Сведения по истории К. в этот период содержатся в «Хронике первых картузианцев» (в 2 редакциях - «Magister» и «Laudemus»; изд.: Wilmart A. La Chronique des premiers Chartreux//Revue Mabillon. P., 1926. Vol. 22. P. 77-142), Житии Гуго, еп. Гренобльского, Житии Антельма, еп. Беллейского (ActaSS. Jun. T. 7. P. 202-212), Житии Стефана, аббата мон-ря Обазин (Vie de saint Étienne d " Obazine/Éd. M. Aubrun. Clermont-Ferrand, 1970), соч. «О своей жизни» (De vita sua) Гвиберта Ножанского (изд.: Guibert de Nogent. Histoire de sa vie (1053-1124)/Publ. par G. Bourgin. P., 1907), гл. 18 из «Истории Запада» Жака де Витри ( Jacques de Vitry. Historia Occidentalis/Ed. J. F. Hinnebush. Fribourg, 1972), письмах, сочинениях Петра Достопочтенного и Бернарда Клервоского , а также в их Житиях. Устав Гвиберт Ножанский, рассказывая о событиях 1114-1115 гг., отмечает, что со времен св. Бруно в образе жизни К. ничего не изменилось ( Venerabilis Guiberti De vita sua sive Monodiarum libri tres. I 11// Guibert de Nogent. Histoire de sa vie. 1907. P. 32-36). В 1115-1116 гг. во Франции было основано 5 новых обителей К.: Порт (совр. деп. Эн), Лез-Экуж (совр. деп. Изер), Дюрбон (совр. деп. В. Альпы), Ла-Сильв-Бенит (совр. деп. Изер), Мерья (совр. деп. Эн). Между 1121 и 1128 гг. по просьбе приоров этих общин и по настоянию еп. Гуго Гренобльского 5-й приор Картузии Гвиго I (1109-1136) составил 1-й устав К.- «Consuetudines domus Cartusiae», или «Consuetudines Guigonis» (изд.: Guigues I er , prieur de Chartreuse. Coutumes de Chartreuse. 1984). Этот устав задумывался не как правило для нового ордена, а как описание обычаев обители Картузия, которой хотели подражать др. общины. Большая часть текста представляет собой цитаты из авторитетных в монашеской среде сочинений - посланий блж. Иеронима Стридонского , сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина и бенедиктинского монашеского устава (см. ст. Венедикт Нурсийский ). Гвиго I обращался также к творениям отцов Церкви (в основном в изложении «Concordia regularum» Бенедикта Анианского ), трактатам блж. Августина , Петра Дамиани , уставу затворника Гримлака , «Выдержкам из декретов Римских понтификов» (Excerpta ex decretis Romanorum pontificum) Ланфранка , архиеп. Кентерберийского, «Consuetudines» Ульриха, аббата Клюни, уставам камальдулов , августинцев-каноников и др. Из ВЗ и НЗ в качестве примеров для подражания Гвиго приводил пророков Моисея и Илию , св. Иоанна Предтечу и Иисуса Христа , пребывавшего в пустыне после Крещения.

http://pravenc.ru/text/1681193.html

Вероятно, под влиянием подобных идей между сер. VII и сер. VIII в. получили развитие частные церкви и мон-ри (см. Частной церкви право ). Хотя основание церкви и мон-ря традиционно мотивировалось «спасением души» (pro remedio animae), собственник имел право на взимание с прихожан десятины , распоряжался имуществом и всеми доходами своей церкви, имел право назначать на церковные должности ( Арнаутова. 2011. С. 35-41). Собор в Павии (855) осудил злоупотребления в системе частных церквей, рассматривая их как одну из причин упадка приходской жизни и обмирщения духовенства. Соборы в Чивидале (796 или 797), в Риме (826), в Павии (855) обязывали клириков воздерживаться от участия в мирских делах, запрещали духовным лицам носить мирскую одежду, участвовать в светских развлечениях. Духовенству предписывалось ограничиваться совершением богослужений, изучением Свящ. Писания и чтением проповедей. Тем не менее епископы активно участвовали в политической деятельности; в 1-й четв. IX в. еп. Клавдий Туринский отмечал, что вынужден проводить время при дворе и в армии, вместо того чтобы предаваться душеполезному чтению и размышлениям над Свящ. Писанием ( Claudius Taurinensis. Ep. 1//PL. 104. Col. 839). На итал. монашество не оказала влияния реформа св. Бенедикта Анианского . Тем не менее монашеская традиция в И. в большей степени была связана с бенедиктинской традицией, чем в других регионах Каролингской империи. В IX в. при всех соборах и крупных мон-рях в И. возникли школы и скриптории. Особую известность получил скрипторий монастыря Боббио. Преподавателями словесности во мн. соборных школах были образованные епископы, напр. патриарх Аквилеи Павлин II или ирландец Донат , еп. г. Фьезоле. Постановления Соборов IX в. обязывали епископов заботиться о просвещении духовенства. Римский Собор 826 г. призвал епископов не принимать в клир необразованных и безграмотных людей, объяснять клирикам смысл канонических постановлений и догматического учения Церкви. Соблюдение целибата в этот период не являлось обязательным для клира, но отношение Соборов к женатому духовенству во многом было негативным. Требования ввести безбрачие духовенства звучали все более настойчиво; целибат как каноническая норма был закреплен по решению Собора в Павии (1022).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Усилия св. Хродеганга и имп. Карла Великого по реформированию жизни клириков имели локальные и недолговечные результаты. Однако вскоре после смерти Карла Великого его сын имп. Людовик Благочестивый на Ахенском Соборе 816 г. обязал все общины клириков на территории империи придерживаться единого и обязательного для всех насельников устава. Устремления Людовика в этой сфере были тесно связаны с его программой «обновления Франкской державы» (renovatio imperii Francorum), согласно которой единообразие церковных порядков служило предпосылкой и отражением единства империи. Получившие соборное одобрение имп. распоряжения имели целью учреждение и поддержку общежительного уклада в среде клириков. В то время как для монашествующих нормой жизни отныне должен был служить исключительно Устав прп. Венедикта Нурсийского, дополненный сборником монашеских обычаев св. Бенедикта Анианского «Collectio capitularis», жизнь немонашеских общин точно так же должна была регламентироваться только одним документом. Новый устав получил название «Установление для каноников» (Institutio canonicorum; известен также как Ахенский устав - изд.: MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 394-421). Он состоял из 145 глав, первые 113 глав представляли собой выдержки из творений Исидора Севильского , папы Римского свт. Григория I Великого (в изложении Тайона Цезаравгустского), Псевдо-Проспера (в действительности Юлиана Померия ), блж. Иеронима Стридонского и блж. Августина (главы 1-38 и 94-113), а также соборных правил (главы 39-91) и высказываний Римских пап Льва I Великого и Геласия I (главы 92-93), в которых, с одной стороны, обосновывалась необходимость vita communis для клириков, с другой - указывалось на особенность и смысл духовного призвания К. по сравнению с монашеским - не столько в личной аскезе, сколько в служении Церкви. Вводная часть являлась теоретической мотивировкой и оправданием образа жизни К., регламентируемого во 2-й части «Установления для каноников»: ношения ими лучшей, чем у монахов, одежды, меньшей строгости требуемых от К. воздержания и поста, пользования личным имуществом и церковными бенефициями и в особых случаях отдельным жилищем. Практические предписания К. заимствованы из Устава Хродеганга, но при этом был сделан ряд существенных изменений и добавлений. Так, первенствующая должность в капитуле теперь называлась «препозит» (гл. 139), подробнее описано богослужение (главы 126-130), добавлено указание о детях, взятых К. на попечение (гл. 135), исключено принятое св. Хродегангом правило, по которому К. могли получать пожизненную ренту с земельных владений, пожертвованных Церкви. Учитывая различия в благосостоянии общин и климатических условий в разных частях Франкского гос-ва, допускались разные нормы в разрешенном во время трапезы количестве вина и его частичная замена пивом (гл. 122). Одновременно с «Установлением для каноников» был издан устав для канонисс - «Установление для монахинь» (Institutio sanctimonialium//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 421-456).

http://pravenc.ru/text/1470235.html

Поскольку Крещение детей в раннем возрасте постепенно стало стандартным, совершение чина перестали связывать с великими праздниками. Конфирмация Впервые этот термин встречается в проповеди Фавста Регийского на Пятидесятницу (ок. 460), а глагол confirmare - в канонах Регийского Собора 439 г. Хотя еще свт. Кесарий Арелатский говорил о том, что помазание совершалось сразу после Крещения ( Caes. Arel. Serm. 128. 2), в нек-рых областях Юж. Галлии постепенно образовался временной разрыв между Крещением, к-рое совершал священник, и Конфирмацией, к-рую совершал епископ. Для этой ситуации Фавст разработал новое богословие таинства Крещения. Он связал обретение невинности с Крещением, а обретение благодати с Конфирмацией. Через Крещение человек возрождается к новой жизни, а через Конфирмацию укрепляется для борьбы в этом мире. Он также отождествил Конфирмацию с сошествием Св. Духа на апостолов, к-рое произошло позже, чем их Крещение. Такое толкование вошло в Лже-Декреталии, а затем через «Суммы» Фомы Аквинского и «Декрет» Грациана стало неотъемлемой частью католич. богословия таинств. Согласно Прибавлению Бенедикта Анианского ( 821) к Сакраментарию папы Адриана, пресвитер мог причастить новокрещеного младенца без Конфирмации. Последовательность Крещение-Причащение-Конфирмация зафиксирована в Пражском Сакраментарии (Prag. Bibl. Cap. O. 83, нач. VIII в.), согласно к-рому Крещение совершается на Пасху, а Конфирмация - спустя 8 дней. Священство Древнейшие галликанские чины находятся в т. н. Statuta Ecclesiae antiqua ( Munier. 1960) - памятнике, написанном ок. 475-490 гг., возможно Геннадием Марсельским. В нем имеются указания для рукоположения во епископа, пресвитера, диакона, для поставления иподиакона, аколуфа , экзорциста, чтеца, остиария, псалмиста и посвящения девы. Чины во многом зависят от Апостольского предания , а потому могут не отражать реальной практики. Так, на пресвитера возлагает руки не только епископ, но и все др. пресвитеры. Однако есть и особенные элементы. В частности, при хиротонии во епископа предписывается возлагать на хиротонисуемого Евангелие, вероятно закрытое, к-рое держат 2 епископа.

http://pravenc.ru/text/161580.html

АД (греч. Аид; лат. Locus infernos – лишенное света подземное место; в слав, языках «пекло», напр, польск. pieklo, букв, «смола») – в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. как об альтернативе раю имеют сравнительно позднее происхождение. В Новом Завете предупреждение об угрозе Страшного суда и А. занимают важное место, но чувственная детализация адских мучений отсутствует. В Н. 3. А. определяется как «мука вечная» ( Мф. 25:46 ), «тьма внешняя (кромешная)» ( Мф. 8:12 ). АДАМ КАДМОН (евр. adam qadmon – человек первоначальный) – в иудаистской мистической традиции имя абсолютного, духовного явления человеческой сущности до начала времен как первообраз духовного и материального мира, а также предвечный замысел Бога о человеке, несовершенным (вследствие падения) воплощением которого является земное человечество или Адам Перстный ( 1Кор. 15:47 ). Это имя входит в круг понятий каббалистической мистики XIII–XVIII вв. и как символ воспринято эклектической символикой масонства, где А.К. соотносился с эмблемой шестиконечной звезды (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»). АДОПЦИАНЕ – 1. Сторонники ереси монархиан динамического направления (II–III вв.), представлявшие Христа человеком обыкновенным, но наделенным особой силой (δυναμις), особым благочестием. После монархиан адопционистская христология прослеживается у Нестория и у некоторых других представителей антиохийской школы. 2. Ересь, произведшая волнение в испанских и франкских церквах в VIII в. Согласно А. Христос по своему человечеству не истинный Сын Божий, но усыновленный, приемный сын (adoptivus). Главные представители: Елипанд, епископ Толедский и Феликс Ургельский. Последний защищал взгляды А. на соборе в Регенсбурге (792), в присутствии Карла Великого. Был осужден, отправлен к папе Адриану I, где отказался от ереси. Вскоре вернулся к своим взглядам. А. вновь были осуждены на Франкфуртском соборе (при участии папы и Карла Великого) 794 г. В 798 г. Феликс изложил свои взгляды в книге и направил ее Алкуину. В 799 г. собор в Риме под председательством папы Льва III вновь осудил ересь. В 800 г. состоялся диспут Феликса и Алкуина, на котором Феликс признал себя побежденным и отказался от своего учения. Он написал окружное послание к своим сторонникам, увещевая их вернуться к правоверию. Это послание, 7 книг Алкуина «Против Феликса» и проповеди Лейдрада Лионского и Бенедикта Анианского окончательно подорвали авторитет еретиков и принесли мир.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Л. Б. род. в королевской усадьбе Кассиногил, когда Карл Великий возглавлял военный поход в Испанию. У Л. Б. был брат-близнец Лотарь, умерший вскоре после рождения. Имена, к-рые получили сыновья Карла Великого и Хильдегарды (Людовик (Хлодвиг) и Лотарь (Хлотарь)), некогда использовались Меровингами и были призваны подчеркнуть историческую преемственность франк. династий (впосл. эта идея получила отражение в «Деяниях Мецских епископов» Павла Диакона, в королевских генеалогиях и др. текстах). К нач. 80-х гг. VIII в. держава Каролингов достигла таких размеров, что ею было трудно управлять из единого центра, поэтому Карл Великий выделил Аквитанию и Италию как автономные королевства. Он привез Л. Б. в Рим, где 15 апр. 781 г. папа Адриан I помазал его на царство и провозгласил королем Аквитании. В Орлеане король попрощался с сыном и отправил его в Аквитанию, где тот безвыездно провел неск. лет. Король Аквитании (781-814) О детстве Л. Б. сохранились отрывочные сведения в трудах более поздних историков, прежде всего Астронома. Л. Б. получил хорошее образование, был обучен военному делу, знал религ. и светскую лит-ру, античную поэзию, герм. героические песни, историописание. Он говорил на старофранц. и древневерхненем. языках, прекрасно владел латынью и в какой-то мере понимал греч. язык. С ранних лет был очень религиозен. По словам Астронома, Л. Б. тяготился обязанностями правителя, проводил время в молитвах и пении псалмов, даже намеревался отказаться от трона и уйти в мон-рь, как некогда поступил его дядя Карломан , но отец и жена удержали его от этого шага. Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Л. Б. формально обладал полнотой власти в Аквитанском королевстве. Под его руководством прошло неск. гос. собраний (789, 790, 795, 801, 814). В его распоряжении находился большой королевский домен с дворцами и виллами. У него были собственная канцелярия, казна и монетный двор. Ему подчинялись местные графы, аббаты и т. н. королевские вассалы из числа франков, получившие от императора поместья в Аквитании. До совершеннолетия Л. Б. королевством управляли регенты и советники, назначенные Карлом Великим, преимущественно клирики. Самыми влиятельными из них считались св. Бенедикт Анианский , канцлер пресв. Элизахар, Клавдий Туринский , Агобард (впосл. архиепископ Лионский) и Иона (впосл. епископ Орлеанский), а также библиотекарь Эббон (впосл. архиепископ Реймсский), сын королевской кормилицы Химильтруды. Под влиянием советников Л. Б. проводил церковные преобразования. Он поддерживал монастырскую реформу Бенедикта Анианского, строил церкви и мон-ри, жаловал им земли и даровал привилегии. Астроном называл его «скорее священником, нежели королем».

http://pravenc.ru/text/2561074.html

В этот период активно критикуется практика передачи в мон-рь детей, отмечается массовое обращение мирян в сознательном возрасте в монашество, реформированные Б. приобретают высочайший духовный авторитет, на рубеже XI-XII вв. формируя во многом политику папства в реформе Церкви и осуществлении принципов теократии. Хотя все реформаторы поначалу отталкивались от идей Бенедикта Анианского, между ними имелись различия: если реформы в Римско-Германской империи во 2-й пол. X - 1-й пол. XI в., а также в Англии при кор. Эдгаре (Собор в Уинчестере, ок. 970) были обусловлены в т. ч. политико-идеологическими факторами и проводились сверху и в границах соответствующих гос-в, то клюнийское движение исходило из среды монашества, а сложившееся вокруг Клюни объединение мон-рей, не скованное к.-л. потестатными границами, свободное от влияния епископа или светского сеньора, было санкционировано папскими привилегиями. Хотя реформаторы и пытались с помощью писаных «обычаев», сообразно своему пониманию бенедиктинства, до мельчайших подробностей регламентировать жизнь мон-рей, их объединения оставались рыхлыми. Наиболее устойчивыми оказались те связи, к-рые строились по принципу филиации (от лат. filia - дочь), известному еще по уставам св. Пахомия Великого и св. Венедикта, когда аббат основывал на землях мон-ря целлы (кельи) - дочерние обители, отселяя туда часть братии и назначая приоров. Акцент реформаторы делали на усилении монашеской дисциплины, выразившемся в почти полной ритуализации жизни, не оставляющей монахам никакой самостоятельности, закрытости от мира (о чем зримо свидетельствовали черные одеяния, введенные у Б. клюнийцами) и богослужении. Бенедиктинский мон-рь в Помпозе. Италия. IX–XI вв. Фотография. XX в. Бенедиктинский мон-рь в Помпозе. Италия. IX–XI вв. Фотография. XX в. Постепенно оправляясь после периода упадка и раздробленности, монашеская церковная орг-ция Б. возвращает себе прежнюю значительную роль в общественной жизни Европы. Помимо увеличения числа мон-рей в традиц.

http://pravenc.ru/text/78066.html

По распространенной, но не подтвержденной источниками версии, имп. Карл Лысый обменял части мощей К. и Киприана Карфагенского на реликвии Христа и Девы Марии, к-рые он поместил в Компьене. Согласно местной версии Жития К., находившейся в распоряжении Сёйскена, и по свидетельству аббата Иоганна фон Вахтендонка (1531-1534), имп. Карл Великий перенес мощи К. и Киприана из Рима в основанный им монастырь Инден; впосл. Карл Лысый вывез реликвии во Францию, оставив в Индене голову и десницу К. Эти сведения Сёйскен признал не заслуживающими доверия. Мон-рь Инден, основанный имп. Людовиком Благочестивым для св. Бенедикта Анианского , первоначально был посвящен Спасителю; новое посвящение впервые упоминается в документе 1135 г., в к-ром говорится о «монастыре, воздвигнутом... в честь святых мучеников Корнелия и Киприана». Голова и десница К. названы среди монастырских реликвий в булле об индульгенции, изданной в 1359 г. папой Римским Иннокентием VI в пользу паломников, посещавших Корнелимюнстер 17 июля и в другие праздничные дни (ActaSS. Sept. T. 4. P. 185-187). С XIV в. Корнелимюнстер, где помимо мощей К. хранились др. святыни, был известным центром паломничества. Воде, которой омывали мощи К., приписывали целительную силу; считалось, что святыни исцеляли страдавших от эпилепсии. Среди реликвий, связанных с почитанием К., был рог индийского буйвола («рог св. Корнелия»); по преданию, грифон подарил его святому в благодарность за исцеление. По-видимому, легенда о роге К. связана с этимологией имени святого (от лат. cornus - рог). Для демонстрации реликвий в «октаву св. Корнелия» (неделя после 14 сент.) к монастырской церкви в 1706 г. была пристроена барочная капелла в честь святого. В ризнице храма находятся серебряный бюст-реликварий с черепом К. (2-я пол. XIV в.), реликварий с рукой святого (XVIII в.) и рог с ювелирными накладками (XV-XVI вв.) (см.: K ü hn N. Die Reichsabtei Kornelimünster im Mittelalter. Aachen, 1982; K ü hne H. Ostensio Reliquiarum: Untersuchungen über Entstehung, Ausbreitung, Gestalt und Funktion der Heiltumsweisungen im römisch-deutschen Regnum.

http://pravenc.ru/text/2458665.html

В своей собственной жизни, он принужден был несколько ослабить ту суровость, с которой он начал; но его жизнь продолжала оставаться строго аскетической, и он участвовал со своими монахами в обычных трудах, – пашне, жатве и других полевых земляных работах. Вскоре после восшествия Людовика на императорский престол, Бенедикт отрекся от аббатства анианского и удалился в новый царский монастырь на берегу Инды, близ Э-ля-Шапелля. Там он оказывал весьма важное влияние на жизнь в течение первых лет царствования своего патрона, и умер в 821 году, в семидесятилетнем возрасте. В Англии монашество с первой половины VIII столетия начало клониться к упадку. Монастыри часто были наводняемы и занимаемы могущественными мирянами, и хотя против этого зла было направлено одно правило собора кловесгуского, однако же употребление этим собором термины знаменательно доказывают, что собор имел мало надежды на подавление его. Бонифаций, в своих письмах к архиепископу Кутберту и Этельберту, королю Мерции, жаловался, что английские монастыри были угнетаемы больше всех других монастырей в христианском мире, что их преимущества нарушались, что они обременяемы были тяжелыми и несправедливыми налогами, разоряемы расходами на содержание короля и его свиты во время охоты, что монахи были принуждаемы к работам при построении королевских зданий и к другим повинностям 2872 . Но не мало порицаются и сами монашеские общины. Монахи часто обвиняются в беспорядочной жизни и пьянстве, что Бонифаций считает особенно национальным пороком, а любовь к нарядной одежде, бывшая другой отличительной особенностью древних бриттов, удерживалась несмотря на все монастырские правила. Альдгельм сильно порицал преданность подобной роскоши 2873 . Бонифаций жаловался на это Кутберту; собор кловесгуский порицал его в духовенстве; в монахах и в монахинях, в особенности порицая в мужчинах привязанность к мирской прическе и моду украшать ноги разноцветным шитьем; собор халхитский выражал желание, чтобы монахи и каноники носили одежду, одинаковую с монахами и канониками континента; «а не крашенную индийскими красками или весьма драгоценную» 2874 . Но и несколько лет спустя Алкуин продолжал жаловаться на такую суетность, и подавить любовь к ней оказывалось невозможным. Упадку монашества в Англии содействовало, кроме упомянутых уже причин (именно светского угнетения, которому подвержены были монахи, и их собственного нежелания; когда проходил первый период благочестивого рвения, подчиняться ограничениям монастырского устава), введение канонической жизни. Обитатели монастырей вместо монахов, сделались канониками, и около половины IX столетия бенедиктинский орден почти совершенно исчез в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Процветают монастыри и монастырские школы, и всякое новое монастырское поселение является в то же время центром религиозной жизни и образования в стране. С помощью этих отрядов римский епископ мог распространить или поддержать христианство и остатки древней культуры на западе; благодаря их содействию, он преобразовал новые германские государства в римско-германские. Мы говорим: римский епископ, – ибо Бенедикт не имел в виду такой деятельности своего ордена, она не вытекала сама собою из его устава, и, наконец, ученики Бенедикта не представляли ее себе в качестве сознательной задачи. Наоборот, на этой первой ступени мы видим монашество всецело на службе под руководством римских епископов и римских легатов, как например, Бонифация. Ордену удалось подчинить Риму франкскую церковь , которая с момента своего рождения была связана с государством, и оттеснить на задний план все монастыри, не управлявшиеся уставом Бенедикта только потому, что он подчинил себя церковной политике, направлявшейся из Рима. «В цели ордена не входило сообщать другим и пускать в действие свой духовный запас, хотя многие братья ордена с большим успехом действовали в качестве миссионеров, многие другие распространяли науку за пределами своих монастырей, a некоторые, жалея бедный народ, поучали его на его языке письменно и устно, увещевали его, потрясали его сердца». Между тем, мы замечаем явление, которое постоянно повторяется в истории запада: чем более монашество предоставляло себя в распоряжение церкви в качестве ее орудия, и чем больше участия оно принимало в ее задачах, тем более оно само подвергалось обмирщению и превращалось в церковный институт. Всего больнее должны были чувствовать это те монахи, которые посвятили свою жизнь одному Богу. Им оставалось только либо отказаться от мирских задач и снова всецело отдаться самому строгому аскетизму, или призывать орден к решительным реформам, чтобы потом попробовать преобразовать сословие каноников, этот обмирщившийся епископский клир. Но для запада характеристично, что монахи, которые с бесповоротной решимостью возвращались к греческому аскетизму, не могли надолго на нем успокоиться и спустя более или менее продолжительное время добровольно обращались к мысли о реформе ордена, но вместе с тем должны были обращаться и к церкви; из таких мы назовем прежде всего Бенедикта Анианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010