечего, потому что нужно стыдиться греха, а они были чисты и безгрешны. Неизвестно сколь долго продолжалось блаженнейшее райское состояние, только бытописатель ненамного, ненадолго останавливает наше внимание на первобытном счастливейшем веке, о котором, как о золотом веке, помнят и многие древние языческие народы. Глава 3 (О грехопадении людей (1–13), наказании их и об обетовании Спасителя (14–24 ст.)) Ст. 1–5. «3мей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ст. 1–5. Сотворенные по образу и по подобию Божию, первые люди сначала были совершенно безгрешны, невинны, и были более расположены к добру. Вместе с тем, по неокрепшей свободе, они могли сделать и нехорошее, противное воле Божией. Этою возможностью уклонения людей от добра и воспользовался искуситель, позавидовавший блаженству первых людей. Человек был богоподобен, разумнее всех живых существ. Нужно было, поэтому, враждебной стороне иметь соответствующие силы. Из всех прочих земных живых существ самым сильным, особенно на злостное коварство, был змей, и теперь отличающийся большою хитростью. Поэтому, чтобы иметь внешнее действие на человека, отец лжи и человекоубийца – диавол ( Ин.8:44 ) и воспользовался змием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Стараясь утвердить нас в надежде на спасение, Апостол раскрывает всю несравнимую ни с чем бездну любви Божией, явленной нам чрез страдания Иисуса Христа за нас, так как Он пострадал за нас грешных, а потому недостойных самопожертвования и обыкновенного человека, а тем более Самого Господа – Христа. Были и вообще возможны случаи пожертвования жизнию за людей хороших, дорогих и любимых, но чтобы жертвовал кто-либо собою за недостойных людей и даже за врагов своих, этого в древнем мире было не слыхано. Только Божественная любовь Божия была способна на это. По слову блаженного Феодорита , «Бог явил преизбыток любви Своей в том, что смерть Христова совершилась не за праведных, а за грешных... Очевидно, что за злочестивых и беззаконных подъявши такую позорную смерть, уверовавших в Него освободит и от будущего гнева». К тому же, теперь мы не прежние грешники, следовательно, теперь мы еще более можем надеяться на любовь Божию. Кроме того еще: мы теперь дети Божии, и в лице Сына Его, воскресшего из мертвых, имеем всегда живого Ходатая, и даже возвещаем всем о примирении нашем с Богом, воздавая Ему и Сыну Его за все это хвалу. Неужели после всего этого мы не спасемся? По слову св. Иоанна Златоуста , «когда умерший (Христос) оказывается подателем даров и даров весьма великих, то такое благодеяние превосходит всякую меру и ведет к вере всякого бесчувственного». Таким образом вся сила слов Апостола направлена к тому, чтобы неимеющих веры убедить в значении и силе веры. Но некоторые верующие злоупотребляют сими и подобными словами Апостола. Твердя, что они спасены, не делают дел, требующихся Христианскою верою, и потому погибают в тщетной своей надежде на веру без дел, как веру мертвую ( Иак. 2:17 ). Против сих самообольщенцев говорит весь внутренний ход мыслей Апостола. Он учит, что Христос умер за нас немощных, а теперь мы уже не таковы. Мы хвалимся внутренним даром любви Божией, излиянной на нас Духом Святым, и теснейшего единения с Ним, и в то же время хотим оставить себе право для греховной жизни. И обычная любовь бывает деятельна, тем более должна быть таковою любовь к Богу. «Оправдание, примирение, наследие – великие и высокие блага; но не будь при них такого Богообщения, чтобы Бог был наш и мы Божии, они были бы бесцветны», говорит преосвящ. Феофан. По слову Апостола, мы хвалимся о Бозе. «Хвалиться же о Боге или Богом – значит хвалиться близостию к Нему и тесным общением с Ним, тем, что Он наш и мы Его, мы любим Его и любимы Им и имеем в Нем готового Заступника и Покровителя». «Возьмите провинившегося слугу, которого господин простил и принял в дом. Скажите: разве он должен и может думать опять быть неисправным? Не напротив ли? Так и мы, взирая на великую милость Божию, явленную в очищении нас от грехов, должны помышлять не о том только, что мы прощены, но и о том, чтобы быть соответствованными оказываемым нам милостям " .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010