«Цедад», упоминаемый и в Чис 34.8 – прежде (Robinson) отожествляли с Цудуд к в. от дороги из Дамаска в Емессу; но это слишком восточно; посему теперь предлагают читать по LXX и Самарит. пятокн. Серад и отожествляют с Хирбет – Серада вблизи Ермона (Берт. Креч.). LXX вместо слов: «через (евр. гадерек – дорогою) Хетлон по дороге (евр. лево, соб. чтобы придти) в Цедад» имеют: «от моря великаго сходящаго и отделяющаго ( περισχηζουσης гадерек ле, может быть, прочитано как йаред – бин) вход (греч. р. и., ­­ евр. до) Имаселдам» («Емаф» первое слово ст. 16. † «Цедад», прочитанное как Селдам); т. е. от спускающегося вниз и пограничного входа Имаселдама. Новейшие предпочитают это значение, так как лево, «у входа» часто связывается с городом Емафом и указывает на ложбину между Ливаном и Антиливаном (Ермоном), через которую входили в Келесирию. Иез.47:16 .  Емаф, Берот, Сивраим, находящийся между Дамасскою и Емафскою областями Гацар-Тихон, который на границе Аврана. «Емаф», евр. Хамат, см. объяснение Чис 34.8 , у подошвы Ермона, ныне Гама, довольно значительный город. У LXX – см. предыдущий стих. Называемые далее города должны составлять линию северной границы далее к в. «Берот» ­­ Бероф (букв. Беротай) 2Цар 8.8 , по этому месту принадлежавший к царству Сувскому и взятый Давидом; должно быть, нынешний Берейтан у запад. подошвы Антиливана. LXX: «Маавфирс» (Хамат † Берот?). «Сивраим» – только здесь, но созвучно и должно быть, тожественно по местоположению с Цифрон (слав. Зефрон) Чис 34.9 , может быть ­­ Цаферан между Гамат и Емесой или Цифран к с.-в. от Дамаска. LXX: «Еврамилин». Севраим † Илиам во втором слове видят название города, выпавшее из мазоретского текста и – Елам ( 2Цар 10.16 ), где Давид одержал большую победу над сирийцами. «Находящейся (евр. ашер, который,) между Дамасскою и Емафскою областями», определение может относиться и к последнему городу Севраиму (у LXX даже к Илиаму ­­ Еламу) и к ряду всех трех (так, по-видимому, и у LXX: «среде предел Дамасковых и среде…»), но никак не к след. городу Гацар-Тихону, как в рус. пер. «Гацар-Тихон», букв. «Газер – средний», может быть, в отличие от другого какого-либо Газера; но в Иез.48.1 город этот назван Гацар-Енон и как с.-в. граница не должен отличаться от Гацар-Енона ст. 17; посему в Тихоне видят просто описку – Енон, – что подтверждают и LXX своим чтением: «дворы (­­ гацер, может быть, кочевья, см. объяснение Иез.25.4 ) Савнани»; о Гацар-Еноне в сл. ст. Авран ­­ Αβρανιτις (­ LXX) греко-рим. пис. – сев. заиорданская часть Палестины; слово значит «котловинная страна».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—191— у Nonnus’a Dionys. 1905 не тот Бероф или Берот, о котором упоминается во 2 книги Царств 1906 и книге прор. Иезекииля 1907 , и с которым его обычно отождествляют 1908 , так как этот последний принадлежал к царству Сувскому (Reich Syren – Zoba), границы которого ни в каком случае не могли достигать Средиземного моря 1909 . Это – Берит, приморский финикийский город. Он очень древнего происхож­дения; по крайней мере местные мифы рассказывают, что именно на месте Берита впервые появились люди одновременно с первыми богами: Айоном и Протогоном 1910 . Но самое первое историческое свидетельство о городе Берите и его га­вани находится у Scylax’a, жившего в половине IV столетия до Р. X. 1911 ; но, несомненно он в то время был весьма —192— незначительным городом; по крайней мере в описании завоевательного шествия Александра Великого по Сирии в то время, как упомянут соседний город Библ, Берит пропущен 1912 , Полибий в истории сирийских войн, последовавших за смертью Александра, уже упоминает о Берите 1913 . Позднее, когда арабские орды начали бо­роздить Сирию своими набегами, а частые мятежи и раз­ные узурпаторы в различных провинциях царства – опу­стошать города и селения, предводитель мятежной оппози­ции против Антиоха VII Сидета по имени Диодот Три­фон 1914 до основания разрушил Берит 1915 в 140 г. до Р. X. 1916 . Но скоро, ко времени Ирода Великого, Бе­рит уже был снова отстроен; по крайней мере Юлий Цезарь в своем письме советовал Ироду Великому «сделать судебное собрание в Берите, где обитают Римляне и произвести над своими сыновьями 1917 суд 1918 »; тут действительно, и состоялся суд и смертный приго­вор 1919 . Во времена Страбона († 24 г. по Р. X.) Бе­рит был уже вполне восстановленным городом 1920 . Кесарь Август Мар. Агриппа († 44 г. по Р. X.) для заселения Берита послал туда два легиона солдат. (5-й и 8-й) и значительно расшил его городской округ, при­соединив к нему «значительную область Массии до исто­ков Оронта», лежащих возле Ливана 1921 . Несколько позднее, около времени описываемого посещения города св. Ап. Павлом, Берит был сделан римской колонией, получил почетное jus Italicum 1922 и стал называться Iulia

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот Берит (Βρυτος у Стефана Византийского 833 Βερη у Nonnus’a Dionys.) 834 не тот Бероф или Берот, о котором упоминается во 2 книге Царств 835  и книге прор. Иезекииля 836 , и с которым его обычно отождествляют 837 , так как этот последний принадлежал к царству Сувскому (Reich Syren-Zoba), границы которого ни в каком случае не могли достигать Средиземного моря 838 . Это – Берит, приморский финикийский город. Он очень древнего происхождения; по крайней мере местные мифы рассказывают, что именно на месте Берита впервые появились люди одновременно с первыми богами: Айоном и Протогоном 839 . Но самое первое историческое свидетельство о городе Берите и его гавани находится у Scylax " a, жившего в половине IV столетия до Р. X. 840 ; но, несомненно он в то время был весьма незначительным городом; по крайней мере в описании завоевательного шествия Александра Великого по Сирии в то время, как упомянут соседний город Библ, Берит пропущен 841 . Полибий в истории сирийских войн, последовавших за смертью Александра, уже упоминает о Берите 842 . Позднее, когда арабские орды начали бороздить Сирию своими набегами, а частые мятежи и разные узурпаторы в различных провинциях царства – опустошать города и селения, предводитель мятежной оппозиции против Антиоха VII Сидета по имени Диодот Трифон 843 до основания разрушил Берит 844 в 140 г. до Р. X. 845 . Но скоро, ко времени Ирода Великого, Берит уже был снова отстроен; по крайней мере Юлий Цезарь в своем письме советовал Ироду Великому «сделать судебное собрание в Берите, где обитают Римляне и произвести над своими сыновьями 846 суд 847 »; тут действительно, и состоялся суд и смертный приговор 848 . Во времена Страбона († 24 г. по Р. X.) Берит был уже вполне восстановленным городом 849 . Кесарь Август Мар. Агриппа († 44 г. по Р. X.) для заселения Берита послал туда два легиона солдат (5-й и 8-й) и значительно расшил его городской округ, присоединив к нему «значительную область Массии до истоков Оронта», лежащих возле Ливана 850 . Несколько позднее, около времени описываемого посещения города св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Глава 18 1. Война Давида с филистимлянами. 2. С моавитянами. 3–8. С Адраазаром, царем Сувским, и сирийцами. 9–11. Посольство от Фоя, царя Имафа. 12–13. Поражение идумеян Авессою. 14–17. Первые сановники Давида. Подобно другим, восемнадцатая глава представляет повторение с небольшими особенностями ( 2Цар.8 ). 1Пар.18:1 .  После сего Давид поразил Филистимлян и смирил их, и взял Геф и зависящие от него города из руки Филистимлян. Вместо непонятного выражения ( 2Цар.8:1 ): «и взял из рук филистимлян узду народов», кн. Паралипоменон употребляет объясняющие его слова: «Геф и зависящие от него города». Геф был один из пяти главных филистимских городов и по своему положению, как находившийся на границе израильской и филистимской земли, мог быть действительно в руках той или другой стороны уздою на противников. 1Пар.18:2 .  Он поразил также Моавитян, – и сделались Моавитяне рабами Давида, принося ему дань. Автор по неизвестным соображениям опускает замечание ( 2Цар.8:2 ) о жестокой расправе Давида с моавитянами. Едва ли им руководило желание выставить Давида в благоприятном свете, тогда он должен был бы замолчать и аналогичную расправу с аммонитянами ( 1Пар.20:3 ). В этой, кажется, войне с моавитянами Ванея, сын Иодая, поразил двух сыновей Ариила моавитского ( 1Пар.11:22 ). 1Пар.18:4 .  И взял Давид у него тысячу колесниц, семь тысяч всадников и двадцать тысяч пеших, и разрушил Давид все колесницы, оставив из них только сто. В кн. Царств означается только 1 700 всадников, а о колесницах совсем не говорится, хотя дальнейшие слова и предполагают их истребление. 1Пар.18:8 .  А из Тивхавы и Куна, городов Адраазаровых, взял Давид весьма много меди. Из нее Соломон сделал медное море и столбы и медные сосуды. Во ( 2Цар.8:8 ) эти города называются Бетах и Берот. От чего произошло разногласие, сказать нельзя. Ни те, ни другие названия в других местах Священного Писания не встречаются. Замечания об употреблении Соломоном захваченной Давидом меди в кн. Царств нет. 1Пар.18:12 .  И Авесса, сын Саруи, поразил Идумеян на долине Соляной восемнадцать тысяч;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15 И сии пределы земли на север, от моря великаго сходящаго и отделяющаго вход имаселдам, 16 Емаф, Берот, Сивраим, находящийся между Дамасскою и Емафскою областями Гацар-Тихон, который на границе Аврана. 16 маавфирас, еврамилиам среде предел дамасковых и среде предел имафовых, дворы савнани, иже суть выше предел авранитидских. 17 И будет граница от моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край. 17 Сии пределы от моря: от двора енанова, пределы дамасковы, и яже к северу, и предел емафов, и предел северск. 18 Черту восточного края ведите между Авраном и Дамаском, между Галаадом и землею Израильскою, по Иордану, от северного края до восточного моря; это восточный край. 18 И яже на востоки: между авранитидою и между дамаском, и между галаадитидою и между землею израилевою, иордан делит к морю, еже на востоки фиников: сия на востоки. 19 А южный край с полуденной стороны от Тамары до вод пререкания при Кадисе, и по течению потока до великого моря; это полуденный край на юге. 19 И яже к югу и ливу: от фемана и фиников даже до воды маримоф-кадим, продолжающееся к морю великому. 20 Западный же предел - великое море, от южной границы до места против Емафа; это западный край. 20 Сия страна юга и лива, сия страна моря великаго разделяет даже прямо входу имаф, даже до входа его: сия суть яже к морю имаф. 21 И разделите себе землю сию на уделы по коленам Израилевым. 21 И разделите землю вам, племеном израилевым. 22 И разделите ее по жребию в наследие себе и иноземцам, живущим у вас, которые родили у вас детей; и они среди сынов Израилевых должны считаться наравне с природными жителями, и они с вами войдут в долю среди колен Израилевых. 22 Расположите ю жребием вам и пришелцем обитающым среде вас, иже родиша сыны посреде вас, и будут вам яко туземцы в сынех израилевых: с вами да ядят во участии среде племен израилевых, 23 В котором колене живет иноземец, в том и дайте ему наследие его, говорит Господь Бог. 23 и будут в племени пришелцев, в пришелцех иже с ними: тамо дадите участие им,, глаголет Господь.

http://drevo-info.ru/articles/10103.html

717 Эта священная часть земли принадлежать будет священникам, служителям святилища, приступающим к служению Господу: это будет для них местом для домов и святынею для святилища. 718 И князю дайте долю по ту и другую сторону, как подле священного места, отделенного Господу, так и подле городского владения, к западу с западной стороны и к востоку с восточной стороны, длиною наравне с одним из оных уделов от западного предела до восточного. 719 Так говорит Господь Бог: довольно вам, князья Израилевы! отложите обиды и угнетения и творите суд и правду, перестаньте вытеснять народ Мой из владения его, говорит Господь Бог . Да будут у вас правильные весы и правильная ефа и правильный бат… И в праздники и в торжественные дни хлебного приношения от него должно быть по ефе на тельца и по ефе на овна, а на агнцев, сколько подаст рука его, и елея по гину на ефу… князь не может брать из наследственного участка народа, вытесняя их из владения их; из своего только владения он может уделять детям своим. 721 И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. У потока по берегам его будут расти всякие дерева: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание. 722 вот распределение, по которому вы должны разделить землю в наследие двенадцати коленам Израилевым: Иосифу два удела. И вот предел земли: на северном конце, через Хетлон, по дороге в Цедад, Емаф, Берот, Сивраим, находящийся между Дамасскою и Емафскою областями Гацар-Тихон, который на границе Аврана. От моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край. Черту восточного края ведите между Авраном и Дамаском, между Галаадом и землею Израильскою, по Иордану, от северного края до восточного моря; это восточный край. А южный край с полуденной стороны от Тамары до вод пререкания при Кадисе, и по течению потока до великого моря; это полуденный край на юге. Западный же предел – великое море, от южной границы до места против Емафа; это западный край.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Нав.18:23 .  Аввим, Фара и Офра, Аввим неизвестен по своему положению. Фара указывается на месте развалин, носящем то же название, в вади Фара, к юго-западу от Иерихона, в 3-х часах пути от него и стольких же от Иерусалима. Офра у Евсевия и Иеронима указана в 5-ти рим. милях на восток от Вефиля; местом этой Офры, отличной от Офры Гедеона в Манассиином колене ( Суд.6:11 ), признается деревня Ет-Таийгебэ с развалинами древней крепости на вершине холма, к северо-востоку от Вефиля. Нав.18:24 .  Кефар-Аммонай, Афни и Гева: двенадцать городов с их селами. Из названных здесь трех городов известно положение последнего – Гева (в греко-славянском переводе Гаваа), который находился на месте нынешней деревни Джебы, расположенной на высоком холме, покрытом развалинами, в 2 1/2 часах пути к северо-востоку от Иерусалима. Нав.18:25 .  Гаваон, Рама и Бероф, Вторую группу городов Вениаминова колена составляли 14, находившихся вообще в западной половине удела. Из них о Гаваоне см. Нав.9:3 . Рама находилась, по Суд.19:11–14 , на север от Иерусалима, по Евсевию, в 6-ти рим. милях от него; согласно с этим, местом его признается селение Ер-Рам, на высоком холме, с развалинами храма и башни, в 2-х часах пути на север от Иерусалима. Эта Рама была тождественна, по всей вероятности, с Рамафаим-Цофим или Рамой, местом рождения и жительства пророка Самуила ( 1Цар.1:1,19,7:17 и д.). Относительно Бероф см. Нав.9:17 . Нав.18:26 .  Мицфе, Кефира и Моца, Нав.18:27 .  Рекем, Ирфеил и Фарала, Из названных здесь 6-и городов известны по своему географическому положению только первые два. Мицфе (в славянской Библии Масфа) находился на высокой горе, носящей название Неби Самвиль («пророк Самуил»), в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима, в получасе на юг от Гаваона 170 . О Кефире см. Нав.9:17 . Нав.18:28 .  Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их. Местоположение Целы, служившей местом погребения рода царя Саула ( 2Цар.21:14 ) и Елефа, неизвестно. Цела и Елеф в Алекс. и некоторых других греческих списках образуют одно название Σηλαλεφ или Σελαελαφ, как и в славянской Библии. Гивеаф, называемый в др. местах Гивой ( Суд.19:12 ), Гивой Вениаминовой ( 1Цар.13:2 ) или Гивой Сауловой ( 1Цар.11:4 ), указывается обыкновенно на час пути к северу от Иерусалима, на высоком холме Тельель-Фуль, на вершине которого находятся развалины башни из древнего материала 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8:5. Дамаск. Дамаск расположен в оазисе, орошаемом рекой Варадой. С запада город защищен хребтом Антиливана, а с востока – Сирийской пустыней. Впервые Дамаск упоминается в перечне городов Тутмоса III (XV в. до н. э.); что касается амарнских текстов, то в них ему отведена второстепенная роль. Дамаск приобрел известность в столкновениях с Ассирией в IX-VIII вв. до н. э. Жизнедеятельность современного города препятствует проведению археологических раскопок, поэтому мы не располагаем информацией, проливающей свет на библейский период его истории. 8:7. Золотые «щиты». В настоящее время древнееврейское слово, давно вызывающее сомнение, признано заимствованным из арамейского языка специальным термином, обозначающим футляр для лука. Церемониальные футляры для лука изображены на поздних персидских рельефах. 8:8. Беф и Бероф. Возможно, Беф – это Tubiknu, упоминающийся в амарнских текстах как город, расположенный к югу от Хомса. Это название встречается также в египетских перечнях городов. Бероф – Bereitan в долине Бика, к югу от Баальбека. В 1Пар. 18к этому списку добавлен Кун (древнее название Баальбека, в 50 милях к северу от Дамаска). 8:9. Фой, царь Имафа. Очевидно, Фой, правивший в регионе к северу от Сувы, приветствовал усилия израильтян, направленные на ограничение влияния Сувского царства. Хотя «Имаф» (Хамат, совр. Наша, в 130 милях к северу от Дамаска) – это название города на Оронте, в новоассирийских хрониках оно служит для обозначения народа, населяющего этот регион. Фой не упоминается в других источниках, но хурритское происхождение имени указывает на то, что Хамат не являлся в этот период арамейским государством. 8:10,11. Посвящение драгоценных металлов Господу. Посвящение драгоценных металлов Господу означает, что они попали не в царскую казну, а в святилище, в распоряжение священников. Наиболее ценные раритеты (парадное оружие или предметы культа) хранились, а менее значительные вещи шли на переплавку. 8:12–14. Завоевания Давида. Трансиордания вошла в состав Давидова царства, по меньшей мере до реки Арнон на юге. Идумея расположена к юго-западу от Мертвого моря. Завоевания Давида позволили установить контроль над двумя важнейшими торговыми путями через этот регион.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Бероф. Давид взял этот город у Адраазара. Давид взял в Берофе много меди, из которой впоследствии Соломон устроил медное море и другие принадлежности храма ( 2Цар.8:8 ). Гиблос или Гевал ( Иез.27:9 ), при Средиземном море, между Берофом и Триполем. Жители славились искусством тесать камни и строить корабли; Гивлитяне приготовляли дерева и обтесывали камни для храма Соломонова ( 3Цар.5:18 ). Арвад или Арад , остров и город на нем того же имени. Остров этот лежал близ морского берега. Близ Арада находилась большая река Елевтера, за которую ушли войска Димитрия Никатора, когда их преследовал Ионафан Маккавей ( 1Мак.11:7; 12:30 ). Триполь , город к северу от Сидона, между Гиблосом и Арадом. Он был так назван потому, что состоял из трех городов, отдельно стоящих один от другого в расстоянии стадии. Один из них был колонией Сидона, другой – колонией Тира, третий – колонией Арада. В книгах Маккавейских говорится, что, по смерти Антиоха Епифана, Димитрий, сын Селевка, убежал из Рима, вошел в Трипольскую гавань и объявил себя в этом городе царем ( 1Мак.7:1 ; 2Мак.14:1 ). Ореосиада , город к северу от Триполя. Сюда из Доры, осажденной Антиохом, убежал Трифон, похититель престола Сирии ( 1Мак.15:37 ). § 38. Келесирия Дамаск , столичный город Келесирии, расположенный в плодородной равнине, у подошвы Антиливана. Он существовал уже во времена Авраама и был отечеством распорядителя в доме его Елиезера ( Быт.15:2 ). Авраам преследовал 5 союзных царей до Ховы, что по левую сторону Дамаска ( Быт.14:15 ). Св. Писание ничего более не говорит о Дамаске до царствования Давида, когда этот город сделался столицей царства Сирийского, основанного Разоном ( 3Цар.11:23–25 ). При преемниках Азаила, царство Сирийское было несколько раз опустошаемо Ассириянами. Дамаск, разрушенный в это время, впоследствии оправился и переходил по очереди от Ассириян к Римлянам, от них к Арабам и был столицей Сарацин во времена Калифов. С 1516 года это Турецкий город. Дамаск орошается Хрисороасом, который, вытекая из Антиливана и пересекая равнины Дамасские, образует около этого города три рукава. Один из них пересекает город, а другие два орошают сады в окрестностях города. Когда пророк Елисей велел прокаженному Нееману омыться в Иордане, то Нееман сказал: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские (т. е. рукава Хрисороаса), не лучше всех вод Израильских?» ( 4Цар.15:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

18:21–28. Города Вениамина. Некоторые города неизвестны, но остальные идентифицированы: Фара – Khirbet el-Farah, к северо-востоку от Анафофа; Офра – et-Taiyibeh, в 4 милях к северо-востоку от Вефиля; Гева – возможно, Khirbet et-Tell, в 7 милях к северу от Вефиля; Гаваон обычно отождествляют с эль-Джибом, в 4 милях к северо-западу от Иерусалима (см.: 9:3–5); Рама – er-Ram, в 5 милях к северу от Иерусалима; Бероф – возможно, el-Bireh; Мицфа – возможно, Tell en-Nasbeh; Кефира – Khirbet Kefirah, к юго-западу от эль-Джиба; Моца – возможно, Khirbet Beit Mizze, к западу от Иерусалима; Гивеаф-Кириаф – возможно, возвышенность, известная как «холм Кириафиарима» (см.: 1Цар. 7:1,2 ). 19:1–9. Удел Симеонов. Поскольку территория сынов Симеоновых определяется как расположенная «среди удела сынов Иудиных», можно предположить, что это колено распалось или ассимилировалось на очень раннем этапе, оставив только память о своих первоначальных владениях. Их города находились в основном в Негеве, а Ефер и Ашан – в Шфеле (см. коммент. к 15:21–32). Беф-Маркавоф, «город колесниц», и Хацар-Суса, «город коней», – это, по-видимому, не географические названия, а обозначения профессиональной специализации. Эти города обычно отождествляют с Мадманой и Сансаной(15:31). 19:8. Ваалаф-Беер. Возможно, это другое название Валофа из 15(см. Ваал в 1Пар. 4:33 ), расположенного к востоку от Вирсавии. Упоминание «Рамы в Негеве» ( в русском переводе – «южной Рамы») указывает на то, что это была «высота», или языческое культовое место (см.: 1Цар. 30:27 ). 19:10–16. Удел Завулонов. Несмотря на отсутствие в перечне Назарета, он является основным ориентиром этого удела. Границы и большинство городов расходятся от этого города в восточном и западном направлениях. Северная граница проходит примерно в 12 милях к западу от Тиберии и в 6 милях к северо-востоку от Назарета у Риммона (Rummaneh). Сарид – вероятно, Tell Shadud (в 5 милях к юго-востоку от Назарета). Оттуда граница идет по потоку Киссон до Иокнеама (см.: 12:22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002