была закреплена 3-м правилом Собора 787 г. в Челси ( Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 3. P. 449). В Житии св. Бонифация, составленном Виллибальдом, часто упоминается К. В частности, говорится о К. благодатью семиобразного Духа через возложение рук и об особом праздничном дне, когда совершалось возложение рук и К. новокрещеных (Vitae S. Bonifatii//MGH. Script. Rer. Germ. Bd. 57. S. 30-31, 49). Вероятно, этим днем была октава Пасхи, когда в церкви собиралось множество народа (Vita Faronis. 103//MGH. Scr. Mer. Bd. 5. S. 195). Импульс к продвижению рим. практики на западнофранк. землях был дан уже при Карле Великом. Учение о К. раскрывается в трактатах о крещении, написанных каролингскими богословами по заказу Карла Великого. При этом глагол confirmare часто использовался в этот период по отношению к завершающей крещение Евхаристии («Sic corpore et sanguine dominico confirmatur» в толковании Псевдо-Алкуина (Vat. Reg. Christin. lat. 69, IX в.), изд.: Wilmart A. Analecta reginensia. Vat., 1966. P. 170; ср.: Alcuin. Ep. 134 (798 г.)//MGH. Epp. Bd. 4. S. 203; Odilbert Mediol. De bapt. 1//Erzbischof Odilbert von Mailand über die Taufe/Hrsg. F. Wiegand. Lpz., 1899. S. 24; Jesse, ep. Ambianensis. Ep. de baptismo//PL. 105. Col. 791; такое словоупотребление сохраняется и в более поздних источниках: Ordo Romanus XXXI 120 (2-я пол. IX в.)// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 508; Pontificale Romano-Germanicum. CXI 20// Vogel, Elze.PRG. Vol. 2. P. 175). Согласно Алкуину, через возложение рук епископом крещеный принимает семиобразного Духа благодати, чтобы укрепиться Св. Духом для проповеди другим ( Alcuin. Ep. 134//MGH. Epp. Bd. 4. S. 203). О епископском помазании он прямо не говорит (ср. у Магна, который отмечает, что возложение рук совершается для укрепления в истинной вере: Magnus, archiep. Senonensis. Libellus de mysterio baptismatis//PL. 102. Col. 983-984). Вероятно, каролингские богословы были вынуждены объяснять новую рим. практику при сохранении старой галликанской традиции однократного помазания после крещения и отождествлять К. исключительно с возложением рук епископом (напр.: Leidrad, ep. Lugdunensis. Liber de sacramento baptismi. 7//PL. 99. Col. 863-865; Theodulfus, ep. Aurelianensis. De ordine baptismi. 16//PL. 105. Col. 235). При этом возложение рук могло совершаться уже после причащения ( Odilbert Mediol. De bapt. 21//Erzbischof Odilbert. 1899. S. 36-37; в прибавлении Бенедикта Анианского к Сакраментарию Григория в чине крещения отмечено, что если присутствует епископ, то он совершает К. хризмой и причащает, если он отсутствует, пресвитер сразу совершает причащение - Deshusses. 1979. Vol. 1. P. 379). Однако уже в трактате Иессея сказано, что епископ конфирмует, помазывая лоб хризмой, и возлагает руки ( Jesse, ep. Ambianensis. Ep. de baptismo//PL. 105. Col. 790-791).

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Вероятно, ок. 802 г. Адальхард вступил в полемику со св. Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины, за которыми скрывалась проблема введения единого устава во всех франк. мон-рях. Так, Адальхард полагал, что мирянин, желающий стать монахом, должен получить тонзуру до истечения 1-го года жизни в мон-ре (желательно в течение первых 2 месяцев) и только после этого проходить новициат, тогда как Бенедикт Анианский требовал, чтобы новиций получал тонзуру только через год и более пребывания в мон-ре. Адальхард разрешал бедным разделять трапезу с монахами в рефектории, но запрещал входить туда богатым мирянам (они вкушали пищу с аббатом); по мнению Бенедикта Анианского, в рефектории могли находиться только монахи. Адальхард допускал утренний сон после окончания вигилии; он считал запрещенной для монахов пищей не только мясо животных, но и жиры животного происхождения. Ритуальное омовение ног братии, по мнению Адальхарда, должно было совершаться в полном молчании. В 809 г. вместе с Бернхарием (Бернардом) Вормсским и аббатом Смарагдом Адальхард доставил в Рим акты Ахенского Собора, на котором обсуждался вопрос об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Annales regni Francorum. a. 809//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 129). В 811 г. его назначили регентом при Бернарде, буд. короле Италии (Die Translatio S. Viti martyris. Münster, 1979. S. 36-37), для к-рого Адальхард, вероятно, написал трактат «De ordine palatii», впосл. положенный в основу одноименного сочинения архиеп. Гинкмара Реймсского. После смерти Карла Великого в 814 г. по неясным причинам (видимо, из-за дворцовых интриг или династических споров) Адальхард был сослан в мон-рь Нуармутье ( Paschas. Radb. Vita Adalhardi. 32//MGH. SS. T. 2. P. 527). Его братья и сестра также были отправлены в ссылку в мон-ри: Вала стал препозитом в К., Бернхария отправили в аббатство Лерен , а Гундраду - в жен. мон-рь Св. Креста в Пуатье. Несмотря на ссылку Адальхарда, имп. Людовик Благочестивый грамотой от 29 янв. 815 г. подтвердил привилегии К. Преемником Адальхарда I стал Адальхард II (814-821), к-рый выступил инициатором основания мон-рей в Саксонии для более успешной христианизации этого региона (подробнее см. в ст. Корвей ).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

известные последователи Антония почитали его и сохраняли его наставления, то они могли и сами, делая наставления своим ученикам, внушать им тоже самое, что слышали от своих учителей, или же ученики их, записывая произведения их после их смерти, могли смешать эти устные беседы их с беседами такого же характера, принадлежащими другим известным подвижникам. Этим может быть объясняемо сходство аскетических наставлений Антония в его XX речах с такого же рода наставлениями других подвижников. При всем том XX речей Антония не заключают в себе указаний на позднейшие монашеские обычаи; поэтому, хотя их и возможно считать подвергшимися некоторым изменениям и примеси, однако положительных оснований для этого не имеется. Эти речи, равно как и письма Антония, сравнительно с другими произведениями, приписываемыми Антонию, сохранились в наибольшей чистоте. Антонию приписываются еще правила или каноны духовным детям своим монахам 373 (regulae sive canones ad filios suos spirituales monachos). Правила эти переведены Авраамом Енхелленским с арабской рукописи и изданы 1646 г. в Париже вместе с другими произведениями Антония. Эти же правила в несколько измененной редакции находятся и в древнем кодексе Бенедикта Анианского. Те и другие параллельно друг другу помещаются у Галланди и Миня. Полное заглавие этих правил (по кодексу Авраама Енхелленск.) такое: «тому, кто хочет носить иго монашества, я предписываю следующие правила, которые изрекает Господь устами моими. Всякий монах должен исполнять их и кто одну из заповедей этих разрушит, меньшим наречется в царстве небесном» ( Mamф. V, 19 ) 374 . Таким образом заглавие их показывает безусловную обязательность их для монахов. Из содержания этих правил открывается, что многие из них позднейшего происхождения и не соответствуют духу наставлений Антония; многие из них предполагают такой порядок и образ жизни монахов, который установился в монастырях общежительных и только некоторые по содержанию своему сходны с наставлениями пр. Антония. Прежде всего, что касается самого заглавия правил, предписывающего всеобщую обязательность их, то нужно заметить, что это заглавие прямо противоречит свидетельству в «vita S. Antonii», где говорится, что Антоний правил для жизни отшельников не устанавливал, внушая им жить только согласно с писанием 375 . По этому же заглавию оказывается, что Антоний несоблюдение даже одного из рекомендованных будто бы им правил считал настолько важным, что нарушителя их признавал недостойным царства небесного. Заглавие этих правил, составленных и записанных позже Антония, сделано каким-нибудь монахом – начальником монастыря, желавшим придать больше авторитета этим правилам и освятить их именем пр. Антония. Затем, обращаясь к содержанию этих правил, мы видим с одной стороны значительное несоответствие их с образом жизни Антония и его первых учеников, а с другой – весьма значительное сходство многих из этих правил с правилами других известных подвижников, назначавшимися для монастырей общежительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Однако эта реформа, являясь следствием процесса многовековой дифференциации различных укладов жизни (norma vivendi) религ. сообществ, объединявших не только монахов, но и клириков и благочестивых мирян, в большей степени имела институциональный характер: ее главной задачей было разделить регулярные и нерегулярные общины, т. е. монахов и каноников, легитимировав тем самым 2 основные формы общежития (vita communis) и установив для каждой из них свои нормы. Бенедиктинский устав сыграл здесь роль унифицирующего фактора, отличавшего монашество как «сословие». Кроме того, реформа имп. Людовика Благочестивого и св. Бенедикта Анианского была инициирована сверху (ее следует рассматривать как 1-ю и единственную в истории попытку масштабного адм. вмешательства имп. власти в жизнь зап. монашества). Клюнийские аббаты-реформаторы и современные им представители др. движений монашеской реформы, напротив, действовали по собственной инициативе и из внутренних побуждений, что в немалой степени определило их успех. Провозгласив целью духовное обновление монашества (restauratio coenobiorum), они рассматривали бенедиктинский устав, регламентирующий образ жизни монахов, как действенный инструмент воплощения реформы: строго следуя уставу, монашество должно очиститься от мирского. Противопоставление аскетического образа жизни монахов порокам и «злу роскоши» присутствовало как в сочинениях св. Одона, так и в позднейшей клюнийской агиографии (Житие св. Бурхарда (BHL, N 1482), жизнеописание кор. Роберта Благочестивого ( Helgaud de Fleury. Vie de Robert le Pieux/Éd. R.-H. Bautier, G. Labory. P., 1965) и др.). Более того, св. Одон рассматривал аскезу как единственное средство исправления (correctio) монашества, ибо только она ведет к духовному совершенству (vita perfecta) и уже на земле приближает человека к Богу. В совершенстве своей жизни монахи становятся подобны «блаженным ангелам» (monachi perfecti sunt, beatis angelis assimilantur) и «воинству небесному» (coelestis militia); следуя бенедиктинскому уставу, они поднимаются над суетным миром.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Мартина в Туре для разрешения спора между монахами, бóльшая часть которых решила перейти в разряд каноников. Вероятно, позиция Бенедикта Анианского была недостаточно гибкой: монастырь был ненадолго преобразован в каноникат (имп. Людовик Благочестивый в грамоте 832 г., данной монахам Сен-Дени, тоже решившим вернуться от канониката к статусу монастыря, называл св. Бенедикта Анианского и аббата Арнульфа добрыми и благочестивыми людьми, но «очень простыми» (simplicissimi) - Monuments historiques/Éd. J. Tardif. P., 1866. P. 88). Роль Анианского мон-ря в ахенской реформе минимальна (в отличие от Клюни или Горце в последующую эпоху). Реформированные монастыри не были связаны между собой и продолжали самостоятельно поставлять своих аббатов. Хотя единый устав (regula) был введен, но обычаи (consuetudines) в мон-рях бенедиктинской традиции остались разные. Наряду с Бенедиктом Анианским в этот период были известны и другие реформаторы монашеской жизни - архиеп. Лейдрад Лионский, аббат Сен-Дени Гилдуин. Несмотря на право свободных выборов, которое получили монастыри согласно «Capitulare ecclesiasticum» (818/9), многих аббатов назначал король (император) (MGH. Capit. T. 2. Pars 1. P. 276). В каролингскую эпоху появляются титулярные аббаты, одновременно возглавлявшие несколько мон-рей (напр., Гилдуин с 825 носил титул архикапеллана, а в награду за службу он был назначен аббатом 5 крупных мон-рей - Сен-Дени, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сент-Уан в Руане и мон-ря в Салоне (Лотарингия)). При К. распространяется практика назначения мирян аббатами (abbas laicus) (напр., Эйнгард получил аббатство св. Петра в Генте). Чтобы предотвратить разграбление монастырских земель аббатами-мирянами, было введено разделение имущества обителей на mensa abbatis (букв.- стол аббата) и mensa fratrum (букв.- стол братии). Часто короли становились титулярными аббатами монастырей. Наряду с монастырями, реформированными Бенедиктом Анианским или под его влиянием (Желлон, Флёри, Муасак, Лерен, Конк, Савиньи и др.), существовали монастыри, к-рые находились в ведении местных епископов (часть из них перешла в разряд каноникатов (Сен-Дени, Сент-Илер-ле-Гран в Пуатье, Сент-Омер, Сен-Пьер-ле-Виф и Сент-Коломб в Сансе, Сент-Аньян (Сент-Эньян) в Орлеане, Сен-Бенинь в Дижоне, Сен-Марсель близ Шалон-сюр-Сон, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сен-Сибар в Ангулеме, Сент-Обен в Анже, Сен-Сальви в Альби и, вероятно, Сен-Виктор в Марселе), в других братия продолжала вести монашеский образ жизни (Сен-Жермен в Осере, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сен-Фарон в Мо, Сен-Люсьен в Бове, Сен-Ва в Аррасе, Сен-Пер в Шартре и Санкт-Максимин в Трире)), мон-ри в сельской местности (Сен-Морис-д " Агон, Сен-Вандрий-де-Фонтенель, Ферьер, Без, Монтье-ан-Дер, Сен-Мор-де-Фоссе, Лобб, Эльнон (Сент-Аман-лез-О), Эхтернах, Синт-Трёйден, Корби, Санкт-Галлен, Фульда, Райхенау и др.), в основном перешедшие на бенедиктинский устав, и жен.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

950 г. мон. Гиацинтом по указанию аббата Алигерна (Cassin. 269). В др. манускрипте, созданном ок. 920 г. по распоряжению аббата Иоанна, собраны аскетические и исторические сочинения (Cassin. 175). Рукопись открывается миниатюрой с изображением Иоанна, к-рый вручает книгу св. Бенедикту, восседающему на престоле рядом с ангелом. Основную часть манускрипта занимает Устав св. Бенедикта с комментарием Хильдемара из Корби (40-е гг. IX в.), приписанным Павлу Диакону (эта же редакция комментария сохр. в рукописях Cassin. 352 и 360 (сер.- кон. XI в.), вероятно, она происходит из Сев. Италии - см.: Zelzer K. Überlegungen zu einer Gesamtedition des frühnachkarolingischen Kommentars zur Regula S. Benedicti aus der Tradition des Hildemar von Corbie//RBen. 1981. T. 91. N 3/4. P. 373-382). Далее в рукописи содержатся т. н. Устав Бенедикта Анианского (CCM. T. 1. P. 515-536), письмо аббата Теодомара Карлу Великому, послание свт. Григория Великого о привилегиях мон-рей ( Greg. Magn. Reg. epist. V 47, 49), а также лекционарные указания (Bibliotheca Casinensis. 1873-1894. T. 4. P. 26-32) и монастырские «обычаи» - «Ordo Casinensis II» и «Memoriale qualiter» (CCM. T. 1. P. 177-282; см.: [Inguanez.] 1915-1941. Vol. 1. Pars 2. P. 258-260). Наличие в рукописи уставных текстов, связанных с реформой Бенедикта Анианского, позволяет предположить, что в М.-К. были известны и действовали постановления Ахенских Соборов 816-817 гг. ( Leccissotti. 1947. P. 275; Idem. 1956). Рукопись Cassin. 175 завершается исторической антологией, составленной из разнородных текстов. Ее основная часть известна как «Хроника св. Бенедикта» (Chronica S. Benedicti Casinensis). В ее состав входят относящиеся к М.-К. фрагменты «Истории лангобардов» Павла Диакона, подробное повествование о походе имп. Людовика II против сарацин (866-867) и о предшествовавших этому событиях в Юж. Италии (рассказ был составлен, вероятно, вскоре после посещения мон-ря имп. Людовиком II в 866), пересказ дарственной грамоты герц. Гизульфа II и его супруги Скауниперги, положившей начало монастырскому патримонию, хронологическая таблица герцогов и князей Беневенто и аббатов М.-К., а также перечни Римских понтификов, рим.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

По мнению большинства исследователей, папа Григорий Великий не стремился соблюдать Устав св. Бенедикта и не способствовал его распространению. Возможно, он не был знаком с текстом устава и знал о нем только по рассказам ( Hallinger. 1957). Самое раннее упоминание об уставе «римского аббата Бенедикта» содержится в письме некоего Венеранда Констанцию, еп. Альбиги (ныне Альби, Франция), которое предположительно относится к 20-м гг. VII в. ( Traube L. Textgeschichte der Regula S. Benedicti. Münch., 19102. S. 87-88; см.: Prinz. 1965. S. 267-268). В меровингской Галлии Устав св. Бенедикта рассматривали как один из авторитетных монашеских уставов, на основе которых формировались «смешанные» правила различных обителей. Обычно его комбинировали с правилами св. Колумбана , в жен. мон-рях - также с «Установлениями для святых дев» Кесария Арелатского (напр., в Уставе св. Доната, еп. Везонционского (Безансонского) - CPL, N 1860). Принять Устав св. Бенедикта призывали участники Собора, состоявшегося в Августодуне (ныне Отён) скорее всего при еп. Леодегарии (Concilia Galliae A. 511 - A. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 319. (CCSL; 148A)). В англосакс. Британии распространением Устава св. Бенедикта занимался св. Вильфрид († 709/10) (Vita Wilfridi. 14, 47//The Life of Bishop Wilfrid by Eddius Stephanus/Ed. B. Colgrave. Camb., 1927. P. 30, 98). Во франк. Галлии при поддержке как церковных, так и светских властей бенедиктинский устав постепенно вытеснял др. монашеские правила. Впервые он был провозглашен обязательным для франк. монахов в канонах Германского Собора (742/3), затем в ряде соборных постановлений и королевских капитуляриев (напр.: MGH. Capit. T. 1. P. 26, 28, 67, 75-76; MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 4, 7, 60, 168). На Ахенских Соборах 816 и 817 гг. под влиянием св. Бенедикта Анианского монахи, обязанные соблюдать бенедиктинский устав, были четко отделены от каноников; монахи должны были придерживаться не только единого устава, но и единых обычаев (consuetudo), к-рые детально регламентировали жизнь в мон-ре. Т. о., Устав св. Бенедикта был принят почти во всей Зап. Европе. В то же время о св. Бенедикте стало широко известно благодаря распространению «Диалогов» свт. Григория Великого, к-рые были доступны в Испании и в Галлии начиная с 30-х гг. VII в.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Деятельность Г. по реформированию мон-рей и распространению бенедиктинского устава, видимо, находилась под влиянием начавшейся в X в. клюнийской реформы, но не была напрямую связана с ней. Г. следовал традициям св. Бенедикта Анианского и стремлению к унификации киновийного монашества вокруг единственной и обязательной для каждого мон-ря формы монашеского служения (для Г., как и для Бенедикта Анианского, это был устав прп. Венедикта Нурсийского ). В Житии Г. также упоминается, что святой, устроив общежительное монашество в поместье Бронь, учредил при мон-ре отшельнические келлии, куда удалился и сам. Т. о., в отличие от деятелей клюнийского движения и в соответствии с традициями прп. Венедикта Нурсийского Г. не рассматривал монашескую киновию как единственную форму монашеского служения. Но, способствуя восстановлению мон-рей и унификации монашеской жизни, добиваясь от Римского престола подтверждения привилегий мон-рей, Г., видимо, не стремился к прямому подчинению этих мон-рей Римскому папе. Главным условием процветания монашеской жизни Г. считал материальное обеспечение мон-рей (прежде всего владение земельными поместьями). Кроме того, в реформированных им мон-рях строгого разделения на священствующих и несвященствующих (conversi) братьев не вводилось. Почитание Г. распространилось с XII в. Ок. 1074-1075 гг. по указанию аббата мон-ря Бронь одним из монахов было составлено Житие святого. В марте 1131 г. еп. Льежский Александр обратился к прибывшему в Намюр папе Римскому Иннокентию III с просьбой признать святость Г. Официально канонизирован Собором в Реймсе (18-19 окт. 1131), тогда же были открыты его мощи. Мон-рь Бронь стал центром паломничества и, изначально освященный во имя ап. Петра и св. Евгения, получил посвящение Г. К нач. XVII в. населенный пункт Бронь стал называться Сен-Жерар. Ист.: Vita Gerardi//ActaSS. Oct. T. 2. P. 300-320; idem.//MGH. SS. T. 15. Pars 2. S. 655-673; Translazio S. Eugenii//MGH. SS. T. 15. Pars 2. S. 646-652. Лит.: Servais A.Essai sur la vie de st. Gérard, abbé de Brogne. Namur, 1885; Del Marmol E. L " abbaye de Brogne ou de S.-Gérard//Annales de la Société archéol. de Namur. 1858. Vol. 5. P. 225-255, 373-450; Blouard R. S. Gérard de Brogne//Guetteur Wallon. Namur, 1959. N 3. P. 64-140; Gérard de Brogne et son œuvre réformatrice: Études publiées, à l " occasion du millenaire de sa mort (959-1959). Maredsous, 1960. (RBen; 70).

http://pravenc.ru/text/164889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНДЕН [лат. monasterium Sancti Salvatoris ad Indam, monasterium ad Indam; нем. Inden], католич. бенедиктинский мон-рь Спасителя близ Ахена (Германия), назван по р. Инде. Основан франкским имп. Людовиком Благочестивым в кон. 814 или в 815 г., освящен в 817 г. Центр каролингской монастырской (анианской) реформы. Вероятно, в нач. XIII в. получил посвящение в честь еп. (папы) Римского св. Корнелия (251-253) и стал называться Корнелимюнстер (лат. monasterium S. Cornelii; нем. Cornelimünster, Kornelimünster). Бенедиктинское аббатство св. Корнелия Бенедиктинское аббатство св. Корнелия Идея основать образцовый мон-рь недалеко от Ахена, фактически главной резиденции франк. императора, была связана со стремлением Людовика Благочестивого, пришедшего к власти в 814 г., после смерти имп. Карла Великого , поселить неподалеку своего советника св. Бенедикта Анианского (на тот момент настоятеля Анианского аббатства). Мон-рь основан на месте древнего брода через р. Инде (приток р. Рур), к юго-востоку от Ахена, на перекрестке путей из Ахена в Трир и из Кёльна в Бове. Предполагалось, что И. станет одним из центров монастырской реформы, начатой Карлом Великим и продолженной Людовиком Благочестивым, целью к-рой была унификация церковной жизни и, в частности, распространение устава прп. Венедикта Нурсийского на все мон-ри. Как свидетельствует автор Жития св. Бенедикта Ардон Смарагд, в мон-ре подвизалось 30 человек (примерно в 4 раза меньше, чем в среднем монастыре того времени), приглашенных из разных обителей (Vita Benedicti abbatis Anianensis et Indensis auctore Ardone. 35//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215). Мон-рю во владение были переданы земли, окружавшие его (с XII в. эта область стала называться «Kornelimünster Ländchen», «Münsterländchen» - «земли монастыря св. Корнелия»). К привилегиям мон-ря относилось право свободного избрания аббата братией. По указу имп. Людовика Благочестивого имперские аббатства обязывались посылать 2 представителей от своих мон-рей в И. для ознакомления с бенедиктинским уставом с целью его распространения. В 816-817 гг. в И. проходил Собор, где обсуждались вопросы монастырской реформы.

http://pravenc.ru/text/389559.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010