Пимен Желтухин и в этом году к пустыни приписан Преображенский м-рь, находившийся в гор. Данилове. В 1640 г. пустынь опустела, так как затворник Капитон был взят в Ярославль, а иноки, не желавшие оставить учение Капитона, разошлись, поэтому в запустелый м-рь переведены иноки Преображенского м-ря из Данилова. Упразднена в 1764 г. За алтарем Троицкой церкви погребен Илия юродивый, над могилою которого поставлена часовня с гробницею; местные жители поминают блаженн. Илию и берут землю с его могилы. По описи 1687 г. в собор. церкви св. Троицы находилась чудотвор. икона Казанской Бож. Матери. “Ист. Рос. Иер.», VI, 438; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 49; Строев, “Спис. иер. и наст.», 372, 34 и 887 (строит. Варлаам, 1657 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 111, 240; “Ярослав. губ. вед.», 1852 г., 17, 18, 26, 28, 30, 32, 40–43 (грамоты); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201 (сказано в 1721 г. «Троиц. Колесникова пустыня; в дворцовом Вел. Государя селе Даниловском той же Колесниковой пустыни церковь Пресв. Богородицы»); VIII, 1728 г., 508 (дело о производстве иером. Иоасафа в игумена; сказано, что построена в 1625 г.); “Опис. Моск. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 74 (по описи 1687 г. был строитель старец Матвей и 23 монаха), 78 и 84 (в 1691 г. здесь были: игум. Иоасаф, строит. старец Матвей, казначей, 2 черн. священника, 6 старцев, 13 рядов. братии, 7 братии больничной; в 1693 г. показаны: строит. старец Матвей, казначей, черный поп, келарь, 3 старца, 6 рядов. старцев и больничной братии 2 старца, а в 1694 г. показан игум. Игнатий, строитель старец Матвей, казначей и разной братии 13 челов.). 1230. Троицкая – Перемиловская, мужская пустынь, ныне погост Перемиловская Пустынь, Владимирской губ., Муромского у., в 20 вер. к сев.-вост. от Мурома, при рч. Поповке, близ правого берега р. Оки. О ней известно только, что она в 1724 г. была приписана к Борисоглебскому м-рю в Муром. у. и упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 479 (Перемиловский), 480 (Перемышльский); Ратшин, 46; “Ежегодник Влад.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

прот. Николай Балашов Глава 6. Совершение божественной литургии Этому центральному по своему значению христианскому богослужению, как и следовало ожидать, уделялось особое место в конкретных предложениях, направленных на усиление духовного воздействия церковной службы. Такие предложения высказывались как в предсоборный период, так и на Поместном Соборе. Обзор их мы представим по порядку совершения чина литургии. Литургия оглашенных Антифоны и малый вход Активный член Братства ревнителей церковного обновления священник Петр Кремлевский выражал не совсем ясное пожелание: «Упорядочить в смысле приведения к единству первую часть литургии – антифоны " 950 . Крайний предел такого «упорядочения» намечал смелый герой Софии Благодушной: Так называемые «антифоны» и «малый вход» с двумя малыми ектениями следовало бы опустить безусловно 951 . О сокращении количества малых ектений, которое предлагали многие авторы, уже говорилось выше (с. 290–292). Интересная рекомендация принята в 1905 году Рижским епархиальным собором: вторую малую ектению предложено было заменить чтением вслух особенно содержательной молитвы третьего антифона («Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы...») 952 . На заседании богослужебного отдела Поместного Собора о. Василий Прилуцкий указывал на следующие широко распространенные нарушения богослужебного устава: Почти полное игнорирование антифонов «по вся дни». Сокращение праздничных антифонов до 2-х стихов. Сокращение блаженн и полное игнорирование стихов к (ним) или тропарей от канонов. Беспорядочное исполнение тропарей и кондаков по входе 953 . Б.А. Тураев также указывал на необходимость исполнения устава о пении вседневных антифонов в те дни, когда не положено пение «изобразительных» 954 . В соответствии с этими указаниями был составлен и общий доклад отдела: В первой части литургии без всякого сокращения надлежит исполнять антифоны Господских праздников, антифоны изобразительные (при невозможности пропеть оба псалма полностью следует читать их), вседневные (в положенные дни) и блаженны со стихами к ним; по входе полностью и в уставном порядке петь тропари и кондаки. (...) Возглашение: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны должно быть опущено 955 . Чтение Апостола и Евангелия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что значит, плачущие утешатся? Т. е. получат прощение грехов и успокоение совести. Что нужно сказать о пении блаженн на литургии? Учением о блаженстве Иисус Христос начал Свою проповедь . Это и напоминает пение слов сего учения пред входом с Евангелием, который изображает изшествие Иисуса Христа на евангельскую проповедь после крещения. Почему к изречениям Иисуса Христа о блаженстве присоединяется молитва покаявшагося разбойника: Во царствии Твоем? Потому что первым, удостоившимся Царства Небесного, которое обещается в изречениях о блаженстве, был этот покаявшийся разбойник. Как совершается вход с Евангелием? Священник с диаконом северными дверями выходят с Евангелием из алтаря на средину храма и потом царскими вратами входят опять в алтарь и полагают Евангелие на св. престоле, причем на клиросе поют: Приидите поклонимся . Что означает вход этот, и почему при входе поется песнь: Приидите поклонимся? Вход с Евангелием означает изшествие Иисуса Христа после крещения на проповедь евангельскую. Евангелие изображает собою в это время Иисуса Христа, и мы, видя Евангелие, как будто видим Самого Христа, и песнию: Приидите поклонимся призываемся, в образе Евангелия, поклониться Самому Иисусу Христу. Прочитайте всю песнь: Приидите поклонимся . Приидите поклонимся и припадем ко Христу; спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуия. Всегда ли поются слова: воскресый из мертвых в песни по входе: Приидите поклонимся? В воскресные дни поется так; в праздничные же и будничные дни поется иначе. Так в празд. Рождества Христова поется: Рождейся от Девы , – Крещения: Во Иордане крестивыйся , в праздники Богородицы: Молитвами Богородицы , – в будничные дни: Во Святых дивен Сый . Почему вход с Евангелием называется малым? В отличие от входа со Св. Дарами, который называется великим. Что означает горящая свеча, носимая на входе и в другое время перед Евангелием? Это означает с одной стороны свет евангельскаго учения, который просвещает всякаго человека; с другой – предтечу Иоанна, который предшествовал Христу и приготовлял людей к принятию Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

417 На практике чаще хор поёт только стихи «Блаженн», а чтец читает тропари (а в некоторых приходах два чтеца всё читают без участия хора: один читает только стихи, другой – тропари). 419 Об отмене поклонов не может быть и речи хотя бы потому, что даже на праздник Благовещения совершается по 3 поклона; в ещё большей степени уместны поклоны в тот день, когда совершается покаянное по характеру богослужение. 420 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 594. 423 В тех храмах, где престольный праздник не может попасть на 5-ю седмицу поста, перенос канона возможен только в связи с Благовещением. Последний раз такой случай был в 2011 г., а далее в текущем XXI в. Благовещение попадёт на среду или четверг 5-й седмицы всего 6 раз: в 2022, 2033, 2038, 2044, 2049 и 2060 гг. 454 См.: Макарий (Симонопетровский), иером. Жития святых Православной Церкви. Синаксарь в шести томах. М., 2011. Т. 2. С. 117. 456 Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о милосердном 466 Термин «деструктивная секта» будет использоваться мной и далее, правомочность его употребления достаточно подробно изложена мной в диссертационном исследовании «Феномен деструктивности новых религиозных движений» (2009). 467 См.: Фуко М. Технологии себя//Логос. 2008. 2; Хоружий С.С. Практики себя и духовные практики: две парадигмы неклассической антропологии//Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М., 2010. С. 74–239. 468 См.: Фуко М. История cekcyaльhocmu-III: Забота о себе. М., 1998; Соловьёв А.Е. Историко-философский анализ феномена «заботы о 471 См.: Соловьёв А.Е. Бытийная трансформация в «практиках себя» и христианском подвижничестве//Фонарь Диогена. С. 316–332. 473 См.: Пашков К. Дар и благодарение в контексте христианской и постмодернистской антропологий. Харьков, 2010. 474 См.: Сухачёв В.Ю. Опыт сознания и действительность Другого//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. СПб., 1998. Вып. 3 20). C. 14–18.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

32 Кекелидзе К., прот . Иерусалимский канонарь VII в. (грузинская версия). Тифлис, 1913, стр. 128. 33 Сергий, архиеп . Полный месяцеслов востока. Владимир, 1901, т. И, стр. 275. Kellner . Heortologie. Freib., 1901, р. 146. 34 Migne . Patrologia s. 1. 128, 897–898. Nilles N . Kalendarium manuale utriusque ecclesiae. Oenip., 1896,1, 272. 41 Паннихида – особая служба, по этому уставу предшествовавшая утрени, по составу близкая к нынешней так называемой пасхальной полунощнице (перед пасхальной заутреней). 47 Памятниками древнейшего вида, какой имел Студийский устав, могут служить списки Типикона для некоторых итальянских и сицилийских греческих монастырей. Но эти Типиконы, с переходом итальянских греков в унию, испытали некоторое латинское влияние. Таков, например, устав Криптоферратского, или Гроттаферратского монастыря близ Рима. Служба на Рождество Пресвятой Богородицы по списку этого устава от 1300 г. имеет следующие особенности. На утрени полагаются особые антифоны праздника; после утрени вместо 1 часа тропарь праздника трижды; а «1-й час поем по одиночке» (в кельях). Но особенно замечательна в этом уставе указанная на 8 сентября лития перед литургией, должно быть, положенная и в другие великие праздники, указываемая и нынешним уставом в день Сретения, Благовещения и в неделю Ваий. Чин этой литии из сохранившихся памятников только здесь дается с такой подробностью и носит на себе следы очень древней практики (хотя возможно влияние здесь по местам ритуала римской литании). Вот чин этой литии. После удара во все колокола в 3-м часу собираются все в церковь , игумен облачается в игуменскую одежду и в πλοβιον, какой хочет, пресвитеры же в священную одежду. Поют 3 и 6 час и блаженны праздника; после блаженн и отпуста диакон: «Благослови, владыко»; священник: «Благословенно Царство»; после великой ектении – тропарь; священники берут св. реликвии ( τα αγα λεψανα), диаконы – кресты, и иподиаконы – кадильницы, чтецы – светильники ( φτλια) и один монах, одетый в ιτλοβιον, несет икону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10:31). «Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все живущие во вселенной» (Пс. 32:8). «Начало премудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). «Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит» (Пс. 111:1). «Какой человек бо ит ся Господа? Ему Он даст закон для пути , какой Ему угоден. Душа его среди благ водворится, и семя его наследует землю» (Пс. 24:12—13). «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс. 2:11). «С коль велико множество благости твоей, Господи, котор ую Ты с о крыл для боящихся Тебя» (Пс. 30:20). «Вот, очи Господни над боящимися Его... уповающими на милость Его, дабы избавит ь от смерти души их, и пропитать их во время голода» (Пс. 32:18, 19). «Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их» (Пс. 33:8). «Бойтеся Господа, [все] святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его» (Пс. 33:10). «Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежа л и от... лука» (Пс. 59:6). «Так, близко к боящимся Его спасение Его» (Пс. 84:10). «Утвердил... Господь милость свою на боящихся Его» (Пс. 102:11). «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» (Пс. 102:17). «Боящиеся Господа упова ли на Господа: Он помощник и защит ник их» (Пс. 113:19). «Блаженн ы вс е боящи е ся Господа, ходящи е в пут я х Его!» (Пс. 127:1). «Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их» (Пс. 144:19). Святой Златоуст об этом Ничто не может сравниться с имеющим в себе страх Божий (Беседа 3 на Послание к филиппийцам). Через все житие должно иметь страх (Беседа 54 на евангелиста Матфея, гл. 15). Страх возбуждает и приводит к покаянию (Беседа 11 на евангелиста Матфея, гл. 3). Если бы страха не было, все бы погибло (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл. 10). Без страха Божия невозможно уклоняться от зла, и ничто так грешников к покаянию не приводит, как страх Божий. Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно: 1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Поэтому в Требнике, в Последовании погребения мирских человек, читаем: «Егда же прийдут во храм, мощи убо полагаются в паперти (или в храме, яко же зде, в Велицей России обыче (в обычае)». По принесении в церковь тело умершего поставляется на середине храма с лицом открытым и обращенным к востоку (головой к западу, а ногами – к востоку), а около гроба ставятся светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые, но и умершие участвовали духовно в приношении Таинственной Жертвы и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми и запечатленными устами, молил Благого Бога о помиловании самым положением своего тела. Отпевание По совершении Божественной литургии начинается последнее молитвословие об умершем православном – совершается чин погребения. Чин отпевания и погребения мирян по своему составу подобен панихиде или утрени и состоит из трех частей: во-первых, из чтения псалмов 90 «Живый в помощи Вышняго…» и 118: «Блажени непорочнии…»; во-вторых, из пения канона, стихир, Блаженн, чтения Апостола и Евангелия и возглашения ектений; втретьих, из стихир при последнем целовании, отпуста, пения при несении тела умершего к могиле и заупокойной литии на могиле. При отпевании мирян 17я кафизма, или псалом 118, разделяется на три статии, или части. В первой и последней статиях каждый стих псалма сопровождается пением «Аллилуиа», а каждый стих второй статии – пением стиха «Помилуй раба Твоего (рабу Твою)». Статии же, или части кафизмы, обозначаются в богослужебных книгах так: 1я статия словами «Непорочнии в путь…», 2я статия словами «Заповеди твоя…» (т. е. словами из первого стиха второй статии «Руце Твои сотвористе мя и создаете мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим», стих 73); 3я статия обозначается словами: «Имя Твое…» (которыми оканчивается 1й стих 3й статии: «Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое», стих 132). Когда мы читаем в Требнике, в последованиях погребения мирян и священников о том, что поют «Непорочнии в путь…», «Аллилуиа», то должны знать, что эти слова, содержащиеся в первой статии, поет сначала один певец на клиросе, и особым напевом (каждую статию – на особый глас), и что затем всю эту статию должны петь и прочие певцы тем же напевом, каким начинал их петь один певец 27 .

http://azbyka.ru/pogrebenie-i-pominoveni...

§4.1. Особенности в среду и пятницу сырной седмицы Кафисм нет. Тропари великопостные читаются без пения и без поклонов 232 . По «Отче наш…»: кондаки Часослова на ряду. Молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. Если принять во внимание изложенное ранее объяснение святителя Афанасия (Сахарова) , что в конце 9-го великопостного часа совершается 3 поклона из-за того, что при пении Блаженн на изобразительных полагается 17 поклонов, то можно сделать вывод, что, когда Блаженны не поются (а читаются), на 9-м часе следует совершать молитву преподобного Ефрема Сирина со всеми 16-ю поклонами. Потому на сырной седмице, когда Блаженны на изобразительных не поются, более уместны все 16 поклонов в конце 9-го часа, хотя Типикон об этом конкретно не говорит. §4.2. Особенности в понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста Так как 4-я седмица – Крестопоклонная, то в понедельник, среду и пятницу этой седмицы на часах имеют место две особенности, связанные с поклонением Кресту (в остальном часы совершаются по обычному великопостному чину). Эти особенности указаны в 49-й главе Типикона. После Богородична на 1-м часе в понедельник и среду совершается поклонение Кресту: священник поет трижды «Кресту Твоему…» с поклонами, затем хор повторяет трижды «Кресту Твоему…» (без поклонов), затем поются стихиры на поклонение Кресту «Приидите, вернии…» 233 (на практике зачастую опускаются). По «Отче наш…»: кондак Кресту «Не ктому пламенное оружие…» (на всех часах). §4.3. Особенности в случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста Особенности данного богослужения указаны в Типиконе в Марковой главе 24 февраля («Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов»). Кафисмы читаются без пения (то есть «Славы» между кафисмами не поются, а читаются). Тропарь и кондак святого, читаются на каждом часе (постные тропари и кондаки часов опускаются). Молитва преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами (на 1-м часе конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» 12 раз опускаются, сразу после поклонов читается молитва «Христе, Свете истинный…»). §4.4. Особенности в случае Благовещения Пресвятой Богородицы в седмичный день Великого поста

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

После сих псалмов, точно так же, как и на литургии, поется песнь, изображающая воплощение Господа: «Единородный Сыне и Слове Божии, безсмертен сый». Так как Изобразительные псалмы суть торжественные песнопения, то в дни поста не читаются 564 . Потому в Великую Четыредесятницу в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) и в понедельник, вторник, среду страстной седмицы последование Изобразительных (совершается ли на часах пред литургией или без литургии), следуя сряду за конечною молитвою 9-го часа: «Владыко Господи Иисусе Христе», начинается пением «Блаженн». Блаженнами называются стихи Слова Божия, в коих Христос обещает блаженство за разные добродетели ( Мф.5:1–9 ) (См. далее, литургию). Блаженства евангельские составляют как бы продолжение изобразительных псалмов. Как в псалмах изображаются благодеяния Божии к людям, и они призываются к благодарению Господа, так и «Блаженства» изображают нам Спасителя Господом единым, блаженным, истинно нас ради обнищавшим, показавшим в Себе кротость и смирение сердца, единым, праведным, алкавшим и жаждавшим правды и творившим ее, милостивым и щедрым, единым чистым сердцем, святым, миротворцем и Начальником мира, и самым миром, Сыном Божиим по естеству, гонимым за истину, правды ради, невинно поносимым, преследуемым и бесчестивым, пострадавшим за нас, ради славы Отца Своего и нашего спасения, имеющим неизглаголанную радость и веселие (Блаж. Симеона Фессал. о священнодействиях и таинствах Церкви, § 295-й) 565 . Пение «Блаженств» на великопостных часах бывает иначе, нежели на самой литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . На литургиях между евангельскими стихами о «Блаженствах» поются тропари канонов. Но на великопостных часах между евангельскими стихами о «Блаженствах» поется исповедание и молитва разбойника, висевшего на кресте, чрез которые он обрел рай – Царствие Небесное, и поется так: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Блажени плачущий, яко тии утешатся» и т. д. Когда последование Изобразительных совершается вместо литургии, тогда, после пения всех стихов о «Блаженствах», читается Апостол и Евангелие. После пения всех стихов о «Блаженствах» возносится молитва к Пресвятой Троице: «Помяни нас, Господи ... помяни нас, Владыко ... помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Петь стихи о «Блаженствах» на великопостных часах положено на 8-й глас (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста и Часослов). Но в среду и пяток сырные (Тип., послед. среды сырной), в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февр., 9-го марта), в дни храма (Тип., храм. гл. 84), в Великий четверток и в Великую субботу (Тип., послед. сих дней) глаголются «Блаженны» и «Помяни нас, Господи», поскору, без пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительны? Они находятся в книге Ирмологии и в книге Часослов; в Ирмологии – среди песнопений Божественной литургии и в Часослове – в чине изобразительных. Чин изобразительных (так называемая «обедница») совершается, когда нет литургии, или когда литургия положена, но не совершается «нужды ради церковныя», или когда литургия служится на вечерни. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями службы: в Октоихе, Минее и Триоди – в зависимости от того, по какой книге вы сегодня служите. Антифоны изобразительны употребляются во все недели и во все субботы, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, когда Типикон назначает Блаженны. А когда он их назначает? При всех знаках праздников. Только при отсутствии знака может не быть Блаженн; когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные. Итак, мы видим, что антифоны изобразительные – самый частый, самый употребительный вид антифонов. Праздничные антифоны поются очень редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже если попадает святой без знака, все равно будут петься антифоны изобразительны, с недельного и субботнего богослужения их могут вытеснить только праздничные антифоны. Вторая часть нашей темы – песнопения на малом входе. Малый вход совершается в заключительной части третьего антифона. Первое песнопение, или богослужебный текст – это «входное» (стих на входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости», хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входное песнопение «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя». Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка собственно в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Можно сказать, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и праздничных антифонах есть слова, из которых может быть заимствована эта вставка. Самая распространенная вставка – это «во святых дивен Сый», она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники – «молитвами Богородицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010