На каждое прошение лик от лица присутствующих поет: Господи помилуй, а на последнее взывает: Тебе Господи, т.-е. предам себя. По служебнику Дополнения из октоиха и минеи и Апостола После великой ектеньи и возгласа священника: «яко подобает»... поются 3 антифона, после которых бывают малые ектеньи В антифонах пророчески изображается воплощение Сына Божия со всеми благами, проистекшими От него для нас. В конце 2-го антифона на и ныне поется в честь и славу воплотившегося нас ради Сына Божия песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий». Вместо 3-го антифона, если положена песнь от канона минеи, положенного на утрени, читаются Блаженны, т -е со чтением стихов «Во царствии Твоем помяни нас, Господи», читаются тропари и песни из канона, прославляющее добродетели воспоминаемого святого. В будничные дни поются повседневно три антифона (см. в конце Апостола). Первый антифон: Благо есть исповедатися, с припевом: молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Ектенья малая. Второй антифон: Господь воцарися, с припевом: молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас. На Слава и ныне поется песнь: «Единородный Сыне». Ектенья малая. Третий антифон: Приидите возрадуемся Господеви, с припевом: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Ти, Аллилуия. Если в минеи показана песнь из канона, тогда поются два антифона изобразительные. Первый антифон составляешь 102-й псалом: Благослови дугие моя Господа, оканчивающийся пением, слава и ныне и повторением 1-го стиха. Второй антифон составляет пение 145-го псалма, Хвали дугие моя Господа. Начинается этот псалом со Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, а оканчивается и ныне, и присно, и во веки веков аминь, пением: Единородный Сын. Третий антифон при изобразительных составлют блаженны. В конце 3-го антифона или в конце блаженн отверзаются царские двери и совершается малый вход с Евангелием. Вход сей указывает на явление Господа Иисуса Христа в мир с евангельскою проповедью; (почему и читаются в это время блаженны или учение Господа о блаженствах, сказанное им в 1-й год проповеди Его на горе). Называется вход сей малым по отношению к великому входу с Св. Дарами, лотому что с последнего начинается совершение св. Таин. Подсвечник со свечею, вносимый пред Евангелием, означает явление Предтечи Иоанна с проповедью о грядущем вслед него Христе, а также свет евангельского учения, просвещающего всякого человека. Отверстие царских дверей означает открытие нам входа в царство небесное пришествием на землю Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

После Достойно и трисвятого, по указанию 52 гл. Типик., л. 384 на об. и 385 – тропари: храма Христа Спасителя или Божией Матери, дневные: Апостоли, мученицы, пророцы... Помяни, Господи, яко благ... Слава, кондак: Со святыми упокой... И ныне, Яко начатки естества.. (чит. в Часосл. в Послед. малого повечерия). Прим. 1. Тропарь храма святого при дневном тропаре: Апостоли, мученицы, пророцы..., не произносится, потому что все святые поименованы в этом последнем (Тип., гл. 52, л. 384 на об. и 385). Прим. 2. Сравнивая 12 и 13 гл. Типик., нельзя не приметить, что богородичен: Яко начатки..., составляет принадлежность обыкновенной, но не заупокойной субботней службы. Тем не менее, кроме изложенного взятого нами из 52 гл. Типикона устава о тропарях и кондаках на субботнем повечерии, для заупокойного богослужения в период времени пения Октоиха другого нет никакого. Можно, впрочем, в данном случае руководствоваться уставом о тропарях на литургии по входе (чит. этот устав ниже) или же, следуя указанию послед. Мясоп. субб., петь один кондак: Со святыми упокой... По указанию последования Мясопустной субботы, Тип., л. 298 на об., один кондак: Со святыми упокой... По 1 трисвятом – тропарь: Апостоли, мученицы, пророцы... Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая... По 2 трисвятом – Помилуй нас, Господи… Слава, Господа, помилуй нас... И ныне, Милосердия двери... (чит. в Посл. велик. повечерия). После Достойно и трисвятого, вместо Господи сил, с нами буди... – кондак: Со святыми упокой... Полунощница Так же. Так же. Полунощница отправляется обыкновенная – субботняя. Утреня Так же. Так же. Начинается обыкновенным порядком. После шестопсалмия на 2 глас трижды (обыкновенно трижды по трижды), вместо Бог Господь, поется аллилуиа со стихами: 1) Блаженн. яже избрал и приял еси, Господи. 2) Память их в род и род. 3) Души их во благих водворятся. Так же, но аллилуиа поется на 8 гл. Так же; аллилуиа поется на 2 глас. После аллилуиа – тропарь гл. 2: Апостоли, мученицы, пророцы... 2-ды. Слава, Помяни, Господи... И ныне, богородичен: Мати святая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Новые изменения в чине антифонов в Греции начались в 2002 г. «Диптихи Элладской Церкви», преемник более ранних «Календарей», предписывая антифоны, представленные нами выше при изложении современного греческого чина литургийных антифонов 357 , в другом месте той же главы повторил указания действующего Типикона об антифонах седмичных дней, также приведённые выше 358 . Последние, конечно, противоречат указаниям для литургий седмичных дней, которые мы представили при изложении современного греческого чина. Так или иначе, в практике на Божественной литургии в седмичные дни начали время от времени петься антифоны, состоящие из стихов Пс.91, 92, 94 . «Диптихи» 2003 г. воспроизвели противоречивые указания 359 , а в издании 2004 г. глава с общими уставными указаниями вообще опущена. Очевидно, литургийные антифоны в Греции переживают переходный период. Суммируя всё сказанное, нужно отметить, что современный русский чин сохраняет монастырскую традицию в отношении антифонов, для которой характерно использование изобразительных в течение большей части богослужебного года. Греческий чин, после упадка константинопольских кафедральных (приходских) антифонов, в середине ХХ в. соединил оставшиеся элементы этих антифонов с элементами изобразительных. Несомненным преимуществом русского чина является пение блаженн. Большая духовная польза, которую может принести их благоговейное пение, очевидна и для греческих богословов. «Блаженны, – пишет И. Фундулис, – составляют основную часть Евангельского закона. С пением их на Божественной литургии они глубочайшим образом отпечатываются в уме и сердцах верующих» 360 . § 3. Вход с Евангелием и Трисвятое Вход с Евангелием, или малый вход, в России и в греческом православном мире совершается одинаково, за исключением лишь одного момента: по современному греческому чину при пении «Приидите, поклонимся...» священнослужители сразу входят в алтарь, а по современному русскому чину священник останавливается у царских врат, целует малую икону Спасителя на правом столбце царских врат, поворачивается к западу и благословляет свещеносцев, затем целует малую икону Богородицы на левом столбце врат и, войдя в алтарь, целует св. престол. Эта практика упоминается не в богослужебных книгах, а в литургико-практических пособиях 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как видно из «Повести временных лет», в 1062 г. Феодосий Печерский заимствовал для своего монастыря, являвшего центром просвещения киевского государства и проводником культурных начинаний князей 8 , устав их константинопольского студийского монастыря. 9 Так как степенны согласно этому уставу являлись одним из элементов богослужения, то русские мастера пения должны были положить их на музыку. Но, по-видимому, аскетизм автора степенн был им чужд. Напевы степенн эмоциональны, полны теплого чувства. Отдельные места музыки не лишены жизнеутверждающего начала, которое чувствуется в живописной местности древнерусских монастырей и скитов, в картинах Левитана и Нестерова, посвященных той же тематике, наконец, в кантате Танеева « Иоанн Дамаскин ». В музыкальном отношении степенны представляют определенный интерес свежестью использованных в них попевок, не употреблявшихся в стихирах и догматиках. В историческом аспекте степенны являются первым зафиксированным опытом русской лирической музыки. Последним музыкальным жанром в данном разделе «Образцов» являются «блаженны» (6), (12), (18). Так называются небольшие тропари 10 , которые исполняются в начале литургии в связи с пением евангельских стихов, начинающихся словом «блажени». Отсюда их название «блаженна». Сюжет блаженн заимствован из Евангелия. Распятый вместе со Христом разбойник в последние минуты своей жизни обращается к нему с раскаянием и получает обещание райского блаженства. В средневековье тема «благоразумного разбойника» вызвала появление многочисленно апокрифической литературы с повествованием о невинном детстве и жизненной трагедии разбойника. В храмах появились иконы «благоразумнаго разбойника», на которых изображался мужчина средних лет, остриженный по-русски «под горшок», с небольшой, но окладистой бородой. Вместо платья иконописного покроя он одет в белые порты, босой, без рубашки. Вряд ли случайным был отказ в данном случае от обычных иконописных стандартов и такая смелая реалистичность изображения. За всем этим, как и в апокрифической литературе, повещенной теме «благоразумного разбойника», стоял целый круг волновавших русских людей XV-XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В обоснование своей мысли о необходимости в песнопениях архиерейского погребения отразить личность погребаемого как личность епископа Преосвященный Мануил приводит ряд песней, воспетых преподобным Ефремом Сириным при гробах епископа, пресвитера, диакона, монаха и мирянина. Но характерно уже то, что Святая Церковь , при всем ее глубоком уважении к прп. Ефрему, – с такой любовью принявшая, например, его великопостную молитву, – с любовью сохраняющая все писания святого отца, – до сих пор не находила потребным внести в установленные ею погребальные чинопоследования ни одной из надгробных песней прп. Ефрема. Это, вероятно, и потому, что означенные песни и самим творцем их не предназначались для общего употребления. Они носят индивидуальный характер и, воспетые при гробе определенных лиц, хорошо известных преподобному, не всегда были бы соответствующими при гробе других лиц, хотя бы и проходивших при жизни такое же церковное служение. Так, например, песнь: «От юности еще понес ты на себе иго...» – едва ли можно воспевать при гробе всякого архиерея, едва ли, например, можно было бы воспеть при гробе святителя Григория Старшего, отца святителя Григория Богослова , о котором известно, что он лишь в зрелом возрасте оставил пути заблуждения. Нельзя бы было воспеть эту песнь и при гробе блаженного Августина , о котором известно, что юность его была далеко не безупречна. Никак не могу согласиться с утверждением Преосв[ященного] Мануила, что существующие чинопоследования погребения монахов и мирян одно нарочито отображает только личность монаха, другое только личность мирянина. Внимательное чтение обоих чинов не позволит сделать такого заключения. Характерно уже то, что в обоих этих чинопоследованиях почти нет молитвословий, составленных специально только для погребения. Таковы лишь стихиры, поемые при прощании, но они поются во всех чинах погребения, кроме младенческого. Нарочито составлены еще для того и другого погребения тропари для «блаженн»... Все остальное первоначально не предназначалось специально для погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Божественная литургия, в отличие от вечерни и утрени, имеет немного изменяемых частей, причем большинство их относится к литургии оглашенных, тогда как литургия верных имеет почти неизменяемое последование (за исключением причастных и (иногда) задостойника и некоторых других песнопений). §4.1. Антифоны Пению антифонов на литургии посвящается 21-я глава Типикона. Антифоны бывают трех видов: 1. Изобразительные антифоны поются большинство дней года: в воскресные дни, на Господские недвунадесятые и во все Богородичные праздники, в праздники бденные, полиелейные и святых с великим славословием, а также в дни памяти всех шестеричных святых и некоторых малых святых (см., например, 3 сентября, 22 января), которым в Типиконе указано петь «Блаженны». Кроме того, изобразительные антифоны поются по субботам в течение всего года (даже в дни памяти малых святых, не имеющих «Блаженн», см. главу 12-ю), а также в периоды пред- и попразднства двунадесятых праздников и в период пения Цветной Триоди. Изобразительные антифоны состоят из 102-го, 145-го псалмов и заповедей блаженства ( Мф. 5:3–12 ). Текст их можно найти в Ирмологии, Псалтири Следованной (часть II) и Часослове. Стихи 3-го антифона поются с тропарями, которые называются «Блаженны». В седмичные дни «Блаженны» поются на 8 (редко на 6), а в воскресные – на 8, 10 или 12. Перед предпоследним тропарем хор поет «Слава», а перед последним – «И ныне». 2. Праздничные антифоны поются в двунадесятые Господские праздники (в сам день праздника), а также на Пасху и во все дни Светлой седмицы. Тексты антифонов для каждого праздника можно найти в последовании службы данного праздника в Минее (или Триоди), а также в Типиконе и в богослужебном Апостоле. Каждый антифон состоит из избранных стихов определенного псалма (например, на Пасху стихи для антифонов берутся из псалмов 65, 66, 67), которые поются с припевами: – 1-й антифон – всегда с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»; – 2-й антифон – для каждого праздника особый припев (например, на Пасху поется «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа» );

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительны? Они находятся в книге Ирмологии и в книге Часослов; в Ирмологии — среди песнопений Божественной литургии и в Часослове — в чине изобразительных. Чин изобразительных (так называемая «обедница») совершается, когда нет литургии, или когда литургия положена, но не совершается «нужды ради церковныя», или когда литургия служится на вечерни. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями службы: в Октоихе, Минее и Триоди — в зависимости от того, по какой книге вы сегодня служите. Антифоны изобразительны употребляются во все недели и во все субботы, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, когда Типикон назначает Блаженны. А когда он их назначает? При всех знаках праздников. Только при отсутствии знака может не быть Блаженн; когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные. Итак, мы видим, что антифоны изобразительные — самый частый, самый употребительный вид антифонов. Праздничные антифоны поются очень редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже если попадает святой без знака, все равно будут петься антифоны изобразительны, с недельного и субботнего богослужения их могут вытеснить только праздничные антифоны. Вторая часть нашей темы — песнопения на малом входе. Малый вход совершается в заключительной части третьего антифона. Первое песнопение, или богослужебный текст — это «входное» (стих на входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости», хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входное песнопение «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуйя». Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка собственно в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Можно сказать, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и праздничных антифонах есть слова, из которых может быть заимствована эта вставка. Самая распространенная вставка — это «во святых дивен Сый», она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники — «молитвами Богородицы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Устав последования изобразительных находится в 49-й главе Типикона, которая охватывает весь период Постной Триоди, а также в последованиях служб на навечерие Рождества Христова и Богоявления (см. 48-ю главу Типикона, 24 декабря и 5 января соответственно). §1. Последование изобразительных на великопостных часах Так как чаще всего изобразительны совершаются в седмичные дни Великого поста, то рассмотрим это последование в качестве образца, а затем отметим особенности, которое имеет это богослужение в другие дни. По окончании молитвы 9-го часа диакон отверзает завесу и хор особым великопостным распевом поет «Блаженны» следующим образом: 1-й лик: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». 2-й лик: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» и припев: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». 1-й лик: «Блажени плачущии...» и припев: «Помяни нас, Господи...». 2-й лик: «Блажени кротцыи...» и припев: «Помяни нас, Господи...». 2-й лик: «Слава»: «Помяни нас, Господи...». 1-й лик: «И ныне» : «Помяни нас, Господи...». Затем хор протяжно поет: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем». В начале этих 3-х последних стихов священник выходит на амвон и в конце каждого стиха вместе с наро­дом совершает земной поклон. После пения «Блаженн»: Чтец: «Лик небесный поет Тя и глаголет...», стих «Приступите к Нему и просветитеся», «Лик небесный поет Тя и глаголет...», «Слава»: «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне»: «Верую во Единаго Бога...», «Ослаби, остави...», «Отче наш...». Священник возглашает: «Яко Твое есть Царство...». Чтец говорит «Аминь» и читает кондаки по Уставу (см. 52-ю главу Типикона). Порядок исполнения кондаков в седмичные дни Великого поста. В храме Господском: – в понедельник, вторник и четверг: кондак дня (в четверг читается два кондака), кондак святого Минеи 242 ; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: кондак храма;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1045. Петровский на Поле, мужской, заштатный (с 1764 г.), Ярославской губ., Ростовского у., в 3 вер. к сев.-вост. от Ростова, на берегу Ростовского оз. Основан при епископе Игнатие (1261 – 1288 г.) принявшим христианство ордынским царевичем Петром на том месте, где явились ему ап. Петр и Павел с повелением построить церковь . В церкви св. ап. Петра и Павла, построенной в 1684 г., покоятся под спудом мощи основателя, преставившегося в 1290 г., 29 июня, в каковой день чтится его память. Здесь над гробницею находится замечательная по древности письма икона преп. царевича Петра. “Сказание о блаженн. Петре царевиче Ординском», помещено в “Православн. Собеседнике за 1859 г.», стр. 356–376; “Вид, с краткою летописью, Ростов. Петровского мон.», Спб., 1838 г.; “Петр блаженный Ордын. царевич, Ростов. Чудотворец», Ярослав., 1880 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 534; Ратшин, 553; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 136; “Опис. монаст.», 1817 г., 86; “Словарь ист. о свят.», 227; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.», в “Чтен. И. Общ. Ист. и древн.», 1847 г., 2, 48, 69; Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.», 309; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 68; “Ежегодник Владим. губ. Стат. Комит.», III, Отд. I, 78; Бакмейстер, “Топо- граф. известия», 1771 г., 106; “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1844 г., 97 (надел. лесом); “Пут. по св. мест. Русск.», I, 74; “Яросл. губ. в.», 1852 г., 8 (начало монаш. в Ростов. обл.); “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 99, 230 (св. Петр царевич); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 353, 10; Ключевский, “Жит. свят.», 38; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 123 (царев. Петр скончался после 1288 г.), 176, 342 (отрывки из жития Ордын. царев. Петра); VIII, 48 (празднов. мощей); “Известия Археол. Общ.», 1861 г., III, 469 (проезд в 1694 г. архиеп. Вологод. Гавриила); “Чтения в И. Общ. ист.», 1876 г., III, 49 (воспомин. архим. Пимена); 1877 г., I, Отд. 2, 339 (тоже); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 70 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 411 (в 1724 г. определено быть в м-ре игуменству); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 49 (служба св. Петру царевичу, Ростов. чудотворцу), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память царевича Петра 16 янв., а преставление его 29 июня); “Матер. для ист. г. Ростова XVII и XVIII ст.», 30 (в 1678 г. м-рь имел на посад. земле, на выморч. дворов. месте Ивашки Клока, подворье), 31 (двор внутри города); “Церковн. ведом.», 1890 г., 33, при- бавл., 1093 (600-летие памяти основателя м-ря, св. Петра царев. Ордынского).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Такого рода учение блаженн. Иероним приписывает между прочим Эпикуру: „Эпикур говорит, читаем мы у него, что чрез необъятные периоды времени тоже (eadem) будет на те же местах» 390 ). Подобную же мысль мы встречаем у Лукреция 391 ) и у стоиков. У Сенеки например мы читаем следующее: „если тобой овладело желание более долгой жизни, то подумай, что ничто из того, что скрывается от глаз наших и скрывается в природу вещей, – ничто не пропадает. Оно только перестает быть, но не умирает. И смерть, которой мы боимся, только прерывает жизнь, а не вырывает ея с корнем. Придет снова день, который вызовет нас на свет» и т. д. Иероним и Ориген называет подобные мысли учением о воскресении 392 ). Но это несправедливо. Стоики и эпикурейцы надеялись не на воскресение тел, а на повторение индивидуальной жизни, которое будет необходимым следствием повторения всех сопутствующих этой жизни условий. Придет время, когда видимый мир сгорит во всемирном пожаре, потом начнется опять жизнь нового мира, который в сущности будет точным повторением сгоревшего мира. В жизни этого нового мира наступит такой момент, или вернее случится такое сочетание частиц материи, которое обусловит появление на свет данного лица, умершего в старом мире: оно опять зачнется в чреве своей матери, опять родится и, прожив свою жизнь, опять умрет до нового восстановления в новом мире и т. д. Христианское учение о воскресении имеет совсем иной смысл: воскресение есть восстановление, по мановению воли Божией, умерших и разрушившихся тел, причем они сразу явятся такими, какими умерли и явятся уже не для того, чтоб умереть снова: в воскресении тела получат нетление и, соединившись опять со своими душами, составят природу нового, бессмертного человека. Понимаемое в этом смысле, учение о воскресении совсем не было доступно язычникам, и мы видим, что когда ап. Павел провозгласил его в Афинах, то языческие философы и, что особенно важно, именно эпикурейцы и стоики отнеслись к его проповеди в высшей степени враждебно и нетерпимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010