Это библейский Бирот, один из ханаанских городов, занятых гаваонитами и при помощи военной хитрости избегнувших мщения евреев ( Нав. 9 ). Кроме остатков двух цистерн, находящихся неподалеку от арабского фонтана, над которым выстроено здание, похожее на гробницу Рахили, здесь видны большие развалины церкви, воздвигнутой крестоносцами в 1146 году, и принадлежавшего к ней госпиталя. Здесь мы утолили жажду, закусили; я набросал в альбоме развалины церкви и фонтан, и мы отправились далее. В сорока минутах отсюда, на горе, усеянной огромными камнями, находится Бей-Тин, библейский Вефиль. Вефиль известен с глубокой древности. Сначала он назывался Луз. Авраам пас здесь свои стада. Иаков видел во сне таинственную лествицу ( Быт. 28 ); он назвал это место – Вефиль, то есть «дом Божий», и воздвигнул здесь жертвенник Иегове. Судьи имели часто собрания свои в этом городе. Потом он был занят ефраимитами, хотя по жребию должен был принадлежать вениаминитянам, не могшим изгнать из него хананеян. Когда Иеровоам, уклонившись от поклонения истинному Богу, воздвиг здесь жертвенник золотому тельцу, пророки Осия и Амос назвали город Веф-авен, то есть «дом нечестия». Некий мужественный пророк вошел в капище, когда Иеровоам совершал жертвоприношение, и проклял его ( 3Цар. 13, 1–5 ; 4Цар. 23, 17 ). После возвращения из плена город был занят вениаминитянами. В эпоху Маккавеев он был укреплен и существовал еще во времена римлян, ибо известно, что Веспасиан взял его и поставил в нем гарнизон. В первые времена христианства Вефиль не имел уже никакого значения. Трудно сказать, к какому времени относятся видимые в нем теперь небольшие развалины; может быть, это остатки древних укреплений. Что же касается до развалин четырехугольной башни, то это, вероятно, бывший христианский храм. Несколько турецких хижин, разбросанных в беспорядке между камнями, составляют настоящий Вефиль. За Вефилем растительность усиливается; горы становятся живописнее; лужайки покрыты множеством прелестных цветов, между которыми красные ранункулы и прелестные лилии особенно красиво разбросаны по ярко-зеленому дерну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рефасъ=Ват., Алекс. сп. и Альд. изд. Чтение Комплют. изд. Ισσα (ср. вульг. Iasa, также Остр. слав. «и на еса»), согласное в настоящем случае не только с евр., но и с сирско-гекзаплским чтением, согласно также с слав.-греч. чтением в Чис. 21:23  (Иассан=Ιασσαν, винит пад. от Ιασσα); Втор. 2:32 ; Нав. 13:18 ; Суд. 11:20 . Иер. 48:22 22. И на Девнъ, и на Нав, и на домъ 22. И на Дивон, и на Нево, и на Бет-Дивлафаим, 23. И на Кариафаим, и на Бет-Гамул, и на Бет-Маон, 23 . О Кариафаиме см. под Иер. 48:1 . – Вегамлъ упоминается только здесь. В Хавране, юго-восточной части заиорданской области колена манассиина, почти на самой границе с областию аммонитян, еще до сих пор видны развалины древнего города, у местных арабов называемые Эль-Джемаль. Если Джемаль есть тоже, что Гамул: то надо предположить, что этот город перешол во власть моавитян после того, как ассирийские цари выселили рувимлян, гадитян и половину колена манассиина из их областей в северные страны, подвластные Ассирии ( 1Пар. 5:26 ). Это был бы таким образом один из городов, «иже далече суть» ( Иер. 48:24 ). – Домъ Мановъ=Бет-Маон – город, иначе называемый Веф-Ваал-Меон ( Нав. 13:17 ), или Ваал-Меон ( Чис. 32:37, 38 ). В книге Иисуса Навина его местоположение указывается в «равнине» (ср. толков. Иер. 48:8 ), а в книге Числ он причисляется к городам, построенным рувимовым коленом. Иер. 48:24 24. И на и на Восра, и на вс грады Мавли, иже далече, и же близъ сть. 24. И на Кериоф, и на Восор, и на все города земли Моавитской дальние и ближние. 24 . упоминаемый также в Ам. 2:2 , очевидно, как один из значительнейших городов Моава, был, вероятно, тот самый город, большие развалины которого до сих пор видны на горе Аттаре (к востоку от Мертвого моря, на южном берегу реки Зерка-Маин, севернее Арнона, параллельно с ним, впадающей в море) и носят название По местоположению, он может соответствовать городу «Кириаде», который, по Евсевию, отстоял на 10 тысяч шагов от Медавы (к югу от Есевона, на большой дороге, см. выше) к западу. Его нужно отличать от Кариафаима ( Иер. 48:1, 23 ). – Восръ, отличный от эдомского города того же имени, вероятно, тожествен с городом, в других случаях называемым именем «Бецер» и полагаемым в области рувимова колена, также в «равнине» (ср. толков. Иер. 48:8 ; см. Втор. 4:43 ; Нав. 20:8, 21:36 ). Город этот нужно также отличать от «Бостры», города в Хавране, существование которого не восходит раньше царствования римского императора Траяна (98–117 гг.) и о котором, очевидно, не могло быть речи у пророка Иеремии. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 48:26–30

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Нав.19:40 .  Колену сынов Дановых, по племенам их, вышел жребий седьмой; При описании седьмого удела, доставшегося по жребию Данову колену, границы его не указаны особо, так как он составлен из частей уделов Иудина и Ефремова колен, границы которых были описаны, а перечислены только города, доставшиеся этому колену. Удел Данова колена находился между Иудиным, Ефремовым и Вениаминовым коленами, ближе к берегу Средиземного моря. Нав.19:41 .  пределом удела их были: Цора, Ештаол и Ир-Шемеш, Названные здесь первые два города первоначально принадлежали Иудину колену ( Нав.15:20,33 ). Ир-Шемеш – «город солнца»; Ватиканский список πλεις Σαμμαυς; Александрийский список πλεις Σαμες – «град Самес» (в славянской Библии) есть иное только по началу название Веф-самиса ( Нав.15:10 ) – «града солнечна», почему эти названия принимаются обыкновенно за обозначение одного и того же города, находившегося к югу от Цоры. Нав.19:42 .  Шаалаввин, Аиалон и Ифла, Шаалаввин (в славянской Библии Саламин) находился, вероятно, на месте нынешней деревни Селбит, во времена Евсевия ( Σαλαβειν) носившей название Салава. Аиалон ( Нав.10:12 ) находился, по Иерониму (Aialon), недалеко от Никополя, на месте деревни Алюс, в настоящее время эта деревня называется Мало; она находится верстах в 9-ти на юго-запад от Нижнего Бефорона ( Нав.16:3 ) на склоне горы, около большой, плодородной долины Аиалонской. Место Ифлы (в славянской Библии Иефла) с положительностью не определено; некоторыми указывается в вади Аталла к северо-западу от Аиалона. Нав.19:43 .  Елон, Фимнафа и Екрон, Место «Елона» неизвестно. О Фимнафе Нав.15:10 , Екроне Нав.13:3 . Нав.19:44 .  Елтеке, Гиввефон и Ваалаф, Место Елтеке (в славянской Библии Елфеко, в клинописных памятниках Альтаку) не определено с положительностью; английскими исследователями он указывается в деревне Бейт Ликиа, к северо-востоку от Бейт Нуба, находящегося на западе от Гаваона ( Нав.9:3 ). Место Гиввефона (в славянской Библии Гавафон) указывается теми же исследователями верстах в 5-ти на север от Модина, находящегося к востоку от Лидды. Ваалаф ( Γεβεελαν, Βααλων, Ваафоф в славянской Библии) указывается теми же учеными в Белаим верстах в 7-и к северо-востоку от Модина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Киплинга, где женщина охарактеризована как «копна волос и мешок костей, ничтожество – вот имя ей». Президент не брезговал напомнить о «копне волос и мешке костей» даже в своих публичных речах. И самым крайним проявлением этой ярко выраженной самовлюбленности явилось отношение к супруге. У Мэри (тоже члена организации «Свидетели Иеговы») было крайне слабое здоровье, и, тем не менее, их отношения были более чем прохладными. Рутерфорд не чувствовал никакой ответственности перед семьей, а их раздельное жительство было связано прежде всего со вспыльчивым, раздражительным и своенравным характером мужа, что только усугублялось его болезненным пристрастием к алкоголю. В книге «Возвещатели» (стр. 89) о «сестре Рутерфорд» с гордостью замечается: «Пока здоровье позволяло ей выходить из дома, она принимала активное участие в проповеднической деятельности Свидетелей Иеговы». Однако не сказано ни слова об отношениях супругов или о том, что единственный сын Рутерфорда, Малком, так никогда и не стал членом организации, не желая следовать пути своего эгоцентричного, «теократически» настроенного отца. Последний путь . После длительной болезни, 8 января 1942 года, Отец Теократии умер в богатых апартаментах Беф-Сарима, выказав желание быть похороненным вблизи своего убежища. Во исполнение его воли, ближайшие соратники, в том числе будущий преемник Нейтан Норр, в течение трех месяцев обивали пороги местных чиновников, дабы предать тело Судьи калифорнийской земле. Причем, не в виде обычной могилы, а внушительного склепа, строить который начали еще до того, как Судья испустил последний вздох. Естественно, соседи по участку и местные власти были категорически против, ведь курортная зона никак не предназначалась для обустройства кладбищ. К тому же проект по строительству склепа мог превратить Веф-Сарим в место паломничества членов секты со всех уголков Соединенных Штатов, и не только. Публикации Общества того периода заявляли, что отказ в погребении есть «последний акт мести организации дьявола против преданного, покойного представителя Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

33:22. Васан. Регион Васана расположен в верхнем течении реки Ярмук, к востоку от Галилейского моря. Его северным пределом является гора Ермон. Территория Дана первоначально находилась на юге Филистимского побережья, но даниты продвинулись на север, в район города Дана, расположенного к северу от Галилейского моря по соседству с Васаном. 33:24. Окунет в елей ногу. На пыльной земле Палестины омовение ног было необходимостью и предписывалось законами гостеприимства. Однако регулярно использовать для омовения ног оливковое масло могли себе позволить только состоятельные люди (ср.: Ин. 12 ). Эта метафора говорит о процветании Асира. 34:1–12 Смерть Моисея 34:1. Нево и Фасга. См. коммент. к 32:49. 34:1–3. Вид с горы Нево. Средиземное море находится примерно в 60 милях к западу, но его не видно за холмами, возвышающимися на западном берегу Иордана. В ясную погоду отсюда можно увидеть гору Ермон, расположенную в 100 милях к северу, горы на северо-западе, возвышающиеся над Изреельской долиной (Фавор и Гелвуй), горы Гевал и Гаризим в центральной горной местности и даже Ен-Геди на юго-западе. 34:1–3. Границы земли. Хотя земля еще не была распределена, это описание, частично учитывающее владения колен, следует отличать от географического описания, приведенного во Втор. 1:7 . Описание начинается с того места, где находится Моисей, и продолжается в направлении против часовой стрелки по всей земле. 34:6. Веф-Фегор. Принято считать, что город Беф-Фегор – это Хирбет-Айун-Муса (Ayun Musa), а долина – это вади Айун-Муса у подножия горы Нево. 34:7. Апокрифическая литература о смерти Моисея. В Иуд. 9 упоминается спор о Моисеевом теле, а в апокрифической и раввинской литературе размышления о смерти Моисея встречаются в целом ряде произведений. Наибольшей известностью пользуются «Вознесение Моисея» (рукопись утрачена) и «Завет Моисея» (сохранилась латинская рукопись VI в.). Согласно первому из этих апокрифов, Моисей вознесся на небо, а согласно второму – умер естественной смертью. Книга Второзаконие дает понять, что Моисей умер, и в описании его смерти не упоминаются какие-либо чудеса. Остается некоторая неопределенность в вопросе о том, кто похоронил Моисея, но то, что место погребения пророка никак не обозначено, совершенно ясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но кроме обычного наименования Арава, древние Евреи для обозначена Иорданской равнины употребляли и другое: Киккар Гайарден – окрестность Иордана 242 или просто Киккар – окрестность 243 . Наименование окрестность Иорданская встречается и в Новом Завете 244 . Греки и Римляне обозначали Иорданскую равнину словом Авлон – долина, низменность, находящаяся между горами. В настоящее время Арабы называют ее ел-Гор; это последнее наименование значит то же, что и Авлон. Впрочем, древнее наименование Арава и доселе существует еще в языке Арабов: низменное пространство между Мертвым морем и Красным они и в настоящее время называют вади-ел-Араба. Иорданская равнина, северною своею оконечностью упираясь в озеро Тивериадское, южною в Мертвое море, с востока и запада ограничивается на всем своем протяжении высокими горами. Именно на восточной ее окраине возвышаются горы Галаадские и Аваримские, на западной Фавор, малый Ермон, затем горы Гелвуйские, Ефремовы и Иудины. Горы эти на юге равнины уходят в глубь страны, на севере приближаются к берегам Иордана. Поэтому равнина в южной своей части значительно шире, нежели в северной, именно ширина ее на севере, против Веф-Сана, равняется 10, на юге 15–20 верстам. Над ложем реки Иордана и его долиною, имеющею в ширину несколько более версты, равнина Иорданская возвышается очень значительно, именно в северной своей части на 6, в южной на 8 сажен. Вследствие этого воды Иордана не оказывают и не могут оказывать благотворного влияния на ее почву. Находясь вне связи с Иорданскими водами, скудная источниками, равнина Иорданская в общем имеет характер сухой, безжизненной пустыни. Тогда как узкая долина Иордана, лежащая ниже равнины, изобилует растительностью, почва равнины по большей части совершенно обнажена. В западной части равнины около озера Тивериадского несколько к югу, благодаря многочисленным ручьям, вытекающим из западных гор, встречаются нередко луговые пространства, покрытые густою и высокою травой, и плодородный, тщательно возделанный поля, орошаемый каналами, проведенными из ручьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

е. Ефратом. Гораздо более определенное указание на преступление Израиля в пустыне против верности Иегове делает прор. Осия. Несмотря на трогательную заботливость о них Иеговы, отцы теперешнего Израиля («отцы ваши») «пошли к Ваалфегору и предались постыдному (букв.: и посвятили себя постыдному – wajjnnaseru labboscheth), и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили» (букв.: «как их любовник») Имеется в виду печальный факт, описанный в 25 гл. кн. Чисел, когда евреи во время пребывания на полях моавитских, увлеченные дочерьми моавитскими, принимали участие в языческих жертвоприношениях и предавались блуду в честь туземных богов, особенно – Ваалфегора. Что в данном случае пророк разумеет событие 25 гл. Чисел, удостоверяется внутренним смыслом двух мыслей стиха, противополагающихся одна другой: нежной любви Иеговы пророк противополагает позор измены Израиля, променявшего чистые духовные отношения к Иегове на грубо чувственные увлечения развратным культом. Пророк напоминает этот случай именно со стороны его нравственно-отвратительного безобразия потому, что видит в этом отталкивающем грехе давнишнюю язву, которая во дни пророка вела Израиля к смерти (срв. следующие стихи 11–12: «у Ефрема, как птица улетит слава: ни рождения, ни беременности, ни зачатия. A хотя бы они воспитали детей своих, отниму их»). Отсюда определение этого греха, как bοschet ()=позор, стыд, бесславие, и название предающихся служению ему – schiqqüzim () 29 . Эта характеристика религиозного разврата в честь Ваалфегора соответствует историческим сведениям об этом божестве, заключающимся в священных книгах ( Числ.31:16 ; Нав.22:17 ; Пс.105:28 ). В частности название Ваалфегор (=Ваал-Пеор), которое у пророка есть собственно название города идолослужения (Веф-Феора Втор.3:29; 4:46; 34:6 ; Нав.13:20 или Ваал-Фегора при горе Фогоре), а не божества (пред словом отсутствует предлог ’el), указывает на гору, лежавшую в моавитской земле ( Чис.23:18 ) 30 и на развратный характер служения Ваалу в моавитском культе 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

подвижник удостоен был такого благоволения Богоматери не за одно внешнее почтение ее возжиганием лампады, но, главным образом, за ту пламенную молитву, которую всегда возносил к Божией Матери и за подвиги своей святой жизни. И мы должны быть уверены, что благочестивым обычаем возжигать лампады пред иконами можно достигнуть пользы и спасения души своей только тогда, когда с этим будет соединена неленостная и сердечная молитва... (Астрах. Епарх. Ведом. 1893 г. 13). 2 Названного впоследствии Нисаном, который с тех пор сделался первым месяцем священного года израильтян. Месяц этот соответствует отчасти нашему марту, отчасти апрелю. 11 «Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая? На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе» (Слова, изд. 1848 г. I, 44). 14 Обыкновенно, для устроения порядка, один из немолодых монахов добровольно принимает на себя эту заботу. 18 Она еще не была крещена, ибо в первые века христианства крестились, большей частью, в зрелом возрасте. 20 Недалеко от колодезя и теперь еще находятся развалины церкви, которая была построена в воспоминание беседы Иисуса с самарянкой. 21 Иоанн называет этот город именем Сихарь, т. е. ложь, в знак того, что самаряне напрасно производили себя от Авраама и считали истинным свое богослужение. Такая знаменательная перемена названий часто встречается в св. писании, напр. у пророка Ос.4:15 Вефиль (дом Божий) изменен в Веф-Авен (дом грехов). 24 Построенный самарянами, после плена вавилонского, на горе Гаразине, храм, около 129 года до Р. Хр., был разрушен Иоанном Гирканом (Antiqu. Joseph. 13, с. 9. § 1). Тем не менее гора Гаразин служила и впоследствии местом поклонения Богу. Еще и теперь небольшое самарянское общество в Наблусе, древнем Сихеме, состоящее из 150 душ, один раз в год торжественно, при чтении книги закона Моисеева, идет на гору Гаразин, приносит здесь жертвы и молится.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

6:8). «И нарек.. имя месту тому — дом Божий» (Быт. 28:19). Это именно и выражается в названии «Вефиль». Веф — значит — дом, а ил — Божий. Пришел он в Месопотамию и прежде всего встретился ему колодец; приблизился он к колодцу, — колодец был закрыт, — и нашел там пастухов. Опять — по всему образ Христа. Первое явление Христа было то, когда Он пришел принять крещение, т.е. к колодцу, к источнику воды, «текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:14). Находит колодец закрытым: так и благодать до Христова явления была скрыта. Говорит Иаков пастухам: что вы стоите? Времени еще много: напоите стада и ступайте пасти их. А те отвечают: не можем отвалить камня, пока не соберутся все пастухи. Что же Иаков? Он один делает то, что должны были сделать многие и даже все пастухи: он берет камень и отваливает его от колодца. Как же один он мог сделать то, что едва могли сделать многие? Очевидно, и это совершено им потому, что он был образом Христа, и Писание показывает на нем силу Владыки: действительно то, достигнуть чего оказались не в силах многие, совершила евангельская благодать. У колодца встретился Иаков с Рахилью, пришедшею туда. Чуть ли не все ветхозаветные праведники находят своих невест у колодцев. Моисей у колодца встретил свою жену, дочь Иофора, Иаков — у колодца, раб Авраама у колодца встретился с Ревеккой. Повсюду браки ветхозаветных людей завязываются у колодца, так как и Христос не иначе уневещивает Себе Церковь, как от воды. Говоря кратко, пришел Иаков, хотел взять Рахиль, но вместо Рахили привзошла Лия. Этим самым мы возвращаемся к тому, что сказано было выше и что необходимо теперь воспроизвести здесь. Итак, закон не просто вошел, но привзошел; точно так же и Лия не просто пришла, но привзошла. Придти — это значит явиться прямо и открыто, а привзойти — это значит пробраться, проникнуть вместе с другим при помощи обмана. Таким именно образом привзошел и грех, привзошел дьявол, воспользовавшись законом. «Грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Римл. 7:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

Современные исследователи обнаружили, что «композиционно книга Второзакония напоминает договор между сюзереном и вассалом, причем договор, структура которого лучше коррелируется с соотвествующими хеттскими и аккадскими документами XV-XIII вв. до н.э., чем с арамейскими и асирийскими договорами VIII-VII вв. до н.э.. По сути упомянутые договоры представляют собой клятву вассала хранить верность своему сюзерену. Они обычно состоят из трех основных частей: в первой дается обзор исторических событий, предшествовавших договору, предыстория взаимоотношений договаривающихся сторон; во второй – излагаются по пунктам права и обязанности, вытекающие из договора, условия договора – собственно закон; в третьей – перечисляются угрозы и проклятия нарушителю договора и благословения тому, кто его соблюдает. В арамейских и ассирийских документах обычно отстуствует первая часть». Таким образом, даже с точки зрения археологии традиционная атрибуция этой книги Моисею может считаться подтвержденной, т.к. середина II тысячелетия до Р.Х. как раз совпадает со временем жизни пророка. Изрекши свои последние пророчества, Моисей, по слову Господа, поднимается на гору Нево и видит ту землю, куда войти он не может. Окинув взором образ вечной родины, Моисей, раб Господень, умер, по слову Господа. «И погребен в долине, в земле моавитской, против Веф-Фегора, и никто не знает место погребения его даже до сего дня» ( Втор. 34, 4–5 ). По преданию, отраженному в послании ап. Иуды, диавол спорил с архангелом Михаилом, покровителем еврейского народа, о теле Моисея, желая выдать его израильтянам с тем, чтобы они сделали их него идола. Но Архистратиг сказал: «Да запретит тебе Господь» ( Иуд. 9 ). Но на этом не завершились судьбы величайшего из Ветхозаветных пророков. Он все же попал в Палестину. Произошло это во дни Христа Спасителя, когда Он воззвал его из шеола и удостоил увидеть славу Божию не сзади, а лицом к лицу. На Фаворе Моисей явился во славе и беседовал с Господом о конце Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк. 9, 30–31 ). Так Бог исполнил молитву, которой пророк умолял Его, дать ему увидеть Лик Создателя и войти в Землю Обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004