После троекратного пения «Аллилуия» (иногда называется Laudes (Хваления); могло петься со стихами псалма (Ordo Romanus XV. 135)) диакон начинал чтение диптихов (Nomina) (согласно Псевдо-Герману, только с именами усопших). Древнейшим свидетельством наличия этого элемента в Г. о. являются диптихи в приложении к «Правилам для монахов» Аврелиана Арелатского ( 550) и в Codex Regularum Бенедикта Анианского (Münch. Staatsbibl. CLM. 28 118, IX в. Fol. 18v). С началом чтения диптихов снимался покров с Даров, к-рые, вероятно, осенялись крестным знамением ( Greg. Turon. Vit. Patr. 16. 2). После диптихов читалась молитва Post nomina, содержащая intercessio о принесших Дары. В этой молитве часто встречаются эсхатологические темы лона Авраамова, refrigerium (места прохлады), земли живых, участия в Первом воскресении, освобождения из преисподней, записи в Книге жизни и т. п. После этого совершался чин лобзания мира. Благословение подавалось либо в форме «Pax vobis» или Pax sit semper vobiscum (Мир вам или Пусть мир пребудет с вами) (13-я «Месса Мона») либо в виде парафраза из 2 Кор 13. 13 (Missale Gothicum, Missale Francorum). Вероятно, лобзание народа сопровождалось пением антифона: «Pacem meam do vobis» (из Ин 14. 27), к-рый есть в испано-мосарабских книгах (аллюзии в German. Ep. 1. 22). Затем читалась коллекта Pax (или Ad Pacem) о мире и единстве Церкви, к-рая, видимо, заменила оригинальную коллекту предыдущей молитвы Post nomina (ср.: ркп. Monacensis) с прошением о принятии Даров и молитв верных. Нек-рые рукописи содержат молитву, аналогичную визант. молитве о даровании «Ангела мирна» (напр., Missale Gothicum. 2). Далее следовал диалог в начале анафоры и евхаристические молитвы. Анафора Г. о. отличается как от рим. канона, имеющего одну переменную составляющую - префацию (правда, частью канона префация считалась только в раннее средневековье), так и от вост. анафор, текст к-рых остается неизменным на протяжении всего литургического года. Галликанские анафоры имеют 4 фиксированных элемента - Sursum corda (Ввысь сердца), Sanctus, institutio (к-рое называется Secreta (Тайная) или Qui pridie (Который прежде)) и краткое заключительное славословие - и 3 переменных - Contestatio (иначе называется Immolatio (Жертвоприношение)), коллекту Post Sanctus (или по первым словам - Vere Sanctus (Воистину Свят)), коллекту Post mysterium (или Post Secreta). Хотя евхаристические молитвы обычно обращены к Богу Отцу, для Г. о. характерен свободный переход в рамках одной молитвы от одного Лица Пресв. Троицы к Другому.

http://pravenc.ru/text/161580.html

Леринские монахи считали своими предшественниками егип. подвижников. Иоанн Кассиан утверждал, что Гонорат и Евхерий вдохновлялись примером первых монахов, жизнь и учение которых он описал в «Собеседованиях», а Евхерий высказывал намерение посетить Египет ( Ioan. Cassian. Collat. 11. Praef.). По словам Евхерия, уединенные кельи леринцев напоминали Египет, перенесенный в Галлию ( Eucher. Lugd. De laud. herem. 42). Обращаясь к Фавсту Рейскому, Сидоний Аполлинарий представлял леринских монахов наследниками древней аскетической традиции, восходившей не только к егип. подвижникам, но и к прор. Илии и Иоанну Крестителю ( Sidon. Apol. Carmina. XVI 91-128). Он утверждал, что леринский мон. Антиол воздержанием превзошел «архимандритов Мемфиса и Палестины» ( Idem. Ep. VIII 14). А. А. Королёв Внутреннее устройство и устав монастыря Ранние источники не позволяют однозначно определить, как был устроен Леринский мон-рь, был ли он общежительным (киновией), представлял собой поселение «отшельников» или относился к смешанному типу. Авторы V-VI вв. упоминают о существовании правил мон-ря (Regula, Statuta, Instituta и т. п.), поэтому исследователи пытаются связать с Лерином те или иные монашеские уставы, не содержащие в заглавиях точной локализации. Наибольшим признанием пользуется теория А. де Вогюэ, выделившего 3 устава из собрания Бенедикта Анианского , которые с наибольшей вероятностью могли происходить из Леринского монастыря («Правило 4 отцов - Серапиона, Макария, Пафнутия и другого Макария», «Второе правило отцов» и «Правило Макария, который начальствовал над 5 тысячами монахов»), а также еще неск. текстов, к-рые зависят от этих уставов или созданы под их влиянием. «Правило 4 отцов» (изд.: Regula sanctorum patrum//Les Règles. 1982. T. 1. P. 180-205), по мнению Вогюэ, относится ко времени основания мон-ря (нач. V в.). Текст состоит из пролога и 4 речей, которые делятся на 16 глав, и напоминает соборные акты. Хотя в заглавии перечислены имена егип. отцов, устав не является переводом с копт.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Так, аббат св. Одон за подтверждением монастырских привилегий и прав собственности обращался не только к папе Римскому, но и к герм. королю и др. светским правителям. К 942 г. св. Одон получил 7 папских грамот о привилегиях (больше, чем до сер. XI в. было выдано любому др. мон-рю или епископской кафедре) и 7 королевских ( Idem. 1959. S. 97). Залогом развития К. р. стала привилегия 931 г. папы Римского Иоанна XI, взявшего мон-рь под защиту. Грамотой о привилегиях ( Jaff é . RPR. N 3584) подкреплялась правовая самостоятельность Клюни: мон-рь был выведен из юрисдикции епископа Макона, подтверждались право свободного выбора аббата и неприкосновенность монастырских владений (т. о. Клюни укрепил независимость от светских сеньоров). Принципы начатой св. Одоном реформы представлялись в папской грамоте как поручение понтифика: Иоанн XI призывал монахов реформировать др. обители с согласия их собственников, даровав Клюни право (libertas et licentia) принимать для «улучшения жизни» (meliorandae vitae) монахов, покинувших те мон-ри, где не соблюдался бенедиктинский устав. Папскими привилегиями был обозначен новый этап К. р.: с этого момента она окончательно вышла за рамки реформы св. Бенедикта Анианского, ее целью стало создание союза реформированных мон-рей, живущих «словно единая община» (quasi una haberetur congregatio) (в 937 насчитывалось уже 17 мон-рей). Разрешение на реформу в 938 г. было повторено в привилегии папы Льва VII ; понтифик обратился также ко всем архиепископам с просьбой оказывать св. Одону Клюнийскому всестороннюю поддержку и защищать владения клюнийцев. Тогда же право принимать к себе монахов (но не присоединять мон-ри) при посредничестве св. Одона получили реформированные им аббатства Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Деоль ( Jaff é . RPR. N 3603, 3606), которые также стали важными центрами реформы: из этих мон-рей К. р. распространялась на север - в Реймсское архиеп-ство и в Британию ( Sackur. 1892. Bd. 1. S. 186-194, 277-278; Hallinger. 1951. Bd. 2. S. 889). Впосл.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГОБАРД [лат. Agobard] (ок. 769-840), архиеп. Лионский (с 816), церковный деятель эпохи Каролингского возрождения . Родом из Септимании (Юж. Франция). Друг Бенедикта Анианского . Основная цель деятельности А. на кафедре состояла в дальнейшей христианизации образа жизни франков, еще сохранявших архаичные обычаи варварского мира, поэтому он был сторонником гос. централизации, видя в Каролингской империи отображение духовного единства человечества во Христе. Активно боролся против суеверий и ересей (против адопцианства ) Феликса Ургельского, против т. н. божиих судов - судебных поединков. В конфликте с иудейской общиной Лиона (822-828), пользовавшейся поддержкой населения, выступил на стороне Церкви, написав полемическое соч. «De insolentia Iudaeorum» (О суевериях иудеев), не оказавшее в дальнейшем значительного влияния на общественную мысль. В конце жизни занимался литургической реформой и вел полемику с литургистом Амаларом Мецким , оставил сочинения «De correctione antiphonarii» (Об исправлении антифонария) и «Contra libros IV Amalarii» (Против 4 книг Амалара). В научной традиции XIX в. получил репутацию религ. рационалиста, провозвестника церковных реформаторов XIV-XVI вв. Соч.: MGH, SS. T. 15. S. 274-279; MGH, Epp. T. 5. S. 150-239. Лит.: Cabaniss J. A. Agobard of Lyons. Siracuse, 1953; Boshof E. Erzbischof Agobard von Lyon: Leben und Werk. Köln; W., 1969. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского

http://pravenc.ru/text/63358.html

Из многих монастырей прислали нам в последнее время письма, в которых заявляли, что братия молится за нас... тут мы заметили, что в большинстве этих посланий чувства хороши, а слова грубы и неотесанны... ибо то, что внушала хорошая благочестивая преданность, не в состоянии был выразить неумелый и необразованный язык... Поэтому мы увещеваем вас... трудиться со смиренным и угодным Богу сердцем, чтобы быть в состоянии верно и легко проникать в тайны Св. Писания. В Св. Писании есть аллегории, фигуры и другие вещи подобного рода... и ясно, что поймет их легче тот, кто хорошо наставляет в науках. Пусть же наберут для этого людей, озаренных желанием и умением учиться, а также искусством поучать других» . При Карле Великом создавались школы трех типов При Карле Великом создавались школы трех типов. Одни из них представляли учебные заведения, в которых преподавались классические тривиум и квадривиум с углубленным изучением Священного Писания. Эти школы предназначены были главным образом для подготовки кандидатов священства, но не только. Правительственная канцелярия нуждалась в образованных чиновниках. Поэтому такие школы давали основательное образование и тем лицам, которые готовились для государственной службы. В эпоху Карла Великого очагами классического образования и своего рода научными центрами, где изучались и Священное Писание, и патристическое наследие, и классические науки, стали школы Ферьерского, Анианского, Сан-Риккьерского, Корбийского и Фонтенельского монастырей в Галлии, Фульдского и Сан-Галленского монастыря в Германии. Там собирали, хранили и переписывали манускрипты как христианских, так и классических древних писателей. В правление Карла Великого в монастырских скрипториях был выработан новый стиль письма, названный «каролингским минускулом». Характеризуя последствия этой реформы, Ж. Ле Гофф писал, что новое начертание букв «было ясным, стандартизованным и изящным; в результате читать и писать стало легче... это была первая общеевропейская письменность. В монастырских, королевских и епископальных скрипториях идет усердная переписка рукописей, и Алкуин делает новый шаг в сторону ясности и упрощения – обращает внимание на пунктуацию» .

http://pravoslavie.ru/133195.html

Подлинное богословие не существует вне акта поклонения Богу: оно всегда литургическое, всегда славословное, всегда таинственное. Понимание богословия в терминах сугубо «схоластических» и «академических» и является, на мой взгляд, основной причиной восприятия проблемы духовного образования и внутреннего делания как антиномии – в то время как для творцов первых монашеских общежительных уставов и их последователей такого противоречия не существовало. Уставы св. Пахомия Великого († 348), бл. Августина († 430), Венедикта Нурсийского († 547), Венедикта Анианского († 821) и других призывают монашествующих к гармоничному сочетанию усердной молитвы и непрестанного чтения и изучения Священного Писания и духовной литературы. Размышляя о сути монашеской жизни, преподобный Феодор Студит пишет: «Мы (монахи) день и ночь хвалим Господа, по преданному нам от святых отцов наших законоположению. Псалмопение следует за псалмопением, чтение – за чтением, молитва – за молитвой. В мыслях наблюдение за помыслами, в сердце – забота о Божественных словах, благовременное молчание, приличная беседа» . Если академическая ученость без молитвы питает тщеславие, то попытка духовных упражнений без духовного образования часто создает почву для ошибок и суеверий, которые безрассудною ревностью вытесняют должную ревность по Боге (ср. Рим. 10:2), «устраняют заповедь Божию», «уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:6–9), и создают предпосылки для нестроений. Многие из нас являлись свидетелями жарких споров вокруг вопросов налогового учета, происходивших относительно недавно, когда ни позиция священноначалия, ни аргументы ученых богословов, ни даже вразумление духоносных старцев не могли удержать в единстве с Церковью некоторых ревнителей не по разуму. Системное образование способствует не только получению догматических знаний, но более глубокому воцерковлению насельников, раскрывает смысл и дух богослужения, вводит в круг единомышленников. Архиепископ Иоанн Охридский, митрополит Скопский, рассказал о себе следующее. Он принадлежал к раскольнической Македонской Церкви. По его словам, не имея должного богословского образования, он полагал нормальным существующее положение вещей, не обращал внимания на отсутствие евхаристического общения со вселенским Православием. В процессе углубления духовного образования, владыка осознал неспасительность пребывания в расколе и воссоединился с канонической поместной Сербской Православной Церковью.

http://bogoslov.ru/article/4722571

Было время, когда антиохийский патриархат обнимал пространство областей от восточных берегов Средиземного моря до Ганга, и от Кавказа и Каспийского моря до пролива Аденского и заливов Персидского и Гангесского, и считал в этих пределах 138 митрополий и епископий, кроме многочисленнейших епархий, вверенных управлению четырёх кафоликосов, персидского, селевкийского, грузинского и анианского в великой Армении, которые все до Халкидонского собора состояли в духовном союзе с антиохийскими патриархами. Справедливо называли Антиохию оком всего востока. Было время, когда антиохийские патриархи наблюдали за исполнением соборных постановлений и церковных законов императоров, наказывали непокорных, но и увольняли от наказаний по отеческому снисхождению. Было время, когда они посылали поверенных в делах (апокрисиариев) к византийскому двору. Было время, когда дебри Сирии, пустыни Месопотамии и горы Ассирии наполнены были отшельниками, из которых многие сияли, как звёзды. Было время, когда при всех кафедрах архиерейских находились школы, в которых клир и миряне под руководством святителей учились боговедению. В Антиохии процветали училища огласительное и богословское, основанные Лукианом пресвитером (311 г.); Эдесса была Афинами Месопотамии в учёном отношении до тех пор, когда император Зенон закрыл эдесскую академию, заразившуюся несторианизмом; но нигде не было так много школ сирийских, как в области Адиабене; многие учители этих школ потерпели мученичество от персидского царя Сапора II; бейрутское юридическое училище, основанное ещё императором Александром Севером, называлось матерью римских законов и доставило миру величайших законоведов, имевших огромное влияние на законодательство Европы и церковное и гражданское, каковыми были Евдокий и Патриций, Дорофей, Исидор, Анатолий, Иоанн Антиохийский, все юрисконсульты Юстиниана Великого , которых называли то героями, то учителями вселенной, то светильниками закона и пр. Но всё это величие патриаршего антиохийского престола ещё с конца V века начало постепенно темнеть, ослабевать, дробиться и умаляться, так что в наше время этот престол не имеет и тени прежнего величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 8—18. Господь ожидает от нас ежедневного ответа деяниями на Его святые наставления. Ибо дни нашей жизни даны нам как срок для исправления заблуждений по слову Апостола: Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? (Рим. 2, 4). Говорит Господь в милости Своей: Разве Я хочу смерти беззаконника?.. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? (Иез. 18, 23). Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 35—38. Глава II БОГ СОКРЫТЫЙ, БОГ ВСЕЛЕНСКИЙ Карикатуры Бога изобилуют в истории как самого христианства, так и тех умственных идолов, которые ведут человечество либо к жестокости, либо к атеизму. Могут ли люди в современную эпоху с ее взлетом критического разума и свободы принять существование Бога по видимости худшего, нежели они сами, — по крайней мере, худшего, чем того требует их втайне оплодотворенное Евангелием сознание? Люди не перестают строить планы относительно Бога, чтобы овладеть Им и воспользоваться в своих целях, индивидуальных или коллективных. Но им следует понять, что Богом нельзя завладеть извне, как объектом, потому что по отношению к Нему не существует никакого «вне». Творец не примыкает к творению извне, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как говорил апостол Павел афинянам (Деян. 17,28). Но мы, будучи заключены в самих себе и «в Его руке», можем познать Его только тогда, когда Он Сам добровольно устанавливает отношение с нами, в котором отдаленность и близость делаются местом звучания Слова, местом, где Один обращается к другому. Большинство людей, заключенных в смертные тела, словно улитка в раковину, свернувшихся в своих упорных заблуждениях подобно ежам, создают по образу самих себя свое представление о блаженном Боге. Климент Александрийский Строматы, 5, 11. Зернышки, заключенные внутри гранатового плода, не могут видеть того, что вне скорлупы, так как они находятся внутри. Так » человек, вместе со всею тварью заключенный в руке Божией, не может созерцать Бога…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Будь к добросердечным благосклонен И оставь кривой избравших путь С теми, кто свершает беззаконье. 125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский. 125-Й ПСАЛОМ (ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ) Н. Басовский Если жизнь твоя Сионом охраняема, не собьёт тебя с дороги ничего. Как громады гор вокруг Ерушалаима, так Господь вокруг народа Своего. Не позволит Он творящим злодеяния в жизни праведных унизить благодать, чтобы те своим несчастьям воздаяния на дорогах зла не стали бы искать. Кто ж упорствует в пути своём неправильном, со злодеями останутся всегда. Дай добра, о Боже, тем, кто сердцем праведен! Мир Израилю на долгие года! В. Горт. ПСАЛОМ 125 В. Горт ПСАЛОМ 125 Песнь храмовых ступеней (6-ая) Кто к Богу прислонён — тот прочен и, словно холм Цион, — бессрочен. Свой город Бог объял горами, Свой праведный кагал — крылами. Аркан греха и кнут бесчестья — благим не нанесут увечья. Но крадущихся вброд — в безвестьи, всех Божьих троп в обход, вспять меткам Божьим — ждёт возмездье. Их обворует сброд до нитки и в пекло поведёт на пытки. Уж совести ростки сквозь рёбра, как клинки, их тщатся изнутри изранить! На землю посмотри, Творец! — Тебе с руки!: добром заволоки Израиль! ПСАЛОМ 125 Канонический русский перевод Песнь восхождения. 1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: 2 тогда уста наши были полны веселья, и язык наш — пения; тогда между народами говорили: " великое сотворил Господь над ними! " 3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались. 4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. 5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. 6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои. В. Бенедиктов ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 125 В. Бенедиктов ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 125 Израиль, жди: глас Божий грянет — Исчезнет рабства долгий сон, И к жизни радостно воспрянет Освободившийся Сион. И славу Горняго Владыки По всей вселенной возвестят Твои торжественные клики И вольных песен звучный склад. И взыдет глас меж племенами: «Се, Богом полная страна!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Уже некогда христианская Западная Европа впала в нравственный и этический коллапс – Римский понтифик Бенедикт XVI вынужден признать, что Западная Европа нуждается в новом обращении ко Христу. Выступая на Конгрессе католического европейского епископата, посвященном 50-летию Римского договора, положившего начало ЕС, папа Римский Бенедикт XVI заявил: «Забывая ценности христианства, Европа рискует потерять и себя саму, и свою веру… существует опасность вырождения Старого континента» 286 . Римская Церковь некогда увлеклась дружбой с миром и сама стремилась господствовать на земле, двинувшись навстречу миру, в результате приблизившись к нему, конечно же, из миссионерских соображении, – она так и осталась провалившейся в болото секуляризации, духовного омертвления (апостасии). Этот период в истории Западного христианства называется Возрождение; это и был период возрождения языческих и антихристианских идей в лоне Католической Церкви, в лоне Западной цивилизации. Но что может ответить Новый Завет вопрошающим, как нам привлечь людей мира к себе и в то же время не раствориться в их псевдодуховности, не впасть в некоторые неприемлемые для нас обязательства и компромиссы? Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). С другой стороны, казалось бы, и мир протягивает нам руку, приветливо улыбаясь, правда, подобные метаморфозы происходят, как правило, накануне выборов… И далее мы читаем: Мф.22:18 . «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?». Блаженный Иероним пишет: «Первое достоинство Отвечающего (то есть Христа. – О.С.) заключалось в том, что Он распознает мысль спрашивающих и называет их не учениками, а лицемерами. Итак, лицемером называется тот, кто на деле есть одно, а притворяется другим, то есть одно делает, а на словах представляет нечто другое » 287 . Нельзя сказать, что мы, христиане, не имеем подобных проблем, просто, в отличие от секуляризированного мира, мы их видим не только в других, но и в себе. Сказано: «но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» ( 2Кор.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010